4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 223.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 223.
В литературе особое место занимает реалистическое направление. В данной статье укажем представителей реализма в литературе и их самые яркие реалистические произведения.
Представители
У истоков реализма в русской литературе стоят И. А. Крылов со своими многочисленными баснями и А. С. Грибоедов со своей комедией «Горе от ума».
А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь – яркие представители реализма 19 века. Творчество этих писателей многогранно: от романтизма, царствующего в то время, они постепенно переходили к реализму, чтобы достоверно отразить насущные проблемы.
А. С. Пушкин считается основоположником русского реализма.
Среди реалистических произведений А. С. Пушкина можно выделить повесть «Капитанская дочка», роман «Дубровский», историческую драму «Борис Годунов». Черты реализма можно увидеть в романе в стихах «Евгений Онегин», поэме «Медный всадник».
Черты романтизма соединены с чертами реализма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Рис. 1. Реализм в литературе
Н. В. Гоголь, продолжая традиции реалистического изображения, пишет комедию «Ревизор» и поэму «Мертвые души».
Яркими представителя реализма как литературного течения являются И. А. Гончаров («Обломов»), И. С. Тургенев («Отцы и дети», «Рудин»), Ф. М. Достоевский («Преступление и наказание», «Бедные люди»).
Когда начинает зарождаться модернизм (конец 19 века), реалистическое направление все еще занимает особое место. Выделяется творчество Л. Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), А. П. Чехова («Вишневый сад», «Человек в футляре»), А. И. Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»), М. Горького («На дне», «Мать»).
Реализм 20 века в литературе
3.4
(13)
Реализм как метод возник в русской литературе первой трети XIX века. Основным принципом реализма является принцип жизненной правды, воспроизведение характеров и обстоятельств, объясняемых социально-исторически (типические характеры в типических обстоятельствах).
Писатели-реалисты глубоко, правдиво изображали различные стороны современной им действительности, воссоздавали жизнь в формах самой жизни.
Основу реалистического метода начала XIX века составляют положительные идеалы: гуманизм, сочувствие униженным и оскорбленным, поиски положительного героя в жизни, оптимизм и патриотизм.
К концу XIX века реализм достиг своей вершины в творчестве таких писателей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А.П. Чехов.
ХХ век поставил перед писателями-реалистами новые задачи, заставил их искать новые пути освоения жизненного материала. В условиях подъема революционных настроений литература все больше проникалась предчувствиями и ожиданиями грядущих перемен, «неслыханных мятежей».
Чувство приближающихся социальных сдвигов вызывало такую интенсивность художественной жизни, какой еще не знало русское искусство. Вот что писал Л. Н. Толстой о рубеже веков: «Новый век несет конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другого способа общения. Веком духовного обновления назвал ХХ век М. Горький.
В начале ХХ века продолжили свои искания тайн сущего, тайн человеческого бытия и сознания классики русского реализма Л.Н. Толстой, А. П. Чехов, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др.
Однако принцип старого» реализма всё чаще подвергался критике из разных литературных сообществ, требовавших более активного вторжения писателя в жизнь и воздействия на нее.
Эту ревизию начал сам Л. Н. Толстой, в последние годы своей жизни призывавший к усилению дидактического, поучительного, проповеднического начала в литературе.
Если А. П. Чехов считал, что «суд» (т. е. художник) обязан только поставить вопросы, заострить внимание мыслящего читателя на важных проблемах, а отвечать обязаны «присяжные» (общественные структуры), то для писателей-реалистов начала ХХ века это казалось уже недостаточным.
Так, М. Горький прямо заявил, что «роскошное зеркало русской литературы почему-то не отразило вспышек народного гнева… », и обвинил литературу в том, что «она не искала героев, она любила рассказывать о людях, сильных только в терпении, кротких, мягких, мечтающих о рае на небесах, безмолвно страдающих на земле».
Именно М. Горький, писатель-реалист младшего поколения, был основоположником нового литературного направления, получившего в дальнейшем название «социалистический реализм».
Литературно-общественная деятельность М. Горького сыграла значительную роль в объединении писателей-реалистов нового поколения. В 1890-е годы по инициативе М. Горького возникает литературный кружок «Среда», а затем издательство «Знание». Вокруг этого издательства собираются молодые, талантливые писатели А.И. Куприи, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А. Серафимович, Д. Бедный и др.
Спор с традиционным реализмом велся на разных полюсах литературы. Были писатели, которые следовали традиционному направлению, стремясь обновить его. Но были и такие, которые просто отвергали реализм как устаревшее направление.
В этих сложных условиях, в противоборстве полярных методов и направлений, продолжало развиваться творчество писателей, традиционно именуемых реалистами.
Самобытность русской реалистической литературы начала ХХ века заключается не только в значительности содержания, острой социальной тематике, но и в художественных исканиях, совершенстве техники, стилевом разнообразии.
Здесь и черты экспрессионизма (е Красный смех», «Иуда Искариот» Л. Н. Андреева), и орнаментальная проза с искусной стилизацией (творчество А. Ремизова, Е. Замятина), и ритмизованная проза («Петербург» А. Белого), и особенный, «сгущенный реализм» с его точным и выразительным языком (проза И. А; Бунина).
И все-таки главным, решающим в русской литературе начала ХХ века оставалось то, насколько глубоко и верно осмысляла она жизненно важные проблемы, насколько высок был её нравственный идеал.
3.4 / 5. 13
.
Основные жанры
В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.
- Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
- Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
- Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является «Евгений Онегин», написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
- Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека, противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является «Герой нашего времени», автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
- Рассказ.
- Повесть.
Реализм в философии
Это концепция, что реальность (и материального и абстрактного) существует в мире независимо от нашего восприятия.
Критический реализм
Это раздел философии, который различает между тем миром, что человек воспринимает и тем, что является реальностью. Человек воспринимает не реальность, а лишь его точки зрения, это его мир, который является «воспринимаемым».
«Невоспринимаемые» структуры творят «воспринимаемые» события, и человеческий мир можно постичь, лишь если люди познают эти «невоспринимаемые» структуры.
Реализм и номинализм — какая между ними разница?
Сторонники реализма в философии утверждают, что универсалии (абстрактные понятия) так же реальны, как и материальное.
Сторонники номинализма утверждают, что универсалии не существуют так же, как и материальное.
Реализм как литературное направлениематериал по литературе на тему
Реализм
как литературное направление
Из истории появления реализма:
— Формирование реализма как художественной системы связывают с эпохой Ренессанса. Для Возрождения характерна масштабность образов, поэтизация личности человека, способность её к высоким чувствам и одновременно накал трагического конфликта. (Дон Кихот, Гамлет, король Лир).
— В 18 веке складывается просветительский реализм. Теоретики: Д. Дидро во Франции и Г. Лессинг в германии.
— В 19 веке складывается новый реализм. Это критический реализм. На Западе его расцвет связан с именами Стендаля, О. Бальзака, Ч. Диккенса, У. Теккерея.
— В России в 1 половине 19 века (20-е годы) в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя зарождался реализм, который стал во 2 половине 19 века главенствующим направлением в искусстве.
— 19 век в России богат на грандиозные исторические события.
— Литература становится важнейшей сферой духовной жизни общества, постоянно обращается к раздумьям об исторической судьбе страны и народа, внимательна к жизни в её неостановимом движении, где прошлое, настоящее и будущее неразделимы. Недаром 19 век назван ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
— В обществе возникают разногласия. Сформировались разные общественные группировки, противостояние которых определялось взглядами на крестьянскую реформу и пути переустройства русской жизни вообще. В литературе это противостояние проявилось посредством реалистического изображения действительности.
Теоретические основы
Реализм предполагает помимо правдивости
деталей, правдивое воспроизведение
типичных характеров в
типичных обстоятельствах.
Ф. Энгельс
— В центре внимания РЕАЛИЗМА (от realis – вещественный) находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни (причинно-следственная связь личности и обстоятельств). Принцип историзма.
— Критический реализм по-новому изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами (принцип социальной детерминации – обусловленности характера человека условиями, в которых он живёт). Избегает однозначной оценки героев.
— Предметом анализа становится внутренний мир человека (психологизм).
Основные признаки русского реализма:
- Социальная и психологическая типизация.
- Герой не только тип, но и индивидуальность.
- Наличие типических обстоятельств, отсутствие экзотической среды – в противовес романтикам.
- Точность воспроизведения деталей.
- Отсутствие однозначной авторской оценки.
- Эволюция характера героя под влиянием обстоятельств.
- Любимые жанры реалистов – роман, рассказ. Четкого деления на жанры нет.
- Стремление приблизить язык произведения к живой речи.
- Ведущий жанр – РОМАН – крупный по объёму и, как правило, прозаический жанр эпоса. Основную организующую роль в романе играет сюжет, развитие событий, которые относятся к большому периоду времени и позволяют полно показать целую человеческую жизнь, изобразить длительно протекающий процесс или сложное многостороннее явление.
Decadence
1. Какие традиции Чехова восприняла реалистическая проза нового времени?
Одной из чеховских традиций
стало смешанное описание жизни персонажей и их внутреннего мира. Писатель утверждал, что в жизни все должно быть ровно, гладко, так, как есть на самом деле.
Другие традиции Чехова, которые отразились в реализме нового времени:
- описание простых людей, сочувствие их мечтам, а не им самим;
- из произведений исчезает герой, созданный по представлениям художника.
Реализм в русской литературе прошел долгий, «многострадальный» путь. Это определило его дальнейшее развитие.
2. В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи?
Литературный герой обезличивается. Его внутренний облик включает и трагедию, и веселье, глубокое и примитивное.
В эту эпоху появлялись герои «средней руки».
К ним относились чиновники, босяки, солдаты, низшие офицеры.
Душа героев описывалась «сонной», отчужденной от окружающего мира. Каждый второй нес в себе «остывшую золу» (как писал Андреев).
3. Что представляет собой «авторское начало» в повествовании?
В основе «авторского начала» лежит изменение структуры стилей и жанров. Общение персонажей упрощено, а план событий минимален.
Однако широко раздвинуты пределы душевной жизни. Внутреннее состояние героя очень подробно анализируется. Именно поэтому события, происходящие всего за несколько дней, обрисованы в крупных произведениях.
Пронизывают произведения глубокие авторские раздумья. Однако поучительные интонации отсутствуют.
4. Каково значение традиций А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского в литературе начала XX в.?
Пушкин
В качестве идеала, на которое опиралось гармоническое искусство XX века, выступало творчество Пушкина. В произведениях великого писателя особенно остро проявлялись противоречия русской истории и его современности. Он же воспел и нетленность человеческой души.
Толстой
Молодое поколение реалистов ссылалось на Толстого, как новатора в психологическом толковании личности. Он предложил идею «живой жизни» — каждый человек стремится к правде, красоте и любви.
Достоевский
Для новых реалистов он остался властителем дум. Герои произведений Достоевского пытались понять высший смысл жизни. Благодаря творческому наследию писателя многие реалисты по-своему рассказали, как раскрепощается душа, в муках и утратах.
Реалистам рубежа веков удалось объединить разные традиции русской литературной классики.
*5. Почему в литературе начала XX в. возник новый тип литературного героя?
Демократические настроения в обществе повлияли и на литературу. Интерес к простому человеку (крестьяне, солдаты, интеллигенты, мелкие офицеры) возник у европейских писателей еще в конце XVIII (18 века). До России эти идеи дошли лишь ко второй половине XIX (19 века).
А поскольку в русском литературном искусстве новые течения становились ярче и острее, реализм начала XX (20) века полностью изменил образ литературного героя.
*6. Каковы истоки и результаты обращения писателей к человеческому подсознанию?
Среди истоков
раздумий писателей XX (20) века о подсознании человека можно выделить:
- Скучность жизнипростого человека
. Она была видна невооруженным взглядом. Блок писал о «нормальном человеке, съеденном Скукой-паучихой». - Зыбкость (неустойчивость) человеческих отношений.
Прозаикам и поэтам захотелось показать, какова на самом деле любовь, неотделенная от быта и человеческих страданий. В начале 20 века условия жизни простых людей были довольно тяжелыми, поэтому и отношения их становились мрачными. - Сонливость души.
Великие литераторы заметили, что многие люди увлечены смутными и противоречивыми переживаниями. Они терзаемы мыслями о своей горькой судьбе.
В результате
обращения писателей к подсознанию человека его внутренние мотивы и мысли были соотнесены с:
- поведением;
- отношением к другим людям.
Герой произведений 20 века редко мечтал, потому что понимал, что ему никогда не приблизиться к своей мечте.
Были выделены такие противоборствующие силы:
- интеллект против инстинктов;
- душа против бездушной машины;
*7. Чем объяснить взаимодействие реализма, романтизма, импрессионизма?
Писатели XX (20) века обладали сложным мироощущением, и понимали, что описать человека и его душу невозможно в рамках старого направления. Это позволило им преобразить реализм
. Он стал более чувственным, одухотворенным.
Проза 20 века становится более широкой, глубокой. В ней совмещены:
- анализ деталей (реализм);
- смелая мечта (романтизм);
- появление условных фигур (импрессионизм).
Эти особенности реализма в русской литературе стали отличительными чертами стиля.
*8. Каково своеобразие художественного времени и пространства в реалистической литературе?
Реалистическая литература XX века особенно остро отображала авторское восприятие времени. Реалисты больше познавали мир субъективно, через свои переживания и раздумья.
Время и пространство оказались тесно связанными, смешанными друг с другом – в герое проявлялось высокое и ничтожное, смешное и трагичное. Появилась отчужденность человека от мира, восприятие его души вне времени и пространства.
*9. Чем вызвано усиление «авторского начала», каковы результаты этого процесса?
Литераторам 20 века пришлось раздвинуть рамки сформировавшихся течений. Авторское начало усилилось за счет изменения жанров и стилей. Автор стремился рассматривать человека и мир в целом, без привязки к определенной ситуации. Появляются авторские раздумья, но они не поучительны.
Результаты этого процесса:
- проза стала «взывать» к дискуссии;
- структура изложения приобрела стиль молчаливого спора;
- сложные темы воплощались в скудной форме.
*10. В чем состоят новые черты реализма, почему он взаимодействует с другими видами художественного мышления?
К новым чертам реализма литературы начала 20 века относят:
- выраженное авторское восприятие времени;
- исчез герой – носитель представлений писателя;
- взор литераторов обратился к простым людям;
- писатели стали углубляться в психологию человека;
- исчезли пророческие и поучительные интонации.
Поскольку реализм не смог развиваться в рамках классической теории, он вынужден был меняться. В произведениях молодых реалистов 20 века появились черты романтизма и символизма. Только при взаимодействии этих художественных стилей получилось отразить переживания, свойственные людям того времени.
Реализм в русской литературе смог передать настроения общества и проблемы времени.
Источник: Реализм в русской литературе — особенности течения и основные идеи. Как развивался реализм в 20 веке.Традиции классиков.