Сочинение Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Радищев

В своем произведении Радищев, в форме путешествия, дал яркую картину российской жизни своего времени, прибавив к ней не только размышления морального характера, но и некоторые проекты реформ.

Много места в книге уделено крепостному праву, которое автор считал одной из главных проблем России. Радищев (через путешественника-рассказчика) показывает продажу крестьян за долги барина. Среди продаваемых его воспитать, кормилица и даже незаконнорожденный сын. Другой яркой картиной является свадьба крестьян, которых помещик женит против их воли.

Описывая избу, где останавливается рассказчик, автор показывает картину беспросветной нищеты крепостных. Отмечает он также и их тяжелый труд, показывая крестьянина, работающего на своей земле в воскресенье, так как шесть дней в неделю он должен отбывать барщину.

Однако демонстрируя ужасное положение большинства населения и испытывая к ним искреннее сочувствие, Радищев не идет дальше призывов к совести помещиков. Даже проект по отмене крепостного права, который случайно находит и читает главный герой, состоит в основном из доказательств необходимости освободить крестьян (как морального, так и экономического плана). Единственная мера, предусмотренная в этом документе – это призыв дворянам добровольно и в индивидуальном порядке дать волю своим крестьянам. В отношении государственных мер там не говорится ничего.

Критикует Радищев и российское чиновничество. Он показывает мелкого начальника, не желающего принять меры по спасению тонущих в поврежденной лодке и мотивирующего это тем, что подобные действия не входят в его прямые обязанности. С другой стороны, автор не останавливается на критике отдельных лиц. Он показывает судью, вышедшего в отставку из-за нежелания осудить крестьян за убийство жестокого помещика, то есть подводит читателей к выводу, что сама система устроена неправильно, в ней честный и добрый человек не может долго удержаться.

Касается автор и темы просвещения. В частности, встреченный рассказчиком семинарист рассказывает о плохой постановке системы духовного образования. Лекции в семинарии читаются бездарно и на латыни, что не способствует усвоению знаний.

Автор завуалировано призывает и к другим изменениями существующего строя. Он критикует дворянские привилегии, рекрутскую повинность и цензуру. Не давая четких проектов реформ, он хвалит порядки древнего Новгорода, где простые люди принимали участие в управлении.

Сочинение по произведению 2

Произведение написано немного сумбурно, урывками. Радищев, — русский дворянин и философ, рисковал головой, написав такое. В произведении он описывает не только погоду, но быт, условия существования крестьян, в большинстве своём крепостных, бесчеловечное отношение помещика к крепостникам. Этим Радищев уже критиковал самодержавие, но в произведении есть и прямые высказывания против него.

Произведение Радищева было опубликовано весной 1790 года. Сразу по приказу властей тираж был арестован, императрица ознакомилась с этим произведением м нашла его антигосударственным и вредным для российских умов. Весь тираж по её распоряжению был уничтожен а в отношении самого Радищего начато судебное разбирательства. Сначала как политического преступника его приговорили к смертной казни, но затем что бы дело не имело слишком большого резонанса его отправляют в ссылку на 10 лет. Однако, резонанс был, это было первый раз в российской истории что бы дворянин критиковал самодержавный строй. «Именно дворянин», для правящего класса тогда это было немыслимо. Это событие послужило началом российского оппозиционного движения среди высшего общества.

Проблема крепостничества не раз ставилась на рассмотрение Государственного Совета под председательством императрицы Екатерины. Но, всякий раз решение его откладывалось в долгий ящик. Казалось бы умные, пресвященные дворяне, в основном прозападные по сути своей, допускали у себя в стране рабовладение, никак по другому это назвать нельзя.

В своей переписке с Вольтером, Екатерина откровенно врала о том что «крестьяне наши и не страдают вовсе, а живут в сердечном согласии с помещиками».

Радищев критиковал не только крепостничество, но и систему (государство), её устройство. По сути дела в то время самодержавие держалось именно на крепостничестве, дворянах-землевладельцах, армии и полиции. Изъяв из этой структуры одно из этих звеньев, появилась бы опасность крушения всей структуры государства.

Главный герой произведения едет из Санкт-Петербурга в Москву, на пути он наблюдает «всё непотребство русской жизни» сталкивается с извечной российской глупостью и расхлябоностью. Работа Радищева это «слепок эпохи» правления Екатерины «Великой».

Основные действующие лица

В ходе своих странствий рассказчик сталкивается с бедами простых людей, рабством, коррупцией, несправедливостью правосудия, халатностью, ленью. Он призывал дворянство отменить рабский труд, провести реформы, которые необходимы были во многих сферах.

Описание рассказчика

Портрет главного героя повести не раскрыт. По главам можно найти отдельные характеристики персонажа, с помощью которых можно представить его образ. Рассказчик — дворянин, вдовец, имеющий взрослого сына, служит чиновником.

Вспоминая свою молодость, считает, что провел то время беспечно. Он плохо обращался со своими слугами, совершал расправу над невиновными людьми, водился с женщинами легкого поведения. Главный герой раскаивается в этом. Ему присущи следующие черты:

  • самоирония;
  • образованность;
  • аналитический склад ума;
  • сострадание.

Этот персонаж представлен автором в образе интеллигента, способного пустить скупую мужскую слезу. Его раскаяние за неправильные поступки привели к ощущению вины перед народом. Автор пытается сообщить читателю, что человек способен найти путь к истине только после того, когда к нему придет понимание заблуждений.

Герой романа любил путешествия. Именно в странствиях он познал проблемы государства, ужасное положение крестьян, необходимость перемен в стране. Цитатная характеристика персонажа отражает его мировоззрение:

«Русский народ очень терпелив, и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость».

Когда рассказчик оказался в Зайцево, он больше всего был поражен, что научные сотрудники были брошены на произвол судьбы, люди своими силами пытались наладить жизнь. Он понимает, что государство ничего не делает для своего народа. Все эпизоды этого места запали главному герою в душу. Он хотел, чтобы мир изменился, а людям лучше жилось. Этот человек выступал с речами, хоть что-то, но делал. Его приключения закончились, но они дали начало изменениям жизни простого народа.

Крестьянкин и крестьянин

Крестьянкин — справедливый, душевный и честный дворянин. Однажды он решил поступить по совести и оправдал крестьян, которые убили помещика и его сыновей. Они сделали это из-за того, чтобы больше не могли терпеть унижения и издевательства с их стороны. Помещик морил их голодом, мучил.

Крестьянкину оправдательный приговор стоил карьеры. Но дворянство не приняло его ответ и бедных людей все равно казнили.

Крестьянин — другой персонаж, встретившийся на пути главному герою. Этот безымянный человек работал в поле на самой жаре в праздничный день, так как ему нужно было кормить семью. В остальные дни он был обязан служить своему помещику. В этом обычном человеке жила великая сила духа.

Ему присущи следующие черты:

  • трудолюбие;
  • жизнерадостность;
  • доброта;
  • внутренняя сила.

С рассказчиком они обсуждали крестьянский быт, условия жизни, обязанности.

Рассуждение

Произведение является наиболее известным сочинением писателя, основной темой которого представляется изображение быта и нравов русских людей. Раскрывая данную тематику автор проводит анализ политических, социальных, философских проблем общества того исторического периода.

Своеобразие произведения заключается в сочетании в сюжетном повествовании нескольких стилистических направленностей: художественной, научной, публицистической.

Структурная композиция произведения представляет собой несколько глав, которые объединяются в хронологической и логической форме. Каждая глава представляет собой органическое продолжение следующей.

Структурное построение произведения представляет собой анализ индивидуальных ситуаций с дальнейшим их обобщением. При этом отличительной особенностью произведения является предоставление автором читательской аудитории возможности анализа каждого события, факта с последующими выводами, предлагаемыми писателем.

Основные герои произведения представляются в образе простых русских людей. Повествование же ведется от имени рассказчика, посредством которого автор демонстрирует собственное отношение к самодержавному правлению, крепостному праву и помещикам, открыто критикуя данное общественное явление и искренне сочувствуя простым людям.

Изображение волнующих автора проблем раскрывается посредством описания встреч рассказчика и обычных крестьян с демонстрацией их жизненного уклада, характеризующегося единством и силой русских людей.

Тем самым автор демонстрирует собственное убеждение, что, несмотря на тяготы жизни, русские люди сохраняют в себе огромную духовную силу и свободолюбие, которые, вырвавшись однажды, могут иметь непредсказуемые последствия, изображенные писателем в качестве крестьянских восстаний, закончившихся убийством собственных помещиков.

Таким образом, писатель сквозь строки своего произведения высказывает убеждение, что посредством народной революции возможно уничтожение существующего строя и освобождение от крепостничества. Соответственно, автор является бунтарем, борцом за свободу угнетенных людей и родной отчизны. /Произведение является не результатом сосредоточенного, спокойного литературного творчества, а пламенным порывом писателя, отличающегося высоким, просвещенным умом , добрым сердцем.

Другие темы: <- Путешествие из Петербурга в Москву? Радищев

`

Сочинение рассуждение на тему путешествие из петербурга в москву

Александр Николаевич Радищев — первый русский революционер из дворян, писатель, провозгласивший в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» необходимость революции в России против монархии и крепостного права. Картины крепостной неволи и самодержавной деспотии написаны в ней пером страстного патриота, защитника родного народа. В мае 1790 года на прилавке одного из книжных магазинов столицы появилось произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Работа печаталась без указания автора, в ней с неслыханной для того времени смелостью и прямотой «безымянный путешественник» наносил сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, царской власти. Познакомившись с книгой, напуганная Екатерина II говорила о Радищеве (имя автора вскоре было установлено), что «это бунтовщик похуже Пугачева». Александр Николаевич Радищев в то время стоял на высоте наиболее передовых идей своего времени, он был хорошо знаком с трудами великих деятелей французской просветительской философии, но книга «Путешествие из Петербурга в Москву», написанная на русской исторической почве, была кровно связана с русской действительностью последней трети XVIII века. В своей внутренней политике Екатерина II отстаивала прежде всего интересы дворянства, затем купечества. Имея в виду «Манифест о вольности дворянства», Радищев писал в «Путешествии из Петербурга в Москву», что «крестьянин в законе мертв». Действительно, подобными указами правительства крестьянин отдался в полное распоряжение помещика, порабощение крестьян становилось все более бесчеловечным. Не существовало никакого закона, определяющего размеры крестьянских повинностей — барщины и оброка. Именно об этом и говорит Радищев в главе «Любани». Встречаясь с крестьянином, путешественник удивлен, что тот работает в воскресенье: * «— Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям? * — Нет, барин, я прямым крестом крещусь,— сказал он…— в неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину… * — Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным? * — Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет». * После этого разговора путешественник грозно предупреждает крепостников: * «— Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение». Постепенно автор переходит к рассуждениям о себе и своем слуге Петрушке. Разве не так же несчастен его крепостной, кто дал власть одним людям над другими? «Закон!» Слезы гнева и стыда текут по лицу путешественника. Он серьезно задумался о несправедливости окружающего мира и ужаснулся пропасти, которая разверзлась между ним и крестьянами. Это в силах понять только совестливый человек, именно таким и предстает перед читателями автор-рассказчик. «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала». А сам он очень за многое осуждает не только свой класс, но и себя. Радищев «взирает» на действительность взволнованным взором патриота, пламенного гражданина, страстно желающего счастья своей стране. С каждой новой главой «Путешествия из Петербурга в Москву» перед его читателями развертываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно свершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Обыденно и спокойно творятся вопиющие несправедливости; государственная служба является неприкрытым орудием классового угнетения. Подрядчики хищничают, вельможи грубо и цинично попирают закон, крепостники-Помещики грабят и мучают своих крестьян. Безбрежное морестраданий закрепощенного крестьянства разлито почти по всем страницам радищевской книги. В «Путешествии из Петербурга в Москву» «благополучных деревень» не существует. Время от времени на страницах мелькают положительные образы «добрых дворян». Однако их личные качества не способны изменить существующего положения вещей. Тема восстания народа, порабощенного крестьянства против «алчных зверей, пиявиц ненасытных» и «злодея злодеев всех лютейшего» — царя проходит через все произведение. Радищев оправдывает выступления крепостных против помещиков, более того, он призывает их к решительной борьбе с крепостничеством и самодержавием. Несмотря на то, что произведение напечатано около двухсот лет назад, многие обвинения Радищева актуальны и в наше время. «И мы страну опустошения назовем блаженною… где сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза укрова?» Не про нас ли?! «Путешествие…», всеобъемлющее по охвату фактов русской жизни, явилось как бы кодексом критических антимонархических и антикрепостнических высказываний. С присуще ему аналитической глубиной Радищев осветил связь таких явлений, как падение нравственности народа и разврат верхов («нижние заражаются от верхних, а от них язва разврата достает и до деревень»), как взаимная зависимость самодержавия и церкви. Он сказал, что узники неволи, власть и острие в руках имеющие», могут быть «наияростнейшими проповедниками ее», что цензура, останавливая шествие мысли, лишает печать ее функции оздоровителя общества. С особенной силой и страстью звучит обличающий голос писателя в главе «Спасская Полесть», где языком прозрачного иносказания нарисовано государство и двор Екатерины II, где царь предстает в одеждах, намокших от крови и слез народных, «первейшим в обществе убийцей, первейшим предателем», «ханжою и пагубным комедиантом». Наблюдая вакханалию угнетения крестьянства, видя моральную деградацию верхов, Радищев находил опору для оптимистических прогнозов в народе. Мерилом ценности человека становятся в его произведении народные критерии. Не случайно в речи о воспитании юношества, произносимой крестицким дворянином, одним из единомышленников путешественника, выдвигается требование кормиться делом рук своих, что является важнейшей нормой крестьянской морали («Едрово»). Благородство и красота нравственного и физического облика крестьян, их непрерывный труд на благо общества писатель считает залогом будущего великого национального возрождения. Растущее в народе чувство протеста заставляло его восклицать: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение». Как далеко шел Радищев в своей ненависти к дворянству, видно из следующего его высказывания: «О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую…» Писатель прозревал революцию: «Колокол ударяет, опасность уже вращается над главами нашими. Уже время, вознесши косу, ждет часа удобности…» Оглядываясь на прошлое России и Европы, сравнивая новую историю России, Франции и рабовладельческой Америки, Радищев видел то, чего не видели его современники, – оттого ода «Вольность», включенная в «Путешествие», рисовала крушение тронов, возведение царей на плаху, установление республики. Враг самодержавия, своим «Путешествием» Радищев выступил и против реакционных течений общественной мысли, которые помогали воспитанию человека-«делателя», отвлекали от социальной борьбы, уводили «в поля бредоумствований» (масонство). Он доказывал, что человек не может быть счастлив, если несчастен мир, обличал трусость зрячих, которая объективно упрочивала власть помещиков-крепостников. Писатель – воплощенная совесть России – видел идеал человека в борце, живущем действительными интересами народа. Радищев опережал свой век. Книга и имя его озарили перспективу русского освободительного движения на целые десятилетия вперед. Он входит в нашу историю под именем первого русского революционера. И когда произошла Октябрьская социалистическая революция, в Петрограде под обломками ограды Зимнего дворца, бывшей резиденции царей, рабоче-крестьянская власть поставила свой первый памятник: обращенное к невским далям высеченное из камня лицо пророка революции писателя Александра Николаевича Радищева.

Популярные сочинения

  • Анализ басни Лебедь, щука и рак с моралью (Крылов)
    В басне « Лебедь, щука и рак» автор описывает , как три товарища тянут воз. Несмотря на легкость поклажи, ее не удается даже сдвинуть с места, так как каждый тянет в свою сторону.
  • Сочинение-описание по картине Портрет сына Белоковской (7 класс)
    Ольга Васильева Белоковская — современный русский художник. Она родилась и выросла в Москве . Окончила Художественную школу имени Сурикова.Ее популярность достигла пика в конце 20 века.
  • Сочинение Мое отношение к фаталистам, пессимистам и оптимистам
    Все люди по-разному воспринимают окружающую действительность. Кто-то спокойно воспринимает все жизненные события, полагая, что не стоит и пытаться изменить путь, предначертанный судьбой
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: