- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Реальное и фантастическое в произведении Нос
Повесть «Нос» Гоголя относится к сатирическому жанру. Сатира в ней направлена на высмеивание нравов, сложившихся в российском обществе в первой половине XIX века. Характеры героев и окружающая их атмосфера выписаны во вполне реалистичной манере. Сюда не относится лишь один из героев, если его можно так назвать, – это нос. Нос, сбежавший от своего хозяина, майора Ковалева, и непостижимым образом воплотившийся в человеческом облике. «Что за бред?» — именно это, наверное, чаще всего приходит в голову тем, кто впервые начинает читать повесть. Да, нос, разумеется, – фигура полностью фантастическая. Но зачем же Гоголю понадобилось вводить его во вроде бы реалистическое повествование?
А дело в том, что именно при помощи введения этого фантастического элемента он и достигает поставленной художественной цели. Нос как бы ломает все рамки привычного, «разрывает шаблон». И затем автор направляет жало своей сатиры на ограниченных, суеверных, не привыкших задумываться о чем-либо, кроме получения выгод (чинов, денег и продвижения по карьерной лестнице), людей.
Повальное увлечение всякими загадочными, фантастическими явлениями, нелепые слухи, распускаемые вокруг таких явлений, – это то, с чем сам писатель сталкивается в своей повседневной жизни. Подтверждением, что все именно так и было можно найти в дневниковых записях Пушкина, друга Гоголя, который тоже со всем этим сталкивался.
Так что же могло бы ярче и художественнее передать всю нелепость окружающей Гоголя атмосферы, весь комизм слов и поступков верящих во всякую дребедень граждан, чем такой вот нелепый, фантастический, полностью бредовый элемент, как этот нос?
Получается, Гоголь просто-напросто подделывается под логику мысли и изложения и под манеру высказывания подавляющего большинства своих современников.
Сбежавший нос, согласно гоголевскому сюжету живет и действует, как человек. Остается непонятным, как хозяин сбежавшего носа, майор Ковалев, при встрече с неким господином в мундире, выпрыгнувшем из кареты, мог догадаться, что этот господин, почтенный статский советник, и есть его собственный нос. Гоголь умышленно не дает никаких разъяснений. Недоумевать по данному поводу должны все: и майор Ковалев, и все, кому он сообщает эту новость, и рассказчик, от лица которого идет рассказ, и сам автор, и, конечно же, читатель. Интригу эту Гоголь не раскрывает и в конце. Обычно авторы сочинений с подобным нереальным сюжетом в развязке заставляют главного героя проснуться и сообщают, что это был всего лишь сон, но Гоголь не идет по этому пути.
В сочетании реального и фантастического состоит художественное своеобразие повести.
История написания повести
Гоголь написал произведение «Нос» в 1832–1833 году и оно было включено в сборник «Петербургские повести». Об истории создания книги известны следующие факты:
- Автор придумал сюжет, вдохновившись известным анекдотом тех лет, об утерянном носе. Подобные истории были популярны и обладали множеством вариаций.
- Сюжет повести несколько раз менялся в течение нескольких лет, это происходило из-за введения цензуры, а также по причине того, что писатель желал реализовать свою идею наилучшим образом. Автор менял концовку произведения, в одном варианте все реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» оказалось просто сном главного героя.
- Сначала Николай Васильевич хотел опубликовать повесть в издании «Московский наблюдатель», но ему не позволили это сделать. Гоголю помог Александр Сергеевич Пушкин, который тогда стал издавать свой журнал. «Нос» был напечатан в «Современнике» в 1836 году.
Фантастическое
В основе всей повести лежит фантастическое событие: главный герой Ковалев не обнаружил у себя носа, который вскоре находит Иван Яковлевич. Эта история становится двигателем сюжета.
Создавая свое произведение, Н. В. Гоголь использовал прием гротеска, который становится в повествовании основным. Факт пропажи носа является первым в череде странностей, описанных в повести. Нос не просто пропал, он оказывается олицетворенным, способным перемещаться без своего хозяина. Нос ведет себя как полноценный человек: гуляет по улицам, планирует уехать в Европу.
Жанр и строение произведения
Еще до выпуска «Носа» автор уже стал известным благодаря своему сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», пропитанного темой мистики. Но если в «Вечерах…» сверхъестественные моменты были вдохновлены народными суевериями, то в «Петербургских повестях» Гоголь мастерски соединял фантастику и социальные проблемы. Писатель стал основателем нового направления — фантастический реализм в литературе.
Автор всегда обращал внимание на общественные диссонансы, замечал несправедливость, но будучи писателем, он мог только рассказывать об этих наблюдениях в своих произведениях. Добавление фантастических деталей позволяло еще ярче изобразить жизнь современников. В дальнейшем таким же приемом пользовался Михаил Булгаков, Салтыков-Щедрин и другие писатели.
Гоголь делит свое саркастическое произведение на три части: завязка, кульминация и развязка. События развиваются последовательно, хотя не всегда их логичность понятна. Подробности о строении композиции:
- В первом блоке описаны главные герои, их жизнь и начало повествования. Эта часть тоже содержит 3 блока: нахождение носа, желание от него избавиться, прощание с бременем, которое оказалось ложным.
- Во второй части автор рассказывает о майоре Ковалеве. Тут также присутствует завязка (обнаруживается, что нос пропал), развитие (поиски пропавшего) и завершение — нахождение носа.
- Заключительная часть предельно лаконична.
Проблемы
- Гоголь в «Носе» раскрывает пороки, касающиеся, как общества в целом, так и отдельных личностей. Главная проблема повести – филистерство. Ковалёв гордится своим чином, мечтает о блестящей карьере. Его беспокоит, что дефект лица помешает ему в свершении дальнейших планов. Он дорожит общественным мнением, а какая молва может пойти о человеке без носа?
- Проблема безнравственности поднимается в повести. Цирюльник не стремится вернуть нос владельцу, признаться в своей, может быть, вине в том, что испортил лицо. Нет, он спешит избавиться от странного предмета, надеясь остаться безнаказанным. Да и аморальность поведения Ковалёва говорит сама за себя.
- Другой высвеченный Гоголем порок – лицемерие. Надменный Нос не желает общаться с тем, кто ниже его рангом, как и его малодушный хозяин.
Сюжет книги
Провести анализ произведения «Нос» довольно просто. Развитие сюжета происходит по схеме: утрата носа — его поиск и нахождение. В повести рассказывается о следующих происшествиях:
- Двадцать пятого марта брадобрей Иван Яковлевич видит в своем хлебе нос одного из посетителей — майора Яковлева. Цирюльник стремится от него избавиться и выбрасывает неожиданную находку в реку. Иван с облегчением вздыхает, но затем к нему подходит полицейский. Суть их диалога остается неизвестной.
- Майор Ковалев просыпается и понимает, что у него нет носа. Он направляется к обер-полицмейстеру. Дома того не оказывается, зато по пути встречается сам нос, который не желает входить в контакт со своим владельцем.
- Ковалев старается вернуть себе недостающую часть тела, хочет разместить объявление в журнале, но ему отказывают в этом.
- Наконец пропажу находят при попытке эмиграции и отдают владельцу, только нос не хочет прирастать на положенное ему место.
- Ковалев предполагает, что на него навела порчу штаб-офицерша Подточина. Он пишет ей письмо, но получает ответ с недоумением, после чего осознает, что ошибся.
- Через 2 недели майор просто видит свое лицо в естественном виде, проблема исчезает сама по себе.
I
Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие. Цирюльник Иван Яковлевич, живущий на Вознесенском проспекте (фамилия его утрачена, и даже на вывеске его ? где изображен господин с намыленною щекою и надписью: «И кровь отворяют» ? не выставлено ничего более), цирюльник Иван Яковлевич проснулся довольно рано и услышал запах горячего хлеба. Приподнявшись немного на кровати, он увидел, что супруга его, довольно почтенная дама, очень любившая пить кофий, вынимала из печи только что испеченные хлебы. ? Сегодня я, Прасковья Осиповна, не буду пить кофию, ? сказал Иван Яковлевич, ? а вместо того хочется мне съесть горячего хлебца с луком. (То есть Иван Яковлевич хотел бы и того и другого, но знал, что было совершенно невозможно требовать двух вещей разом, ибо Прасковья Осиповна очень не любила таких прихотей.) «Пусть дурак ест хлеб; мне же лучше, ? подумала про себя супруга, ? останется кофию лишняя порция». И бросила один хлеб на стол. Иван Яковлевич для приличия надел сверх рубашки фрак и, усевшись перед столом, насыпал соль, приготовил две головки луку, взял в руки нож и, сделавши значительную мину, принялся резать хлеб. Разрезавши хлеб на две половины, он поглядел в середину и, к удивлению своему, увидел что-то белевшееся. Иван Яковлевич ковырнул осторожно ножом и пощупал пальцем. «Плотное! ? сказал он сам про себя, ? что бы это такое было?» Он засунул пальцы и вытащил ? нос!.. Иван Яковлевич и руки опустил; стал протирать глаза и щупать: нос, точно нос! и еще, казалось, как будто чей-то знакомый. Ужас изобразился в лице Ивана Яковлевича. Но этот ужас был ничто против негодования, которое овладело его супругою. ? Где это ты, зверь, отрезал нос? ? закричала она с гневом. ? Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиции. Разбойник какой! Вот уж я от трех человек слышала, что ты во время бритья так теребишь за носы, что еле держатся. Но Иван Яковлевич был ни жив ни мертв. Он узнал, что этот нос был не чей другой, как коллежского асессора Ковалева, которого он брил каждую середу и воскресенье. ? Стой, Прасковья Осиповна! Я положу его, завернувши в тряпку, в уголок; пусть там маленечко полежит, а после его вынесу. ? И слушать не хочу! Чтобы я позволила у себя в комнате лежать отрезанному носу?.. Сухарь поджаристый! Знай умеет только бритвой возить по ремню, а долга своего скоро совсем не в состоянии будет исполнять, потаскушка, негодяй! Чтобы я стала за тебя отвечать полиции?.. Ах ты, пачкун, бревно глупое! Вон его! вон! неси куда хочешь! чтобы я духу его не слыхала! Иван Яковлевич стоял совершенно как убитый. Он думал, думал ? и не знал, что подумать. ? Черт его знает, как это сделалось, ? сказал он наконец, почесав рукою за ухом. ? Пьян ли я вчера возвратился или нет, уж наверное сказать не могу. А по всем приметам должно быть происшествие несбыточное: ибо хлеб ? дело печеное, а нос совсем не то. Ничего не разберу!.. Иван Яковлевич замолчал. Мысль о том, что полицейские отыщут у него нос и обвинят его, привела его в совершенное беспамятство. Уже ему мерещился алый воротник, красиво вышитый серебром, шпага… и он дрожал всем телом. Наконец достал он свое исподнее платье и сапоги, натащил на себя всю эту дрянь и, сопровождаемый нелегкими увещаниями Прасковьи Осиповны, завернул нос в тряпку и вышел на улицу. Он хотел его куда-нибудь подсунуть: или в тумбу под воротами, или так как-нибудь нечаянно выронить, да и повернуть в переулок. Но, на беду, ему попадался какой-нибудь знакомый человек, который начинал тотчас запросом: «Куда идешь?», или: «Кого так рано собрался брить?» ? так что Иван Яковлевич никак не мог улучить минуты. В другой раз он уже совсем уронил его, но будочник еще издали указал ему алебардою, примолвив: «Подыми! вон ты что-то уронил!» И Иван Яковлевич должен был поднять нос и спрятать его в карман. Отчаяние овладело им, тем более что народ беспрестанно умножался на улице, по мере того так начали отпираться магазины и лавочки. Он решился идти к Исакиевскому мосту: не удастся ли как-нибудь швырнуть его в Неву?.. Но я несколько виноват, что до сих пор не сказал ничего об Иване Яковлевиче, человеке почтенном во многих отношениях. Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный. И хотя каждый день брил чужие подбородки, но его собственный был у него вечно небрит. Фрак у Ивана Яковлевича (Иван Яковлевич никогда не ходил в сюртуке) был пегий; то есть он был черный, но весь в коричнево-желтых и серых яблоках; воротник лоснился, а вместо трех пуговиц висели одни только ниточки. Иван Яковлевич был большой циник, и когда коллежский асессор Ковалев обыкновенно говорил ему во время бритья: «У тебя, Иван Яковлевич, вечно воняют руки!» ? то Иван Яковлевич отвечал на это вопросом: «Отчего ж бы им вонять?» ? «Не знаю, братец, только воняют», ? говорил коллежский асессор, и Иван Яковлевич, понюхавши табаку, мылил ему за это и на щеке, и под носом, и за ухом, и под бородою ? одним словом, где только ему была охота. Этот почтенный гражданин находился уже на Исакиевском мосту. Он прежде всего осмотрелся; потом нагнулся на перила, будто бы посмотреть под мост: много ли рыбы бегает, и швырнул потихоньку тряпку с носом. Он почувствовал, как будто бы с него разом свалилось десять пуд; Иван Яковлевич даже усмехнулся. Вместо того чтобы идти брить чиновничьи подбородки, он отправился в заведение с надписью «Кушанье и чай» спросить стакан пуншу, как вдруг заметил в конце моста квартального надзирателя благородной наружности, с широкими бакенбардами, в треугольной шляпе, со шпагою. Он обмер; а между тем квартальный кивал ему пальцем и говорил: ? А подойди сюда, любезный! Иван Яковлевич, зная форму, снял издали еще картуз и, подошедши проворно, сказал: ? Желаю здравия вашему благородию! ? Нет, нет, братец, не благородию; скажи-ка, что ты там делал, стоя на мосту? ? Ей-Богу, сударь, ходил брить, да посмотрел только, шибко ли река идет. ? Врешь, врешь! Этим не отделаешься. Изволь-ка отвечать! ? Я вашу милость два раза в неделю, или даже три, готов брить без всякого прекословия, ? отвечал Иван Яковлевич. ? Нет, приятель, это пустяки! Меня три цирюльника бреют, да еще и за большую честь почитают. А вот изволь-ка рассказать, что ты там делал? Иван Яковлевич побледнел… Но здесь происшествие совершенно закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно.
Повесть Николая Гоголя «Нос» является одним из самых знаменитых произведений писателя. Эта абсурдистская повесть была написана 1832-1833 годах.
Первоначально журнал «Московский наблюдатель» отказался печать это произведение, и автор решил опубликовать его в журнале «Современник». Гоголю пришлось услышать в свой адрес много жестокой критики, поэтому несколько раз повесть подвергалась существенным изменениям.
Реальность и фантастика
Николай Васильевич Гоголь мастерски умел соединять повседневную реальность со сверхъестественными элементами. Но если в «Шинели» фантастика появляется в конце произведения, то в повести «Нос» она возникает с самого начала.
Казалось бы, писатель изобразил реальный Петербург тех времен, события происходят в точные даты и все идет своим чередом. Фантастической является только одна деталь — от майора убегает нос. По мере развития сюжета отделившаяся часть тела становится чуть ли не самостоятельной личностью, а в конце повести все разрешается само по себе.
Однако эта выдумка не воспринимается как что-то шокирующее, потому что самый большой абсурд заключается в другом. Автор описывает, как люди преклоняются перед чиновниками и фанатично переживают о чужом мнении. Гоголь считал, что такое поведение понять сложнее, чем пропажу носа.
Как написать сочинение: «Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»?
Произведение это фантастическое уже по своей сути, так как описывает совершенно невозможное событие — не просто пропажу носа, что еще допустимо, а тот факт, что нос начинает жить самостоятельной жизнью. Он посещает церковь, он прогуливается по Невскому и даже сделав фальшивые документы пытается сбежать в Европу, видимо чтобы не возвращаться на свое законное место. Это все фантастика, которую можно просто читать наслаждаясь мастерством великого писателя и не выискивая аллегорий в тексте повести. Ну а к реалиям можно отнести жизнеописание быта и нравов обывателя того времени. Ведь что делает Ковалев обнаружив пропажу? Едет давать объявление в газету, обращается к приставу и встречает непонимание и бюрократические проволочки. Он начинает грешить на «темные силы» бабок-колдовок, то есть пытается найти сверхъестественное объяснение. Между тем, другие ведут себя еще интересней, цирюльник избавляется от носа, боясь привлечения к ответственности, любопытные специально приходят поглазеть на прогулки носа, ведь для них это развлечение. Очень типичное поведение, которое и сейчас исповедуется многими.
Характеристика главных героев
В повести Гоголя всего несколько ключевых персонажей, но каждый из них может многому научить читателя. Можно составить следующую таблицу с характеристикой участников сюжета:
- Платон Ковалев — асессор, человек невежественный, пустой и пошлый. Мечтает только о продвижении по службе и богатой невесте. На первом плане у этой личности — впечатление, которое он может произвести на больших шишек. По отношению к людям, находящимся ниже него по статусу, ведет себя высокомерно, если перед ним высокопоставленное лицо — старается угодить и начинает подлизываться. Любит называть себя кратко — майор.
- Нос — часть тела асессора, сошедшая с лица своего владельца. Является отдельным героем, потому что обладает созданием, умеет разговаривать и хмуриться. Умен, притворялся статским советником, но был разоблачен из-за неудачно подделанных документов. Проворачивает свои дела благодаря людской слепоте. Окружение может воспринимать даже такой откровенный гротеск и принимать за своего столько странное создание, если оно имеет чин.
- Иван Яковлевич — брадобрей, склонный к алкоголизму. Настолько боится, что на него обратят внимание власти, что даже готов лишить Ковалева носа на всю жизнь и разрушить его телесность.
- Санкт-Петербург — город, представленный в олицетворенной форме и своем художественном своеобразии.
Суетливый и шумный, величественный Невский проспект зациклен на самом себе, здесь никому не интересны людские проблемы. Жители равнодушны и безразличны. Они считают нос полноценной личностью, потому что тот имеет чин.
Несколько интересных сочинений
- Скоро наступит зима. Наметёт огромные сугробы снега. Водоёмы покроются льдом. Деревья наденут снежные шапки.
- Сочинение рассуждение Патриотизм
Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм — это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку. - Поступок Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского
Мои родители – самые лучшие родители на свете. Они меня очень любят, заботятся обо мне, всегда прислушиваются к моему мнению. Я учусь в хорошей школе. У меня есть отдельная комната, много игрушек и красивых вещей
В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать
Темы и проблематика
Тематика произведения очень масштабна. Можно выделить список того, какие пороки раскрывает автор в своей книге:
- Ключевая тема повести — неравенство. Каждый человек занимает свое место в социальной лестнице. Поведение людей соответствует их формальному положению. Чиновники высшего чина грубят титулярным советникам, а титулярные советники с пренебрежением относятся к обслуживающему персоналу.
- Тема маленького человека раскрыта во всех аспектах. Ковалев не имеет связей с большими людьми, он не может даже написать в газете об утрате части своей физической оболочки. И что удивительно, не способен приблизиться к своей собственности, потому что она выше него по чину.
- Присутствует и тема духовности. Главное для Ковалева — его положение и визуальный портрет. Этот человек даже не задумывается, почему именно внешность занимает для других ключевую роль, а гнилая душа совсем не воспринимается как порок. Майор ведет себя фривольно, он увлекается девицами, но специально дает надежду дочери Подточиной.
Гоголь поднимает несколько важных проблем. В подробном анализе повести «Нос» для 10 класса можно выделить следующие моменты:
- Основная проблема — филистерство. Чиновник обладает узким видением мира, он мечтает о продвижении по службе и его беспокоит, что телесный дефект станет мешать в карьере. Больше всего он печется о мнении окружающих. Ковалев переживает, что подумают люди о человеке без носа.
- Образ цирюльника связан с проблемой безнравственности. Он даже не думает вернуть часть тела ее хозяину. Вместо этого брадобрей бежит избавляться от находки, чтобы его не обвинили в случившемся.
- Еще одна проблема — лицемерие. Высокомерный нос отказывается общаться с людьми, которые ниже него по статусу, так же как и его владелец.
В повести Гоголя в жанре сатира содержится рассуждение о кризисе личности, подверженной порокам и тщеславию. Главный герой не задумывается о смысле своей жизни, он одержим женщинами, карьерой и развлечениями. Образ Ковалева собирателен, в окружении автора было много таких людей. В своем произведении писатель предупреждает социум о приближающейся катастрофе, которая может коснуться каждого.
Вариант 2
В русской литературе 19 века фантастика из под пера Н.Гоголя занимает едва ли не первое место. Знаменитая повесть «Нос» является, наверное, самой нелепой и одновременно имеет немалое значение в социальном плане. Читателю предоставляется весь обзор жизни самых обыкновенных людей, занимающихся каждый своим делом в Петербурге. В своем произведении «Нос» автор, Н. Гоголь показал всё своё мастерство в описании реальности и фантастики. В реальных событиях он отображает город Петербург с его проспектами, великолепными дворцами и многочисленными каналами. Реальными остаются взаимоотношения между чиновниками, да и вообще весь быт и нюансы общения между людьми описываются весьма реалистично.
Фантастика заключается в факте потери носа, который отправился путешествовать сам по себе. Майор Ковалев, главный герой повести, модник и франт, как – то утром, после пробуждения, не нашел вдруг своего носа на обычном месте. Позже его обнаружил цирюльник Иван Яковлевич в своей булочке. Скажете, не чудо? Дальше дело было так: нарядившись в мундир, нос отправился гулять по городу, катался на извозчике, посетил даже Казанский собор, чтобы совершить молитву.
На Ковалева все смотрят как на умалишенного, когда он взывает о помощи. Редакция газеты отказывает ему в его просьбе напечатать объявление, что у него пропал нос. Пристав отказывает ему вести расследование, мотивируя это тем, что у людей порядочных носы не пропадают и их никто не ворует. Почти вся повесть описывает преследование майором Ковалевым своего носа. Он всячески уговаривает его вернуться, умоляет, но все его попытки бесполезны. Нос считает себя независимой личностью и вообще отказывает признавать свою принадлежность майору. Существует ли виновник столь необычного отсоединения носа от своего хозяина остаётся тайной.
В апреле нос с горем пополам всё таки возвратился на прежнее место. Радости и счастью майора Ковалева не было предела.
На основании всего рассказа приходишь к выводу, что во многих шедеврах Н.Гоголя, не только в этом произведении, реальные и фантастические вещи происходят всегда где то рядом. Они помогают отобразить весь абсурд социальных отношений с помощью сатиры и гротеска.
Другие сочинения:<- Дорога в произведении Мертвые души? ГогольГлавные герои повести Ночь перед Рождеством ->
🗹