Образ и характеристика Садко — главного героя былины Садко

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ и характеристика Садко

Садко является главным героем былины “Садко”, который любит играть на гуслях и петь. Его пение является самым лучшим пением в округе, он есть самым что ни на есть талантом. Для того чтобы сначала понять русский народ, необходимо познакомиться с главным героем данного произведения поближе.

Основными положительными чертами главного персонажа Садко являются:

— Он является очень талантливым юношей, которому всегда есть место на больших празднествах и пирах, очень многие стараются его пригласить чтобы он играл свои знаменитые песни и поиграл на гуслях. Все вокруг знают этого молодого человека, его очень уважают и любят. Когда приходит время, он очень сильно расстраивается, а именно потому что у него больше нет работы и для того чтобы как-то поднять тебе настроение, он отправляется на окраину моря и начинает играть на своих любимых гуслях.

— Все свои заработанные деньги он не тратил на различные глупости. Это человек фантазии, прежде всего, ему хочется окружить себя красотой. Он окружает себя картинами красоты природы. Он является отличным хозяином, который всегда готов накормить своих гостей и устроить большой пир в их честь. На празднествах, которые он устраивал, все люди всегда наедались и напивались досыта. Это человек, который всегда сдерживает слово, которое дал и никогда его не нарушает.

Он является истинным любителем своей родины и когда возвращается на свое родное место рождения, приказывает построить церковь.

Основными отрицательными сторонами главного персонажа являются:

— Он является человеком, который любит похвастаться о своих достижениях. Когда он разговаривает с купцами, он затевает спор, в котором обещает что, сможет отправиться в море, для того чтобы там раздобыть чудо рыбу с золотыми перьями. В этом ему помогает сам морского правитель. Всю эту он историю, затевает лишь, для того чтобы обогатиться. Его желание стать богатым управляет, им на протяжении всего произведения. Именно когда он отправляется, для того чтобы начать торговать морской царь наказывают его за его алчность, и желание получить все богатства мира. Но в этот момент он его и награждает, его за то, какой у него прекрасный талант.

Некоторые литературоведы считают, что главные недостатки Садко, являются наоборот положительными. Это не желание завладеть всеми богатствами мира, а предприимчивость. У него есть талант заработать деньги, с самого нуля даже после большого проигрыша.

Не изменяя традициям «Могучей кучки»

27 лет спустя Николай Римский-Корсаков вновь возвращается к былине о Садко. Идея нового произведения родилась у композитора, когда он получил письмо от писателя Николая Финдейзена, в котором тот убеждал Римского-Корсакова написать оперу о новгородском купце.

Своим замыслом он поделился в письме к Владимиру Стасову: их связывала многолетняя творческая дружба. Ссылаясь на многочисленные варианты былины, Стасов советовал композитору широко показать картины народной жизни и быта Древнего Новгорода. Активная работа над созданием либретто оперы началась летом 1894 года. В разработке плана принимали участие и другие друзья композитора — Василий Ястребцев и Николай Штруп.

«В течение лета план оперы-былины «Садко» у меня, как помнится, сложился окончательно», — писал Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни».

Далее началось сотрудничество по либретто «Садко» с Владимиром Бельским, филологом и специалистом по русской старине. Он ввел в либретто образ Любавы, чтобы усилить сюжетную линию и драматургию, внес ряд исправлений в тексты готовых номеров (например, песен трех иноземных гостей).

Работа над оперой была тщательной и шла в лучших традициях кучкистов: каждое слово, каждая нота обсуждалась с коллегами.

«Опера «Садко» предстала в виде семи картин эпического содержания. Реальное и фантастическое, драматическое (поскольку таковое намечается былиной) и бытовое находятся между собой в полной гармонии».

Николай Римский-Корсаков

«Опера моя, очевидно, провалилась…»

Осенью 1896 года опера «Садко» была предложена Мариинскому театру. В прослушивании принимали участие директор Императорских театров Иван Всеволожский, главный капельмейстер Эдуард Направник, учитель сцены Осип Палечек и начальник постановочной части Платон Домерщиков.

«Играл Феликс Блуменфельд; я подпевал и объяснял, что мог, — вспоминал Римский-Корсаков. — Надо сознаться, что Феликс был как-то не в ударе, играл неохотно и несколько неряшливо; я волновался и скоро охрип. По-видимому, слушатели ничего не поняли и опера никому не понравилась. Направник был хмур и кисел. Произведение было сыграно не всё «за поздним временем». Опера моя, очевидно, провалилась в глазах Всеволожского, и, познакомившись с нею, он взял совершенно другой тон в объяснениях со мною».

Дирекция театра отказала Римскому-Корсакову, пояснив, что произведение получилось слишком сложное для исполнения. Композитор был опечален, но надежда увидеть свое детище на сцене не покидала его, ведь окончательное решение принимал император.

24 января 1897 года Николай II поинтересовался музыкальными особенностями новой оперы. После высказывания Всеволожского о некотором сходстве «Садко» с музыкой «Млады» и «Ночи перед Рождеством», император вычеркнул «Садко» из репертуара со словами: «В таком случае нечего ставить «Садко». Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее».

Театр Солодовникова на Большой Дмитровке, Санкт-Петербург. Фотография: solodovnik.me

Народный дом, Санкт-Петербург. Фотография: ptj.spb.ru

Литература. 7 класс (1 часть) Садко

Садко

В славном в Нове-граде Как был Садко-купец, богатый гость. А прежде у Садка имущества не было: Одни были гусельки яровчаты; По пирам ходил-играл Садко.

Садка день не зовут на почестей пир, Другой не зовут на почестей пир И третий не зовут на почестей пир, По том Садко соскучился. Как пошел Садко к Ильмень-озеру, Садился на бел-горюч камень И начал играть в гусельки яровчаты. Как тут-то в озере вода всколыбалася, Тут-то Садко перепался, Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садка день не зовут на почестей пир, Другой не зовут на почестей пир И третий не зовут на почестей пир, По том Садко соскучился. Садился на бел-горюч камень И начал играть в гусельки яровчаты. Как тут-то в озере вода всколыбалася, Тут-то Садко перепался, Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садка день не зовут на почестей пир, Другой не зовут на почестей пир И третий не зовут на почестей пир, По том Садко соскучился. Как пошел Садко к Ильмень-озеру, Садился на бел-горюч камень И начал играть в гусельки яровчаты. Как тут-то в озере вода всколыбалася, Показался царь морской, Вышел со Ильмени со озера, Сам говорил таковы слова: — Ай же ты, Садко новгородский! Не знаю, чем буде тебя пожаловать За твои за утехи за великие, Аль бессчетной золотой казной? А не то ступай во Новгород И ударь о велик заклад, Заложи свою буйну голову И выряжай с прочих купцов Лавки товара красного И спорь, что в Ильмень-озере Есть рыба — золоты перья.

Как ударишь о велик заклад, И поди свяжи шелковый невод И приезжай ловить в Ильмень-озеро: Дам три рыбины — золоты перья. Тогда ты. Садко, счастлив будешь!

Пошел Садко от Ильменя от озера, Как приходил Садко во свой во Новгород, Позвали Садка на почестей пир. Как тут Садко новгородский Стал играть в гусельки яровчаты; Как тут стали Садка попаивать, Как тут-то Садко стал похвастывать: — Ай же вы, купцы новгородские! Как знаю чудо-чудное в Ильмень-озере: А есть рыба — золоты перья в Ильмень-озере!

Как тут-то купцы новгородские Говорят ему таковы слова: — Не знаешь ты чуда-чудного, Не может быть в Ильмень-озере рыбы — золоты перья.

— Ай же вы, купцы новгородские! О чем же бьете со мной о велик заклад? Ударим-ка о велик заклад: Я заложу свою буйну голову, А вы залегайте лавки товара красного.

Три купца повыкинулись, Заложили по три лавки товара красного, Как тут-то связали невод шелковой И поехали ловить в Ильмень-озеро. Закинули тоньку в Ильмень-озеро, Добыли рыбку — золоты перья; Добыли другую рыбку — золоты перья; Третью закинули тоньку в Ильмень-озеро, Добыли третью рыбку — золоты перья.

Тут купцы новогородские Отдали по три лавки товара красного.

Стал Садко поторговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко все по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц — и в палатах месяц, На небе звезды — ив палатах звезды.

Потом Садко-купец, богатый гость, Зазвал к себе на почестей пир Тыих мужиков новогородских И тыих настоятелей новогородскиих Фому Назарьева и Луку Зиновьева.

Все на пиру наедалися, Все на пиру напивалися, Иной хвастает бессчетной золотой казной, Другой хвастает силой-удачей молодецкою, Который хвастает добрым конем, Который хвастает славным отчеством. Славным отчеством, молодым молодечеством, Умный хвастает старым батюшкой, Безумный хвастает молодой женой.

Говорят настоятели новогородские: — Все мы на пиру наедалися, Все на почестном напивал ися,

Похвальбами все похвалялися. Что же у нас Садко ничем не похвастает? Что у нас Садко ничем не похваляется? Говорит Садко-купец, богатый гость: — А чем мне, Садку, хвастаться, Чем мне, Садку, похвалятися? У меня ль золота казна не тощится, Цветно платьице не носится, Дружина хоробра не изменяется. — не похвастать бессчетной золотой казной: На свою бессчетну золоту казну Повыкуплю товары новогородские, Худые товары и добрые!

Не успел он слова вымолвить, Как настоятели новогородские Ударили о велик заклад, О бессчетной золотой казне, О денежках тридцати тысячах: Как повыкупить Садку товары новогородские, Худые товары и добрые, Чтоб в Нове-граде товаров в продаже боле не было.

Вставал Садко на другой день раным-рано, Будил свою дружину хоробрую, Без счета давал золотой казны И распускал дружину по улицам торговыим, А сам-то прямо шел в гостиный ряд, Как повыкупил товары новогородские, Худые товары и добрые, На свою бессчетну золотую казну.

Будил свою дружину хоробрую, Без счета давал золотой казны И распускал дружину по улицам торговыим, А сам-то прямо шел в гостиный ряд: Вдвойне товаров принавезено, Вдвойне товаров принаполнено

На тую на славу на великую новогородскую. Опять выкупал товары новогородские, Худые товары и добрые, На свою бессчетну золоту казну.

На третий день ставал Садко раным-рано, Будил свою дружину хоробрую, Без счета давал золотой казны И распускал дружину по улицам торговыим, А сам-то прямо шел в гостиный ряд: Втройне товаров принавезено, Втройне товаров принаполнено, Подоспели товары московские На тую на великую на славу новогородскую. «Не выкупить товара со всего бела света: Еще повыкуплю товары московские, Подоспеют товары заморские. Не я, видно, купец богат новогородский — Побогаче меня славный Новгород». Отдавал он настоятелям новогородским Денежек он тридцать тысячей.

На свою бессчетну золоту казну Построил Садко тридцать кораблей, Тридцать кораблей, тридцать черленыих; На те на корабли на черленые Свалил товары новогородские, Поехал Садко по Волхову, Со Волхова во Ладожско, А со Ладожска во Неву-реку, А со Невы-реки во сине море. Как поехал он по синю морю, Воротил он в Золоту Орду, Продавал товары новогородские, Насыпал бочки-сороковки красна золота, чиста серебра, Поезжал назад во Новгород, Поезжал он по синю морю. На синем море сходилась погода сильная, Застоялись черлены корабли на синем море: А волной-то бьет, паруса рвет, Ломает кораблики черленые; А корабли нейдут с места на синем море.

Говорит Садко-купец, богатый гость, Ко своей дружине ко хоробрые: — Ай же ты, дружинушка хоробрая! Как мы век по морю ездили, А морскому царю дани не плачивали: Видно, царь морской от нас дани требует, Требует дани во синё море. Ай же, братцы, дружина хоробрая! Взимайте бочку-сороковку чиста серебра, Спущайте бочку во синё море. Дружина его хоробрая Спускала бочку во синё море: А волной-то бьет, паруса рвет, Ломает кораблики черленые, А корабли нейдут с места на синем море. Тут его дружина хоробрая Брала бочку-сороковку красна золота, Спускала бочку во синё море: А волной-то бьет, паруса рвет, Ломает кораблики черленые, А корабли всё нейдут с места на синем море.

Говорит Садко-купец, богатый гость: — Видно, царь морской требует Живой головы во синё море. Делайте, братцы, жеребья вольжаны, Я сам сделаю на красноем на золоте, Всяк свои имена подписывайте, Спускайте жеребья на синё море: Чей жеребий ко дну пойдет, Таковому идти в синё море.

А сам Садко делал на красноем на золоте Всяк свое имя подписывал, Спускали жеребья на синё море: Как у всей дружины хоробрые Жеребья гоголем по воде плывут, А у Садка-купца — ключом на дно.

Говорит Садко-купец, богатый гость: — Ай же, братцы, дружина хоробрая! Этыя жеребья неправильны: Делайте жеребья на красноем на золоте, А я сделаю жеребий вольжаный.

Делали жеребья на красноем на золоте, А сам Садко делал жеребий вольжаный. Всяк свое имя подписывал, Спускали жеребья на синё море: Как у всей дружины хоробрые Жеребья гоголем по воде плывут, А у Садка-купца — ключом на дно.

Говорит Садко-купец, богатый гость: — Ай же, братцы, дружина хоробрая! Видно, царь морской требует Самого Садка богатого в синё море. Несите мою чернилицу вальяжную, Перо лебединое, лист бумаги гербовый. Несли ему чернилицу вальяжную, Перо лебединое, лист бумаги гербовый, Он стал именьице отписывать: Кое именье отписывал Божьим церквам, Иное именье нищей братии, Иное именьице молодой жене, Остатное именье дружине хороброей.

Говорит Садко-купец, богатый гость: — Ай же, братцы, дружина хоробрая! Давайте мне гусельки яровчаты, Поиграть-то мне в остатнее: Больше мне в гусельки не игрывати. Али взять мне гусли с собой во синё море?

«Садко». Худ. И. Архипов

Взимает он гусельки яровчаты, — Свалите дощечку дубовую на воду: Хоть я свалюсь на доску дубовую, Не столь мне страшно принять смерть во синем море. Свалили дощечку дубовую на воду, Потом поезжали корабли по синю морю, Полетели, как черные вороны.

Остался Садко на синем море. Со тоя со страсти со великие Заснул на дощечке на дубовоей. Проснулся Садко во синем море, Во синем море на самом дне, Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко, Вечернюю зорю, зорю утреннюю. Увидел Садко: во синем море Стоит палата белокаменная. Заходил Садко в палату белокаменну: Сидит в палате царь морской, Голова у царя как куча сенная. Говорит царь таковы слова: — Ай же ты, Садко-купец, богатый гость! Век ты, Садко, по морю еживал, Мне, царю, дани не плачивал, А нонь весь пришел ко мне во подарочках. Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты; Поиграй же мне в гусельки яровчаты.

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты, Как начал плясать царь морской во синем море, Как расплясался царь морской. Играл Садко сутки, играл и другие Да играл еще Садко и третий — А все пляшет царь морской во синем море. Во синем море вода всколыбалася, Со желтым песком вода смутилася, Стало разбивать много кораблей на синем море, Стало много гибнуть именьицев, Стало много тонуть людей праведныих.

Как стал народ молиться Миколе Можайскому, Как тронуло Садка в плечо во правое: — Ай же ты, Садко новогородскиий! — Обернулся, глядит Садко новогородскиий: Ажио стоит старик седатыий. Говорил Садко новогородскиий: — У меня воля не своя во синем море, Приказано играть в гусельки яровчаты.

Говорит старик таковы слова: — А ты струночки повырывай, А ты шпенечки повыломай, Скажи: «У меня струночек не случилося, А шпенечков не пригодилося, Не во что больше играть, Приломалися гусельки яровчаты». Скажет тебе царь морской: «Не хочешь ли жениться во синем море На душечке на красной девушке?» Говори ему таковы слова: «У мепя воля не своя во синем море». Опять скажет царь морской: «Ну, Садко, вставай поутру ранешенько, ». Как станешь выбирать девицу-красавицу, Так перво триста девиц пропусти, А друго триста девиц пропусти, И третье триста девиц пропусти; Позади идет девица-красавица, Красавица девица Чернавушка, Бери тую Чернаву за себя замуж… Будешь, Садко, во Нове-граде. А на свою бессчетну золоту казну Построй церковь соборную Миколе Можайскому.

Садко струночки во гусельках повыдернул, Шпенечки во яровчатых повыломал. Говорит ему парь морской: — Ай же ты, Садко новогородский! Что же не играешь в гусельки яровчаты? — У меня струночки во гусельках выдернулись, А шпенечки во яровчатых повыломались, А струночек запасных не случилося, А шпенечков не пригодилося.

— Не хочешь ли жениться во синем море На душечке на красной девушке? — Говорит ему Садко новогородский: — У меня воля не своя во синем море. — Опять говорит царь морской: — Ну, Садко, вставай поутру ранешенько, Выбирай себе девицу-красавицу.

Вставал Садко поутру ранешенько, Поглядит: идет триста девушек красныих. И друго триста девиц пропустил, И третье триста девиц пропустил; Позади шла девица-красавица, Красавица девица Чернавушка,

Как прошел у них столованье почестен пир. Как ложился спать Садко во перву ночь, Как проснулся Садко во Нове-граде, О реку Чернаву на крутом кряжу; — ажио бегут Его черленые корабли по Волхову.

Поминает жена Садка со дружиною во синем море: — Не бывать Садку со синя моря! — А дружина поминает одного Садка: — Остался Садко во синем море!

А Садко стоит на крутом кряжу, Встречает свою дружинушку со Волхова. Тут его дружина сдивовалася: — Остался Садко во синем море, Встречает дружину со Волхова!

Встретил Садко дружину хоробрую И повел в палаты белокаменны. Тут его жена зрадовалася, Целовала во уста во сахарные.

Начал Садко выгружать со черленых со кораблей Именьице — бессчетну золоту казну. Как повыгрузил со черленыих кораблей,

Не стал больше ездить Садко на сине море, Стал поживать Садко во Нове-граде.

Вопросы и задания

  1. К какому циклу относится былина «Садко»? Какова ее тема?
  2. Как оказался Садко «во синем море»? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко?
  3. За что и чем хотел пожаловать его царь морской?
  4. Подготовьте выразительное чтение былины, обратив внимание на описание «палат белокаменных».

Прочитайте самостоятельно былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстает перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины.
  2. Подготовьте выразительное чтение эпизода поединка Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. Обратите внимание на использование в былине эпитетов, особенностей ритма, лексики.
  3. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?
  4. Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловья-разбойника? Как он говорит об этом сам?

Устное народное творчество и живопись

Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например, картин: В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги», иллюстраций Н. Рериха, художников Палеха и пр.

Какие музыкальные произведения, картины и иллюстрации, написанные на былинные сюжеты, вам известны?

© 2000- NIV
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: