????? «Тоска» за 2 минуты и подробно за 4 минуты.
В рассказе “Тоска” А. П. Чехов изображает образ “маленького человека”. Таким персонажем выступает главный герой – извозчик Иона.
По сюжету произведения у Ионы умирает сын, и старику хочется поделиться с кем-нибудь своим несчастьем, но людей вокруг это не интересует. В итоге извозчику приходится делиться горем со своей рабочей лошадкой – она единственное существо, способное выслушать героя.
О произведении
Рассказ «Тоска» Чехова был написан в 1886 году. В произведении автор через изображение необразованного крестьянина, извозчика Ионы, раскрывает тему одиночества в толпе, поднимает проблему человеческого равнодушия.
Главный герой произведения испытывает тоску и одиночество, так как он потерял сына и не может найти человека, который бы выслушал его историю и посочувствовал ему. Тоска — это состояние героя, но и читателю становится тоскливо оттого, что все люди, встретившиеся Ионе, больны равнодушием.
Читать онлайн краткое содержание «Тоска» Чехова можно на нашем сайте.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Развитие действия
Опера «Тоска», либретто которой основано на пьесе Сарду, отличается быстрым, почти стремительным развития действия. Сразу после ухода героини Марио помогает Анджелотти уйти незамеченным из храма.
После этой сцены появляется Скарпиа – главный антагонист в спектакле. Он занимает пост шефа полиции в Риме; он также влюблен в главную героиню и всеми силами стремится ее к себе расположить. Он догадывается о том, что беглец прятался в церкви, и решает выследить его, используя ревнивый нрав Тоски.
Главные герои
- Иона Потапов – бедный извозчик, который недавно похоронил сына и ищет поддержки у окружающих.
- Военный, трое молодых людей, дворник, молодой извозчик – люди, с которыми Иона хотел поделиться своей тоской.
- Лошадь Ионы
А ещё у нас есть:
для самых компанейских —
Главные герои «Тоска»
для самых занятых —
Читательский дневник «Тоска»
для самых крутых —
Читать «Тоска» полностью
Завязка интриги
Когда последняя возвращается, Скарпиа намекает ей на возможность увлечения Марио другой женщиной. Эти слова приводят героиню в отчаяние, и она бросается в загородный дом художника, чтобы удостовериться в своих подозрениях. Скарпиа же приказывает проследить за ней, не сомневаясь, что в этом убежище прячется тот, кого он искал. Вместе с тем Скарпиа понимает, что ему выпал удобный случай обвинить Марио в государственной измене и приговорить его к смерти за укрывательство мятежника-республиканца. Очень сложным получился финал первого действия музыкального спектакля «Тоска». Сюжет оперы построен по принципу контраста. В конце акта звучат песнопения в честь победы над армией Наполеона. В это время Скарпиа замышляет погубить своего противника.
Краткое содержание
Вечерние сумерки, идет крупный снег. Извозчик Иона Потапов сидит, сильно согнувшись на козлах, весь в снегу. Он выехал еще до обеда, но «почина все нет и нет». Иону окликает военный с требованием довезти на Выборгскую.
По дороге извозчику тут и там кричат, что он не умеет ездить. Иона же «ерзает на козлах», «словно не понимает, где он и зачем он здесь».
Извозчик пытается поделиться с военным, что на этой неделе у него от горячки умер сын. Но пассажир невнимательно слушает извозчика. Высадив военного, Иона снова сгибается на козлах и не шевелится.
Через пару часов извозчика окликают трое молодых людей с просьбой довезти к полицейскому мосту. По дороге пассажиры издеваются над Ионой. Но, слушая ругань и видя людей, извозчик ощущает, что «чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди». Иона пытается рассказать пассажирам, что у него умерли сын и жена, но им все равно. Высадив молодых людей, Иона снова чувствует себя одиноким.
Заметив дворника, Иона в надежде на разговор спрашивает у него, который сейчас час. Но тот отвечает, что десятый, и прогоняет извозчика. Иона отъезжает и «отдается тоске». «Обращаться к людям он считает уже бесполезным». Приехав домой, «ко двору», Иона пытается рассказать о смерти сына молодому извозчику, но тот тоже не слушает мужчину.
«Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно поговорить с толком, с расстановкой…» Извозчик идет в конюшню и незаметно для себя начинает рассказывать о смерти сына своей лошади. «Иона увлекается и рассказывает ей всё…»
Короткий пересказ «Тоски» Чехова
А. П. Чехов Тоска краткое содержание:
Крестьянин по имени Иона Потапов работает извозчиком в Петербурге. Несколько дней назад у него умер сын Кузьма. Все эти дни Иона пытается поговорить с кем-нибудь о своем горе, но никому нет дела до несчастного старика.
Судя по всему, Иона является вдовцом, его дочь Анисья осталась в деревне. Сам старик приехал из деревни в Петербург на заработки. Убитый горем Иона полдня стоит на улице без работы.
Наконец под вечер у него появляется клиент, военный, которого он везет на Выборгскую сторону. Раздавленный горем Иона едет по городу, с трудом следя за дорогой. Старик заговаривает с пассажиром о смерти сына, но тот не проявляет особого интереса. Иона замолкает и довозит военного до места назначения.
После этого старик в одиночестве стоит несколько часов в ожидании работы. Наконец подходят новые клиенты, трое молодых людей. Иона везет их за маленькую плату в 20 копеек (“двугривенный”), лишь бы были пассажиры. В этой шумной молодой компании Иона наконец чувствует себя не таким одиноким. Он заговаривает с юношами о смерти сына, те слушают его. Старик надеется рассказать им все, но в этот момент коляска подъезжает к месту назначения.
Оставшись один, Иона чувствует страшную тоску. Вокруг него ходит множество людей, но никто из них даже не догадывается о его страшном горе.
Наконец Иона приезжает ночевать на двор. В доме все спят. Внезапно Иона видит, как один молодой извозчик просыпается, чтобы попить воды. Старик заговаривает с ним о смерти сына, но тот равнодушно ложится спать.
Мучаясь от тоски, Иона идет в конюшню к своей лошади. Сын Ионы умер почти неделю назад, а старик так ни с кем не говорил о своем горе. Наконец Иона обращается к своей лошади и рассказывает ей все.
Критика рассказа
Рассматриваемый рассказ считается знаковым в раннем творчестве автора. Ещё при жизни Чехова произведение было переведено на несколько языков. Своим рассказом юный автор нажал на больную мозоль общества. В 1909 году И. А. Сикорский писал, что сложно себе представить более строгий приговор русской интеллигенции, чем тот, что содержится в чеховской «Тоске».
Творческое наследие автора по достоинству оценили и потомки. Даже в СССР произведение не подверглось нападкам цензоров. Гуманный посыл был высоко оценён и церковными изданиями.
Антон Чехов умел распознать драму за внешне простыми вещами. Рассматриваемое произведение полностью это подтверждает. Его ценность заключается не только в художественных достоинствах, но также и в побуждении внимательнее относиться к окружающим, не отгораживаться от участия в их проблемах. Читать данный рассказ — одно удовольствие. Лучше всего ознакомиться с его оригинальной версией.
Ризничий приходит к Каварадосси
Ризничий занят своими мыслями. Он говорит о чем-то сам с собой, идя к месту работы художника. Ризничий недоволен, что черты одной из прихожанок проступают в образе святой. Возможно, сам дьявол управляет рукой этого дерзкого живописца. Вот появляется и сам художник, Марио Каварадосси. Он начинает работать над изображением Марии Магдалины. На мольберте находится картина, законченная наполовину. Каварадосси поет арию «Свой лик меняет вечно». В ней он сравнивает с чертами своей возлюбленной, Флории Тоски (знаменитой певицы), наброски своего портрета.
Характеристика Ионы Потапова
Главным героем является престарелый извозчик по имени Иона. Обладая низким социальным статусом, мужчина не наделён какими-то особыми способностями и талантами, в то же время он никому не причиняет вреда. Это обычный дворовый кучер, зарабатывающий себе на хлеб.
Старик относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». В русской литературе этот образ стал знаковым и объединил совершенно не похожих друг на друга персонажей, каждый из которых переживает настоящую человеческую трагедию. В данном случае извозчик похоронил сына. Среди многолюдных улиц города он ощущает себя потерянным и одиноким. Согнутый под тяжестью тоски, старик с нетерпением ожидает каждого нового пассажира в надежде поделиться хоть с кем-то своей болью. Однако куда-то торопящиеся ездоки не хотят его слушать, проявляя абсолютное равнодушие.
Горе кучера не трогает чёрствые души случайных пассажиров, им нет дела до трагедии маленького неприметного человека. За весь день извозчику так и не удаётся отыскать кого-нибудь, чтобы выговориться. Внутренние терзания мужчины и его потребность облегчить душу настолько велики, что ему больше ничего не остаётся, как открыться своей кобыле. Лошадка хоть ничего и не отвечает, но всё же внимательно слушает и, скорее всего, всё понимает.
Главный герой проявляет беззащитность перед жестокостью внешнего мира. Он добр и по-детски наивен. На грубость и удары своих пассажиров он реагирует нелепой улыбкой и глуховатым смехом. Неспособность и нежелание постоять за себя можно назвать типичной чертой «маленького человека». Примечательно, что автор произведения выбрал для своего персонажа имя Иона, имеющее древнееврейское происхождение. В переводе на русский оно означает:
- «голубь»;
- «нетерпеливый».
Помимо этого, история знает христианских святых с подобным именем. В поведении и словах персонажа находит своё отражение идея христианского смирения.
На месте главного героя может оказаться каждый, а это огромная трагедия. Повествуя грустную историю извозчика, Чехов даёт возможность посмотреть на ситуацию со стороны. Он призывает проявлять заботу не только о себе, но и о других. Автор учит приходить к окружающим на помощь и быть чутким к чужому горю. Он подталкивает читателя к самостоятельным выводам, но не поучает напрямую.
Вывод и своё мнение
В своём произведении автор мастерски раскрывает тему одиночества в большом городе. Старый, измученный душевной болью человек не может ни с кем поделиться своей бедой. Ему ведь многого не нужно: чтобы только кто-то внимательно выслушал его, посочувствовал, может, приободрил. Однако никому нет дела до одинокого старика, потерявшего сына – каждый живёт в своей скорлупе, не желая замечать, что происходит с другими людьми. И только старая, верная лошадь выслушивает своего хозяина, помогая тем самым облегчить его страдания.
Толкование непонятных слов
Извозчик – кучер наёмного экипажа, повозки.
Козлы – передок конного экипажа, на котором сидит кучер.
Почин – начало какого-либо вида деятельности.
Шинель – элемент обмундирования лиц, проходящих государственную службу, форменное пальто со складками на спине и удерживающим их сложенными хлястиком.
Карета – закрытая пассажирская повозка с рессорами.
Барин – человек из высших сословий, господин.
Калоши – непромокаемые (обычно резиновые) накладки, надеваемые на обувь.
Двугривенный – русская монета номиналом 20 копеек.
Авторские афоризмы
«…Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…»
«…Что рубль, что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки…»
«…Таперя у меня одна жена — сырая земля…»
«…Человек, который знающий своё дело… который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен…»
«…А с бабами говорить ещё лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов…»
«…скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребёночек приказал долго жить… Ведь жалко?..»
Финал
В начале последнего действия звучит знаменитая ария Марио, в которой он, приговоренный к расстрелу, прощается со своей жизнью и грустит по своей возлюбленной. Этот номер – один из самых душераздирающих в мировом оперном репертуаре, так же, как вышеуказанную арию Тоски, его часто можно услышать на концертных выступлениях.
Затем появляется героиня и сообщает своему возлюбленному о своем преступлении, а также посвящает его в подробности плана инсценировки казни. Оба поют замечательный по своей выразительности дуэт, в котором выражают надежду на будущую светлую жизнь. Затем следует сцена казни, которая обнаруживает все коварство Скарпии: последний распорядился по-настоящему расстрелять Марио. Героиня, увидев своего возлюбленного мертвым, бросается с башни вниз. Опера «Тоска», отзывы о которой вначале ее постановки были не очень положительными, в настоящее время по праву считается шедевром мирового музыкального театра. Лучшие сопрано и тенора мечтают петь в партиях этого спектакля. Номера из этого произведения Пуччини часто включаются в концертные программы ведущих мировых исполнителей.
🗹