«Шемякин суд»: главные герои
Главных героев не много. Всего пять. Но образ каждого из них автором показ очень ярко. Характеристика героев позволяет увидеть основные черты личности каждого из них.
- Богатый брат – человек зажиточный, готовый дать в долг, но не готовый прощать малейшую провинность. Натура жадноватая.
- Бедный брат – безответственный, но хитрый человек. Ему не везёт в жизни. Постоянно попадает в трагические ситуации, о которых сожалеет, но от наказания пытается уйти благодаря своей смекалке.
- Поп – любящий семьянин. Но кажется, что жену он любит больше, чем погибшего младенца, так как о ребёнке скорбел не долго, а за жену не пожалел заплатить целых 10 рублей.
- Горожанин – заботливый сын, трусливый. Не захотел мстить за погибшего отца.
- Судья Шемяка – хитроват и жадноват. Легко обводится вокруг пальца.
«Шемякин суд» краткое содержание для читательского дневника
В повести рассказывается, как один бедный человек попросил у своего богатого брата лошадь, но не смог вернуть её в целости и сохранности.
За это его повели на суд. Но по дороге он умудрился задавить ребёнка у попа, приютившего братьев на ночь, и придавить старого отца одного горожанина.
На суде же он обманным путём получил решение в свою пользу, обхитрив судью четыре раза.
Три раза он вводил судью Шемяку в заблуждение завязанным в платочек камнем, чтобы тот думал, что там деньги и выносил решения в пользу бедняка.
А в четвёртый раз он хитро растолковал, почему он показывал на суде свой камень.
- Сказка о Шемякином суде и о воеводстве его и о прочем
Так бедняк смог получить выгоду несколько раз благодаря своей смекалке.
Анализ произведения
Можно сказать, что значение у этого произведения весьма двоякое. С одной стороны автор просто высмеивает героев, которым пришлось еще и заплатить за свое несчастье. А с другой стороны, его смысл заключается в том, чтобы показать всю несправедливость не только ситуации, но и этого мира.
По ходу чтения можно уловить основной конфликт этого произведения — это столкновение между справедливостью и алчностью.
С одной стороны судья выбрал не такое уж и плохое наказание, но с другой, если бы бедняк не показывал ему мешок, наказание не было бы таким мягким. К тому же наверняка судья знал, что богатому дорога его лошадь, а боярин милосерден и не станет топтать на лошади человека.
На самом деле эта история достаточно иронична, ведь именно она показывает, что дуракам всегда везет. По сути здесь все остались в дураках. Это может значить только одно.
В то время народ хотел высмеять суд, так как большинство его решений были не только куплены и несправедливы, но иногда даже абсолютно абсурдны и донельзя смешны.
В большинстве своем суд просто-напросто закрывал глаза на правду и оставлял в дураках добропорядочных граждан.
«Шемякин суд» очень краткое содержание полного сюжета
Был у одного богатого крестьянина брат – бедняк. Богатый постоянно снабжал братца своего, но тот всё равно оставался в нужде.
Однажды бедняк попросил у богатого лошадь. Надо было ему дров навозить. Богатый нехотя одолжил ему лошадь на время. А вот хомут по просьбе бедного богач давать не захотел.
Так и быть, бедный вместо хомута дровни к хвосту лошадиному привязал.
А когда заезжать во двор стал, дровни за подворотню зацепились, хвост лошадиный и отвалился начисто.
Пришлось назад лошадь отдавать без хвоста. Да не взял её хозяин в таком вот бесхвостом виде обратно. Задумал судье пожаловаться за убыток такой.
Судьёй был там Шемяка.
- Краткое содержание Повесть временных лет по главам для читательского дневника
Зная, что всё равно в суд вызовут, решил бедняк сам туда пойти по собственной воле.
Поп тоже пошёл в суд жаловаться на бедняка.
Идут они все по мосту. А внизу человек отца своего в баню везёт. А бедный того не видел, да и решил оккурат в ентом месте самоубийство над собой свершить. Потому как вину за собой чувствовал за лошадь, да за мальца задавленного. Всё равно бы не оправдали.
Сбросился он с моста, да прямо на старика того немощного и угодил. И тоже погубил его. Словили бедного, да к судье привели. А он всё думу думал, что бы такое судье взяткой предложить.
Завернул в платок камень и предстал перед судьёй.
Богатый брат выложил всю свою претензию судье Шемяке на бедного своего брата. Судья дал слово бедному.
Бедняк показал камень в платке судье. А тот не знал, что в платке камень. Думал, что такая сумма там крупная. И выдал решение, чтобы лошадь оставалась у бедного, пока у неё хвост не отрастёт.
Потом со своей жалобой на бедняка поп выступил. Бедный опять камнем перед судьёй помаячил.
Судья и тут решение, угодное бедняку, выдал. Поп должен отдать бедному свою попадью, чтобы она с бедным жила, пока нового ребёнка не получила от него.
- Краткое содержание Лермонтов Ашик-Кериб для читательского дневника
Теперь он велел сыну отомстить таким же образом. Т.е. он тоже должен убить бедняка, бросившись с моста прямо на него.
После окончания судебного заседания богатый уже и сам захотел вернуть свою животинку, да только бедный теперь уж, ссылаясь на судебное решение, стал цену загибать.
Пришлось богачу за свою же лошадь бедняку пятак отдавать, чтобы вернуть её себе, пусть даже и бесхвостую.
Бедный начал попадью требовать. Решение суда, дескать, таково было.
А попу жену-то жалко отдавать стало. Заплатил за неё 10 рублей, выкупил жёнушку у бедного.
Бедный пошёл к третьему истцу, чтобы и тот решение суда выполнил. Но тот хорошо всё обдумал, да и отказался от мести. Пошёл на мировую и тоже заплатил ему, чтобы не требовал с моста на него кидаться. А вдруг да промахнётся. Самому же тяжко и будет.
Судья же отправил к бедняку своего человека за тремя свёртками, которыми бедняк каждый раз на суде потрясывал.
Бедняк вынул камень. Шемяка удивился экому диву.
– Что за камень такой?
А бедняк ответил, что это он так грозил, если б решение не в его пользу было бы вынесено, то получил бы Шемяка этим камнем.
Судья обрадовался, что правильное решение в пользу бедняка каждый раз выносил. Да и бедный обрадовался, довольный домой отправился.
Краткое содержание повести «Шемякин суд» подробно
Жили два брата-крестьянина: один был богат, а другой еле сводил концы с концами. Как-то раз бедный упросил богатого одолжить ему лошадь, чтобы перевезти дрова – богатый лошадь одолжил, а хомут пожалел. И бедняку не осталось ничего, кроме как привязать груз к лошадиному хвосту. Конечно же, лошадиный хвост не выдержал и оторвался.
Привел бедный брат лошадь без хвоста. Богач пришел в ярость и отказался ее забирать, а вместо этого схватил брата и повел его в город к судье Шемяке.
Устав в дороге, братья решили переночевать в селе, мимо которого лежал их путь. В нем как раз жил знакомый богачу поп с попадьей и их новорожденным ребенком.
Хозяин принял гостей, но, когда пришло время ужинать, к столу позвал только богатого. Бедняк же, мучаясь от голода, лежал на полатях. Пытаясь рассмотреть, что же там едят поп и брат, он не удержался и свалился прямо на стоящую рядом с лежанкой детскую колыбельку и задавил спящего в ней ребенка. Поп, решив, что просто так это не оставит, тоже решил идти жаловаться на бедного Шемяке.
Проходя по мосту, бедняк решил, что в суде ему не оправдаться и собрался свести счеты с жизнью. Перебравшись через ограду, он спрыгнул в глубокий ров, находившийся внизу. Однако, именно в этот момент, по рву ехал купец со своим престарелым отцом. Неудачно приземлившись, бедняк убил старика. Тогда купец, желающий наказать виновника, отправился к Шемяке вместе со всеми.
Уже приближаясь к зданию суда, бедняк задумался, что же он скажет в ответ на обвинения. Ему на ум не пришло ничего лучше, чем подобрать с земли тяжелый камень и обернуть его в тряпицу.
Выслушав жалобу богатого брата, Шемяка дал слово виновнику. Но тот лишь молча показал ему сверток. Тогда хитрый судья решил, что ему предлагают взятку и велел богачу оставить у бедняка лошадь до тех пор, пока у нее не отрастет новый хвост.
Затем принес челобитную поп. Когда пришло время бедного отвечать на обвинение, он снова показал сверток. Тогда Шемяка посоветовал священнослужителю отдать бедняку попадью, а когда та родит от бедняка ребенка, то попадья вернуться к мужу с ним.
Затем изъявил жалобу несчастный сын, у которого по вине бедняка погиб отец. Снова слово дали бедняку, но тот опять показал сверток. Судья предложил ему тоже спрыгнуть на виновника с моста.
Когда судебное заседание подошло к концу, богач стал требовать у брата вернуть лошадь, но тот отказался, сказав, что так решил судья. Тогда богачу пришлось еще и выкупать бесхвостую лошадь за пять рублей.
Поп, испугавшись, что бедняк заберет у него попадью, тоже поспешил откупиться. Отдав десять рублей, он поспешил обратно домой.
Тогда бедняк предложил купцу исполнить указание судьи. Тот задумался, но затем решил не брать грех на душу. Он предложил бедняку мир и получилось так, что тоже дал виновнику денег.
Когда все разошлись, судья послал к бедняку своего помощника, чтобы тот узнал, что же было в свертках. Бедный вытащил из лоскута камень. Посыльный удивился и поинтересовался, что это за камень. Ответчик непринужденно объяснил, что, если бы судья вынес вердикт не в его пользу, он убил бы его этим камнем.
Тогда заседатель очень обрадовался, что решил именно так и остался жив, а довольный бедняк поплелся домой.
Сюжет
В селе жили два брата, бедный и богатый. Бедному для перевозки дров понадобилась лошадь. Он обратился за помощью к богатому брату. Тот дал, но без хомута. Сани довелось привязывать к хвосту. Но забыв поставить подворотню, бедняк оставил животное без хвоста. Богатый направился к судье, брат последовал за ним, понимая, что будет все равно вызван. На пути в город путники остановились на ночлег у попа. Упав с полати бедняк задавил ребенка. А пытаясь покончить собой упал на пожилого человека и тот тоже умер. На обвинения бедняк показывает Шемяке завернутый камень. Судья думает, что это взятка. Он присудил лошади оставаться у бедного, пока хвост не отрастет снова, сделать с попадьей нового ребенка, а сын старика может отомстить упав тем же образом на него. Истцы дают деньги ответчику, чтобы не исполнять приговор. А судья, узнав, что в свертке был камень, благодарит Бога за спасение.
«Повесть о Шемякинском суде» очень краткое содержание
Жили два брата: один – бедный, другой – богатый. Как-то не дал богатый бедному хомут, и бедный прицепил дровни к хвосту лошади, у которой потом хвост оторвался. Богач пошел в суд. Остановился у попа, но есть ему не дали, а он упал с полатей и задавил ребенка. Бедный от отчаяния решил покончить с собой, но убил при падении старичка.
Бедный завернул в тряпочку тяжелый камень. Судья Шемяка сказал его брату, чтобы он ждал, когда у лошади хвост вырастет. Попу приказал отдать попадью до рождения нового ребенка. А сыну убиенного посоветовал броситься с моста и задавить бедняка.
После такого суда и поп, и богач, и сын своего отца откупились от находчивого крестьянина. Потом пришел к бедняку помощник судьи и спросил, что было в свертке, на что крестьянин ответил, что это- камень, которым мог бы он убить Шемяку, если бы тот провел суд не в его пользу.
Вывод (мое мнение)
Повесть сатирическая. Раскрывает коварство и нечестность судей. Истцы поступают неправильно, потащив на суд невинного человека. Хотя тот конечно заслуживает наказания, но злого умысла в сердце не имеет. Описанных событий можно было избежать, не пожадничай богач хомутом.
Добавить в избранное
«Шемякин суд» – сказочная повесть, в которой в сатирическом ключе показана продажность суда и всех тех, кто наделен властью.
Сюжет
Жили два брата-крестьянина: богатый и бедный. Богатый крестьянин много лет давал в долг бедному брату, но тот никак не мог одолеть нужду. Однажды пришел бедняк к брату с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богач нехотя согласился, но когда брат попросил у него и хомут, рассердился и отказал в просьбе.
Бедняк горько вздохнул, и привязал дровни к лошадиному хвосту. Когда же он отвез дрова домой, то забыл выставить подворотню, и у лошади оторвался хвост. Делать нечего, и бедняк привел брату лошадь без хвоста. Увидев такое безобразие, богач разгневался и отправился в город, жаловаться на брата судье Шемяке. Бедняк поплелся вслед за ним, прекрасно зная, что ему все равно придется идти в суд.
Дошли братья до одного села, и богач остановился у своего хорошего знакомого, сельского попа. Они сели за стол ужинать, а бедняк голодным лег на полати. Засмотрелся он на брата и попа, как те уплетали ужин, и свалился на колыбель, в котором спал маленький ребенок. Бедняк раздавил на смерть поповского сына, и тот тоже отправился в город жаловаться на него.
Проходя через мост, бедняк решил покончить со своей горькой жизнью, и спрыгнул вниз. Он упал на больного старика, которого сын вез на санях в баню, и убил его случайно. Потерпевший также отправился к судье Шемяке.
На суде бедняк показал судье камень, завернутый в платок. Тот решил, что это солидная взятка, и повел дело, как посчитал нужным. Он велел бедняку держать у себя лошадь брата до тех пор, пока у нее не отрастет хвост.
Услышав жалобу попа, Шемяка, польстившись на солидную «взятку» бедняка, порешил отдать бедному крестьянину попадью до тех пор, пока у нее не родится ребенок.
Когда же стал жаловаться сын погибшего старика, судья решил так – пусть истец убьет бедняка таким же способом, то есть бросится на него с моста.
Так богачу и попу пришлось доплачивать бедняку, чтобы он отказался выполнять судейские решения, и вернул каждому, что причитается: лошадь – брату, а попадью – законному супругу. Третий истец также не хотел прыгать с моста, и заплатил бедняку отступные.
Тем временем Шемяка направил своего человека к бедняку, чтобы тот отдал ему обещанную взятку. В ответ бедняк показал камень, завернутый в платок, и объяснил, что если бы судья принял решения не в его пользу он бы ушиб его этим камнем.
Узнав об этом, Шемяка очень обрадовался, что так ловко выкрутился из непростой ситуации, а довольный бедняк пошел домой.
(для чтения и изучения в 6, 7-м классах)
Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства, государственная система спаивания народа через «царев кабак». Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике. Они в основном анонимны.
Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел. Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев.
Рассмотрим в этой связи «Повесть о Шемякином суде». Она посвящена обличению судопроизводства. В ней сатирически изображается судья Шемяка, взяточник и крючкотвор, который в свою пользу толкует государственные законы.
Содержание повести сводится к следующему: жили два брата — богатый и бедный. «Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его». Как-то бедняк попросил у брата лошадь, чтобы привезти из лесу дров. Богатый лошадь дал, но не дал хомута. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, но, въезжая во двор, лошадь зацепилась за ворота и оторвала себе хвост. Богатый увидел искалеченную лошадь, взял брата и отправился в город жаловаться судье Шемяке.
По дороге братья заночевали в доме попа. Бедняк, лежа на полатях, с завистью смотрел, как брат его ужинает с попом, упал на колыбель, в которой спал поповский сын, и задавил его насмерть. Теперь к судье отправились двое истцов — богатый брат и поп.
В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил расстаться с жизнью, бросился с моста в ров, но неудачно. Он упал на старика, которого везли мыться в баню, и раздавил его. К судье явились уже три истца. Бедняк, не ведая, как ему быть, взял камень, завернул его в платок и положил в шапку. При разборе каждого дела он исподтишка показывал судье узелок с камнем.
Шемяка, рассчитывая, что ответчик сулит ему «узел злата», во всех трех случаях решил дело в его пользу. Но когда его посыльный спросил у бедняка, что у него в шапке, тот ответил, что в узле у него был завернут камень, которым он хотел убить судью. Узнав об этом, судья не осерчал, а обрадовался: ведь, если бы он осудил бедняка, то тот бы его убил.
В смешном положении оказываются богатый крестьянин, наказанный за свою жадность, и поп. Взяв со всех троих истцов деньги, благодаря своему уму и хитрости, бедняк остается в этом споре победителем. Как считают исследователи, эта повесть соотносится с сатирической народной сказкой о несправедливом судье и волшебной сказкой о мудрых отгадчиках. Здесь присутствуют все сказочные элементы: быстрота развития действия, неправдоподобные преступления героя-бедняка и комизм положения, в котором оказываются судья и истцы.
К сатирическим повестям относится и известная «Повесть о Ерше Ершовиче», возникшая в первом десятилетии XVII века. В рассказе о тяжбе Ерша с Лещом и Головлем отражены реальные условия жизни Руси того времени, сословные отношения.
Лещ и Головль, «ростовского озера жильцы», жалуются в суд на «Ерша, на Ершова сына, на щетинника, на ябедника, на вора, на разбойника», который попросился у них на малое время «пожить и покормиться» в Ростовском озере. Простодушный Лещ и Головль поверили ему, пустили, а он там расплодился и озером завладел. Дальше повествуется о проделках Ерша, «векового обманщика». В конце концов судьи признают, что правы Лещ с товарищами и выдают им Ерша. Но и тут Ерш сумел избежать наказания. Он предложил Лещу проглотить его с хвоста, и Лещ, видя лукавство Ерша, не стал с ним связываться и отпустил на волю. Причем Лещ и Головль называют себя «крестьянишками», а Ерш — «из детишек боярских». Повесть напоминала современникам жизненную ситуацию, когда сын боярский обманом и насилием отнимает у крестьян землю.
В
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Расскажите, как меняются в литературе XVII века герой и принципы художественного воспроизведения действительности. Почему повесть называется бытовой (бытовой сюжет, вымысел, «бытовая личность»)?
- Перескажите сюжет «Повести о Шемякином суде».
- Выделите элементы сатиры.
- Какие, по вашему мнению, народные мотивы и жанры отражены в ней? Какие сказки на эту тему вам известны?
- Что общего в русских сатирических сказках и в повести (быстрота развития действия, неправдоподобные ситуации, нагнетание преступлений «бедного» мужика, комизм положения судьи, беспристрастный тон повествования)? Найдите все эти особенности в повести и прокомментируйте их.
- Прочтите по книге «Древнерусская литература» «Повесть о Ерше Ершовиче». Перескажите кратко содержание.
- Назовите героев, объясните происхождение их имен, о чем они свидетельствуют, почему автор в качестве персонажей выбрал рыб.
- Почему эта повесть может считаться сатирической?
- Как изображен автором суд XVII века?
- Кто олицетворяет в повести бедняков, «божиих сиротов», и «лихого человека», «ябедника», «разбойника»?
- Кто олицетворяет великих судей?
- Какой приговор выносит суд Ершу?
- Как ведет себя Ерш?
- Какие качества на суде он проявляет?
- Почему можно считать повесть образцом иносказательной сатиры, зеркалом отношений человеческого общества?
- Почему В.Г. Белинский назвал повести «драгоценнейшими историческими документами» и увидел в них отражение особенностей русского национального ума с его тонкой иронией и насмешливостью? Обдумайте и объясните его суждения.
В
в–є
Толкование непонятных слов
Хомут – надеваемая на шею лошади основная часть упряжи.
Дровни – крестьянские. сани без кузова.
Подворотня – пространство, щель между воротами и землей.
Чело – лоб.
Челобитная – в России вплоть до третьей четверти XVIII века индивидуальное или коллективное письменное прошение, при котором «челом били».
Полати – лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.
Мзда – плата, вознаграждение, взятка.
Новые слова
Кнут – тип ударного орудия, главным элементом которого является длинный плетёный ремень из сыромятной кожи, изначально с узлом на конце.
Поп – православный священник.
Попадья – супруга попа.
Истец – лицо, в защиту прав которого возбуждено судебное дело.
Ответчик – лицо, привлекаемое судом к ответу по заявленному истцом требованию.
«Судья подумал, что свиток полон рублей». Иллюстрация Р. де Росцишевского (R. de Rosciszewski)
Жили два брата-крестьянина: один богатый, а другой — бедный. Много лет богатый давал бедному в долг, но тот оставался таким же бедным. Один раз пришёл бедняк просить у богатого лошадь, чтобы привезти дров. Тот с неохотою дал лошадь. Тогда бедный стал просить хомут. Но брат рассердился и хомута не дал.
Делать нечего — бедный привязал свои дровни к лошадиному хвосту. Когда же он вёз дрова домой, то забыл выставить подворотню, и лошадь, проезжая через ворота, оторвала себе хвост.
Привёл бедняк брату лошадь без хвоста. Но тот лошади не взял, а поехал в город к судье Шемяке бить челом на брата. Бедный пошёл за ним, зная, что его всё равно заставят явиться на суд.
Продолжение после рекламы:
Они дошли до одного села. Богатый остановился у своего знакомого — сельского попа. Бедный пришёл к тому же попу и лёг на полати. Богатый с попом сели есть, а бедняка не позвали. Тот смотрел с полатей, что они едят, свалился, упал на колыбель и задавил ребёнка. Поп тоже пошёл в город жаловаться на бедного.
Они проходили через мост. А внизу, по рву, один человек вёз в баню отца. Бедный, предвидя свою погибель, решил покончить с собой. Он бросился с моста, упал на старика и убил. Его поймали и привели к судье. Задумался бедняк, что же ему дать судье… Взял камень, завернул его в плат и стал перед судьёй.
Выслушав жалобу богатого брата, судья Шемяка велел бедному отвечать. Тот показал судье завёрнутый камень. Шемяка решил: пусть бедный не отдаёт богатому лошади до тех пор, пока у неё не вырастет новый хвост.
Затем принёс челобитную поп. А бедный опять показал камень. Судья решил: пусть поп отдаст бедному попадью до тех пор, пока тот не «добудет» нового ребёнка.
Потом стал жаловаться сын, у которого бедный задавил отца. Бедняк опять показал судье камень. Судья решил: пусть истец убьёт бедного тем же способом, то есть бросится на него с моста.
После суда начал богатый у бедного просить лошадь, но тот отказался отдать, сославшись на судейское решение. Богатый дал ему пять рублей, чтобы он лошадь и без хвоста отдал.
Брифли существует благодаря рекламе:
Тогда бедный стал по судейскому решению требовать у попа попадью. Поп дал ему десять рублей, только чтоб он не брал попадьи.
Бедный предложил третьему истцу выполнить решение судьи. Но тот, поразмыслив, не захотел бросаться на него с моста, а начал мириться и тоже дал бедному мзду.
А судья послал к ответчику своего человека, чтобы он спросил о трёх свёртках, которые бедняк показывал судье. Бедный вытащил камень. Шемякин слуга удивился и спросил, что это за камень. Ответчик объяснил, что если бы судья не по нему судил, то он бы его ушиб этим камнем.
Узнав о грозившей ему опасности, судья очень обрадовался, что судил именно так. И бедный, радуясь, пошёл домой.
Пересказала О. В. Буткова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI–XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. —М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Подписи к слайдам:
Слайд 1
«Повесть о Шемякином суде» ? V ІІ век 1
Слайд 2
С. 29 «Повесть о Шемякином суде» (статья) Как вы понимаете, что такое демократическая л – ра ? Кто был героем демократической л – ры ? 2
Слайд 3
Дмитрий Шемяка Сын князя Юрия Дмитриевича и княжны Смоленской Анастасии Юрьевны, внук Дмитрия Донского. Князь Галицкий в 1433-1450. Князь Углицкий в 1441- 1448, великий князь Московский в 1446-7. 3
Слайд 4
План повести 1-я часть: 1. Два брата: богатый и бедный 2. Лошадь без хвоста 3. Сорвался с полатей 4. Предать себя смерти 4
Слайд 5
2-я часть: 5. Шемяка судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога 5
Слайд 6
Бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами за что и приговаривает богатому брату о тдать лошадь бедняку , пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу . 6
Слайд 7
Гравюра на меди, первая половина XVIII в. Из иллюстрации к сказке «Шемякин суд», первая половина XVIII в.). Из собрания Ровинского . « Взыди ты на мост , — говорит истцу Шемяка , — а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него , такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи. 7
Слайд 8
Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный . НЕТ, негативный) 2. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный .’ НЕТ, негативный) записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица: Да (за ) Нет (против) 1. Предприимчивость 2. Активность 3. Напор 4. Смекалка 1. Навязчивость 2. Лживость 3. Трусость 4. Нахальство 5. Наглость 8
Слайд 9
Жанровые особенности «Шемякина суда» Сатирическая повесть Напоминает бытовую сказку Найдите черты притчи А что напоминают иллюстрации на стр. 33? 9
Слайд 10
Д . з . 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение « шемякин суд » как поговорку. 3. Прочитать « Недоросль » . 10
Слайд 11
Ресурсы https://www.peoples.ru/state/king/russia/dmitriy_shemyaka/shemyaka_7.jpg https://wiki.laser.ru/images/thumb/e/e4/%d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0%b4.jpg/240px-%d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0%b4.jpg https://www.rusinst.ru/showpic.asp?t=articles&n=ArticleID&id=4951 https://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000491396.jpg 11
Главные герои повести
Главными героями повести выступают два брата. Один из них зажиточный, не бедствующий человек. Несмотря на полный достаток, он отличается вздорностью и склочностью характера. Жизнь его отравляет зависть. Он мелочен, ищет во всем выгоду.
Второй брат находится на грани нищеты. Однако это обстоятельство не лишает его жизнерадостности. Автор показывает его как неунывающего, предприимчивого и смекалистого человека.
Читатель также познакомится с еще тремя героями, без участия которых действие бы не состоялось.
Это поп, купец и судья. Охарактеризуем их:
- Поп — жадный, беспринципный человек, которому чужды милосердие и сострадание. Он не боится ни человеческого, ни Божьего суда.
- Судья — охочий до наживы человек. Он готов идти против собственной совести, лишь бы набить свой карман.
- Купец — его хочется пожалеть, ведь он действительно пострадал от поступка нищего брата (тот раздавил его отца). Но дальнейшие события в пересказе покажут, что он ничем не отличается от священнослужителя и судьи.
Таким образом, уже судя по характеристикам действующих героев можно с уверенностью сказать, что положительный образ в повести только один – бедный брат. Остальные лица выступают как отрицательные персонажи.
Краткий пересказ «Шемякин суд»
Краткое содержание повести поможет понять главную мысль произведения.
Завязка
Завязка сюжета «Шемякин суд» начинается с ситуации, когда бедняк приходит к более богатому брату, чтобы просить его о помощи.
Бедствующему мужчине нужны дрова, но привезти их из леса не на чем. Он принимает решение попросить у брата лошадь. Тот скрепя сердце дает ему коня, но без хомута.
Бедняк видит абсурдность ситуации, однако деваться ему некуда. Он привязывает сани (дровни) к хвосту несчастной лошади и едет в лес.
Бедняк едет на одолженной лошади в лес
Всё бы ничего, но на обратном пути, крестьянин забывает выставить подворотню. Лошадь ударяется о ворота и лишается хвоста.
Развитие действий
Бедняку ничего другого не остается, как идти к брату с бесхвостой лошадью.
Но рассерженный владелец не взял порченого коня. Он решает искать справедливости в суде.
Богач и бедняк отправляются в другое село к судье, чтобы тот разрешил их спор. В пути их застала ночь.
Богач решает остановиться на ночлег у знакомого священнослужителя – зажиточного попа. Бедняк идет вслед за ним: не оставаться же на улице. Там он залезает на полати и пытается заснуть. Но это ему не удается.
Брат и священник ужинают. Несчастный и голодный мужчина свешивается с печи, наблюдает за ними, однако не удерживается и падает. На беду, он сваливается прямо на спящего попенка – ребенка священника и давит его на смерть. Теперь они идут к судье уже втроем.
По дороге им попадается мост, под котором в это время купец перевозит больного отца. Бедняк же надумал свести счеты с жизнью, так как понимает, что спор непременно проиграет. Он бросается с моста и приземляется прямо на больного. Старик погибает. Путь к судье продолжают уже четверо мужчин.
Кульминация
Бедняк, над которым смеется судьба, совершенно не знает, что ему делать. Ведь мало того, что он испортил коня, так он еще и убил двух человек. Несчастный понимает: участь его неизбежна. В этот момент ему приходит мысль откупиться от судьи. Однако денег на это нет. Тогда смекалистый человек поднимает на дороге камень, оборачивает его платком и помещает в карман.
Так они и приходят к судье.
Шемяка внимательно выслушивает жалобы истцов. Он уже готов вынести свой приговор, явно не в пользу бедного крестьянина. Но в этот момент вершитель судеб видит, как виновный показывает ему сверток весьма приличных размеров.
Бедняк показывает судье камень, обернутый в платок
Судья мигом меняет решение и выносит следующий приговор:
Развязка
После суда три истца остались не довольны решением Шемяки. Но приговор есть приговор. Они пытаются сами исправить положение:
Но есть еще и судья, который требует вернуть вознаграждение. На просьбы Шемяки виновный разворачивает плат и говорит, что прибил бы вершителя судеб, если бы тот вынес другой приговор. Судья счастлив, что легко отделался.
Повесть о Шемякином суде
- Эта повесть датируется XVII в. По мнению ученых, она возникла, видимо, на основе записей устных русских сказок. В то же время сюжет повести относят к так называемым «бродячим», т. е. кочующим из страны в страну. Однако «Повести о Шемякином суде» присущи черты именно русского национального быта и общественной жизни этого времени.
В некоем месте проживали два брата земледельца: один богат, другой убог и беден. Богатый ссужал много лет убогого, но не мог поправить скудости его.
По некотором времени приходит бедный к богатому просить лошадь — на чем бы себе дров привести. Брату же не хотелось давать лошадь и говорит ему: «Много тебе, брате, ссужал, а поправить не мог». И когда дал ему лошадь, он же, взяв, начал у него и хомут просить. И обиделся на него брат, начал поносить убожество его, говоря: «И того у тебя нет, что (даже) своего хомута». И не дал ему хомут.
Пошел убогий от богатого, взял свои дровни, привязал ко хвосту лошади, поехал в лес (за дровами) и привез (их) ко двору своему. И, забыв- выставить подворотню, ударил лошадь кнутом. Лошадь же изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала у себя хвост.
И привел убогий к брату своему лошадь без хвоста. И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего отчитывать, что лошадь, у него выпросив, испортил. И не взяв лошадь, пошел на него бить челом в город к Шемяке судье.
Брат же убогий, увидев, что брат его пошел на него бить челом, пошел и сам за братом своим, зная, что будут за ним из города посылать, а не идти, то будет пошлину за проезд приставам платить.
И приходят оба к некоему селу, не доходя до города.
Богатый пошел ночевать к попу того села, поскольку (был он) ему знаком. Убогий пришел к тому же попу, а придя, лег у него на полати. А богатый начал рассказывать о гибели своей лошади — чего ради в город идет. И потом стал поп с богатым ужинать, убогого же не позвали с собою есть. Убогий же стал с полатей смотреть, что поп с братом его едят, и сорвался с полатей на колыбель и придавил попова сына до смерти. Поп так же поехал с братом в город бить челом на убогого за смерть сына своего.
И приходят к городу, где жил судья. Убогий же за ними идет. Пошли через мост в город. Некто из жителей этого города вез рвом в баню отца своего мыть. Бедный же, думая себе; что погибель ему будет от брата и от попа, умыслил себя смерти предать: бросился прямо с моста в ров, желая разбиться насмерть. Бросившись, упал на старика, придавил отца у сына до смерти. Его же схватили, привели к судье.
Он же размышлял, как бы ему напастей избавиться и судье что бы дать. И ничего у себя не найдя, придумал: взял камень, завернул в платок и положил в шапку, (с тем и) стал перед судьею.
Принес же брат его челобитную на него исковую в лошади и стал на него бить челом судье Шемяке.
Выслушал же Шемяка челобитную, говорит убогому: «Отвечай!» Убогий же, не зная, что говорить, вынул из шапки тот завернутый камень, показал судье и поклонился. Судья же надеялся, что убогий ему по делу посулил (взятку), говорит брату его: «Коль он лошади твоей оторвал хвост, ты у него лошади своей не бери до тех пор, (пока) у лошади вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время у него лошадь свою возьми».
И потом начался другой суд. Поп стал искать за смерть сына своего, что сына у него придавил. Он же опять вынул из шапки тот же завернутый платок и показал судье. Судья же увидел и подумал, что по второму суду другой узел злата сулит, говорит попу: «Коль-де у тебя ушиб сына, (то) ты-де отдай ему свою жену попадью до тех пор, покамест у попадьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время и возьми у него попадью с ребенком».
Окончание >>>