Путешествие Александра Радищева из Петербурга в Илимск
Тайный советник при особых поручениях, глава Тайной экспедиции и обер-секретарь Правительствующего сената, приближённый Екатерины II, Степан Шешковский во всём был полной противоположностью Радищева, аристократа с европейским образованием. Шешковский проделал путь из низов до государственной верхушки и повергал двор в ужас. Ещё в тринадцатилетнем возрасте, когда Радищев уже год как был в новом Пажеском корпусе императрицы, Шешковский переписывал протоколы доносов в Тайной канцелярии, и ему так понравилось всё, что там происходит, что в 16 он сумел устроиться в московский филиал Тайной канцелярии, а дальше рьяно пошёл по карьерной лестнице и спустя годы получил репутацию жестокого палача, хладнокровного мучителя и могущественного человека. К тому же — снова на контрасте с неподкупным начальником таможни Радищевым — известного взяточника.
Излюбленной пыткой Шешковского была такая: ударить четверным поленом по подбородку и выбить все зубы. Екатерина II доверяла «домашнему палачу» самые деликатные дела: к примеру, не привлекая внимания общественности, выкрадывать и пороть знатных дам, слишком увлекающихся дворцовыми сплетнями, а затем аккуратно возвращать несчастных на место. Его ненавидили, боялись и презирали одновременно.
За десять дней до ареста Александр Радищев уже понимал, какой эффект произвело его сочинение, и его жизнь стала похожей на шпионский детектив. Типограф Иван Шнор, за которым была установлена полицейская слежка, попросил у Радищева 50–100 книг в счёт долга за типографский станок, и Радищев не придумал ничего лучше, чем ответить, что тираж украден, хотя он лежал у него дома. Только за несколько часов до своего ареста в панике и плохом предчувствии Радищев приказал своему дворовому человеку сжечь книги, уничтожить рукописи «Путешествия» и любые компрометирующие бумаги. Самые ценные сочинения он отдал своему бывшему начальнику графу Воронцову. Правда, разрозненные заметки у него всё равно остались.
События развивались стремительно. 30 июня 1790 года к Радищеву пришла полиция, обыскала квартиру и увезла его в Петропавловскую крепость. У череды допросов была одна цель — выяснить, что побудило его напечатать «Путешествие из Петербурга в Москву» и есть ли у него сообщники в этой подрывной деятельности. Чего он хотел? Это был акт художественный, социально-политический, репутационный или коммерческий? Защита Радищева не сработала, потому что он сам себе во многом противоречил. Он заверял, что сообщников у него нет, делал он всё сам, мотивы его — чисто литературные: хотел прослыть остроумным писателем и разбавить сентиментальное путешествие острой политической публицистикой. «Дерзновенныя выражения и неприличной смелости почерпнул я, читая разных писателей, и ни с каким другим намерением, как чтобы прослыть хорошим писателем», — объяснял он на следствии. Он говорил, что вдохновился путешествием стерновского Йорика, но решил усовершенствовать задумку Стерна. Хотел принести пользу обществу и для этого смягчил сердца помещиков. Добавил юмор, чтобы было не скучно читать. С помощью книги хотел стать заметным в литературном сообществе и заработать. Как бы он ни уверял, что «разум заблуждал, сердце не было тому причастно», ситуация выходила крайне паршивой.
Другие персонажи
Господин Ч. – добрый знакомый главного героя, человек крутого нрава.
Павел – капитан небольшого судна, который, рискуя собственной жизнью, спас двадцать человек, оказавшихся в затопленной лодке.
Купец – жертва мошенника, из-за которого оказался под судом, лишившись чинов, имущества и семьи.
Карп Дементьич – купец третьей гильдии, именитый гражданин.
Крестьянкин – давнишний приятель главного героя, честный и справедливый дворянин.
Аннушка – простая крестьянская девушка, честная, искренняя, благородная.
Слепой старик – зарабатывает на жизнь милостыней, в прошлом – отважный воин.
Краткое содержание
Вступление
Автор обращается к другу и жалуется на то, что его душа «страданиями человечества уязвленна стала». Он с грустью отмечает, в большинстве случаев беды и несчастья с человеком происходят по той причине, что он «взирает непрямо на окружающие его предметы».
Пытаясь отыскать решение этой проблемы, автор находит его и радостно делится: «Я человеку нашел утешителя в нем самом». Он надеется, что его книга придется по душе если не всем читателям, то хотя бы некоторым из них.
Выезд
Сразу после ужина с друзьями главный герой усаживается в кибитку, и «во всю лошадиную мочь» мчит по городским улицам. Ему тяжело расставаться с близкими и дорогими сердцу людьми, однако он пытается перебороть чувство тоски.
Незаметно он засыпает под «звон почтового колокольчика», а, проснувшись, узнает, что подъезжает к почтовому двору в Софии.
София
Сонный почтовый комиссар отказывается поменять лошадей путешественнику. Он говорит, что лошадей нет, и предлагает ему испить чаю и лечь спать. Однако мужчина не верит комиссару и отправляется в конюшню, чтобы лично убедиться в наличии лошадей. Хоть и сильно исхудавшие, они все же стоят в конюшне, и вполне могут довезти его до следующей станции.
Путешественник хочет было попотчевать комиссара палкой за несговорчивость, но в последний момент меняет свое решение. Он платит софийским ямщикам, чтобы те побыстрее запрягли лошадей, и отправляется в дорогу. Герой приходит к выводу, что «рассудок есть раб нетерпеливости».
Тосна
Поначалу дорога из Петербурга радует путешественника, но, «дождями разжиженная», она становится непроходимой. Устав от сильной тряски, он решает немного передохнуть. В почтовой избе он находит старой закалки стряпчего с «великим множеством изодранных бумаг».
Стряпчий рассказывает, что служит регистратором в архиве и занимается составление родословных древ. Ему удалось восстановить родословные «многих родов российских», и теперь он планирует продавать их дворянам. Однако путешественник понимает, что это многим может вскружить голову и советует регистратору продать свои записи «на вес разносчикам для обвертки».
Любани
Во время путешествия в кибитки мысли героя устремлены в «неизмеримость мира», однако философским рассуждениям мешает откровенно плохая дорога, и путешественник решает пройтись пешком. Неподалеку от дороги он замечает крестьянина, вспахивающего землю. Герой удивляется, что мужчина работает в воскресный день, да еще в самую жару.
Выясняется, что у пахаря большая семья, и, чтобы прокормить ее, он вынужден работать на помещика без выходных, с утра и до глубокой ночи. Но он не жалуется на жизнь, и лишь сокрушается по поводу новой моды – отдавать «крестьян своих чужому в работу». Вот только простые работяги ничего поделать с этим не могут.
Рассказ крестьянина заставляет задуматься путешественника и переосмыслить собственное отношение к верному слуге.
Чудово
В почтовой избе герой неожиданно встречает своего хорошего приятеля – господина Ч., который рассказывает ему причину своего вынужденного отъезда из Петербурга.
Он решил посетить Кронштадт и осмотреть быстро развивающийся город. Напоследок господин Ч. вознамерился потешить себя морской прогулкой и полюбоваться «великолепным зрелищем восхождения солнца». Однако внезапно начавшийся шторм помешал его планам. Судно быстро наполнилось водой и все, кто был на нем, независимо от сословий, принялись вычерпывать воду.
Капитану судна удалось первому попасть на берег, где он обратился за помощью к солдатам. Вот только подчиненные побоялись разбудить начальника гарнизона, опасаясь его гнева. Изможденному Павлу не оставалось ничего иного, как попросить обычных солдат помочь спасти людей из тонущей лодки.
В результате все были спасены, но господин Ч. был настолько разъярен равнодушным поведением начальника гарнизона, что покинул город и светское общество, которое оказалось на стороне этого бездушного человека.
Спасская полесть
Когда путешественник готов был вновь отправиться в путь, начался сильный ливень. Понимая, что «с погодою не сладишь», он возвращается в избу, и слышит, как мужчина рассказывает свой жене историю об одном чиновнике. Тот настолько любил устриц, что ел их при любой возможности, и даже за казенный счет гонял за ними курьера в Петербург.
По окончанию дождя путешественник вновь собирается в дорогу. К нему в попутчики напрашивается мужчина, который рассказывает свою печальную историю. Будучи купцом, он оказался жертвой ловкого мошенника, из-за которого попал под суд. Узнав об этом, его горячо любимая жена, бывшая на сносях, преждевременно родила. Младенец скончался, а спустя несколько суток умерла и несчастная женщина, подхватившая горячку. В последний момент купцу помогли сбежать его верные друзья, и теперь он едет, «куда глаза глядят».
Подберезье
Из-за плохого самочувствия герой вынужден сделать небольшую паузу в своем путешествии. Он знакомится с приятным молодым человеком – семинаристом, который пешком держит путь в Петербург, к дяде.
Разговорившись, семинарист делится с путешественником проблемами современного образования. В семинариях обучают многим наукам, но лишь на латинском языке и на основе трудов античных ученых. Выучив английский и французский, и прочитав работы европейских авторов, молодой человек был поражен, насколько прогрессивными оказались западные умы. Он уверен, что науки только в том случае будут развиваться, если «преподаются на языке народном».
Новгород
Подъезжая к Новгороду, герой любуется «на множество монастырей, вокруг оного лежащих». Но, оказавшись в самом городе, он видит, тот находится в плачевном состоянии. Ранее, во время народного правления, Новгород процветал, но после захвата его Иваном Грозным и утверждением княжеской власти, он постепенно стал ветшать. Герой рассуждает на тему «права народного» и эти горькие мысли не дают ему покоя.
Путешественник останавливается у своего старого знакомого – купца Карла Дементьевича, который на днях женил своего сына. Они беседуют о вексельной системе, которая, по сути, совершенно бесполезна. Пользуясь несовершенством законодательной системы, Карл Дементьевич без зазрения совести брал большие ссуды, но отдавал их, предварительно переписав все имущество на супругу.
Бронницы
Герой поднимается на гору, «близ Бронниц находящуюся», на которой ранее располагался языческий храм. Поддавшись атмосфере старинного места, он размышляет о Боге и смысле жизни. В итоге приходит к выводу, что только человек волен распоряжаться собственной судьбой. Для достижения земного счастья нужно усердно трудиться, а Бог является лишь инструментом морального воспитания.
Зайцово
В Зайцове путешественник встречает своего старинного приятеля, начальника суда Крестьянкина, имеющего чувствительную душу и «сердце человеколюбивое». После многолетней разлуки друзья делятся событиями своей жизни, и главный герой узнает, что альтруизм его приятеля послужил причиной отставки от одного дела.
Некий помещик, купивший деревню, стал очень жестоко обращаться с тамошними крестьянами. Терпению подневольных людей наступил конец, когда барские сыновья ради потехи чуть было не изнасиловали невесту перед самим венчанием. Не выдержав подобного надругательства, крестьяне убили помещика и все его семейство.
Крестьянкин жалел крестьян, однако сослуживцы настаивали на самом суровом для них приговоре. Не желая принимать участия в этом грязном деле, он покинул службу.
После этой истории главный герой получает письмо от своего приятеля, в котором узнает о неожиданной для всех свадьбе двух стариков: бывшей владелицы публичного дома и барона Дурындина, польстившегося на деньги невесты.
Крестьцы
В Крестьцах путешественник становится невольным свидетелем «расстания у отца с детьми». Эта сцена трогает героя, поскольку он сам отец и в будущем ему также предстоит с ними расстаться. Его откровенно раздражает «несчастный предрассудок», согласно которому дворянские дети должны идти на службу. Герой находит в этом лишь непомерное тщеславие отцов, желающих видеть своих отпрысков в высоких воинских чинах. На самом же деле, лишь двое из ста «дворянчиков» становятся добрыми людьми, остальные же начинают вести разгульный образ жизни, постепенно превращаясь в распутных щеголей.
Яжелбицы
Этот день послан герою «судьбою на испытание», поскольку он, проезжая мимо кладбища, становится очевидцем страшной картины. Обезумевший от горя отец мешает погребению умершего сына, крепко вцепившись в маленький гроб.
Выясняется, что мальчик был больным уже при рождении, и причиной его хвори стала «смрадная болезнь» – венерическое заболевание, которым в молодости переболел его отец.
Герой пускается в размышления о разврате. Он призывает молодежь задумываться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих потомков, прежде чем поддаться греховному искушению.
Валдаи
Приехав в Валдаи, путешественник узнает, что «сей городок достопамятен» распутством местных жителей, «особливо женщин незамужних». Герой описывает нравы этого города, в котором развратные девицы завлекают приезжих, предлагая им свои услуги. Местом для любовных услад служат бани, куда валдайские дамы приглашают отдохнуть с дороги денежных странников. Путники проводят в бане ночь, «теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время».
Едрово
В Едрово путешественник видит группу из тридцати молодых сельских женщин. Он любуется ими, его пленяет «красота юности в полном блеске». Герой сравнивает искусственную, болезненную красоту городских кокеток с живой, крепкой статью крестьянок, и этот выбор явно не в пользу горожанок.
По дороге путешественник знакомится с молодой крестьянкой Аннушкой, который рассказывает о своей мечте – выйти замуж за любимого парня и нарожать ему детишек. Вот только на выкуп жениха нужно сто рублей, а для их семьи это огромные деньги. Герой решает помочь молодым, но те решительно отказываются от помощи. Несмотря на бедность и низкое происхождение эти люди не утратили честь и достоинство. Герой немало удивлен тому, сколько «благородства в образе мыслей у сельских жителей».
Хотилов
Проезжая мимо Хотилова, герой пускается в рассуждения о человеческих правах. Его безмерно огорчает тот факт, что один из самых важных членов общества – земледелец – «ощущает тяготу неволи». В крепостничестве он видит большое зло, причину многих пороков среди крестьян, и призывает к отмене этого жестокого ярма.
Вышний Волчок
Прибыв в Вышний Волочок, путешественник замечает, что здесь царит «мощный побудитель человеческих деяний — корыстолюбие». Однако все богатство этого края есть результат рабского труда местных крестьян. Герой припоминает одного помещика, который в погоне за звонкой монетой заставлял своих крепостных трудиться без выходных, отбирал у них скотину и даже небольшие клапти земли. Барин этот стал знаменитым землевладельцем, вот только, по мнению героя, это не делает ему чести, и он не в праве «носить имя гражданина».
Выдропуск
Проезжая мимо Выдропуска, путешественник принимается за бумаги своего приятеля «о уничтожении придворных чинов». Во время и прочтения он размышляет о расточительной роскоши и сомнительных нравах, царящих при дворе. Герой уверен, что человека необходимо ценить по его личным качествам и совершенным поступкам, но не по уровню его богатства.
Торжок
На почтовом дворе в Торжке герой знакомится с молодым человеком, который также держит путь в Петербург. Они заводят разговор о цензуре, которая преследует лишь уничижительную цель – «почеркивать, марать, не дозволять, драть, жечь». Собеседники приходят к единому мнению, что цензура – явление абсолютно бесполезное, и ее следует заменить на народное мнение.
Медное
Продолжив свой путь, герой принимается за чтение местной газеты, в которой натыкается на объявление о продаже имений и крестьян. К подобной мере прибегают разорившиеся помещики. Очень часто при таких торгах крестьянские семьи навеки разлучаются, оказываясь у разных хозяев. Новых владельцев мало беспокоит нечеловеческое горе их новой прислуги, которую они принимают за бесправный скот.
Тверь
Во время обеда в одном из трактиров в Твери путешественник знакомится с молодым поэтом. Тот делится своими переживаниями о том, что поэзия в России «далеко еще отстоит величия». Большинство образованных людей предпочитают разговаривать на французском, забывая свой родной русский язык. Поэт делится с новым знакомым своими произведениями, которые намеревается напечатать.
Городня
В Городне путешественник становится свидетелем большого смятения среди деревенских жителей. Как оказалось, «рекрутский набор был причиною рыдания и слез многих толпящихся». Власти безжалостно отбирают даже единственного сына у престарелой больной вдовы, обрекая ее на голодную смерть.
Но для некоторых рекрутов служба была спасением от ежедневных унижений со стороны господ. Незавидная солдатская доля для них слаще рабской жизни.
Завидово
Во время смены лошадей в Завидово путешественник сталкивается с надменным и своевольным офицером. Он не собирается терять время на постоялом дворе и требует у главного героя, чтобы тот подарил ему своих лошадей. Путешественник, не обращая внимание на приказной тон «властновелительного гранодера», дает ему решительный отпор. После он принимается рассуждать о нравственной деградации людей, которые привыкли пресмыкаться перед высокими чинами.
Клин
На станции герой встречает слепого старца, поющего народную песню. Его грустный голос, весь его облик «проницал в сердца его слушателей». Желая как-то помочь старику, путешественник дает ему рубль, однако тот отвергает его, боясь, что кто-то сможет согрешить и украсть его. Вместо денег он просит у странника теплый платок. Разговорившись, слепой старец делится незамысловатой историей своей жизни. Им было совершено немало хороших дел, поскольку старик всегда считал, что «доброе приятно господу».
Память
- Именем Радищева назван астероид, который был открыт в 1978 году.
- Во времена СССР некоторые города имели улицы, носящие фамилию известного философа. Его именем также называли бульвары, переулки и поселки.
- В честь ссылки писателя в некоторых поселениях, которые он посещал, были установлены обелиски.
- На доме в Санкт-Петербурге, где жил и работал Радищев, повешена мемориальная доска, которая говорит о том, что в этом доме Радищев написал свое «Путешествие».
- В Саратове находится художественный музей, носящий имя Радищева.
- В Пензенской области также есть музей, посвященный писателю. Он находится в селе Радищево (прошлое название – село Верхнее Аблязово).
- Экземпляр книги «Путешествие», который был исписан пометками Екатерины II, сохранился до наших дней.
Личная жизнь
За годы своей биографии Александр Радищев был дважды женат.
Его первой супругой являлась Анна Рубановская. В этом союзе у них родилось шестеро детей, двое из которых умерли еще в младенчестве.
Портрет Анны Васильевны Радищевой
Рубановская скончалась во время шестых родов в 1783 г. в возрасте 31 года.
Когда опального писателя отправили в ссылку, за детьми начала присматривать младшая сестра покойной жены по имени Елизавета. Со временем девушка приехала к Радищеву в Илимск, взяв с собой 2-х его детей – Екатерину и Павла.
В ссылке Елизавета и Александр начали жить, как муж и жена. Позже у них родились мальчик и две девочки.
В 1797 г. Александр Николаевич стал вдовцом во второй раз. При возвращении из ссылки Елизавета Васильевна весной 1797 г. простудилась в дороге и умерла в Тобольске.
Биография Александра Радищева
Александр Радищев появился на свет 20 (31) августа 1749 г. в селе Верхнее Аблязово. Он рос и воспитывался в многодетной семье, в которой было 11 детей.
Отец писателя, Николай Афанасьевич, был образованным и набожным человеком, знавшим 4 языка. Мать, Фекла Саввична, происходила из дворянского рода Аргамаковых.
Детство и юность
Все свое детство Александр Радищев провел в селе Немцово, Калужской губернии, где находилось имение его отца.
Мальчик обучался грамоте по Псалтырю, а также изучал французский язык, который в то время пользовался популярностью.
В возрасте 7 лет Александр был отправлен родителями в Москву, на попечение дяди по материнской линии. В доме Аргамаковых, он вместе с детьми родного дяди обучался разным наукам.
Любопытно, что воспитанием детей занимался французский гувернер, бежавший с родины вследствие политических преследований. В тот период биографии, под воздействием полученных знаний, подросток начал развивать в себе свободомыслие.
Достигнув 13-летнего возраста, сразу после коронации Екатерины 2, Радищев удостоился чести оказаться в числе императорских пажей.
Вскоре юноша прислуживал царице на разных мероприятиях. Спустя 4 года, Александр вместе с 11 молодыми дворянами был отправлен в Германию для обучения праву.
В это время биографии Радищеву удалось значительно расширить свой кругозор. Вернувшись в Россию, молодые люди с энтузиазмом смотрели в будущее и стремились послужить на пользу отечеству.
🗹