«Рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей»план-конспект урока по литературе (6 класс)

Выбор для анализа рассказа Александра Куприна «Тапер» не случаен. С детства Многомудрый Литрекон слушал рассказы о далекой московской семье. Как и семья Рудневых, их семья также имела большую квартиру почти в центре Москвы. Магнитом в этой семье была удивительная женщина — хозяйка дома. У нее в квартире всегда кто-нибудь гостил, какие-нибудь дальние родственники и знакомые, всех ждало в доме гостеприимство и радушие. Приехавшие из разных городов родственники зачастую знакомились друг с другом именно в стенах этого дома. Давно нет с нами хозяйки этого дома, но дух и традиции, которые она заложила в членах своей семьи, живут в ее детях, внуках и правнуках.

История создания

Рассказ А. И. Куприна «Тапер» был написан в конце девятнадцатого столетия и начала- двадцатого в 1900 г. И в этом же году был впервые опубликован в этом в газете «Одесские новости». В примечании к рассказу Куприн писал, что в основе его рассказа лежит реальная история.

В рассказе одним из главных действующих лиц изображен Антон Григорьевич Рубинштейн, совмещавший в одном лице и гениального пианиста, и известного русского композитора, и автора оперы — «Демон» и «Персидских песен», прекрасных романсов. Кроме того, он прославился как дирижер и музыкальный педагог. Антон Рубинштейн пользовался огромной популярностью среди многочисленных почитателей его творчества. В то же время герой, описанный в рассказе — талантливый мальчик-пианист. Юрий Азагаров — вымышленное лицо.

Куприн не в первый раз обращается к теме музыки и музыкантов. В рассказе «Скрипка Паганини» речь идет о талантливейшем итальянском скрипаче, якобы продавшем душу дьяволу. В рассказе «Соловей» показаны знаменитые итальянские певцы Тито Руффо и Энрике Карузо. Рассказ «Гоголь-моголь» воспроизводит случай из жизни великого Шаляпина. Но самое трогательное, трагическое и оптимистическое и одновременно, «музыкальное» произведение Куприна — его рассказ «Гамбринус», который посвящен талантливому безвестному скрипачу из одесского кабачка — Сашке-музыканту.

Сочинение по рассказу «Тапер»

Тот факт, что и в творчестве А. П. Чехова, и в творчестве А. И. Куприна есть рассказ под одним и тем же названием, наводит нас на мысль о перспективности их сравнительного анализа. Мы сможем лучше понять особенности творчества обоих писателей, наблюдая различия в рассмотрении близкой темы, характеров персонажей и их бытования.

Рассказ «Тапер» Чехова был впервые напечатан в журнале «Будильник» . Без изменения «Тапер» вошел в сборник «Первые рассказы», но в Собрание сочинений Чехов его не включил. Главный герой рассказа — спивающийся тапер, бывший студент консерватории Петр Рублев.

Когда-то он подавал надежды, но жизнь его не сложилась: «Ехал в Москву за две тысячи верст, метил в композиторы и пианисты, а попал в таперы…»

У него «необыкновенно острые, словно воспаленные глаза», «бледное… испитое и поношенное лицо». Он понимает всю унизительность своего положения: «Тапер, прислуга… официант, умеющий играть!», привык к грубости заказчиков: «У купцов тыкают и на чай дают, и… нисколько не обидно!.. Прежде, действительно, больно было, а теперь — плевать!»

Петра пригласили играть на свадьбе дочери отставного полковника Присвистова с купеческим сыном Ескимосовым. Неожиданно для самого Петра у него завязывается разговор о музыке с одной барышней, которая, как оказывается впоследствии, не подозревала, с кем она разговаривает.

Когда барышне объясняют, что ее собеседник тапер («…подплывает толстая пава… и что-то шепчет ей на ухо…»), она «вспыхивает, хватается за щеки и, как ужаленная, отскакивает от рояля…».

Важно

Некоторое время Рублев пытается держать себя в руках, «закатывает вальсы, кадрили-монстры да гремучие марши», но вдруг с ним случается истерика, и его выпроваживают из дома.

Придя в номер гостиницы, где он живет, Рублев рассказывает об этом «скандале» своему соседу-писателю (от его лица ведется повествование), такому же неудачнику, как он сам. Тут Рублева настигает второй приступ.

Этот рассказ не относится к самым знамениты произведениям Чехова, но в нем нашла свое отражение одна из важных проблем чеховского творчества — неожиданный протест человека против окружающей его жизни. Основа сюжета «Тапера» — приступ душевной болезни у главного героя — получила свое развитие в одном из лучших и наиболее известных рассказов Чехова — рассказе 1888 года «Припадок».

Спустя пятнадцать лет после чеховского «Тапера» был опубликован в газете «Одесские новости» (1900, 25 декабря) одноименный рассказ Куприна. Сюжет рассказа основан, как следует из авторского примечания, на реальном факте. Действие «Тапера» происходит на празднике Рождества в хлебосольном московском доме Рудневых.

Композиция и конфликт

Композиционно рассказ «Тапер» делится условно на две части:

  1. первая – это описание семьи Рудневых, об атмосфере в их семье, о любви к искусству членов семьи, о том, что в доме часто устраивались всевозможные празднества. Конкретно в момент описываемых событий в доме Рудневых предполагается праздник новогодней ёлки и описаны хлопоты по отысканию тапера, чтобы праздник был веселей. Особых конфликтов в семье не было, а те, которые иногда случались, улаживала средняя дочь Руднева — Татьяна.
  2. Вторая часть рассказа — появление в доме Рудневых маленького пианиста. Встреча Рудневых и их гостей с настоящим подлинным искусством маленького пианиста.

«Тапёр», анализ рассказа Куприна

В декабре 1900 года в газете «Одесские новости» был впервые опубликован рассказ А. И. Куприна под названием «Тапёр».

Как утверждал автор в одной из ссылок к своему произведению, основано оно было на событиях, которые на самом деле имели место быть. Однако тем самым Куприн хотел лишь подчеркнуть его реалистичность.

Анализ документальных фактов подтвердил, что никакого композитора по имени Юрий Азагаров не было.

Сюжетная линия рассказа

Юрий Азагаров в рассказе — четырнадцатилетний тапёр (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на ёлке в семью Рудневых — богатый и хлебосольный дом, двери которого открыты для всей Москвы. Старшая сестра, Лидия Руднева, иронично отнеслась к маленькому музыканту, не поверив, что он может отыграть целый вечер.

Однако Юрий своей талантливой игрой доказывает насмешливой красавице, что он — настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев.

В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапёр, входит солидный, очень серьёзный человек в летах.

Юрию становится не по себе, он чувствует в его присутствии непонятную робость — тем более, что пришедший гость внимательно прислушивается к игре мальчика.

Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой. Только одеваясь, Юрий узнаёт, что этот человек — великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий под началом такого великого учителя становится не менее известным композитором.

Идейное содержание произведения

Тема рассказа Куприна — искусство, она характерна для всего творчества этого писателя. В очередной раз Александр Иванович показывает читателям, что настоящий талант будет оценён по достоинству и вознаграждён.

Композиция рассказа двухчастная и построена на контрасте. Первая часть — описание роскошного дома Рудневых и их беспорядочного, бесшабашного образа жизни. Вторая часть — скромный, маленький тапёр, который своим внешним видом может вызвать только жалость. К концу рассказа соотношение меняется: все гости дома Рудневых находятся во власти звуков, извлекаемых Юрием из пианино.

Нельзя не заметить, что Куприн заостряет внимание читателя на том, что очень часто в жизни человека судьбоносное значение имеет обычный случай. Таким случаем для маленького тапёра стал приход к Рудневым Рубинштейна.

Важно

Небольшой, но трогательный рассказ А. И. Куприна «Тапёр» лёгок в прочтении и способен затронуть самые глубинные струны души любого человека.

Ознакомившись с анализом рассказа «Тапёр», вы обязательно пожелаете прочесть и другие сочинения по произведениями Александра Ивановича Куприна:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Олеся», анализ повести Куприна
  • «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
  • Александр Иванович Куприн, биография
  • «Поединок», анализ повести Куприна
  • «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
  • «Слон», анализ рассказа Куприна
  • «Суламифь», анализ повести Куприна
  • «Allez!», анализ рассказа Куприна
  • «Яма», анализ повести Куприна
  • «Молох», анализ повести Куприна
  • «Изумруд», анализ рассказа Куприна
  • Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»

По писателю: Куприн Александр Иванович

Источник: https://goldlit.ru/kuprin/187-taper-analiz

Смысл названия

На рубеже столетий 19-20 веков в просвещенных, интеллигентных, зажиточных семьях, было принято приглашать на балы, домашние праздники музыкантов, чтобы создать соответствующую обстановку на празднике. Далеко не всегда приглашенные были первоклассными музыкантам и чаще на таких « подработках» играли пианисты не самого высокого уровня. Поэтому само название «тапер» носит несколько пренебрежительный оттенок. (Это слово с перевода с французского tapeur, а также taper). Означает некое «хлопанье», «стук».

Автор специально называет рассказ о подлинном мастерстве пианиста этим пренебрежительным наименованием, чтобы подчеркнуть контраст между ожиданиями героев и реальностью.

Суть: о чем рассказ?

В радушной и хлебосольной семье Рудневых намечается праздник — Ёлка, один из самых любимых у хозяина дома. На праздник должен был быть приглашен известный оркестр, но в силу недоразумения данный оркестр был перехвачен другими. Найти хорошего музыканта за короткое время, оставшееся до начала праздника, оказалось невозможным. Единственным, кого удалось найти — был маленький мальчик, лет 13-14, который говорил, что он может играть всю ночь.

Хозяин дома и домочадцы, особенно надменная старшая дочь Рудневых, с большим недоверием относятся к маленькому «таперу» и просят его сыграть что-нибудь. Мальчик играет «венгерскую рапсодию» Листа. Услышав вдохновенную игру мальчика, все гости стягиваются к гостиной. Младшая дочь — Тиночка, просит сыграть веселые танцы. Мальчик с удовольствием соглашается, ему приятно видеть раскрасневшиеся веселые детские личики, мелькающие в танцах разноцветные платьица и панталоны. За этой суматохой никто не обратил внимания на вновь вошедшего человека, весьма примечательной внешности. Этот человек повелительным тоном предлагает мальчику еще раз сыграть рапсодию Листа. Мальчик играл так великолепно, что все заслушались. Когда он кончил играть, этого человека в комнате не было. Но к мальчику подошел хозяин дома с конвертом с деньгами от «незнакомца». Он объявил, что этим человеком был сам Антон Рубинштейн, и он ждет мальчика в карете.

Что было дальше, читатель может только догадываться по финальным строкам. Пианист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов. Естественно предположить, что Антон Рубинштейн взял мальчика себе в ученики и вывел его на широкую дорогу искусства.

Кто такой тапер? Анализ рассказа Куприна Тапер

Кто такой тапер? Это представитель профессии, утратившей свою актуальность с появлением звукового кино. «Тапер», краткое содержание которого изложено в статье, является историей вымышленной. Но вселяющей надежду на то, что талант и усердие никогда не останутся без внимания.
Итак, кто такой тапер? И почему Александр Куприн именно так назвал свое небольшое произведение?

Неблагодарный труд

Таперы в России пользовались большим спросом. На вопрос о том, кто такой тапер, ответ знал каждый ребенок из дворянской семьи. На праздниках и различных увеселительных мероприятиях представители этой профессии осуществляли музыкальное сопровождение.

Требования к таперам были невысоки. Они не оканчивали консерваторию. Знания музыкальной грамоты порою оставляли желать лучшего. Ведь таперы играли не на концертах классической музыки. Они всего лишь создавали фон.

Герои рассказа

Действующие лица произведения «Тапер» – члены семьи Рудневых. В их доме нередко проводятся праздники. Причем поводом для увеселений может служить спонтанное желание главы семейства. Рудневы гостеприимны. Глава уважаемого семейства – Аркадий Николаевич – гурман, игрок и неудачливый предприниматель.

Однажды при организации очередного семейного праздника, на котором ожидается немало гостей, забывают пригласить музыкантов. Аркадий Николаевич отправляет за тапером. Горничная, выполняющая указание хозяина, исчезает на добрых три часа. Младшая дочь – непоседливая Тина – с нетерпением ждет музыканта. Ведь вечер вот-вот должен начаться, а тапера все нет.

Юный музыкант

Удивление дочерей Руднева невозможно описать. Горничная наконец-то возвращается, но сопровождает ее отнюдь не опытный музыкант, а мальчик в гимназической шинели. Юного тапера зовут Юрий Азагаров. Разве сможет этот отрок обеспечить музыкальное сопровождение?

Самородок

Когда Юрий садится за рояль и начинает играть, удивление присутствующих сменяется восторгом. В доме Рудневых раздаются пассажи Шопена, звуки бетховенских сонат, рапсодии Листа. Игра реалиста соответствует уровню самого одаренного студента музыкальной консерватории. Аркадий Николаевич понимает, что перед ним настоящий самородок.

Рубинштейн

Вдруг хозяин дома куда-то исчезает. А спустя час возвращается в сопровождении важного господина. Гость Руднева внимательно слушает игру гимназиста. Юрий немало смущен вниманием человека с надменным взором.

К тому же незнакомец просит сыграть еще раз рапсодию. Постепенно выражение лица важного гостя смягчается, в его глазах появляется одобрение. Юрий между тем играет, как никогда.

Его пальцы обретают исключительную послушность и гибкость.

Гость снова исчезает. А вскоре к музыканту подходит Аркадий Николаевич, отдает конверт с деньгами и отправляет в переднюю одеваться. Оказалось, что важным господином, перед которым Азагаров так робел, является не кто иной, как великий композитор Рубинштейн. Судьба Юрия предопределена. Он поступает в ученики к выдающемуся музыканту.

Обратите внимание

Кто такой тапер? Это непрофессиональный музыкант, дилетант. Человек, имеющий лишь косвенное отношение к настоящему искусству. Однако другой оттенок приобретает это слово после прочтения рассказа, который написал Александр Куприн.

«Тапер», содержание которого вкратце изложено в статье, – история о талантливом музыканте, который мог бы до последних дней своей жизни зарабатывать на хлеб исполнением полек и кадрилей. Но участие доброго человека изменило его жизнь.

В концовке рассказа автор говорит о том, что гимназист-тапер — нынче всемирно знаменитый пианист. Но о вечере в доме Рудневых и встрече с Антоном Григорьевичем Рубинштейном, пожалуй, никогда не забудет.

Источник: https://autogear.ru/article/273/092/kto-takoy-taper-analiz-rasskaza-kuprina-taper/

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Тапер» и характеристика образов объединены Многомудрым Литреконом в одной таблице:

Рудневев Аркадий НиколаевичГлава семьи, к моменту описываемых событий был еще довольно красивым, представительным мужчиной лет пятидесяти, всегда элегантный: « С гордо поставленной на осанистом туловище, породистой, слегка седеющей головой, известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства». Аркадий Николаевич очень любил молодежь, веселое общество, часто устраивал для членов своей семьи и их многочисленным друзьям и подругам разных возрастов веселые праздники, вылазки за город. Он был незаменим и на домашних праздниках, создавая особую праздничную атмосферу, никто не умел так хорошо выбирать подарки.
Ирина Алексеевна РудневаХозяйка дома — почти никогда не выходила из своих комнат, кроме особенно торжественных, официальных случаев. Урожденная княжна Ознобишина, последний отпрыск знатного и богатого рода, она раз и навсегда решила, что общество ее мужа и детей слишком «мескинно» и «брютально», и потому равнодушно «игнорировала» его, развлекаясь визитами к архиереям и поддержанием знакомства с такими же, как она сама, окаменелыми потомками родов, уходящих в седую древность.
Лидия Аркадьевна Руднева«Красивая девушка, отличавшаяся странным бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и приниженному», часто на ее губах играет презрительная улыбка.
Татьяна Аркадьевна РудневаПолная, веселая блондинка, которую вся прислуга обожала за ее ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы.
Тиночка РудневаДвенадцатилетняя девочка, живая, подвижная. Тина — добрая девочка, своим детским чутьем понявшая смущение юного тапера, взяла его под свое покровительство.
Юрий АзагаровКуприн описывает его как бледного, очень худощавого мальчика в подержанном мундирчике реального училища. Глазами средней сестры Тани, Куприн дает такое определение Юрию — застенчив, беден и самолюбив. «Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами большие серые глаза — слишком большие для такого худенького детского лица — смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно». Куприн подчеркивает, что за инструментом мальчик совершенно преображался. «Он бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным».
Антон РубинштейнИзвестный пианист, композитор, дирижер и музыкальный педагог. «Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не толст. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света.» «большой четырехугольный лоб был изборожден суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомленно и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперед и твердо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную».

Характеристика персонажей

В рассказе «Тапер» автор знакомит читателей с интеллигентной семьей Рудневых, юношей-музыкантом и гостями дома Рудневых, окунает читателя в праздничную новогоднюю атмосферу, наполненную радостью, волшебством, нетерпеливым ожиданием.

Глава московского семейства Аркадий Николаевич Руднев – элегантный, представительный пятидесятилетний мужчина, привлекательной внешности. Он занимается меценатской деятельностью, покровительствовал искусствам, особенно балету. Также он шел в ногу со временем, был любитель устраивать праздники, приглашать гостей, любил молодежь и был душой компании. У семьи было много друзей.

Жена главы семейства Ирина Алексеевна Руднева как последний потомок высокого знатного рода была наоборот высокомерной, держалась обособленно, много времени находилась в своих комнатах, старалась общаться только с такими же высокими и родовитыми представителями дворянства.

Три дочери Рудневых, абсолютно разные по характеру и внешности:

Лидия – девушка красивая, но холодная и бессердечная, относившаяся с презрением к прислуге и простым людям, ко всем, кто ей подвластен и ниже по положению.

Татьяна – блондинка, обладающая веселым нравом и спокойным характером, за что ее любила прислуга. Она в семье Рудневых являлась миротворицей, улаживала все возникающие инциденты.

Тина – младшая дочь Рудневых, двенадцатилетняя девочка, милая, добрая, резвая, взявшая мальчика тапера под покровительство.

Главный герой рассказа Юрий Азагаров изображен Куприным в рассказе худощавым мальчиком невзрачной наружности, в поношенном мундирчике, стеснительным, но самолюбивым. Особенно писатель обращает внимание на его большие серые глаза.

Но, характеризуя юношу, автор говорит о его внутреннем преображении во время игры, о том, как его невзрачное лицо становилось прекрасным, а он извлекал мощные, полные силы звуки.

Антон Рубинштейн – в то время уже знаменитый композитор и пианист, прошедший через все трудности к вершине своего признания и славы, изображен автором подробно, его внешность, как и Юрия, описана во всех деталях.

Рубинштейн был в числе гостей, держался он просто, непринужденно и небрежно, но величаво. Куприн говорит о нем как о человеке «большого света» с железной волей и несгибаемым характером. Игра мальчика и на него произвела впечатление.

Темы

Тематика рассказа «Тапер» представлена кратко и оформлена в списке. Если она нуждается в дополнении, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон откликнется:

  1. Основная тема рассказа «Тапер» — это настоящий талант.
    Искусство преображает человека изнутри: невзрачный мальчик, коснувшись клавиш, совершенно менялся и излучал незамеченную наблюдателем одухотворенность. Совсем еще ребенок, он глубоко чувствовал музыку, поэтому смотрел так серьезно и вдумчиво.
  2. Быт и нравы интеллигенции
    . Описание семьи Рудневых в ожидании праздника демонстрирует жизнь московской интеллигенции. Лучшие ее представители были гостеприимными, хорошо образованными и отзывчивыми людьми. Они умели оценить талант и вознаграждать его, понимали и любили музыку. Однако есть и другая сторона этого сословия: жена Руднева и его старшая дочь высокомерны, надменны, но при этом вовсе не умны. Они лишь бросаются заумными словами, но держатся в стороне от реальной жизни и замыкаются в себе.
  3. Тема детства.
    Автор противопоставляет два детства: одно из них протекает в довольстве и праздности, но другое наполнено трудом и лишениями. С юных лет Юрий сам обеспечивает себя, ловя презрительные взгляды своих временных работодателей. Он вызывается играть всю ночь в праздник, то есть ему самому идти некуда и не на что. А вот Татьяна, его ровесница, живет, ни в чем не нуждаясь, и радуется безмятежному детству.

Аркадий Николаевич

Этот герой представляет собой добродушного праздного человека, который не часто бывает дома, предпочитая проводить большую часть своего времени за игрой в карты. В делах Аркадий Николаевич не особенно осмотрителен. Он любит балет и не лишает свою супругу оснований для мучительной и тайной ревности. К тому же то и дело закладывает или перезакладывает имущество. Однако финансовые неурядицы не препятствуют Рудневу с утра до вечера вращаться в высшем обществе и после большого выигрыша организовывать увеселительные программы для детей.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тапер» представлена в списке, если ее нужно расширить, подайте сигнал Многомудрому Литрекону, он дополнит раздел.

  1. Основная проблема рассказа «Тапер» — социальная несправедливость
    . Перед нами проблема бедного талантливого пианиста Юрия Азагарова, которому, чтобы учиться, а, возможно, и помогать семье, приходится заниматься подработкой — играть по вечерам в богатых домах, на всевозможных праздниках, в ущерб своему здоровью. олько волею случая, его замечает сам Рубинштейн, что позволило ему развить свой талант и стать впоследствии известным композитором. Но сколько таких мальчиков остались незамеченными? Сколько их вынуждено было работать по ночам, чтобы выжить? Вот такие серьезные вопросы ставит перед нами автор.
  2. Проблема тернистого творческого пути
    . Многие люди начинают свое восхождение на Олимп искусства через тернии. Они вынуждены пробиваться в творчестве, работая вдвое больше других. Им необходимо обеспечивать себя и трудиться над своим призванием одновременно. Но именно эта закалка и делает их настоящими профессионалами своего дела.
  3. Социальные отношения двух сословий
    . Мальчику приходится терпеть надменность старшей дочери Руднева и сталкиваться с недоверием. Его дискредитируют изначально, ведь полагают, будто начинающий пианист ни на что не способен. Однако он в ответ не может ничего сделать: он материально зависим от этих людей. И все же автор показывает благополучное завершение этого конфликта: талант Юрия пробил ему дорогу к признанию.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Тапер» — вера в то, что истинный талант может пробиться сквозь непонимание и многого достичь в жизни, если будет много и прилежно работать, шлифуя своё мастерство. Так, бедный мальчик, Юрий Азагаров своим повседневным, наверняка напряженным, трудом добивается больших успехов, как пианист. У него обширный репертуар: от классики и до легкой танцевальной музыки.

Куприн вкладывает еще один смысл в свое произведение «Тапер»: нельзя оценивать человека только по тому, как он выглядит, по тому, сколько ему лет и во что он одет. Рудневы не ожидали увидеть в тапере настоящего музыканта и изначально встретили его надменно и смотрели на него свысока. Однако они оказались неправы: мальчик проявил настоящий талант и был достоин признания.

Чему учит?

Рассказ Куприна «Тапер» учит тому, что если у человека есть талант, он обязан его развивать. Несмотря на очень юный возраст и бедность, мальчик уже является превосходным пианистом. Очевидно, чтобы достичь таких успехов ему приходилось очень много работать над собой, а на жизнь он зарабатывал случайными вечерними подработками, в качестве тапера на праздниках у богатых людей. Автор заставляет задуматься о том, что суровые испытания закаляют характер и помогают нам стать сильнее и мудрее. Мальчик мог прочувствовать серьезную музыку именно благодаря своему богатому жизненному опыту. Такова мораль рассказа «Тапер»: чтобы многого достичь, нужно вдвое больше работать.

Мы можем сделать и более радостный вывод из рассказа «Тапер». Всегда есть место счастливому случаю, надо в него верить и жить с надеждой на успех. Надо верить в удачу, в счастливый случай, и быть готовым им воспользоваться. Под лежачий камень вода не течет.

Нравственные уроки

В рассказе Куприна «Тапёр» просматривается вполне определённая идея. Дети могут обратить внимание, что уже к 11–12 годам можно достичь чего-то такого, чем можно гордиться, как Юрий, который в своём молодом возрасте был уже умелым музыкантом и мог сам зарабатывать на жизнь.

Кроме того, из сюжета становится ясно, что именно внутренняя сторона человека отражает его нравственность. Высокомерие, гордыня, презрение к людям, попытки их унизить и осмеять никого не красят. Лидия Аркадьевна посмеялась над мальчиком и оказалась неправа. Татьяна же оказалась мягче и добрее и не обманулась в своих ожиданиях.

Мораль рассказа заключается в том, что никогда нельзя терять надежды на лучшее, а нужно продолжать верить в удачу, и тогда судьба обязательно улыбнётся, а мечта станет реальностью. Автор писал об одарённых людях в тяжёлых условиях, но выводы из его произведения справедливы для каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к творчеству.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: