- Краткие содержания
- Разные авторы
- Расин — Федра
Федра — жена царя Тесея, у которого есть внебрачный сын Ипполит. Все вокруг думают, что Федра ненавидит Ипполита и всеми силами пытается выжить из дворца, пока Тесей воюет далеко от дома. Но сама Федра хранит страшную тайну — оказывается с самой первой минуты как увидела она сына своего мужа, так и не находит себе места. Она так сильно полюбила его всей душой, что даже готова покончить с собой, лишь бы эти чувства перестали мучать ее. Она открывается своей служанке, ища поддержки. Потому что все остальные способны уже перепробованы. Федра построила храм Афродите — богине любви, постоянно молится и приносит жертвы ей, но видимо богиня прогневалась и только все ярче разжигает огонь любви в сердце царицы.
Чтобы не видеть постоянно рядом объект своей страсти, она специально изображает злую мачеху, вынуждая Ипполита уехать из Афин.
И вот приходит известие о том, что Тесей погиб на войне. Начинаются разборки по поводу царствования и наследников. Ведь на престол претендуют трое — Ипполит, Федра и ее маленький сын.
Приехав на родину, Ипполит разговаривает с Федрой по поводу разделения правления в стране, а она в ответ признается ему в своих чувствах. Юноша ошарашен и уезжает из родительского дома. Теперь царица надеется на ответные признания. Но внезапно возвращается ее муж домой — слухи оказались ложными и царь жив. Боясь, что пасынок расскажет отцу правду о том, что Федра недостойная жена и любит Ипполита, женщина разрабатывает хитрый план. Ее служанка доносит на Ипполита, говоря заранее оговоренную неправду. Женщины сговорились, что скажут царю о том, что это Ипполит попытался заполучить себе Федору, пока отец воевал. Царь взбешен, он выгоняет сына с проклятиями, а Ипполит даже не может вымолвить и слова в свою защиту, настолько он удивлен ложными обвинениями. Он лишь говорит что любит другую. Тут уже очередь Федры быть оскорбленной оказывается у нее есть соперница.
Тесeю снится страшный сон и с плохим предчувствием ждет он новостей. Его интуиция не подвела его — в тот же день ему сообщили о смерти его любимого сына Ипполита. Последними словами которого были о том, что отец несправедливо изгнал его из дворца и лишил своей милости.
Неутешен Тесей, а Федра признается в том обмане и своем наговоре на пасынка, ведь на самом деле у нее просто были чувства к нему, которым не в силах была она противиться. После признания мужу, царица выпивает яд и умирает.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Список действующих лиц
- Федра, дочь критского царя Миноса и его жены Пасифаи. Замужем за Тесеем, но влюблена в его сына Ипполита.
- Ипполит, сын Тесея и царицы амазонок Антиопы.
- Тесей, царь Афин, сын Эгея. Был компаньоном Геркулеса в его легендарных подвигах.
- Арикия, афинская принцесса.
- Энона, кормилица Федры, а также ее главная советница.
- Исмена, наперсница принцессы Арикии.
- Панопа, одна из прислужниц Федры, выполняющая роль посыльной.
- Терамен, учитель Ипполита.
- Стража.
Действие происходит в городе Трезене.
Жан Расин, «Федра»: краткое содержание. Разговор Ипполита с Тераменом
Итак, действие первое, явление первое: сцена открывается беседой Ипполита с Тераменом. Ипполит сообщает своему наставнику о своем намерении покинуть Трезену. Отец Ипполита, афинский царь Тесей, женат на Федре, дочери своего бывшего врага Миноса, царя Крита. Тесей уехал в странствия шесть месяцев назад, и с тех пор от него не было никаких вестей, поэтому Ипполит решает оправиться на его поиски.
Терамен пытается переубедить Ипполита. Он считает, что Тесей не хочет быть найденным. Ипполит непреклонен, ведь помимо чувства долга перед отцом, у него есть и свои личные причины уехать из города: как ему кажется, его мачеха Федра ненавидит его. Сейчас Федра сильно больна неизвестной болезнью и не представляет опасности для Ипполита.
Также выясняется, что Ипполит влюблен в Арикию, дочь бывшего правителя Афин. Терамен очень рад за своего ученика, но вся проблема в том, что Тесей запретил Арикии как дочери свергнутого им царя выходить замуж и иметь детей.
Краткое содержание “Федра” Расина Ж
Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то странствует уже полгода. Ипполит – сын амазонки, новая жена Тесея Федра невзлюбила его, как все считают, и он хочет уехать из Афин. Федра же больна непонятной болезнью и “жаждет умереть”.
Она говорит о своих страданиях, которые ей послали боги, о том, что вокруг нее заговор и ее “решили извести”. Судьба и гнев богов возбудили в ней какое-то греховное чувство, которое ужасает ее саму и о котором она боится сказать открыто. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь темную страсть, но тщетно.
Федра думает о смерти и ждет ее, не желая никому открыть свою тайну.
Кормилица Энона опасается, что у царицы мутится разум, ибо Федра сама не знает, что говорит. Энона упрекает ее в том, что Федра хочет оскорбить богов, прервав своей “жизни нить”, и призывает царицу подумать о будущем собственных детей, о том, что у них быстро отнимет власть рожденный амазонкой “надменный Ипполит”.
В ответ Федра заявляет, что ее “греховная жизнь и так уж слишком длится”, однако ее грех не в поступках, во всем виновато сердце – в нем причина муки. Однако в чем ее грех, Федра сказать отказывается и хочет унести свою тайну в могилу. Но не выдерживает и признается Эноне, что любит Ипполита. Та в ужасе.
Едва Федра стала женой Тесея и увидела Ипполита, как “то пламень, то озноб” ее
терзают тело. Это “огонь всевластной Афродиты”, богини любви. Федра пыталась умилостивить богиню – “ей воздвигла храм, украсила его”, приносила жертвы, но тщетно, не помогли ни фимиам, ни кровь. Тогда Федра стала избегать Ипполита и разыгрывать роль злобной мачехи, заставив сына покинуть дом отца. Но все тщетно.
Служанка Панопа сообщает, что получено известие, будто супруг Федры Тесей умер. Поэтому Афины волнуются – кому быть царем: сыну Федры или сыну Тесея Ипполиту, рожденному пленной амазонкой. Энона напоминает Федре, что на нее теперь ложится бремя власти и она не имеет права умирать, так как тогда ее сын погибнет.
Арикия, царевна из афинского царского рода Паллантов, которых Тесей лишил власти, узнает о его смерти. Она обеспокоена своей судьбой. Тесей держал ее пленницей во дворце в городе Трезене. Ипполит избран правителем Трезена, и Исмена, наперсница Арикии, полагает, что он освободит царевну, так как Ипполит к ней неравнодушен. Арикию же пленило в Ипполите душевное благородство.
Храня с прославленным отцом “в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца”. Тесей же печально прославился тем, что соблазнял многих женщин. Ипполит приходит к Арикии и объявляет ей, что отменяет указ отца о ее пленении и дает ей свободу. Афинянам нужен царь, и народ выдвигает трех кандидатов: Ипполита, Арикию и сына Федры.
Однако Ипполит, согласно древнему закону, если он не рожден эллинкой, не может владеть афинским троном. Арикия же принадлежит к древнему афинскому роду и имеет все права на власть. А сын Федры будет царем Крита – так решает Ипполит, оставаясь правителем Трезена. Он решает ехать в Афины, чтобы убедить народ в праве Арикии на трон.
Арикия не может поверить, что сын ее врага отдает ей трон. Ипполит отвечает ей, что никогда раньше не знал, что такое любовь, но когда увидел ее, то “смирился и надел любовные оковы”. Он все время думает о царевне.
Федра, встретясь с Ипполитом, говорит, что боится его: теперь, когда Тесея нет, он может обрушить свой гнев на нее и ее сына, мстя за то, что его изгнали из Афин. Ипполит возмущен – так низко поступить он бы не смог. Кроме того, слух о смерти Тесея может быть ложным.
Федра, не в силах совладать со своим чувством, говорит, что если бы Ипполит был старше, когда Тесей приехал на Крит, то он тоже мог бы совершить такие же подвиги – убить Минотавра и стать героем, а она, как Ариадна, дала бы ему нить, чтобы не заблудиться в Лабиринте, и связала бы свою судьбу с ним.
Ипполит в недоумении, ему кажется, что Федра грезит наяву, принимая его за Тесея. Федра переиначивает его слова и говорит, что любит не нынешнего Тесея, а молодого, как Ипполит, любит его, Ипполита, но не видит в том своей вины, так как не властна над собой. Она жертва божественного гнева, это боги послали ей любовь, которая ее мучает.
Федра просит Ипполита покарать ее за преступную страсть и достать меч из ножен. Ипполит в ужасе бежит, о страшной тайне не должен знать никто, даже его наставник Терамен. Из Афин является посланец, чтобы вручить Федре бразды правления. Но царица не хочет власти, почести ей не нужны.
Она не может управлять страной, когда ее собственный ум ей не подвластен, когда она не властна над своими чувствами. Она уже раскрыла свою тайну Ипполиту, и в ней пробудилась надежда на ответное чувство. Энона возвращается с известием, что Тесей жив и скоро будет во дворце.
Федру охватывает ужас, ибо она боится, что Ипполит выдаст ее тайну и разоблачит ее обман перед отцом, скажет, что мачеха бесчестит царский трон. Она думает о смерти как о спасении, но боится за судьбу детей. Энона предлагает защитить Федру от бесчестья и оклеветать Ипполита пред отцом, сказав, что он возжелал Федру.
Она берется все устроить сама, чтобы спасти честь госпожи “совести наперекор своей”, ибо “чтоб честь была… без пятнышка для всех, и добродетелью пожертвовать не грех”. Энона оклеветала Ипполита, а Тесей поверил, вспомнив, как был бледен, смущен и уклончив сын в разговоре с ним.
Он прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона, который обещал ему исполнить его первую волю, наказать сына. Ипполит настолько поражен тем, что Федра винит его в преступной страсти, что не находит слов для оправдания – у него “окостенел язык”. Хотя он и признается, что любит Арикию, отец ему не верит. Федра пытается уговорить Тесея не причинять вреда сыну.
Когда же он сообщает ей, что Ипполит будто бы влюблен в Арикию, то Федра потрясена и оскорблена тем, что у нее оказалась соперница. Она не предполагала, что кто-то еще сможет пробудить любовь в Ипполите. Царица видит единственный выход для себя – умереть. Она проклинает Энону за то, что та очернила Ипполита. Тем временем Ипполит и Арикия решают бежать из страны вместе.
Тесей пытается уверить Арикию, что Ипполит лжец и она напрасно послушала его. Он хочет еще раз допросить Энону, но узнает, что царица прогнала ее и та бросилась в море. Сама же Федра мечется в безумии. Тесей приказывает позвать сына и молит Посейдона, чтобы тот не исполнял его желание. Однако уже поздно – Терамен приносит страшную весть о том, что Ипполит погиб. Он ехал на колеснице по берегу, как вдруг из моря появилось невиданное чудовище, “зверь с мордою быка, лобастой и рогатой, и с телом, чешуей покрытым желтоватой”. Все бросились бежать, а Ипполит метнул в чудовище копье и пробил чешую. Дракон упал под ноги коням, и те от страха понесли. Ипполит не смог их удержать, они мчались без дороги, по скалам. Вдруг сломалась ось колесницы, царевич запутался в вожжах, и кони поволокли его по земле, усеянной камнями. Тело его превратилось в сплошную рану, и он умер на руках Терамена. Перед смертью Ипполит сказал, что отец напрасно возвел на него обвинение.
Тесей в ужасе, он винит Федру в смерти сына. Та признает, что Ипполит безвинен, что это она была “по воле высших сил… зажжена кровосмесительной неодолимой страстью”. Энона, спасая ее честь, оклеветала Ипполита. Эноны теперь нет, а Федра, сняв с невинного пасынка подозрения, кончает свои земные мучения, приняв яд.
Федра прощается с жизнью
Действие первое, явления 2-3: входит Энона. Она сообщает, что царица поднялась с постели и хочет в одиночестве побыть на свежем воздухе. Мужчины уходят, и появляется ослабленная болезнью Федра. Из ее монолога становится понятно, что она хочет умереть. Также Федра обращается к солнцу, своему мифическому предку. По ее словам, она видит его в последний раз.
Энона слышит Федру, она в ужасе. Энона была кормилицей царицы и относится к ней как к родной дочери. Теперь она корит женщину за нежелание поделиться со своей наперсницей причиной болезни. Энона напоминает Федре о том, что, скончавшись, царица оставит на растерзание своему врагу Ипполиту двух юных сыновей. Она бурно реагирует на упоминание имени своего пасынка, но все еще хочет умереть. Федра говорит о своей вине, которая не оставляет ей другого выбора. В чем именно состоит ее вина, она скрывает, и это крайне обижает Энону. Такова плата ей, кормилице, за все эти годы преданной службы?
Наконец Федра сдается: на самом деле она влюблена в Ипполита, влюблена с тех самых пор, как впервые его увидела. Именно это и гложет ее, именно это толкает в могилу. Федра боролась с собой как могла, даже пыталась умилостивить богиню любви Афродиту, но ничто так и не утихомирило ее страсть. Ей остается лишь быть внешне грубой к Ипполиту. Она боится, что однажды перестанет контролировать себя и опозорит свое имя. Поэтому решает умереть.
Описание и анализ трагедии “Федра” Расина
«Федра» — трагедия Жана Расина. Самая знаменитая трагедия Расина была впервые представлена в Бургундском отеле в Париже 1 января 1677 г. под названием «Федра и Ипполит».
Лишь десять лет спустя появилось название, под которым шедевр Расина остался в веках.
Греческие и римские авторы, бравшиеся за интерпретацию трагической истории любви жены царя Тезея Федры к своему пасынку Ипполиту, выдвигали на первый план этой истории то безвинно загубленного Ипполита, то его коварную мачеху.
О том, что Расин опирался при написании своей трагедии на сюжет, заимствованный у Еврипида, и о том, в чем он его развил, драматург подробно рассказывает, как это было принято у классицистов, в предисловии к «Федре».
Весть о смерти Тесея
Действие первое, события явлений 4-5. Служанка Панопа сообщает шокирующие новости: Тесей умер. В городе волнения, ведь нужно выбирать нового правителя. Кандидатов трое: Ипполит, плененная Арикия и старший сын Федры.
Энона говорит Федре, что царица теперь обязана жить, иначе ее сын погибнет. Ипполит должен унаследовать Трезен, тогда как Афины по праву принадлежат сыну Федры. Федре стоит встретиться с Ипполитом, чтобы убедить его объединится с ней против Арикии. Царице и ее кормилице ничего не известно об истинном отношении Ипполита к пленённой принцессе.
Жан Расин, «Федра»: краткое содержание. Арикия и ее служанка
Предлагаем к прочтению события действия второго, явления первого. Арикия узнает от своей наперсницы Исмены, что Тесея больше нет в живых, и что принцесса не узница отныне. Арикия не спешит радоваться: она не верит в смерть Тесея. Она не понимает, почему Ипполит должен отнестись к ней мягче, чем его отец. Исмена другого мнения. Она достаточно изучила Ипполита и пришла к выводу, что тот любит Арикию.
Это самое приятное известие для принцессы из всех. Жизнь Арикии нельзя назвать счастливой: после того как все шесть ее братьев пали в бою Тесеем, она осталась совсем одна, окруженная политическими врагами. Ей запретили выходить замуж, что, впрочем, не сильно заботило ее. По крайней мере до тех пор, пока девушка не увидела Ипполита. Не за одну лишь красоту полюбила его Арикия, но и за душевные черты. Ипполит для нее – Тесей, лишенный недостатков. Сгинувший афинский царь печально славился как большой охотник до женщин, тогда как Ипполит непорочен и будто бы презирает любовь.
И все же Аракия боится, что Исмена может ошибаться насчет чувств Ипполита.
Ипполит у Арикии
Рассмотрим явления 2-4. Входит Ипполит и подтверждает слова Исмены: Тесей мертв, и Арикия теперь свободна. Кроме того, Афины выбирают нового правителя. Согласно древнему закону, Ипполит не может занять престол, поскольку не был рожден эллинкой, Арикия же имеет на то все права. Ипполит хочет, чтобы именно она владела афинским троном, тогда как сам мужчина готов довольствоваться Трезеном. Что касается старшего сына Федры, то он по замыслу пасынка станет царем Крита. Сын Тесея собирается убедить народ Афин в том, что трон должна занять принцесса.
Аракия не может поверить в такое благородство: ей кажется, что она во сне. Далее Ипполит признается ей в любви. В этот момент входит Терамен. Федра послала его за Ипполитом: царевна хочет поговорить с пасынком наедине. Он отказывается идти к ней, но Аракии удается его переубедить. Ипполит отправляется на встречу с Федрой.
Мачеха и пасынок – Федра и Ипполит
О том, как жила Федра до встречи с Тесеем, сказать сложно – в мифах об этом нет ни одного упоминания. Однако ближе мы знакомимся с ней после успешной победы героя над Минотавром. Оказывается, сестрой Федры была та самая Ариадна, что дала чудесную нить, выведшую Тесея из лабиринта.
До встречи с прекрасной царевной Федрой, что была дочерью царя Миноса, Тесей уже имел незаконнорожденного сына Ипполита. Именно он станет одним из главных героев древней трагедии.
Матерью Ипполита была царевна амазонок Антиопа, что ради возлюбленного Тесея решилась выступить против своих воинственных соплеменниц. Неудивительно, что сын унаследовал от неё трепетное отношение к природе, а среди всех животных особенно любил лошадей.
От себя хочу заметить, что о нежном отношении к лошадям говорит и имя Ипполита, что переводится как «любитель коней». Юноша был прекрасным наездником и настоящим «сыном природы», ведь своей покровительницей избрал саму Артемиду, богиню охоты. В преданиях не раз упоминается, что с Артемидой Ипполита связывали тёплые отношения, однако они никогда не выходили за пределы чистой и непорочной дружбы.
Признание Федры
События второго действия явлений 4-6 следующие. Федра страшно волнуется перед разговором с Ипполитом – она забыла все, что хотела сказать. Энона пытается успокоить свою госпожу.
Когда приходит Ипполит, Федра рассказывает ему о своем беспокойстве касательно будущего ее старшего сына. Она боится, что Ипполит будет мстить ему за те притеснения, причиненные ему его мачехой. Пасынка оскорбляют подобные подозрения. Он бы не смог пойти на такую низость. Федра признается, что хотела изгнать Ипполита и запрещала произносить его имя в своем присутствии, но не делала это она не из ненависти. Она говорит, что он мог бы повторить все подвиги Тесея и сравнивает себя с Ариадной, в итоге Ипполиту начинает казаться, будто Федра принимает его за Тесея. В конце концов Федра признается ему в любви и просит Ипполита убить ее. С этими словами она выхватывает его меч.
Ипполит слышит, как подходит Терамен, и в ужасе убегает. Он не решается поведать своему наставнику ту страшную тайну, открывшуюся ему только что. Терамен в свою очередь сообщает Ипполиту свежие новости: афиняне выбрали новым царем сына Федры. Также, по слухам, Тесей все-таки жив и находится в Эпире.
Федра
Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то странствует уже полгода. Ипполит — сын амазонки. Новая жена Тесея Федра невзлюбила его, как все считают, и он хочет уехать из Афин. Федра же больна непонятной болезнью и «жаждет умереть». Она говорит о своих страданиях, которые ей послали боги, о том, что вокруг неё заговор и её «решили извести». Судьба и гнев богов возбудили в ней какое-то греховное чувство, которое ужасает её саму и о котором она боится сказать открыто. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь тёмную страсть, но тщетно. Федра думает о смерти и ждёт её, не желая никому открыть свою тайну.
Продолжение после рекламы:
Кормилица Энона опасается, что у царицы мутится разум, ибо Федра сама не знает, что говорит. Энона упрекает её в том, что Федра хочет оскорбить богов, прервав своей «жизни нить», и призывает царицу подумать о будущем собственных детей, о том, что у них быстро отнимет власть рождённый амазонкой «надменный Ипполит». В ответ Федра заявляет, что её «греховная жизнь и так уж слишком длится, однако её грех не в поступках, во всем виновато сердце — в нем причина муки. Однако в чем её грех, Федра сказать отказывается и хочет унести свою тайну в могилу. Но не выдерживает и признается Эноне, что любит Ипполита. Та в ужасе. Едва Федра стала женой Тесея и увидела Ипполита, как «то пламень, то озноб» её терзают тело. Это «огонь всевластный Афродиты», богини любви. Федра пыталась умилостивить богиню — «ей воздвигла храм, украсила его», приносила жертвы, но тщетно, не помогли ни фимиам, ни кровь. Тогда Федра стала избегать Ипполита и разыгрывать роль злобной мачехи, заставив сына покинуть дом отца. Но все тщетно.
Брифли существует благодаря рекламе:
Служанка Панопа сообщает, что получено известие, будто супруг Федры Тесей умер. Поэтому Афины волнуются — кому быть царём: сыну Федры или сыну Тесея Ипполиту, рождённому пленной амазонкой? Энона напоминает Федре, что на неё теперь ложится бремя власти и она не имеет права умирать, так как тогда её сын погибнет.
Арикия, царевна из афинского царского рода Паллантов, которых Тесей лишил власти, узнает о его смерти. Она обеспокоена своей судьбой. Тесей держал её пленницей во дворце в городе Трезене. Ипполит избран правителем Трезена и Йемена, наперсница Арикии полагает, что он освободит царевну, так как Ипполит к ней неравнодушен. Арикию же пленило в Ипполите душевное благородство. Храня с прославленным отцом «в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца». Тесей же печально прославился тем, что соблазнял многих женщин.
Ипполит приходит к Арикии и объявляет ей, что отменяет указ отца о её пленении и даёт ей свободу. Афинам нужен царь и народ выдвигает трёх кандидатов: Ипполита, Арикию и сына Федры. Однако Ипполит, согласно древнему закону, если он не рождён эллинкой, не может владеть афинским троном. Арикия же принадлежит к древнему афинскому роду и имеет все права на власть. А сын Федры будет царём Крита — так решает Ипполит, оставаясь правителем Трезена. Он решает ехать в Афины, чтобы убедить народ в праве Арикии на трон. Арикия не может поверить, что сын её врага отдаёт ей трон. Ипполит отвечает, что никогда раньше не знал, что такое любовь, но когда увидел её, то «смирился и надел любовные оковы». Он все время думает о царевне.
Продолжение после рекламы:
Федра, встретясь с Ипполитом, говорит, что боится его: теперь, когда Тесея нет, он может обрушить свой гнев на неё и её сына, мстя за то, что его изгнали из Афин. Ипполит возмущён — так низко поступить он бы не смог. Кроме того, слух о смерти Тесея может быть ложным. Федра, не в силах совладать со своим чувством, говорит, что если бы Ипполит был старше, когда Тесей приехал на Крит, то он тоже мог бы совершить такие же подвиги — убить Минотавра и стать героем, а она, как Ариадна, дала бы ему нить, чтобы не заблудиться в Лабиринте, и связала бы свою судьбу с ним. Ипполит в недоумении, ему кажется, что Федра грезит наяву, принимая его за Тесея. Федра переиначивает его слова и говорит, что любит не старого Тесея, а молодого, как Ипполит, любит его, Ипполита, но не видит в том своей вины, так как не властна над собой. Она жертва божественного гнева, это боги послали ей любовь, которая её мучает. Федра просит Ипполита покарать её за преступную страсть и достать меч из ножен. Ипполит в ужасе бежит, о страшной тайне не должен знать никто, даже его наставник Терамен.
Брифли существует благодаря рекламе:
Из Афин является посланец, чтобы вручить Федре бразды правления. Но царица не хочет власти, почести ей не нужны. Она не может управлять страной, когда её собственный ум ей не подвластен, когда она не властна над своими чувствами. Она уже раскрыла свою тайну Ипполиту, и в ней пробудилась надежда на ответное чувство. Ипполит по матери скиф, говорит Энона, дикарство у него в крови — «отверг он женский пол, не хочет с ним и знаться». Однако Федра хочет в «диком, как лес» Ипполите разбудить любовь, ему ещё никто не говорил о нежности. Федра просит Энону сказать Ипполиту, что она передаёт ему всю власть и готова отдать свою любовь.
Энона возвращается с известием, что Тесей жив и скоро будет во дворце. Федру охватывает ужас, ибо она боится, что Ипполит выдаст её тайну и разоблачит её обман перед отцом, скажет, что мачеха бесчестит царский трон. Она думает о смерти как о спасении, но боится за судьбу детей. Энона предлагает защитить Федру от бесчестья и оклеветать Ипполита перед отцом, сказав, что он возжелал Федру. Она берётся все устроить сама, чтобы спасти честь госпожи «совести наперекор своей», ибо «чтоб честь была… без пятнышка для всех, и добродетелью пожертвовать не грех».
Реклама:
Федра встречается с Тесеем и заявляет ему, что он оскорблён, что она не стоит его любви и нежности. Тот в недоумении спрашивает Ипполита, но сын отвечает, что тайну открыть ему может его жена. А он сам хочет уехать, чтобы совершить такие же подвиги, как и его отец. Тесей удивлён и разгневан — вернувшись к себе домой, он застаёт родных в смятении и тревоге. Он чувствует, что от него скрывают что-то страшное.
Энона оклеветала Ипполита, а Тесей поверил, вспомнив, как был бледен, смущён и уклончив сын в разговоре с ним. Он прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона, который обещал ему исполнить его первую волю, наказать сына, Ипполит настолько поражён тем, что Федра винит его в преступной страсти, что не находит слов для оправдания — у него «окостенел язык». Хотя он и признается, что любит Арикию, отец ему не верит.
Федра пытается уговорить Тесея не причинять вреда сыну. Когда же он сообщает ей, что Ипполит будто бы влюблён в Арикию, то Федра потрясена и оскорблена тем, что у неё оказалась соперница. Она не предполагала, что кто-то ещё сможет пробудить любовь в Ипполите. Царица видит единственный выход для себя — умереть. Она проклинает Энону за то, что та очернила Ипполита.
Тем временем Ипполит и Арикия решают бежать из страны вместе.
Тесей пытается уверить Арикию, что Ипполит — лжец и она напрасно послушала его. Арикия отвечает ему, что царь снёс головы многим чудовищам, но «судьба спасла от грозного Тесея одно чудовище» — это прямой намёк на Федру и её страсть к Ипполиту. Тесей намёка не понимает, но начинает сомневаться, все ли он узнал. Он хочет ещё раз допросить Энону, но узнает, что царица прогнала её и та бросилась в море. Сама же Федра мечется в безумии. Тесей приказывает позвать сына и молит Посейдона, чтобы тот не исполнял его желание.
Реклама:
Однако уже поздно — Терамен приносит страшную весть о том, что Ипполит погиб. Он ехал на колеснице по берегу, как вдруг из моря появилось невиданное чудовище, «зверь с мордою быка, лобастой и рогатой, и с телом, чешуёй покрытым желтоватой». Все бросились бежать, а Ипполит метнул в чудовище копье и пробил чешую. Дракон упал под ноги коням, и те от страха понесли. Ипполит не смог их удержать, они мчались без дороги, по скалам. Вдруг сломалась ось колесницы, царевич запутался в вожжах, и кони поволокли его по земле, усеянной камнями. Тело его превратилось в сплошную рану, и он умер на руках Терамена. Перед смертью Ипполит сказал, что отец напрасно возвёл на него обвинение.
Тесей в ужасе, он винит Федру в смерти сына. Та признает, что Ипполит был невинен, что это она была «по воле высших сил… зажжена кровосмесительной неодолимой страстью». Энона, спасая её честь, оклеветала Ипполита Эноны теперь нет, а Федра, сняв с невинного подозрения, кончает свои земные мучения, приняв яд.
Заговор Федры и Эноны
Рассмотрим действие третье, явления 1-3. Федра не хочет власти, не хочет быть царицей Афин, ведь мысли ее совсем о другом. Она не теряет надежды на ответное чувство. По ее мнению, кто-то же должен рано или поздно пробудить в Ипполите любовь. Федра готова передать ему власть над Афинами.
Энона приносит неожиданное известие: Тесей жив и уже прибыл в Трезен. Федра в ужасе, ибо Ипполит в любой момент может выдать ее тайну. Она снова начинает видеть в смерти единственное спасение, и только страх за судьбу сыновей останавливает ее.
На помощь приходит Энона: кормилица обещает оклеветать Ипполита перед Тесеем, сообщив тому, будто это его сын возжелал Федру. Мачехе ничего не остается кроме как согласиться с планом Эноны.
Возвращение Тесея
В явлении 4-6 появляются Тесей, Ипполит и Терамен. Тесей хочет горячо обнять свою жену, но та отвергает его. Федра говорит мужу, что она недостойна его любви. С этими словами она уходит, оставив мужа в недоумении. Тот расспрашивает Ипполита, но царевич не выдает тайну Федры. Он предлагает отцу спросить об этом жену. Кроме того, Ипполит заявляет о своем намерении покинуть Трезен. Он не желает жить под одной крышей с Федрой и просит отца разрешить ему уехать. Ипполит напоминает отцу о том, что в его годы Тесей уже убил много чудовищ и побывал во многих местах, тогда как сам юноша пока что не сравнялся даже со своей матерью.
Тесей не понимает, что происходит. Разве так должны встречать своих мужей и отцов? Его семья явно скрывает что-то от него. Он уходит в надежде добиться от Федры разъяснений.
Изгнание Ипполита
В четвертом действии Энона клевещет на Ипполита, и Тесей верит ей. Он видел, как его сын был подозрительно смущен в беседе с ним. Тесей в гневе. Единственное, он не понимает почему Федра сама не рассказала ему правду.
Тесей изгоняет сына и обращается к самому Посейдону с просьбой наказать Ипполита. Посейдон обещал исполнить его первую просьбу, поэтому он не сможет ему отказать.
Ипполит настолько поражен этими обвинениями, что попросту не находит слов. Он лишь признается в своей любви к Арикии, но отец не верит ему.
Тем временем Федра мучается укорами совести. Она приходит к Тесею и просит мужа смягчиться к Ипполиту. В разговоре ее муж упоминает, что его сын якобы влюблен в Арикию. Федра в отличие от мужа верит в это и теперь чувствует себя оскорбленной. В который раз царица решает умереть.
Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то странствует уже полгода. Ипполит — сын амазонки. Новая жена Тесея Федра невзлюбила его, как все считают, и он хочет уехать из Афин. Федра же больна непонятной болезнью и «жаждет умереть». Она говорит о своих страданиях, которые ей послали боги, о том, что вокруг нее заговор и её «решили извести». Судьба и гнев богов возбудили в ней какое-то греховное чувство, которое ужасает её саму и о котором она боится сказать открыто. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь темную страсть, но тщетно. Федра думает о смерти и ждет её, не желая никому открыть свою тайну.
Кормилица Энона опасается, что у царицы мутится разум, ибо Федра сама не знает, что говорит. Энона упрекает её в том, что Федра хочет оскорбить богов, прервав своей «жизни нить», и призывает царицу подумать о будущем собственных детей, о том, что у них быстро отнимет власть рожденный амазонкой «надменный Ипполит». В ответ Федра заявляет, что её «греховная жизнь и так уж слишком длится, однако её грех не в поступках, во всем виновато сердце — в нем причина муки. Однако в чем её грех, Федра сказать отказывается и хочет унести свою тайну в могилу. Но не выдерживает и признается Эноне, что любит Ипполита. Та в ужасе. Едва Федра стала женой Тесея и увидела Ипполита, как «то пламень, то озноб» её терзают тело. Это «огонь всевластный Афродиты», богини любви. Федра пыталась умилостивить богиню — «ей воздвигла храм, украсила его», приносила жертвы, но тщетно, не помогли ни фимиам, ни кровь. Тогда Федра стала избегать Ипполита и разыгрывать роль злобной мачехи, заставив сына покинуть дом отца. Но все тщетно.
Служанка Панопа сообщает, что получено известие, будто супруг Федры Тесей умер. Поэтому Афины волнуются — кому быть царем: сыну Федры или сыну Тесея Ипполиту, рожденному пленной амазонкой? Энона напоминает Федре, что на нее теперь ложится бремя власти и она не имеет права умирать, так как тогда её сын погибнет.
Арикия, царевна из афинского царского рода Паллантов, которых Тесей лишил власти, узнает о его смерти. Она обеспокоена своей судьбой. Тесей держал её пленницей во дворце в городе Трезене. Ипполит избран правителем Трезена и Йемена, наперсница Арикии полагает, что он освободит царевну, так как Ипполит к ней неравнодушен. Арикию же пленило в Ипполите душевное благородство. Храня с прославленным отцом «в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца». Тесей же печально прославился тем, что соблазнял многих женщин.
Ипполит приходит к Арикии и объявляет ей, что отменяет указ отца о её пленении и дает ей свободу. Афинам нужен царь и народ выдвигает трех кандидатов: Ипполита, Арикию и сына Федры. Однако Ипполит, согласно древнему закону, если он не рожден эллинкой, не может владеть афинским троном. Арикия же принадлежит к древнему афинскому роду и имеет все права на власть. А сын Федры будет царем Крита — так решает Ипполит, оставаясь правителем Трезена. Он решает ехать в Афины, чтобы убедить народ в праве Арикии на трон. Арикия не может поверить, что сын её врага отдает ей трон. Ипполит отвечает, что никогда раньше не знал, что такое любовь, но когда увидел её, то «смирился и надел любовные оковы». Он все время думает о царевне.
Федра, встретясь с Ипполитом, говорит, что боится его: теперь, когда Тесея нет, он может обрушить свой гнев на нее и её сына, мстя за то, что его изгнали из Афин. Ипполит возмущен — так низко поступить он бы не смог. Кроме того, слух о смерти Тесея может быть ложным. Федра, не в силах совладать со своим чувством, говорит, что если бы Ипполит был старше, когда Тесей приехал на Крит, то он тоже мог бы совершить такие же подвиги — убить Минотавра и стать героем, а она, как Ариадна, дала бы ему нить, чтобы не заблудиться в Лабиринте, и связала бы свою судьбу с ним. Ипполит в недоумении, ему кажется, что Федра грезит наяву, принимая его за Тесея. Федра переиначивает его слова и говорит, что любит не старого Тесея, а молодого, как Ипполит, любит его, Ипполита, но не видит в том своей вины, так как не властна над собой. Она жертва божественного гнева, это боги послали ей любовь, которая её мучает. Федра просит Ипполита покарать её за преступную страсть и достать меч из ножен. Ипполит в ужасе бежит, о страшной тайне не должен знать никто, даже его наставник Терамен.
Из Афин является посланец, чтобы вручить Федре бразды правления. Но царица не хочет власти, почести ей не нужны. Она не может управлять страной, когда её собственный ум ей не подвластен, когда она не властна над своими чувствами. Она уже раскрыла свою тайну Ипполиту, и в ней пробудилась надежда на ответное чувство. Ипполит по матери скиф, говорит Энона, дикарство у него в крови — «отверг он женский пол, не хочет с ним и знаться». Однако Федра хочет в «диком, как лес» Ипполите разбудить любовь, ему еще никто не говорил о нежности. Федра просит Энону сказать Ипполиту, что она передает ему всю власть и готова отдать свою любовь.
Энона возвращается с известием, что Тесей жив и скоро будет во дворце. Федру охватывает ужас, ибо она боится, что Ипполит выдаст её тайну и разоблачит её обман перед отцом, скажет, что мачеха бесчестит царский трон. Она думает о смерти как о спасении, но боится за судьбу детей. Энона предлагает защитить Федру от бесчестья и оклеветать Ипполита перед отцом, сказав, что он возжелал Федру. Она берется все устроить сама, чтобы спасти честь госпожи «совести наперекор своей», ибо «чтоб честь была… без пятнышка для всех, и добродетелью пожертвовать не грех».
Федра встречается с Тесеем и заявляет ему, что он оскорблен, что она не стоит его любви и нежности. Тот в недоумении спрашивает Ипполита, но сын отвечает, что тайну открыть ему может его жена. А он сам хочет уехать, чтобы совершить такие же подвиги, как и его отец. Тесей удивлен и разгневан — вернувшись к себе домой, он застает родных в смятении и тревоге. Он чувствует, что от него скрывают что-то страшное.
Энона оклеветала Ипполита, а Тесей поверил, вспомнив, как был бледен, смущен и уклончив сын в разговоре с ним. Он прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона, который обещал ему исполнить его первую волю, наказать сына, Ипполит настолько поражен тем, что Федра винит его в преступной страсти, что не находит слов для оправдания — у него «окостенел язык». Хотя он и признается, что любит Арикию, отец ему не верит.
Федра пытается уговорить Тесея не причинять вреда сыну. Когда же он сообщает ей, что Ипполит будто бы влюблен в Арикию, то Федра потрясена и оскорблена тем, что у нее оказалась соперница. Она не предполагала, что кто-то еще сможет пробудить любовь в Ипполите. Царица видит единственный выход для себя — умереть. Она проклинает Энону за то, что та очернила Ипполита.
Тем временем Ипполит и Арикия решают бежать из страны вместе.
Тесей пытается уверить Арикию, что Ипполит — лжец и она напрасно послушала его. Арикия отвечает ему, что царь снес головы многим чудовищам, но «судьба спасла от грозного Тесея одно чудовище» — это прямой намек на Федру и её страсть к Ипполиту. Тесей намека не понимает, но начинает сомневаться, все ли он узнал. Он хочет еще раз допросить Энону, но узнает, что царица прогнала её и та бросилась в море. Сама же Федра мечется в безумии. Тесей приказывает позвать сына и молит Посейдона, чтобы тот не исполнял его желание.
Однако уже поздно — Терамен приносит страшную весть о том, что Ипполит погиб. Он ехал на колеснице по берегу, как вдруг из моря появилось невиданное чудовище, «зверь с мордою быка, лобастой и рогатой, и с телом, чешуей покрытым желтоватой». Все бросились бежать, а Ипполит метнул в чудовище копье и пробил чешую. Дракон упал под ноги коням, и те от страха понесли. Ипполит не смог их удержать, они мчались без дорога, по скалам. Вдруг сломалась ось колесницы, царевич запутался в вожжах, и кони поволокли его по земле, усеянной камнями. Тело его превратилось в сплошную рану, и он умер на руках Терамена. Перед смертью Ипполит сказал, что отец напрасно возвел на него обвинение.
Тесей в ужасе, он винит Федру в смерти сына. Та признает, что Ипполит был невинен, что это она была «по воле высших сил… зажжена кровосмесительной неодолимой страстью». Энона, спасая её честь, оклеветала Ипполита Эноны теперь нет, а Федра, сняв с невинного подозрения, кончает свои земные мучения, приняв яд.
Развязка
В пятом действии Ипполит решает бежать, но перед этим жениться на Арикии. Сразу после его отправления к Арикии неожиданно приходит Тесей. Афинский царь пытается убедить ее в том, что Ипполит – обманщик, и не стоило слушать его. Но Арикия столь рьяно защищает его сына, что Тесей начинает сомневаться. Всю ли правду он знает?
Тесей решает допросить Энону, но ее уже нет в живых: женщина утопилась после того, как Федра прогнала ее. Сама же царица пребывает на грани безумия. Тогда Тесей распоряжается вернуть ему сына и взывает к Посейдону, чтобы тот не стал выполнять его просьбу.
Уже слишком поздно. Терамен сообщает, что Ипполит погиб в схватке с чудовищем, напавшем на него из морских вод. Тесею остается лишь винить во всем Федру. И та не отрицает своей вины. Она успевает рассказать мужу всю правду перед тем как умереть от принятого ею ранее яда.
Пораженный горем, Тесей клянется чтить память Ипполита и впредь относиться к Арикии как к родной дочери.
Таково краткое содержание. «Федра» – одна из величайших пьес, которую стоит однажды прочесть полностью.
Федра. Расин Жан
Федра. Трагедия (1677)
Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то странствует уже полгода.
Ипполит — сын амазонки, новая жена Тесея Федра невзлюбила его, как все считают, и он хочет уехать из Афин. Федра же больна непонятной болезнью и «жаждет умереть». Она говорит о своих страданиях, которые ей послали боги, о том, что вокруг нее заговор и ее «решили извести». Судьба и гнев богов возбудили в ней какое-то греховное чувство, которое ужасает ее саму и о котором она боится сказать открыто. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь темную страсть, но тщетно. Федра думает о смерти и ждет ее, не желая никому открыть свою тайну.
Кормилица Энона опасается, что у царицы мутится разум, ибо Федра сама не знает, что говорит. Энона упрекает ее в том, что Федра хочет оскорбить богов, прервав своей «жизни нить», и призывает царицу подумать о будущем собственных детей, о том, что у них быстро отнимет власть рожденный амазонкой «надменный Ипполит».
В ответ Федра заявляет, что ее «греховная жизнь и так уж слишком длится», однако ее грех не в поступках, во всем виновато сердце — в нем причина муки. Однако в чем ее грех, Федра сказать отказывается и хочет унести свою тайну в могилу. Но не выдерживает и признается Эноне, что любит Ипполита.
Та в ужасе. Едва Федра стала женой Тесея и увидела Ипполита, как «то пламень, то озноб» ее терзают тело. Это «огонь всевластной Афродиты», богини любви.
Федра пыталась умилостивить богиню — «ей воздвигла храм, украсила его», приносила жертвы, но тщетно, не помогли ни фимиам, ни кровь. Тогда Федра стала избегать Ипполита и разыгрывать роль злобной мачехи, заставив сына покинуть дом отца. Но все тщетно.
Служанка Панопа сообщает, что получено известие, будто супруг Федры Тесей умер. Поэтому Афины волнуются — кому быть царем: сыну Федры или сыну Тесея Ипполиту, рожденному пленной амазонкой. Энона напоминает Федре, что на нее теперь ложится бремя власти и она не имеет права умирать, так как тогда ее сын погибнет.
Арикия, царевна из афинского царского рода Паллантов, которых Тесей лишил власти, узнает о его смерти.
Она обеспокоена своей судьбой. Тесей держал ее пленницей во дворце в городе Трезене. Ипполит избран правителем Трезена, и Йемена, наперсница Арикии, полагает, что он освободит царевну, так как Ипполит к ней неравнодушен.
Арикию же пленило в Ипполите душевное благородство. Храня с прославленным отцом «в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца». Тесей же печально прославился тем, что соблазнял многих женщин.
Ипполит приходит к Арикии и объявляет ей, что отменяет указ отца о ее пленении и дает ей свободу.
Афинянам нужен царь, и народ выдвигает трех кандидатов: Ипполита, Арикию и сына Федры. Однако Ипполит, согласно древнему закону, если он не рожден эллинкой, не может владеть афинским троном. Арикия же принадлежит к древнему афинскому роду и имеет все права на власть. А сын Федры будет царем Крита — так решает Ипполит, оставаясь правителем Трезена. Он решает ехать в Афины, чтобы убедить народ в праве Арикии на трон. Арикия не может поверить, что сын ее врага отдает ей трон. Ипполит отвечает ей, что никогда раньше не знал, что такое любовь, но когда увидел ее, то «смирился и надел любовные оковы». Он все время думает о царевне.
Федра, встретясь с Ипполитом, говорит, что боится его: теперь, когда Тесея нет, он может обрушить свой гнев на нее и ее сына, мстя за то, что его изгнали из Афин. Ипполит возмущен — так низко поступить он бы не смог. Кроме того, слух о смерти Тесея может быть ложным. Федра, не в силах совладать со своим чувством, говбрит, что если бы Ипполит был старше, когда Тесей приехал на Крит, то он тоже мог бы совершить такие же подвиги — убить Минотавра и стать героем, а она, как Ариадна, дала бы ему нить, чтобы не заблудиться в Лабиринте, и связала бы свою судьбу с ним. Ипполит в недоумении, ему кажется, что Федра грезит наяву, принимая его за Тесея. Федра переиначивает его слова и говорит, что любит не нынешнего Тесея, а молодого, как Ипполит, любит его, Ипполита, но не видит в том своей вины, так как не властна над собой. Она жертва божественного гнева, это боги послали ей любовь, которая ее мучает. Федра просит Ипполита покарать ее за преступную страсть и достать меч из ножен.
Ипполит в ужасе бежит, о страшной тайне не должен знать никто, даже его наставник Терамен.
Из Афин является посланец, чтобы вручить Федре бразды правления. Но царица не хочет власти, почести ей не нужны. Она не может управлять страной, когда ее собственный ум ей не подвластен, когда она не властна над своими чувствами. Она уже раскрыла свою тайну Ипполиту, и в ней пробудилась надежда на ответное чувство.
Энона возвращается с известием, что Тесей жив и скоро будет во дворце. Федру охватывает ужас, ибо она боится, что Ипполит выдаст ее тайну и разоблачит ее обман перед отцом, скажет, что мачеха бесчестит царский трон. Она думает о смерти как о спасении, но боится за судьбу детей. Энона предлагает защитить Федру от бесчестья и оклеветать Ипполита пред отцом, сказав, что он возжелал Федру. Она берется все устроить сама, чтобы спасти честь госпожи «совести наперекор своей», ибо, «чтоб честь была… без пятнышка для всех, и добродетелью пожертвовать не грех».
Энона оклеветала Ипполита, а Тесей поверил, вспомнив, как был бледен, смущен и уклончив сын в разговоре с ним. Он прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона, который обещал ему исполнить его первую волю, наказать сына. Ипполит настолько поражен тем, что Федра винит его в преступной страсти, что не находит слов для оправдания — у него «окостенел язык». Хотя он и признается, что любит Арикию, отец ему не верит.
Федра пытается уговорить Тесея не причинять вреда сыну. Когда же он сообщает ей, что Ипполит будто бы влюблен в Арикию, то Федра потрясена и оскорблена тем, что у нее оказалась соперница. Она не предполагала, что кто-то еще сможет пробудить любовь в Ипполите. Царица видит единственный выход для себя — умереть. Она проклинает Энону за то, что та очернила Ипполита.
Тем временем Ипполит и Арикия решают бежать из страны вместе. Тесей пытается уверить Арикию, что Ипполит лжец и она напрасно послушала его. Он хочет еще раз допросить Энону, но узнает, что царица прогнала ее и та бросилась в море. Сама же Федра мечется в безумии. Тесей приказывает позвать сына и молит Посейдона, чтобы тот не исполнял его желание.
Однако уже поздно — Терамен приносит страшную весть о том, что Ипполит погиб. Он ехал на колеснице по берегу, как вдруг из моря появилось невиданное чудовище, «зверь с мордою быка, лобастой и рогатой, и с телом, чешуей покрытым желтоватой». Все бросились бежать, а Ипполит метнул в чудовище копье и пробил чешую. Дракон упал под ноги коням, и те от страха понесли. Ипполит не смог их удержать, они мчались без дороги, по скалам. Вдруг сломалась ось колесницы, царевич запутался в вожжах, и кони поволокли его по земле, усеянной камнями. Тело его превратилось в сплошную рану, и он умер на руках Терамена. Перед смертью Ипполит сказал, что отец напрасно возвел на него обвинение.
Тесей в ужасе, он винит Федру в смерти сына. Та признает, что Ипполит безвинен, что это она была «по воле высших сил… зажжена кровосмесительной неодолимой страстью». Энона, спасая ее честь, оклеветала Ипполита. Эноны теперь нет, а Федра, сняв с невинного пасынка подозрения, кончает свои земные мучения, приняв яд.
А. П. Шишкин Федра — жена Тесея, дочь Миноса и Пасифаи, мачеха Ипполита. Ф. пылает страстью к своему пасынку и открывается ему, но, когда возвращается домой ее муж Тесей, которого она считала погибшим, спасая себя и своих детей от позора, допускает, чтобы кормилица Энона оклеветала Ипполита в посягательстве на ее честь раньше, чем откроется правда. Проклятый отцом, Ипполит погибает, а Ф., полная раскаяния, отравляется, перед смертью признаваясь Тесею в своей вине и невиновности Ипполита. Разрабатывая характер Ф., Расин опирался на трагедии Еври-пида «Ипполит увенчанный» (428 до н. э.) и Сенеки «Федра» (I в. н. э.). Сенека сделал Ф. главной героиней, что принял Расин, но его версия этого характера (Ф. с самого начала обуреваема безумной страстью и готова на любое преступление) противоречила стремлению французского драматурга выбрать героиню, которая в соответствии с «Поэтикой» Аристотеля могла бы вызвать сострадание и ужас.
Поэтому в предисловии к трагедии Расин указывает, что именно Еврипиду он обязан «общей идеей характера Федры», замечая: «Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна». Хотя создание образа Ф. было для Расина не целью, а средством раскрытия идеи добродетели, он по-новому понял задачи воспроизведения характера в литературе, став одним из основоположников психологизма во Франции. Он показал один день (последний день) ее жизни. Страсть, терзавшая ее многие годы, достигла в этот день высшего напряжения, из скрываемой впервые стала явной и привела к трагической развязке.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl
Информация о работе «Федра. Расин Жан»
Раздел: Краткое содержание произведений Количество знаков с пробелами: 8964 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Жан Расин
54113
0
0
… для удовлетворения своего тщеславия). Грозы революции были еще далеко, но отдельные тучи уже начали появляться на ясном небе. Словом, злоупотребление властью, пороки деспотизма – вот тема политических трагедий Жана Расина. В трагедии «Британник» – эпоха Нерона, первый период его царствования, когда он еще не обнаружил всех отвратительных качеств своей натуры, когда еще не совершил тех страшных …
Кассандра, Дидона, Федра
29366
0
0
… мне внушен не тем столбом из соли…»), Рахиль (восходящая к соответствующему образу у Мандельштама), Мелхола – лишь некоторые звенья этой цепи. Здесь мы остановимся на трех из многих: Кассандра, Дидона, Федра. Этих античных героинь объединяет мотив трагической (святотатственной, недозволенной) любви и наказания за нее: Кассандра отвергает любовь Аполлона и погибает; покинутая чужеземцем Дидона …
Расин в оценке французских классиков XIX века
7115
0
0
… выше, охлаждали пылкость чувств. «И порой сочинителям, — как замечает мадам де Сталь, — оставались равно недоступны и язык разума, и язык любви» (Там же. С. 253). Сравнивая Расина с Шекспиром, оба писателя XIX века показывают, как важно для нации быть свободной. Средства, благодаря которым пьесы Шекспира получили народное признание, отсутствовали в трагедиях Расина. Им не доставало мощи, которая …
История создания «Комеди Франсэз» и сценическое искусство Франции конца ХVII века
6266
0
0
… от актеров нового характера существования на сцене, от театральных художников (или, как тогда говорили, машинистов сцены) — нового принципа организации сценического пространства, нового типа оформления. Так происходит во Франции ХVII века становление классицистического театра, оказавшего огромное влияние не только на дальнейшее развитие французской сцены, но и на театральное искусство всех стран …
🗹