Убить пересмешника краткое содержание и анализ романа Харпера Ли


Харпер Ли «Убить пересмешника» история создания

Несмотря на то, что в книге затрагиваются серьезные темы, она будет интересна читателям различных возрастов. Издатели относят роман к возрастной категории от 12 лет и старше. В большинстве школ Соединенных Штатов Америки произведение «Убить Пересмешника» входит в школьную программу.

Убить пересмешника краткое содержание и анализ романа Харпера Ли

Нелл Харпер Ли англ. Nelle Harper Lee (1926-2016)

Книга, прославившая автора, явилась плодом кропотливого труда. Нелл Харпер Ли, родившаяся в небольшом провинциальном городке штата Алабама, всегда ощущала в себе талант писателя. Но всерьез заняться литературной деятельностью ей долгое время мешали различные обстоятельства. Она писала короткие рассказы и эссе в свободное от офисной работы время.

Рождественский подарок от друзей в виде годового отпуска помог Харпер Ли сосредоточиться на творчестве и создать серию рассказов, в дальнейшем переработанную в роман.

Книга «To kill a mockingbird» появляется в продаже в 60-м году 20 века. Количество страниц в романе – около 400. Книга прочитывается на одном дыхании и мгновенно завоевывает сердца читателей.

Онлайн голосование 2008 года, устроенное интернет-магазином Play.com, признало «Убить пересмешника» «лучшей книгой всех времен».

Заглавие произведения символично, и частично смысл названия раскрывается в самой книге. Аттикус Финч в разговоре с сыном называет убийство маленькой птички пересмешника греховным поступком. Птица сравнивается с невинными людьми, героями произведения.

История автора

Как и многие другие, автор этого произведения признан «гением одной книги». Все дело в том, что роман «Убить пересмешника» остался единственным произведением Харпер, однако за эту книгу, которая в конечном итоге получила полноценный перевод практически на все языки мира, писательницу наградили самой почетной Пулитцеровской премией.

Впоследствии Library Journal признал данное произведение лучшим романом, написанным в Америке на протяжении всего ХХ века, а с течением времени автору была присуждена также медаль Свободы – высшая гражданская награда США.

Сама автор неоднократно высказывалась по поводу успеха своего произведения. Если говорить о том, каково романа «Убить пересмешника» содержание, то это описание основных проблем общества того времени, а также их видение со стороны ребенка, и какого-то успеха данного произведения Харпер даже не ожидала. Даже больше: автор считала, что в руках критиков роман обречен на быструю «смерть». Но при этом она думала, что кому-нибудь книга все-таки может понравиться, и в дальнейшем все равно продолжала писать. Другими словами, написав «Убить пересмешника», она надеялась на самое малое, но в итоге получила гораздо больше.

Главные герои

Главные действующие лица с краткой характеристикой:

  1. Джин Луиза Финч – главная героиня романа по прозвищу Глазастик. От лица этой девочки ведется повествование. В начале романа ей шесть лет, она очень впечатлительный и непосредственный ребенок, который наблюдает и познает окружающий мир.
  2. Джим – старший брат Глазастика.
  3. Аттикус Финч – адвокат в небольшом южном городке Америки, отец Джима и Джин. Это герой, наделенный всеми чертами идеального отца, он служит образцом для подражания и центром мира для своих детей.
  4. Кэлпурния – чернокожая кухарка семейства Финч, занимающаяся воспитанием детей.
  5. Дилл Харрис – лучший друг детей Финч, приезжающий в Мейкомб в гости к тетке.

Экранизация

харпер ли убить пересмешника о чем книга

Из произведения «Убить пересмешника» цитаты настолько врезаются в сознание и несут такой глубокий смысл, что уже в 1962 году режиссер Роберт Маллиган решил экранизировать роман в своем новом фильме. Главную роль в кино отдали Грегори Пеку, и картина в конечном итоге оказалась невероятно удачной, вследствие чего ее номинировали на «Оскар» сразу в восьми разных категориях. Фильм победил в трех категориях:

  • лучшая мужская роль;
  • лучшие декорации;
  • лучший адаптированный сценарий.

Благодаря этому, из «Убить пересмешника» цитаты начали распространяться по всему миру, а фильм по сегодняшний день регулярно возглавляет разнообразные рейтинги лучших фильмов, выпущенных за всю историю американского кинематографа. Нередко даже в других странах данная картина признается одной из величайших работ в истории кинематографа всего мира.

Именно по этой причине экранизация «Убить пересмешника» рекомендуется к просмотру, так же как и прочтение романа.

Второстепенные персонажи

В книге много ярких персонажей, типичных представителей своего круга.

Это и члены многочисленного семейства Финч, и соседи, и другие жители городка и его окрестностей:

  • Кэролайн Фишер – молодая учительница в школе Джин Луизы, которая благоволит к современным методикам обучения, но мало чему может научить детей,
  • представители семьи Рэдли – соседи Финчей, отгородившиеся от жителей Мейкомба,
  • представители семьи Канингем бедные фермеры, трудолюбивые и гордые,
  • представители семьи Юэл, принадлежащие к низшим слоям, являющиеся «позором для Мейкомба» и не желающие изменить свое положение,
  • миссис Генри Лафайет Дюбоз сварливая одинокая старуха, живущая через два дома от Финчей,
  • Моди Эткинсон – независимая женщина, проживающая на одной улице с Джин и Джимом. Она отличается трезвостью взглядов и твердостью характера,
  • Александра Финч – сестра Аттикуса, представительница консервативного американского общества, старающаяся сделать из Глазастика настоящую леди,
  • Том Робинсон негр, незаслуженно обвиненный в тяжком преступлении и приговоренный к тюремному сроку,
  • Гек Тейт – добрый и честный шериф городка, старающийся следовать закону и голосу сердца.

Из русской литературы

  1. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»
    . Как общество влияет на человека? Оно прививает личности определенные ценности, черты характера и особенности поведения. Этот процесс проиллюстрировал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Главный герой вращался в высшем свете столицы, получил стандартное для дворян воспитание, поэтому усвоил специфичные нормы обращения с людьми и извращенное понимание морали. Он пресытился любовью, не верил в дружбу и ставил мнение презираемых им людей выше своего собственного. Именно по этой причине он предпочел дуэль с Ленским извинениям, хотя сам хотел признать вину и избежать схватки. Но страх перед тем, что его признают трусом, направил его на ложный путь. В результате Евгений убил человека и стал изгнанником с вечным чувством вины, зато его не посчитали малодушным едва знакомые люди, которых он не уважал. Общество сделало Онегина марионеткой, которая покорно шла у него на поводу, потеряв индивидуальность и волю.
  2. М. Горький, «Старуха Изергиль»
    . Почему между личностью и обществом возникают конфликты? Причина в том, что есть люди, которые не могут органично встроиться в свою социальную реальность. Они нарушают законы общей жизни, как, например, герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», Ларра. Он был высокомерен и считал, что все вокруг принадлежит ему по праву силы и превосходства. Сын орла и земной женщины получил от девушки отказ, но не смирился с ним, а убил ее. За это люди решили наказать его страшной карой — изгнанием. Они не захотели делить кров и пищу с убийцей, который поставил свои потребности выше морали и естественного права человека на жизнь. Ларра не смог освоиться среди соплеменников и попрал их законы, поэтому у него возник конфликт с обществом.
  3. Л.Н. Толстой, «Война и мир».
    Может ли один человек изменить общество? Многие авторы полагают, что нет. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» доказал, что один человек, как бы его не возвышала народная стихия, не может менять историю или управлять ее процессами. Он не в силах влиять на общество, даже если носит на голове корону. В качестве примера он рассмотрел выдающуюся личность Наполеона. При всей своей власти он не смог предотвратить моральное разложение французской армии, которая пришла в Москву и превратилась в горстку мародеров. Как только солдаты увидели брошенное богатство, они начали грабить и копить его. Их уже не интересовала цель прибытия. Какие бы меры не принимались «наверху», рядовые бойцы и офицеры предавались пьянству, разврату, алчности и стали жертвой своей жадности. Когда пришло время уходить, армия развалилась, потому что каждый вез награбленное. Если даже «великий человек» Наполеон не смог изменить своих солдат, то как может кто-либо другой тешить себя иллюзиями, что у него это получится?
  4. М. А. Шолохов, «Тихий Дон»
    . В. Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». Его утверждение не вызывает сомнений, ведь именно окружение формирует нормы поведения, морали, этики, которые образуют мировоззрение личности. Это доказал М. Шолохов в романе «Тихий Дон». Главный герой родился обычным казаком: пахал землю, удил рыбу, охотился, проходил военную службу, имел надел земли и избу. Однако судьба привела его на войну и свела с необычным окружением. Прибыв в московский госпиталь после ранения, Григорий познакомился с бойцом по фамилии Гаранжа, который помог ему осознать нелепость и преступность Первой Мировой войны. Все увиденные Мелеховым картины и умные речи язвительного товарища сплелись воедино и изменили мнение героя о военной службе и власти в стране. Если до войны Григорий не задумывался о правомерности решений правительства и свою бедность принимал как должное, то после демобилизации начал мыслить по-другому. Он стал разделять убеждения «красных» и стремиться к социальной справедливости. Несмотря на казачье происхождение, которое было ближе к ментальности Белого движения, Мелехов сделал выбор в пользу того, что открыло ему новое окружение. Именно оно и сформировало его мировоззрение.
  5. И.С. Тургенев, «Отцы и дети».
    Кого можно назвать «лидером»? Человека, который может повести людей за собой и увлечь их своими идеями. Например, таким героем был Евгений Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети». Он стал нигилистом, мог многое рассказать о своих оригинальных взглядах, поэтому многие слушатели становились его сторонниками и фанатами. Аркадий Кирсанов был одним из таких адептов новой веры нигилизма. Он покорно внимал речам друга и соглашался даже с тем, что на деле было ему чуждо. Также горячими поклонниками Базарова выступали Ситников и Кукшина, которые слепо копировали идеи своего кумира и перенимали даже его манеры. Своим ораторским мастерством и волей Евгений заронил семя сомнения даже в твердолобые головы представителей старшего поколения. Такие качества всегда отличают лидера: он убедителен, смел, упрям и умеет управлять людьми.
  6. И.С. Тургенев, «Бирюк»
    . Можно ли жить без общения с людьми? Конечно же, нет. Даже те, кого принято называть «нелюдимыми», не могут отказаться от социальных контактов, потому что они составляют часть нас самих. Так, герой рассказа Тургенева «Бирюк» прослыл дикарем и жестоким лесным сторожем. Из-за его рвения к работе никто в деревне не любил и не понимал его. Принципиальный лесник запрещал рубить деревья и не уступал даже за деньги. Общение с ним ни у кого не складывалось. Однако рассказчик при встрече с Бирюком не заметил враждебности и нежелания общаться. Лесник охотно проводил его в свою избу и познакомил с детьми. Более того, он даже отпустил вора леса, когда услышал его историю о бедности в семье и отсутствии выбора. Значит, даже если нам кажется, что человек может прожить без социальных контактов, это не так: все мы нуждаемся в общении и удовлетворяем эту нужду в той или иной мере.
  7. М. Горький, «Детство»
    . Как происхождение влияет на мировоззрение человека? Наш социальный статус и семейное положение определяют не только мировоззрение, но и судьбу. Подтверждение этому мы можем найти в повести Горького «Детство». Семья главного героя принадлежала к крестьянскому сословию и всегда жила в нищете. Дед Алеши рос без отца и работал с малых лет. Каширин долгое время надрывал здоровье, трудясь за гроши, испытал много горестей и лишений. Поэтому даже когда он достиг успеха по меркам своей среды, он считал каждую копейку и ценил деньги больше родных людей. Жизнь в бедности сделала его жадным, подозрительным и жестоким человеком, готовым идти к куску хлеба по трупам. Такими выросли и сыновья Василия. Ради наследства они дрались, обманывали и готовы были сжить со свету родного отца. Очевидно, что происхождение человека формирует его взгляды на мир и направляет его по жизненному пути.
  8. А.С. Грибоедов, «Горе от ума»
    . Почему талантливые люди часто страдают от непонимания в коллективе? Видимо, потому, что общество по природе своей консервативно и не может оценить все то, что отличается от общепринятой нормы. Эту закономерность подметил А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Фамусовское общество не приняло Чацкого, потому что герой обличал его пороки и высказывал новаторские идеи. Живой ум и независимость Александра контрастировали с всеобщим невежеством и конформизмом. Если бы московские дворяне приняли его, они бы ежедневно убеждались в собственной ничтожности на его фоне. Им пришлось бы менять себя и перестраивать систему взаимоотношений. Помещики боялись этих перемен и в глубине души не хотели их. Их устраивало то, что осуждал Чацкий: крепостное право, кумовство, преклонение перед иностранной культурой, социальная несправедливость. Талантливый человек не был понят и оценен по достоинству, потому что люди испугались его потенциала, чреватого нежелательными переменами и разоблачениями.
  9. В.Г. Распутин, «Живи и помни»
    . Бунт человека против общества — это всегда вынужденная мера, которая говорит о наличии социальных противоречий и несправедливости на уровне системы. Эту закономерность наглядно демонстрирует пример из произведения Распутина «Живи и помни». Героиня обнаружила, что муж дезертировал и скрывался неподалеку от дома, и помогала ему прятаться. Ее поступок — это вызов окружению и законам того времени. Все глубже увязая в противоборстве личного и общественного, Настена постепенно отказывалась от норм и традиций своей среды. Она открыто выступила против свекрови и свекра, обманула всех своих близких и оклеветала себя, когда забеременела. Она убеждала людей, что ребенок не от супруга, и тем самым разорвала связи, соединявшие ее с деревней. Набравшись мужества, героиня солгала и власть имущим, прикрывая дезертира в военного время и являясь соучастницей его преступления. Почему она так поступила? Ответ кроется в противоречии семейных ценностей отечественным и государственным приоритетам. Законы были безжалостны по отношению к женщинам, оказавшимся в положении Настены. Героиня не могла предать супруга, но ради него ей пришлось изменить Родине. Именно война и несовершенство советской правовой системы толкнули честную женщину на бунт против общества и его однобокой морали. Финальной точкой этого бунта стало самоубийство Настены, не желавшей выдавать Андрея.
  10. М.А. Булгаков, «Собачье сердце»
    . Может ли общество плохо повлиять на человека? К сожалению, это так, ведь скопление людей обладает отрицательными и положительными чертами, поэтому может повлиять на личность и хорошо, и плохо. К примеру, герой произведения «Собачье сердце» стал жертвой своего окружения. Шариков познакомился со Швондером и его товарищами, которые повсеместно насаждали новые порядки пролетарской диктатуры. Однако эти люди, ставшие самопровозглашенными судьями и получившие власть, были невежественны, грубы и обижены на свою бедность. Все их реформы сводились к мести богатым. Их влияние на Шарикова было разрушительным: он ополчился против своего создателя и решил отобрать у него часть квартиры. Полиграф не выполнял никаких обязанностей, но у всех требовал соблюдения своих прав, которые были плохо замаскированными капризами и попытками обогатиться за чужой счет. Борьба за «правое дело» стала для него предлогом для шантажа и средством заработка. Шариков, как и его окружение, не хотел учиться или работать. Ему больше нравилось требовать все, что ему нужно, от других, прикрываясь громкими лозунгами. Общество рабочих плохо повлияло на героя, ведь развило только его пороки.

To kill a mockingbird краткое содержание по главам

Роман To kill a mockingbird состоит из 31 главы, краткий пересказ которых приводится ниже.

1.

Знакомство с главными героями произведения и описание городка Мейкомб. Рассказ о событиях начала 30-х годов приводится в форме воспоминаний Джин Луизы Финч.

Девочка живет со своим отцом, занимающимся адвокатской практикой, братом Джимом, который старше сестры на четыре года, и Кэлпурнией.

Мама детей умерла, когда Джин Луизе было два года. С тех пор воспитанием мальчика и девочки занимается отец, которого они считают вежливым и справедливым.

Летом шестилетняя Джин и девятилетний Джим знакомятся с Диллом, с которым вместе беззаботно проводят время. Дети играют в различные игры. Но больше всего их привлекает дом Рэдли и его обитатели.

По слухам, внутри заточен Страшила Рэдли, младший сын Натана Рэдли, связавшийся в юности с плохой компанией и наказанный отцом.

2.

Наступил сентябрь, дети попрощались с Диллом, и началась школьная жизнь. Глазастику скучно в школе, где она не может проявить себя, и где молоденькая учительница обучает детей по-новому.

3.

Дети Финч приглашают на завтрак сына фермера Канингема. Уолтер Канингем беседует рассудительно по-взрослому с Аттикусом, а Глазастик вновь проявляет свою непосредственность, за что получает нагоняй от Кэлпурнии. В школе происходит примечательный инцидент с Баррисом Юэлом, пришедшим в первый день на занятия по требованию инспектора. Он доводит до слез молодую мисс Кэролайн и покидает класс.

4.

В школе у Глазастика по-прежнему не все гладко. Однажды по дороге домой она обнаруживает в стволе дуба на границе земли Рэдли пакетики с жевательной резинкой. Она рассказывает о находке брату, и позднее они находят в дупле много интересных мелочей.

5.

Дети, догадываясь, что тайник в дубе устроил Страшила Рэдли, написали ему записку. За это они получают нагоняй от Аттикуса, запрещающего дразнить людей и разыгрывать историю их жизни на глазах у соседей.

6.

Мальчишкам приходит в голову забраться в огород Рэдли, где убегая от хозяина дома, Джим теряет штаны. А утром заботливо зашитые брюки обнаруживаются на заборе.

7.

Джин Луиза переходит во 2 класс, где ей нравится не больше чем в 1. В тайнике дети обнаруживают двух куколок из мыла, а через две недели – жевательную резинку, потом – медаль. Но кто-то замазывает дупло цементом, и дети сильно расстраиваются.

Краткое описание

Это справедливая и добрая книга, к которой часто присматриваются, но далеко не всегда решаются приобрести и прочесть. Она уносит читателя в детство и показывает, как именно закладывается фундамент жизни каждого человека, ведь дети смотрят на окружающий мир глазами взрослых и делают собственные выводы, определяя малейшую ложь и мгновенно замечая расхождение между поступками и словами. Именно поэтому ребенка невозможно обмануть, и очень важно оставаться перед ним самим собой.

Многих людей может отталкивать название этой книги, ведь с подобным названием и нарисованными на обложке детьми у многих возникают не самые приятные ассоциации, хотя некоторых подобный поворот даже немного интригует. К счастью, произведение часто включают в состав различных сборников, поэтому многие все чаще и чаще сталкиваются с ним и стараются прочесть.

Стоит отметить, что некоторые люди, которые изучили романа «Убить пересмешника» содержание, даже немного завидуют тем, кто его еще не читал, но после изучения всего сюжета все равно перечитывают неоднократно книгу, стараясь акцентировать свое внимание на каких-то тонкостях, моментах, которые приходится выискивать между строк.

Анализ произведения «Убить пересмешника»

Критика относит книгу «Убить пересмешника» к жанру романа о нравах, о чем говорит аннотация к изданию. Произведение призвано воспитывать подростков, прививать им чувства справедливости и взаимопомощи.

В повествовании присутствует большое количество диалогов, что является отличительной чертой детской и юношеской литературы.

Диалоги прерывают объяснения, звучащие из уст главных героев детей. Все это оживляет текст и захватывает читателя.

Заглавие романа несет определенную интригу, вызывает непонимание, заставляет задуматься над смыслом написанного. И лишь отрывок, в котором Аттикус говорит о птице пересмешнике, объясняет название книги, раскрывая главную истину, что нельзя обижать слабых и беззащитных.

Не меньшее внимание при анализе произведения следует обратить на имена персонажей книги. В некотором смысле их можно назвать нарицательными, служащими характеристикой людей, их носящих.

Так, фамилия отца Джин и Джима, Atticus Finch, переводится с английского как «зяблик». Прозвище его дочери, переведенное на русский как Глазастик, в оригинале – Scout, дословно скаут или следопыт.

Награды и премии

По версии ВВС 2003 года, в рейтинге 200 лучших мировых книг данный роман занял шестую позицию, а на начало 2021 года его общий тираж уже достиг 30 миллионов экземпляров. Русский перевод этого произведения осуществлялся Раисой Облонской и Норой Галь, что, возможно, будет интересно тем, кто остался под положительным влиянием данного романа и оставил о нем положительные отзывы. «Убить пересмешника» — это одна из тех книг, которые обязательны к прочтению каждым человеком. Официально же это мнение поддерживает только правительство США.

Автор создавала героев на основе реальных личностей, это известный факт. Таким образом, прототипом Дилла, друга главных героев, является американский писатель по имени Трумен Капоте, с которым писательница дружила в своем детстве, так как он жил по соседству.

Также стоит упомянуть тот факт, что Финч — это не случайно выбранная фамилия, это прозвище отца Харпер.

Второе пришествие

Вполне возможно, что все эти годы она продолжала писать — просто не хотела публиковать свои произведения. На сегодняшний день увидеть свет суждено только одному — роману «Пойди поставь сторожа» («Go Set a Watchman»), который представляет собой первоначальную версию книги «Убить пересмешника». Роман рассказывает о той же самой героине Джин Луизе Финч, только уже взрослой. По сюжету, Джин Финч возвращается из Нью-Йорка в родной город Мейкомб, чтобы навестить своего отца Аттикуса. Ей приходится столкнуться с личными и политическими проблемами, в то же время она пытается понять своего отца и собственные чувства.

Статья по теме

Против мыла. Почему Колин Маккалоу не любила сериал «Поющие в терновнике» Книга была написана до «Пересмешника», но редактору так понравились сцены с воспоминаниями о детстве Джин, что он посоветовал Харпер Ли сосредоточиться именно на этом периоде жизни героини и полностью изменить сюжет. «Мой редактор, которому больше всего в книге понравились флешбэки взрослой Скаут в её детство, убедил меня переписать книгу с точки зрения юной Джин. А поскольку писателем я была неопытным, то я так и сделала», — призналась Ли.

Сегодня 88-летняя Харпер Ли живёт в доме для престарелых в своём родном городке Монровилле. Она почти ничего не видит и не слышит — раньше её поддерживала сестра, но она скончалась в 2011 году. Теперь интересы писательницы защищает её подруга и адвокат Тоня Картер — именно она обнаружила рукопись, которую сама Харпер Ли считала утерянной. «После долгих сомнений я отдала её на ознакомление правильным людям и была очень рада услышать от них, что это стоит публиковать», — цитирует Ли газета The Guardian.

Новость о выходе второго романа писательницы стала неожиданным сюрпризом для всех поклонников её творчества. В издательстве Harper Collins запланирован тираж в два миллиона копий. Название 304-страничной книги, которая выйдет в июле 2015 года, представляет собой цитату из Библии. Когда книга Харпер Ли появится в России, пока неизвестно.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: