- Краткие содержания
- Разные авторы
- Кизи — Над кукушкиным гнездом
Повествование ведется от имени Бромдена. Это здоровый мужчина, но в силу неких обстоятельств, притворяется глухим, слабоумным и немощным человеком. Все действие происходит в психиатрической клинике. Руководит всем в клинике старшая медсестра, которая подавляет волю не только больным, но и лечащему врачу Спайви.
Однажды в клинике появляется Рэндл Патрик Макмерфи, много попутешествовавший по различным тюрьмам. Переводу в клинику он обрадовался, потому что знал, что находятся здесь далеко не психи. Однако жизнь в больнице оказалась не такой, какую ожидал увидеть Макмерфи. Он не согласен с высказыванием Хардинга: «Мы все здесь кролики».
Макмерфи вступает в конфликт с медсестрой мисс Гнусен. Он не может терпеть унижения людей и всячески уговаривает их бежать, и даже показывает как. С помощью тяжелого пульта. Попытка его заканчивается неудачей, но он оправдывает себя: «Я хотя бы пытался».
У Макмерфи и мисс Гнусен случается очередной конфликт по поводу просмотра телепередач. Выигравших нет. Пациенты смотрят в пустой экран. Старшая медсестра торжествует. Она понимает, что ей нужно победить Макмерфи на глазах у пациентов, чтобы не потерять свой авторитет. К Макмерфи примыкают Бромден и Чесвик, который пытается бороться за свои права. Чесвику промывают мозги, после чего он убивает себя.
Макмерфи начинает осторожничать: его свобода зависит от этой клиники. Смерть Чесвика выводит его из себя. Война с медсестрой продолжается. Макмерфи раскрывает притворство Бромдена. Патрик организовывает команду баскетболистов и вызывает санитаров на поединок. Он договаривается и вывозит психов в море на ловлю лосося. Не все начинания Макмерфи заканчиваются победой, но главное он достиг, пациенты клиники начинают чувствовать себя людьми. В отсутствие старшей медсестры он приглашает двух подружек на вечеринку, и они приносят спиртное. Одна из подружек помогает пациенту Билли утвердиться как мужчине. Вечеринка удалась на славу, отделение разгромлено, всех ждет суровое наказание. Мисс Гнусен угрожает Билли, что она все расскажет его матери, которую он панически боится. Билли не выдерживает и перерезает себе горло.
Макмерфи обвиняют в смерти пациентов, он не выдерживает и бросается на старшую медсестру. Больные вдруг понимают, что она не имеет над ними власти. Мисс Гнусен повержена. Пациенты выписываются домой. Макмерфи отправили на лоботомию. После этой процедуры он возвращается овощем.
Бромдену тяжело видеть во что превратился веселый, любящий жизнь Макмерфи. Бромден душит его подушкой, разбивает пультом сетку и выходит на свободу.
Рассказ учит тому, что человек рождается свободным и всегда должен бороться за свою свободу.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Кен Кизи Роман «Пролетая над гнездом кукушки» Краткое содержание
Культовая книга американского писателя Кена Кизи опубликована в 1962 году и по праву считается одной из лучших эпохи «детей цветов». Его влияние на мировоззрение целого поколения трудно переоценить. Спустя год роман был адаптирован для театра. В 1975-м на экраны вышел одноименный оскароносный фильм режиссера Милоша Формана с Джеком Николсоном в главной роли.
В начале третьего тысячелетия издание Time включило самое известное сочинение Кизи в список сотни лучших англоязычных сочинений за последнее столетие.
Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом» » Шпоры для студентов
Книга вышла в свет в 1962 году в нью-йоркском издательстве “Банкинг”, а написал ее Кен Киэи—сын фермера, великий американский писатель» одна из икон психоделической революции 60-х.
Киэи написал прежде всего визионерское, галлюцннаторно-сноввдческое произведение – в фильме же Формана не осталось и следа от неповторимой, сюрреалистической атмосферы книги, которая подверглась обидной, уродующей прозаизации.
Кино не просто не отвечало, оно во многом искажало сам дух этого знакового романа, что. скорее всего, и вызвало раздражение и резкое неприятие писателя (снят в 1975, 5 Оскаров).
В Стэнфорде произошло эпохальное событие, оказавшее решающее влияние на самого Кнэн, его судьбу и творчество. Один из друзей предложил ему немного подзаработать: на факультете психологии проводились опыты с использованием Психоактивных веществ, в том числе ЛСД, псилоцибина. мескалина и ИТ-290{АМТ).
С их помощью американские психиатры стремились искусственно вы звать у подопытных состояние острого психоза, чтобы узнать о внутренних переживаниях душевнобольных как бы из первых рук, во в то же время – от психически нормальных людей.
Затея была рискованная, но Кизи, с одной стороны, при влек/га ее авантюрность, а с другой – возможность удовлетворить свою потребность в расширении рамок собственного сознания (финансовая подоплека, очевидно, играла второстепенную роль: студентам платили всего 20 баксов за сеанс).
Ученые-психологи на Cranфордского университета даже предположить не могли, что академические опыты, проводившиеся в его стенах, в скором времени приведут к глобальному перевороту в сознании не только населения США, но и всего Западного мира.
Вождь Швабра явился к нему в одной из галлюцинаций, вызванных м ее кал и ном. в Госпитале для ветеранов Мснло-Парк – психушке, где Кнэн дежурил в ночную сиену.
Завеса привычной реальности приоткрылась, и он увидел картины и персонажей, сокрытые от не пробужденных глаз, затянутых спасительной пеленой, но от этого не менее реальные, поособому реальные и даже в чем-то сверхреальные.
Видение Вождя Швабры стало отправной точкой великого романа и затем сопровождало Кизи всю жизнь.
Это и Рэндл П.
Макмерфн — бунтарь и борец с Системой, или Комбинатом, как называется она в книге, я его главный враг – старшая сестра мисс Гнусен, которая этот Комбинат воплощает, и пестрая галерея пациентов психушки, от Хроников до Острых, лечащихся там в основном добровольно: интеллектуал Хардинг, инфантильный Билли Биббит, впавший в маразм полковник Маттерсон и все остальные.
Нередко отмечают сходство художественной манеры Кизи с приемами массовой литературы, в частности комиксов, н его герои действительно забавных мультяшных персонажей: они то гротескно уменьшаются до размеров махоньких зверушек, то гипертрофически вырастают, приобретая невиданный вес и значение.
Однако не стоит забывать, что это не Просто “прием”, а одна из особенностей восприятия в измененном состоянии (в котором пребывал не только сам Кизи при написании книги, но и рассказчик Швабра, галлюцинирующий то ли вследствие психического расстройства, то ли под воздействием лечебных “облаток”).
Полностью изменяется и восприятие времени: оно то непомерно растягивается — и тогда одна минута может длиться днями, неделями и месяцами, то фантастически ускоряется, ипри этом в одну секунду без Труда укладываются целые дни.
Очень краткий пересказ романа «Пролетая над гнездом кукушки»
События, описываемые в романе «Полет над гнездом кукушки» (это сочетание пришло из детской считалочки), происходят в психиатрической больнице города Сейлем в штате Орегон. В роли рассказчика выступает один из ее пациентов – индеец высокого роста по прозвищу Вождь. Этот персонаж выдает себя за глухонемого, что помогает ему присутствовать безмолвным наблюдателем и аналитиком событий, происходящих внутри заведения. Ярчайшим персонажем романа является своеобразный пациент Рэндл Макмерфи. Он переведен в дурдом из тюрьмы, и, вероятнее всего, симулирует психическое расстройство во избежание каторжных работ. Прочие герои представлены автором больше не как душевнобольные, а как нормальные люди, изолированные от глубоко больного общества.
Объяснение сюжета
Свой фильм Милош Форман снял по довольно известному роману с одноименным названием американского писателя Кена Кизи. Но, если в книге главным действующим лицом является Вождь, то в фильме «Пролетая над гнездом кукушки» акцент делается на бунтовщике Макмерфи, что немного меняет смысловую нагрузку.
Интересно! Кен Кизи отказывался смотреть фильм из-за настолько вольной трактовки романа. Наткнувшись однажды случайно на трансляцию картины, писатель не сразу понял, что смотрит, но разобравшись, сразу переключил канал.
Несмотря на это, картина поражает глубиной и правдой, хоть и жестокой, но правдоподобно передающей атмосферу современного общества на примере отдельно взятого медицинского учреждения, являющегося аллегорией на него. А когда узнаешь о том, что сумасшедший дом в Америке принято было называть кукушкиным гнездом, пролетевшие над которым обретали свободу, то становится понятен и смысл названия.
Именно это пытался сделать главный герой, стремясь увлечь на свободу соратников. Насильник, пьяница и рецидивист становится героем, борющимся против режима. Клиника, символизирующая систему, превращает своих пациентов в послушных рабов. Причем эти рабы, имеющие возможность в любой момент обрести свободу, добровольно заковывают себя в цепи, не желая ничего менять. Ведь жить по готовому расписанию гораздо комфортнее.
Но бороться одному с режимом невозможно. Только когда люди объединяются, система начинает сбоить, обнаружив свою слабость. В этом и заключается в драме Пролетая над гнездом кукушки смысл показанного.
В чем суть концовки
Для многих зрителей концовка фильма стала настоящим шоком. Главный герой погибает от рук своего друга. Вождь, поняв, что бунтарь и весельчак превратился в «овощ», убивает его.
Смысл такой концовки картины «Пролетая над гнездом кукушки» можно интерпретировать по-разному. Возможно, индеец не хотел, чтобы остальные пациенты, верившие в непобедимость своего лидера, увидели его немощным. Но вероятно, есть и другое объяснение.
Вождь, набравшись сил и избавившись от своих демонов, покидает стены отделения вместе с другом. Ведь недаром перед тем, как придавить его подушкой, индеец произносит – «пошли». Отныне душа Макмерфи свободна, Вождю удалось сделать то, что не смог осуществить его учитель.
В то же время финальные кадры «Пролетая над гнездом кукушки» отражают скрытый смысл драмы – системе удалось преодолеть сопротивление одиночки.
Пролетая над гнездом кукушки – фильм с глубоким, многогранным смыслом, вызывающим множество эмоций – от недоумения, печали и ненависти до радости. После просмотра драмы приходит понимание того, что главное в жизни – это ценность личной свободы, к которой необходимо стремиться каждому.
Список действующих лиц и характеристика героев романа «Пролетая над гнездом кукушки»
В список основных персонажей книги входят:
- Бромден по прозвищу Вождь – пациент огромного роста. Родился в союзе белой женщины и индейца. Притворяется глухонемым и слабоумным, спасаясь от жесткой американской реальности.
- Рэндл Патрик Макмерфи – свободолюбивый парень, попавший в психушку по инициативе тюремного начальства. Бунтарь по натуре, завсегдатай каталажек, срок отбывал в колонии. Пытается расшевелить инертных больных, смирившихся со своей участью, пробует некоторых из них, не самых безнадежных, научить наслаждаться жизнью.
- Мисс Гнусен – медсестра, вступающая в моральное единоборство с Макмерфи. Является олицетворение бездушной Системы. Личная жизнь у нее не сложилась, что проявляется в деспотизме при общении с пациентами.
Среди прочих героев романа – медперсонал клиники и ее обитатели – мистер Хардинг, Билли Биббит, Чесвик и многие другие.
Основные персонажи романа
Главный герой романа – индеец по фамилии Бромден, он же Вождь, который попал в психиатрическую клинику после Второй мировой войны и успешно прикидывается глухонемым. Именно от его лица ведется повествование, показывая одновременно жизнь клиники изнутри и сознание самого Вождя, страдающего шизофренией.
Центром всего, что происходит в отделении, является старшая сестра Рэтчед (мисс Гнусен). Мы знакомимся с ней еще до того, как разворачивается основная часть действия, и это знакомство превращает историю психиатрической клиники в метафору государства, причем в марксистском его понимании – как аппарата насилия одних над другими.
Рэндл Макмерфи – игрок и жизнелюб, решивший, что в психлечебнице ему будет лучше, чем в колонии. Он быстро входит в курс дела и, хотя поначалу и восхищается хорошей кормежкой и возможностью обыгрывать простачков в покер, не может не видеть, что свобода подавляется здесь сильнее, чем в любой тюрьме.
Краткое содержание романа «Пролетая над гнездом кукушки» подробно по частям
Часть 1
Повествование ведется от лица высокого индейца Бромдена по прозвищу Вождь. Еще его называют «шваброй» за то, что ему приходится постоянно мести пол. Пребывание Бромдена в психиатрической больнице длится уже не первый год, и он сделал определенные выводы: система содержания больных и психически неустойчивых людей в Америке не помогает им, а еще больше их уродует и калечит. Исправление производится по своеобразной методике, с помощью которой многие пациенты возвращаются в обычную жизнь полностью подавленными и безвольными.
Многое в учреждении меняется тогда, когда в него попадает неунывающий Рэндл Патрик Макмерфи – рубаха-парень, бродяга, успевший отбыть не один срок в тюрьме. На начальство колонии, в которой пребывал в последнее время, Макмерфи произвел впечатление психопата, и его решили упрятать в психлечебницу. Самого Рэндла поворот в судьбе только обрадовал: он собрался весело провести здесь время, отсидеться, немного заработать на карточных играх с наивными пациентами.
Медицинский персонал пытается выставить напоказ свои либеральные принципы. Якобы все проблемы, возникающие у пациентов, решаются демократическими способами. Тут проводятся собрания, мнение практически каждого внимательно выслушивается, администрация проводит экскурсии по своему заведению, демонстрируя, что подопечных неплохо кормят, персонал с ними внимателен. Все проблемы решаются путем голосования на совете, возглавляемым Хардингом – человеком с высшим образованием.
Макмерфи сразу же вступает в конфликт со старшей медсестрой – мисс Гнусен. Он, по мнению строгой дамы, нарушает размеренную жизнь общины, обыгрывает больных в карты, цинично высмеивает собрания, на которых под контролем властной женщины пациенты обсуждают личную жизнь тех или иных пациентов. Макмерфи подбивает своих товарищей совершить побег, разбив окно и разорвав сетку тяжелым пультом. В запале он бьется об заклад, что вполне может это осуществить. Когда задумка провалилась, Рэндл заявил, что он хотя бы попытался.
Новым камнем преткновения в противостоянии Макмерфи и мисс Гнусен стал телевизор. Мужчина просит нарушить график его просмотра ради чемпионата по бейсболу. Проходит голосование, и двадцать человек из сорока в отделении выступают за предложение Макмерфи. Однако сестра объясняет: для принятия решения не хватает большинства хотя бы в один голос, она не берет в расчет того, что остальные двадцать больных совсем ничего не соображают. Руку с опозданием поднимает Вождь – все, собрание объявляется закрытым. Тогда Макмерфи самовольно включает «ящик» и не отходит от него даже тогда, когда мисс Гнусен отключает телевизор от сети. Он и его сподвижники «смотрят» бейсбол на пустом экране.
Часть 2
Немного врачам потребовалось времени, чтобы убедиться: с Макмерфи они намучаются, его между собой они так и называют – «фактор беспорядка». Всплывает предложение о переводе беспокойного пациента в отделение для буйных, но мисс Гнусен этого не допускает. Женщине необходимо самой морально сломить его, доказать при всех в отделении, что идейный противник вовсе не герой-мятежник, а всего лишь эгоист, пытающийся добиться личного комфорта.
Между тем влияние Макмерфи на других пациентов все возрастает. Вождь замечает, что «репрессивная машина» дает сбои. Такой позитивной атмосферы в отделении не было никогда. Однако вскоре Бромден становится свидетелем того, как бунтарский пыл Макмерфи постепенно стремится к нулю. Все дело в том, что Рэндл открыл для себя печальную вещь: в колонию он угодил на конкретный срок, а в психушке может пребывать до бесконечности. Как решат доктора, так и будет – его судьба в их руках. Поэтому он осторожен в высказываниях, перестает заступаться за других пациентов отделения. Но бунтарский дух Макмерфи «переселяется» в больного по имени Чесвик, который борется с начальством за право курить сигареты в любое время и в любом количестве. Чесвика отправляют в отделение для буйных, а после возвращения оттуда он сводит счеты с жизнью.
Макмерфи испытывает потрясение от этой гибели, но еще сильнее его приводит в изумление то, что большинство пациентов лечебницы находится здесь не по принуждению. Он снова вступает в борьбу с мисс Гнусен и воодушевляет пациентов на активное проявление своих чувств. Макмерфи организует баскетбольный турнир, сколачивает сборную из пациентов против команды санитаров. И хотя психи, в конце концов, проигрывают, они на время ощущают себя людьми. Вскоре Макмерфи понимает, что Вождь имитирует глухонемого. Бывший арестант пытается вселить в Бромдена уверенность в себе: индеец под руководством друга приподнимает пульт от пола все выше.
Часть 3
Однажды Рэндл Макмерфи решает вместо прогулки на автобусе по городу отправиться всем отделением к морю на катере удить рыбу. Увещевания мисс Гнусен не помогают, пациенты загорелись увлекательной идеей. Капитан судна отказывается выходить в море без сопроводительных бумаг, тогда психи во главе с Макмерфи угоняют катер и оттягиваются по полной!
Во время круиза стеснительный Билли Биббит сходится с Кэнди, подружкой Макмерфи. Девушка очень нравится парню. Понимая чувства Билли, которому нужно самоутвердиться как мужчине, Макмерфи договаривается с Кэнди о том, что она придет в психбольницу в ближайшую субботу и переспит с робким юношей.
Часть 4
До субботы Макмерфи и Вождь вступают в драку с санитарами, из-за чего попадают в отделение для буйных и подвергаются электрошоку. Рэндл возвращается к своим товарищам перед выходными и готовится встретить Кэнди с подружкой Сэнди и запасом гостинцев.
Гулянка со спиртным переходит границы дозволенного, больные под предводительством Макмерфи громят кабинет мисс Гнусен. Понимая, что инициатору погрома и оргии несдобровать, пациенты предлагают тому скрыться. Макмерфи соглашается, но засыпает от избытка принятого алкоголя. Когда он приходит в себя, то бежать становится невозможным – в отделении появляются санитары.
Мисс Гнусен едва сдерживает ярость при виде бардака в помещениях, вдобавок она не находит в отделении Билли Биббита. Вскоре парня обнаруживают в одном укромном месте в компании с девицей. Мисс Гнусен стыдит Билли и угрожает рассказать обо всем его матери, а она как нужно разберется с сыном Билли. Тот в ужасе от такой перспективы, оправдывается и кричит, что его заставили так поступить…
Не выдержав душевного напряжения, Билли перерезает себе горло. В произошедшем мисс Гнусен винит Макмерфи, которого считает причастным к самоубийствам и Чесвика, и Билли. Макмерфи набрасывается на ненавистную женщину и душит ее. Санитары оттаскивают буяна от медсестры, и та с трудом приходит в себя.
Постепенно больных выписывают домой или переводят в другие отделения. Остаются лишь завсегдатаи, среди них Бромден. Вождь становится свидетелем того, как Макмерфи после лоботомии превращается в овощ. Бромден не может допустить такого унижения жизнелюбивого приятеля. Он душит того подушкой ночью, после чего разбивает окно с решеткой пультом, который пытался приподнять Макмерфи, и вырывается на свободу.
УРОКИ «КУКУШКИНОГО ГНЕЗДА»:
В этой «лечебнице душ» все послушные рабы, безропотно исполняющие навязанные бредовые правила. При этом ДОБРОВОЛЬНЫЕ рабы, заключенные в цепи «системы» по собственному желанию, они могут в любой момент уйти на свободу, но не делают этого просто потому, что сами не хотят ничего менять. Им это не нужно, так как жить в стаде, где за них уже кто-то расписал весь их жизненный цикл, намного комфортнее.
Каждый обитатель кукушкиного гнезда имеет право покинуть стены учреждения или хотя бы защитить свои права, но НИКТО об этом даже не задумывается. Их размеренная жизнь похожа на застоявшееся болото.
Макмерфи устанавливает свои порядки, противоречащие уставу клиники
И вот в этом птичьем подворье со своими правилами появляется некто — преступник, которого прислали для прохождения экспертизы на наличие у него психических расстройств.
Он — человек, привыкший играть в этой жизни по своим правилам, грешный и далекий от идеала. Но именно он начинает менять сознание пациентов и пытается сломать систему, заведенный порядок; показывает обитателям, что у них есть, кроме ритуального исполнения привычного уклада, право на личную жизнь и право выбора, как жить. По сути, он не требует ничего сверхъестественного: просит сделать музыку в зале потише, включить телевизор с трансляцией чемпионата мира в неположенное время. И получает жесткий отпор от обычной сестры. Но, в отличие от остальных жильцов американской палаты №6, пытается изменить правила этой самой игры, сломав матрицу.
В лечебнице многие находятся по собственному желанию, их все устраивает
Макмерфи – воплощение всех человеческих пороков. Он алкоголик, картежник, бабник, смутьян, но именно этот грешник ЖИВЕТ своей полной жизнью, при этом отлично осознавая свои пороки. Он ПЫТАЕТСЯ изменить хоть что-то в этой жизни. Грешнее ли он тех безсловесных рабов, которые населяют больничные палаты? Не более ли грешно стать добровольным рабом, не желающим развиваться, предпочитающим вести безликую однообразную жизнь, ограниченную набором правил и решетками на окнах?
Смутьян, явившись не по своей воле в психиатрическую клинику, показал, что за свои права и свободы можно и нужно бороться, но, увы, оказался в плену собственной самоуверенности и заплатил за это дорогую цену: революция всегда пожирает своих героев (именно так можно назвать бунт, организованный обычным преступником) и он пал жертвой от рук своих же последователей.
Макс Тайбер радовался успеху своего приятеля со стороны, не принимая активного участия в действии
Концовка фильма драматична, но несправедлива, впрочем, как и сама жизнь. Главный герой погиб от рук своего верного друга, исполнившего его фантазию: Вождь не просто попробовал, он сделал то, чего не смог сделать его учитель.
Вождь не пожелал, чтобы последователи видели своего гуру немощным
Но ЗАЧЕМ он убил своего друга? Это необъяснимая игра больного разума, даже не знаю кого больше — индейского человека-скалы или режиссера кинофильма. Объяснение, что Вождь сделал это для того, чтобы все остальные верили в непобедимость их лидера и не видели его немощности, как минимум, глупое: обитатели кукушкиного гнезда даже не задумываются о таких вещах, они уже успели забыть своего гуру, стереть из памяти, как будто его никогда и не было. Увы, безмолвие толпы играет на руку владельцам заведения лучше любых лекарств. Преступное молчание убивает надежду на изменения к лучшему быстрее пули. Ибо молчанием предается не только Бог.
Не могу не вспомнить известную цитату: «Не бойтесь друзей — они могут лишь предать вас; не бойтесь врагов — они могут лишь убить вас; бойтесь равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства.»
Вот такой получился фильм, предостерегающий: хочешь сломать систему, будь готов к тому, что ты можешь погибнуть за стадо невменяемых овец. И вполне возможно, что гибель наступит именно от рук тех, ради кого ты пытался изменить жизнь к лучшему. Такой вот печальный, но закономерный финал…
История[ | ]
Заголовком книги послужила последняя строчка детской считалки[1] (Эпиграфом также вынесены две последние строчки):
Vintery, mintery, cutery, corn,
Apple seed, and apple thorn; Wire, brier, limber lock, Three geese in a flock, One flew east, one flew west,And one flew over the cuckoo’s nest.
Русский вариант:
Не моргай. Не зевай, не моргай,
Тетка удила цыплят, Гуси по небу летят… В целой стае три гуся… Летят в разные края, Кто из дому, кто в дом, Кто над кукушкиным гнездом… Гусь тебе кричит: води…Два-три, выходи.перевод Андрея Сергеева
Роман был адаптирован для театральной постановки Дейлом Вассерманом в 1963 году.
Знаменитая экранизация романа 1975 года критиковалась Кеном Кизи, в частности из-за того, что в фильме «рассказчик», которым в романе является Вождь Бромден, отодвинут на второй план.[источник не указан 829 дней
]
Журнал Time включил этот роман в свой список 100 лучших англоязычных произведений с 1923 по 2005 год[2].
Роман неоднократно подвергался попыткам запрета на территории Соединенных Штатов Америки, наряду с такими произведениями как «Великий Гэтсби», «Улисс» и «Над пропастью во ржи»[3].
🗹