Сравнительная характеристика героев рассказа родинка николки кошевого и атамана

  • Краткие содержания
  • Шолохов
  • Родинка

Рассказ «Родинка» о молодом 18 – летнем атамане Николае Кошевом, воюющем за красную армию. Николка – сирота. Отец его пропал во время германской войны, а мать умерла. До пятнадцати лет мальчик работал по найму, где придется, а потом ушел с проходящим красноармейским полком на Врангеля. С тех пор так и воевал. От отца в наследство Николаю досталась только неукротимая смелость и родинка на ноге чуть выше щиколотки размером по размеру похожая на яйцо голубей.

Атаман был очень храбр, пользовался уважением среди солдат, потому как почти без потерь ликвидировал две банды. Он водил в атаку эскадрон уже полгода, не уступая в мастерстве опытным воякам. Возраста своего Николка стыдился, заполняя анкеты, всегда нервничал напротив графы «возраст». Ему казалось, что это постыдно, хотелось выглядеть старше и опытнее. Но молодость берет свое. Парень часто стал задумываться о том, что пора бросить уже воевать и поехать учиться в город. Жизнь кочевая ему надоела, на кровь смотреть больше не было сил. Но не успел он осуществить задуманное.

Из станицы прислали письмо, в котором председатель просит разобраться с бандой, занявшей совхоз Грушинский. Нарочный скакал сорок верст не передыхая, загнал лошадь, чтобы доставить пакет с тремя крестами как можно быстрее. Поэтому Николай со своим эскадроном скоропостижно отправляется в Сальский округ на поиски разбойников.

В это время старый атаман – главарь банды попадает на мельницу и встречает старика Лукича. Человек это суровый, побывавший в германском плену, прошедший Врангеля и Константинополь, отсидевший в лагере за колючей проволокой. Руководит он такими же бывшими военными, знающими толк боевом деле. Казаки много пьют, ведут себя аморально. Главарь заставляет сторожа присягать на верность, есть в доказательство землю, а зерно, собранное совхозом, скармливает лошадям. Когда банда напивается и засыпает, Лукич пробирается в хутор и попадает в расположение красных. Там его приводят к Кошевому, и старик докладывает Николаю о том, что банда дислоцируется на мельнице.

Молодой атаман ведет свой эскадрон в атаку, не на минуту не замешкавшись, по дороге раздавая приказы и пояснения о плане наступления. Во время боя главарь банды замечает на Николкиной груди бинокль и понимает, что перед ним не простой, рядовой солдат. Возраст Кошевого старый атаман тоже замечает, по-своему жалеет юнца, говоря про себя, что парень молод, неопытен и горяч, от того и смерть свою встретил раньше времени. Выстрелом атаман сбивает лошадь, а затем, подскочив верхом, шашкой убивает и самого Николку. Затем бандит спускается, чтобы забрать у него бинокль и новые сапоги. Правый сапог снялся легко, а левый застрял и снялся вместе с чулком. Тут атаман увидел родинку выше щиколотки, такую же, как у него, и понял, что убил своего сына. Начал трясти парня, обнимать, сокрушаться, но Николка был уже мертв. Тогда отец вставил себе в рот дуло маузера и выстрелил.

Этот рассказ учит людей ценить жизнь, понимать, сколько горя может причинить война, сколько семей может пострадать, воюя по разные стороны баррикад.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание рассказа «Родинка» подробно по главам.

Глава 1.

Автор: Михаил Александрович Шолохов

Николка Кошевой записывает свои данные в анкету сидя за столом, на котором бардак, разбросаны разные предметы. Юноша крепкого телосложения, но смотрится старше своих лет, «старят его глаза в морщинках лучистых» и сутулость.

Ему уже довелось уничтожить несколько банд и поучаствовать в различных боевых действиях, где он показал себя с лучшей стороны, как отличный командир, несмотря на свой малый возраст, которого Николка стеснялся.

О своей семье командир практически ничего не помнит: пропал в германскую войну Николкин отец, а мать скоропостижно скончалась.

С ранних лет Николке приходилось батрачить на разных работах, пока он не присоединился к красноармейцам. Николке от своего родителя досталось совсем немного: он также любил лошадей, был отважным, а еще у него было родимое пятно с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки, как у отца.

Глава 2.

В хату, где жил Николка, поутру прибыл взводный с новостью о местоположении банды, которую они хотели поймать. Бандиты прошли Сальский округ, заняв совхоз Грушинский.

Родинка — Шолохов Михаил Александрович

III

По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся. По летнику сено когда-то возили к гумнам, застывшим в степи янтарными брызгами, а торный шлях улегся бугром у столбов телеграфных. Бегут столбы в муть осеннюю, белесую, через лога и балки перешагивают, а мимо столбов шляхом глянцевитым ведет атаман банду — полсотни казаков донских и кубанских, властью советской недовольных. Трое суток, как набедившийся волк от овечьей отары, уходят дорогами и целиною бездорожно, а за ним внaзирку — отряд Николки Кошевого.

Отъявленный народ в банде, служивский, бывалый, а все же крепко призадумывается атаман: на стременах привстает, степь глазами излапывает, версты считает до голубенькой каемки лесов, протянутой по ту сторону Дона.

Так и уходят по-волчьи, а за ними эскадрон Николки Кошевого следы топчет.

Днями летними, погожими в степях донских, под небом густым и прозрачным звоном серебряным вызванивает и колышется хлебный колос. Это перед покосом, когда у ядреной пшеницы гарновки ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти.

Бородатые станичники на суглинке, по песчаным буграм, возле левад засевают клинышками жито. Сроду не родится оно, издавна десятина не дает больше тридцати мер, а сеют потому, что из жита самогон гонят, яснее слезы девичьей; потому, что исстари так заведено, деды и прадеды пили, а на гербе казаков Области Войска Донского, должно, недаром изображен был пьяный казак, телешом сидящий на бочке винной. Хмелем густым и ярым бродят по осени хутора и станицы, нетрезво качаются красноверхие папахи над плетнями из краснотала.

По тому самому и атаман дня не бывает трезвым, потому-то все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.

Семь лет не видал атаман родных куреней. Плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские, и — банда.

Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной. Боль, чуднaя и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном. А пьет — дня трезвым не бывает потому, что пахуче и сладко цветет жито в степях донских, опрокинутых под солнцем жадной черноземной утробой, и смуглощекие жалмерки по хуторам и станицам такой самогон вываривают, что с водой родниковой текучей не различить.

Особенности изображения казачества Шолоховым

«Донские рассказы» стали важным событием в литературе двадцатых годов. Они не были похожи на то, что создавалось в период становления советской власти пролетарскими писателями. Потомственный казак и отличный знаток быта на Дону, М. Шолохов сумел воссоздать в небольших по объему произведениях неповторимый колорит и самобытность уклада жизни местного населения. Особое внимание он уделял нравственным убеждениям и идеалам, изначально основанным на доброте и гуманизме, но перечеркнутым братоубийственной войной.

Отношение к рассказам было неоднозначным. Многих смущали натурализм и нетрадиционность изображения гражданской войны, но именно это позволило писателю передать истинные масштабы трагедии. Именно этими принципами руководствовался при написании рассказа «Родинка» Шолохов.

Конспект урока литературы по рассказу М.А. Шолохова «Родинка».

специалист в области арт-терапии

Конспект урока литературы в 11 классе

по рассказу М.А. Шолохова «Родинка».

Цель урока

: понять нравственную суть гражданской войны в России путём анализа рассказа М.А. Шолохова «Родинка».

активизировать знания обучающихся о событиях 1917-1922 гг. в России;

активизировать знания обучающихся о биографии и творчестве М.А. Шолохова;

уметь анализировать текст художественного произведения, а также отдельные эпизоды;

уметь применять и сопоставлять знания по смежным дисциплинам в работе на уроках литературы;

обогащать словарный запас, уметь работать с лексикой произведения;

уметь делать выводы и обобщения, составлять на основе их интеллект-карты (сервис https://coggle.it).

сформировать нравственную и гражданскую позицию обучающихся на основе знаний по истории нашей страны и анализа рассказа М.А. Шолохова «Родинка»;

способствовать формированию нравственных качеств любви, милосердия, взаимопонимания, патриотизма;

способствовать формированию эстетического вкуса у обучающихся;

прививать любовь к русскому слову, русской истории, литературе, культуре в целом.

развивать навыки анализа художественного текста;

развивать монологическую устную и письменную речь;

способствовать развитию метапредметных навыков обучающихся: навыков анализа, сопоставления, обобщения.

Вступительное слово (актуализация знаний, полученных на уроках истории):

В 1917–1918 гг. Россия постепенно скатывалась к гражданской войне. Вехами на этом пути стали переход от мирного развития революции к вооруженному, провал идеи однородного социалистического правительства, роспуск Учредительного собрания и унизительный Брестский мир. Результаты этой страшной войны, длившейся с ноября 1917 по октябрь 1920 год: 1) в боях, а также из-за голода, болезней и начавшегося террора по разным оценкам погибло от 8 до 13 миллионов человек; 2) эмигрировало до 2 миллионов человек; 3) было разрушено хозяйство страны: 4) прервались духовно-нравственные и культурные традиции др.

Внимательно рассматривают интеллект карту, слушают учителя.

Слово учителя

: Теперь от конкретно-исторических фактов и дат перейдём к анализу художественного произведения – рассказа М.А. Шолохова «Родинка». Вглядимся в лица людей, живших в то время, постараемся понять нравственную суть этого страшного события – гражданская война.

— Мы уже знаем (рассказ прочитан), что атаман и Николка Кошевой – родные, это отец и сын. Однако как по-разному сложилась их судьба. Есть ли хоть что-то общее между ними (кроме родства)? Какая внешняя деталь объединяет героев? (Родинка.)

— Символична ли эта деталь? Вспомните, что об этой родинке на ноге у Николки сказал военком? («».)

— Возможно ли счастье для героев рассказа? Чтобы ответить на этот вопрос наиболее полно, составим интеллект-карту.

— Подберите однокоренные слова к слову « родинка

». (Род, родня, родной, народ, Родина, родиться и др.)

— С чем связано счастье для каждого человека? (Семья, дом, любовь, дружба, мир и т.п.)

— Какое историческое событие сделало счастье для простых людей (Николки и его отца) невозможным? (Война, гражданская война.)

Значение «Донских рассказов» Шолохова

шолохов родинка полное содержание

Гражданская война стала настоящей катастрофой, в результате которой были начисто уничтожены моральные нормы и разрушены существовавшие между людьми связи. Это подчеркивает рассказом «Родинка» Шолохов. Анализ поступков и чувств героев является подтверждением этой мысли. Первое произведение задает тон всему циклу, и перед глазами читателя одна за другой оживают страшные картины, повествующие о неизмеримом человеческом горе. И хочется обратиться ко всем живущим на земле: «Люди, одумайтесь! Если брат убивает брата, а отец — сына, если все вокруг потонуло в море крови, ради чего жить дальше?»

Жизненный опыт автора

Убедительность и натурализм Шолохова при описании событий гражданской войны объясняются тем, что в 1918-19 годах он оказался в центре противостояния белых и красных в районе Еланской столицы. Писатель стал свидетелем неоправданной жестокости и насилия как одной, так и другой стороны, а однажды он даже попал в плен к Нестору Махно, но после допроса был отпущен. С 1920 года Шолохов сам «служил и мыкался по Донской земле». По его признанию, они с бандами поочередно гонялись друг за другом.

Основа сюжета, главные герои

Рассказ «Родинка» был написан автором в 1924 году. Писатель хотел поделиться с читателями размышлениями о гражданской войне, происходившей на Дону. Сюжетной основой стали трогательные отношения отца и сына, которые одновременно любили и ненавидели друг друга, так как стояли по разные стороны баррикад.

Во время прочтения можно познакомиться со следующими центральными и второстепенными персонажами:

Для знакомства с другими персонажами рекомендуется читать полностью по главам произведение Михаила Александровича Шолохова «Родинка». В описании дается более подробная характеристика казакам и красноармейцам. А также в рассказе появляется нарочный, военком, провожатый, хозяйка дома и другие герои.

Главные герои как антиподы войны

В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов.

анализ произведения шолохова родинка

Анализ описания и поведения героев показывает, насколько противна была война их натуре, особенно Николке. С пятнадцати лет ему пришлось воевать, и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной. Его мечте получить образование так и не суждено было сбыться. Единственным светлым моментом остались для Николки воспоминания о спокойной мирной жизни, когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших. Эти ностальгические картины дают понять, насколько противна ему была сама по себе мысль о необходимости снова идти в бой. Так в самом начале рассказа «Родинка» Шолохов (краткое содержание мыслей героя выглядит красноречивее всего) дает понять читателю, что война – это что-то противоестественное, чуждое натуре человека. Мечтает вернуться к мирной жизни и как прежде пахать землю и старый атаман, все пытавшийся заглушить не отпускавшую его тоску хмелем.

Основные мысли

В своем произведении «Родинка» Михаил Шолохов продемонстрировал наиболее ужасающие события, которые могут происходить во время гражданской войны. Он хотел донести эти отголоски до современных читателей и поделиться с ними своими мыслями:

Анализ произведения, краткий пересказ донского рассказа окажется полезным при заполнении читательского дневника, написания эссе или сочинения на тему войны.

Дополнить содержание можно своими мыслями, касающимися трагедии, вошедшей в каждую семью, ставшей частью истории всего народа.

Источник

Художественные детали в произведении

шолохов произведение родинка

Необычной разговорной речью и выразительностью привлекает произведение «Родинка». Шолохов – проблематика рассказа связана с этим напрямую – усиливает ощущение трагизма благодаря обращению к ярким фольклорным образам. Так дважды при описании атамана упоминается волк. Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с «набедившимся» вожаком стаи, стремительно идущим вперед. Разговорное слово помогает лучше понять эмоциональное состояние героя. Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит назад. По традиции волк символизировал у народа голодного, обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего скорее жалость, чем страх. Именно таким кажется в рассказе старый атаман.

Еще одного хищника вводит в рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ последней сцены со стервятником, который вечером того же дня, когда произошло убийство, слетает с головы атамана и растворяется в небе, наводит на мысль об уставшей, истерзанной душе казака, покидающей тело и возносящейся ввысь.

Эти детали помогают автору в емкой форме обозначить, насколько велики были страдания человека, вырванного из мирного течения жизни и вынужденного вот уже более 7 лет заниматься тем, к чему не лежала душа.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: