Характеристика главных героев трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»


«Ромео и Джульетта» является одним из самых интересных произведений Уильяма Шекспира. Трагическая любовь главных героев Ромео и Джульетты, описанная английским драматургом, до сих пор вызывает небывалую популярность среди читателей. Неприязнь двух состоятельных семейств, враждующих на протяжении нескольких столетий, наконец-то прекращается. Она закончилась благодаря большой и чистой любви двух молодых сердец, по нелепой случайности покинувших этот свет. Настоящие чувства, которые герои пронесли через множество тягот и лишений, в конечном итоге принесли долгожданный мир в семьи.

Главные герои

Ромео

Ромео Монтекки молодой и страстный ловелас, легкомысленный, но дружелюбный. Изначально ухаживает за неприступной Розалиной. Хочет всеми силами добиться ее расположения, думая, что это и есть любовь. Однако его друзья против этих отношений. После встречи с Джульеттой, Ромео забывает про Розалину. Он понимает, что такое настоящие чувства, глядя на Джульетту. Их любовь полна трудностей, непонимания со стороны враждующих родителей. Ромео пойдет на все, чтобы быть с любимой.

Джульетта

Джульетта Капулетти, по сути, еще ребенок. По характеру добрая и спокойная. Родители для нее считаются неоспоримым авторитетом. Девушка полностью подчиняется их воле и не противится родительским решениям. Но так было до встречи с Ромео. Когда молодой человек появился в ее жизни, она пошла наперекор близким, и отказалась от брака с именитым графом. Ради Ромео, Джульетта готова даже на самый отчаянный шаг. Буквально в один миг, милый ребенок превращается в мудрую и рассудительную женщину.

История двух влюблённых

Литературоведы считают, что пьеса была написана в 1594—1595 годах. В XIX веке трагедию стали активно переводить в Российской империи. Автором первого перевода стал И. Расковшенко, опубликовав его в 1839 году. В ХХ столетии свой перевод пьесы предложил гениальный русский поэт Борис Пастернак.

Считается, что прообразом героев стали легендарные влюблённые из Вавилона — Пирам и Фисба. Их история рассказана Овидием в «Метаморфозах». В 1476 году итальянский поэт Мазуччо Салернитанец в своих «Новеллинах» стал первым, кто рассказал историю влюблённого по имени Ромео.

Позже этот сюжет переработал итальянский писатель Луиджи да Порто в 1524 году, который взял фамилию «Монтекки» из произведений Данте Алигьери и ввёл в историю таких персонажей, как Тибальд и Лоренцо.

В 1554 году появился пересказ этого сюжета на французском, составленный Маттео Банделло, на английский его перевёл Артур Брук, у которого эту историю позаимствовал Шекспир.

Ромео Монтекки

Ромео — это единственный сын главы знатного семейства Монтекки. Он полон идеализма и радушия. Юноша готов хранить верность возлюбленной до последнего мгновения своей жизни. Хотя он не всегда сразу открывается людям, ему легко удаётся найти с ними общий язык.

В отличие от своих родных, он не испытывает зла к семейству Капулетти. Он довольно неопытен и иногда принимает простую симпатию за настоящие чувства. Поначалу он влюбляется в девушку по имени Розалина, но она остаётся холодна, словно не замечая всех его стараний. Его приятели пытаются убедить его отступиться, но он не желает их слышать, пока не знакомится с Джульеттой.

Образ Ромео вызывает симпатию у читателей благодаря сочетанию юношеского идеализма и решительности. Он слишком молод и неопытен, чтобы бросить вызов своей семье, но готов на всё, чтобы воссоединиться с любимой, и упорно стремится завладеть её рукой и сердцем. Несмотря на кажущуюся легкомысленность, у него твёрдый характер. Юноша знает, что любовь к Джульетте — это самое главное в его жизни. Он готов пойти на всё, чтобы не разлучаться с ней до самой смерти.

Джульетта Капулетти

Среди персонажей «Ромео и Джульетты» читателей больше всего пленяет история юной красавицы. Балкон на средневековом здании в Вероне, который называют «балконом Джульетты», стал местом своеобразного паломничества влюблённых со всего мира.

Несмотря на юный возраст, эта четырнадцатилетняя девушка отличается большой смелостью. Она не готова открыто выступить против воли родителей, но встреча с Ромео меняет её отношение к миру. В других версиях истории Джульетта была старше. У Артура Брука ей шестнадцать лет. В повести Банделло девушке почти восемнадцать, а в других источниках — двадцать. Критики выделяют 3 причины, которые могли побудить Шекспира уменьшить возраст главной героини:

  1. В театре «Глобус» все роли исполнялись мужчинами, поэтому было проще найти на роль девушки четырнадцатилетнего актёра;
  2. Герои происходят из знатных семей, представители которых заключали браки раньше;
  3. Шекспир хотел показать опасность раннего брака.

Джульетта родилась 31 июля. Она с детства была послушной и примерной дочерью, поэтому не перечит воле родителей, когда они хотят поженить её с графом Парисом. Встретив свою судьбу, она впервые сознательно принимает решение и делает выбор. Понимая, сколько препятствий будет стоять у них на пути, девушка готова бороться за свою любовь. Новые чувства заставляют её по-взрослому взглянуть на мир.

Несмотря на неопытность, юная наследница дома Капулетти принимает мудрые решения и способна на самопожертвование ради настоящей любви.

Второстепенные персонажи

Бенволио

Двоюродный брат Ромео и друг. Бенволио выступает ярым противником вражды семейств. Во всем поддерживает Ромео, который ему полностью доверяет. Постоянно находится в непосредственной близости с Ромео и Меркуцио.

Меркуцио

Лучший друг Ромео, повеса и весельчак, родственник графа Веронского. Меркуцио является одним из самых приметных персонажей пьесы. По характеру, язвительный и самовлюбленный. Юноша погибает от шпаги Тибальта, на руках у Ромео.

Парис

Племянник князя Вероны, граф. Жених Джульетты, тоже против вражды семейств, характер добрый. Умирает от рук Ромео у могилы Джульетты, обвинив юношу в гибели его невесты. Родственник Меркуцио.

Монах Лоренцо

Озабочен враждой двух именитых семейств. Лоренцо принимает активное участие в развитии любовных отношениях Ромео и Джульетты. Помогает им, венчает влюбленных. Верит, что эта любовь принесет примирение семьям Капулетти и Монтекки. Лоренцо предлагает Джульетте разыграть спектакль ее гибели, чтобы обрести воссоединение с Ромео.

Тибальт

Кузен Джульетты. Поддерживает вражду семейств, стремится еще больше разжечь многовековой конфликт. Убивает Меркуцио, а сам умирает от руки Ромео, отомстившего за друга. Отрицательный персонаж на протяжении всей пьесы.

Семьи Капулетти и Монтекки

Два семейства ведущих долговременную вражду между собой. Даже не помнят, по какой причине начался конфликт. После гибели любимых детей мирятся.

Ромео и Джульетта герои, которые показали миру, что такое настоящая любовь. Все рассказы Шекспира пропитаны человеческими переживаниями и трагизмом. Пьеса «Ромео и Джульетта», тоже вошла в этот список. Характеристика этих персонажей, дает понять, что, несмотря на возраст, у людей бывают различные взгляды и мышление. Описание сюжета и образов героев изложено кратко.

Ключевые персонажи

Решающее влияние на события пьесы оказывают не только Ромео и Джульетта, но и их многочисленные родственники. Другие действующие лица также принимают живое участие в их судьбе. Героев пьесы принято разделять на несколько основных групп:

  • представители семейства Эскала, князя Вероны;
  • дом Капулетти;
  • дом Монтекки.

Помимо них упоминаются имена Розалины, Валентина и призрака Петруччо, который появляется на балу. Их влияние на сюжет незначительно.

Граф Парис

Родителям Джульетты молодой, красивый и богатый граф кажется идеальной партией для их дочери. Он находится в родстве с Эскалом, князем Вероны, и выступает против вражды двух семейств, не одобряя бессмысленного кровопролития. У него добрый характер, смерть Джульетты потрясает его до глубины души.

Среди всех действующих лиц он кажется одним из самых противоречивых персонажей. Когда он впервые появляется в пьесе и просит руки Джульетты у её отца, тот отказывает ему под предлогом, что девушка ещё слишком молода. Его приглашают на семейный бал, чтобы он мог познакомиться с ней поближе.

После смерти Тибальта Джульетта отказывается выходить за графа замуж, но он настаивает на том, что хочет видеть её своей женой. Когда он целует её, она угрожает убить себя кинжалом. Граф выглядит как человек, который отчаялся. Он искренне любит Джульетту, но причиняет ей боль, настаивая на том, что они должны обвенчаться. Когда Ромео встречает его в склепе Капулетти у могилы Джульетты, он убивает графа, но исполняет его последнее желание быть похороненным рядом с девушкой.

Монах Лоренцо

Как и многие жители Вероны, святой отец не одобряет бессмысленной вражды двух домов. Он является наставником Ромео и неоднократно влияет на ход истории. Надеясь, что свадьба Ромео и Джульетты может положить конец кровопролитию, францисканский монах соглашается их обвенчать.

В драме его вмешательство играет роковую роль. Когда Ромео изгоняют из города за убийство, именно Лоренцо советует Джульетте выпить зелье, не зная, к каким последствиям это может привести. Его письмо, отправленное Ромео, не доходит до адресата, поэтому юноша уверен, что потерял возлюбленную. После смерти Ромео монах пытается убедить девушку уйти в монастырь, но она решает свести счёты с жизнью.

Тибальт Капулетти

Из всех главных героев «Ромео и Джульетты» кузен влюблённой девушки считается самым отрицательным персонажем. Он делает всё, чтобы конфликт между двумя домами продолжался. Прекрасно владея искусством фехтования, он становится главным антагонистом истории из-за своего непримиримого нрава.

Двоюродный брат Джульетты приходит в ярость, узнав, что Ромео и Бенволио явились на бал, устроенный Капулетти. Именно он становится первым, кто узнаёт юношей на балу. Когда слуг Монтекки атакуют представители семейства Капулетти, он приходит им на помощь. Он постоянно плетёт козни и, в итоге, убивает близкого товарища Ромео, за что и платит своей жизнью.

Красноречивый Меркуцио

Он является родственником князя Эскала. Подружившись с Ромео, он поддерживает семейство Монтекки во всём. Этот герой любит произносить длинные монологи и постоянно шутит. Не считая пары влюблённых, он стал самым популярным персонажем.

Этот друг Ромео часто становится инициатором столкновений с Капулетти и отпускает насмешки в сторону Тибальта. Ни одна цитатная характеристика пьесы не обойдётся без его крылатых изречений.

Именно Меркуцио, умирая, произносит одну из самых известных фраз: «Чума на оба ваши дома!». Ромео убивает Тибальта, чтобы отомстить за смерть товарища.

Другие действующие лица

В списке героев пьесы можно найти персонажей, которые появляются только эпизодически. Они пытаются повлиять на влюблённых, но не в силах изменить ход событий. К этой категории относятся такие жители Вероны:

  • Бенволио — кузен Ромео, который пытается отвлечь его от мыслей о Розалине. После смерти главных героев он остаётся единственным представителем молодого поколения в семействах Монтекки и Капулетти, который выживает к концу пьесы.
  • Капулетти — отец Джульетты, который появляется в нескольких сценах и считается одним из инициаторов смертельной вражды. Пытается отговорить Тибальта от дуэли, но слишком грубо относится к дочери, когда она начинает ему перечить.
  • Аптекарь — старик, который готов продать Ромео яд, чтобы не умереть от голода.

Даже самым подробным описаниям не передать всю глубину шекспировской драмы и переживаний её героев, поэтому читателям рекомендуется полностью прочитать историю двух влюблённых, которая покоряет воображение уже много веков.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16
    В каком году впервые было опубликовано произведение Шекспира «Ромео и Джульетта»?
    • 1574
    • 1582

  2. 1597
  3. 1601

(новая вкладка)

  • Ромео и Джульетта — краткое содержание для читательского дневника трагедии Шекспира

Краткий пересказ трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

В Вероне между знатными семьями Монтекки и Капулетти давняя вражда. Даже старшие из представителей родов не помнят причин её возникновения, но никто не желает сделать первый шаг к примирению. Тем временем самые юные представители родов, Ромео и Джульетта, встретившись лишь единожды влюбляются друг в друга. Они заключают тайный брак и очень счастливы. Но уже на следующий день в очередной стычке погибает лучший друг Ромео Меркуцио. Тому виной — Тибальт, кузен Джульетты. Ромео убивает его. За содеянное его приговаривают к изгнанию.

Первая брачная ночь тайных молодоженов становится прощальной. Джульетта в отчаянии, она узнаёт, что её выдают замуж за Париса. Девушка молит о помощи Лоренцо, монаха, что обвенчал её с Ромео. Лоренцо придумывает план спасения влюблённых и даёт Джульетте склянку с сильнодействующим препаратом, который погрузит её в глубочайший сон, похожий на смерть, на два дня. Ромео же должен получить письмо и скрытно явиться к склепу, чтобы забрать с собой «воскресшую» супругу и уже больше никогда не разлучаться.

Но гонец, назначенный Лоренцо не смог доставить письмо. Ромео узнал о «смерти» Джульетты и примчался к семейному склепу Монтекки. Возле склепа он встретил и в драке убил Париса, страдающего от внезапной потери невесты. А затем выпил яд возле тела возлюбленной. Джульетта, проснувшись, увидела бездыханного Ромео и убила себя его кинжалом. Семьи, объединенные общим горем, примиряются.

  • Уильям Шекспир — Ромео и Джульетта: Краткое содержание

Описание Ромео

Читателям из-за перевода не всегда понятно, сколько лет Джульетте и Ромео. Девушке на момент знакомства со своим возлюбленным шел 13-й год. В то время минимальный возраст для замужества составлял 12 лет. Но родители Джульетты хотели, чтобы она еще подросла. А точный возраст Ромео не указан. Но по поведению ему можно дать от 16 до 21 года. Большинство историков и переводчиков считают, что на момент событий в трагедии ему было около 17 лет.

Шекспир дает определенную характеристику Ромео — это влюбчивый и ветреный юноша. Он часто волочился за привлекательными девушками. До знакомства с Джульеттой он ухлестывал за Розалиной, которая дала обет безбрачия.

Эти придуманные чувства Монтекки использовал, чтобы возвыситься над друзьями. При этом он стал замкнутым и задумчивым. Товарищи отвели его на бал-маскарад, чтобы развлечь. Там он и познакомился с Джульеттой.

Юноша влюбился по-настоящему, испытал чувства, которые окрылили и переродили его. Он стал смелым, отчаянным, активным. Монтекки готов бороться с родителями и другими людьми, не воспринимающими его возлюбленную. Но он старается не причинять девушке боль, поэтому вежливо обращается с ее братом до поединка: «Ромео с ним заговорил учтиво, указывал, как пуст предлог для ссоры» (цитатный отрывок из трагедии).

Юноша настолько влюбился, что известие о смерти Джульетты пошатнуло его моральное здоровье. Ромео без раздумий выпил яд, лишь бы не жить без своей возлюбленной.

Список героев трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» и их краткое описание

Основные персонажи трагедии «Ромео и Джульетта»

  • Ромео— младший представитель рода Монтекки. Главный герой произведения. Горяч и влюбчив, честолюбив, любим друзьями, хороший боец. Ради любви и любимой был готов на любые жертвы.
  • Джульетта— единственная дочь четы Капулетти. Главная героиня произведения. Юная, наивная, чистая девушка 13-ти лет. Джульетта полюбила впервые и рассталась с жизнью по собственной воле, понимая, что без любимого не сможет существовать.

Второстепенные персонажи трагедии «Ромео и Джульетта»

  • Меркуцио— близкий друг Ромео
  • Бенволио— двоюродный брат и приятель Ромео
  • Тибальт— кузен Джульетты
  • Кормилица — нянька Джульетты
  • Враждующие супруги Капулетти и Монтекки
  • Лоренцо — монах
  • Парис— граф, выбранный в женихи Джульетте

Эпизодические персонажи трагедии «Ромео и Джульетта»

  • Принц Эскал — князь, судействующий в Вероне
  • Розалина— первая возлюбленная Ромео
  • Бальтазар, Пьетро, Абрам, Самсон, Джиованни, паж Меркуцио— слуги

А также в трагедии присутствуют:

  • Аптекарь
  • Дядя Капулетти
  • Паж Меркуцио
  • Гости на званном вечере
  • Хор
  • Музыканты
  • Сторожа
  • Пристав
  • Ряженные
  • Факельщики
  • Мальчик с барабаном

Семья Монтекки

Ромео вырос интересным и образованным юношей. Его благородный род заботился о будущем своих потомков. Монтекки были хорошо известны в Вероне:

  • старый граф;
  • леди;
  • Бенволио.

Граф Монтекки очень любил своего сына, но не знал о его чувствах к дочери вражеской семьи. В самом произведении о нем говорится мало, хотя читатель понимает, что он заботился о Ромео и поощрял его во всем. Леди Монтекки, мать юноши, также играет маленькую роль в трагедии. Она умерла, а Ромео узнал об этом, когда его отец пришел на похороны Джульетты.

Кузена и хорошего друга юноши звали Бенволио. Он не играет практически никакой роли в произведении. Даже драться он учится по книгам, поэтому в реальном бою чувствует себя неуверенно.

Ромео ценит свою семью и благородную фамилию. Но он готов предать отца ради любви. Джульетта ему стала дороже, чем предрассудки предков. Он был бы рад примирению враждующих кланов.

Краткое содержание трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» подробно по актам и сценам

Италия: Верона, Мантуя.

Пролог

Хор готовит слушателей, зрителей или читателей к тому, что для них будет поведана печальная история о судьбах детей из враждующих семей.

Акт I. Знакомство Ромео и Джульеты

Сцена 1. Площадь

Происходит стычка между слугами семей Монтекки и Капулетти: Бальтазаром, Абрамом и Грегори, Самсоном. Бенволио пытается разнять «разбушевавшееся» мужичьё, но за это его оскорбляет Тибальт, назвав трусом. Теперь дерутся и господа. Появляются муж и жена Капулетти, за ними — Монтекки. Сеньоры тоже готовы схлестнуться, но их дамы категорически против.

Только появление разъярённого князя Эскала прекращает заварушку. Все уходят, кроме четы Монтекки и их племянника Бенволио. Родители Ромео рассказывают, что беспокоятся за него. Он очень печален. Бенволио уверяет их, что узнает в чём тайна юноши. Монтекки уходят. Приходит их сын. Выслушав его, Бенволио догадывается, что его друг влюблён.

Сцена 2. Улица

К Джульетте сватается Парис. И хотя она очень молода, её отцу такая партия кажется весьма достойной. Но что на это скажет Джульетта? Капулетти решают устроить торжественный приём, чтобы молодые люди могли там встретиться.

О готовящемся празднике узнают Ромео и Бенволио. Они решают пробраться «на вражескую территорию», чтобы Ромео мог увидеть Розалину, которая приглашена на вечер. Именно о ней всё это время так грустит юноша.

Сцена 3. Дом Монтекки

Джульетте сообщают, что у неё появился жених. Девушка замуж не спешит, но присмотреться к Парису обещает.

Сцена 4. Улица

Среди других ряженных Ромео, Меркуцио и Бенволио проникают в дом давних врагов.

Сцена 5. Дом Монтекки

Бал. Ромео заметил девушку, красота которой его сразила наповал. Ему удаётся поговорить с прелестной незнакомкой и даже поцеловать её.

  • Характеристика и образ Джульетты в трагедии Шекспира Ромео и Джульетта сочинение

Хотя Ромео скрыт под костюмом, его узнаёт Тибальт. Он в ярости, так как расценивает этот визит без приглашения как оскорбление.

От кормилицы Ромео и Джульетта узнают, что полюбили друг друга напрасно. Ведь они принадлежат к враждующим сторонам.

Акт II.Тайный сговор и венчание влюблённых

Сцена 1. Возле стены аада Капулетти

Ромео перепрыгивает стену, ограждающую сад Капулетти, чтобы скрыться от товарищей и ещё хоть раз взглянуть на новую возлюбленную.

Сцена 2. Сад Капулетти

Джульетта выходит на балкон. Ромео заговаривает с ней. Молодые люди признаются друг другу в любви. Их чувства так сильны, что они решают соединить свои судьбы.

Ромео спешит к монаху Лоренцо. Он надеется на его помощь.

Сцена 3. Келья

Ромео рассказывает монаху, что между ним и Джульеттой Капулетти вспыхнула любовь. Они хотят пожениться. Монаху нравится эта идея, ведь брак может, наконец, примирить давно враждующие семьи.

Сцена 4. Улица Вероны

Тибальт направляет Ромео письмо. Друзья Ромео боятся, что там приглашение на дуэль. Но Ромео слишком занят, все его мысли о предстоящем тайном бракосочетании.

Ромео уверяет кормилицу Джульетты, что он настроен серьёзно. Он говорит ей, что Джульетта должна явиться в нынешний полдень на исповедь. Тогда-то их и обвенчают.

Сцена 5. Сад Капулетти

Кормилица рассказывает Джульете о плане Ромео.

Сцена 6. Келья

Ромео и Джульетта венчаются.

Акт III. Смерть Меркуцио и Тибальта

Сцена 1. Пощадь

Бенволио и Меркуцио. Кругом снуют и Капулетти. Тибальт начинает перебранку. Появляется Ромео, который больше уже не желает ссор. Он был бы рад подружиться и прощает Тибальту оскорбления в свой адрес. Меркуцио не выдерживает этого «позора» и вынимает шпагу. Ромео пытается остановить дерущихся. Тибальт из-под его руки смертельно ранит Меркуцио и убегает. Друг Ромео умирает.

Как только Тибальт возвращается, Ромео убивает его. Маркуцио отомщён. Бенволио убеждает Ромео поскорее уйти. Стягиваются горожане. Князь Эскал в бешенстве, ведь убитый Меркуцио приходится ему роднёй. Убийца уже наказан — сам убит. Ромео за убийство Тибальта приговаривают к изгнанию из Вероны.

Сцена 2. Сад Капулетти

Джульетта ждёт Ромео, но появляется кормилица и рассказывает о случившемся несчастье. Бедная девушка не знает от чего ей горче: от безвременной смерти кузена или от того, что её муж изгнан из города. Кормилица обещает найти Ромео и уговорить его прийти проститься с Джульеттой.

Сцена 3. Келья

Ромео узнаёт, что его изгнали из города. Он в отчаянии. приходит кормилица и просит Ромео прийти в комнату Джульетты под покровом ночи, чтобы проститься. Лоренцо считает, что Ромео не должен сетовать на судьбу, а должен — набраться терпения. Ведь после открытия правды о его браке с Джульеттой, его могут простить и вернуть.

Сцена 4. Дом Капулетти

Парис и супруги Монтекки назначают день бракосочетания — через два дня и только в кругу самых близких из-за траура по Тибальту. Мадам Капулетти отправляется к дочери с новостью.

Сцена 5. Спальня Джульетты

Ромео всё ещё тут, он не хочет уходить, а Джульетта его отпускать. Кормилица спешит сообщить о приближении мадам, чтобы влюблённые поторопились.

Во время беседы мать сообщает дочери о свадьбе и говорит, что намерена отравить Ромео на чужбине, чтобы отомстить за смерть племянника.

Джульетта не хочет замуж, она ведь уже тайно обручена и любит своего супруга. Родители настаивают. Кормилица считает, что с Парисом брак выгоднее. Джульетта решает умолять помощи у Лоренцо.

Акт IV.

Сцена 1. Келья

Парис обсуждает с Лоренцо свадьбу. Появляется Джульетта. Парис рад ей, а она желает остаться наедине с монахом. Когда Парис уходит, Джульетта говорит Лоренцо что согласна на всё лишь бы не выходить за Париса.

Монах, чтобы спасти девушку от позора, даёт ей средство, после принятия которого последует крепкий сон на два дня. Лоренцо придумал план. Джульетту примут за мёртвую и отнесут в склеп, туда явится Ромео и заберёт её, а после они как-нибудь объяснят всё родным.

Сцена 2. Дом Капулетти

Все готовятся к свадьбе. Приходит Джульетта, просит прощения у родителей, соглашается на брак. Довольный отец решает обвенчать жениха с невестой на следующее утро.

Сцена 3. Спальня Джульетты

Девушка-невеста просит оставить её одну. Ей страшно, но она принимает данное монахом средство и падает замертво, забывшись крепчайшим из снов.

Сцена 4. Дом Капулетти

Идёт бурная подготовка к свадьбе. Кормилицу отправляют будить невесту.

Сцена 5. Спальня Джульетты

Кормилица находит Джульетту мёртвой. В дом приходит жених, музыканты и монах. Но свадьбы не будет — невеста скончалось. Все придаются горю, только Лоренцо считает, что Джульетта на небе и счастлива. Он велит одеть на неё подвенечное платье и отнести в склеп.

Акт V. Трагичная развязка

Сцена 1. Улица Мантуи

Ромео снился сон, что он умер, но его оживил поцелуй Джульетты. Потом он встретил Бальтазара, который рассказал ему о смерти Джульетты. Убитый горем юноша принял решение срочно вернуться в Верону и отравиться у ложа покойницы ядом. Яд Ромео купил у аптекаря.

Сцена 2. Келья

Лоренцо узнаёт, что письмо к Ромео не доставлено. Он спешит в склеп, так Джульетта вот-вот очнётся.

Сцена 3. Кладбище, склеп

К месту погребения Джульетты приходит её несостоявшийся жених Парис, но заметив людей, он прячется. Поняв, что перед ним Ромео и его слуга, Парис решает, что враги рода пришли осквернить покой его невесты и её кузена. Ромео пытается переубедить Париса, но тщетно — начинается поединок. Ромео убивает Париса и кладёт его тело в склеп, так как знает, что его противник тоже любил Джульетту. Затем Ромео обращается к возлюбленной с прощальными словами, целует её и выпивает яд.

К склепу спешит Лоренцо. Он видит кровь, результат битвы Париса и Ромео, а после находит их обоих в склепе уже мёртвыми. Тут просыпается Джульетта и зовёт мужа. Лоренцо сообщает ей о несчастье и хочет увести девушку с собой, чтобы укрыть в святой обители. Но Джульетта отказывается. Она целует Ромео и убивает себя его кинжалом.

Появляется стража. Вызывают Эскала и семьи Монтекки и Капулетти. Рыдающий Лоренцо рассказывает горькую правду, Бальтазар подтверждает его слова. Семьи сражены общим несчастьем, они примиряются.

Кратко о истории создания трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»

Трагедия «Ромео и Джульетта» родилась из-под пера Шекспира в 1594-1595 годах. Первую публикацию относят к 1597 году. Это произведение относится к литературному направлению романтизм. В основе его сюжета весьма распространённая «формула»: гибель любящих сердец в борьбе с целым миром. Но историки и исследователи пребывают в уверенности, что «печальная повесть» Шекспира, действительно, списана с реальной жизненной истории. Множество вариаций и интерпретаций подобного сюжета существуют и сейчас.

Содержание:

История создания

Он любит ее. Она любит его. Родственники против их союза. Влюбленные решают эту проблему по-своему: мнимая смерть возлюбленной, которая привела к истинной гибели юноши. Этот сюжет известен еще со времен Овидия, так красочно расписавшего в своих «Метаморфозах» историю любви Пирама и Фисбы. Разница с шекспировским сюжетом была лишь в том, что не яд стал причиной смерти влюбленного юноши, а меч.

Безусловно, Шекспир был знаком с произведением Овидия. Но так же он хорошо изучил новеллу итальянца Луиджо да Порта, который еще в 1524 году описал любовь Ромео и Джульетты из Вероны в «Истории двух благородных влюбленных». Эта новелла много раз подвергалась изменениям (Джульетте вначале было 18 лет, перед смертью она успевает поговорить с Ромео, но затем умирает от тоски по возлюбленному).

Главным же источником, послужившим основой для бессмертного произведения Шекспира, стала поэма Артура Брика «Ромео и Джульетта», созданная ним в 1562 году. Шекспир несколько переработал сюжет: события происходят летом в течение 5 дней (у Брика — 9 месяцев зимой). Работу над произведением он закончил в 1596 году (точная дата создания неизвестная, но напечатано оно было именно тогда).

Пять дней июля

Как быстро может перемениться всё вокруг, юные представители знатных родов даже не подозревали. Но единственная встреча двух молодых людей стала отправной точкой в развитии дальнейших событий.

Кровавая междоусобица двух семей

Средневековая Верона очень давно страдает от кровавого конфликта двух могущественных кланов. Он длится так долго, что истинную причину уже никто даже и не помнит. Юный Монтекки, человек неглупый, даже полагает, что давнишний конфликт давно исчерпал себя. Это важный штрих для характеристики Ромео.

Противостояние Монтекки и Капулетти настолько накалило обстановку, что шпаги или ножи могли засверкать в любой момент, стоило кому-либо обронить неосторожное замечание. Что уж говорить о сознательной провокации!

Горожане давно уже устали бояться, ведь случайно оказаться рядом с местом поединков было смертельно опасно. Погибнуть мог как кто-то из дерущихся, так и случайный прохожий.

В чёрную дыру свары втягиваются самые разные люди, которые даже родственниками враждующим семействам не доводятся. Именно слуги из этих двух домов первыми затеяли потасовку.

Потом к драке присоединилась знать и даже главы кланов. В Вероне опять началось кровавое побоище.

Об инциденте тут же доложили герцогу Эскалу, действующему правителю Вероны. Кстати, персонаж исторический, с известной фамилией. В реальной жизни он именовался Бартоломео делла Скала. Правитель был вне себя от гнева и объявил, что в случае ещё одной, уже четвёртой за его правление, стычки, своими жизнями ответят главы враждующих семейств. Он велел уплатить в казну штраф. Хоть на какое-то время распри должны были утихнуть.

Забавы юного Ромео

Красивый и смелый представитель древнего и весьма могущественного рода Монтекки был ещё очень молод и очень спешил повзрослеть. Он, конечно, получил прекрасное образование и в будущем должен был укрепить семью и достойно наследовать славу своих предков.

А пока он, как и все юноши в его возрасте, несколько безответственен, больше думает о развлечениях с друзьями. Таков его портрет в начале произведения. Но одна проблема гложет Ромео: пока он так и не сумел добиться расположения Розалинды. Эта красавица оказалась неприступной. Юноша же решил, что она и есть та единственная, с которой возможно счастье. Доводы друзей, пытавшихся вразумить товарища, пролетали мимо его ушей.

Волею случая Ромео узнаёт, что вечером в доме Капулетти будет ежегодный бал. Друзья уговаривают его пойти туда и как следует повеселиться, конечно же, предварительно скрыв лица под масками. К тому же риск быть разоблачённым придаёт ощущениям необыкновенную остроту, а в посещении вражеского дома есть своеобразная удаль и даже бесстрашие.

Перспектива выгодного замужества

Жизнь четырнадцатилетней Джульетты в родительском доме была беззаботной. Девочку с детства опекала кормилица, женщина добрая, но глуповатая.

В те времена многие не считали раннее замужество и материнство чем-то из ряда вон выходящим. Это было нормой в средневековой Вероне. Именно поэтому родственник герцога, граф Парис, пришёл к Капулетти просить руки прекрасной Джульетты.

Недолго отец сомневался, стоит ли дочке в столь юном возрасте выходить замуж. Да, конечно, он знал, что ранние роды могут быть опасны для молодой женщины, но ведь Джульетта родилась, когда её маме не было и четырнадцати лет. Условились, что граф прибудет на бал, где и попытается расположить к себе избранницу.

Для девушки было несколько неожиданным сообщение матери о том, что Парис, взрослый и опытный мужчина, хочет взять её в жёны, и сегодня будет первая встреча с ним. Юная Капулетти ещё не задумывалась о замужестве, но вполне осознавала, что такое событие рано или поздно произойдёт в её жизни. Повинуясь материнской воле, Джульетта начинает готовиться к знакомству с женихом.

Род Капулетти

Родители Джульетты относились к клану Капулетти. Они также были известны в Вероне, так как это старинный, богатый и благородный род. Основные родственники девушки:

  • граф;
  • леди;
  • Тибальт.

Граф и леди Капулетти очень любили свою дочь. Но они привыкли видеть в ней послушную и скромную девушку. Именно поэтому они сами выбрали ей жениха, даже не спросив Джульетту о ее чувствах. Парис им казался идеальной партией для юной обеспеченной красавицы.

Тибальт — это приемный сын Капулетти, кузен Джульетты, хотя сама девушка считает его родным братом. Да и сам юноша привык оберегать красавицу-сестру. На самом деле это отрицательный персонаж в трагедии. Хотя все его негативные чувства появились из-за тяжелого детства и плохого воспитания. Он убил Меркуцио, друга Ромео. За это юноша и вызвал Тибальта на дуэль, одержав над ним победу.

Смерть брата стала тяжелым ударом для Джульетты. Но девушка сумела простить возлюбленного, ведь она понимала, что Тибальт был неправ. В семье Капулетти особую роль играла няня и кормилица Джульетты. Она преданно служит своей воспитаннице, рассказывает ей о настоящей любви, стремится защитить от необдуманных поступков. Девушка доверяла своей кормилице все секреты, могла без опасений говорить с ней о Ромео. Няня считала Джульетту своей дочерью, так как собственного ребенка она потеряла.

Рождение любви

Накануне бала ещё никто не предполагал, какие события произойдут в тот вечер. Но они неумолимо приближались.

Провалившаяся авантюра

Гостей на пир предусмотрительные хозяева приглашали по списку, предварительно обсудив кандидатуры. В основном это были семейства, в которых были сверстницы Джульетты. Мероприятие было эдаким блистательным парадом невест.

Праздничная суета, веселье и суматоха, царившие в доме Капулетти, поспособствовали тому, что несколько молодых парней с масками на лицах смогли проникнуть в святая святых врага — в его дом.

Какое-то время им удавалось оставаться неузнанными. Но несколько слов, произнесённых Ромео, изменили всё. Тибальт, брат Джульетты, услышал его и понял, кто перед ним стоит. Хозяева бала не видят ничего страшного в том, что сын врага побывал в их доме, ведь всем известно о благородстве Ромео.

Встреча Ромео и Джульетты

Бал в самом разгаре. Шум, веселье, танцы — всё идёт по плану.

Вдруг случилось то, чего никто предвидеть не мог: молодой Монтекки увидел прекрасную юную особу и был просто очарован, ещё не зная, что она из рода Капулетти. И в одно мгновение мир изменился. Ромео понял:

  • отныне может жить лишь для этой девушки;
  • незнакомая прелестница и есть его истинная любовь.

Именно в то время, когда Ромео в обличье монаха пытался сказать об этом Джульетте, Тибальт и узнал голос врага. Молодому парню и юной девушке, охваченными взаимной симпатией и уже почти любовью, пришлось узнать, что их сердца открылись для врага.

Джульетта испытала отчаяние и почти шок, ведь ей с детства внушали, что Монтекки — заклятые недруги их рода, воплощение зла. Но любовь оказалась сильнее вражды.

Для Ромео, ранее для себя решившим, что объективных причин для продолжения конфликта двух родов давно не существует, желание узнать побольше о любимой было непреодолимым.

Пробравшись в сад и притаившись, он услышал голос, произносящий его имя. Так он узнал, что небезразличен Джульетте. Описание этой сцены настолько потрясающе, что его давно разобрали на цитаты.

Счастье, закончившееся трагедией

Жить друг без друга стало невозможным. Как дышать, если сердца не бьются рядом?

Повенчаны, едины перед богом

Влюблённые понимают, что пока нет возможности открыться своим родным. И так некстати случилось сватовство графа Париса. В этот непростой момент проявляется истинный характер юной Капулетти:

  • она готова идти наперекор родительской воле;
  • ради любви девушка соглашается тайно обвенчаться с Ромео.

Современным читателям могут показаться незначительными эти шаги. Однако в средневековой Вероне подобное происшествие могло покрыть страшным, несмываемым позором всю семью. И даже кровью было не отмыться. В таком свете хрупкая Джульетта выглядит совершенно иначе: она борется за свои чувства и отстаивает право на любовь.

И это несмотря на тот факт, что два близких ей человека сошлись в смертельном поединке, и Ромео, отчаянно противившийся поединку, всё-таки убил Тибальта. Чистая душа юной жены не допускает даже мысли, что именно её муж стал виновником трагедии.

Цепочка несовпадений и трагедий

Но как не допустить реализации отцовского плана? Монаху Лоренцо, который накануне тайно провёл обряд венчания для юной пары, пришла в голову остроумная идея:

  1. Джульетта не должна перечить родителям: пусть подготовка к свадьбе продолжается. Но накануне торжества девушка выпьет специальное снадобье. Утром все решат, что она скончалась и похоронят в склепе. Спустя сорок два часа юная жена опять оживёт.
  2. За это время гонец, посланный к Ромео, доставит ему весточку, и муж сможет обнять свою любимую.
  3. После этого пара должна некоторое время пожить в изгнании, а когда утихнут страсти, можно будет вернуться в Верону.

Джульетта приняла предложение монаха, в точности исполнила указания. И сначала всё шло по сценарию: Капулетти поместили тело дочери в семейном склепе.

Однако Ромео не получил письма, но узнал о смерти жены от своего слуги. Прибыв в Верону, он сразу же отправился к склепу Капулетти, заблаговременно купив у аптекаря безотказное мощное средство.

Поединок с Парисом лишь ненадолго отсрочил исполнение решения. Убив графа, Ромео простился с прекрасной даже в смерти (так он полагал) юной женой и выпил яд.

Вскоре сон, похожий на смерть, покинул Джульетту. Но то, что она увидела, ужаснуло и повергло в отчаянье. Внутри флакона не осталось ни капли яда, и красавица вонзила себе в сердце кинжал собственного мужа.

Лишь эта страшная и, в сущности, нелепая гибель влюблённых остановила вражду знатных семейств Монтекки и Капулетти.

Образ

Джульетта принадлежит к знатному роду, почитаемому и уважаемому в Вероне. Возраст этого прелестного и юного создания был около четырнадцати лет. Ребенок рос, окруженный любовью и заботой родителей. Двоюродный брат Тибальт был для девочки защитником и опорой. Она росла беззаботным ребенком, радуясь жизни и наслаждаясь каждым днем. Послушная и смиренная дочь не доставляла хлопот, наоборот, радовала родных и близких людей.

…Она ребенок. Ей в новинку свет и нет еще четырнадцати лет. Когда б еще два года пролетело, она бы для замужества созрела›

…Она подобна яркому бериллу в ушах арапки, чересчур светла

…Милей тебя детей я не кормила. О чести! Каб не я тебя вскормила, сказала б: ум ты с молоком всосала

Внешность девочки сразу выдавала породу. Благородное лицо овальной формы с высоким лбом. Прямой нос. Кожа лица чистая с приятным персиковым оттенком, матовая. Большие глаза серого цвета, окутанные пушистыми, длинными ресницами. Взгляд строг и выразителен. Волосы прямые, длинные, густые от природы, красивого шоколадного оттенка.

Девочка была прекрасна, словно ангел и умна не по годам, что отмечала ее кормилица, занимающаяся воспитанием ребенка, как было принято в знатных семьях. Кормилица первой узнала о ее любви к Ромео, что говорит о сильной привязанности к ней Джульетты.

Реалистичность сюжета

Вряд ли стоит забывать, что Шекспир писал пьесу для театра, но никак не хроники событий. Актёры за короткое время спектакля должны очень понятно и увлекательно рассказать зрителям трогательную историю, достоверно отразить образ решительного Ромео и образ Джульетты, такой хрупкой и мужественной.

Любовь, вспыхнувшая в одно мгновенье и ставшая сильнее смерти, как и сама повесть о печальной судьбе двух молодых представителей знатных родов — это всё-таки театральная история, которая охватывает лишь пять июньских дней. И написана она таким богатым языком, что пьесу вполне можно назвать цитатным источником.

И пусть в жизни многие вещи происходят совсем иначе, эта прекрасная сказка о чистой любви, преодолевшей вековую вражду, покоряет сердца людей. А имена Ромео и Джульетты уже приобрели нарицательный характер: ими стали называть влюблённых.

Главная идея произведения

В «Ромео и Джульетте» Шекспир показывает истинные человеческие ценности, которые способны разрушить традиции. Любовь не имеет преград: ей не страшны никакие предрассудки. Молодые люди готовы идти против общества ради своего счастья. Их любовь не боится ни жизни, ни смерти.

«Ромео и Джульетта» является одним из самых интересных произведений Уильяма Шекспира. Трагическая любовь главных героев Ромео и Джульетты, описанная английским драматургом, до сих пор вызывает небывалую популярность среди читателей. Неприязнь двух состоятельных семейств, враждующих на протяжении нескольких столетий, наконец-то прекращается. Она закончилась благодаря большой и чистой любви двух молодых сердец, по нелепой случайности покинувших этот свет. Настоящие чувства, которые герои пронесли через множество тягот и лишений, в конечном итоге принесли долгожданный мир в семьи.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: