« | И старушку по макушке Хрястнул он исподтишка, И остались от старушки Два дырявых башмака. | » |
— Из стихотворной пародии |
« | С удивлением обнаружил, что сюжет анекдота восходит к записям самого Достоевского. Из «Сибирской тетради»: «Вышел на дорогу, зарезал мужика проежего, а у него- то и всего одна луковица. „Что ж, бать, ты меня посылал на добычу; вон я мужика зарезал и всего-то луковицу нашёл“. — „Дурак! луковица — ан копейка, люди говорят. Сто душ, сто луковиц — вот те и рубль“.» | » |
— пять старушек — уже рубль |
« | Ради высокой цели можно и жизнь отдать. Чужую, конечно. | » |
— Изначальный девиз Раскольникова |
Самый знаменитый роман Фёдора Михайловича Достоевского, интеллектуальный психологический детектив о жизни самых неимущих слоёв Петербурга. Эбсолютли маст рид. В случае, если вас не смущает несоблюдение стандартов литературного построения текста, которые в России оформились только в начале двадцатого века. До тех пор авторы были вынуждены полагаться на собственное чувство прекрасного. Чувство прекрасного Достоевского подводило. Сюжет в этом творении куда важней того, как
он написан. Впрочем, несмотря на весьма нескладный эпилептоидный стиль (чего стоит одна только фраза «Он бросал на него злобные взгляды, стараясь, впрочем, чтобы тот их не заметил, и нетерпеливо ожидал своей очереди, когда досадный оборванец уйдет» — кто на кого бросал? кто на ком стоял?) — читается неожиданно легко. Да прямо скажем, МТА пишут хуже.
Сюжет[править]
Жарким петербургским летним днём больной горячкой студент Родион Раскольников планирует убийство старухи-процентщицы, надеясь взять у неё достаточно денег, чтобы и самому немного приподняться, и выручить свою сестру Дуню из беспросветной бедности, от которой она согласна выйти замуж за протухшего мерзавца Лужина. В дело замешан также помещик Свидригайлов, домогавшийся Дуняши, но получивший облом: из-за него по городу пошли такие слухи, что Дуня оказалась опозоренной.
Шляясь по улицам, Раскольников встречается с разнообразной сволочью — в частности, со спившимся чиновником Мармеладовым. Из-за того, что он гнусный алкаш, его семье не на что жить, кроме скудных заработков старшей дочери Мармеладова, Сонечки, которая пошла на панель, чтобы прокормить сводных братьев и сестёр. Увидев такой тлен и безысходность, Раскольников окончательно понимает, что этот мир уже ничем не испортить и старушку надо валить. Но он не гонится только за пошлой наживой — нет, его цель переступить через моральный горизонт событий, чтобы оказаться по ту сторону добра и зла.
Раскольников берёт топор и убивает старушку. Весьма некстати под руку подворачивается слабоумная (по слухам) сестра процентщицы Лиза — жертвенный агнец. Совершив двойное убийство, Раскольников окончательно расшатывает свою психику, и, забрав немного денег, он прячет их дома за обоями, а остальное — под камнем в одном из дворов. Несколько дней он проводит в бреду и лихорадке, а когда приходит в себя, выясняет, что им всё это время занимался хороший парень Разумихин, его друг и бывший однокашник. Выясняется также, что мать и сестра Раскольникова, а заодно и Лужин, приехали в Петербург. Сюжет закручивается туже: оказывается, Свидригайлов тоже понаехал в Петербург, чтобы доставать Дуню своими домогательствами и тут.
Раскольников встречается с Лужиным и убеждается, что тот — самоуверенный мерзавчик. Раскольникову ситуация с Дуней слишком напоминает ситуацию с Сонечкой, только в роли чмошника Мармеладова оказывается он сам. Раскольников выносит Лужина из своей каморки на пинках и снова идёт шляться по Петербургу. Он в депрессии — во-первых, его мучает совесть, а значит, с моральным горизонтом событий не задалось; во-вторых, то, что излагал Лужин, слишком уж похоже на то, что сам Раскольников писал в одной своей статейке: что люди в мире делятся на две категории, и люди высшего порядка имеют право потреблять во всех смыслах людей низшего порядка.
Словом, Раскольников в депрессии и готов уже прийти с повинной в полицию. Тут он становится свидетелем того, как пьяного Мармеладова сбивает извозчик. Раскольников делает доброе дело — Мармеладова за его счет привозят домой и вызывают врача. Раскольников знакомится с Сонечкой, и её непоколебимая чистота поражает его в самое сердце.
Точно так же Разумихин влюбляется в Дуню. Он готов сделать всё, чтобы она не выходила за Лужина — а для этого надо вынуть Раскольникова из той задницы, в которой тот увяз. Но это не так-то просто, потому что Раскольников сопротивляется.
Одновременно идёт следствие по делу старушки-процентщицы, и следователь Порфирий Петрович, читавший статью Родиона в газете, грамотно психологически прессует подозреваемого, хотя явных улик у него нет.
Великолепный мерзавец Свидригайлов одобряет Раскольникова, только говорит, что тот должен победить в себе Шиллера, то есть отделаться от благородных устремлений. Сам Свидригайлов уже переступил моральный горизонт (убил свою жену) и не парится.
Лужин, который живёт в том же доме, что и Мармеладовы, приходит на поминки Мармеладова и пытается оклеветать Соню, подкинув ей в карман сто рублей. К счастью, находятся свидетели подлога, и Лужину снова облом. Но у бедной Сониной мачехи от нервного потрясения случается острый приступ туберкулёзного кашля, начинается горловое кровотечение, и она умирает. Оплатить похороны и взять на себя содержание детей Мармеладова вызывается, внезапно, Свидригайлов. Этим он как бы намекает Раскольникову, что добро делается из зла. Но когда Раскольников встречается со Свидригайловым ещё раз, тот сам говорит ему, что всё тлен, и его держит на этом свете только один вопрос: даст ему Дуня или не даст? В конце концов, если уж выходить замуж за мерзавца, так лучше за великолепного, чем за такого, как Лужин. Но Дуня не даёт, и Свидригайлов пускает себе пулю в голову.
Узнав об этом, Раскольников понимает, что в существа высшего порядка ему попасть не светит, и сдаётся полиции. Благодаря явке с повинной, помощи Порфирия и положительной характеристике со стороны знакомых, ему дают восемь лет каторги[1], и Сонечка отправляется за ним в Сибирь как жена декабриста. Мама Раскольникова умирает от горя, сестра выходит за Разумихина. Казалось бы, Плохой хороший конец. Но те, кто внимательно читал дальше, могут наблюдать за тем, какая внутренняя борьба происходит с Раскольниковым на каторге. После преодоления части внутренних противоречий, тот САМ просит у Сони Библию. Автор намекает на обновленную дальнейшую жизнь.
Главные герои
- Родион Раскольников – бедный студент, молодой, гордый, бескорыстный юноша. Он «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
- Соня Мармеладова – родная дочь Мармеладова, пьяницы, бывшего титулярного советника. «Девушка малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».
- Петр Петрович Лужин – жених Дуни, сестры Раскольникова, расчетливый, «чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией» господин сорока пяти лет.
- Аркадий Иванович Свидригайлов – азартный игрок с противоречивым характером, переступивший через несколько жизней. «Человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный».
- Порфирий Петрович – пристав следственных дел, который занимался делом об убийстве старухи-процентщицы. «Человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард». Человек умный, «скептик, циник».
- Разумихин – студент, друг Родиона. Очень неглупый молодой человек, хотя иногда простоватый, «наружность его была выразительная — высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача».
- Дуня (Авдотья Романовна) Раскольникова – сестра Раскольникова, «твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем» девушка. «У нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата, волосы; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые».
Что здесь есть[править]
- Боевой топор — знаменитое орудие убийства. Строго говоря, не боевой, а вполне себе плотницкий, да ещё и в первый раз использован как ударно-дробящее оружие — обухом вперёд. Вот Лизавете досталось уже лезвием. Он же и потайное оружие, так как носился Раскольниковым скрыто, с помощью петельки под пальто.
- Буревестник фанатского сообщества: Аркадий Свидригайлов! Да, для одних он — извращенец, манипулятор, бездушный психологический садист и вообще полное чудовище, но для других — единственный из этого сумасшедшего цирка адекватный и трезвомыслящий человек без «тараканов» (ну, кроме разве что ещё хорошего парня Разумихина и следователя Порфирия Петровича) и, что уж говорить, способен на добрые поступки. Свидригайлов мармеладовских сирот пристроил.
, что настраивает против него в том числе фанатов Свидригайлова выше)? Кое-кого изрядно подбешивает уже тот факт, что он смеет называть себя студентом, фактически, нигде не учась.
- Многие поклонники великолепных мерзавцев бьются в истерике от умственных способностей Раскольникова. Воплощение тропа «Умный — не значит мудрый» на все сто, причём в максимально уродливой форме.
- Мармеладов мог просто путать, а Катерина Ивановна явно говорит назло.
- Закадровый момент характеристики произошёл ещё раньше. Мать Раскольникова в письме рассказывает, что Лужин — «человек деловой и, кажется
, добрый». Для тех читателей, у которых жанровая смекалка неразвита, автор подсветил устами самого Раскольникова.
, мораль книги говорит о том, что куда худшее наказание — это всепоглощающая паранойя и не менее всепоглощающее чувство вины за свои действия, развившееся у него впоследствии.
- В чём-то и сам Родя Раскольников, если задуматься.
- Родион Романович Раскольников — решительная аллитерация трёх Р в имени, отчестве и фамилии. Кроме того, русские раскольники, давшие имя роду героя, отличались решительностью и храбростью, но упорствовали именно в косности и отсталости, шли на муки и сопротивлялись официальной церкви по таким нелепым вопросам, как «двумя или тремя пальцами креститься». Нельзя не признать, что все семейство Раскольниковых отличается тем же бунтарским упорством и по таким же бредовым поводам. А ещё Родион Романович два черепа топором расколол!
Работа над текстом
В июле 1865 году Достоевский выезжает за границу, в Висбаден (Германия), где за пять дней проигрывает в казино все деньги и часть личных вещей, включая карманные часы. В письме, адресованном своей возлюбленной Аполлинарии Сусловой (август 1865 года), он сообщает, что в гостинице ему было отказано в обедах и других . Там, в маленьком номере, «без денег, без еды и без света», писатель приступил к работе над «Преступлением и наказанием». На тот момент произведение задумывалось как повесть.
В сентябре того же 1865 года Достоевский предложил редактору журнала «Русский вестник» Михаилу Каткову разместить своё новое произведение на страницах его издания, сообщив, что начатая им работа — это «психологический отчёт одного преступления»:
«Могу ли я надеяться поместить в Вашем журнале «Русский вестник» мою повесть? Я пишу ее здесь, в Висбадене, уже 2 месяца и теперь оканчиваю. В ней будет от пяти до шести печатных листов. Работы остается еще недели на две, даже, может быть, и более. Во всяком случае, могу сказать наверно, что через месяц и никак не позже она могла бы быть доставлена в редакцию «Русского вестника». <?…> Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек. Мне рассказывали прошлого года в Москве (верно) об одном студенте, выключенном из университета после московской студентской истории — что он решился разбить почту и убить почтальона. Есть еще много следов в наших газетах о необыкновенной шатости понятий, подвигающих на ужасные дела. (Тот семинарист, который убил девушку по уговору с ней в сарае и которого взяли через час за завтраком, и проч.) Одним словом, я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность.» — Ф. М. Достоевский, письмо к М. Н. Каткову. 10 (22) — 15 (27) сентября 1865 г., Висбаден
В письме Достоевский упоминает о своем трудном финансовом положении и просит гонорар не менее 125 рублей за лист, а также 300 рублей в качестве аванса:
«Теперешние обстоятельства мои очень нехороши. Я выехал в начале июля за границу совершенно больной, для лечения, и почти без денег. Я надеялся вскорости кончить одну работу, но увлекся другой работой (тем, что теперь пишу), о чем и не жалею. Тем не менее я принужден теперь попросить у Вас триста рублей — разумеется, в таком случае, если Вы захотите взять мою работу. Прошу вас, многоуважаемый Михаил Никифорович, не считать эту просьбу о 300-х рублях чем-нибудь принадлежащим к условиям, которые бы я предложил за мою повесть. Совсем нет. Это просто просьба к Вам помочь мне в эту весьма трудную для меня минуту, — разумеется — опять повторяю просьба, могущая иметь место только в том случае, если Вы изъявите согласие принять мою работу.» — Письмо к М. Н. Каткову. 10 (22) — 15 (27) сентября 1865 г
Катков согласился на оплату в 125 рублей за лист и в октябре отправил Достоевскому 300 рублей аванса без сопроводительного письма; правда, деньги пришли в Висбаден с некоторым опозданием — к тому времени писатель уже выехал обратно в Россию. Работа над «Преступлением и наказанием» была продолжена в Петербурге, причём в ноябре 1865 года Фёдор Михайлович забраковал и сжёг многостраничный черновик и начал писать заново. Через месяц он предоставил Каткову первые семь листов романа. Далее произведение отсылалось в «Русский вестник» частями по мере готовности.
Поначалу принципы сотрудничества «Русского вестника» с авторами вызывали у Достоевского недоумение. Когда спустя три месяца Фёдор Михайлович отослал издателю первые листы рукописи, никакой реакции из журнала не последовало. Молчание длилось несколько недель, в течение которых писатель пребывал в полном неведении относительно судьбы своего произведения. В определённый момент, не выдержав, он отправил Каткову письмо, в котором попросил дать хоть какие-то сведения о планах редакции:
«Если роман мой Вам не нравится или Вы раздумали печатать его — то пришлите мне его обратно. Вы непременный человек, Михаил Никифорович, и с человеческим чувством… Убедительно прошу от Вас ответа на это письмо скорого и ясного, чтоб я мог знать своё положение и что-то предпринять» — Письмо к М. Н. Каткову. Декабрь 1865 г., Петербург
В середине января 1866 года из журнала наконец-то поступил ответ: редакция извинилась перед автором за то, что слишком долго «оставляла его в недоумении», и сообщила, что начало «Преступления и наказания» уже напечатано в 1-м номере, который в ближайшие дни выйдет в свет. Позже писатель узнал, что для «Русского вестника» неожиданное предложение со стороны Достоевского стало настоящим спасением, — «у них из беллетристики на этот год ничего не было, Тургенев не пишет ничего, а с Львом Толстым они поссорились».
Адаптации[править]
Всего в мире существует около 20 экранизаций этого романа. Здесь перечислены только самые известные:
- Фильм 1909 года Василия Гончарова, первая экранизация (к сожалению, не сохранился).
- Французский фильм 1956 года. Действие перенесено во Францию, Родион Раскольников переименован в Рене Брюнеля, а Соня Мармеладова (которую, к слову, играет Марина Влади) — в Лили Марселен. Порфирия Петровича играет сам Жан Габен.
Также существуют и многочисленные театральные постановки. Самой известной из ныне ставящихся является рок-опера «Преступление и наказание», написанная Эдуардом Артемьевым и поставленная Андреем Кончаловским на сцене Театра мюзикла в Москве.
Замысел романа
Замысел произведения о так называемой «сильной личности», не боящейся ни угрызений совести, ни людского суда, начал созревать у Достоевского ещё когда он сам находился на каторге в Омске (1850 — 1854) и общался с множеством арестантов. Осенью 1859 года Фёдор Михайлович сообщил в письме брату, что планирует в ближайшее время приступить к работе над романом-исповедью, основные контуры которого сформировались у него «на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения». Однако путь от задумки до реализации оказался более долгим — к непосредственной работе над романом писатель приступил лишь спустя почти шесть лет.
«Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…». — Письмо к брату Достоевскому М. М, 9 октября 1859. Тверь
В 1864 году Достоевский размышляет над созданием романа с рабочим названием «Пьяненькие». В нем должны были разбираться не только сам «вопрос о пьянстве», но и «все его разветвления, преимущественно картины семейства, воспитания детей в этой обстановке и проч.». Этот роман в итоге не был принят издателем, но размышления над ним стали основой той сюжетной линии «Преступления и наказания», которая связана с драмой семьи Мармеладовых.
В первой половине 1865 года Достоевский делает первые наброски к новому произведению.
Сюжет для «Преступления и наказания», возможно, был подсказан Достоевскому судебным процессом по делу двадцатисемилетнего москвича Герасима Чистова, раскольника, представителя купеческой семьи, убившего в январе 1865 года двух пожилых женщин. Орудием убийства служил топор; преступник извлёк из сундука и вынес из квартиры деньги и ценные вещи. Через полгода, в августе, начался суд. Фёдор Михайлович был знаком со стенографическим отчётом по делу.
Среди прототипов Раскольникова называют и французского преступника Ласенера, материалы о судебном процессе над которым печатались в журнале братьев Достоевских «Время» в 1863 году. Ласенер, уже находясь в заключении, написал мемуары, в которых пытался оправдать свои преступления «идейными» соображениями, выставляя себя «жертвой общества», восставшей против социальной несправедливости.
Возможно, идея романа родилась у Достоевского как ответ на роман Н. Г. Чернышевского «Что делать? (Из рассказов о новых людях)» (1863). Его творческая полемика с Чернышевским началась в «Зимних заметках о летних впечатлениях» опубликованных в 1863 году, и уже тогда Достоевский высказывает мысль схожую с идеей романа «Преступление и наказание»:
«Трудов мы не любим, по одному шагу шагать не привычны, а лучше прямо одним шагом перелететь до цели…» — Ф.М. Дстоевский, «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863)
Культурное влияние[править]
- Под влиянием «Преступления и наказания» были написаны некоторые из произведений Альбера Камю, который называл себя учеником Достоевского. В первом романе Камю «Счастливая смерть» главный герой, как и Родион Раскольников, решается на убийство «по совести», а после совершенного деяния доходит до полного отчаяния. Отсылки к «Преступлению и наказанию» можно заметить и в романе «Посторонний».
- Сочинение итальянского писателя Луиджи Капуаны «Маркиз Роккавердиана».
- «Ф.М.» Акунина же! По сюжету Николас Фандорин выясняет следующее — Достоевский хотел писать «Преступление и наказание», но издатель этого категорически не приемлет и говорит что «все эти ваши проблемы униженных, оскорблённых и слабоумных никому не интересны, а напишите вы Фёдор Михалыч hard-boiled детективъ!» Под влиянием обстоятельств, Достоевский таки пишет детектив «Теорийка» где происходят практически те же события, но главный герой не Раскольников, а Порфирий Петрович Федорин(тоже, как выясняется из рода фон Дорн, но из другой его ветви). Читатель и сам Порфирий явно думают на Раскольникова, да и всё указывает на него. Но главным злодеем оказывается не Раскольников с топором, а Свидригайлов с тростью с особым набалдашником, который помимо своего железного характера ещё и физически весьма развит и выдать 220 может не просто, а очень просто, в чём крайне болезненно убедился Порфирий Петрович со своим напарником. Раскольникова он назвал пустым теоретиком, который лишь рассуждать может, а на такое дело как убийство никогда бы не решился, а он, Свидригайлов, вот без проблем. Увы, чем бы в итоге дело кончилось неизвестно, ибо на самом интересном месте Фёдор Михайлович решил что «сил моих больше нет, всё фигня, давай по новой».
- Роман французского писателя Андре Жида «Подземелья Ватикана», воспринимаемый многими критиками как парафраз «Преступления и наказания».
- А. Бушков, «Стервятник» — простой бомбила-неудачник Родион Раскатников начинает с того, что отвозит с места преступления откинувшегося зэка, ограбившего киоск, а к концу повествования становится серийным убийцей более чем с десятком трупов на счету.
- Британец Роджер Моррис (Roger Morris) написал цикл исторических детективов «Петербургские повести», главный герой которых — Порфирий Петрович (Porfiry Petrovich): The Gentle Axe (2007) / Благородный топор. Петербургская мистерия.
- A Vengeful Longing (2008).
- A Razor Wrapped in Silk (2010).
- The Cleansing Flames (2011).
И так далее, всего и не упомянешь. Трудно переоценить влияние этого романа, как и других ключевых произведений Достоевского («Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы») на мировую культуру.
[изменить] Классика школьной программы | |
Денис Фонвизин | Недоросль |
Александр Грибоедов | Горе от ума |
Александр Пушкин | Евгений Онегин • Капитанская дочка • Руслан и Людмила • Сказки |
Михаил Лермонтов | Герой нашего времени |
Иван Гончаров | Обломов |
Николай Гоголь | Вечера на хуторе близ Диканьки • Тарас Бульба • Ревизор • Мёртвые души |
Иван Тургенев | Записки охотника • Отцы и дети |
Александр Островский | Бесприданница • Гроза |
Николай Некрасов | Кому на Руси жить хорошо |
Фёдор Достоевский | Белые ночи • Братья Карамазовы • Идиот • Преступление и наказание |
Михаил Салтыков-Щедрин | Господа Головлёвы • История одного города |
Лев Толстой | Анна Каренина • Война и мир |
Антон Чехов | Каштанка • Вишнёвый сад • Человек в футляре |
Максим Горький | Детство — В людях — Мои университеты • Старуха Изергиль • На дне |
Евгений Замятин | |
Михаил Шолохов | Тихий Дон • Поднятая целина |
Михаил Булгаков | Собачье сердце • Мастер и Маргарита |
Андрей Платонов | Котлован |
Александр Твардовский | Василий Тёркин |
Александр Солженицын | Один день Ивана Денисовича |
- Статья 1455 тогдашнего российского уголовного уложения предусматривала каторгу от 8 до 12 лет за убийство в состоянии помешательства, что Родиону в конечном счёте и пришили. Довольно мягкий приговор, за двойное-то убийство — для сравнения, без смягчающих обстоятельств за такое можно было получить 25 лет или даже пожизненное.
- С реальным
разумным эгоизмом, который заключается в чисто альтруистических действиях во благо себя любимого, толкаемые Лужиным «дворово-ницшеанские» взгляды на жизнь не имеют ничего общего.