Сочинение Тема одиночества в рассказе Чехова Тоска

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • По рассказу Тоска

А.П. Чехов – один из самых талантливых писателей в истории русской литературы: виртуозно используя слово, он сделал его главным инструментом для того, чтобы обнажать самые тонкие грани души как своих героев, так и своих читателей. Прекрасный пример чеховского мастерства и его сердечной чуткости – рассказ «Тоска», где автор поднимает вечно актуальную и насущную для России тему «маленького человека».

Главный герой – пожилой петербургский извозчик Иона Потапов, который переживает тяжелейшую утрату в своей жизни – смерть сына. Иона и его старенькая кобыла вынуждены работать в любую, даже самую промозглую и снежную погоду, но не потому что Иона так уж сильно хочет заработать. Единственное, что сейчас нужно старику – крупица чьего-нибудь сочувствия к его горю. Первый пассажир за вечер – военный, который вскоре после попытки Ионы заговорить, просто закрывает глаза, давая понять, что ему нет дела до «проблем» извозчика. Следующими потенциальными слушателями Ионы становятся трое подвыпивших молодых человека, которые на протяжении всей поездки позволяют себе подтрунивать над Ионой, а позже вовсе «легонечко подбадривают его в шею» и фразой «все помрем». Но Ионе нравится даже такое внимание, ведь он готов вытерпеть всё, лишь бы отвлечься от своей безграничной тоски по сыну. Иона – не самый умелый извозчик, т.к. даже безликие встречные на дороге кричат ему в след брань и проклятия. Но Иона, кажется, рад и этим словам: к нему обращаются, его видят, он есть в этом темном заснеженном мире, и его тотальное одиночество немного отступает.

Закончив смену, Иона возвращается на постоялый двор, где в общей комнате отдыха на лавках спят коллеги – такие же извозчики. В надежде найти понимания и поддержки среди своих, Иона снова терпит поражение: все только храпят у печи, а слова о горе Ионы бесследно растворяются в духоте помещения. Внутренний голос Ионы подсказывает, что ему непременно нужно побыть рядом с существом, которое не отмахнется, а терпеливо и внимательно выслушает его. Так Иона оказывается в конюшне, где его лошадь «жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». Блуждая в океане безразличия и отсутствия сострадания, герой находит успокоение и отдушину в кротком умном животном, которое смиряется под ударами кнута и бежит рысцой дальше, точно так же, как и Иона должен продолжать жить, несмотря на боль.

Рассказ «Тоска» ни много ни мало разбивает сердце. Ужас бесконечного одиночества простого безобидного человека сталкивается в неравной схватке с всеобъемлющей безучастностью и равнодушием к беде своего брата. Кстати, Иона называет всех окружающих именно «брат» или «милый», как бы подсознательно надеясь на родство душ и поддержку. Но Иона так и не находит ни того, ни другого. Его тоска укореняется глубоко внутри, и всё что остается этому человеку – его неблагодарная работа на овёс и сено единственному благодарному существу рядом – лошади, которая тоскует вместе с ним.

Но Чехов всё же оставляет надежду Ионе и читателю, упоминая невзначай, что в деревне у Ионы еще осталась дочка Анисья. Может быть спустя время, весной, когда растает снег, а солнце выглянет из-за туч, Иона с его молчаливой напарницей, «похожей на копеечную пряничную лошадку», умчатся прочь от городского хладнокровия туда, где старика ждёт дочь, а лошадь – её жеребеночек.

Многие критики называют рассказ «Тоска» вершиной чеховского гения. Лаконичная и нестерпимо грустная история об извозчики Ионе призывает к, пожалуй, важнейшей идее гуманизма – сострадательности и эмпатии, которые должны быть неотъемлемым атрибутом каждой человеческой души. Именно эти черты были присущи самому Чехову, как творцу, и именно эти черты он продолжает взращивать в своих читателях по сей день.

Композиция

В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт. Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями. Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.

Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой рассказа – старый извозчик Иона. Он относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». Это значит, что он — обладатель низкого социального статуса, не наделённый какими-либо особыми способностями и качествами, но и не причинивший никому никакого вреда. Иона – простой дворовый извозчик, зарабатывающий себе крохи на хлеб. Его желание очень скромное и простое – поделиться с кем-нибудь горем. Он не несёт этому миру никакого зла, но и героическими качествами также не наделён. Даже на грубость своих седоков он не отвечает той же грубостью, а лишь пытается завязать приятный разговор. Образ маленького человека подробно описан тут.
  2. Другим главным героем рассказа можно называть лошадь Ионы, так как без неё это произведение не имело бы той законченности, глубины, которой сумел добиться Чехов. Именно она – жалкое, обессиленное животное, является истинным другом Ионы, в конце концов, спасшим его от неизбывной тоски.

“Тоска”, анализ произведения Чехова, сочинение

Главный герой рассказа Иона Потапов – старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.

Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души

И даже коллега Ионы Потапова – молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.

Несколько интересных сочинений

Произведение «Чучело» написано русским и советским писателем Владимиром Железняковым. Оно относится к жанру повести. Анализ данной повести представлен в этой статье.

Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

Гимнастика – это мой любимый вид спорта. Она появилась в Древней Греции много лет назад, но остается самым популярным видом спорта даже в наше время.

На странице собраны сочинения про разные виды спорта. Их можно использовать для написания своего сочинения для школы

В 1914 году появилось произведение А.Куприна «Яма» в нем он поднимает тему продажной любви. Это первый писатель, который не побоялся раскрыть жизнь женщин, которые продают свою любовь.

Источник

Композиция и конфликт

К рассказу дан эпиграф «Кому повем печаль мою. ». Это начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль». Перед нами народная духовная поэзия. Этими строками Чехов расширяет проблематику произведения, включает в него христианские мотивы.

Описание вечернего снежного города – экспозиция рассказа. По названию городских мест, упоминаемых автором («На Выборгскую!», «к Полицейскому мосту!») мы понимаем, что город, где развивается сюжет, — Петербург.

В центре композиции – извозчик Иона Потапов. Он – часть города, он невольно практически вписан в ландшафт (согнутый под гроздьями снега, он дремлет, сливаясь с белыми сугробами), но при этом на протяжении рассказа он находится с окружающим городом в конфликте. Он пробуждается от болезненного сна лишь при появлении седоков. А после их ухода снова погружается в сон, и так продолжается несколько раз.

Важно обратить внимание на неразрывную связь Ионы и его лошаденки. Кобылка будто повторяет и перенимает настрой и состояние своего хозяина: Иона «бел, как привидение», и лошаденка «бела и неподвижна», Иона «вытягивает по-лебединому шею», и она вслед за ним «вытягивает шею».

Рассказ ведется от третьего лица. Мы авторским взглядом следим за происходящим. Одновременно писатель вступает с нами в диалог. Именно к читателю он обращается, повествуя об одиноком Ионе Потапове. Чехов не зря дал именно такое название рассказу, так как тоска – это основная тема, но и основное настроение рассказа. Это то, с чем остается читатель в финале. С этим настроением его заставляет столкнуться и задуматься над ним Антон Павлович.

Темы

  1. Основная тема рассказаэто тоска главного героя, у которого умер сын. Он — «маленький человек», которого никто не замечает. В огромном и суровом внешнем мире, где свирепствует метель и где мимо проходят сотни равнодушных людей, Иона — просто пылинка, но его внутренний мир наполнен чувствами. Его горе не излить, оно теснится внутри, и он остро нуждается в чужом сострадании. Но даже маленькая доля этого сострадания не достаётся старому извозчику, и он вынужден оставаться со страшной тоской один на один. Никто не желает облегчить его горе. В данном эссе подробнее описаны боль и тоска в изображении Чехова.
  2. Взаимоотношения людей и их питомцев. Однако, не всё так плохо, лучик света всё-таки находится. Удивительно, но «лошадёнка» Ионы оказывается как будто «человечнее» других людей. Она — единственный друг старика, друг, которому он может поведать всё как родственной душе. Потому что она хоть и лошадь, но действительно родственная душа. Иногда животные могут помочь хозяину даже больше окружения, и это – наглядный тому пример.

Смысл

А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.

Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.

Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.

Цитаты про скуку

В собрание вошли цитаты про скуку и печаль:

Я нужен тебе, без меня ты ничто. Мы одинаковые — ты и я. Только ты скучный. Ты на стороне ангелов. Шерлок (Sherlock)

Я никак не могу определить, то ли этим людям на все на свете наплевать, то ли они просто ужасно скучают. Брет Истон Эллис. Гламорама

Темой для великого поэта могла бы стать скука Всевышнего после седьмого дня Творения. Фридрих Ницше

В их обществе я бы умер со скуки, не будь там меня. Александр Дюма, Отец

Скука, быть может, порождает больше игроков, чем желание выигрыша, больше пьяниц, чем жажда, и вызывает больше самоубийств, чем отчаяние. Чарльз Калеб Колтон

Даже само честолюбие менее бесцеремонно с человеческой жизнью, чем скука; честолюбие охотно щеголяет своей снисходительностью, скука же кровожадна, как людоед. Д. Бэнкрофт

Скука тоже разновидность страдания. Фредерик Бегбедер. Романтический эгоист

Если ты злишься — прости, сердишься — забудь, скучаешь — встреться… Городской охотник

Скука возникает от безделья…

Есть люди настолько хорошо образованные, что могут заставить вас скучать на любую тему.

Скука — это несчастье счастливых людей. X. Уолпол

Искусство быть скучным состоит в том, чтобы говорить все. Вольтер

Скука — это когда рядом нет людей, которые тебе нужны. Франсуаза Саган. Синяки на душе

Как нужда — постоянный бич народа, так и скука — бич высшего общества. Артур Шопенгауэр

Скука — серьезная проблема для моралиста, ибо со скуки совершается по крайней мере половина всех грехов человечества. Бертран Рассел

Малыш, со мной не соскучишься! Малыш и Карлсон

Скука — отдохновение души и тела…

Многие из тех, для кого день тянется слишком долго, сетуют, что жизнь чересчур коротка. Чарлз Калеб Колтон

Скука — момент слабости…

С начало скучно, а затем — нет времени…

Нам почти всегда скучно с теми людьми, с которыми не полагается скучать. Ф. Ларошфуко

Скука — болезнь счастливых. Абель Дюфрен

Нам почти всегда скучно с теми, кому скучно с нами. Франсуа де Ларошфуко

Свобода без цели удивительно похожа на скуку. Соланин

Наш мир очень интересный… как в нём можно скучать?

Против скуки даже и боги борются тщетно. Фридрих Ницше

По теории Эйнштейна не объяснялось почему, когда тебе весело время летит не заметно, но когда слушаешь доктора Купера, оно просто замертво падает на землю. Теория большого взрыва

Остерегайтесь тех, кто «никогда не скучает»: с ними скучно. Жильбер Сесброн

Окончательно соскучившись, мы перестаем скучать. Франсуа де Ларошфуко

Почему зевота одного вызывает зевоту другого? Роберт Бертон

Не скучай — займи себя…

Ничего не поделаешь: скука, оказывается, не столь уж простая вещь. От скуки не отмахнешься раздраженным, досадливым жестом. Ролан Барт

Самое страшное на свете — это скука. Вот единственный грех, которому нет прощения. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея

Нам почти всегда скучно с теми, кому скучно с нами. Франсуа Ларошфуко

Симметрия — это скука, а скука — сущность печали. Отчаяние зевает. Если можно вообразить себе что-нибудь страшнее ада, где страдают, то это ад, где скучают. Виктор Гюго, «Отверженные»

Нам почти всегда скучно с теми людьми, с которыми не полагается скучать. Франсуа де Ларошфуко

Будь интересным и живым…

Скука — болезнь счастливых; несчастные никогда не скучают, у них слишком много дел. А. Дюфрен

Интересное дело — вот главный способ борьбы со скукой…

На свете нет ничего более скучного, — говорит Бренди, — чем неприкрытая нагота. Чак Паланик. Невидимки

Скука — она случается в моменты безделья…

Мир скучен для скучных людей. Роберт Льюис Стивенсон

Скука — серьезная проблема для моралиста, ибо со скуки совершается по крайней мере половина всех грехов человечества.

Любовники только потому никогда не скучают друг с другом, что они все время говорят о себе. Франсуа де Ларошфуко

Скука — это когда ощущаешь, что все — лишь потеря времени; безмятежность — когда ощущаешь, что ничто не является потерей времени. Томас Сас

Искусство быть скучным состоит в том, чтобы говорить всё. Вольтер

Скука — это наказание, фасад которого покрыт драгоценными камнями. К. Гельвеций

Интересный человек незнает, что такое скука…

Скука (ennuie) — слово французское, но это особенность наша, английская. Джордж Гордон Байрон

Если у человека нет недостатков, можно быть почти уверенным, что его достоинства наводят сильнейшую скуку. Элизабет Тейлор

Скука породила больше игроков, чем корыстолюбие, больше пьяниц, чем жажда, и больше самоубийств, чем отчаяние. Чарлз Калеб Колтон

Популярные сегодня темы

Те, кто прочитал большое количество разных произведений, которые написал Распутин, наверное, отметили, что при прочтении их иногда захватывает дух. А ведь это может сделать не каждый поэт.

Говорят, что у абсолютно каждого человека есть своя радость жизни. У кого-то она большая, у кого-то маленькая, одни измеряют ее финансовым благополучием, другие – душевным комфортом и теплом.

К. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма» затронул очень актуальную проблему взаимоотношений родителей и детей. Писатель призывает читателей относиться более ответственно к близким людям

Многие произведения Астьфьева автобиографичные. Он писал книги для детей, в которых описывал события, произошедшие с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на формирование личности, взросление ребёнка, складывание его характера.

Игорь жил с родителями. Однажды они ушли по делам, и мальчик остался дома один. Он стал придумывать, чем ему заняться. На кухне лежало тесто. Игорь решил с ним поиграть. Он слепил из него фигуру Гоголя

Источник

Жанр и направление

«Тоска» является по жанру рассказом, так как это прозаическое произведение небольшого объема с повествовательным содержанием. Повествование ведётся от третьего лица.

Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм. Можно смело утверждать, что все произведения Чехова относятся именно к реализму, как и проза других писателей второй половины девятнадцатого века. То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.

О чем же книга? Рассказ о старом извозчике Ионе, у которого умер сын. Его тоска была необычно огромна, беспредельна, и единственное, что могло облегчить ему страдания – это одна единственная живая душа, готовая выслушать его историю о сыне полностью. Но никто не был настроен слушать и вникать. Все люди, которые ему встречались, жили своими заботами, и никому не было дела до горя Ионы.

В конце концов, так и не найдя себе собеседника, он рассказал свою историю лошади. Таковые основные события, описанные в произведении. Подробно сюжет рассказывается здесь.

Анализ 2

Антон Павлович Чехов – был поэтом с большой буквы. В своих произведениях он сумел передать всю тонкость человеческой натуры.

Главным героем рассказа «Тоска», является извозчик Иона. В рассказе описывается тихий обычный зимний вечер, а извозчик все сидит и ждет своих пассажиров. Душа его одинока, так как он похоронил своего единственного сына.

Главного героя, переполняют душевные переживания, его тоска с нутрии съедает, но ему совершенно не с кем пообщаться и рассказать о своих переживаниях. Проходящим мимо его людям не интересно, почему он сидит и плачет, так как каждый думает только о себе и не замечает чужого горя. Ему просто необходима простая человеческая поддержка, но, увы – этого не случилось. И у него не остается сил жить дальше.

Основная идея

Тон рассказа «Тоска» спокоен и ненавязчив. Автор по-настоящему искусно ведет повествование, заставляя читателя сопереживать. Нет, он не обвиняет, но заставляет читателя самому себе задавать неудобные вопросы.

Чехов однозначно обличает принцип, по которому человек человеку волк. Авторская позиция в этом рассказе скорее созвучна постулату «человеку нужен человек». Смысл рассказа «Тоска» — показать важность гуманизма в современном мире.

Рассказ «Тоска» — это наставление, это напоминание о том, что в мире есть и боль, и страдания, и несправедливость, несчастья. Об этом нельзя забывать. Нельзя быть глухим и равнодушным к чужому горю. Такова главная мысль рассказа «Тоска».

Источник

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: