Трагедия Ларисы Огудаловой в романе Бесприданница Островского сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Трагедия Ларисы в романе Бесприданница

Главным лицом в пьесе «Бесприданница» является Лариса Огудалова. Лариса получила отличное образование, она умная девушка, обладающая красотой и талантом. У нее чистая и открытая душа, она верит в бескорыстие и справедливость. Единственным ее недостатком является то, что Лариса – бесприданница, не имеющая достаточных средств к существованию. Конечно, это не личный недостаток девушки, а порок того времени, и того общества, в котором живет героиня.

Мать Ларисы сама считает свою дочь товаром, который можно выгодно продать, и улучшить свое материальное благополучие. Расчетливая и хладнокровная женщина старается подать свою дочь потенциальным женихам в самом выгодном свете, она заставляет ее прислуживать им и унижаться. Но Лариса, чистая, доверчивая душа, противится матери. Она ждет чистой и возвышенной любви. Их дом часто посещает богатый и импозантный судовладелец Сергей Сергеевич Паратов. Со всей пылкостью юного сердца, Лариса влюбляется в красивого и умного мужчину. Она надеется на взаимные чувства, она пока еще не знает, что миром правят деньги. Но Паратов уже не слишком молод, и ему известны все нюансы жизни. Кредо Паратова: «Всякому товару цена есть». Он никогда не женится на девушке, у которой за душой ни гроша. Паратов не прочь поразвлечься с молодой девушкой, которая красива и образованна, ее можно пригласить в компанию, где она будет играть роль дорогой изящной вещи.

Разочаровавшись в любви, Лариса собирается стать женой Карандышева, мелкого чиновника. Тщеславный Юлий Капитонович ничем не лучше богатого судовладельца, ему льстит сама мысль, что эта красивая игрушка, Лариса Огудалова достанется ему.

Пригласив гостей, Карандышев делает потуги сравниться со своими богатыми соперниками, не понимая, как глупо и жалко он выглядит даже для Ларисы. В конце концов, счастливый жених напивается, а Паратов, пользуясь чувствами девушки, увлекает ее на пароход. На пароходе собралось высшее общество, а Ларисе опять отводится незавидная роль куклы, нужной для развлечения публики.

Воспользовавшись невинностью девушки, Паратов проводит с Ларисой ночь. Утром Лариса ждет дальнейших действий, но Паратов признается ей, что женится на другой девушке, и отправляет Ларису домой. Несчастная девушка раздавлена, она ищет сочувствия у своих давних друзей, Кнурова и Вожеватова, не подозревая о том, что они уже кинули жребий, кто будет владеть ей в дальнейшем.

Карандышев стреляет в невесту, и эта смерть становится избавлением Ларисы не только от собственных мук, но и от трагедии продажного общества.

Кто виноват в трагической смерти Ларисы в произведении «Бесприданница­ «?

Несколько раз задавала этот вопрос своим дочерям, так как они очень любят фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятый на мотив произведения А. Н. Островского «Бесприданница» и читали саму пьесу. Ответы на свой вопрос получала разные:

  • Карандышев (самый популярный ответ)
  • Паратов
  • сама Лариса

И только младшая ответила правильно, на мой субъективный взгляд:

  • виновата мама Ларисы, которая плавно подвела к гибели всех своих дочерей, приучая их жить по воле мужчин и не дав им возможности честно трудиться, забыв о праздности.

Соглашусь с этим ответом и добавлю от себя — Огудалова Харита Игнатьевна (мама Ларисы) развратила своих дочерей, устроив в своем доме «ярмарку невест», где пыталась задорого сбыть их, что и привело к гибели сначала старших дочек, а затем и самую младшую, а выстрел Карандышева лишь поставил жирную точку, потому что погибла Лариса уже до этого, потеряв веру и назвав себя «дорогой вещью».

На самом деле, так сложились обстоятельства и отчасти виновата сама Лариса. Да и общество, тоже хорошо, его устои и породили таких вот Паратовых и карандашевых. Они ей всю жизнь и поломали. Да и мать ее тоже хороша, именно она сформировала у своей дочери неправильные жизненные установки, которые изрядно подпортили ей жизнь.

Поэма «Бесприданница» очень глубокое, трагичное произведение, в котором безумно жаль героиню Ларису Огудалову.

Лариса чистая, невинная, романтичная девушка, живущая сердцем.

Виновников гибели Ларисы много, так как все по-сути воспринимают её, как вещь, которой можно воспользоваться, продать.

Она влюбилась в Паратоваи несмотря на то, что он пользуется ею, верит ему, доверяя и отдавая ему всю себя.

После того, как он предает её и собирается жениться для улучшения своего благосостояния, мир у неё рушится, она не видит цели в жизни.

Виновата мать, которая не смогла уберечь дочь, ведь она так же, как и другие видела в ней вещь, которую можно удачно продать.

Да и общество в целом, с его устоями, власть богачей над неимущими. Именно такое положение благоприятствует развитию отношений купли-продажи.

Помню, что произведение А.Н. Островского «Бесприданница» проходили в школе, после этого еще смотрел фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс».

В этой ситуации нет одного виновника, что Лариса погибла, здесь виновны многие.

Среди виновных можно выделить следующих действующих лиц:

С одной стороны виновата мать, которая хотела выдать дочь за богатого и достойного человека и не заметила, как Лариса стала «вещью».

Виноват Карандышев, не только что убил Ларису, но и то, что во все это ввязался.

Виноват Паратов Сергей Сергеевич своей безответственностью.

И конечно же виновата сама Лариса, которая позволила так с собой обращаться.

Лариса Огудалова переживает жестокость окружающих, а также любовную драму, в результате которой она гибнет. Она умна и образованна, но бесприданница. Её мать торгует красотой и молодостью её и её сестёр, ищет любовь, а потом, вследствие своей неопытности, попадает в ловушку Сергея Сергеевича Паратова, считая его идеалом мужчины.

Девушка сама себя погубила, так как видела в этом духовное спасение, спасаясь от тяжелого выбора, который она хотела бы сделать, чтобы не попасть в водоворот, называемый развратом.

У каждого может быть своё мнение на предмет того, из-за чего и из-за кого погибла Лариса в Бесприданнице. В принципе, на то и великое произведение великого автора, чтобы давать почву для размышлений на несколько поколений вперёд.

Лично я вижу несколько причин и укажу их, но никоим образом не претендую на то, что моё мнение является единственно верным, просто напишу о своих впечатлениях.

  • Бесправное положение женщины в царской России. В этом плане явно можно провести аналогию с Анной Карениной, героиней Толстого.
  • Эгоизм и себялюбие многих мужчин, в частности, Ларису окружающих. Жениться не хотят и не могут, но пользоваться её молодостью, красотой и свежестью- пожалуйста.Или напротив- жаждут жениться, зная, что любви нет. Хотят взять себе то, что фактически им не может принадлежать.
  • Безволие и бесхарактерность самой Ларисы. Получается- что она как-бы раба любви. И эта вот любовь её и губит.
  • Естесвенно, мать Ларисы, которая постоянно вмешивалась в жизнь дочери и толкала её на не всегда допустимые вещи.
  • Неуравновешенность в психологическом плане Карандашова. Его стремление казаться не тем, кто он есть на самом деле.

Трагедия Ларисы Огудаловой в романе А.Н. Островского «Бесприданница»

Многие поэты и писатели посвящали свои творения женской любви. Одним из таких писателей является Александр Николаевич Островский, где в пьесе «Бесприданница» он показал не только нравы, приоритеты, традиции дельцов, бояр, мелких чиновников, но и личную драму влюбленной женщины. И эта женщина — Лариса Огудалова.

Лариса обладает поэтичной душой, стремящейся к любви и счастью. Она хорошо воспитана, одаренна красотой и умом. Ее характер противостоит устоям «нового времени». Огудалова живет в мире дельцов, где главной ценностью являются деньги, где все продается и покупается, где «всякому товару есть цена».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Лариса и есть главный товар пьесы. «Я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите», — говорит она. Ею торгуют и мать, и друг детства Вожеватов, и Кнуров, и Паратов, и даже Карандышев. Так, Карандышев организуя обед в честь Ларисы, решил просто похвастаться приобретенной «игрушкой», показать свое превосходство над другими: «Я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем».

Вожеватов и Кнуров бросают монетку, кому же достанется такое украшение. Но Ларисе нет дела до них. Все ее мысли, чувства связаны с Паратовым, но Паратова волнует лишь его состояние. Как только у него проблемы, он тут же отъезжает, забыв попрощаться с Ларисой. Она ему это прощает. И как только он возвращается, Лариса уже чувствует шаткость своего положения: «Топите вы меня, толкаете в пропасть». Она просит уехать подальше, в деревню, как Катерина героиня пьесы «Гроза», просила взять клятву у Тихона.

Лариса хочет обезопасить себя от поступка, к которому стремится сердце. Но Карандышев не поддерживает Ларису, как Тихон не поддержал Екатерину. Карандышева заботит только самолюбие. Так Лариса остается наедине со своими страхами.

По приезду Паратов и не вспоминает о Ларисе, пока Вожеватов не сообщает ему, что Лариса выходит замуж. Женится и Паратов, точнее снова происходит процесс купли-продажи: в обмен на свою свободу он приобретает золотые прииски. Паратов хочет поиграть на последок, и Лариса — отличная игрушка. Он дает ей самое страшное — веру в счастье. «Мечтаю об одном блаженстве: быть рабом вашим; я потерял больше, чем состояние, я потерял вас», — говорит Паратов. Он обманывает, говорит о любви, когда в нем нет даже доли жалости. Лариса верит ему и бросается в омут с головой.

Цель Паратова достигнута: Лариса, обезумев от своей любви, с верой и надеждой в их совместное будущее соглашается быть его всецело. Однако, на утро, когда Лариса спрашивает, может ли она считать себя его женой, Паратов «вспоминает», что он связан цепями, которые не может разорвать. Ларису и это не останавливает: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя», пока Паратов не признается, что он обручен. Лариса растоптана, на ее любовь наплевали, ее чувства втоптали в грязь, ей посмеялись в лицо. И вновь судьба с ней играет, Кнуров предлагает купить ее. Ей противен, ей тошен этот мир.

Она пытается умереть, но ей не это не удается: «Что меня держит над этой пропастью, что мешает? Ах, нет, нет… не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею». В развязке Лариса падает в борьбе и принимает положение, которое с самого начала ей присвоило общество: «Да, вещь,… я вещь, а не человек;… Каждой вещи своя цена… Я слишком дорога для вас». Но трагедия Ларисы в другом, ее слова звучат как гром в «Грозе»: « Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву… Я искала любви и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса лжет, ей не нужно золото, ей не нужно ничего. Именно поэтому, когда Карандышев стреляет в Ларису, она благодарит его.

В ее жизни было несколько вариантов исхода событий. До последних минут Лариса любила Паратова, и если бы она осталась жива, она смогла бы простить его который раз, и если бы он случайно опять вернулся в город, она бы вновь поверила ему, и вновь оказалась обманутой. Лариса могла стать роскошью Кнурова, но для нее это ровно смерти. Женой Карандышева не стала бы никогда, покровительство Карандышева — тяжкое оскорбление. Как бы то ни было, счастья Лариса бы не нашла, нет для нее в этом мире любви, потому что в те времена, любовь испытывали только к деньгам, а не к людям.

«Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница»»

Обратимся прежде всего к характеру героини. Лариса — мягкая, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом — певческим и музыкальным. Лариса с трудом может понять, что в обществе, где она по воле матери должна вращаться, все определяют деньги, деньги и еще раз деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова, из помещика в соответствии с духом времени переквалифицировавшегося в предпринимателя-судовладельца, но целиком сохранившего барскую психологию. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Лариса бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить всё, товаром становится ее красота, о чем героиня до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хЬаткой миллионщиков из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Неслучайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Виновник ДТП, в котором погибла Марина Голуб, вышел на свободу

«Потом состоялся суд над человеком, который ее погубил. Он был пьян, его посадили. Но уже вышел, живет… Он и чужие жизни загубил, и свою сломал: выкинул те годы, которые в тюрьме провел. Если ему пришло осознание того, что он натворил, то только посочувствовать ему остается. Я иногда ночью просыпаюсь и не могу понять: все это реально произошло или привиделся ночной кошмар?» — говорит Анастасия.

В СИЗО Русаков успел жениться. Его супругой стала Виктория Клюкина.

Дочь Марины Голуб предполагает, что ее жизнь и карьера могли бы сложиться иначе, была бы мама жива. Некоторые отмечают, что 34-летняя девушка очень похожа на актрису своей жизнерадостностью.

«Странно было бы уникальность другого человека на себя примерять. Это путь в никуда. Я совсем не была готова жить без нее. До сих пор часто слышу: «Настя, вот сейчас ты — абсолютно Марина». Когда это говорят близкие, не задевает. А когда слышу такие слова от посторонних, становится больно. Просто я очень по ней скучаю, меня разрывает от тоски. Время быстро летит, и, если бы мама была жива, я бы сейчас совсем другая была. Да и карьера, уверена, пошла бы по-другому. В какой-то момент я поняла, что хочу не продюсированием заниматься, а искусством — рисовать, что-то творить, придумывать, ставить как режиссер, петь, играть как актриса», — рассуждает Анастасия.

Анастасия очень похожа на именитую маму

После смерти еще одного близкого человека, дедушки, единственным родным человеком у Насти остался отец — девушка родилась в первом браке актрисы с Евгением Тройниным.

Дочь Марины Голуб переосмыслила отношения с папой после трагедии

«Я его очень люблю. Мы не часто видимся, но на связи постоянно. Мама его первая супруга, от второй у него есть сын Дмитрий, которому уже 30 лет. Сейчас папа женат третьим браком на умной и интересной женщине Татьяне, общих детей у них нет. Они самодостаточные люди, наслаждаются друг другом и путешествиями, созерцают мир. Папе сейчас 66. Он состоятельный человек, но не олигарх, конечно. Всего добился сам: был директором ГУМа, сейчас занимается строительным бизнесом», — говорит Анастасия.

Сама же она пока не обрела счастье в личной жизни. Зато в карьере ей сопутствует успех. Анастасия стала автором сценария и режиссером картины «Избранники», в которой снялись многие знаменитости, в том числе Евгений Миронов, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Юрий Соломин, Никита Кукушкин и Павел Табаков.

По материалам «Экспресс-газеты»

Под конец сезона Новосибирский музыкальный театр сделал своим зрителям сюрприз – поставил «Бесприданницу».

Известнейшая пьеса Островского пережила немало постановок и экранизаций, но вот петь ее прежде не пробовали. Мюзикл Ефрема Подгайца на либретто Льва Яковлева по мотивам знаменитой пьесы Островского был написан в 2014 году специально для Магаданского музыкального и драматического театра. В Новосибирске сделали собственную аранжировку, но драматическую не сократили, дав артистам театра возможность не только продемонстрировать прекрасный вокал, но и вволю поиграть. Тем более, в пьесе все мужские роли – выигрышные, а в труппе сегодня достаточно интересных артистов.

– В мелодраме «Бесприданница» удачно сконцентрировалось все – хорошая музыка, драматические узлы из оригинальной пьесы, благодатный материал для артистов, – рассказывает режиссер-постановщик Василий Заржецкий.

Есть что играть и что петь Антону Лидману в небольшой роли Робинзона – когда еще у артиста музыкального театра будет возможность прочесть монолог Гамлета? Кирилл Бедарёв в роли Вожеватова вальяжен и церемонен, он так старался пробиться в «высшую лигу», он почти достиг своей мечты, он можно сказать на вершине. Но на вершине, оказывается, одиноко, а спуститься страшно… А Елизавета Дорофеева в роли Хариты Игнатьевны? Такая вальяжная и уверенная в себе, она вдруг теряется, мелко крестит, провожая, дочь. Знает, что не будет счастья, и все же надеется. И понимаешь – вот такой стала бы, наверное, и Лариса, не уедь она в тот день за Волгу.

Для Андрея Алексеева роль Кнурова – тоже редкая возможность проявить свой драматический талант. И в последнем монологе, обращенном к Ларисе, трескается маска вальяжного купца и вырываются столь тщательно скрываемая страстность… Паратов Алексея Коновалова – он не с Ларисой прощается, а с собственной романтичностью, своим страстям говорит нет. Тем страстям, что так ярко прорываются в дуэте с Ларисой Алины Шайхеевой в первом действии, когда зал замирает, зачарованный прекрасными голосами, рассказывающими о любви.

Музыкальная мелодрама с элементами детектива – так обозначают в театре жанр спектакля. По сюжету убийство уже совершилось, и теперь следователь (Евгений Дудник) проводит допрос Карандышева (Василий Халецкий). А тот мечется по сцене – не «маленький человек», придавленный нищетой, а хищник, загнанный в угол и скалящий оттуда зубы. Лариса для него – не цель, а средство, упущенная возможность возвыситься в глазах окружающих, добиться даже не уважения, а восхищения. И крушения этой мечты он ей простить не может, за это и стреляет…

Хотя, конечно, он прав – каждый персонаж прилагает руку к роковому выстрелу. Все мужчины вроде влюблены в Ларису, но ни один не готов пожертвовать хоть чем-то ради этой любви. Так стоит ли оставаться здесь, на этой набережной? Вот и уходит Лариса в белое небытие и тени, которые столь мастерски, в меру романтично и в меру реалистично выстраивают художник-постановщик Елена Вершинина и художник по свету Ирина Вторникова… Евгения Буторина Фото Виктора Дмитриева

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: