Гибель Пети Ростова в романе Война и мир Толстого (Последний бой)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Гибель Пети Ростовав романе Война и мир

Петя – младший ребенок в семье Ростовых. Он воспитывался в любви и нежности семейных уз. Самому младшему ребенку всегда сходят с рук некоторые шалости. Получилось так, что семья Ростовых будто не заметили, как вырос их младший ребенок.

Петя всегда смотрел на старшего брата Николая и восхищался его военной выправкой, готовностью защищать свою Родину и служить императору. О Пете не говорится много, так как он является персонажем второго плана. На момент начала романа ему всего девять лет. Далее он стал тринадцатилетним подростком, который все больше стал тяготеть к военным подвигам. Писатель отмечает, что в пятнадцать он становится похожим на сестру Наташу, с такими же выразительными чертами лица. Кстати, отношения с Наташей были самыми теплыми, наверное, потому, что у них была минимальная разница в возрасте.

И вот он уже статный юноша, который готов вступить в ряды доблестных защитников Родины. Поступать в университет он отказался, желая отдать долг Родине. Он был шестнадцатилетним офицером. Такого поворота не ожидали все члены семьи. Не заметили они, как вырос их сын. Когда его видели на лошади, он выглядел счастливым ребенок с растрепанными волосами, промокший до нитки. Решение Петра было окончательным и бесповоротным. Когда ему изначально запретили идти служить родители, он раскрыл свой упрямый характер, заявив, что иначе сбежит из дому, но всё пойдет воевать.

Но служба в тихом месте его не удовлетворила, в мечтах он хотел стать героем. А стать героем, по его мнению, можно было только на поле боя. Пристанище он находит в отряде у старого друга брата – Денисова. Однако его вспыльчивость и желание выделиться в бою стали причиной того, что ему запретили участвовать в дальнейших походах. Но, невзирая на запрет, в следующем походе он снова берет инициативу в свои руки. В атаке он получает серьезное ранение и погибает на руках у Денисова и Долохова. Погиб Петя в шестнадцать лет.

Вероятно, Толстой хотел показать, что если бы Петя был бы более сдержанным, то наверняка сделал бы блестящую карьеру военного человека, не хуже, чем его брат Николай. Но, увы, судьбе так было неугодно.

Гибель Пети – самого младшего ребенка – стала гибельной новостью для родителей, которые так быстро постарели.

Характер

Казалось бы, жизнь в обеспеченной семье должна была обернуться избалованностью и гордыней. Но этого не случилось: благодаря хорошему воспитанию Петя вырос жизнерадостным, честным, добрым. Петя был настоящим патриотом, хотел защищать Родину, решительно сказал родителям, что если они его не пустят на военную службу, он убежит. Мальчик добился того, что отец отпустил его на войну, хотя ему было всего пятнадцать лет. Он легко нашёл себе друзей (в отличие от расчётливого и всегда прагматичного Берга, у которого попросту не могло быть настоящих друзей, а были лишь выгодные партнёры), по-доброму относился к пленному французскому мальчику-барабанщику.

За ужином

Краткое содержание «Пети Ростова» продолжается описанием разговора, происходившего в караулке.

В избе офицеры устроили стол, на котором были водка и ром, хлеб и жареная баранина. Петя поедал душистое мясо, и ему казалось, что в этот момент он влюблен во всех людей. Юноша обратился к Давыдову и попросил отправить его в самую главную… и дать команду. Во время разговора он подарил одному из офицеров свой складной нож, а потом вспомнил об изюме, что привез с собой: «Я привык жевать что-нибудь сладкое». А еще пообещал прислать кофейник, который недавно приобрел у маркитанта.

Краткое содержание «Пети Ростова» продолжается описанием неловкого для молодого человека момента. Он вспомнил о пленном мальчике-французе и засомневался, не стыдно ли спросить о нем у офицеров? Наконец, покраснев, все же поинтересовался, можно ли привести его в избу. А получив разрешение и расцеловав от счастья Денисова, побежал на улицу.

Уход на войну

Когда французская армия пришла в Россию и началась Отечественная война, пятнадцатилетний подросток Петя Ростов почувствовал ненависть к врагам и понял, что просто не может сидеть дома в такое тяжёлое время. Конечно, мать и отец были недовольны: их сын, ещё ребёнок, уже рвётся на войну, туда, откуда можно не вернуться. Это обернулось неприятными разговорами, и постепенно Ростовы поняли, что спорить с младшим сыном безнадёжно — он упорен и настойчив.

И тогда глава семейства позаботился о том, чтобы Петя попал туда, где риск попасть под вражескую пулю минимален. Так юный патриот, мечтающий стать героем, попал ординарцем к генералу.

Нетерпеливость, юношеский максимализм и тяга к подвигу сказались осенью 1812 года, в сражении под Вязьмой (по мнению автора, все эти сражения были ненужными, ибо «генералы, особенно нерусские, хотели отличиться, пленив знатных врагов»). Получив поручение от генерала, юный офицер неожиданно ослушался и ринулся в гущу боя, где дважды выстрелил из пистолета. Такое самовольство рассердило генерала, и он запретил Пете участвовать в битвах.

щенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на деятельность и

отпор — подобранностью».

В первые дни плена мучения Пьера обострялись тем, что товарищи по бараку чуждались его:

он барин! Но теперь Пьер остался барином, а товарищи по бараку поставили его в положение

«почти героя». Тогда, в начале, эти люди чувствовали его внутреннюю растерянность и презирали ее.

Теперь их уважение вызывает собранность Пьера и «его сила, пренебрежение к удобствам жизни,

рассеянность, простота» — все те стороны его характера, над которыми смеялись в свете, здесь

оказались достоинствами.

История духовного обновления Пьера — очень важное открытие Толстого, и вслед за ним мы,

читая «Войну и мир», делаем это открытие для себя.

Люди со слабыми характерами часто склонны объяснять все свои неудачи обстоятельствами. А

вот Пьер — в самых трудных, мучительных обстоятельствах плена — имел силы совершить огромную

духовную работу, и она принесла ему то самое чувство внутренней свободы, которого он не мог об-

рести, когда был богат, владел домами и поместьями, имел управляющего и десятки обслуживавших

его людей. Значит, дело не в обстоятельствах, а в душевной стойкости и силе самого человека.

Но после нравственного подъема, испытанного им в плену, Пьер пережил духовную опусто-

шенность и почувствовал, что не может понять радостей и горестей других людей. Слишком сильны

были потрясения, пережитые Пьером. Еще живо в нем воспоминание о взгляде Каратаева, сидев-

шего под деревом, — перед тем, как его застрелили, он смотрел на Пьера «своими добрыми круглыми

глазами», но Пьер не подошел: ему было страшно за себя.

Тогда он не позволил себе понять до конца, что Каратаев сейчас будет убит, — услышав вы-

стрел, и он, и его товарищи по плену не оглянулись и продолжали свой путь, хотя «строгое выраже-

ние лежало на всех липах». Теперь, когда плен кончился, Пьер должен заново пере жить и осмыс-

лить все, и осудить себя, и понять. Поэтому в первое время он не понимает других людей. Но посте-

пенно внутренняя работа, совершенная в плену, начинает приносить плоды. То новое, что он принес из

плена, была «улыбка радости жизни», которую он оценил теперь, и то, что «в глазах его светилось

участие к людям — вопрос: довольны ли они так же, как и он?»

99

В день казни он непреложно понял: все люди, которых убили на его глазах, «одни знали,

что такое была для них их жизнь…» Теперь он научился ценить эту единственную и непонятную дру-

гому жизнь каждого человека — он готов к тому, о чем» мечтал с юности: он может стать опорой, за-

щитником, руководителем других людей, потому JITO научился уважать их внутренний мир не мень-

ше, чем свой.

5. ПЕТЯ РОСТОВ

«Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселы-

ми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт.

— От генерала, — сказал офицер, — извините, что не совсем сухо…»

Так мы знакомимся с Петей Ростовым, хотя видели его с первых страниц: толстый малень-

кий мальчик, поспоривший с Наташей, что на именинном обеде она задаст свой отчаянно-веселый и

совершенно не предусмотренный хорошим воспитанием вопрос о пирожном; он вертелся вокруг Ни-

колая и Денисова, приехавших в отпуск, как всякий мальчишка, который восхищается старшим братом

— военным; но мы все еще не замечали его: он маленький…

Когда пришло письмо от Николая о его ранении, девятилетний Петя сурово сказал сестрам:

«Вот именно, что все вы, женщины, — плаксы… Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так

отличился. Все вы нюни!.. Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов

убил…» Он с упоением играл во взрослого мужчину — эта игра продолжается до самого 1812 года:

«— Ну теперь, папенька, я решительно скажу — и маменька тоже, как хотите, — я реши-

тельно скажу, что выпустите меня в военную службу, потому что я не могу.., вот и все…»

И вот Петя на войне. Что он знает о ней? «Ему все казалось, что там, где его нет, там-то те-

перь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его теперь не

было».

Взрослые люди, окружающие Петю, стараются уберечь его. Генерал, у которого он служит ор-

динарцем, «поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того, чтобы

ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два

раза из своего пистолета, — отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то

В партизанском отряде

В дождливый осенний день Денисов с нетерпением ждал вестей. Вскоре появился Петя Ростов, привёзший пакет с посланием от генерала. Он был очень рад, что очутился у партизан. Читатель видит, что участники партизанского отряда не высмеивают юношу-подростка за восторженность и наивность — они относятся к нему по-доброму, по-отечески.

Видя, как нелегко живётся в плену французскому мальчику-барабанщику, Петя отнёсся к нему по-доброму. Юный патриот всегда готов поделиться с сослуживцами (например, кремнями — «Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все»). Неудивительно, что внешне суровый Денисов и даже заядлый дуэлянт Долохов сдружились с юношей.

Задания

Чем данный разбор эпизода отличается от пересказа? Какую задачу ставил автор сочинения, была ли она решена и каким образом?

Роль эпизода гибели Пети Ростова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Эпизод смерти Пети Ростова расположен в конце третьей части последнего тома эпопеи, по сути дела, последней, так как в четвертой части Толстой подводит итоги повествования. Гибель Пети Ростова на одной из последних страниц романа подчеркивает мысль Толстого о бессмысленности, бесчеловечности войны, которая убивает юного, обаятельного, жизнерадостного молодого человека. В то же время в этом эпизоде особенно эмоционально воспринимается идея о народном патриотизме в этой войне, благодаря образу героя-юноши, добровольно ушедшего в шестнадцать лет сражаться за свою родину.

Эпизоду смерти Пети предшествует ряд событий, которые помогают понять состояние юноши перед боем. Вначале Петя вместе с Долоховым отправляется на разведку в лагерь французов и возвращается уже в возбужденном состоянии. Это проявляется в том, как он ведет себя с Долоховым («давай поцелуемся»). Так и не уснув, Петя идёт прогуляться по лагерю, по дороге встречает казака и вступает с ним в разговор, в котором стремится показать себя не юнцом, а опытным воякой: «А что кремни в пистолетах сбились…Оттого я привык всё делать аккуратно. Иные так, кое-как не приготовятся и жалеют. Я так не люблю». Толстой с большим мастерством рисует состояние Пети, который хочет выглядеть старше, а на самом деле ещё совсем ребёнок. Поэтому всё реальное вокруг него кажется ему волшебным: «Что бы ни увидел Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором всё было возможно».

Важнейшую идейно-композиционною роль играет сон Пети, «Петина музыка». Он слышит звучание стройного хора, в котором каждый инструмент сливается с другим «в сладкий торжественный гимн», и даже всё то, что окружало мальчика во время сна («капали капли, и вжиг, жиг, жиг свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади»), — не нарушало хор, а входило в него.

Этот сон отражает не только напряженное состояние Пети, но и содержит глубокий философский смысл – это гимн красоте и гармонии жизни. Он предвосхищает появление «шара из капель» в сне Пьера.

На следующее утро, во время выступления отряда, состояние и поведение Пети резко контрастирует с окружающей обстановкой. В то время как пехота, «шлёпая сотней ног, прошла вперёд по дороге… лицо его, в особенности глаза, горели огнём, озноб бегал по спине, и во всём теле что-то быстро и равномерно дрожало».

Автор подчёркивает, что во время переезда эта дрожь всё усиливается, и Пете кажется, что в момент выстрела, сигнала к атаке, всё расцвело, «как середь дня». Он бросается вперёд, не видя окружающей реальности. Петя сам ищет своей гибели, боясь опоздать, стремится оказаться в самой гуще событий. С одной стороны, его поступок объясним молодостью, с другой – мы видим в его действиях безответственную смелость, которую Толстой не считает настоящим героизмом. Поэтому картина смерти описана буднично и просто: «Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова не шевелилась. Пуля пробила ему голову».

Толстой великолепно изображает развязку эпизода. Мы видим, как видавшие виды вояки тяжело воспринимают смерть мальчика. Несмотря на то, что они скрывают свои чувства, видно, как глубоко потрясены Долохов и Денисов. Первый приказывает «пленных не брать», выразив этими словами потрясение. Денисова же эта смерть просто подкосила: «И казаки с удивлением оглянулись на собачий лай, с которым Денисов быстро отвернулся».

Предваряя известие о гибели Пети в доме Ростовых, Толстой рассуждает о горечи утраты близкого человека: «…но когда умирающий есть близкий человек, и человек любимый… то тогда разрыв и душевная рана, которая иногда залечивается. Но всегда болит». Писатель очень трогательно описывает душевные переживания близких о потере Пети. «Пе.. Петя… Поди, поди, она, она зовёт… — он, рыдая как дитя быстро семеня ослабевшими ножками, подошёл к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками». Что-то страшное ударило её в сердце, и ей показалось… что она умирает”. Нет утешения потерявшим сына родителям.

Эпизод гибели Пети очень важен в романе и тесно связан с идейным смыслом всего произведения. В этом эпизоде нашла отражение одна из самых важных идей – мысль семейная. А также мысль народная, так как Петя — участник партизанской войны, а партизанское движение, по Толстому, есть яркое проявление патриотизма.

Гибель Пети

Неуёмная тяга к геройству вновь подтолкнула юного офицера на безрассудный поступок. Генерал приказал ему избегать участия в действиях партизан, однако подросток не стал выполнять приказ начальника и решил вместе с Денисовым и Долоховым напасть на французский отряд.

Однако это был лишь первый шаг навстречу трагическому финалу. Когда казачий отряд уже начал перестрелку с неприятелем, а Долохов приказал кавалерии подождать, когда появится пехота, Петя Ростов вновь ослушался приказа и понёсся прямо в гущу боя.

Французские стрелки выстрелили наугад, и одна из пуль попала в голову отчаянного юноши, он свалился с лошади и умер. Увидев его гибель, Долохов и Денисов были очень огорчены, Денисов не смог сдержать рыданий. Пьер Безухов, вспоминая освобождение из плена, искренне недоумевал, почему такой славный жизнерадостный мальчик погиб.

Гибель Пети стала горем для всей семьи. Графиня Ростова тяжело переживала смерть младшего сына и преждевременно состарилась.

Петя Ростов в разведке

Все, что происходит вокруг, кажется молодому офицеру «волшебным царством, в котором все было возможно». Страх, мысли о грозящей на каждом шагу опасности вытеснены волнительным предвкушением встречи лицом к лицу с врагом. Такой шанс выпадает Пете Ростову в разведке, куда его берет храбрый и бесстрашный Долохов, вопреки запрету Денисова. Долохов и Петя Ростов, одевшись во французские шинели и кивера, ловко проникают в лагерь неприятеля. Все это представляется юноше невероятным приключением, у него захватывает дух, он храбрится, говоря, что не отдастся живым, если попадётся. Однако во время разведки он будто теряет дар речи, цепенеет, надеясь поскорее закончить это опасное дело. Отъехав на безопасное расстояние и поняв, что ему удалось покинуть вражеский лагерь невредимым, он уже не может сдержать переполняющие его эмоции радости, счастья. Вцепившись в руку Долохова, он называет его героем, признаётся в любви и целует на прощание, преисполненный умилением и восторгом.

Приём введения сна используется многочисленными авторами, желающими углубиться в сознание персонажа, проникнуться его переживаниями. Сны невозможно контролировать, именно поэтому герой-сновидец становится уязвимым в этот момент: все, что он прячет в себе, становится зримым и доступным по ночам. Сон Пети Ростова перед сражением не исключение: звуки дождевых капель, ржание лошадей, скрежет натачиваемой сабли сливаются в единую симфонию и превращаются в оркестр, где скрипка сменятся трубой, женские и мужские голоса соединяются в «торжественном гимне». Это действо, происходящее на грани фантазии и реальности, отражает его неспособность осознать царящего ужаса. Окружающие жуткие реалии в его воображении преображаются в красивую, стройную мелодию, а не в ужасающий, сулящий опасность шум.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: