«Смерть чиновника» — читательский дневник по рассказу А. Чехова


Чехова всегда интересовали так называемые «футлярные» образы – люди, которые в силу разных причин внутренне отгородились от внешнего мира, зациклились на своих представлениях о правильном и неправильном, понятиях о приличии и прочем. Подобных людей, словно на конвейере, выпускала бюрократическая машина, безжалостно выдавая свой продукт: лицемерных, недалеких, ограниченных лизоблюдов, чья психика была напрочь испорчена иерархической системой. В своих произведениях Антон Павлович любил описывать жизнь канцелярских клерков, эдаких мелких сошек, намеренно превративших свою жизнь в жалкое, убогое существование. Одним из таких произведений и является рассказ «Смерть чиновника».

Жанр

«Смерть чиновника» принадлежит к жанру «юмористический рассказ». Антон Павлович неспроста выбрал подобный жанр для того, чтобы высмеять царившие в его время пороки в обществе: чинопочитание, приспособленчество, лицемерие, стремление всегда и во всем угождать вышестоящим чинам. В своем произведении Чехов в свойственной ему ироничной манере раскрывает конфликт ложных и истинных ценностей. Писатель наглядно демонстрирует, насколько его герой и подобные ему люди далеки от внутренней свободы: стремясь угождать господам, они сами возвеличивают их в собственных же глазах, унижая при этом и втаптывая собственно «я» в грязь.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Смерть чиновника.

Год написания – 1883 год, 25-26 июня.

История создания – рассказ опубликован в 1883 году в журнале “Осколки”, идея сюжета взята автором из реальной жизни и творчески переработана.

Тема – тема маленького человека, самоуничижения и чинопреклонения.

Композиция – чёткая, свойственная жанру рассказа. Личность повествователя просматривается, привнося оценку и эмоциональную окраску происходящему.

Жанр – рассказ. Чеховский рассказ похож на форму “сценки”, поэтому его произведения особенно хороши при постановке в театрах и экранизации.

Направление – реализм, свойственный второй половине 19 века.

О чем произведение?

Как-то раз экзекутор Червяков отправился на премьеру пьесы «Корневильские колокола». Не удержавшись, он сильно чихнул, и случайно попал на лысину важной персоны – статского генерала Бризжалова, который сидел впереди него. Мысль о том, что он, пусть и ненароком, доставил неприятность большому начальнику, заставила Червякова измениться в лице. Он наклонился вперед и вежливо извинился, на что генерал успокоил его, сказав, что ничего страшного не произошло.

Однако чиновнику показалось, что Бризжалов слукавил, и на самом деле затаил на него обиду. Несмотря на то, что генерал был не его прямым начальником, Червяков не на шутку встревожился. С трудом дождавшись антракта, он подошел к его превосходительству и вновь извинился. Сановник, в свою очередь, заверил клерка, что все в порядке.

Вернувшись домой, Червяков рассказал о досадном случае жене, но та не придала истории ровным счетом никакого значения. На следующий день клерк отправился на прием к Бризжалову с просьбой о прощении. Генерал в очередной раз попросил его не беспокоиться, однако Червяков почему-то не верил его словам, и считал, что генерал говорит так из вежливости, а на самом деле очень сердится.

В попытках объясниться с сановником Червяков отправился к нему на прием и на следующий день. Но только в этот раз Бризжалов уже не смог держать в себя в руках – он в гневе накинулся на назойливого чиновника, который постоянно беспокоил его по сущему пустяку.

Ошарашенный Червяков в состоянии ступора вернулся домой, где, не снимая одежды, лег на диван и умер от сильного душевного потрясения. Так Чехов продемонстрировал, к чему может привести крайняя степень чинопочитания.

Анализ рассказа «Смерть чиновника» Чехова А.П.

История создания

«…В русской литературе блеснул и исчез удивительный ум, потому что ведь выдумать и сказать хорошую нелепость, хорошую шутку могут только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам переливается», — писал о таланте Чехова И.А. Бунин. Л.Н. Толстой говорил о нем: «Чехов — это Пушкин в прозе». Под этими словами подразумевалось сильнейшее художественное впечатление, какое оставляла чеховская проза, удивлявшая своей краткостью и простотой.

По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Антону Павловичу Бегичев. Он был прост: какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за то, что причинил ему в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай.

«Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя. Опубликован в 1883 году с подзаголовком — «Случай». «Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы». Все эти произведения раскрывают тему маленького человека.

Род, жанр, творческий метод

До прихода в русскую литературу А.П. Чехова считалось, что малая эпическая форма является «осколком» большой (романной) формы: «глава, вырванная из романа», как сказал В.Г. Белинский о повести. Различия между романом и повестью (так называли рассказ) определялись лишь количеством страниц. Чехов же, по словам Л.H. Толстого, «создал новые, совершенно новые … для всего мира формы писания…».

Рассказ «Смерть чиновника» написан в жанре «сценки». Это короткий юмористический рассказ, картина с натуры, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей. Чехов поднял сценку до уровня большой литературы. Главное в сценке — речь персонажей, правдоподобно-бытовая и смешная одновременно. Важную роль играет заглавие и говорящие фамилии персонажей.

Так, проблема рассказа «Смерть чиновника» заявлена в самом заголовке, представляющем сочетание противоположных понятий. Чиновник — это должностное лицо, в мундире, застегнутом на все пуговицы (это относится и к его чувствам); он как бы лишен живых движений души, и вдруг — смерть, хотя и печальное, но все-таки чисто человеческое свойство, что чиновнику, такое уж сложилось о нем представление, противопоказано. Произведение Чехова, заранее можно предположить, -— это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма. В рассказе умирает не столько человек, сколько его внешняя оболочка.

Рассказ в целом написан в рамках критического реализма. Однако во второй половине рассказа поведение Червякова переходит пределы бытового правдоподобия: слишком он труслив, слишком назойлив, так в жизни не бывает. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим «помер» он выводит рассказ за рамки бытового реализма. Поэтому рассказ этот ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьезность, условность, обнажение приема, ход. Писатель смеется, играет, само слово «смерть» не берет всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения. Так смешное у Чехова переходит в обличительное.

Тематика

Переосмысливая традиционную тему «маленького человека», идущую еще от Пушкина, Гоголя, Тургенева и раннего Достоевского, Чехов в то же время продолжает и развивает в новых условиях гуманистический пафос этого направления. Как и «Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Бедные люди» Достоевского, чеховские произведения исполнены протеста против подавления и искажения человеческой личности, в новых исторических условиях еще более беспощадного и изощренного. Вместе с тем в рассказе предметом осмеяния представлен мелкий чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его никто не принуждает.

Идея

У Чехова обычно в центре рассказа не характер и не идея, а ситуация — необычный случай, анекдот. Причем случай далеко не случаен — он высвечивает определенные закономерности жизни, суть характера. Чехов обладал гениальным даром замечать в действительности такие ситуации, в которых персонажи раскрывались бы не просто с максимальной, но с исчерпывающей полнотой и как социально-этические типы, и как люди со свойственной только им психологией, манерой поведения.

В рассказе «Смерть чиновника» писатель показал, как мелкий чиновник Червяков, находясь в униженном положении, не только не стремится выйти из него, но сам провозглашает рабское поведение. Что и стало предметом осмеяния в рассказе. Чехов ратовал за высокие нравственные идеалы.

Основные герои

В рассказе два основных персонажа. Один из них генерал, который играет второстепенную роль и лишь реагирует на действия героя. Генерал лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это слово часто повторяется в тексте) важной персоны. О генерале мы ничего существенного не узнаем, но очевидно, что он, тоже в нарушение традиции, человечнее «униженного и оскорбленного» Червякова. Ясно одно: персонажи рассказа говорят на разных языках, у них различные логика и понимание — диалог между ними невозможен.

Второй персонаж — чиновник Червяков — объект насмешки в рассказе. Традиционно в русской литературе это был «маленький», бедный, «униженный и оскорбленный» человек, вызывающий сочувствие у читателя. Чехов, с его неистребимым чувством свободы, стремился преодолеть этот штамп. Он писал брату Александру в 1885 году (уже после создания рассказа «Смерть чиновника») о «маленьких» людях: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? И где ты там у себя в Азии находишь те муки, которые переживают в твоих рассказах чино-ши? Истинно тебе говорю, даже читать жутко! Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам». Маленький человек Червяков здесь и смешон, и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок потому, что унижает себя, отрекаясь от собственной человеческой личности, человеческого достоинства.

Сюжет и композиция

В рассказе Чехова один из участников событий оказывается мелким чиновником, другой — генералом. Фамилия чиновника — Червяков — говорит сама за себя, подчеркивая приниженность экзекутора1 Ивана Дмитриевича. Эта исходная ситуация порождает традиционный конфликт. Гаркнул генерал на маленького, беззащитного, зависимого человека — и убил его. У Чехова генерал действительно крикнул на чиновника, в результате чего: «В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».

Таким образом, предстает как будто привычная сюжетная схема. Однако имеют место и существенные сдвиги. Начать с того, что генерал рявкнул на своего посетителя лишь тогда, когда тот довел его все новыми и новыми посещениями, все новыми и новыми объяснениями, и все на одну и ту же тему, до полного изнеможения, а потом и до остервенения.

Не похож на жалкое, зависимое лицо и чиновник. Ведь он докучает своими извинениями генералу не потому, что зависит от него. Вовсе нет. Извиняется он, так сказать, по принципиальным соображениям, считая, что уважение к персонам есть священная основа общественного бытия, и он глубоко обескуражен тем, что извинения его не принимаются. Когда генерал в очередной раз отмахнулся от него, заметив: «Да вы просто смеетесь, милостисдарь!..» — Червяков не на шутку рассердился. «Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять!» Таким образом, Червяков в корне отличается от предыдущих литературных собратьев. В мировосприятии Червякова и заключается неожиданный, комический поворот традиционной темы и сюжетной схемы. Получается, что Червяков умирает вовсе не от испуга. Драма человека в том, что он не вынес попрания святых для него принципов, да еще не кем-нибудь, а сиятельным лицом, генералом. Этого вынести Червяков не смог. Так безобидный анекдот перерастает под пером Чехова в сатиру на господствующие нравы и обычаи.

Художественное своеобразие

В историю русской литературы А.П. Чехов вошел как мастер малого жанра. С именем писателя связано становление сатирического рассказа, определяющими чертами которого явились лаконизм и афористичность.

В самом названии «Смерть чиновника» заложена главная мысль произведения: противопоставление чина и человека, единство комического и трагического. Содержание рассказа производит сильное художественное впечатление благодаря краткости и простоте. Известно, что Чехов придерживался мысли: «писать талантливо — то есть коротко». Малый объем произведения, его придельная лаконичность определяют и особый динамизм рассказа. Эту особую динамичность заключают в себе глаголы и их формы. Именно через глагольную лексику идет развитие сюжета, а также дается характеристика героев; хотя, конечно, писатель применяет и другие художественные приемы.

В рассказе у персонажей говорящие фамилии: Червяков и Бризжалов. Чиновник Червяков служит экзекутором. О значении этого слова сказано выше. Вторым значением этого слова (оно помечено в словарях как устаревшее) является следующее: экзекутор — тот, кто производил экзекуцию, то есть наказание или руководил им. Сегодня это значение воспринимается как основное, так как прежнее (младший чиновник в канцелярии) уже забыто. Словосочетание экзекутор Червяков тоже выбрано по принципу комического контраста, характерного для Чехова: экзекутор (то есть осуществляющий наказание) и вдруг «смешная» фамилия… Червяков.

По словам писателя, литературное произведение «должно давать не только мысль, но и звук, …звуковое впечатление». В рассказе это в прямом смысле звуковое впечатление — «Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите» — вызывает комический эффект.

В маленьком рассказе невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. Буквально одна фраза может сказать все о человеке. В последней фразе рассказ «Смерть чиновника» автор дает практически объяснение всему: чиновник, «придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Вицмундир, эта чиновничья униформа, как будто прирос к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.

В рассказе «Смерть чиновника» авторская позиция явно не выражается. Создается впечатление объективности, равнодушия Чехова к происходящему. Повествователь не оценивает поступки героя. Он высмеивает их, предоставляя читателю возможность сделать свои выводы.

Значение произведения

Антон Павлович Чехов — один из величайших русских писателей-классиков. Он известен как мастер реалистического рассказа. Сам писатель говорил так: «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле». Правда жизни привлекала его прежде всего. Главной темой творчества Чехова (как Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны. Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. За долгие годы работы в юмористических журналах Чехов отточил мастерство рассказчика, научился в небольшой объем вмещать максимум содержания.

После появления рассказа «Смерть чиновника» многие критики говорили о том, что Чехов сочинил какую-то абсурдную историю, не имеющую отношения к жизни. Ситуация, действительно, доведена писателем до абсурда, однако именно это и позволяет лучше увидеть нелепости самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. По свидетельству М.П. Чехова, брата писателя, в Большом театре произошел действительный случай, близкий описанному, однако неясно, был ли он известен Чехову. Известно другое: в январе 1882 г. Чехов получил письмо от своего таганрогского знакомого А.В. Петрова, в котором говорилось: «Накануне Рождества … наш почтмейстер (известнейший изверг и педант) пригрозил одному чиновнику (старшему сортировщику К.Д. Щетинскому) отдать его под суд, кажется, за нарушение дисциплины, словом, за личное оскорбление; а тот сдуру после попытки попросить прощение ушел из конторы да в городском саду … за несколько часов до утрени и повесился…». Другими словами, Чехову удалось воссоздать типичную, хотя и абсурдную ситуацию.

«Русские критики писали, что ни стиль Чехова, ни выбор слов, ни все прочее не свидетельствует о той особой писательской тщательности, которой были одержимы Гоголь, Флобер или Генри Джеймс. Словарь его беден, сочетания слов банальны; сочный глагол, оранжерейное прилагательное, мятносливочный эпитет, внесенные на серебряном подносе, — все это ему чуждо. Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его Муза была одета в будничное платье. Поэтому Чехова хорошо приводить в пример того, что можно быть безупречным художником и без исключительного блеска словесной техники, без исключительной заботы об изящных изгибах предложений. Когда Тургенев принимается говорить о пейзаже, видно, как он озабочен отглаженностью брючных складок своей фразы; закинув ногу на ногу, он украдкой поглядывает на цвет носков. Чехову это безразлично — не потому, что детали эти не имеют значения, для писателей определенного склада они естественны и очень важны, — но Чехову все равно оттого, что по своему складу он был чужд всякой словесной изобретательности. Даже легкая грамматическая неправильность или газетный штамп совершенно его не беспокоили. Волшебство его искусства в том, что, несмотря на терпимость к промахам, которых легко избежал бы блестящий новичок, несмотря на готовность довольствоваться первым встречным словом, Чехов умел передать ощущение красоты, совершенно недоступное многим писателям, считавшим, будто им-то доподлинно известно, что такое роскошная, пышная проза. Добивается он этого, освещая все слова одинаковым тусклым светом, придавая им одинаковый серый оттенок — средний между’цветом ветхой изгороди и нависшего облака. Разнообразие интонаций, мерцание прелестной иронии, подлинно художественная скупость характеристик, красочность деталей, замирание человеческой жизни — все это чисто чеховские черты заливает и обступает радужно-расплывчатое словесное марево» (В.В. Набоков).

Главные герои и их характеристика

Чтобы как можно точнее отобразить характер и манеру поведения персонажей, Чехов использует говорящие фамилии. К примеру, фамилия Червяков основана на слове «червь», Бризжалов – на слове «брюзжать». Уже глядя на эти многозначительные фамилии, перед глазами возникает тот или иной образ персонажа.

  1. Иван Дмитриевич Червяков – простой чиновник, экзекутор. Подобная фамилия выбрана писателем неслучайно: внутренний мир героя такой же узкий, как червь, он так же жалок и ничтожен. Червякова больше всего интересует мнение окружающих, он почитает вышестоящие чины, чье мнение для него закон. Все интересы Червякова ограничены одной лишь службой, его больше ничего не интересует. Свой нечаянный чих возле генерала он воспринимает как самую настоящую катастрофу. Его ужасно волнует реакция высокопоставленного чиновника, и в своем болезненном воображении он так сгущает краски, что уже не в состоянии спокойно жить. Жизнь Червякова настолько пуста и безрадостна, что единственным ее смыслом становится служба. Он растаптывает собственную личность в угоду вышестоящим чинам, в раболепном прислуживании ним он не видит ничего предосудительного. У Червякова нет ничего личного, поскольку он полностью растворился в своем бюрократическом мирке, приспособился к внешним обстоятельствам. Для него нет ничего страшнее, чем выделиться на фоне остальных людей, самовыражение для него – страшный грех. Так Чехов описывает одного из самых распространенных персонажей в русской литературе – так называемого «маленького» человека, вечно забитого, униженного, мелкого и ничтожного в своих желаниях, бедах и планах на жизнь. Чтобы приспособиться к миру и как-то выживать в нем, он вынужден не служить, но прислуживать. Однако подобное поведение накладывает неизгладимый отпечаток на личность человека, делает его безвольным и бесправным рабом. Личность неизбежно деградирует, в ней не остается ничего человеческого – лишь унизительное пресмыкание и желание угодить господам. Писатель настолько брезгливо относится к данному персонажу, что даже не дает описания его внешности.
  2. Бризжалов – статский генерал по ведомству путей сообщения, важная персона, большой начальник, привыкший к полному подчинению. Поначалу он спокойно реагирует на просьбы Червякова извинить его за досадный поступок. Он пытается делать вид, будто ничего не произошло, однако такая реакция сановника совсем не устраивает Червякова, который очень боится ненароком навлечь на себя гнев начальника, пусть и чужого. В итоге Бризжалов, утомленный назойливостью мелкого чиновника, выходит из себя и в гневе набрасывается на него. Утратив привычное самообладание, он принимается громко кричать, ругаться и топать ногами. Подобный контраст в поведении указывает на человека, который привык срывать свое раздражение и прочие отрицательные эмоции на своих безропотных подчиненных. Писатель также не дает точной характеристики Бризжалову, все его описание заключается в занимаемом им посту. Это, по сути, такой же безликий персонаж, как и Червяков, с той лишь разницей, что занимает высшую ступень в иерархической лестнице.

Главные герои

Червяков Иван Дмитрич – экзекутор, мелкий чиновник, робкий, недалёкий, бестактный, подобострастный.

Бризжалов – статский генерал, мужчина преклонных лет, добродушный, незлопамятный, спокойный.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Смерть чиновника»

для самых компанейских —

Главные герои «Смерть чиновника»

для самых любопытных —

Анализ «Смерть чиновника» Чехов

для самых крутых —

Читать «Смерть чиновника» полностью

Темы

  1. Замещение частной жизни общественной, полное поглощение личного пространства. Червяков добровольно жертвует своей жизнью в угоду неписанным правилам, царящим в бюрократическом обществе. В итоге его существование больше напоминает абсурдную пародию на нормальную полноценную жизнь.
  2. Тема внутреннего рабства. Эта одна из любимых тем Антона Павловича Чехова, который, мастерски смешивая грустное и смешное, раскрывает всю бессмысленность казенной жизни, сосредоточенной на одной лишь службе.
  3. Тема тоски. Главный герой произведения тяготится собственным положением, и очень быстро становится понятно отчего. Многолетнее унижение собственной личности не способно пройти бесследно.
  4. Тема преклонения перед начальством. Подобное поведение, воздвигнутое на уровень определенной культуры, является проблемой всего общества, его неправильным устройством. Причиной тому, по мнению автора, является самодержавие, где царь является помазанником божьим, а аристократия – привилегированным сословием. Остальные же люди – просто челядь, призванная решать насущные проблемы «избранных». Подобная идея, пропагандируемая в обществе, и порождает людей, подобных Червякову: неуверенных в себе, жалких, без чувства собственного достоинства.
  5. Тема маленького человека. Автор раскрывает ее сквозь призму образа чиновника Червякова. Подобный человек, начисто лишенный самоуважения, обречен на вечное прозябание в жестоком мире.

История создания рассказа Чехова

История создания этого знаменательного рассказа до сих пор доподлинно неизвестна. У нее существует ряд интересных версий. Всего их три.

«Смерть чиновника» краткое содержание и анализ рассказа А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) — русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой литературы.

Первая гласит о том, что младший брат А. П. Чехова, Михаил, рассказывал в своих воспоминаниях, что однажды Антон Павлович побывал в имении Бабкино, и там заведующий театрами В. Бегичев рассказал ему в точности описываемый в произведении случай в Большом театре. Однако сегодня эта теория отвергается, поскольку рассказ написан двумя годами раннее, чем состоялась поездка.

Вторая версия связана с деятельностью Алексея Жемчужникова, русского поэта, сатирика и юмориста. Антон Павлович часто бывал на театральных спектаклях и видел, как Жемчужников ведет себя неподобающе. Тот специально наступал на ногу вельможе, чтобы разговориться с ним и получить желаемое.

Третья версия связана с реальными событиями в Таганроге, где один из знакомых писателя, после того как поссорился с местным вельможей, попытался извиниться, но извинения не были приняты. В итоге его знакомый умер, покончив с собой.

Год написания рассказа — 1883 г. Всего за день до написания, 25 июня, Чехов сообщил главному редактору журнала «Осколки», что пишет для него рассказ и очерк. В итоге, издатель прочитал оба произведения и был в восторге, дав положительный отзыв, который Чехов, как и читатели, увидел в журнале от 2 июля.

Проблематика

Несмотря на небольшой объем произведения, автору удалось в нем отразить множество важных социальных проблем, которые не перестают быть актуальными и в наши дни.

  1. Проблема чинопочитания. Антон Павлович поднимает остросоциальную проблему, которая заключается в неправильной подмене жизненных ориентиров у человека, пребывающего в зависимом положении. Так, для Червякова мнение генерала оказывается важнее его собственного. Он настолько погружается в переживания, что своими же силами доводит себя до нервного истощения и преждевременной смерти. К такому печальному результату приводит подмена ценностей, когда на первое место человек ставит не свои интересы, своей семьи, а интересы службы.
  2. Проблема произвола. Обратной стороной медали является деспотичное, надменное начальство, представляющее реальную угрозу для своих подчиненных. Оно способно по собственному желанию «казнить» и «миловать» зависимых от них людей, и никто деятельность этих «самодуров» не контролирует.
  3. Проблема равнодушия в семье. Для Червякова на первом месте была его служба, а не семья. Однако и супруга главного героя проявляла привычное равнодушие по отношению к мужу. Когда он пожаловался ей на случай в театре, она лишь отмахнулась от него.
  4. Проблема неравенства. Никому из героев – ни Червякову, ни Бризжалову – даже в голову не приходит, насколько неправильными, уродливыми являются их отношения, в основе которых лежит иерархическая система ценностей. Что самое печальное – каждый из них уверен, что неравенство между ними имеет под собой основание. При таком отношении социальные противоречия неизбежны.

Главная мысль

Основная мысль произведения заключается в том, что человек, став крошечным винтиком бюрократической машины, готов распрощаться с чувством собственного достоинства ради сохранения должности. Самодурство начальника способно оставить зависимого от него мелкого чиновника без средств к существованию, и потому последний видит выход из положения лишь в пресмыкании и чинопочитании. В итоге этот страх, всячески поощряемый обществом, способен вырасти до абсурдных размеров и привести к смерти.

Антон Павлович демонстрирует, как желание угодить вышестоящим чинам, ставшее уже образом жизни, стирает личность человека, убивает его душу. В итоге такой человек становится лишь серым, безликим должностным лицом, которое стремится во что бы то ни стало укрепить свое положение в обществе путем лицемерия и угодничества. Все, чем заняты мысли главного героя – не упасть в глазах окружающих, и уж тем более вышестоящих чинов. И даже супруга Червякова больше обеспокоена тем, что скажут люди, нежели самочувствием своего супруга.

В рассказе описывается смерть не человека, личности, а чиновника. И это отражается уже в самом названии произведения. Пребывая в иллюзорном мире своих страхов, Червяков доводит свое раболепие перед начальством до такой степени, что собственными руками роет себе могилу. Вместо реальной человеческой жизни он проживает выдуманную им, искусственную жизнь, в которой истинные ценности были подменены чинами и рангами, а вместо добродетели правили такие пороки как лизоблюдство и лицемерие.

Чему учит рассказ?

Чехов описывает ситуацию, которая лишь на первый взгляд может показаться смешной и нелепой. Зрелый мужчина, семьянин добровольно загнал себя в могилу только потому, что испугался гнева сановника. В своем воображении он накрутил себя настолько сильно, что не только выставил себя в смешном положении, но и довел до ручки генерала, уставшего успокаивать его. Червяков никак не мог понять, что надоедает начальнику своими навязчивыми извинениями. В его больном воображении важный сановник хитрил и лукавил, и даже не собирался забывать досадный случай в театре. На самом же деле Бризжалов и думать позабыл о том пустяке, но Червяков раздул его до таких масштабов, что сам поверил в серьезность ситуации, и умер, испугавшись уже реального гнева начальника.

Чтобы в обществе было меньше людей, подобных Червякову, нужно изменить правила и законы, по которым это самое общество существует. Именно к этой мысли и приводит Чехов, с присущей ему иронией высмеивая ущербность чиновников и клерков.

Краткое содержание для читательского дневника

В рассказе Чехова показывается случай в театре. Во время просмотра спектакля мелкий чиновник Иван Червяков чихает в затылок неизвестного ему высокопоставленного лица генерала Бризжалова.

«Смерть чиновника» краткое содержание и анализ рассказа А. П. Чехова

Понимая свой проступок, стесненный обстоятельствами Иван начинает извиняться. Вначале мужчина это делает во время театрального действия, затем в антракте. Генерал сообщает ему, что забыл об этом инциденте, но виновник не успокаивается.

Потом, придя домой, Иван говорит жене о случившемся. По ее совету, на следующий день Червяков наряжается, стрижется и отправляется в приемную Бризжалова. Тот коротко отвечает ему, что это все пустяки, и занимается просителями.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: