Краткое содержание Куприн Тапер для читательского дневника

  • Краткие содержания
  • Куприн
  • Тапёр

Рассказ начинается с описания переполоха, который устроила младшая дочь Рудневых, Тиночка. Вот – вот начнется новый год, а хозяева забыли пригласить в дом музыканта. Тину первый раз допустили на взрослую елку, и ей хотелось, чтобы все прошло весело и интересно.

Семья Рудневых была большая и принадлежала к категории гостеприимных и бесшабашных семей. Их дом всегда был полон гостей: близких или дальних родственников, о которых они иногда даже не знали, друзей и подруг их детей. У каждых из гостей были свои интересы и разговоры. Стол в этом доме всегда был накрыт к завтраку, обеду и ужину. Любой, находившийся в доме, приглашался за стол.

Хозяйка Ирина Алексеевна, редко выходила к гостям, потому что считала пошлым и грубым общение с ними. Мужа своего, Аркадия Николаевича, она видела редко, но ревновала к женщинам. И имела на то основание. Аркадий Николаевич не утратил красоты молодости, а наоборот. Приобрел репутацию покорителя женских сердец. Он любил многолюдные сборища, любил молодежь, которая всегда была в его доме.

Особое трепетное отношение у хозяина дома было к новогодней елке. В этот раз все было готово, кроме музыкантов. И это стало омрачать праздник. Дочь Татьяна, наконец, отправляет прислугу Дуняшу найти тапера для праздника.

В дом начинают съезжаться гости. Шум, гам, поцелуи – предвестники праздника. Тина беспокоится. Гости в доме, музыки нет. Как начинать праздновать? Беспокойство Тины достигает предела. В это время возвращается Дуняша с тапером.

Тапер, невысокий, некрасивый мальчик, не кажется, сестрам способным оживить праздник. После недолгих споров, мальчик просит дать сыграть ему пробное произведение. Тина быстро усаживает его за рояль, и он начинает играть рапсодию №2 Листа.

На звуки музыки стали собираться гости. Аркадий Николаевич отметил высокое мастерство юного исполнителя, и засомневался, не трудно ли будет играть ему весь вечер. Юрий Азагаров (тапер) ответил, что для него это привычное дело.

Праздник был в самом разгаре, когда пришел еще один гость. По отношению к нему присутствующих, Юрий сразу понял, что это очень важный человек. Резкие черты лица указывали на сильную волю и железный характер этого гостя.

Композитор Антон Григорьевич Рубинштейн принял живое участие в судьбе юного музыканта. С его легкой руки Юрий Агазаров стал великим композитором.

Рассказ «Тапер» о том, что даже в юном возрасте можно быть профессионалом, а также о том, что случайная встреча может перевернуть всю жизнь

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Главные герои и их характеристики:

  1. Аркадий Николаевич Руднев – отец семейства, беззаботный, шумный, весёлый, но при этом очень добрый и внимательный, любит праздники и балет.
  2. Азагаров Юрий – четырнадцатилетний мальчик, скромный, бедный, но при этом удивительно талантливый.
  3. Тина Руднева – двенадцатилетняя девочка, дочка Аркадия Николаевича, добрая, бойкая, непоседливая, впервые участвует в подготовке к празднику.
  4. Рубинштейн Антон Григорьевич – знаменитый композитор, смог разглядеть талант Юрия, стал его учителем.

О произведении

Рассказ «Тапер» Куприна был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости». По утверждению автора, описанная им история была основана на реальных событиях. Тема искусства, которую он в полной мере раскрыл в своем рассказе, – одна из любимых в творчестве Куприна.

Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тапер».

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Дочки Аркадия Николаевича готовятся к празднику Рождества, встрече гостей, но одна беда – совсем забыли пригласить тапёра.
  2. Автор описывает необычный и шумный дом Рудневых, всегда полный гостей.
  3. Горничная Дуняша привела четырнадцатилетнего мальчика тапёра, старшая сестра Лида только посмеялась над ним.
  4. Но мальчик играл очень хорошо, даже Аркадий Николаевич Руднев оценил его талант.
  5. На празднике появился необычный гость, которому все оказывали почтение, даже пожилые важные дамы.
  6. Аркадий Николаевич уговорил важного гостя, Антона Григорьевича Рубинштейна, послушать игру Юрия, и композитор смог увидеть талант мальчика, взял его в свои ученики и навсегда изменил его жизнь.

Основная идея рассказа

Краткое содержание произведения «Тапер» позволяет читателю понять основную мысль рассказа, которую хотел передать А. Куприн. Большое значение в нашей жизни имеет случайная встреча, стечение обстоятельств. Можно обладать колоссальным трудолюбием и талантом, но одна маленькая встреча с важным человеком определяет будущее. Такой наставник помогает развить способности, окрыляет и позволяет поверить в свои силы.

____________________

* Тапёр — в 19 — начале 20 века музыкант (как правило, пианист), сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах и балах, а впоследствии — немые фильмы.

Пословицы к произведению:

Талант трудом добывают.

Где талант, там и надежда.

Талантлив тот, кто учится.

Другие читательские дневники здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Поднимаемые проблемы

В небольшом рассказе поднимается множество проблем. Особенно выделяются несколько из них:

Роль учителя в жизни подрастающего поколения

  • Случай в судьбе человека. Талант мальчика на первых порах никак не может помочь ему выбраться из нищеты, музыкант вынужден работать в богатых домах, хозяева и гости которых не могут по-настоящему оценить его. Такой образ жизни ставит под угрозу развитие способностей, а недостаток средств может привести к их потере, и это ещё больше угнетает тапёра, осознающего высокий уровень своей игры. Только счастливым случаем можно объяснить то, что скучающий композитор, имевший много талантливых учеников, услышал музыку мальчика и разглядел его способности.
  • Роль учителя в жизни подрастающего поколения. Юрий Азагаров был талантлив, по всей видимости, от рождения. Но без учителя он вряд ли смог бы достаточно развить свои способности и стать знаменитым. Судя по последнему абзацу рассказа, он и сам понимал это, поскольку считал разговор с мастером священным и никому не доверил сказанные ему слова.
  • Истинное искусство и ремесло. В «Тапёре» Куприн раскрыл отличие одного понятия от другого. Для автора оно заключалось в одухотворённости. Вдохновлённость, воодушевлённость и артистичность игры талантливого музыканта была так далека от манер бесчувственно играющего исполнителя, что не могла оставить равнодушным никого. Именно вкладывание души в творчество помогло маленькому и скромному человеку обратить на себя внимание сильных мира сего.

Анализ повести «Тапер» (А. И. Куприн)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 03.08.2020 · Обновлено 03.08.2020

Выбор для анализа рассказа Александра Куприна «Тапер» не случаен. С детства Многомудрый Литрекон слушал рассказы о далекой московской семье. Как и семья Рудневых, их семья также имела большую квартиру почти в центре Москвы. Магнитом в этой семье была удивительная женщина — хозяйка дома. У нее в квартире всегда кто-нибудь гостил, какие-нибудь дальние родственники и знакомые, всех ждало в доме гостеприимство и радушие. Приехавшие из разных городов родственники зачастую знакомились друг с другом именно в стенах этого дома. Давно нет с нами хозяйки этого дома, но дух и традиции, которые она заложила в членах своей семьи, живут в ее детях, внуках и правнуках.

Проблемы

Главной проблемой в произведении является социальная несправедливость, выраженная в проблемах юного дарования. Талантливому музыканту нужны деньги, чтобы выживать, и он подрабатывает на вечерних мероприятиях у богатых людей, не щадя свое здоровье. Лишь случайно его заметил Рубинштейн, и дал возможность развиться и выжить. Однако таких юношей было много, но они не были замечены. Сколько их таких было и сколько их работало? – такие вопросы задает автор.

Второй проблемой писатель означил творческий путь, который в большинстве своем является весьма тернистым и трудным – люди работают очень много, чтобы добиться славы, им нужно обеспечить себя, при этом уделяя основное внимание тому, к чему у них лежит душа. Однако именно такое стечение обстоятельств закаляет людей и делает их мастерами своего дела, виртуозами.

Третьей проблемой выступают взаимоотношения сословий – юноша сносит надменность и недоверие тех, кто его пригласил. Люди думают, что он ничего не умеет и является новичком в музыке. Ответить он им не может, поскольку зависит финансово от них. Впрочем, конфликт окончился неплохо – талант мальчика привел его к всеобщему признанию.

Герои произведения

В рассказе Куприна присутствовали как главные, так и второстепенные герои. Каждый из них внёс свой вклад в развитие сюжета. Биография главные героев кратко:

  • Руднев Аркадий Николаевич — довольно радостный и любящий гостей мужчина. Герой был очень азартным человеком.
  • Руднева Тина — активная и хорошая девочка, которая не могла долго сидеть на одном месте.
  • Азагаров Юрий — небогатый и тихий мальчишка, очень талантливый музыкант.

В произведении было несколько второстепенных персонажей. Они делают историю наиболее яркой и интересной. Другие герои:

  • Ирина Алексеевна — жена Руднева. Героиня мало с кем общается и смотрит на окружающих свысока.
  • Лида — красивая и надменная старшая дочь Рудневых.
  • Татьяна — девушка довольно спокойна и всегда думает перед принятием решений. Средняя дочь Рудневых.

На протяжении рассказа герои находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, чтобы проследить эту связь, рекомендуется читать его пересказ.

Нравственные уроки

В рассказе Куприна «Тапёр» просматривается вполне определённая идея. Дети могут обратить внимание, что уже к 11–12 годам можно достичь чего-то такого, чем можно гордиться, как Юрий, который в своём молодом возрасте был уже умелым музыкантом и мог сам зарабатывать на жизнь.

Кроме того, из сюжета становится ясно, что именно внутренняя сторона человека отражает его нравственность. Высокомерие, гордыня, презрение к людям, попытки их унизить и осмеять никого не красят. Лидия Аркадьевна посмеялась над мальчиком и оказалась неправа. Татьяна же оказалась мягче и добрее и не обманулась в своих ожиданиях.

Мораль рассказа заключается в том, что никогда нельзя терять надежды на лучшее, а нужно продолжать верить в удачу, и тогда судьба обязательно улыбнётся, а мечта станет реальностью. Автор писал об одарённых людях в тяжёлых условиях, но выводы из его произведения справедливы для каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к творчеству.

Идея

Идеей рассказа является вера в силу и мощь настоящего таланта, который может пройти и пробиться через все и добиться всего, если его развивать. В рассказе приводится пример не по годам развитого мальчика-пианиста, владеющего обширным репертуаром – он может сыграть как классические произведения, так и что-то легкое, танцевальное. Он добивался этого тяжелым трудом.

Смысл таков – нельзя судить о человеке по его внешности и возрасту. Ведь Рудневы изначально были настроены отрицательно к таперу, иронически, поскольку считали, что он посредственный музыкант, и сильно удивились, когда выяснилось, что это не так.

Сейчас читают

К сожалению, большая часть литературы о жизни Герцена направлена на изучения его политических взглядов. Что же касается, непосредственно, его литературного дарования, стиля – этот вопрос крайне редко освещается критиками

В произведении «Мочёные яблоки», созданном Владимиром Алексеевичем Солоухиным, повествуется о том, как один шофёр на своём автомобиле попал в огромную лужу и какие выводы из этой ситуации мужчина сделал.

Действие всей комедии происходит в Италии на одной из улиц поселка Кьодже. Утром на улице встретились несколько женщин. Из них Паскуа и Либера были дамами замужними. Лучетта и Орсетта не состояли в браке, но уже были помолвлены.

Повесть «Отрочество» — вторая часть автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого. В этом произведении читатель познакомится с жизнью подростка 19 века.

Сборник Тургенева представляет собой цикл из нескольких рассказов. Все они мало связаны между собой и не имеют четкой линии. В целом все рассказы условно можно разделить на три части.

Источник

Чему учит?

Рассказ Куприна «Тапер» учит тому, что если у человека есть талант, он обязан его развивать. Несмотря на очень юный возраст и бедность, мальчик уже является превосходным пианистом. Очевидно, чтобы достичь таких успехов ему приходилось очень много работать над собой, а на жизнь он зарабатывал случайными вечерними подработками, в качестве тапера на праздниках у богатых людей. Автор заставляет задуматься о том, что суровые испытания закаляют характер и помогают нам стать сильнее и мудрее. Мальчик мог прочувствовать серьезную музыку именно благодаря своему богатому жизненному опыту. Такова мораль рассказа «Тапер»: чтобы многого достичь, нужно вдвое больше работать.

Мы можем сделать и более радостный вывод из рассказа «Тапер». Всегда есть место счастливому случаю, надо в него верить и жить с надеждой на успех. Надо верить в удачу, в счастливый случай, и быть готовым им воспользоваться. Под лежачий камень вода не течет.

Суть

Суть рассказа такова – в семействе Рудневых, которое отличается особым радушием и гостеприимством, идет подготовка к любимому празднику главы семейства, Новому году. По традиции к мероприятию пригласили популярный оркестр, который, однако, не смог участвовать на их празднике, поскольку его перехватили другие люди. Поиски иных музыкантов завершились 14 летним мальчиком, утверждавшим, что он может играть на пианино хоть всю ночь напролет.

Глава семьи вместе с родными относятся к данному утверждению с недоверием, особенно старшая дочь, которая надменна, и они вместе просят мальчика что-нибудь сыграть. Юноша сыграл произведение Листа, «Венгерскую рапсодию», чем стянул в кабинет всех гостей семейства.

Потом его просит сыграть что-нибудь танцевальное младшая дочь Рудневых Тина. Юноша без проблем берется за игру, с удовольствием наблюдая за кружащимся вокруг него водоворотом лиц и платьев.

Вдруг вошел человек очень приметной внешности, и требует у юноши еще творчества Листа. Юноша играл настолько великолепно, что втянул в экстаз всех гостей.

По окончанию игры человек исчез, зато к юноше обратился хозяин дома с конвертом, заполненным деньгами от незнакомца, и сказал, что этот незнакомец – Антон Рубинштейн и что он ожидает юношу в карете.

Финал рассказа таков – юный пианист в изношенной одежде теперь знаменит по всей империи как уникальный и талантливый композитор. Понятно, что тому поспособствовал сам Рубинштейн, он вывел его в люди.

Смысл названия

На рубеже столетий 19-20 веков в просвещенных, интеллигентных, зажиточных семьях, было принято приглашать на балы, домашние праздники музыкантов, чтобы создать соответствующую обстановку на празднике. Далеко не всегда приглашенные были первоклассными музыкантам и чаще на таких « подработках» играли пианисты не самого высокого уровня. Поэтому само название «тапер» носит несколько пренебрежительный оттенок. (Это слово с перевода с французского tapeur, а также taper). Означает некое «хлопанье», «стук».

Очень краткий пересказ

«Тапер» — краткое содержание этого рассказа будет представлено далее. Пересказ следует начать с невообразимого переполоха, который устроила младшая дочь Руднева. А все потому, что до праздника осталось совсем чуть-чуть, а девочка не могла выяснить, был ли приглашен тапер*. В этом году маленькой Тиночке впервые разрешили присутствовать на взрослом празднике, и ей хотелось, чтобы все было готово вовремя.

Хозяйка дома, Ирина Алексеевна, была не слишком озабочена праздником – она редко выходит к гостям, считая это пошлым. Поэтому Тина не на шутку расстроилась отсутствием тапера. Ее отец велит горничную найти им на праздник музыканта и привести в дом.

В гостеприимное имение Рудневых начали съезжаться гости и нетерпение Тины достигает пика. В этот момент в доме появляется тапер – совсем еще мальчик, невысокий, с нескладной фигурой и некрасивой внешностью. Сестры сомневаются, что своей игрой он способен создать настроение празднику. Но после недолгих споров его усаживают за инструмент.

Композиция и конфликт

Композиционно рассказ «Тапер» делится условно на две части:

  1. первая – это описание семьи Рудневых, об атмосфере в их семье, о любви к искусству членов семьи, о том, что в доме часто устраивались всевозможные празднества. Конкретно в момент описываемых событий в доме Рудневых предполагается праздник новогодней ёлки и описаны хлопоты по отысканию тапера, чтобы праздник был веселей. Особых конфликтов в семье не было, а те, которые иногда случались, улаживала средняя дочь Руднева — Татьяна.
  2. Вторая часть рассказа — появление в доме Рудневых маленького пианиста. Встреча Рудневых и их гостей с настоящим подлинным искусством маленького пианиста.

Тема

Главной темой произведения является тема таланта «тапера». Ведь искусство красит человека и изменяет его в лучшую сторону, причем, изнутри – юноша кардинально менялся и одухотворялся. Будучи ребенком, он имел слух и чувствовал музыку, вдумывался в нее и преображался.

Вторая тема описывает нам быт и царящие тогда нравы в среде интеллигентов через семью Рудневых. Лучшие представители тогдашней московской интеллигенции были образованными и гостеприимными людьми, которые ценили талант и награждали за его проявление, имели понимание музыки и любили ее.

Но имеются представители сословия другого характера, например, супруга Руднева и старшая дочь, которые отличаются надменностью и высокомерием, но не умом. Они замкнуты в себе и избегают реальной жизни, бросаясь заумными фразами.

Третьей темой является тема детства. В рассказе писатель противопоставил два варианта детства – в первом жизнь полнится довольствием и праздностью, а во втором – трудностями и выживанием. Мальчик работает с малых лет, ощущая презрение со стороны тех, кто его нанял. Он говорит, что может играть всю ночь – из-за того, что ему некуда идти, и нечем платить за проживание. В противовес ему представлена Татьяна, которая живет в довольствии и богатстве.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: