Роль «Поучения Владимира Мономаха» в русской истории и культуре


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Владимир – князь Киевской Руси, внук Ярослава Мудрого, талантливый мыслитель. Он оставил о себе великую славу и светлую память как мудрого руководителя и отважного полководца. Кроме того, самые главные поучения Владимира Мономаха имеют тысячелетнюю историю.

О произведении

«Поучение Владимира Мономаха» по праву считается литературным памятником XII века, оставившим большой след не только в литературе, но и в истории России. Произведение, написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом, известно также как «Поучение детям».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Поучения Владимира Мономаха» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Примечания

  1. ? 12Александр Ужанков.
    [www.pravoslavie.ru/archiv/letopis.htm Русское летописание и страшный суд]. Православие.ru. Проверено 10 января 2013. [www.webcitation.org/66Mt389Gm Архивировано из первоисточника 23 марта 2012].
  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П.
    История русской культуры. — М.: Владос, 2002. — Т. 1. — С. 64. — 400 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 5-691-00712-2.
  3. ? 12Лихачев Д. С.
    Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. — Л.: Худож. лит., 1987. — Т. 2. — С. 133-154.
  4. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П.
    История русской культуры. — М.: Владос, 2002. — Т. 1. — С. 65. — 400 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 5-691-00712-2.

Краткое содержание

В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать.

Князь Владимир описывает, как на решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, старшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.

По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям. Князь напоминает, что все люди грешны и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.

В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами — удивительным разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».

Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казни виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.

Краткая историческая справка

Родился мальчик в семье отца Всеволода, матери – дочки императора Византии Константина Мономаха, имя которого унаследовал потомок. Его почитали за боевые заслуги с целью сплочения земли русской.

Представитель княжеского рода вырос в условиях нестабильной политической ситуации и внутренних междоусобных конфликтов, пережил военные распри с половцами, которые представляли серьезную опасность. Главное событие его правления Любечский съезд 6 русских княжеств по вопросу раздела территории и объединения армии.

По характеру князь был очень миролюбивым человеком, отказался от престола в пользу брата, что говорит об усмирении его гордыни. В тех условиях обычно происходили конфликты за трон, которые ослабляли государство. Желание других представителей княжеского рода власти подрывало устои государства и благосостояния Руси.

Главным для князя была вера в Бога, которая формировала правила поведения:

  • соблюдать обещания;
  • помогать бедным;
  • уважать старших;
  • придерживаться правильного образа жизни и молиться.

Лучшая статья для Вас, переходите: Слово удача в православии

Он выступал против междоусобных войн и отрицательно относился к смертной казни, принимал участие больше в 82 походах и заключил десятки соглашений.

За время правления построил несколько церквей, возвел каменные стены вокруг Киева, проложил мост через реку Днепр. Написал напутствия духовного плана своим наследникам, оставил им нравоучения, приводя примеры личной жизни. Главная его заслуга в объединении земель и защита от набегов половцев.

Правление Мономаха

Весной 1113 после смерти князя Святополка должно было начаться правление Владимира Мономаха. Киевляне искренне желали видеть на престоле именно его. Как и двадцать лет назад киевляне предложили Владимиру возглавить Киев. Князь отказался, поскольку никогда не чувствам сильной тяги к управлению всей страной. В этом случае по традиции наследования престола Киевом должен был править Давид, старший сын Игоря, брата Святополка. Но Киевляне, требуя, чтобы началось правление Владимира Мономаха, устроили беспорядки в городе. В конечном итоге Владимир Мономах сдался. И в том же 1113 году въехал в Киев.

Правление Владимира Мономаха, безусловно, можно назвать одним из самых успешных за всю историю Киевской Руси. Причиной этому служил ум князя, а также его решимость. Без капли сомнения он наказывал всех врагов страны, как внешних, так и внутренних. Сам, а также с помощью своих сыновей Мономах одержал немало славных побед. Старший сын Мономаха Мстислав ходил в походы на Ливонию, и всякий раз возвращался с победой. Младший сын Мономаха Георгий ходил в походы в Булгарию. Эти походы так же были успешны. Средний сын Мономаха Ярополк воевал на полоцком направлении. За время этих войн он сумел захватить три половецких города. Слава о победах Мономаха разнеслась по всей Европе. Греческий император очень опасался росшего могущества Киевской Руси. И не зря. Мономах отправил Мстислава, своего старшего сына, в Адрианаполь. Опасаясь войны с русскими, греческий император отправил в Киев богатые дары, дабы примериться с Владимиром. Одними из составляющих этих даров стали держава и скипетре, шапка Мономаха и древние бармы. Именно эти предметы впоследствии стали неотъемлемой частью российской государственности. Дары эти доставил лично епископ Византийский, превратил правление Владимира Мономаха из княжеского в царское. Епископ объявил Мономаха царем Руси.

Отрывок, характеризующий Поучение Владимира Мономаха

Человек, опустошивший Францию, один, без заговора, без солдат, приходит во Францию. Каждый сторож может взять его; но, по странной случайности, никто не только не берет, но все с восторгом встречают того человека, которого проклинали день тому назад и будут проклинать через месяц. Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия. Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится. И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им. Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам. – Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а Я двигал вас? Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого. Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад. Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад? Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами – государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом. Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели. Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее? Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только: – «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о боге. Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим. Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.

Причины создания Устава

Единым сводом законов Руси до Владимира Мономаха была Русская Правда в Пространной редакции. Она была установлена в начале 11 века князем Ярославом Мудрым. Сто лет спустя многие нормы этого сборника уже не могли чётко регламентировать изменившиеся отношения в обществе.

Устав Владимира Всеволодовича был принят под давлением обострившихся социальных противоречий. Рост налогов привёл к обеднению населения. Киевляне были вынуждены брать в долг у ростовщиков под проценты. Возмущение населения в 1113 году переросло в восстание. Владимир Всеволодович, принявший киевский престол после смерти своего двоюродного брата Святополка, начал правление с разработки новых законов.

Чему учил князь Владимир Мономах?

Великий князь Киевской Руси Вла­димир Мономах (1053–1125) был не только мудрым правителем и воином, чьё творчество до сих пор вызывает научные споры и интерес к той час­ти святоотеческого наследия, от ко­торого «есть пошла Русская Земля». Обретя собственную письменность, она сразу же обратила свой взор к высоким культурным традициям, книжности, к духовному и нравствен­ному просвещению.

Имя Владимира Мономаха зани­мает особое место в нашей культу­ре, а его деяния навсегда вошли в ис­торические хроники и летописи. В пе­реводе с древнегреческого «мономахос» – «сражающийся один, единоборствующий». Антро­поним Мономах – это не имя ве­ликого князя, а прозвище, которое возникло не случайно: мать Моно­маха «была гречанкой из император­ского рода», в честь одного из пред­ставителей которого, императора Константина IX Мономаха, и был прозван великий князь (Лихачёв Д. С. Комментарии // Повесть временных лет. – СПб., 1996. – С. 516). Позднее в литературе закрепились ус­тойчивые сочетания мономахов венец, мономахова шапка, обозначавшие один из символов власти великих кня­зей – «золотой филигранный остро­конечный головной убор с собольей опушкой, украшенный драгоценны­ми камнями и увенчанный крестом». Согласно древней легенде, этот го­ловной убор был «прислан византий­ским императором Константином Мономахом своему внуку великому князю киевскому Владимиру Моно­маху».

Удивительно, что в народных гово­рах слово мономах могло встречать­ся и в XIX в. Так, в рязанском наре­чии им называли «государя, царя во­обще» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М, 1994. – Т. 2. – Стлб. 900).

Знаменательно литературное твор­чество великого князя, доказавшего и на письме искусное мастерство учителя – и государственного дея­теля, и радетельного отца своих де­тей. Именно к ним в первую очередь, а также ко всем сыновьям Русской земли и было обращено «Поуче­ние», написанное им, по мнению мно­гих исследователей, в зрелом возра­сте.

Прежде всего обратимся к расшиф­ровке этого заглавия, осмыслявшего­ся автором и его современниками не как простое «поучение детям», а более широко.

Относясь к учительному жанру древней литературной традиции, «Поучение» представляет собой про­изведение как духовного, так и мир­ского содержания. Оно мыслилось не только как «нравоучительная речь», но и как духовное завещание. Имен­но так была названа первая публикация данного памятника – «Духовная великого князя Владимира Всеволо­довича Мономаха» (СПб., 1793), осу­ществлённая видным историком и ар­хеографом А. И. Мусиным-Пушки­ным. Это было завещание великого князя – правителя Русской земли. В сознании людей того вре­мени слово духовная ассоциировалось и с реально существовавшим, подлинным деловым документом (духовная грамота), и с иной, нравственной категорией, которой так дорожил великий князь: духовная означало также «исповедь» (перед Богом, пе­ред близкими, перед народом). На­конец, такое заглавие имело ещё один смысловой оттенок. По мнению А. А. Шахматова, «Поучение» представля­ло собой дневник великого князя, его летопись. «Мономах исходит из соб­ственного житейского опыта, из опы­та русской исторической действитель­ности конца XI – начала XII в., он пишет о событиях собственной жиз­ни, обращается к собственным детям, учитывая их будущее, обращается и к русскому читателю, полный забо­ты об интересах своей родины» (Ли­хачев Д. С. Комментарии. – С. 516). Отсюда доверительная инто­нация, глубина мысли, отражающая личное мировоззрение Мономаха, такой благозвучный слог и отсут­ствие подражательности. Всё это сделало «Поучение» исключительно цен­ным с исторической точки зрения па­мятником и в то же время определи­ло его литературную судьбу как од­ного из первых образцов авторско­го светского произведения, в кото­ром объединились строгие традиции церковнославянской письменности и естественный речевой обиход, куль­тура духовная и культура обыденная.

«Поученье» – так написано в под­линном летописном тексте, вошед­шем в состав «Повести временных лет», – начинается как деловой до­кумент:

Азъ худый, д?домъ своимъ Ярославомъ, благословленымъ, славнымъ, на­речный (т.е. наречённый) въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ, отцемь възлюбленымь и матерью своею Мьномахы… (здесь и да­лее цит. по изд.: Повесть времен­ных лет. – М., 1996).

Но в нём постоянно звучат молит­венные мотивы: князь обращается к Высшей власти и благодарит Бога за возможность обратиться на склоне лет к своим детям, к потомкам:

С?дя на санех, помыслих в души сво­ей и похвалих Бога, иже сю грамотицю, не посм?йтеся, но ему же люба д?тий моихъ…

Чему же учил Владимир Мономах? На этот вопрос можно ответить, если прочитать его «Поучение». Уже в на­чальных строках он обращается к детям и феодалам с такой речью:

Первое, Бога д?ля и души своея, страх им?йте Божий в сердци своемь и милос­тыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру.

Великий князь начинает своё «По­учение» с главной христианской за­поведи: «Творите добро», призывая к добру не только своих близких и соратников, но обращаясь и ко всем людям. Поэтому текст приобретает ещё и культурно-общественный смысл.

Далее Владимир Мономах как бы ведёт беседу, читая Псалтырь и из­влекая из книги понравившиеся слова:

И потом собрах словца си любая, и складохъ по ряду, и написах: Аще вы посл?дняя не люба, а передняя приимайте.

Не случайно Мономах использовал именно Псалтырь (в переводе с гре­ческого «книга псалмов»), содержа­щую религиозные песнопения. Тем самым он показывает, какую роль играет книга в жизни человека (а она в определении древних содержа­ла мудрость, воплощённую в слове). Таким образом, он как бы поясняет пророчества Псалтыри, оживляет свя­щенный текст, обращая его в сторо­ну окружающей действительности. Он следует в своих заповедях духов­ному писанию и учит не соревновать­ся с лукавым, не завидовать тем, кто творит беззаконие:

Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнущий потребятся, терпящий же Господа, – ти обладають землею.

При написании текста великий князь использовал богатейший опыт канонической литературы, текстов святых отцов Церкви, которые, как и он, учили юношей «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую».Так, примечателен процитированный им фрагмент из «Поучения» Василия Великого, изве­стного в Древней Руси по переводу в составе Изборника Святослава 1076 г., где звучат те же интонации, что в словах и душевных исканиях правителя Руси (даём этот текст в пе­реводе на русский язык):

Есть и пить без шума великого, при старших молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и млад­шими любовь иметь, без лукавства бе­седуя, и побольше разуметь; не свиреп­ствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с глупыми женщинами не беседовать, гла­за держать книзу, а душу ввысь, избе­гать суеты; не уклоняться учить увлека­ющихся властью, ни во что ставить все­общий почёт.

Кроме духовного поучения, вло­женного в уста св. Василия, есть и то, что так ценил сам Владимир Мо­номах: он принадлежал к византийс­кому роду, осевшему на Русской зем­ле и воспринявшему её традиции и язык. Потому так впечатляюще для его современников и для нас звучит фраза: не свирепствовать словом. Оно дано для поучения и добродете­ли. Эту заповедь великий князь и проводил в жизнь.

Продолжая духовный опыт древних философов-богословов, Владимир Мономах как чуткий «словотворец» призывает соотечественников к доб­родетели и душевной мудрости, идущих через живое слово, которое по­лучило в «Поучении» не только ве­щественное обозначение (слово – благое дело), но и стало культурным символом Древней Руси. Он пишет:

Научися в?рный челов?че, быти бла­гочестию д?латель, научися, по евангель­скому словеси, «очима управленье, языку удержанье, уму см?ренье, т?лу порабощенье, гн?ву погубленье, помысль чисть им?ти, понужаяся на добрая д?ла»…

Слово Владимира Мономаха – не отвлечённый символ, оно имеет кон­кретное предназначение и служит для человеческого созидания. Потому в его «Поучении» постоянно «за сло­вом» стоит облик гражданина (и ре­бёнка, и взрослого) – будущего ох­ранителя нравственных традиций и культурных основ государства:

Всего же паче убогых [бедных] не забывайте, но елико могуще по сил? кормите, и придайте сиро?к, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити челов?ка. Ни права, ни крива не убивайте, ни повел?вайте убити его: аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакоя же хрестьяны. Р?чь молвяче, и лихо и добро, не кленитеся Богомъ, ни хреститеся, н?кту бо ти нужа никоея же.

В «Поучении» Владимира Мономаха слово приобретает законный смысл, т. е. становится непреложным прави­лом, своего рода уставом жизни. Можно поразиться тому, что вели­кий князь в своём завещании смог охватить по сути все духовные обла­сти и жизненные приоритеты чело­века. И сделал это через СЛОВО – единственный подлинный проводник культуры.

Продолжим чтение этого произве­дения и приведём в переводе на со­временный язык более объёмный от­рывок, осмысляющий особую концептосферу русского слова (выражение Дмитрия Сергеевича Лихачёва) через его нравствен­ный и в то же время художественно-реалистический потенциал. Он поуча­ет соотечественников:

Паче всего гордости не имейте в сер­дце и уме… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте… На войну выйдя, не ленитесь, не пола­гайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью… Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не да­вайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пой­дёте и где остановитесь, напоите и на­кормите нищего, более же всего гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, – то пи­щей и питьем: ибо они, проходя, просла­вят человека по всем землям или доб­рым, или злым. Больного навестите, по­койника проводите, ибо все мы смерт­ны. Не пропустите человека, не попри­ветствовав его, и доброе слово (вы­делено О. Н.) ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

В мыслях Владимира Мономаха нет ничего лишнего. Стройный, лаконичный язык, возвышенная интонация. Мы обращаем внимание и на то, что в тексте не раз употребляются такие значимые элементы, как слово и язык. Им, как мы видели, он придавал особый смысл. В СЛОВЕ – свет, про­свещение, оно осветляет путь чело­века, делает его чище, яснее. Вот как великий князь осмысляет его пред­назначение:

Что умеете хорошего, то не забывай­те, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забу­дет, а чего не умеет, тому не научится.

Мы обратились к некоторым по­учениям Владимира Мономаха и уви­дели, что древний текст может быть понятен и близок нам. И это со­вершается через слово.

Источник: Никитин О. В. Чему учил князь Владимир Мономах? // Русский язык в школе и дома. – 2005. – № 4. – С. 4–7.

«Завещание Владимира Мономаха детям». Рисунок Бориса Артемьевича Чорикова

*

См.:

Карта сайта

Владимир Мономах

Древнерусская литература

Литература

Внутренняя и внешняя политика Мономаха

Не ограничивалось правление Владимира Мономаха укреплением границ государства. Жестоко карал князь всех, кто пытался угрожать государству его. В 1119 году единственный князь, который не признавал законности власти Мономаха – Глеб, князь минский, захватил город Слуцк. Правление Владимира Мономаха было жестоким, но справедливым. Не мог князь потерпеть своевольности Глеба, собрал войско и двинулся на Слуцк. В состоявшемся сражении Монома одержал победу. Глеб был плене и доставлен в Киев, где и скончался в 1119 году.

Правление Владимира Мономаха продолжилось и дальше усиление государства российского. Граждане Киева надеялись, что Владимир переделает систему наследования власти, чтобы избежать в дальнейшем войн брата с братом. Но Мономах, который страстно любил свою страну, этого не сделал. Причины сего весьма прозрачны. Было абсолютно очевидно, что изменение системы наследования престола вызвало бы новую междоусобную войну со стороны абсолютно всех князей Руси, которые не пожелали бы терять свое право на киевский престол.

Славно было правление Владимира Мономаха, которое смело можно характеризовать периодом перемирия внутри страны. Долго ждали граждане мира и вот с приходом к власти Владимира они его получили. Сам Мономах прожил 73 года. 19 мая 1125 года Владимир отправился на берег реки Альт, в церковь, которую по его приказу там построили. У входа в церковь, в том самом месте, где некогда был убит князь Борис, и умер Владимир Мономах.

Структура документа

Самый ранний источник, содержащий новые законы Мономаха — Троицкий список Пространной Правды, датированный 14 веком. Текст оригинала не разбит на статьи, поэтому началом раздела принято считать красный заголовок «Устав Владимира Всеволодовича». Свод содержит следующие документы:

  • Устав о резах (долговых процентах);
  • Закон о долгах и банкротстве купцов;
  • Устав о закупах (разорившихся крестьянах, отрабатывавших долг феодалу).

Многие историки предполагают, что непосредственно к Уставу Мономаха относятся 53-66 статьи. Ряд исследователей утверждает, что вся вторая часть Пространной Правды, до 121 статьи составлена в правление Владимира Всеволодовича.

Родовое дерево Мономаха

Потомок Рюриковичей, открывших путь «из варяг в греки», Владимир Всеволодович родился в 1053 году. Славный путь завершил киевским князем в 1125 году.

Генеалогия Мономаха представляет его как:

  • внука Ярослава Мудрого;
  • сына первого обладателя титула «князь всея Руси» Всеволода Ярославовича;
  • потомка византийских императоров Мономахов из Македонской династии по роду матери.

Детство и юношество

Мономах переводится как «единоборец».

Нареченное имя подтвердило его готовность к любым испытаниям:

  • с детства Рюрикович покорял дебри Брынского леса;
  • юношей победил богатыря из Кафы;
  • в тринадцать лет получил княжеский титул и участвовал в боевых походах.

Мать Владимира была гречанкой, мачеха — половецкой княжной Анной. Многонациональная семья сформировала его миролюбивые черты характера. В 21 он сам стал главой семьи. Жена-англичанка Гита Уэссекская родила пять сыновей. Она следовала за мужем в походах. По одной из версий первая супруга Мономаха упокоилась в Палестине. Последующие его браки были после сорока лет.

заповеди мономаха своим детям

Великое княжение

В сражениях закалялись характер и воля будущего главы государства, подпитывалось христианское мировоззрение. Как он сам свидетельствует в наставническом слове, только Господь хранил его в схватках со зверями, людьми и в экстремальных ситуациях.

В различных обстоятельствах врагами и союзниками великого князя были:

  • половцы;
  • торки;
  • братья-рюриковичи.

Владимир Мономах не спешил брать власть в Киеве. Но, когда ему было почти шестьдесят, вспыхнуло народное восстание. Оно разгорелось сразу после кончины Святополка и вынудило князя переяславского принять великокняжеский скипетр в Киеве. Смерть предшественника овеяна спорным историческим подтекстом. Она была не первым звоночком братоубийственных конфликтов среди Рюриковичей. Но это не удивительно — власть во все века добывается кровью. Заповеди Мономаха своим детям — это попытка остановить порочные законы войн между престолонаследниками.

Наиболее значащими событиями за правление Мономаха стали:

  • договор 1072 года — «Правда Ярославовичей»;
  • съезд в Любиче в 1097;
  • изгнание половцев в 1111 до глубинки под специфическим названием Тмутаракань.

послание

Потомок Рюриковичей и Мономахов – правитель и автор древней рукописи

В конце XVIII века выяснилось, что в библиотечном архиве адъютанта графа Орлова — Мусина-Пушкина — хранится Лаврентьевская летопись с «Поучением» Мономаха. Этому манускрипту удалось избежать участи большей части архива, пропавшей бесследно. Письменные заявления княживших имеют историческое значение. Среди важных государственных актов особое место занимает наставление потомкам Владимира Мономаха. Обращая внимание на примерный год написания заповеди – 1099, следует отметить, что к моменту вступления на Киевский престол в 1113 автор имел все задатки верховного правителя.

В главе Русской земли соединялось два начала:

  • светское;
  • духовное.

Кто является автором поучения и наставления, вопроса у историков не возникает. Это сам Владимир Мономах. Но в те времена православная церковь подчинялась византийскому епископству. Оно направляло в Киев митрополитов. Очевидно, что задачи светской власти формировались под влиянием религиозной литературы святых отцов, назначаемых Византией. Поэтому и труд Мономаха основан на «страхе Божьем», цитатах из Псалтыря Давида. Современником Мономаха и его духовным поводырем был митрополит Георгий — по национальности грек. Это имя звучит в «Повести временных лет». Также не меньшую роль его учителя в описываемый период выполняет преемник Георгия — Иоанн II. Они служили примером для князей, так как сами активно пополняли древнерусскую письменность.

поучение владимира мономаха

Содержание Устава

Первые статьи, принятые Мономахом, регулировали выплаты процентов по долгам. Кредитор, взявший третные проценты дважды в год, имел право получить только начальную сумму долга. Должник, уплативший третные проценты трижды за год, освобождался от возвращения самого капитала.

Новые законы определяли права закупов — людей, оказавшихся в зависимости у феодалов из-за неуплаты долга. «Закупы в деньгах» сохраняли право на свободу личности и не могли быть проданы. «Ролейные закупы» получали от заимодавца землю, которую обрабатывали в уплату за долг, а также скот и инвентарь. Они не могли уйти, не вернув хозяину имущество. Полномочия землевладельцев ограничивались — не разрешалось без вины наказывать закупа, отдавать его в залог или продавать в рабство.

В уставе Владимира Всеволодовича определялись ситуации, в которых свободный смерд мог стать холопом (рабом):

  • брак с холопкой без договора;
  • продажа себя или своего ребёнка в холопы;
  • побег закупа от хозяина;
  • служба в качестве тиуна без договора о свободе.

Вторая и третья части Устава дополняют нормы Русской Правды об имуществе и защите личной чести. Четвёртый раздел уточняет полномочия свидетелей в суде и размеры судебных пошлин.

🗹

Встречи на вашей, либо нейтральной территории, феи Барабинск, отдых для души и тела - redbarabinsk.ru. Самым оптимальным вариантом для одиноких мужчин является покупной секс с красивой проституткой с города Барабинска. Темпераментные феи Барабинск, восхитительные и горячие, они такие активные и молоденькие, что мужчины тают под их чарами. Не упусти свой шанс.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: