Краткое содержание Повесть временных лет по главам для читательского дневника


«Повесть временных лет» кратко для читательского дневника

«Повесть временных лет» представляет собой свод летописей начала 12 века.

Начинается летопись с библейских сюжетов о Ное и его сыновьях, которые спаслись после великого потопа на земле.

Земля была поделена между сыновьями Ноя и начала наполняться людьми.

Затем рассказывается о строительстве Вавилонской башни и о том, что Бог смешал языки народов, которые занимались строительством.

Так что они не стали понимать друг друга и разбрелись по всему лицу земли.

От них образовались многочисленные народы.

Затем летопись повествует о том, как произошли славяне, как они заселяли берега Днепра.

Идёт речь о Рюрике — первом князе Русской земли и о других последующих князях.

Большая часть «Повести временных лет» рассказывает о междоусобных войнах и кровопролитных сражениях, различные легенды о подвигах, предания о Руси, описания жизни русских князей.

История создания

В науке монах Нестор признается основным автором летописи, хотя было доказано, что произведение имеет нескольких авторов. Однако именно Нестора нарекли первым на Руси летописцем.
Есть несколько теорий, объясняющих, когда написали летопись:

  • Написана в Киеве. Дата написания – 1037 год, автор Нестор. За основу взяты фольклорные произведения. Неоднократно переписывалась различными монахами и самим Нестором.
  • Дата написания – 1110 год.

До наших дней дошел один из вариантов произведения, Лаврентьевская летопись – копия Повести временных лет, исполненная монахом Лаврентием. Изначальная редакция, к сожалению, утрачена.

«Повесть временных лет» главные герои для читательского дневника

Главные герои «Повести временных лет» многочисленны. О каждом из персонажей автор подробно рассказал, о характере и подвигах. О том, как относился народ к каждому из героев.

Князья из династии Рюриковичей

Князь Олег

Олег — родственник Рюрика. Рюрик временно передал ему княжение, пока его сын не подрастёт.

Олег был мужественным и отважным воином, обладал военной смекалкой, благодаря которой победил греков во время похода 907 г.

В народе князя Олега прозвали Вещим, так как он умел предвидеть.

В «Повести временных лет» есть сказание о Вещем Олеге. В нём описывается смерть Олега, которая была предвещена.

Олег должен был умереть от любимого коня, поэтому князь велел не подводить к нему животное. Олег и его конь долгое время не виделись.

И в какое-то время Олег уже успокоился, что предсказание не сбудется, ведь конь умер, а сам Олег был жив.

Он ликовал над костями животного, как вдруг наступил на череп коня.

Из черепа выползла ядовитая змея и ужалила князя.

И умер князь Олег в точности, как было предвещено.

Князь Игорь

Игорь — сын Рюрика — смелый и отважный князь. Одержал великие военные победы.

Участвовал в походах с военной миссией.

Один из походов — 941 года — поход на греков. В этом походе Игорь с войском проиграли битву из-за внедрения греками пороха. На Руси такого орудия ещё не производилось.

Но Игорь не отчаивается и в 944 году побеждает греков, выступает в поход на Византию.

Князь Игорь прослыл очень заботливым и внимательным к нуждам дружинников.

Однако был жадноват. Из-за своей жадности и погиб от рук древлян, с которых попытался собрать излишнюю дань. Хотя до этого уже получил богатые дары от Византийского правителя.

Владимир Мономах

Владимир Мономах начал своё княжение в 1113 году, заняв престол в Киеве после смерти Святополка.

К Святополку он относился враждебно, поэтому летописание перенёс в Киево-Печерский монастырь, где часть повестей была переделана так, что Святополк был отодвинут, а большая часть писания того временного периода рассказывала о Мономахе.

Летописец выставляет Мономаха идеальным князем, жалостливым к страданиям простого люда.

Якобы он был и отцу с мачехой послушен, и к митрополиту относился с великим почтением.

Однако во времена Владимира Мономаха проходят множество кровопролитных войн.

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга была выбрана в жёны Игорю князем Олегом в 903 году.

Привезли девушку из Пскова из простой варяжской семьи.

В те времена князьям позволялось жениться на простых низкосословных девушках. Главное, чтобы она была красива.

Ольга была женщиной умной и верной. Даже после смерти мужа она не захотела связать свою дальнейшую жизнь с кем-либо ещё.

Но в отместку она наказала убийц своего супруга, пойдя на великую хитрость. Месть её была жестока, но справедлива.

Характер русской женщины не позволил ей простить обидчиков, хотя мстить ей пришлось древлянам целых четыре раза.

Хитрость Ольги заключалась в её загадках. С первого взгляда, они были простыми. Так что слушающие воспринимали их буквально.

Но Ольга закладывала в них скрытый смысл во взаимосвязи свадебного и похоронного обряда.

  1. Загадка про лодки. Значение — нести в лодках. Кто-то понимал это как почитание гостей. Но в лодках же носили и покойников.
  2. Предложение послам помыться в бане воспринималось как знак хорошего тона, высшая степень гостеприимства. Но Ольга вкладывала в это свой смысл, который заключался как омовение покойников.

Древляне не верно истолковывали все слова Ольги, не смогли распознать в её загадках мудрость.

Это и привело недогадливых древлян к гибели.

Когда Ольга навела порядки внутри своего государства, она поехала на север Руси, в Новгородскую область, чтобы и там навести порядки.

А когда же она вернулась в Киев, то какое-то время оставалась там в умиротворённом состоянии, всецело отдавшись заботе о сыне.

Крещение Ольги

«Повесть временных лет» в своём летописном периоде 955 года содержит сказание о крещении Ольги.

Княгиня отправилась в Царьград для принятия крещения. Это исторический факт, запечатлённый документально.

В исторических материалах даже список приглашённых гостей был приведён, а также и перечислены все блюда на столах.

При крещении Ольгу нарекли Еленою (сияющая, избранная, солнечный свет).

Н.М. Карамзин же в «Истории государства российского» отмечает, что по преданию Ольга называлась Хитрою, церковь прозвала её Святою, а из истории она идёт со статусом Мудрая.

Однако информации о сватовстве императора к Ольге нигде не встречается.

Возможно этот интересный факт — лишь фантазия летописца.

Приняв крещение и став христианкой, Ольга прослыла как духовная наставница русской земли.

Летописец с восторгом описывает и восхваляет Ольгу как правительницу государства великого.

Россия прославилась благодаря её правлению до краёв Европы.

Все же, кто правил до Ольги, только и знали, что воевали. Ольга же стала настоящим правителем государством.

Князь Святослав

Святослав, сын княгини Ольги, суровый и сильный воин. Хотя по характеру прямодушен.

В летописи Святослав показан самым воинственным из всех русских князей.

На войне он чувствовал себя как рыба в воде.

Святослав не привязан к богатству. Главное его достоинство — это привязанность к дружине и оружию.

Как ни странно, но смерть нашла Святослава от рук печенегов, хотя раньше он сам нагонял на них сильного страха.

Печенежский князь Куря долго глумился над прахом Святослава. И в конце концов из его черепа сделал себе чашу для вина.

Если бы Святослав оценивал свои поенные способности, то не умер бы так бесславно.

Также все его поступки последних лет говорят о его непослушании матери.

Когда княгиня Ольга приняла крещение, ей бы хотелось, чтобы и сын остепенился. Но

Святослав не захотел пасть в глазах дружинников своих. Так и завершил свой жизненный путь.

Князь Владимир I Святославич

Владимир — сын Святослава и ключницы Ольги по имени Малуша.

Святослав отдал во княжение Владимиру Новгородский престол.

Это был честолюбивый князь, который пошёл на убийство своего брата Ярополка, чтобы завладеть его престолом в Киеве.

Владимир — основатель языческой реформы, распространитель языческих идолов. Он же установил жертвоприношение этим идолам после успешных побед.

Распутство и многожёнство было очень схоже с тем, что позволял себе Соломон. У этого тоже было 800 наложниц, взятых из разных мест.

Поклонение идолам и сластолюбие — не самые худые его качества. Владимир был также груб и невежествен.

Но все его ужасные наклонности враз проходят после принятия христианской веры.

Он женится на Византийской принцессе Анне, императорской сестре.

И Владимир превращается из язычника-невежды в христианина — образованного и культурного.

После своего крещения Владимир вводит христианство по всей русской земле.

Во время крещения принимает имя Василий. Теперь он примерный христианин, заботящийся о Руси, о нищих.

Военная сила государства с помощью его дружины крепнет.

Сам же он каждую неделю устраивает щедрые пиры, на которых кормит и поит народ любого статуса и материального положения.

На время Владимирского княжения летописец передал два сказания: о белгородском киселе и о победе русского юноши над печенежским богатырём.

Святослав и Владимир, принятие христианства

В 955 году Ольга отправляется в Грецию. Царь Константин поражается ее красоте, уму и отваге. Он не хочет отпускать ее и предлагает замужество. Чтобы избежать этого, женщина принимает христианскую веру и становится его крестной дочерью.

Сын Ольги и Игоря правил горячо. Святослав провел множество войн и походов, одержал немало побед. При нем столица снова поменялась. Он правил в Переяславце, так как туда стекались все материальные ценности с четырех сторон света.

Кончина Святослава печальна — его убил печенежский хан Куря. Из его черепа он сделал чашу и пил вино.

Затем были относительно спокойные времена, когда правили законные сыновья Святослава. После их смертей во главу встал Владимир. Его отцом был Святослав, а матерью — ключница. Владимир исповедовал язычество и почитал идолов.

Однажды к нему пришли мусульмане и предложили свою веру. Владимир отказался из-за запрета пить вино и есть свинину. Однако князь задумался о вере. Он провел большую работу, изучая все религии, которые существовали на тот момент.

Его жена была христианкой, возможно. Это сыграло свою роль, ведь Владимир избрал религией народа христианство. В 988 году Русь стала православной. Владимир приказал всем прийти к реке, чтобы креститься. С того момента всех языческих идолов было приказано уничтожить. Владимир стал строить церкви на их местах.

«Повесть временных лет» 1 глава «Так начнем повесть сию…»

Был потом. В живых осталось лишь семейство Ноя. Его три сына Сим, Хам и Иафет поделили землю на части и разошлись каждый по своим угодьям.

Сим пошёл на восток, Хам — на юг. Иафет занял северные и западные владения.

Население земли росло и преумножалось. Люди захотели построить башню до самого неба.

Но Богу это не понравилось. И он разделил народ так, что они не могли понимать друг друга.

Языки их смешались. И рассеялся народ по всей обитаемой земле.

Потомки Иафета — славяне, они остановились на берегах реки Днепр.

Те, кто поселились в полях, стали называться поляне.

Те, кто в лесах — древляне.

В то время стало распространяться учение о Христе. Брат Петра Андрей проповедовал на берегах Черного моря.

Как-то раз он поплыл вверх по Днепру, чтобы добраться до Рима.

По пути он остановился в красивом месте, где поставил знак и помолился о благословении тех гор.

Он промолвил, что здесь будет великий город.

В народе полян жили три брата — Кий, Щек и Хорив. У них была сестра Лыбедь.

Они и построили на благословленном Андреем месте город Киев (в честь старшего брата).

Когда прошло уже не мало времени, а братья померли, к власти пришли хазары.

Они требовали от населения выплаты им дани. Поляне заплатили им дань мечами.

Хазаре удивились, для них это было знаком, что в будущем полянам другие народы будут платить дань.

852 год. То место стало называться Русской землей.

Много племен было в то время, между ними велись постоянно войны и междоусобицы. И устали народы воевать.

Решили они выбрать князя, который был бы общим для всех народов. И чтобы судить всех одинаково праведно.

Князем был выбран Рюрик, выходец из варягов.

Обосновался он в Новгороде.

Два его боярина — Аскольд и Дир пошли войной на греков. Но их ждало полное поражение.

Правитель Византии, промолившись всю ночь, на другой день созерцал сокрушительную бурю, в которой погибли все корабли противника. Лишь малая часть их вернулась домой, чудом уцелев.

879 год. Князь Рюрик умирает, а его власть передается Олегу (родственнику), потому что наследник сын Игорь еще мал.

Поэтому Олег должен был временно исполнять обязанности князя до взросления сына Рюрика.

Олег переехал в Киев и назвал этот город столицей.

Он стал собирать дань со многих народов, строил города, покорил Царьград.

Так как он везде побеждал, то его прозвали Вещим.

Хотя жизнь у князя Олега была мирна и спокойна, но он всегда помнил, что ему было предречено, что он погибнет от любимого коня.

Поэтому он велел не приводить к нему коня. И вот уж время прошло, и конь давно умер.

Олег только посмеиваться стал над пророчеством. Он даже специально пнул череп мертвого своего любимого коня.

Как вдруг из черепа выползла ядовитая змея и укусила Олега.

После этого Олег умер.

913 год. Игорь начал своё княжение. Древляне не стали слушаться его, но князь наложил на них ещё больший размер дани, выступив на них с войском.

Затем Игорь решил пойти на Византию, но проиграл сражение. Тогда Игорь укрепил свой флот и снова решил пойти в сражение.

Мощь войск Игоря произвела на Византийского царя большое впечатление, что он предложил Игорю богатую дань.

Игорь посоветовался со своими боярами и принял от Византийского царя дань. Но ему показалось, что этого маловато.

Вдобавок он даже хотел с древлян взять ещё дани, но те решили воспротивиться и убили князя.

Князь Игорь оставил после своей смерти жену Ольгу и маленького сына Святослава.

Древляне решили выдать вдову замуж за своего князя. но Ольга в гневе пошла на месть за мужа и уничтожила тех, кто убил её Игоря.

«Повесть временных лет» 2 глава: краткое содержание — Начало княжения Святослава, сына Игорева

Ольга едет в Царьград. Её ум и мудрость покоряют Византийского царя, который решает одарить её богатыми подарками и предложить выйти за него замуж.

Ольга сообщает о своих языческих корнях и свадьба не состоится.

Царь договаривается с патриархом и они крестят Ольгу.

Но теперь Константин становится ей крестным, а женитьба не допускает такого брака, чтобы взять в жены крестную дочь.

Христианские законы этого не допускают.

Ольга едет опять в Киев, где остается до своей смерти. Свою оставшуюся жизнь она посвящает сыну Святославу, а затем и его детям.

Святослав, повзрослев, стал мужественным воином. В боях он преуспевал, брал один город за другим.

Его цель была Переяславец, где он и хотел впоследствии обосноваться.

Но болгары не захотели принимать его, что возмутило Святослава.

В гневе он стал угрожать грекам, что заберет у них Царьград, так же как и Переяславец.

Царь Византии решает задарить Святослава, но тот из даров берет только оружие.

Правил князь Святослав 28 лет. А затем был убит печенежским князем Курем.

Череп Святослава пошел на изготовление чаши, которая предназначалась для питья вина.

Власть Святослава перешла сыну Владимиру, который слыл похотливым развратником и язычником.

Много лет он не мог выбрать, какой же веры ему быть. И решил стать христианином. На это решение повлияла его женитьба на христианке (сестре одного из византийских царей).

Так Русь становится православной, а все языческие символы уничтожаются.

По всей Руси строятся церкви, люди крестятся, детей начинают обучать по книгам.

Только печенеги еще долгое время надоедали. Но Владимир с ними справился, обратившись к обманным методам.

Князь Святослав

Повзрослев, Святослав собрал большое войско и начал вести войны. Он прославился как сильный, выносливый и неприхотливый воин, который неизменно одерживал победы. Святослав идет на Дунай, на болгар, побеждает болгар, берет восемьдесят городов по Дунаю и садится княжить тут в Переяславце.

Матери, которая была тогда еще жива, Святослав сообщил, что намерен княжить именно в Переяславце на Дунае, а не в Киеве, поскольку «туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Печенеги же впервые нападают на Русскую землю и осаждают Киев. Киевляне посылают к Святославу за помощью. Он возращается, изгоняет печенегов, но в Киеве не остается, возвратившись в Переяславец. Но болгары затворяются в городе от Святослава, затем выходят с ним на битву. Начинается большая сеча, и лишь к вечеру все-таки побеждает Святослав. Он врывается в город.

Тут же Святослав грубо угрожает грекам: «Пойду на вас и завоюю ваш Царьград, как этот Переяславец». Греки лукавят, предлагают Святославу дань исходя из числа его воинов. Святослав называет число: «Нас двадцать тысяч» — и прибавляет десять тысяч, потому что руси только 10 тысяч. Греки же выставляют против Святослава сто тысяч, а дани не дают.

Видит русь огромное множество греков и боится. Но Святослав произносит мужественную речь: «Уже нам некуда деться. Противостоять нам врагу и по своей воле, и поневоле. Не посрамим земли Русской, но ляжем тут костями, ибо мертвыми не опозоримся, а если побежим, то опозоримся. Не убежим, но станем крепко. Я пойду впереди вас». Происходит великая сеча, и побеждает Святослав, и бегут греки, а Святослав приближается к Царьграду, воюя и разрушая города.

Византийский царь в панике. Святославу греки отправляют щедрые дары, но Святослав их не принимает. Греки возвращаются к царю и боярам и рассказывают о Святославе: «Дали ему дары, а он даже не взглянул на них и велел убрать». Тогда предлагает царю один из посланных: «Проверь его еще — пошли ему оружие». И приносят Святославу меч и другое оружие. Святослав принимает его и хвалит царя, передает ему свою любовь и целование. Греки снова возвращаются к царю и рассказывают обо всем. И убеждают царя бояре: «Насколько же лют этот воин, раз ценностями пренебрегает, а оружие ценит. Давай ему дань». И дают Святославу дань и множество даров.

С великой славой Святослав приходит в Переяславец, но видит, как мало у него осталось дружины, так как многие погибли в боях, и решает: «Пойду в Русь, приведу больше войска. Проведает царь, что нас мало, и осадит нас в Переяславце. А Русская земля далеко. А печенеги с нами воюют. А кто нам поможет?» Святослав отправляется в ладьях к днепровским порогам. А болгары из Переяславца посылают весть к печенегам: «Мимо вас проплывет Святослав. Идет в Русь. У него много богатств, взятых у греков, и пленных без числа, но мало дружины».

Так после 28 лет правления Святослав при тяжелом переходе в родные земли был убит печенежским князем Куреем, который сделал из его черепа чашу и пил из нее вино.

Христианства Святослав не принял, оставшись верен идолам предков.

О крещении Руси. 980–988 гг.

Законные сыновья у Святослава были, но не выжили. Так править Киевом стал его сын Владимир, рожденный от связи с ключницей. Возле своего терема он установил языческих идолов, которым регулярно приносили жертвы. У Владимира было четыре жены и несколько сотен наложниц.

К Владимиру «пришли болгары магометанской веры» и предложили принять их веру. Узнав, что ислам запрещает свинину и вино, он отказался.

Но не остались в стороне и греки, которые отправили философа, пересказавшего князю Новый и Ветхий заветы. Посланник продемонстрировал изображение Страшного суда. Владимир любил жизнь и со вздохом сказал, что хорошо на этом полотне людям с правой стороны, но плохо людям с левой стороны. Философ предложил ему покреститься, чтобы оказаться справа.

Но князь решил подождать. Проводив гостя, он созвал бояр на совет. Те предложили отправить послов, чтобы посмотреть, кто и как служит Богу. Князь послал десять человек. После их возвращения Владимир снова собрал бояр. Вместе с ними они выслушали посланников, которые рассказали о всех верах и сделали вывод, что греческая лучше всех. Бояре добавили, что эта вера не могла быть плохой, раз ее приняла мудрая княгиня Ольга.

Князь не крестился сразу. Но и тут в ход истории вмешалась женщина. И вот как это было — спустя еще год князь пошел на город греков Корсунь, начал его осаду и поклялся, что если одержит победу, то проведет крещение. Он победил, но клятву не сдержал. Затем у царей Византии он потребовал отдать за него замуж их сестру. А иначе грозился с Царьградом сотворить то же самое, что и с Корсунью. Цари в ответ сказали, что христианки не могут быть женами язычников. Они велели князю покреститься. Тот настаивал на том, чтобы сначала прислали к нему невесту, а те, кто прибудет с ней, окрестят его.

Цари отправили в Корсунь священников, сановников и сестру. В городе красавицу встретили и проводили в палаты. У Владимира начали болеть глаза, он не мог видеть, сильно переживал и не мог сообразить, как поступить. Царица заявила ему, что если он не окрестится, то не сможет избавиться от болезни. Князь принял крещение, прозрел и взял византийскую красавицу в жены. Большинство дружинников тоже окрестились.

Князь с супругой и попами Корсуня отправился в Киев. Там он распорядился убрать идолов: какие-то порубили, другие сожгли, Перуна же бросили в реку. Так на Русь пришло православие в так сказать централизованной форме.

Владимир велит по городам строить церкви на тех местах, где раньше стояли идолы, и на крещение приводить людей по всем городам и селам, начинает собирать детей у своей знати и отдавать в ученье книгам. Матери же таких детей плачут о них, словно о мертвых.

О борьбе с печенегами. 992–997 гг.

Спокойно править Владимиру мешали печенеги, которые регулярно устраивали набеги. Победа оказывалась то на одной, то на другой стороне.

В завершении печенеги приходят и долго осаждают Белгород. Владимир не может прислать помощь, потому что у него нет воинов, а печенегов огромное множество. В городе сильный голод. Горожане решают на вече: «Ведь помрем от голода. Лучше сдадимся печенегам — кого-то они убьют, а кого-то и оставят жить». Один старше, не присутствовавший на вече, спрашивает: «Зачем собиралось вече?» Ему сообщают, что люди утром сдадутся печенегам.

Тогда старик просит городских старейшин: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня, а сделайте то, что велю». Они обещают. Старик говорит: «Наскребите хоть по горсти овса, или пшеницы, или отрубей». Они находят. Старик велит женщинам сделать болтушку, на которой варят кисель, затем велит выкопать колодец, вставить в него чан, а чан наполнить болтушкой. Потом старик велит выкопать второй колодец и туда тоже вставить чан. И посылает искать мед.

Отыскивают лукошко меду, которое было припрятано в княжеском погребе. Старик велит наготовить медового отвара и им наполнить чан во втором колодце. Утром он велит послать за печенегами. Посланные горожане приходят к печенегам: «Возьмите к себе заложников у нас, а вы — около десяти человек — войдите в наш город да посмотрите, что там делается». Печенеги торжествуют, думая, что горожане сдадутся, берут у них заложников, а сами посылают своих знатных людей в город.

И говорят им горожане, наученные умным стариком: «Чего себя губите? Разве сможете нас перестоять? Стойте хоть десять лет — что можете нам сделать? У нас корм из земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». Горожане приводят печенегов к первому колодцу, зачерпывают ведром болтушку, разливают ее по горшкам и варят кисель. После того, взяв кисель, подходят с печенегами ко второму колодцу, зачерпывают медовый взвар, добавляют в кисель и начинают есть — первыми сами (не отрава!), за ними и печенеги. Удивляются печенеги: «Не поверят такому наши князья, если не попробуют сами».

Горожане наполняют им целую корчагу кисельной болтушкой и медовым взваром из колодцев. Часть печенегов с корчагой возвращается к своим князьям: те, сварив, едят и тоже дивятся; потом обмениваются заложниками, снимают осаду города и отправляются восвояси.

Об убиении Бориса

Власть после смерти Владимира переходит Святополку — его старшему сыну.

Многие стали выражать недовольство правлением Святополка. Народ требовал Бориса — младшего сына Владимира.

Святополк возненавидел Бориса и начал питать мысль о его убийстве.

Он даже начал подговаривать подданных своих и Борис был проткнут во сне копьями.

Святополк решил на всякий случай убить и другого своего брата.

Глеба заманили под предлогом отцовской болезни, но во время его поездки посланные Святополка зарезали его прямо на корабле.

Глеб был похоронен рядом с Борисом.

Святополк возгордился собой, что убил тех, кто мог бы стать наследником престола.

Но у него оставались еще и другие братья, которых он также решил убрать со своего пути.

Брат Ярослав узнал о таких зверствах со стороны брата, он собрал войско и пошел на Святополка.

Святополк собрал еще большее войско и тоже выступил на битву навстречу Ярославу.

История братьев и Святополка

У Владимира было несколько сыновей. После смерти князя правление унаследовал старший из них — Святополк. Народ не любил его, несмотря на многие дары, которые правитель преподнёс.

Дружинники отца предлагали Борису, другому сыну, взять силой престол и править на славу всему люду. Они говорили, что все поддержат это решение. Однако он любил брата и отказался свергать его.

У Святополка были иные чувства в отношении не только Бориса, но и остальных родственников. Он ощущал опасность от всех них. Святополк приказал своим подданным убить Бориса. Той же ночью его закололи. Следующим Святополк избавился от другого брата — Глеба. Безжалостный правитель решил перебить всех родственников и остаться единственным возможным правителем. Узнав о смертях и о том, кто за этим стоит, новгородский князь Ярослав — еще один из братьев — взял свое войско и пошел мстить. Хронология дальнейших событий:

  1. В 1016 году Ярослав, свергнув Святополка, становится новым князем в Киеве.
  2. В 1026 заключает мирный договор со своим братом Мстиславом, в котором они решают поделить всю землю между собой.
  3. В 1036 году умирает князь Мстислав, Ярослав становится одним правителем на всей русской земле.

Потеряв большую часть братьев в ходе междоусобных войн, Ярослав понял, как важно крепко держать страну в руках и не устраивать бойни в семье. Перед своей смертью он приказал сыновьям править каждый на своей земле, тем самым поделив единое государство на множество мелких княжеств. Ярослав не думал, что таким образом они станут более уязвимыми. Далее последовало время, когда на Русь нападали различные враги из-за границ. Но и на территории страны появлялись люди, разрушающие спокойное течение жизни.

Начало княжения Ярослава в Киеве

В течение долгих трех месяцев два брата располагались по обеим сторонам Днепра.

Они все никак не решались выступать.

И вот в один день, когда Святополк со своей дружиной были в запое, Ярослав перебрался на их сторону и началась кровопролитная схватка.

Ярослав был на высоте, а Святополк, почувствовав свое поражение, убежал в Польшу.

Он долго не мог успокоиться своим поражением. Тогда он подговаривает Болеслава и поляков и выступает против Ярослава.

Теперь вся сила и победа на стороне Святополка, а Ярослав бежит в Новгород.

Через какое-то время уже Ярослав собирает войско и выступает в ответном бою.

Святополк теперь бежит к печенегам.

Ярослав становится отцом Владимира и наслаждается спокойствием в семье.

Но покой нарушает Мстислав, успокоить которого удалось лишь выделив ему часть земель по Днепру.

Ярослав становится отцом в третий раз. У него появляется на свет сын Святослав.

А затем четвертый сын Всеволод.

Когда Мстислав умирает, Ярослав становится полноправным властителем.

В годы его правления христианство расширяется, строятся многочисленные церкви и монастыри.

Ярослав дал волю развитию книжному чтению.

Перед смертью он завел серьёзный разговор с сыновьями, советуя им жить в мире друг с другом.

Он разделил между ними города и велел не нарушать границ своих владений.

Ярослав был похоронен в Киеве.

Начало княжения Изяслава в Киеве

По воле отца братья стали княжествовать каждый в своих городах.

Изяславу, который был старшим, во власть был отдан Киев.

Времена тогда были тяжёлые — кровопролитные войны, битвы разные.

Поганые половцы постоянно делали набеги, побеждая наших. Изяслав и Всеволод после первого же половецкого набега убежали в Киев.

Святослав спасался в Чернигове.

Жители Киева начали просить оружие и коней, чтобы снова сразиться, но князь отказался.

Поэтому народ разозлился и выжил Изяслава из города.

Князь же собрал войско и, прибыв в Киев, наказал бунтовщиков и снова воцарился в своей власти.

Неурожайный год наступил в Ростовской области. Из Ярославля прибыли волхвы с известием, что знают, где есть запасы.

Дескать, это всё жены запасы прячут.

Они тогда многих женщин поубивали, а имущество себе присвоили.

Об этих бесчинствах узнали киевские воеводы и велели привести пленных, которых тут же избили и бороды им повыдергали.

Потом их вывели перед народом и те из людей, у кого они родных поубивали, те их наказали самосудом.

Борис, сын Вячеслава, и Изяслав, сын Ярослава, погибают во время боя около Чернигова.

Все люди оплакивали князя, который всегда по-доброму к ним относился и поступал по справедливости.

Правда или ложь

Вот о чем рассказывает «Повесть временных лет». Последняя запись датирована 1117 годом в третьем издании.

Люди смогли бы еще многое узнать о событиях того времени, если бы ее продолжили писать свои сообщения. На сегодняшний день многие критики ставят под сомнение историческую достоверность написанного.

Но никто не отрицает значимости этой книги. Конечно, даже монахи в Киево-Печерской лавре были подданными князей. Есть вероятность, что они писали в ПВЛ то, что им было велено. Однако те факты, которые изложены в Повести, неоспоримы.

Только из этого источника люди знают, например, год крещения Руси. Те красивые рассказы, которые включили в более поздние издания, скорее всего, выдумка. К ним относятся истории о смерти Олега от коня, о мести княгини Ольги древлянам и другие. Вероятно, что их добавили для придания тексту оживленности и захватывающего сюжета.

Одна из проблем, с которыми сталкивались летописцы, — им было необходимо описывать характер, быт, действия и историю тех личностей, которых они не могли знать лично, тех, кто жил задолго до них самих, тех, о ком ходят только легенды. Тем не менее «Повесть временных лет» является исторической ценностью, к счастью, дошедшей до наших времен.

Начало княжения Всеволода в Киеве

Всеволод пришёл к власти в Киеве после отца и брата и стал князем над всей Русской землёй.

Многие годы он в попытках удержаться у власти выступал в разных войнах и междоусобицах.

Великое дело князя Ярослава продолжил Всеволод, настроив в городах православные церкви.

1093 год. И вновь на престоле новый князь. Князь Всеволод, внук Владимира, сын Ярослава.

Это был справедливый князь, очень верующий. Он не предавался ни похотям, ни пьянству.

Владимир, сын Всеволода, захотел встретиться со Святополком, претендовавшим ранее на престол в Киеве.

Он хотел разрешить все разногласия мирным способом.

Но этому не суждено было случиться из-за огромного половецкого войска, которые загородили путь своим продвижением на Русь.

Русские князья были повержены, а народ взят половцами в плен.

Понадобилось несколько лет, чтобы Святополку и Всеволоду удалось спасни народ из половецкого плена, а противника наказать по полной программе.

Поучение Владимира Мономаха

Владимир Мономах пишет для своих потомков наставление, в котором говорит, что только страх Божий и щедрость, когда милостыню подаешь — вот настоящее добро в человеке.

Мономах призывал не завидовать беззаконникам, ведь это от лукавого.

Детям он написал, чтобы имели чистую душу, не предавалась порокам и соблюдали слово Господне.

Также им подобало уважительно относиться к старшим, проявлять любовь к младшим, не общаться с падшими женщинами и не лениться в любом деле.

Продолжение по Ипатьевской летописи

Захотел Владимир выступить вместе со Святополком в борьбе с язычниками.

Дружина Святополка уговаривали, не идти в бой.

Но Владимир посовещался с братом и они решили в ходе длинного разговора выступить против половцев.

Эта битва была очень кровопролитной. Схватка между половецким войском и русскими была смертельной.

Потери были с обеих сторон очень большие.

Но русские так отважно воевали, что половцы напугались и бросились в бега.

Русским удалось сокрушить ненавистного врага.

Возвращение домой было славным, с одержанной победой. А молва о их славе распространилась по всем городам.

Люди увидели знамение, которое предвещало что-то плохое.

Они связали это с предвестием смерти Святополка.

И он совсем скоро очень сильно заболел, а в апреле умер.

Похоронен был в церкви святого Михаила, построенной им самим.

Люди скорбели по Святополку, а жена раздала все скопленные богатства сиротами, монастырям и попам.

Народ дивился такому щедрому поступку.

Через десять дней горожане отправили гонца за Владимиром Мономахом, чтобы он принял княжеский престол.

Начало княженья Владимира, сына Всеволода

Согласился Владимир Мономах принять престол в Киеве, а сыновьям своим отдал в правление княжеское все крупные города.

И выстроил он новую церковь из камня. Туда же были размещены со всем почётом все мощи Бориса и Глеба.

Великий пир был устроен в тот день. Князь распорядился всех странников и нищих накормить.

В 1115 году Мономахом был выстроен мост через реку Днепр.

Заключение

В летописи «Повесть временных лет» всем потомкам переданы обычаи и традиции тех времён. Автор передал всё могущество русского государства в века.

Если краткое содержание «Повесть временных лет» вам понравилось, то можно перечитать книгу в оригинале со всеми подробностями.

Название «Русская земля»

В летописи византийцев упоминается о походе на Царьград какой-то «руси», чья земля охвачена междоусобицами: северные, включая новгородских словен, народы под данью варяг, южные, вместе с полянами, — под властью хазар.

Северные племена сбрасывают захватчиков за Балтийское море, и решают позвать от других варягов, народ которых звался «русью», себе единого князя.

На зов откликнулись три брата:

  • Рюрик, ставший княжить у словен в Новгороде;
  • Синеус, — у весей в Белозерске;
  • Трувор, — у кривичей в Изборске.

Через два годя, в связи со смертью младших братьев, Рюрик становится единым князем, передавая в управление варягам-руси города. Так, новое государство, в честь правителей, стало зваться «Русской землею».

Вопросы, не вошедшие в краткое содержание «Повесть временных лет»

Далее я представила информацию, которая не вошла в краткое содержание, но учитель обязательно об этом спросит на уроке литературы.

К какому жанру древнерусской литературы относится «Повесть временных лет»?

Жанр «Повести временных лет» определить не совсем просто. Прежде всего, потому, что существует это произведение в трёх редакциях.

Это Летопись, записанная в строгом хронологическом порядке. Повествование дано в описании последовательности событий конкретного временного периода.

События записывались со слов очевидцев и свидетелей. Тут же передавались и местные легенды, сказания и повести.

Из них составлялся целый свод.

Начинается «Повесть временных лет» с библейской легенды о потопе, строительстве Вавилонской башни и расселении народов.

Т.е. одним из жанров, вслед за Летописью, можно назвать «Повесть временных лет» легендой.

Следующее жанровое своеобразие — это историческое предание, всё так же основанное на легендах о русских князьях и их военных походах.

Ну и ещё один жанр, который присутствует в Повести — это историческое сказание, которому отведена большая часть произведения.

Кто был автор «Повести временных лет»?

Не все знают, кто написал Повесть временных лет. Потому что каждая редакция писалась разными людьми, которых можно назвать авторами.

И всё-таки, кто является автором повести временных лет?

К 1113 году была закончена первая редакция под авторством Нестора. Значит, автором повести временных лет является в первой редакции нужно считать Нестора.

К 1116 году — вторая редакция, её автор игумен Сильвестр, действующий в пользу Владимира Мономаха, выводя его заслуги в «Повести временных лет» на первые позиции.

К 1118 году была написана третья редакция предположительно Василием, который действовал под указкой Мстислава Владимировича, передавая летопись в плане освещения больше всего заслуг Мстислава.

«Повесть временных лет» и ее редакции

Редактирование «Повести временных лет» было трижды.

Первая редакция до наших дней не дошла. Её временной период написания где-то 1111-1113 годы.

В то время летописью занимался монах Киево-Печерского монастыре Нестор.

Это было время княжения Святополка Изяславича.

Затем к правлению пришёл Владимир Мономах и захотел видоизменить летопись из-за своей неприязни к Святополку.

Он велел редактировать с учетом своих заслуг.

Над этой второй редакцией Повести поработал Сильвестер, который служил при Выдубецком монастыре в должности игумена.

За 1116 год он переписал нестеровскую редакцию и Святополк ушел как бы в тень.

Зато все внимание было уделено Мономаху.

Третья редакция была сделана к 1118 году. Она же сохранена в Ипатьевской летописи.

Есть предположение, что была ещё одна редакция в изложении священника Василия.

Однако эта версия так и остается на уровне гипотезы.

«Повесть временных лет» с чего начинается?

Летопись начинается с библейского сюжета о выживших после потопа людей и их расселения по земле. Неудачная попытка постройки башни до небес окончилась смешением языков.

Так что люди были вынуждены разойтись каждый по своему наречию.

Что рассказывается в Повести временных лет о начале Руси?

В Повести рассказывается, что Русь была образована Рюриком.

Рюрик начал править в Киеве после признания варягов новгородскими славянами. В 862 году варягов называли русами, отсюда и название Руси.

Затем же княжение в Русской земле переходило из рук в руки князей династии Рюриковичей.

Похожие записи:

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» — очень кратко «Сказка о царе Салтане» — очень краткое содержание для читательского…
  3. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» — краткое содержание «Конек горбунок» П.П. Ершова — очень краткое содержание для читательского…
  4. Истории про Кощея Бессмертного Кощей Бессмертный — популярный герой детских сказок. Наши истории круче….
🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: