«Старый повар» — краткое содержание рассказа К.Г. Пауствоского

  • Краткие содержания
  • Паустовский
  • Старый повар

Повествование рассказа происходит где-то из окраины старой Вены, где престарелый повар, который проработал на престижной должности длительные годы, находится при смерти. Никогда он не был привязан к Богу, никогда не посещал церковь по собственному желанию, не прочищался и не исповедовался. Но на границе жизни и смерти, он понял, что ему необходимо исповедоваться и очистить свою душу. Но так как священно служителей он не «уважал», он принял решение поведать свою исповедь постороннему человеку, и попросил свою восемнадцати летнюю дочь выйти на улицу, и пригласить в дом человека, который первый попадется ей на глаза.

Дочь вышла на улицу, и встретила там молодого человека. Который имел довольно «потрепанный» и не притязательный внешний вид, она объяснила ему сложившуюся ситуацию и предложила ему пройти с нею в дом. Юноша согласился.

Старому повару не оставалось ничего другого. Как исповедоваться этому юноше. Которого он совершенно не знал, но для него это не имело никакого значения. Выслушав жизненную исповедь старика. Юноша, который в итоге оказался великим композитором, носившим фамилию Моцарт, решил утешить старого повара и сыграть ему мелодию, которая только что пришла ему в голову. Молодой человек был начинающим музыкантом, которому не хватало идей и вдохновения, для создания уникальной и великой мелодии, которая сможет проникнуть в сердца каждого слушателя. Какого бы возраста он не был.

Юноше стало жаль старого мужчину, и он решил сыграть ему произведение. Которое только что пришло ему в голову. Вдохновленный жизненной историей старца, молодой человек создал шедевр, который станет известен всей стране, и не только. Ведь он не преследовал корыстных целей. А просто старался облегчить последние минуты жизни человека, который не побоялся ему открыться. И постарался передать. В мелодии. Все те эмоции, которые почувствовал при беседе со старым поваром.

Итогом повествования становится то, что старый повар испытал радость, которая была не известна ему в течение всей жизни. Благодаря прослушиванию мелодии, которую сочинил юноша для этого старого господина, который не побоялся открыть перед ним душу. А юноша, в итоге, смог создать мелодию, которая будет увековечена, и сможет радовать своим звучанием не одно поколение.

Данный рассказ учит нас тому, что стоит испытывать сострадание даже к незнакомым людям, а так же тому, что испытать истинное счастье человек способен даже находясь на «смертном одре».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Литературное направление и жанр

Все жанровые признаки романтической новеллы, которыми обладает этот рассказ советского писателя, заставляют отнести его к неоромантизму. Романтические и даже сентиментальные нотки – отнюдь не редкость для литературы соцреализма сталинской эпохи. Однако Паустовский часто позволяет себе ускользнуть от эпохи в иной, лучший мир традиционного европейского гуманизма. В лучшем случае читатель увидит «дверь», через которую автор ускользнул от своей эпохи.

В данном случае эта надпись на «двери» – название рассказа и его экспозиция. В центре искусства соцреализма должны находиться человек труда и историческая действительность в её революционном развитии? Нет ничего проще. Действие происходит за три года до Великой французской революции. А «человек труда» –старый повар (в начале рассказа у него нет даже имени), который всю жизнь работал на некую графиню Тун, «ослеп от жара печей» и живёт в предоставленной ему ветхой сторожке в графском саду (и всё-таки – крыша над головой!) на предоставленное управляющим графини жалкое (но всё-таки!) денежное пособие…

Персонажи

В рассказе Паустовского «Старый повар» главными героями являются всего три действующих лица. Совестливый умирающий мужчина, воспитавший свою дочь так, что чужого она никогда не возьмет. Этот благородный бедный слепой человек перед смертью желал покаяться в поступке, который мучил его советь много лет. Жизнь дала ему такую возможность.

Юная фройляйн очерчена штрихом. Но мы видим перед собой прекрасное создание.

паустовский старый повар анализ произведения

Наконец, величайший Гений и простой, добрый, щедрый душой и сердцем человек. Он озарил жизнь старика своей дивной музыкой так, что не только старый повар, но и его дочь увидели все: встречу возлюбленных, яблони в цвету среди зимы и солнце ночью.

Герои рассказа

«Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати» и старый цепной пёс в своей будке: «Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять». Итак, повар, который не варит, пёс, который не лает, и юная Мария, чьим единственным богатством был клавесин – «такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ на все возникавшие вокруг звуки»… Кажется, что юность Марии навсегда окружена этим тройным кольцом старости. Но так не бывает, круг должен быть разорван, и разорвёт его смерть повара.

Как истинный человек XVIII века, распропагандированный Вольтером, не любившим церковь («раздавите гадину»), повар «всегда не любил священников и монахов». Его нелюбовь к церкви никак не связана с его совестью, на которой лежит тяжкий грех, требующий исповеди. Повар просит Марию выйти на улицу и попросить первого встречного принять исповедь умирающего.

Марии удаётся привести к отцу «худого маленького человека». Как сразу догадывается опытный читатель, этому-то «ещё очень молодому незнакомцу» и предстоит стать главным героем рассказа. Он сразу пообещал повару «снять тяжесть» с его души властью, «данной не от бога, а от искусства». И он его в этом не обманул. А раз так, то по закону «малого жанра» читатель должен просто поверить, что этот идеальный романтический герой не обманет умирающего и в обещании исполнить его последнюю волю – «позаботиться о Марии» (видимо, путём устройства музыкальной карьеры девушки, чьим единственным богатством был клавесин).

Встреча с умирающим

Войдя в дом, юный хрупкий изящный незнакомец бросил влажный плащ на скамью, расправил кружева жабо и подсел к кровати. Он оживленно смотрел прямо в лицо старика и попросил его покаяться. Старый повар рассказал, что, когда заболела его любимая жена Марта, он украл у хозяйки золотое блюдо. Он разламывал его на части, продавал и лучше кормил жену. Никто из слуг при этом не пострадал, но сам факт кражи лежит тяжестью на душе до сих пор. «Во имя любви вы совершили подвиг», – подвел итог незнакомец и спросил его последнюю волю. «Кто-то должен позаботиться о моей дочке», – сказал умирающий. «Я не оставлю ее», – пообещал гость и спросил, чего еще хочет старик. Тот высказал невозможное желание, ибо он был слеп. Он хотел увидеть свою первую встречу с Мартой, солнце и сад в цвету.

Тема и проблематика

Тема новеллы – великая сила великой музыки, способной снять тяжесть с человеческой души. Однако, вопреки и в противоборстве с этой темой – темой эстетики, – специфическую нравственную проблематику новеллы создаёт одна из главных и – в советском атеистическом контексте – неожиданных проблем этики, а именно проблема греха. Ведь несмотря на атеизм и «классовую» гордость повара («кто работает, у того нет времени грешить») совесть этого «человека труда» неспокойна. Всего один раз в жизни, пытаясь спасти жену от чахотки, он украл из сервиза хозяйки маленькое золотое блюдо. И прежде чем «отпустить» повару этот грех и приступить к дальнейшему «снятию тяжести» с его души, случайный прохожий строго спрашивает, не пострадал ли из-за этого проступка повара кто-то из неповинных в краже слуг графини. И лишь получив клятвенное заверение умирающего, что никто не пострадал, удивительный незнакомец «отпускает» повару этот грех. В эпоху массовых посадок и расстрелов по политическим доносам, также ставшим массовым явлением, такой, мягко говоря, традиционный гуманизм Паустовского мог бы считаться дерзким вызовом. И лишь прозрачная, весьма условная ширма историзма (ведь действие происходит в 1786 году!) защищает автора «Старого повара» от подобных обвинений.

Изображение великого музыканта

Образ Моцарта раскрывается постепенно. Изначально этот незнакомец очень легко отзывается на просьбу девушки. Затем он расспрашивает страдающего старика о его грехе и утешает. Советь старого повара становится спокойной. Под влиянием музыки он наполняется счастьем. По сути Паустовский нам рассказал о таинстве перехода в иной непостижимый мир. Звуки, извлеченные из клавесина, помогли старику сделать его легким и безболезненным. Потому музыку и считают наивысшим из искусств, Таким, что даже самые проникновенные поэтические слова бывают бесполезны. Все произведения Моцарта полны радости жизни, гармоничны, исполнены изящества.

Сюжет и композиция

Три старика – повар, пёс и клавесин – вот-вот должны бессмысленно умереть, обрекая следующее поколение (Марию) на повторение этих жизней и смертей, бессмысленных в своём извечном повторении. Таковы исходные условия этого сюжета. Как же может сдвинуться с места этот типичный жизненный сюжет под пером советского писателя в 1940 году? Писатель обязан показать его в его «революционном развитии». Но указав, что действие происходит за три года до большой европейской революции, Паустовский этим и ограничился. Фактически «фигура умолчания» о «революционном развитии» есть знак неприятия такого развития типичного жизненного сюжета и неверия в такое развитие. Прожив полвека, писатель видел на своём веку много революций, и все они делали бессмысленную жизнь и смерть простых людей лишь ещё более бессмысленными. В экспозиции рассказа рядом стоят 1786 год и слово «умирал». Как бы то ни было, старый повар даже и не доживёт до «революционного развития»…

И всё же у автора есть надежда и для стариков (повара, пса и клавесина), и особенно для юной Марии. Эта надежда не привязана к капризам всемирной истории, но крепко связана с совестью, данной человеку как образ вечности. И вот завязка: неспокойная совесть повара выгоняет Марию на улицу. Мария приводит в дом незнакомца, и с этого собственно и начинается развитие действия. Грех исповедан и прощён. Повар обретает имя Иоганн Мейер и получает право на предсмертные желания: «чтобы кто-нибудь позаботился о Марии» и «ещё раз увидеть Марту». И вот кульминация: незнакомец заиграл, и Иоганн увидел всё что хотел увидеть и даже более того… Теперь он, Иоганн Мейер, обрёл искомый смысл своего уходящего бытия и получил право по собственному усмотрению завершить свой жизненный сюжет и тоже узнать имя незнакомца. Оно даётся в конце как развязка всей этой истории 1786 года, о которой просвещённый читатель, знающий даты жизни В.А. Моцарта (1756 – 1791), давно уж догадался…

Фантастическое исполнение невозможного

«Хорошо», – трижды повторил незнакомец и быстро сел за клавесин. Он неожиданно наполнил темную комнатку волшебными звуками. Старик сразу увидел встречу с юной смеющейся Мартой. Умирающий вслушивался в льющиеся звуки, которые комментировал сам музыкант, и видел распустившийся яблоневый сад с огромными бело-розовыми цветами на ветках, освещенными солнцем. «Я все это вижу!», – радовался и восхищался он.

Музыка умолкла. Отец попросил дочь открыть окно. Ему захотелось узнать имя незнакомца. «Моцарт, Вольфганг Амадей», – услышал он в ответ. Девушка сделала глубокий книксен перед великим музыкантом. Вот как заканчивает рассказ «Старый повар» Паустовский. Вставала розовая заря. Она освещала сад, покрытый белыми цветами из снега.

Художественное своеобразие

Объём короткого рассказа вмещает содержание целого романа, жизнь старого венского повара Иоганна Мейера развёрнута перед читателем как длинный свиток – и всё это благодаря повышенному символизму и реминисцентности текста, причём то и другое развивается как бы в двух уровнях.

Более внешний, поверхностный уровень, так сказать, реализма: «типический характер в типических обстоятельствах». Классовая гордыня Иоганна, нелюбовь к монахам и священникам в сочетании с почти кристально чистой совестью честного труженика, у которого «нет времени грешить», – всё это на поверхности. Но вот имена его жены и дочери – Марта (в славянском произношении Марфа) и Мария – в Евангелии от Луки (10: 38 – 42) противопоставлены как символы бытовой приземлённости (Марфа) и чистой духовности, не обременённой делами житейскими (Мария).

Когда заиграл Моцарт, Иоганн увидел Марту с кувшином молока, который, впрочем, она при их первой встрече «от смущения разбила». Так вспыхнувшая любовь указала Марте верный путь, но бедная девушка не увидела подсказки и до смерти замучилась в борьбе с житейскими неурядицами. «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10: 42) – но это не церковь, а музыка; не Иисус, пред которым преклонилась евангельская Мария, а Моцарт, пред которым преклонилась Мария Мейер в финале рассказа «Старый повар».

  • «Телеграмма», анализ произведения Паустовского
  • «Золотая роза», анализ повести Паустовского
  • «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
  • «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
  • «Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
  • «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
  • Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
  • «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
  • «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
  • «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
  • «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского

По писателю: Паустовский Константин Георгиевич

«Старый повар», Паустовский: проблематика

В своем рассказе писатель рассматривает две проблемы. Одна – это муки совести и совершенный грех, а вторая состоит в том, может ли музыка очистить душу человека от наслоений, которые нанесла жизнь. Автор с блеском раскрывает перед нами душу честного старого повара, а также показывает, как душа и сердце откликаются на чарующие звуки музыки, как высоко она поднимает их и рисует чистые и прекрасные картины.

К. Паустовский не случайно дарует старику встречу с гением музыки. Только чрезвычайно одаренный и отзывчивый человек может понять проблему умирающего бедняка. Понять и ободрить его, дать надежду на то, что его дочь не будет брошена, а самому ему открыть давно ослепшие глаза. В этом заключается гуманизм романтического рассказа «Старый повар». Не важно, что его создала фантазия писателя. Главное в том, что мы верим, что именно так и должно все быть в жизни.

Образ композитора

Незнакомец с самого начала производит приятное впечатление. Он радушен и без лишних вопросов откликается на просьбу Марии. Его игра на клавесине наполняет спокойствием и счастьем последние минуты жизни старика. По сути, на глазах читателя вершится глубокое таинство: умирающий под воздействием божественной музыки ощущает данное свыше всепрощение, его совесть наконец-то успокаивается.

Гениальность композитора пробуждает в людях их лучшие качества, дарит счастливые минуты, а если необходимо, совершает таинство перехода души в иной мир. Не секрет, что музыка способна эмоционально воздействовать на человека тогда, когда трудно подобрать слова. В этом ее преимущество перед другими видами искусства, что сумел подчеркнуть в своем произведении Паустовский. «Старый повар» (анализ это подтверждает) – история о том, как несбыточная мечта, благодаря божественному воздействию звуков, извлекаемых из клавесина, превратилась для умирающего старика в реальность.

Кстати, сам Моцарт прожил недолгую (всего 35 лет), но радостную и плодотворную жизнь. Написанные им музыкальные произведения (более 600) спустя века радуют наш слух. А Д. Шостакович назвал его «молодостью музыки, вечно юным родником, несущим радость весеннего обновления и душевной гармонии».

Проблемы совести и истинной любви в рассказе

К встрече великого композитора и старого повара привело желание последнего признаться в единственном грехе, который он совершил в своей жизни. Это кража золотого блюдца у хозяйки. Долгие годы она не дает покоя Иоганну Мейеру. К тому же он хотел покаяться перед дочерью, которую учил никогда не брать чужого. Мучило и то, что золото не помогло излечить Марту, а значит, воровство было напрасным.

Чтобы облегчить душевные страдания кристально честного человека, всегда привыкшего жить в ладах с собственной совестью, автор посылает ему встречу с Моцартом. Композитор оказался способен не только выслушать старика, но и, выяснив детали случившегося, вынести справедливое решение. Мейер не виноват, что хотел спасти от смерти дорогого человека. Значит, это не кража, а «подвиг любви», на который способен далеко не каждый человек. Тем не менее история героя учит читателя внимательнее относиться к своим поступкам, чтобы позже не пришлось отвечать перед собственной совестью.

Краткий пересказ

Повествование литературного произведения «Старый повар» начинается в ветхой деревянной сторожке, расположенной на окраине Вены в ухоженном саду графини Тун. Недалеко от развалившейся хибары построена будка, в которой доживает свой век такой же старый пес. Его хозяин всю жизнь проработал поваром в графском доме, но к старости он совсем ослеп. Всему виной был жар печей, именно из-за них потерял зрение старик.

Владельцы имения пожалели слугу, разрешили ему оставаться в хижине и даже платили ему небольшие деньги на содержание. Вместе с поваром жила его дочь Мария, которой едва исполнилось 18 лет. Внутреннее убранство сторожки было бедным, скромная обстановка состояла из:

  • деревянной кровати;
  • грубого стола;
  • потертой посуды из фаянса;
  • хромой скамейки.

Главным богатством этой небольшой семьи был клавесин, но и он был невероятно стар, поэтому при каждом звуке инструмент начинал издавать дрожащий гул. Старик шутливо называл его сторожем дома. Именно клавесин, а не пес, который от старости не мог даже лаять, оповещал хозяев, что кто-то пришел. Как только кто-то ступал на крыльцо, инструмент начинал играть свои заунывные трели.

Старик чувствует, что его дни сочтены, он мечтает исповедоваться, чтобы замолить прошлые грехи. Отец просит любимую дочку привести в дом первого встречного. Священнослужителям повар не доверял, поэтому не желал изливать перед ними душу. Мария отправляется на поиски, хотя понимает, что в их глухой местности найти кого-нибудь будет довольно сложно.

Но удача улыбнулась девушке. Вскоре Мария увидела, что по улице идет незнакомый молодой человек. Правда, вид у него был растерянный и слегка потрепанный. Она просит его о помощи, тот соглашается.

Юноша выслушал исповедь и отпустил грехи старого человека. После этого в качестве утешения он предложил сыграть повару мелодию собственного сочинения. Старик с радостью соглашается и даже предлагает воспользоваться старинным клавесином, который уже много лет пылился в углу.

Композиция, на которую молодого музыканта вдохновили слепой старик и его трогательная история, позднее стала известна на весь мир. Шедевр великого музыканта и композитора Вольфганга Амадея Моцарта, а именно им был юноша, покорил множество сердец.

Доиграв музыку, юноша понял, что старик отошел в мир иной. На этом и заканчивается рассказ Паустовского «Старый повар».

Анализируя художественное произведение, можно понять, что истинное искусство бескорыстно. Юноша не преследовал какой-либо определенной цели, он просто всей душой желал облегчить муки старого человека, подарить ему радость и частичку счастья — чувства, которых тот не испытывал при жизни. Эти простые желания и помогли музыканту сочинить музыкальную композицию, которая позднее стала увековечена. Этой мелодией наслаждается не одно поколение.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: