Краткое содержание Тургенев Смерть для читательского дневника

  1. Краткие содержания
  2. Тургенев
  3. Смерть

Тургенев часто описывал состояние умирающего человека и саму смерть в своих прозаических произведениях. Так и в этом рассказе писатель красочно и немногословно описал, с каким достоинством русский человек покидает мир.

Повествователь хотел поохотиться, одному не хотелось ехать в лес, поэтому он предложил своему соседу, Ардалиону Михайловичу, составить компанию. Он согласился с одним условием, что по пути нужно заехать в дубовую рощу. Там идёт вырубка деревьев вымерзших нынешней зимой. Сосед взял с собой Архипа, коренастого грубоватого мужика, управляющего Готлиба фон-дер-Кока, молодого человека девятнадцати лет.

Рассказчик любил дубовую рощу с детства. Будучи ребёнка рассказчик часто гулял здесь со своим воспитателем. Он обожал вековые дубы и ясени, росшие в лесу. Их кроны спасали летом от зноя, а в ветвях щебетали птицы. Сейчас рассказчик с болью в сердце смотрел на умирающий лес.

Рассказчик с соседом пробирались к месту валки деревьев. Неожиданно раздался шум, характерный для падающего дерева, и громкий крик человека. Из леса выбежал перепуганный мужик с испуганными глазами и сказал, что дерево упало прямо на Максима, старшего у рубщиков. Герой повести с товарищем бросились на помощь, подбежав к Максиму, они поняли, что он умирает.

Увидев умирающего рассказчик был поражён. Максим был спокоен и хладнокровен, тихим ровным голосом он отдавал последние распоряжения. Наблюдая эту картину, повествователю вспомнилась смерть мужика, обгоревшего в овине. Он умирал дома в своей постели, а вокруг шла спокойная размеренная жизнь. Тогда герой рассказа не выдержал и вышел из избы.

Припомнил рассказчик ещё случай из жизни. Зашёл он однажды к сельскому врачу Капитону. В ворота въехала телега, на который сидел бородатый здоровенный мужик. Это был мельник, тягая жернова, он надорвался. При осмотре выяснилось, что у него грыжа. Капитон настоятельно просил остаться мужика в больнице под присмотром, но тот категорически отказался. Он отправился домой сказав, что должен успеть отдать распоряжение по поводу имущества. Мельник умер на четвёртый день.

Вспомнился и давний друг рассказчика, молодой студент Авенир Сорокоумов. Он не блистал умом, но умел радоваться успехам других. Автор рассказа зашёл к своему другу, когда тот болел чахоткой, Сорокоумов знал что умрёт, он с удовольствием вспоминал студенческие годы и слушал рассказы автора. Через десять дней его не стало.

Перебирая в памяти, автор вспоминает много примеров виденной им смерти, но в память врезалась смерть старушки. Она умирала, священник протянул ей крест, который она поцеловала, затем её рука потянулась под подушку. Там лежала монета, которой она расплатилась за отходную молитву священника и только после этого умерла.

Рассказ отображает сильный и благородный дух русского человека. Даже в минуту смерти русский мужик сохраняет хладнокровие и величие.

Читательский дневник.

Другие произведения автора: <- Дым? ТургеневФауст ->

Тургенев. Краткие содержания произведений

  • Андрей Колосов
  • Ася
  • Бежин луг
  • Бирюк
  • Бурмистр
  • Вешние воды
  • Воробей
  • Гамлет Щигровского уезда
  • Два помещика
  • Дворянское гнездо
  • Деревня
  • Дым
  • Ермолай и мельничиха
  • Живые мощи
  • Записки охотника
  • Касьян с Красивой мечи
  • Конец Чертопханова
  • Контора
  • Лебедянь
  • Лес и степь
  • Льгов
  • Малиновая вода
  • Месяц в деревне
  • Мой сосед Радилов
  • Муму
  • Накануне
  • Нахлебник
  • Нищий
  • Отцы и Дети
  • Отцы и Дети по главам
  • Певцы
  • Первая любовь
  • Рудин
  • Свидание
  • Смерть
  • Собака
  • Стучит
  • Три встречи
  • Уездный лекарь
  • Фауст
  • Хорь и Калиныч
  • Часы

Главные и второстепенные персонажи

Центральным героем сказки является безымянный человек, которого называют просто Солдат. Он закончил службу и хочет вернуться к родным, но по пути ему придется столкнуться со сверхъестественными силами, среди которых:

  1. Смерть – всесильная, но глупая и наивна.
  2. Господь – также всесилен, все время занят делами насущными, несколько невнимателен.
  3. Ангелы – слуги Господа, всегда исполняют поручения.
  4. Черти – нечисть, любят проказничать и портить жизнь нехорошим людям.

Также Солдат встречает злого Барина – богатого человека, которого из-за его подлости и коварства донимает нечисть.

Стивен Кинг — Несущий смерть

Стивен Кинг

Несущий смерть

Памяти Джона Д. Макдональда

Мне не достает тебя дружище

И ты не ошибался насчет тигров.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Снова и снова меня спрашивают: «Когда же тебе надоедят эти „ужастики“, Стив, и ты напишешь что-нибудь серьезное?»

Раньше я думал, что оскорбительный намек вкрался в такие вопросы случайно, но с годами понял, что это не так. Я наблюдал за лицами людей, обращающихся ко мне с подобными словами, и они напоминали мне пилотов бомбардировщиков, жаждущих увидеть, упали ли бомбы в болото, поразили завод или склад со снарядами.

Дело в том, что практически все произведения, в том числе и смешные, написаны мною совершенно серьезно. Конечно, я могу вспомнить несколько случаев, когда сидел за машинкой и смеялся как безумный над только что отпечатанным пассажем. Мне не стать Рейнольдом Прайсемом или Ларри Войводом, это не для меня, но сие не означает, что мне безразлично то, что я пишу. Я должен делать то, что могу, как говаривал Ниле Лофгрен: «Я такой, какой есть… я не играю джаз».

Если реальность (НЕКОЕ СОБЫТИЕ, КОТОРОЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ) отождествляется вами с понятием «серьезно», значит, вы попали не по адресу и вам надо немедленно выйти вон. Но, пожалуйста, помните, что я не единственный, кто работает в этом доме. В свое время здесь трудились Франц Кафка, Джордж Оруэлл, Ширли Джексон, Хорхе Луис Борхес, Джонатан Свифт, Льюис Кэрролл. А в списке нынешних жильцов, что висит в вестибюле, значатся Томас Бергер, Рей Брэдбери, Джонатан Кэрролл, Томас Пинчон, Томас Диш, Курт Воннегут-младший, Питер Страуб, Джойс Кэрол Оутс, Исаак Башевис Сингер, Кэтрин Данн и Марк Холперн.

Я занимаюсь тем, чем занимаюсь, потому что наша реальная жизнь замешена, если хотите, на любви, деньгах, одержимости. И сказка об иррациональном — самый здравомыслящий из известных мне способов показать мир, в котором я живу. Как мне представляется, таким образом проще всего ответить на вопрос, как мы воспринимаем окружающий мир. И на следующий, вытекающий из первого: что мы делаем или не делаем исходя из наших восприятий. Я изучаю эти вопросы как могу, в рамках дарованных мне таланта и интеллекта. Я не лауреат Национальной книжной или Пулитцеровской премий, но к работе, можете не сомневаться, отношусь очень ответственно. Если вы не верите ничему другому, попробуйте поверить вот чему: раз уж я беру вас за руку и начинаю рассказывать, друг мой, то верю каждому своему слову.

Из того, что я должен сказать, разумеется, совершенно серьезно, многое связано с миром маленького городка, в котором я вырос и где живу до сих пор. Истории и романы — слепки с того, что мы, чуть иронично улыбаясь, называем «реальной жизнью», и я уверен, жизнь, какой живут в маленьких городках, — слепок с того, что мы, посмеиваясь, называем «обществом». Утверждение это можно оспорить, более того: контрдоводы только приветствуются (иначе многие профессора литературы и критики будут вынуждены искать себе новую работу). Я лишь говорю: писателю нужна стартовая площадка, а помимо твердой убежденности в том, что история может существовать сама по себе, мне помогает стартовать и уверенность в том, что маленький городок есть социальный и психологический микрокосм. Мои эксперименты в этом направлении начались с «Кэрри» и продолжились в «Жребии». Но на должный уровень я поднялся, пожалуй, только в «Мертвой зоне».

То была, полагаю, моя первая история о Касл-Роке (и Касл-Рок — тот самый город в «Жребии», только без вампиров). С годами Касл-Рок стал «моим городом», таким же, как Исола — для Эда Макбейна или Глори в Западной Виргинии — для Дэвиса Грабба. Время от времени я вновь заглядывал туда, чтобы посмотреть, как живут его обитатели, не изменилось ли что в его географии, на месте ли Касл-Хиллз и Касл-Вью, Касл-Лейк и выходящие из города дороги.

Меня все больше интересовала, точнее, зачаровывала, тайная жизнь этого городка, и многие скрытые от глаз взаимоотношения я видел все яснее и отчетливее. Многое из истории города осталось неопубликованным: как бывший шериф Джордж Баннерман потерял девственность на заднем сиденье автомобиля своего отца, как мужа Офелии Тодд убила шагающая мельница, как помощнику шерифа Энди Клаттербаку лопастью вентилятора отрубило на левой руке указательный палец и его съела домашняя собака.

Вслед за «Мертвой зоной», в которой рассказывалась история Фрэнка Додда, я написал повесть под названием «Тело» и роман «Куджо», в котором добрый шериф Баннерман превращается в пыль, и несколько коротких рассказов и повестей об этом городе (лучшие, насколько я помню, — «Короткая стрижка миссис Тодд» и «Грузовик дяди Отто». Все это очень хорошо, но состояние зачарованности вымышленным городом не есть положительная черта писателя. Это было плюсом для Фолкнера и Дж. Р. Р. Толкина — иногда исключения только подтверждают правила, — но я играю в другой лиге.

В какой-то момент я решил — сначала подсознательно, но именно там, в подсознании, рождается, по моему разумению, все самое серьезное, — что самое время закрыть книгу о Касл-Роке, штат Мэн, где жили и умирали многие из моих любимых персонажей. В конце концов, все хорошо в меру. И пора переезжать (может, даже в Харлоу, что находился по соседству, ха-ха). Но я не хотел уйти незаметно. В финале я хотел поставить жирную точку.

Мало-помалу мне становилось ясно, как можно это сделать, и последние четыре года я писал «Трилогию о Касл-Роке» — если хотите, последние истории из жизни этого города. Писались они не по порядку (иной раз я думаю, что отсутствие порядка — история моей жизни). Но теперь они написаны, и достаточно серьезны… Я надеюсь, отсюда не следует, что они очень уж реалистичны или скучны.

Первая из этих историй, «Темная половина», появилась в 1989 году. Хотя главный герой там — Тед Бюмонт, а действие разворачивается в городке под названием Ладлоу (том самом, где жили Криды из «Кладбища домашних животных»), Касл-Рок в романе имеет место быть. Роман знакомит читателя с Аланом Пэнгборном, который сменил Баннермана на посту шерифа. Шериф Пэнгборн — главный герой книги «Самое необходимое». Этим длинным романом я завершаю свои изыскания в маленьком, полюбившемся мне городке.

А связующим звеном между двумя названными выше большими романами стала повесть, предлагаемая читателю сейчас. В «Несущем смерть» вам не встретить известных горожан Касл-Рока, но зато вы познакомитесь с Попом Мерриллом, племянник которого, Эйс Меррилл, — городской плохиш (как Горди Лашанс — bete noir[1] в «Теле»). «Несущий смерть» также готовит сцену для последнего фейерверка… и, я надеюсь, имеет полное право на существование как отдельная история, которую могут прочитать с удовольствием даже те, кому не понравятся «Темная половина» и «Самое необходимое».

Содержание более подробно

Завершение службы

Боец успешно завершил прохождение службы и попросил у правителя дать ему вольную. Тот нехотя выполнил просьбу служивого. Другие бойцы попросили у счастливца угощений в честь такого события и Солдат потратил на это почти все средства. У него осталось только пять пятаков.

Волшебная сумка

Служивый дошёл до кабака, где отдал нуждающейся старухе пятак. После Солдат закусил, выпил и продолжил свой путь домой. По дороге ему вновь встретилась та нищенка и снова попросила подать ей. Он отдал старухе еще один пятак. Затем история повторилась. Служивый снова пожертвовал женщине пятак. Через версту нищенка встретила солдата с той же просьбой. Он замахнулся на неё, а та кинула ему сумку и убежала. Перед служивым возникли двое молодых мужчин и спросили о его желаниях. Воин пожелал кровать, питья, кушаний и трубку с табаком. Получив желаемое, мужчина справился о том, сколько ему ещё отдыхать на кровати. Молодцы ответили, сколько тот пожелает. После этого главный герой приказал слугам убрать всё и вернуться в сумку. Они послушались.

Служивый и барин

Солдат дошёл до усадьбы дворянина. Барин не ночевал дома из-за того, что там живут черти. Местные рассказали служивому о том, что злой дворянин попытается отдать его бесам в качестве обеда. Тем не менее, он попросился у барина на ночлег.

Служивый щедро напоил и накормил барина. Дворянин украл золотой столовый прибор со стола, накрытого молодцами, но солдат нашёл его у барина, отобрал и побил жадного богача.

Ночь в барской усадьбе

Богач закрыл Солдата в своём доме. Тот запер двери и окна в комнатах. Спустя время бесы стали ломиться к служивому. Он взял мешок с гирями и впустил их в комнату. Запрыгнувших в мешок чертей Солдат побил гирями, после чего открыл мешок и выпустил изуродованных нечистых представителей потустороннего мира. А чтобы те поскорей разбежались, бравый вояка еще и прикрикнул на них!

Солдат и Смерть

Встретил воин Старуху с косой. Она преградила ему путь. Солдат спросил, зачем она это сделала, и та ответила, что Всевышний попросил её отобрать у служивого душу. Воин слёзно умолял об отсрочке, но Старуха не вняла мольбам.

Солдат очутился в аду, где увидел побитых им бесов, которые не решились нести его в огонь. Черти пожаловались на воина своему владыке.

Дьявол оставил солдата в покое, и Воин пошёл в рай. Однако туда его не впустили, сказав, что он этого не заслужил. Солдат спросил у Бога, как ему быть. Господь велел воину охранять ворота в рай.

У райских ворот

К Воину, охраняющему рай, подошла Смерть. Она попросилась к Господу за заданием. Воин доложил Богу о визите Смерти и цели её визита. Господь велел передать ей, чтоб та вначале забирала души стариков. Боясь смерти матери и отца, воин сказал Смерти, что Бог приказал грызть дубы в течение года. Спустя год она пришла к дверям рая снова. Воин снова солгал ей об указаниях Господа, сказав, что Бог приказал ей снова год грызть самые толстые дубы. Она вернулась спустя год, и вместо передачи приказа убивать самых молодых людей, солдат опять сказал ей губить молодые дубы.

Раскрытие обмана

В четвёртый раз воин пустил Смерть к Господу. Оценив её ужасный внешний вид, Бог спросил, что с ней произошло. Она сказала, что она стала такой замученной после того, как три года грызла дубы по велению Солдата. Для того чтобы наказать Солдата, Господь приказал ему вернуться на землю и откормить несчастную.

Снова на белом свете

Солдат посадил Смерть в мешок, набросал туда палок и камней и продолжил путь. Воин пришёл в кабак и попросил выпивки под залог мешка. Сказал целовальнику, что через три дня принесёт деньги. Целовальник выполнил просьбу бойца.

Встреча с родными

Воин добрался до своего дома. Там он прожил год, вспомнил о договорённости с целовальником и о наказе Бога, и покинул родителей.

Смерть и табакерка

Воин пришёл в кабак и развязал мешок со Смертью. Он захотел понюхать табака и открыл табакерку. Смерть попросила у него щепотку. Боец предложил ей забраться в табакерку и нанюхаться табака вволю. Она залезла в неё и расчихалась. Воин защелкнул табакерку и год носил в ней Смерть, после чего выпустил ее. Смерть едва отошла от заточения.

Похороны Смерти

Воин привёл Смерть к себе и усадил её есть. Она всё смела стола. Воин посадил ее в мешок и понёс хоронить. Через три года Господь велел ангелам найти Смерть и Солдата. Не найдя Смерть, ангелы явились к воину. Он откопал ее еле живую, и святые духи передали её Богу. Господь спросил у Смерти, почему та ужасно выглядит. Она ответила, что всё из-за Солдата. Бог отпустил ее, чтоб та кормила себя самостоятельно, а Солдата оставил в покое.

«Солдат и смерть» очень кратко

Краткое содержание «Солдат и смерть» для читательского дневника:

Отслужил солдат и пошел домой, а по дороге волшебной сумой разжился. Помог солдат барину от чертей избавиться, в мешок чертей загнал, да гирей отлупил. Забрала смерть солдата, только не было солдату места ни в раю, ни в аду.

Стоял солдат на часах у райских врат и три года посылал от имени бога смерть дубы грызть. Рассердился Бог, велел солдату смерть откармливать, а солдат только пуще над ней издеваться начал. Видит Бог, что ничем солдата не проймешь, и оставил его в покое.

Главная мысль:

Над храбрым солдатом ни бог, ни черт не властны, да и смерть ему не страшна. Сказка учит никогда не унывать и всегда стоять на своем до конца, если уверен в своей правоте. Учит не признавать авторитетов и жить своим умом. Учит не бояться смерти. Учит смелости, находчивости, отзывчивости.

В чем основная идея сказки

В традициях русского фольклора смерть представляет собой неизбежную силу, забирающую души. В то же время считается, что неотвратимому событию не следует покоряться: есть возможность побороться со смертью, породниться с ней, подружиться со смертью, вступить с ней в договорные отношения. Однако при этом нужно помнить, что старуха с косой подчиняется Господу. Человеку свойственно поднимать на смех то, что вызывает у него страх, чтобы избавиться от этого чувства. Считается, что отвага, удаль и смелость могут справиться со злом. Таким образом в сказке восхваляют русский национальный характер.

Сказка учит искать выход из любой ситуации, никогда не сдаваться, не покорятся смерти, сражаться с ней, а если нужно — подружиться, чтобы потом одолеть ее.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: