Тема маленького человека находит отклик в творчестве русских писателей на протяжении всего XIX века. Прослеживается она и в рассказе «Размазня» Чехова. Анализ произведения на уроке поможет учащимся 7 класса глубже вникнуть в замысел писателя, получить навыки аналитического чтения и беседы-дискуссии, научиться рассуждать и логически мыслить. Все это поможет в написании сочинения и подготовке к ЕГЭ.
Краткое содержание
Произведение «Размазня» Чехова русские читатели могли прочитать в феврале 1888 года, когда оно было напечатано в одном из номеров юмористического журнала «Осколки». Неизвестно, были ли прототипы у участников этой истории, но на месте героини могла оказаться любая девушка, вынужденная работать прислугой или воспитательницей в доме богатых людей. Как тонко заметил М. Горький, никто до Чехова не мог так правдиво и точно изобразить «трагизм мелочей жизни», «позорную и тоскливую картину» мещанского бытия.
В основе повествования лежит «жестокий урок», другими словами, злая шутка, сыгранная над беззащитной гувернанткой. Рассказ начинается с того, что состоятельный и уверенный в своей силе и власти хозяин приглашает в кабинет Юлию Васильевну, гувернантку своих детей, чтобы выдать ей положенное жалованье за два месяца. Он начинает с упрека, что она такая «церемонная», сама не попросит. Прежде чем отдать ей причитающуюся сумму, хозяин подсчитывает расходы, якобы произведенные гувернанткой.
Не слушая робких оправданий несчастной жертвы, он причисляет к ее тратам время, когда у нее болел зуб, и хозяйка разрешила ей отдохнуть. Одним словом, хозяин приписал в расходы девушки все существующие и несуществующие грехи.
Не смея возразить и не оправдываясь, испуганная Юлия Васильевна начала благодарить за одиннадцать рублей, которые в результате подсчетов были начислены ей вместо положенных восьмидесяти. Хозяин, возмущенный такой жертвенной безропотностью, признается в розыгрыше и отдает девушке заранее приготовленный конверт с ее полным жалованьем.
История создания
Рассказ «Размазня» написан в 1888 году. Начиная с него, автор начинает переходить к более сложным работам. Впервые опубликован 19 февраля в юмористическом журнале «Осколки» в 1888 году.
Прототипы героев неизвестны, но время, в которое жил и писал Чехов, было таким, что на месте гувернантки могла оказаться каждая вторая девушка без средств, вынужденная работать. В книге автор передал характерную черту своего переходного века, когда женщины уже перестали быть бесправным товаром на выданье, но еще не обрели полноты прав трудящегося человека и не научились из отстаивать.
Главные герои
При анализе рассказа Чехова «Размазня» следует подчеркнуть, что в нем всего два героя — хозяин и гувернантка. Они имеют разные статусы, взгляды на жизнь и характеры. Повествование ведется от имени хозяина. Это властный и знающий свою силу человек. Персонаж считает, что если у него есть деньги и власть над подчиненными, тогда их можно унижать и поучать. Он гордится своим общественным положением.
Хозяин даже не догадывается о безнравственности своего поступка. Для него такие розыгрыши в порядке вещей, он не задумывается, что обижает людей и унижает их человеческое достоинство. Главный герой «Размазни» Чехова специально в течение двух месяцев не выплачивал девушке деньги за ее работу, чтобы разыграть эту комичную историю и разозлить ее. В итоге он злится сам за ее бесхребетность («Как же можно быть такой размазней!»).
Принимая безропотно издевательства и молчаливо смиряясь с обвинениями, молодая женщина даже не пробует возмутиться. Загадкой для читателя остается одно: сделала ли она для себя какие-либо выводы из этого жестокого урока.
Хозяин считает себя сильным человеком, полагая, что статус и деньги позволяют ему это. Но беда его в том, что на самом деле сильный человек никогда не обидит и не унизит слабого.
Суть: о чем рассказ?
Сюжет основан на эксперименте, который проводит герой над своей гувернанткой — Юлией Васильевной. Хозяин вызывает ее к себе, чтобы оплатить жалование. Но для начала знакомит ее с расчетами.
Няня отработала два месяца, за что полагается 80 рублей. Но Юлия узнает, что оказывается не 80, а 60. Гувернантка не возражает, а просто молча кивает головой. Хозяин указывает, что у него все записано. После он начал вычитать за каждую мелочь по 5-7 рублей. Он снял деньги за разбитую чашку, за прогулы, за больничные дни, за украденные ботинки и так далее. По итогу за два месяца Юлия вместо 80 рублей получает 11.
Гувернантка дрожащими пальцами сунула в карман деньги и робко прошептала «Merci». Хозяин резко вскочил со стула и начал кричать на нее. Его разозлило такое поведение няни, так как он ее по факту обокрал. Но она даже не стала возражать и как-то пытаться вернуть свои кровно-заработанные деньги обратно. Хозяин отдает ей положенные 80 рублей и извиняется за такой эксперимент. Но при это поучает, что нельзя быть размазней, а за свое нужно бороться.
Идея и проблематика произведения
Главной мыслью чеховского рассказа является то, что нужно всегда отстаивать свою точку зрения и не давать никому обижать себя. Покорность и смирение перед обидчиком внесут еще больше несправедливости в общественные и судебные законы, которые опираются на безнаказанность сильных мира сего.
Смысл произведения «Размазня» в том, что писатель со всей любовью к униженным и оскорбленным мира сего осуждает явление жертвенности, которое стало распространяться в русской литературе. Рассказ «Размазня» поднимает перед читателем целый ряд проблем, среди которых:
- Рабство личности — одна из самых важных проблем, стоящих перед обществом.
- Социальная несправедливость. Женщина из низов в России XIX века имела возможность получить работу, но в случае несправедливого отношения или проблем с оплатой не могла защитить себя.
- Бессилие и смирение. Унижение женщины появилось в результате сложившихся условий. Это явление стало для нее постоянным, она устала бороться и примирилась, что привело ее к духовному рабству.
- Сила и слабость. Хозяин в чеховском рассказе считает себя сильным, так как с помощью денег решает все проблемы. На самом деле на истинную силу может претендовать гувернантка Юлия Васильевна, которой для этого не хватает характера.
Рассказ Чехова показывает, что по-настоящему сильный человек — это не тот, кто имеет большие деньги, а тот, кто преодолевает все препятствия на своем пути и идет до конца.
Гувернантку Юлию Васильевну сильной не назовешь, так как она даже за себя постоять не сможет. Но у нее есть все предпосылки для того, чтобы стать такой. Ей только нужно победить свою слабость.
Чему учит?
Рассказ «Размазня» учит тому, что сильный человек — не тот, у кого есть деньги или власть, а тот, кто сможет противостоять всем испытаниям. Юлия могла бы возразить работодателю и проявить упорство, но она предпочла промолчать и смириться с несправедливостью. Если так будут делать все, общество никогда не изменится к лучшему. И в этом будет не только вина бессовестных начальников. Ответственность за происходящее будет и на тех, кто покорно сносит нападки и оскорбления.
Сильный человек не сломается под натиском трудностей, будет идти до конца. Но гувернантка слаба, потому что не умеет постоять за себя. Она всегда будет оставаться жертвой обмана, ведь не противится ему и подыгрывает мошенникам. В ней нет стержня и твердости, необходимых в жизни каждому человеку. Маленький человек может стать большим, если победит свою слабость. Такова мораль произведения «Размазня».
Изучение рассказа на уроке
При анализе произведения в школе прежде всего выясняется значение слова «размазня». В словаре Ожегова оно означает слабого и нерешительного человека. Учащиеся выносят предположения:
На уроке учитель дает детям задание: после чтения текста выписать в тетрадь реплики главных героев. По мере того как хозяин предъявляет Юлии Васильевне новые ее оплошности, меняется и реакция девушки:
Учителю нужно обратить внимание детей на причину злости хозяина. После изучения произведения следует провести беседу с учащимися о том, насколько рассказ актуален на сегодняшний день, а также стоит ли человеку уважать себя и бороться с несправедливостью.
Источник
Сочинение Анализ рассказа Размазня Чехова
Произведение Чехова «Размазня» вышло в свет в 1888 году. Это были первые попытки писателя перейти из юмористического жанра в область серьёзного психологического направления.
Представленный в рассказе «Размазня» бытовой случай из жизни простой гувернантки Юлии Владимировны поднимает ряд важных вопросов социальной и нравственной направленности.
Фабула рассказа достаточно не замысловата и в своей основе имеет шутливую форму, в которой хозяин дома, где служила гувернантка, пытается над ней провести скрытый психологический эксперимент. Он просит Юлию Владимировну зайти к нему в кабинет, чтобы посчитать деньги, которые она заработала.
Начиная вести подсчет, хозяин всячески находит любые поводы, за которые можно вычесть хоть какую-то часть из заработанного. Он припоминает все: разбитый сервиз, дни, когда у Юлии болел зуб, когда болел один из детей, то, что по ее вине сын порвал одежду, а у дочери украли ботинки. Подводя итог выяснилось, что к выдаче Юлия получит всего лишь одиннадцать рублей.
Несчастная и робкая гувернантка не находит в себе силы для возражения и с благодарностью рада принять эти копейки. Хозяин, впав в недоумение от такого покорного нрава, объясняет ей, что не нужно терпеть такого отношения к себе и благодарить, когда тебя обворовывают и впредь нельзя оставаться такой слабохарактерной натурой. В конечном итоге, завершая свой психологический эксперимент, хозяин возвращает гувернантке своих детей всю честно заработанную сумму и даёт напутствие впредь не показывать своей слабости и уметь отстаивать личные интересы.
Недоумение девушки заставляет хозяина глубоко задуматься. Он понимает всю трагичность ситуации и безвыходное положение «маленького» человека, который вынужден принимать всю несправедливость, царящую в обществе. Гувернантка совсем невиновата в своей слабохарактерности, виноват социум. Именно он позволяет богатым людям издеваться над нуждающимися, которые предстают в образе «размазни».
Мои рассуждения по рассказу Чехова «Размазня»
Сочинение по рассказу А.П. Чехова
В небольшом рассказе о гувернантке Юлии Васильевне автор сумел ярко показать, как нелегко беспомощному слабому существу жить в этом мире.
Каждый кому не лень может обобрать его, обидеть, лишить всего. Одни люди из числа слабых могут озлобиться, и в этом никак нельзя обвинить только их самих. А другие-нет, они будут нести свою ношу и будут продолжать любить людей, верить в добро, а главное-хранить свое человеческое достоинство. Хотя униженные и оскорбленные.
Авторская позиция по этой проблеме ясно высказана рассказчиком в последнем предложении: «Легко на этом свете быть сильным!» Не все могут согласиться с этим. При этом надо еще понять кого имеет ввиду рассказчик: Юлию Васильевну или себя. Я думаю, что Юлию Васильевну, главную героиню произведения, и я хочу согласиться с мнением автора. Почему? Потому что можно вспомнить ряд произведении художественной литературы 19-20х вв. И можно привести достаточно примеров из жизни по данной проблеме, где «маленький человек» в любых ситуациях примет правильное решение. Во-первых образ Иешуа Га Ноцри из романа «Мастер и Маргарита» М.Булгакова.
Иешуа был слаб физически. Против прокуратора Иудеи, против своего предателя его распяли, но духом он был сильнее настолько, что до сих пор перед его учениями, перед духом преклоняются многие люди: весь христианский, иудейский мир.
Можно привести, как пример более «земного» литературного героя Акакия Акакиевича по рассказу Н.В. Гоголя «Шинель». Акакий Акакиевич-мелкий чиновник, над которым смеются сослуживцы. Он вызывает сочувствие.
У Юрия Бондарева есть рассказ «Красавица». Героиня некрасивая девушка, над которой решил посмеяться молодой красавец и пригласил на танец. Но героиня поняла намерения парня и приняла вызов. На ее лице отразилось ее внутреннее состояние, гордость, сила духа и человеческое достоинство. И она совершенно преобразилась в красавицу.
Таким образом, можно сказать, что в слабости вышеприведенных героев есть другая сторона медали-сила духа, сохранение человеческого достоинства. Все эти люди достойны уважения, в них есть какой-то стержень не сломленности.
Они остаются верны самому себе при всех ужасающих, потрясающих… условиях. Да!
Проблема маленького человека была, есть, и думаю, что будет в будущей жизни и в художественной литературе, и в самой жизни.
«Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?» Вопрос разве можно быть такой размазней? Бывает иногда актуальной в разных жизненных ситуациях. Иногда встречаешься с такими моментами в жизни, когда человека ни за что и ни про что обижают, а он стоит и молчит, как в данном рассказе.
«Левый глаз Юлии Васильевны прекрасен и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но-ни слова. »
Казалась бы, хоть одно слово против незаслуженной обиды. Но нет! Просто опустила глаза и молчит.
Я думаю, что этот человек не размазня, а человек, который живет по принципу: «Бог терпел, и нам велел». Я думаю, что такие люди как героиня рассказала «Размазня» уверены в том, что рано или поздно и «на их улице будет праздник». Они живут в надежде на лучшее будущее. И эти люди как бы являются посланниками Бога с целью испытать людей на Земле.
Не было бы таких людей в нашей жизни мы, я думаю, жили бы совсем по другому. Такие люди заставляют нас думать о том, как бы я поступила в той или иной ситуации. Стоит ли сразу же начинать возмущаться или же стоит подождать. Такие люди являются как бы лакмусовой бумагой в нашей жизни.
Популярные сегодня темы
На холсте изображен тихий зимний день. День уже подходит к концу, а солнце светит изо всех сил. Почему-то мне кажется, что это закат. Потому что именно в закат солнце становится багровым цветом. Небо, насыщенно голубого цвета
По моему мнению, благородство показывает, в каком состоянии пребывает душа человека. В человеке либо присутствует благородство, или оно отсутствует. Данное качество начинает формироваться еще с детских лет.
Любовь – таинственное и пьянящее чувство, которое волнует и притягивает каждого человека. В художественной литературе сказано много слов о любви яркой, нежной, раскрывающей внутренние грани человеческой души
На персонажей произведения «Гроза» была возложена непростая задача, они должны были показать всему народу всю правду об моральных ценностях купцов в том времени.
Если рассматривать культуру западной части Европы в 14-15 веках, можно сказать, что в это время Средневековье сменяется эпохой Возрождения. В эти годы происходят значительные перемены в сфере культуры
Источник
«Размазня» — анализ рассказа Антона Павловича Чехова
Тема маленького человека находит отклик в творчестве русских писателей на протяжении всего XIX века. Прослеживается она и в рассказе «Размазня» Чехова. Анализ произведения на уроке поможет учащимся 7 класса глубже вникнуть в замысел писателя, получить навыки аналитического чтения и беседы-дискуссии, научиться рассуждать и логически мыслить. Все это поможет в написании сочинения и подготовке к ЕГЭ.
Сочинения
В нашей жизни часто прослеживается противостояние сильных и слабых. Его сложно искоренить, однако всегда можно стараться оставаться человеком и не терять своего человеческого достоинства ни при каких обстоятельствах.
Тему человеческого достоинства поднимали многие писатели. Особенно ярко удается раскрыть образ униженного человека размазни Чехову, который как нельзя лучше понимал состояние униженных. В итоге писатель написал работы, где иногда лишь легкой тенью просматривается образ униженных людей, а иногда и со всей жесткостью.
Чехов Размазня сочинение
Одним из рассказов Чехова, который раскрывает наболевшие проблемы, стала его работа Размазня. Это был один из его первых рассказов, где Чехов стал поднимать серьезные вопросы и проблемы. Так, создавая образы героев, Чехов раскрывает проблему человеческого достоинства, проблему притеснения слабых сильными. Своим небольшим рассказом, где хозяин решил проучить гувернантку, выплатив вместо восьмидесяти рублей лишь одиннадцать, автор показывает читателю, как важно бороться с робостью и застенчивостью. Да, в итоге барин отдал полагаемые восемьдесят рублей, но мог этого и не сделать. Мы бы увидели, как гувернантка покорно берет свои одиннадцать рублей и радуется этому немногому. Но это было бы несправедливо, и автор указывает на эту проблему. Слабым и застенчивым людям порой важно показать свой оскал. Если этого не делать, то их всегда будут обманывать и пользоваться их добротой.
Мы видим, как сильно возмущает Чехова такое поведение кислых и бездейственных людей. Это хорошо прослеживается в его рассказе Размазня, где автор устами работодателя восклицает: Отчего вы не протестуете? Хозяин хотел преподать урок гувернантке, да вот только пошел ли этот урок впрок? Скорее всего нет. Что самое страшное, такие размазни есть и в наше время. Жизнь пытается сделать их сильнее и решительнее, да только большинству из них, чтобы вспомнить о своем человеческом достоинстве, будет жизни мало. Поэтому в рассказе Размазня Чехов обращается и к сильным людям. Он хочет донести до них, как важно считаться со слабыми людьми, не пользоваться их нерешительностью, а напротив, важно их поддержать и помочь.
Размазня: краткое содержание
Сюжет и содержание рассказа Чехова Размазня начинается тем, что работодатель пригласил в кабинет гувернантку своих детей, чтобы оплатить ее работу. Звали ее Юля. Из текста мы понимаем, что девушка в доме работает два месяца и пять дней, и за работу она должна была получить по сорок рублей в месяц. Однако работодатель своим напором постоянно исправляет слова девушки, утверждая, что договаривались они об оплате в тридцать рублей за месяц, а работает она полные два месяца. Именно так у него записано в блокноте. Получается, что он должен лишь шестьдесят рублей. Однако он их не выплачивает, и продолжает вести свой подсчет.
Хозяин отнимает праздничные и выходные дни, дни когда болел один ребенок, и когда у гувернантки болели зубы. Девушка лишь молчала, и только слезы на глазах выдавали ее чувства. Огласив, что в итоге получается сорок один рубль, работодатель не спешил их выплачивать. Он высчитывал за каждую проделку сына, за то, что девушка не доглядела, утверждал, что гувернантка у него взяла в долг. Девушка сначала пыталась отрицать, но потом соглашалась и лишь молча слушала рассуждения работодателя.
В итоге хозяин насчитал одиннадцать рублей, которые и выплатил Юле. Девушка со слезами на глазах взяла деньги и поблагодарила своего благодетеля.
И ту мы видим возмущение хозяина. Он спросил, за что она его поблагодарила, ведь по сути он ее обобрал, ограбил. На это Юля ответила, что в другом месте ей и вовсе бы не заплатили. Работодатель понимает, почему ее обманывали, пытается открыть глаза, вопрошая, разве можно быть такой размазней и кислятиной. Своим примером он хотел лишь преподать девушке урок, и по-честному выплатил положенные ей восемьдесят рублей. Однако, заглядывая героине в лицо, он понимает, что из этой ситуации девушка выводов не сделала. Отдавая всю сумму хозяин подумал, как же легко быть сильным в этом мире.