- Сочинения
- По литературе
- Булгаков
- Образ и характеристика Степы Лиходеева в романе Мастер и Маргарита
Степан Лиходеев – один из героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
Степан является директором московского театра «Варьете», того самого театра, в котором давали представления Воланд со своей свитой. Герой не выполняет свои обязанности в роли директора и ведет весьма разгульный образ жизни. Но в отличии от Берлиоза он не приносит никакого вреда Мастеру. Роль Степана в сюжете романа не велика, но, как и у всякого персонажа книги, его образ яркий и запоминающийся.
Лиходеев живет на Садовой по соседству с Берлиозом. Однажды утром проснувшись после весело и бурно проведенной ночи, он обнаруживает у себя странного человека, который утверждает, что вчера он заключил контракт с директором «Вариете». Степан, плохо помнивший вчерашний день, выходит в коридор, чтобы уточнить о предстоящих гастролях артиста. Видя запечатанную квартиру Берлиоза, в его голове мелькают нехорошие мыслишки об аресте соседа. О смерти Берлиоза Лиходеев и не думает. Судьбы соседа не трогает душу Степана.
Вернувшись себе в квартиру, Лиходеев застает неприятного человека в треснувшем песне. Но больше всего его поражает черный кот лихо выпивающий и закусывающий. Характеристика Лиходеева дана именно Коровьевым и Бегемотом. При помощи их реплик читатель понимает, кем на сомом деле является сосед трагически погибшего Берлиоза.
Лиходеев не выполняет свои должностные обязанности, ведет распутный образ жизни. Степан не делает ничего, потому что, по словам Коровьева, ничего делать и не умеет. В характере директора «Вариете» преобладают такие отрицательные черты как лживость, лень, хитрость, безответственность.
Лиходеева отправляют в Ялту, где он начинает сходить с ума. Осознание того, что он только что был у себя на квартире, а через мгновение оказался в Ялте наносят свой отпечаток на психику героя. Степан Лиходеев попадает в клинику для душевнобольных и там проводит восемь дней. Впоследствии, как сообщает писатель, он получает должность заведующего в гастрономическом магазине Ростова.
Сатиристическое описание Лиходеева отражает душевную настоятельность героя. Идя по легкому пути весело жизни, он начинает терять остатки человечности в себе.
Жилец квартиры № 50
Степа Лиходеев – тот самый директор театра «Варьете», вступающий, пользуясь своим положением, в связи с женщинами, не выполняющий должностных обязанностей и гоняющий зря казенную машину. Роль Лиходеева в нетленном булгаковском сюжете невелика. Тем не менее его образ запоминающийся.
Этот персонаж, в отличие от коллег своего погибшего соседа, не приносит бед Мастеру. Он, на первый взгляд, абсолютно безобиден. Тем не менее Воланд и его приспешники отправляют незадачливого директора за тысячу километров от Москвы. За что? В чем провинился этот, казалось бы, добродушный жилец «нехорошей» квартиры? Итак, за что был наказан Степа Лиходеев?
Степан Богданович Лиходеев
Лиходеев — директор Варьете, молодой человек, очень популярный в творческих кругах Москвы. Он ведет праздный образ жизни: кутит, пьет, гуляет. На первый взгляд, совершенно безобидный малый, никого вроде не обманул, ничего не украл, никаких жутких грехов за ним не наблюдалось, Чем же он так заинтересовал Воланда и его свиту?
Степан Богданович обратил на себя внимание своей никчемностью, беззаботностью, безответственностью, Человек, не разбирающийся в искусстве, не имеющий никакого понятия о деле, которым руководит, занимает директорское кресло и бессовестно пользуется служебным положением. Всю работу за него выполняют подчиненные, он же лишь волочится за дамочками, при том, что женат, и предается кутежам.
Очнувшись однажды после очередного, весело проведенного вечера, и увидев перед собой незнакомца, он очень огорчен, что свидетелем его безобразия стал иностранец, но его нисколько не тревожит обстоятельство, что он абсолютно ничего из того, что происходило накануне, не помнит.
Такой, на первый взгляд, безобидный и никчемный человечишка, занимающий руководящую должность, на самом деле может являться сильнейшим злом для людей талантливых, творческих. Булгаков в образе Лиходеева раскрывает тип людей, творящих произвол при полной своей некомпетентности, занимающих не свое место. Кому, как ни автору романа, знать вредоносность лиходеевых, он на себе испытал все последствия активных действий чинуш от искусства.
Воланд выбирает довольно мягкое наказание для такого паразита общества: он отправляет его на курорт, в теплый живописный уголок Ялты. Вроде известный, имеющий множество приятелей, а пустой человек, никому не интересный, никто не торопится вернуть Лиходеева домой. Ни в какой Ялте, по факту, Степан и не был, все его скитания оказались обманом и происками нечистой силы.
Этот эпизод наглядно продемонстрировал силу гипноза, которым обладала компания Воланда. И читатель осознает, насколько велика эта сила, способная подчинять себе целые группы людей, находящиеся не только в одном помещении, но и на огромном расстоянии.
По возвращении из своего таинственного путешествия герой попадает в уже известную читателю психиатрическую клинику, к профессору Стравинскому. Происшедшее меняет Степана Богдановича в лучшую сторону: он становится тише и степеннее, практически не злоупотребляет спиртным, а женщин так вообще сторонится. Он все так же руководящий работник, только уже никак не связан с искусством.
Утро туманное
Степа Лиходеев в романе «Мастер и Маргарита» упоминается всего несколько раз. Более детально – в седьмой главе. А дальше автор ему уделяет в общей сложности несколько строк. Однако стоит сказать, что именно в главе «Нехорошая квартира» перед читателем впервые предстают помощники Сатаны в полном своем составе, и именно поэтому она столь запоминающаяся.
Однажды после бурно проведенного вечера Лиходеев просыпается в своей постели (хотя пробуждением состояние директора «Варьете» в это утро назвать сложно) и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете. Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит. И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню… Словом, ночь была насыщенная.
Лиходеев, так и не вспомнив событий прошедших дней, выпивает предложенную гостем водку, закусывает чудесно появившимися яствами и, будучи человеком хитрым и неглупым, старается скрыть перед незнакомцем собственную забывчивость. И вдруг, выйдя в переднюю, обнаруживает там постороннего черного кота жутких размеров.
Случаи на съемках сериала МиМ:
Берлиоз
Александр Калягин
, первый кандидат на роль, с инфарктом попал в больницу до начала съёмок. Он вернулся к съёмкам, но все опять повторилось и он отказался от рои
Александр Адабашьян
, который в итоге сыграл роль Михаила Берлиоза
ТАКЖЕ
попал к в больницу
с сердечным приступом
, но продолжил сниматься.
Мастер
Александр Галибин попал в ДТП и перенес бронхит.
Марго
Анна Ковальчук
после окончания съемок развелась с мужем и очень долго не могла выйти из образа
Воланд
Олег Янковский
в последний момент он отказался от съёмок
—
Дьявола, как и Бога, играть нельзя!
Олег Басилашвили
прямо во время съёмок потерял голос из-за кровоизлияния голосовых связок.
Степан Лиходеев
Александр Панкратов-Чёрный
отказался от роли Варенухи. Но снялся в роле Степана Лиходеева.
Азазелло
Александр Филиппенко
сыграл сразу в двух экранизациях «Мастера и Маргариты»
— Ты Коровьева уже сыграл. Азазелло у меня сыграешь? — спросил Бортко. Актёр согласился, посчитав это знаком судьбы.
Неприятнейшие мыслишки
В переднюю Степа выходит, дабы позвонить в «Варьете» и справиться о предстоящем выступлении иностранного артиста. В глаза ему бросается печать на двери Берлиоза. Пока еще ничего не знает о смерти своего соседа Степа Лиходеев. Характеристика директора «Варьете», однако, дана автором именно при описании чувств, которые овладели им при мысли о возможных неприятностях с главным редактором литературного журнала.
О чем говорит печать на двери комнаты? О том, что с ее хозяином случилась беда. Мысли о смерти соседа не приходят в голову Лиходееву. Первое, о чем он думает, – арест. Воспоминания о глупой статье, которую Степа недавно зачем-то всучил Михаилу Александровичу, и о сомнительных разговорах в столовой за ужином закопошились в голове бедного Степы. Переживания о судьбе Берлиоза не коснулись его души. Одни лишь неприятнейшие мыслишки. Неизвестно, до чего додумался бы в это утро Степа, находясь перед опечатанной дверью литератора, если б не появление вышеупомянутого кота.
Вот как сходят с ума!
Что происходило дальше в нехорошей квартире, несомненно, помнят поклонники романа «Мастер и Маргарита». Степа Лиходеев, характеристика которого будет дана чуть позже, возвращается в комнату и видит там своего гостя в более чем странной компании. В кресле восседает довольно неприятный тип с усами-перышками и в треснувшем пенсне. На пуфе же разместился тот самый кот, который минуту назад бесцеремонно передвигался по передней.
«Вот как сходят с ума!», – думает, видя выпивающего и лихо закусывающего кота, директор «Варьете». Характеристика же Лиходеева дана именно Бегемотом и Коровьевым. Именно благодаря их четким и емким репликам читатель понимает, что представляет собой сосед трагически погибшего Берлиоза.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Портретный очерк (мамы, подруги)
Стою посередине комнаты и кричу: «Мааааам, а носки-то мои где?». Слышу, идёт. Буквально через минуту она оказывается в комнате с моими носками в руках, на поиски которых прежде я потратила уйму времени. - Образ и характеристика Сотникова в повести Быкова
Произведение Быкова «Сотников» было написано в 1969 году. Вначале автор назвал свое творение «Ликвидацией». В своих произведениях автор затрагивал проблемы, связанные с нравственностью - Сочинение на тему Честь дороже жизни
Прожить правильно жизнь задача не из легких. Человеку свойственно постоянно ошибаться, совершать неправильные поступки. Часть этих ошибок незначительны и очень быстро забываются. - Сочинение по рассказу Царь-рыба Астафьева
Произведение относится к социально-философскому творчеству писателя, раскрывающему проблемы взаимоотношений природы и человека, и является составной частью одноименного цикла новелл. - Твір на тему Ромео і Джульєтта (кохання і трагедія)
Кохання завжди оспівувалось у творах митців. Шекспір, який жив у Єлизаветинську епоху, за часів правління королеви Єлизавети І. Найвидатніший драматург Англії усіх часів написав драму Ромео і Джульєтта
Образ Степы Лиходеева
Что же говорят о директоре театра помощники Воланда? Они, как известно, знают все. И то, что Лиходеев не выполняет свои должностные обязанности («очки начальству втирает»), и то, что он ведет разгульный образ жизни. Степа, по словам Коровьева, ничего не делает, потому как и делать ничего не умеет. Главные черты характера Лиходеева — это безалаберность, лень, склонность к пьяным оргиям.
Степа ведет развратный образ жизни, кроме того, он крайне безответственный, что подтверждает впоследствии Римский, получив странную телеграмму из Ялты и решив, что это не что иное, как очередные выходки Лиходеева. К характеристике этого персонажа следует добавить хитрость (отнюдь не мудрость), трусость и лживость.
А Лиходеев мог бы быть совсем другим…
И в первой редакции романа присутствовал такой персонаж, как Лиходеев. Звали его, правда, по-другому. Гаруся Падулаев – таким именем в 1929 году наделил Булгаков директора театра. У этого героя был прототип – знакомый писателя (уроженец солнечного Владикавказа) Тауджин Пейзулаев. Этот человек работал вместе с писателем над пьесой «Сыновья муллы». В первоначальном варианте романа Гаруся, так же как и Степа, покидает против своей воли квартиру № 50, расположенную в доме 302-бис по улице Садовой. Но Воланд отправляет его не в Ялту, а на родину своего прототипа – во Владикавказ.
По пути из столицы на малую родину Гаруся наслаждается видом чудесного московского пейзажа. То есть во Владикавказе Падулаев оказывается не мгновенно. В его путешествии есть даже нечто романтичное. Булгаков с Падулаевым обошелся значительно мягче, нежели с Лиходеевым. Но позже, узнав о смерти своего соавтора, писатель решает кардинально изменить образ изгнанного из Москвы персонажа. В 1936 году Булгаков в очередной раз переписывает роман. И теперь на страницах этого произведения появляется директор театра по фамилии Лиходеев.
Фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита» 14 лет ждал своего часа.
Фильм был снят в 1994 году, в прокат, по разным обстоятельствам, вышел только в 2011-м.
Юрий Кара рассказывал:
— Снимать картину начали в саду «Эрмитаж» со сцены в варьете, все телеканалы дали об этом репортажи. Вдруг на площадку пришёл Левитин (режиссёр театра «Эрмитаж» Михаил Левитин), попросил прекратить съёмки.
- В месте, где хранился отснятый материал, прорвало трубу горячего отопления. После того, как об этом сообщили вышеупомянутому Левитину (режиссёру театра «Эрмитаж»)
в его кабинете тоже прорвало трубу отопления. - Всего за время работы над картиной Кары сменилось шесть операторов: они то уходили, то просто пропадали.
- При съемках в Крыму деревни Иудеев, в октябре пошёл снег.
- Пленку, на которую должны были снимать в Крыму — забыли в Москве.
- Когда Кара поехал в столицу за плёнкой — сломалась его новая отечественная «Волга». И через некоторое время — случилось ДТП, врезался человек по фамилии Коровьев.
- До премьеры также не дожили актёры Бронислав Брондуков и Спартак Мишулин (Варенуха и Арчибальд Арчибальдович), Виктор Павлов (Бегемот) и Михаил Ульянов (Понтий Пилат) и композитор Альфред Шнитке.
В театре:
Знаменитый актёр Виктор Авилов играл Воланда в театральной постановке.
- В 1995 году, меньше чем за час до начала спектакля актёр пережил клиническую смерть сердце останавливалось два раза, но актер выжил…
- В 2000-х его начала мучить язва и боли в спине.
- В июне 2004 года у него обнаружилась неоперабельная опухоль. Актёр прожил ещё два месяца, после чего скончался в возрасте 51 года.
Пациенты Стравинского
После двухдневного пребывания в курортном городе Степа возвращается в Москву, где его незамедлительно направляют в психиатрическую клинику. В эти тяжелые для москвичей дни у профессора Стравинского немало работы. Сперва в лечебницу привозят поэта, беспрестанно повествующего о Понтии Пилате и интуристе, которого срочно нужно изловить. Затем в клинику прибывает конферансье, требующий вернуть ему голову. И наконец, один за другим привозят к Стравинскому театральных чиновников, которые, словно по договоренности, умоляют о заключении в бронированной камере.
Лиходеев проводит в больнице восемь дней. Согласно последней редакции романа, спустя некоторое время он получит должность заведующего гастрономическим магазином в Ростове.
Жертвы «Сборщика душ»:
- Александр Чабан первая жертва
— (следователь НКВД) в возрасте 47 лет. Его тело нашли 2 октября 2005 года в своей квартире. Причина смерти не установлена. - Павел Комаров
— (вор на Москва реке) умер в возрасте 39 лет. - Станислав Ландграф —
(критик Латунский) сердечный приступ. - Евгения Меркурьева
— (Понтий Пилат) лейкемия. Последняя в карьере. - Александра Абдулова —
(Фагот, Коровьев 2008 год, рак легких. - Владислав Галкин —
(поэт Бездомный) нашли в собственной квартире, лежащим лицом вниз, причина смерти не установлена. - Илий Олейников —
(финдиректор Варьете Римский) Рак легких. - Валерий Золотухин —
(Босой) «съела» неоперабельная опухоль мозга - Андрей Толубеев —
(Алоизий Могарыч) скончался от рака поджелудочной железы. - Юрий Оськин —
(швейцар), ушел из жизни в 2009 году. - Галины Барковой —
(продавщица фруктов) не стало. - Валентны Егоренковой
— (медсестра в психиатрической больнице) умерла. - Станислав Соколов —
(секретарь Понтия Пилата) также умер. - Дмитрий Поддубный —
(агент НКВД) получил закрытую черепно-мозговую травму. - Станислав Фесюнов
— (швейцар магазина) последняя жертва.
Человек, занимающий не свое место
В одной из редакций автор назвал Степу «красным директором». Что значит это словосочетание? В 20-30-е годы на административные должности в театрах начали назначать партийных работников. Они, причем вполне официально, и назывались «красными директорами».
Эти люди были далеки от искусства. Они, как выразился Фагот, «ничего не делали, да и не умели ничего делать». Михаилу Булгакову подобные администраторы были хороши знакомы. Писатель соприкоснулся впервые с театральным миром при постановке пьесы «Белая гвардия». По своему обыкновению, автор годы спустя высмеял в одном из своих произведений и знаменитого режиссера, и известных в те годы актеров. Что же касается театральных чиновников – они послужили материалом для создания образа Лиходеева.
“Человек не на своём месте”
Именно это определение точнее всего описывает личность людей, подобных Стёпе. Он совершенно некомпетентен в своей профессии, однако занимает должность директора Варьете. К искусству герой не относится совершенно никак, он пьянствует, весело проводит время, заводит знакомства, пользуясь служебным положением. Страсть к женщинам и веселью занимает всё свободное время Лиходеева, его работу выполняют Римский и Варенуха, которые привыкли к безнадёжности начальника.
Образ Лиходеева как человека, который занимает чьё-то место в профессии, очень близок Булгакову. Как часто автор сталкивался с людьми, далёкими от искусства, которые занимают самые главные должности в своей сфере. Они вершат судьбы талантливых людей, не обладая минимальными знаниями в своей профессии.
Главный порок
Выше уже была приведена характеристика директора «Варьете». Однако лживость и хитрость – черты, которыми наделены все отрицательные персонажи романа. Главный порок Лиходеева – пьянство. И именно этим он отличается от прочих героев книги.
Всего за несколько дней Воланду и его помощникам удалось взбудоражить всю Москву. Об огромном черном коте, развязном регенте в клетчатом пиджаке, рыжеволосом коренастом типе и загадочном иностранце в городе говорили еще долго. Слухи и домыслы не давали покоя москвичам. Большая часть сплетников лишь слышала о странной шайке то ли экстрасенсов, то ли колдунов, то ли ловких мошенников. Но были и те, кому не повезло встретиться с нечистой силой, что называется, лицом к лицу. И встречи эти стали судьбоносными.
Бездомный перестал сочинять стихи. Варенуха прекратил врать. Поплавский забыл о московской квартире. Что же касается Степы Лиходеева, то он больше не пил… портвейн с водкой. Только водку, и только настоянную на смородиновых почках.
Нехорошая квартира
Как можно говорить о таком персонаже, как Степа Лиходеев, и не сказать ни слова о квартире, в которой он обитал до момента своей телепортации? А ведь директор театра был обречен на исчезновение уже тогда, когда переступил ее порог.
В седьмой главе, в которой читатель знакомится с Лиходеевым, автор повествует о прежних жильцах квартиры № 50. Все они словно канули в бездну. Первым исчез квартиросъемщик вдовы ювелира. Женщине принадлежала квартира, которую она, будучи особой предприимчивой, частично сдавала жильцам, судьба которых оказалась довольно печальной. Впрочем, как и каждого, кого прельщали апартаменты по знаменитому адресу. Бесследно исчезла и сама хозяйка, и даже ее домработница Анфиса. Но если местонахождение первых жильцов осталось неизвестным, то судьба Берлиоза и Лиходеева знакома была каждому проживавшему в доме 302-бис, расположенном на Садовой. Правда, Лиходееву повезло больше, нежели его соседу. Но у Булгакова были свои счеты с литераторами.
🗹