Анализ произведения «Гамлет» Уильяма Шекспира и его проблематика

Одна из величайших пьес в истории мировой литературы, которая затрагивает многие актуальные темы — «Гамлет» Шекспира. Анализ произведения позволяет лучше понять героев, проблематику, вникнуть в основные мысли, которые доносит автор. Барочной культуре, к которой относят трагедию, свойственно мрачное мироощущение, пессимизм и любование смертью. Есть эти черты и в «Гамлете». Шекспир затрагивает темы любви, предательства, власти, морали — поэтому пьеса до сих пор остается актуальной.

Заимствованный сюжет

История о принце, который проходит сложный жизненный период, не придумана самим драматургом. Есть два варианта того, какое именно произведение Уильям Шекспир использовал как источник для своего шедевра:

  • Пьесу «Испанская трагедия» Томаса Кида. К сожалению, сама она не дошла до наших дней, поэтому проверить это предположение нет возможности. Известно, что трагедия была поставлена в Лондоне в 1589 г.
  • В книге «История датчан» имеется сюжет о некоем Феодале по имени Харвендил, которую записал летописец Саксон Грамматик. Главного героя, принца, зовут Амлет. Его мать звали Герута. Короля лишает жизни собственный брат — из зависти. Убийство происходит у всех на глазах. Узурпатор затем женится на матери Амлета. Когда принц узнает о том, что случилось, то решается на месть.

Чтобы осуществить свой план, Амлет притворяется сумасшедшим. За убийство одного из придворных принца высылают в Англию, где он заключает брак с принцессой. Жизнь мятежного принца заканчивается гибелью от руки другого дяди — короля Дании Виглета.

Краткий анализ

Год написания – 1600-1601

История создания – Исследователи считают, что У. Шекспир заимствовал сюжет Гамлета из пьесы Томаса Кида, которая до сегодняшних дней не сохранилась. Некоторые ученые предполагают, что источником стала легенда о датском принце, записанная Саксоном Грамматиком.

Тема – Главная тема произведения – преступление ради власти. В ее контексте развиваются темы измены и несчастной любви.

Композиция – Пьеса организована так, чтобы полно раскрыть судьбу принца Гамлета. Она состоит из пяти актов, каждый из которых представляет определенные составляющие сюжета. Такая композиция позволяет последовательно раскрыть главную тему, акцентировать внимание на наиболее важных проблемах.

Жанр – Пьеса. Трагедия.

Направление – Барокко.

Создание шедевра

Работа над написанием «Гамлета» проходила в 1600—1601 гг. Сразу после завершения трагедии, она была поставлена в театре «Глобус». Дата написания пьесы является важной для истории Англии. В тот период была непростая политическая обстановка, что отразилось и на Шекспире лично. Именно в 1601 г. состоялся заговор, возглавленный графом Эссексом, который являлся фаворитом Елизаветы. Мятежник вывел своих людей на улицы, пытаясь поднять бунт против абсолютизма королевской власти. Он, однако, не был поддержан народом.

Накануне восстания заговорщики пришли в «Глобус». Они заплатили актерам, чтобы те изменили репертуар. Вместо намеченной пьесы исполнили старую хронику Шекспира — по замыслу бунтовщиков, она должна была вызвать у публики недовольство королевой. Позже владельцу театра пришлось объясняться с представителями власти.

Когда Эссекса схватили и бросили за решетку, за ним следом арестовали и других вельмож, в том числе графа Саутгемптона. Он был покровителем Шекспира. Считается, что именно графу посвящены знаменитые сонеты. Состоялся громкий суд над Эссексом. Саутгемптона помиловали, но во время процесса, очевидно, на душе у Шекспира было очень неспокойно. Данные обстоятельства способствовали особенной мрачности трагедии. Такова краткая история создания «Гамлета».

Нерешительность принца

Хотя Шекспир во всех деталях воспроизводит заимствованный сюжет, он большое внимание уделяет психологической стороне истории, глубоко прорабатывая каждый персонаж. Особенно выделяется главный герой — принц Гамлет. Он появляется в мировой литературе наряду с прочими образами индивидуалистов (Фауст, Дон Жуан, Дон Кихот). Все эти персонажи воплощают идею того, что личность может развиваться безгранично.

Шекспир доводит рефлексию своего героя до последней степени крайности: он настолько погружается в самоанализ, что полностью лишает себя возможности переломить ход событий на практике. Хотя на самом деле он совершает целый ряд убийств. Жертвами принца становятся:

  • Полоний — советник короля, отец Лаэрта и Офелии. Полоний по приказанию Клавдия начинает шпионить за принцем. Убит по ошибке, когда прятался за шторой и подслушивал.
  • Лаэрт — полная противоположность Гамлету. Персонаж, начисто лишенный рефлексии. Решает убить принца отравленным клинком, но гибнет от него сам.
  • Клавдий — основная цель мести Гамлета, убийца его отца.
  • Розенкранц и Гильденстерн — шпионы, были посланы принцем на верную гибель.

Несмотря на такой внушительный перечень, Гамлет вовсе не торопится мстить за своего отца. Поэтому и создается впечатление, что это человек безвольный и бездеятельный.

Принц прекрасно осознает, что даже исполнение замысла об убийстве Клавдия не изменит положение вещей. Слишком быстро был предан забвению его отец. Гамлет понимает, что зло повсюду, и он один не в состоянии противостоять всему плохому, что есть в окружающем мире.

Именно этот внутренний конфликт становится причиной мыслей о самоубийстве. Но даже на него он не может пойти. И в итоге главный герой погибает, будучи не в состоянии привести свой внутренний мир в гармонию с реальностью. Злодей тоже убит, но вместе с ним гибнут и многие другие персонажи, в том числе невинные.

Особенности произведения

Жанр «Гамлета» — трагедия. Шекспир был незаурядным драматургом, и эта работа — тому подтверждение. Многие ошибочно думают, что это поэма, но у Шекспира все пьесы написаны в стихах. Анализ произведения «Гамлет» проводили многие искусствоведы и каждый нашел нечто важное.

Ни одно произведение мировой литературы не вызывало столько споров, ни одно не подвергалось столь тщательному анализу. Но и его можно кратко изложить по пунктам, чтобы было проще исследовать трагедию. Основное действие делится на несколько частей:

  • Завязка — первая часть, в ней главный герой беседует с призраком убитого отца, который требует мести. Здесь начинаются мучения Гамлета, который впервые сталкивается с подлостью и предательством.
  • Развитие — во второй части принц притворяется безумным, чтобы проще было воплотить в жизнь свой план. Он пытается убедиться в том, что призрак отца сказал ему правду. Главный герой случайно убивает Полония. На ум Гамлету приходит идея о том, что он выполняет волю небес.
  • Кульминация — третья, очень важная часть, особенно для тех, кто пишет доклад о «Гамлете», ведь здесь происходят самые трагические события. На просмотре пьесы «Мышеловка» принц окончательно убеждается в виновности своего дяди. Клавдий, в свою очередь, осознает, что Гамлет для него опасен и решается на еще одно убийство.
  • Четвертая часть — здесь продолжается развитие сюжета. И хотя напряжение трагедии несколько спадает, внимание зрителя все еще не ослабевает. Офелия сходит с ума и погибает. Король отсылает Гамлета в Англию, где его должны казнить.
  • Развязка — пятая, заключительная часть. Хотя принцу Гамлету удается избежать казни, ему приходится драться на дуэли с Лаэртом. Погибают все основные участники действия: Гертруда, Клавдий, Лаэрт и главный герой — Гамлет.

Важную особенность композиции «Гамлета» литературные критики заметили уже давно: последовательность поступков персонажей и происходящие события не следуют друг за другом в логической последовательности. Монологи героев не являются жизненно необходимыми, как того требует классика жанра. Например:

  • Постановка «Мышеловки» оказывается возможной лишь благодаря случайности.
  • Гамлет и Гораций совершенно случайно оказываются на кладбище, где становятся свидетелями похорон Офелии.
  • Признание Клавдия в убийстве слышат только зрители, которые не могут повлиять на ход происходящего на сцене.

Содержание большинства монологов Гамлета дублируется в последующем тексте либо можно опустить опущено без ущерба для понимания дальнейшего повествования, в том числе самый знаменитый «Быть или не быть».

Композиция

Особенности композиции продиктованы законами организации драмы. Произведение состоит из пяти актов. Сюжет раскрывается последовательно, его можно разделить на шесть частей: экспозиция – знакомство с героями, завязка – встреча Гамлета с призраком, развитие событий – путь принца к мести, кульминация – наблюдения за королем во время пьесы, Гамлета пытаются сослать в Англию, развязка – смерть героев.

Событийная канва прерывается философскими размышлениями Гамлета о смысле жизни, о смерти.

Поиски смысла

«Гамлета» хотя бы раз читал каждый образованный человек. Любой вдумчивый читатель находит в этой пьесе для себя нечто важное. Но выводы, которые он сделает конкретный человек, будут зависеть от его личного опыта, образования, национальных и культурных особенностей места, где он вырос. Но самая суть произведения во внутреннем конфликте героя. Он должен отомстить за убийство отца — по тем временам это является святой обязанностью Гамлета.

Но принц по натуре гуманист, ему глубоко противно стремление отомстить во что бы то ни стало. Прежде чем принять решение, он долго колеблется, взвешивает все за и против. Он понимает, что смерть одного злодея не изменит баланс добра и зла в мире. Вокруг сплошное коварство, предательство, даже любовь не приносит облегчения.

Размышления о предназначении человека приводят принца к трагическим выводам. Люди слишком слабые создания, не в их силах что-то изменить. И весь ход трагедии подтверждает мысли Гамлета. Безвинная гибель Офелии лишь усугубляет ситуацию. Но принц все равно не желает переходить на сторону зла, чтобы не умножать горе в мире.

У Гамлета было несколько возможностей убить своего врага. Например, когда Клавдий молился. Если бы он был лишен жизни в этот момент, то душа его направилась прямо в рай, как считалось в то время. Но в этом случае Гамлету пришлось бы сначала простить убийцу, а именно этого он сделать не в состоянии. Внутренняя борьба вновь приводит героя к печальным выводам — на земле нет места добродетели и каждый обречен страдать в одиночестве.

Образ Гамлета — самый выдающийся в творчестве Шекспира. Его сила и притягательность не в том, что он делает. Он привлекает зрителей и читателей душевной борьбой, заставляя их тоже искать ответы на главные вопросы в жизни: почему люди не могут достичь гармонии, в чем смысл существования, можно ли при помощи добра что-то изменить. Хотя автор не дает ответов, он все же верит в то, что в человеке есть сила творить добро, а не зло.

В чем суть концовки

Смысл «Гамлета» проясняется в его концовке. В поединке с Лаэртом утверждается бесстрашная, благородная натура принца. Однако в обмен на реализацию своего человеческого потенциала, герой принимает неизбежную смерть: он, как и Лаэрт, виновник мести, отринувший жизнь в угоду чести. Перед гибелью юноши мирятся друг с другом, признают в противнике достоинство. Вероломный Клавдий и сластолюбивая Гертруда умирают, принимая заслуженную кару за свои деяния. Когда последним испускает дух Гамлет, смысл произведения достигает своего апогея в диалоге принца с Горацио и обещанием последнего хранить память друга. Горацио повествует о трагедии Фортинбрасу, который тоже был признан Гамлетом достойным человеком.

На заметку! В многочисленных подражаниях и альтернативных версиях «Гамлета» сильнее всего искажается именно смысл концовки. Особенно интересно в этом плане произведение Б. Акунина «Гамлет. Версия», где подлинным виновником всех событий оказывается Горацио, состоящий на службе у норвежского принца Фортинбраса.

Смысл «Гамлета», если кратко заключить вышеизложенное, состоит в превосходстве духа над слабостями плоти. Вместо приятной, но лишенной чести и достоинства жизни, герои предпочитают мучительную смерть во исполнение долга.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: