Является ли Печорин фаталистом: разбор образа, «Герой нашего времени»

Лермонтов написал произведение «Герой нашего времени» в 1839 году. Повесть относится к социально-психологическому жанру, состоит из пяти эпизодов. Каждая часть – отдельный рассказ, сюжетное формирование отсутствует. Автор использует фабулу для построения романа. Это помогает ему максимально точно отобразить психологические особенности основного персонажа – Печорина. Читая пьесу, можно провести максимально полный анализ его личности.

Фаталист верит, что все ситуации в жизни человека предопределены свыше. Для него единственно правильным пониманием событий является фатум, рок, судьба. Проблема фатализма в романе «Герой нашего времени» – ключевой аспект повествования. Писатель раскрывает главные вопросы существования людей на земле. Печорин не относится к фаталистам. Он уверен, человек самостоятельно строит свою жизнь, от его поступков зависит будущее.

История создания

Необычность романа «Герой нашего времени» заключается в том, что он открыл список психологических произведений в русской литературе. Михаил Лермонтов потратил на произведение три года – история о представителе нового поколения рождалась с 1838 по 1940 годы.

Михаил Лермонтов

Идея возникла у писателя в кавказской ссылке. Царило время николаевской реакции, когда после подавленного декабристского восстания интеллигентная молодежь потерялась в поисках смысла жизни, предназначения, способов применения своих способностей на благо Отечеству. Отсюда и название романа. Плюс ко всему, Лермонтов был офицером русской армии, прошел военными тропами Кавказа и успел близко познакомиться с бытом и нравами местного населения. Неприкаянный характер Григория Печорина раскрылся вдали от Родины, в окружении чеченцев, осетин и черкесов.

Произведение отправилось к читателю в виде отдельных глав в журнале «Отечественные записки». Видя популярность своего литературного труда, Михаил Юрьевич решил объединить части в целый роман, который напечатали в двух томах в 1840 году.

Григорий Печорин и Евгений Онегин

Пять повестей с собственными названиями составляют композицию, где нарушен хронологический порядок. Сначала Печорина презентует читателям офицер царской армии, близкий приятель и начальник Максим Максимыч, и только потом появляется возможность «лично» познакомиться с душевными переживаниями главного героя через его дневники.

По словам литераторов, Лермонтов при создании образа персонажа опирался на знаменитого героя своего кумира Александра Пушкина – Евгения Онегина. Фамилию великий поэт позаимствовал у спокойной реки Онеги, а Михаил Юрьевич назвал героя в честь бурной горной Печоры. Да и в целом считается, что Печорин – «расширенный» вариант Онегина. В поиске прототипов литераторы наткнулись и на описку в рукописи Лермонтова – в одном месте автор по ошибке назвал свой персонаж Евгением.

Жизнь и судьба Печорина

По сути, Печорин является центром художественных образов автора. Все остальные персонажи невольно расположены вокруг него и осуществляют помощь в раскрытии его поистине многогранного характера.

Героя можно назвать мыслящим, чувствующим, страдающим, имеющим довольно сложный внутренний мир и испытывающим частые терзания – допустим, Печорин высказывается о том, что чувствует в себе великую силу. Однако, по всему видно, что он не готов применить ее, поскольку затрудняется в определении области применения.

Чувствуется и тот факт, что герой ждет обновления, но, тем не менее, обречен на бездействие. Имеет место и конфликт – некогда принадлежавший к аристократии, Печорин, теперь испытывает неприязнь к этой социальной прослойке, старается отгородиться от нее. Ведь теперь его приоритеты сменились, и он чувствует себя совершенно иным человеком.

Печорин отличается непринятием мира, но не старается делать его лучше – ведь он склонен к индивидуализму и даже эгоизму. Эти черты характера всегда готовы сыграть с ним злую шутку.

Герой думает, что разворачивает бурную деятельность – но, на самом деле, это лишь жалкие потуги.

Да, у Печорина есть потенциал, но у него нет самого главного – цели в жизни. Потому, его судьба достаточно трагична – ведь он уже не может вернуть время вспять и вновь стать своим в той среде, от которой отрекся, которую возненавидел – но, в то же время, и не может стать полноправным «новым» человеком.

Видя отсутствие гармонии, социальное и духовное рабство, Печорин никак не может найти себе приюта в этом мире. Возможно, потому свет и добро, к которому он неустанно стремится, остаются все такими же далекими, недосягаемыми.

Непростая судьба героя позволяет сделать вывод, что автор намеревался воссоздать образ так называемого «лишнего» человека, которому чужда эпоха, в которой он существует – к слову, таким же образом является и Евгений Онегин у Пушкина.

Тем не менее, Печорин решает если не изменить мир, то хотя бы сделать анализ своих ошибок и несчастий и оставить хоть что-нибудь для потомков.

Герою не чуждо стремление к саморазвитию и самопознанию – мало того, он достаточно умен, потому умеет генерировать логические умозаключения. Присутствует и еще одна точка зрения относительно внутреннего мира Печорина – он осознает тот факт, что он не тот, каким самому себе кажется.

А, как известно, внутренняя дисгармония не способна стать почвой для развития и счастливой доли. Она способствует лишь внутреннему разрушению. В душе героя вновь и вновь зарождаются сомнения, умозаключения становятся более несвязными, в результате, он просто теряется… Теряется на фоне собственных мыслей и идей – ведь Печорин не может понять, правильны ли они и стоит ли следовать им.

Налицо весьма глубокий внутренний конфликт, прекратить который не представляется возможным.

Возможно, в чем-то Печорин и превзошел свое время – и именно поэтому он так и не смог смириться с действительностью. Мало того, не было людей, подобных ему во взглядах и целях – а быть может, и существовали они, но герой сам не стал сближаться с ними ввиду того, что был закоренелым индивидуалистом.

Иногда кажется, что герой путает эгоизм с индивидуальностью и выдает его за свою «особенность».

Так или иначе, богатый духовный мир Печорина скорее вредит ему, нежели помогает. Конфликт с обществом и самим собой становится еще больше и еще сложнее.

Биография и сюжет

Родился и вырос Григорий Печорин в Санкт-Петербурге. В молодости быстро забросил нудное обучение наукам и ударился в светскую жизнь с кутежами и женщинами. Впрочем, и это быстро наскучило. Тогда герой решил отдать долг Отечеству, отправившись служить в армию. За участие в дуэли молодого человека наказали настоящей службой, заслав на Кавказ в действующие войска, – это отправная точка повествования произведения.

Офицер Григорий Печорин

В первой главе под названием «Бэла» Максим Максимыч рассказывает неизвестному слушателю историю, приключившуюся с Печориным и открывшую в нем натуру эгоиста. Молодой офицер умудрился даже на войне заскучать – к свисту пуль привык, а глухая деревня в горах наводила тоску. С помощью черкесского княжича, корыстолюбивого и неуравновешенного Азамата, он украл сначала коня, а затем и дочь местного князя Бэлу. Чувства к юной особе быстро остыли, уступив место равнодушию. Бездумные действия русского офицера повлекли за собой череду драматических событий, в том числе убийство девушки и ее отца.

Глава «Тамань» переносит читателя в доармейские события, когда Печорин встречается с группировкой контрабандистов, ложно приняв ее членов за людей, действующих во имя чего-то великого и ценного. Но героя ждало разочарование. Кроме того, Григорий приходит к выводу, что приносит окружению одни несчастья, и отправляется в Пятигорск к лечебным водам.

Григорий Печорин и княжна Мери

Здесь Печорин пересекается с прошлой возлюбленной Верой, до сих пор питающей к нему нежные чувства, приятелем юнкером Грушницким и княжной Мери Лиговской. Спокойная жизнь вновь не задалась: Григорий покорил сердце княжны, но отказал девушке, а затем из-за ссоры сразился на дуэли с Грушницким. За убийство юнкера молодой человек снова оказался в ссылке, но теперь уже его ставят служить в крепость, где и случилось знакомство с Максимом Максимычем.

В последней главе романа «Фаталист» Лермонтов поместил героя в казачью станицу, где за игрой в карты между участниками затевается разговор о судьбе и предопределении. Мужчины разделились на два лагеря – одни верят в предначертанность событий жизни, другие отрицают эту теорию. В споре с поручиком Вуличем Печорин заявил, что видит отпечаток близкой смерти на лице оппонента. Тот попытался с помощью «русской рулетки» доказать свою неуязвимость, и действительно – пистолет дал осечку. Однако в тот же вечер Вулич погиб от рук перепившего казака.

Является ли Печорин фаталистом – разбор последней главы

Роковые события еще в античный период вызывали интерес писателей. Многие произведения о фатальном исходе человеческой жизни затрагивали деятели литературы. Образ Печорина в фаталисте проявляется в следующей ситуации:

  • Персонаж обезоруживает казака, убившего офицера, самостоятельно, не боясь смерти. Это стало первым действием героя, принесшим пользу обществу;
  • Изначально Григорий безответственно относится к чужим жизням, после принимает удар на себя. В этом эпизоде он уверен – свою судьбу не обманешь. Если придется погибнуть сегодня, этого не избежать. Здесь ярко выражается фаталистический настрой персонажа;
  • В других главах произведения Печорин утверждает, что сам является хозяином своей судьбы. Высшая власть не может управлять его действиями;
  • Не один эпизод указывает на противоречивость взглядов главного действующего лица. Возможно, в душе он верит в предопределенность бытия. Герой отрицает этот факт, чтобы жить ярко, уверенно, смело.

Однозначного ответа на вопрос фатализма Григория нет. Мнения критиков на эту тему расходятся. Стремление к самореализации, основанное на отрицании, является одним из объяснений противоречивости суждений Печорина.

Образ

Герой своего времени не в состоянии отыскать сферу применения безбрежной молодой энергии. Силы тратятся на незначительные мелочи и сердечные драмы, ни от того, ни от другого общество не получает пользы. Трагедия личности, которая обречена на инертность и одиночество, – вот идейное ядро романа Лермонтова. Автор поясняет:

«…точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Григорий с юности существует «любопытства ради» и признается: «Я давно уже живу не сердцем, а головой». «Холодный ум» толкает персонажа на поступки, от которых всем только плохо. Он вмешивается в дела контрабандистов, играет чувствами Бэлы и Веры, мстит. Все это приносит сплошные разочарования и душевное опустошение. Он презирает высшее общество, в котором родился и вырос, однако именно его кумиром становится после победы в дуэли над Грушевским. И такой поворот событий еще больше удручает Григория.

Григорий Печорин

Характеристика внешности Печорина передает его внутренние качества. Михаил Юрьевич нарисовал аристократа с бледной кожей и тонкими пальцами. При ходьбе герой не размахивает руками, что говорит о замкнутой натуре, а во время смеха глаза лишены веселой искры – этим автор попытался передать характер, склонный к анализу и драматизму. Причем даже возраст Григория Александровича не понятен: выглядит он на 26, а на самом деле герой отпраздновал свой 30-ый день рождения.

Экранизации

Звезда «Героя нашего времени» зажглась в кинематографе в 1927 году – режиссер Владимир Барский снял трилогию черно-белых немых фильмов, где в роли Печорина выступил актер Николай Прозоровский.

Николай Прозоровский и Анатолий Вербицкий в роли Печорина

В очередной раз вспомнили произведение Лермонтова в 1955 году: Исидор Анненский представил зрителям киноленту «Княжна Мэри», в которой вжился в образ мятущегося молодого человека Анатолий Вербицкий.

Владимир Ивашов в роли Печорина

Спустя 10 лет в образе Печорина предстал Владимир Ивашов. Все эти картины не получили признания у критиков, посчитавших, что постановщики недостаточно раскрыли характер лермонтовского персонажа.

Олег Даль в роли Печорина

А следующие экранизации получились удачными. Это телеспектакль 1975 года «Страница журнала Печорина» (в главной роли Олег Даль) и сериал 2006 года выпуска «Герой нашего времени» (Игорь Петренко).

Интересные факты

Григорий Печорин фигурирует также в незавершенном романе Лермонтова «Княгиня Лиговская», но здесь герой не петербуржец, а москвич.

Игорь Петренко в роли Печорина

Сценарий для сериала, вышедшего на телеэкраны в 2006 году, написал Ираклий Квирикадзе. Работа близка к хрестоматийному первоисточнику, но главное отличие – соблюдена хронология действий. То есть, главы переставлены местами. Картина начинается с событий, описанных классиком литературы в части «Тамань», вслед идет глава «Княжна Мэри».

Цитаты

«Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается. Я глупо создан: ничего не забываю, — ничего!»

«Женщины любят только тех, которых не знают».

«Что началось необыкновенным образом, то должно так же и кончиться».

«Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной».

«Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость».

«Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом».

«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил».

«Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть — вот что скучно!»

Влияние общества

Печорин называет себя «нравственным калекой». Он понимает это, и принимает себя таким. Сам он говорит о том, что его стоило бы пожалеть. Но таким его сделало общество. Когда он пытался проявить добрые чувства – люди не принимали их. Общество ждало от него только негативно. Никто не был с ним ласков и все только оскорбляли его. В итоге он стал таким, каков есть сейчас. Все это Печорин раскрывает в беседе с Мери, сердце которой хотел завоевать лишь из «спортивного интереса», для того, чтобы обойти Грушницкого. Есть в этом доля правды, или это только лишь умелая манипуляция юной девушкой? Вероятно, играя на чувствах девушки, Печорин и правда раскрывает свою душу, высказывая проблему целого поколения.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: