«Образ Пиковой Дамы в повести А. С. Пушкина и рассказе Л.Улицкой»

Все мы читали повесть Александра Пушкина «Пиковая дама», и даже те, кто не особенно любит литературу, помнят знаменитую формулу «Тройка, семёрка, туз» — волшебные карты, которые помогут выиграть любому. Но мало кто знает, что эта повесть основана на реальных событиях, и у Пиковой дамы был прототип — княгиня Голицына…

Фрейлина-графиня

17(28) января 1741 года у графа Петра Григорьевича Чернышева родилась дочь, названная Натальей. Ей было суждено прожить жизнь, полную ярких событий и удивительных встреч. Семья Чернышевых относилась к самым богатым в России. Дед Натальи Петровны был денщиком Петра I, и российский император принимал самое деятельное участие в судьбе своего любимца. К моменту смерти царя Чернышев уже обладал несметным количеством душ и деревень. Как это ни странно, преемники Петра тоже ласково обходились с семьёй царского фаворита и приумножали его и без того немалое состояние. Детство Натальи прошло в изысканной роскоши, она училась у самых лучших учителей и одевалась у самых лучших портных. Её особое положение ещё более усиливало то, что она была придворной фрейлиной — и одной из самых красивых и любимых. За свою красоту Наталья Петровна даже получила на одном из балов персональную золотую медаль, на которой было высечено имя графини. Сейчас эта медаль хранится в Эрмитаже. Красота, блестящее образование, незаурядный ум и значительное состояние привлекали к ней мужские сердца. В результате графиня могла «в женихах как в сору копаться». И выбрала среди претендентов на её руку и сердце самого знатного и богатого, принадлежавшего к наиболее известной и родовитой фамилии — князя Владимира Борисовича Голицына. Они поженились в 1766 году, и молодая княгиня быстро взяла все бразды правления в свои руки — именно она распоряжалась имением и городским домом.

Московская Венера

У четы Голицыных родились три сына и две дочери. Мать со всей строгостью подходила к их воспитанию — и недаром. Все её дети в будущем достигли больших высот и положения. Все труды Голицыной окупились — в том числе и поездка за границу, предпринятая для того, чтобы младшие Голицыны получили самое лучшее европейское образование. В то время Голицыны отправились во Францию, где купили роскошный особняк и зажили светской жизнью. Княгиня Наталья Петровна была принята при дворе Марии Антуанетты. Она получила прозвище Московская Венера и покорила множество сердец — в том числе и королевских. Английский король Георг II в знак восхищения подарил Наталье Петровне свой акварельный портрет с любезной надписью.

Салон на Гороховой

Вернувшись на родину, княгиня в своём петербургском доме на углу Гороховой и Малой Морской попыталась устроить такой же великосветский салон, какой был у неё во Франции, и вполне преуспела в своих начинаниях — все самые знатные и известные люди стремились попасть к ней. По воспоминаниям современников: «К ней ездил на поклонение в известные дни весь город, а в день её именин её удостаивала посещением вся царская фамилия. Княгиня принимала всех, за исключением государя императора, сидя и не трогаясь с места. Смотря по чину и знатности гостя, княгиня или наклоняла только голову, или произносила несколько более или менее приветливых слов. И все посетители оставались, по-видимому, весьма довольны». И ещё одно упоминание о княгине: «Вчера было рождение старухи Голицыной. Я ездил поутру её поздравить и нашёл там весь город. Приезжала также императрица Елизавета Алексеевна. Вечером опять весь город был, хотя никого не звали. Ей вчера, кажется, стукнуло 79 лет, а полюбовался я на её аппетит и бодрость». В имении Голицыных так же постоянно бурлила светская жизнь — балы, приёмы, спектакли. Её «карьера» придворной дамы тоже вполне удалась — почести и награды следовали одна за другой. Она получила несколько орденов, звание статс-дамы. Голицына пережила пятерых русских царей и ни при одном из них не потеряла своего особого положения. К старости Голицына внешне стала весьма непривлекательной — из-за выросших усов её называли «усатая княгиня». Но своего крутого характера она не утратила до последних дней. После её смерти, последовавшей в декабре 1837 года, остались несметные богатства, множество крепостных душ, земель, деревень. И легенда о тайне, которой владела княгиня…

Анализ повести «Пиковая дама» Пушкина

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема:
Неотвратимость судьбы.

Проблема:

Не каждый человек в состоянии влиять на свою судьбу.

В произведениях Пушкина не раз поднимается тема предопределенности человеческой судьбы. Для автора актуален вопрос: «Способен ли человек управлять своей жизнью или нет?» Автора еще интересует и тема тайных оккультных знаний. Нужно ли обращаться к ним? По мнению Пушкина, не стоит покорять то, что неведомо.

2. Тема:

Человеку воздается по его деяниям.

Проблема:

Деятельность человека бывает, как во благо себе и людям, так и во вред. Вывод «Пиковой дамы» — что посеешь, то и пожнешь. Германн одержим желанием выбраться из бедности, разбогатеть. Хорошее устремление, но не стоит идти к нему «темным путем», совершая зло. Не следует и прибегать к помощи оккультных сил, если не разбираешься в этих вопросах.

3. Тема:

Отношение людей к деньгам.

Проблема:

Желание разбогатеть для одних людей – источник радости и само актуализации, а для других – повод совершить злодеяние.

Если человек хочет вырваться из нищеты – это естественное и позитивное стремление. Для каждого важно заботиться о себе, обустраивать свою жизнь, иметь деньги для удовлетворения своих потребностей и желаний. Проблема начинается тогда, когда человек во имя денег забывает себя, попирает собственные ценности. Герои повести ведут себя именно так.

Ради денег Германн идет на преступление. Понятно, что он берет с собой пистолет, чтобы припугнуть графиню, но по факту он убивает старую женщину. Германн наносит душевную травму Лизе, которую обманывает, делая ее невольной соучастницей убийства. Он не ценит богатства, которое уже выпало ему на долю – это нежное и трепетное отношение Лизы. Идя напролом, по головам других людей, Германн разрушает сам себя.

Ради денег терпит унижения полусумасшедшей старухи и другая героиня повести — Лиза. Она ничего не делает, а лишь ждет, что появится мужчина, который поможет ее освободиться. Именно поэтому она встречает Германна с распростертыми объятиями, не пытаясь выяснить, какого человека приглашает в дом.

4. Тема:

Любовь и равнодушие в повести.

Проблема:

Именно равнодушие к людям заводит человека в тупик.

Появление Германна Лиза воспринимает с радостью. Он вызывает в ней душевный отклик, теплые чувства. Можно сказать, что девушка влюблена. Лиза отваживается пригласить молодого человека в дом. Можно было бы в этот момент Германну остановиться. Он искал одно богатство, а нашел другое, но Германн не оставляет в покое своих замыслов. Не меняет их на ночь любви, которую ему подарила судьба. Он равнодушен к Лизе, безразличен к судьбе старухи, которой может нанести явный вред.

Несмотря на то, что Лиза неравнодушна к Германну, ее движет не только чувство влюбленности. При помощи замужества она хочет выйти из зависимости от старухи, и это уже неблагоприятный момент для начала любых отношений.

Загадка Сен-Жермена

В 1834 году, когда княгиня была ещё жива и по-прежнему оставалась самой влиятельной дамой Петербурга, вышла «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина. Вскоре поэт написал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и Натальей Петровной и, кажется, не сердятся». Действительно, свет быстро обнаружил похожесть Голицыной на старуху из повести Пушкина. Поэт, конечно, кое-что изменил, чтобы сходство совсем уж не бросалось в глаза, но догадаться всё равно было очень легко. Вот как описывает Пиковую даму её внук: «Надобно знать, что бабушка моя, лет шестьдесят тому назад, ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть la Venus moscovite (московскую Венеру); Ришельё за нею волочился, и бабушка уверяет, что он чуть было не застрелился от её жестокости». Это прямое указание на события, происходившие с княгиней Голицыной. Пушкин дружил с внуком княгини Сергеем Григорьевичем Голицыным, и тот однажды рассказал ему интересную историю. Как-то раз молодой Голицын проиграл в карты огромную сумму. Он пожаловался на эту беду своей бабке и попросил у неё денег — чтобы отыграться. Денег она не дала, но открыла внуку секрет, позволивший ему отыграться. Голицына рассказала внуку, как много лет назад крупно проигралась в Париже, а денег для выплаты долга не было. И ей помог… граф Сен-Жермен, загадочная личность, алхимик, изобретатель эликсира бессмертия. Пушкин записал эту историю, и так родилась «Пиковая дама». Вот как он рассказал о событиях, случившихся с княгиней Голицыной в Париже: «С нею был коротко знаком человек очень замечательный. Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного. Вы знаете, что он выдавал себя за Вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня, и прочая. Над ним смеялись, как над шарлатаном, а Казанова в своих «Записках» говорит, что он был шпион; впрочем, Сен-Жермен, несмотря на свою таинственность, имел очень почтенную наружность, и был в обществе человек очень любезный. Бабушка знала, что Сен-Жермен мог располагать большими деньгами. Она решилась к нему прибегнуть. Написала ему записку и просила немедленно к ней приехать. Старый чудак явился тотчас и застал в ужасном горе. Она описала ему самыми чёрными красками варварство мужа и сказала, наконец, что всю свою надежду полагает на его дружбу и любезность. Сен-Жермен задумался. «Я могу вам услужить этой суммою, — сказал он, — но знаю, что вы не будете спокойны, пока со мною не расплатитесь, а я бы не желал вводить вас в новые хлопоты. Есть другое средство: вы можете отыграться». «Но, любезный граф, — отвечала бабушка, — я говорю вам, что у нас денег вовсе нет». «Деньги тут не нужны, — возразил Сен-Жермен, — извольте меня выслушать». Тут он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал». Так княгиня вернула своё состояние, и с тех пор ей всегда везло в картах. В «Пиковой даме» старая княгиня никому не открывала секрет Сен-Жермена, но в действительности младший Голицын всё же узнал её тайну, поставил на эти карты и отыгрался, но никогда больше не играл — такое условие перед ним поставила бабушка… Это история кажется фантастической, но, тем не менее, Голицына в действительности встречалась в Париже с Сен-Жерменом и в самом деле однажды сумела вернуть состояние, проигранное мужем…

Журнал: Тайны 20-го века №9, май 2009 года Рубрика: Неизвестное об известном Автор: Анна Николаева

Метки: эпоха Романовых, Тайны 20 века, карта, призрак, Пушкин, прообраз, Сен-Жермен, граф, выигрыш, дама, повесть, графиня, Голицына

  • Назад
  • Вперед

Telegram-канал Багира Гуру

Три возраста Пиковой дамы

Помните, у Пушкина в «Пиковой даме»: «Графиня… была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старой моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы…» Известно, что прообразом старой графини стала княгиня Наталья Петровна Голицына. Александр Сергеевич пишет в дневнике 7 апреля 1834 года: «Моя Пиковая дама в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Н<?атальей> П<?етровной> и, кажется, не сердятся». Наталья Петровна Голицына (1741 — 1837) — личность незаурядная, колоритная. Урожденная графиня Чернышева. Дочь Петра Григорьевича Чернышева, сенатора, видного дипломата. В 1766 году вышла замуж за туповатого красавца князя Владимира Борисовича Голицына, в котором уважала лишь его родовитость. Сама Наталья Петровна была «роду худога». Ее дед Григорий Петрович Чернышев служил денщиком у Петра I, им и был вознесен. Императрица Елизавета Петровна ввела бывшего денщика в графское достоинство. Тем не менее Владимир Борисович жену почитал, «боялся как огня». Их дети, будучи уже взрослыми людьми, удостоенными высоких званий и чинов, в ее присутствии не решались даже сесть. Робели перед нею и поэты. Василий Львович Пушкин, дядя Александра Сергеевича, посвятил княгине Голицыной такие строки:

Повелевала ты нашими судьбами! Мы все твои, тобою мы живем…

Умная, широко образованная, Наталья Петровна обладала к тому же деловой хваткой и имела большое состояние. Занимая блестящее положение при дворе, она пережила пятерых русских царей, вела знакомство с Людовиком XV и Людовиком XVI, дружила с Марией Антуанеттой. Английский король Георг II в знак восхищения подарил Наталье Петровне свой акварельный портрет с любезной надписью. Кавалер высших российских орденов, хранительница старинных церемоний и традиций, Наталья Петровна до конца своей долгой жизни пользовалась непререкаемым авторитетом в придворных кругах. Девушкам, начинавшим выезжать в свет, надлежало быть представленными в первую очередь ей, княгине Голицыной. Молодые офицеры, получившие первый чин, по неписаному правилу являлись к ней, словно к верховному главнокомандующему. В дни именин старую княгиню посещала вся царская семья, которую она принимала сидя в кресле. Вставала только перед императором. Умерла Наталья Петровна Голицына в год гибели Пушкина, пережив его на несколько месяцев. С Натальей Петровной Пушкин познакомился в 1830 году, но был благосклонно ею замечен гораздо раньше. 18 марта 1823 года она спрашивала Вяземского: «Что вы скажете о «Кавказском пленнике»? Мне кажется, что он очень хорош…» А ввел Александра Сергеевича в дом Голицыной, вероятнее всего, ее внук, близкий знакомый поэта Сергей Григорьевич Голицын («Фирс»). Он-то и рассказал Пушкину историю о «трех счастливых картах», якобы услышанную им от Натальи Петровны и вложенную Пушкиным в уста Томского. Пушкин навеки запечатлел Наталью Петровну Голицыну в образе властной деспотичной старухи. Только такой она нам и представляется ныне. Но ведь была и она молодой… Вглядимся в немногочисленные ее изображения той поры. Одно из них находим на портрете семейства графа П.Г.Чернышева работы англичанина Людерса, выполненной в 1744 — 1745 годах. Граф был тогда посланником России в Англии. Его младшая дочь напоминает здесь милую куколку. Придворный художник французского короля, член Парижской Академии художеств Ф.Друэ (1727 — 1775) написал Наталью Петровну в 1762 году. Под его кистью она вышла «прелестной маркизой». Вероятнее всего, этот портрет составлял пару с портретом ее сестры — Д.П.Чернышевой, находящимся сейчас в Государственном Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Миниатюрист Сидо запечатлел девичий профиль Натальи Петровны. Видим мы ее, юную, и на гравюре англичанина Уильямса Петера. О том, что Наталья Петровна была очень хороша собой, мы можем судить и по персональной золотой медали, которую двадцатипятилетняя графиня Наталья Чернышева получила в 1766 году на «каруселе» — пышном празднестве при дворе Екатерины II. Она удостоилась этой награды за красоту и «приятнейшее проворство» в танцах. Специально изготовленную по сему случаю в единственном экземпляре золотую медаль, на которой было вычеканено имя победительницы «конкурса красоты», вручил признанный ценитель престарелый граф Миних. На лицевой стороне — рельефный портрет Екатерины II, на оборотной — жанровая картина: Нева, парящий орел… Диаметр медали — 43 миллиметра, вес — 51 грамм. Это — работа выдающегося мастера Тимофея Иванова (1729 — 1802), автора многих медалей и памятных знаков, посвященных важнейшим историческим событиям времен Петра I и Екатерины II. После смерти Натальи Петровны медаль перешла к ее дочери — Софье Владимировне, в замужестве Строгановой, а затем оказалась в знаменитой нумизматической коллекции графа С.Г.Строганова. Ныне хранится в Государственном Эрмитаже. Зрелая красота Натальи Петровны запечатлена на портрете, находящемся в Архангельском художественном музее. Здесь ей — чуть за тридцать. Она переполнена радостью бытия. Не подумаешь, что это — будущая Пиковая дама. История атрибуции портрета весьма замысловата. Он поступил в музей в 1970-х годах из антикварного магазина: неизвестная женщина с ребенком на руках. Автор также неизвестен. Атрибуцией занялась заместитель директора музея Е.И.Ружникова. Работа в библиотеках и архивах, просмотр справочников, альбомов и каталогов ощутимого результата не дали. Помог случай. В одном из залов Эрмитажа Ружникова обратила внимание на портрет Е.П.Строгановой, исполненный опять же неизвестным художником, но по манере, композиции и цветовой гамме очень сходный с архангельским. Оба портрета явно были написаны одним художником. Но кем? В старом альбоме Ружникова нашла репродукцию портрета А.С.Строганова — мужа Е.П.Строгановой, парного к ее портрету. Исполнен он был шведом А.Рослиным (1718 — 1793), долго работавшим в России. Кого же он изобразил на архангельском холсте? Поиск приобрел целенаправленный «рослинский» характер и в конце концов увенчался успехом. В одном из справочников указывалось, что именно в то время художник писал… Наталью Петровну Голицыну. Причем не единожды. Второй раз несколько позже, в 1775 — 1777 годах: парный портрет с мужем Владимиром Борисовичем Голицыным. Наталье Петровне было 37 лет, а Владимиру Борисовичу — 47. Отсюда ясно, что Пушкин знал Голицыну не только старухой — ведь он видел эти портреты, которые упоминает в своей повести. Помните, когда Германн очутился в спальне старой графини, ему бросились в глаза «два портрета, писанные в Париже m-me Lebrun. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зеленом мундире и со звездою; другой — молодую красавицу с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудреных волосах». На одном из них и была изображена Наталья Петровна Голицына. Только исполнила портрет не Э.Виже-Лебрен, а А.Рослин. Александр Сергеевич «перепутал» художников явно из тактических соображений. В начале нашего века эти полотна находились в родовом имении Голицыных Марьино Новгородской губернии. После 1917 года они исчезли. Сегодня мы имеем только репродукции. Непросто атрибутировался и портрет Н.П.Голицыной 1790 года работы выдающегося русского художника Ф.С.Рокотова (1735 — 1808). Более ста лет холст в полном забвении пребывал в подмосковной усадьбе Апраксиных Ольгово, близ города Дмитрова. Впервые был показан в 1912 году на выставке русского портрета в Петербурге. Подписи автора не имелось. Подпись же на обороте гласила, что это — П.И.Мятлева. В начале двадцатых годов И.Э.Грабарь установил, что портрет создан Рокотовым и даже представил его на выставке произведений этого живописца. Позже искусствовед И.А.Смирнов высказал предположение: на портрете изображена не П.И.Мятлева, а Д.П.Салтыкова, жена фельдмаршала П.С.Салтыкова и родная сестра Н.П.Голицыной. Лишь в пятидесятых годах О.Я.Кочик после кропотливой реставрации и тщательного изучения доказала, что Рокотову позировала Н.П.Голицына. Здесь ей — за пятьдесят. На нас остро, напряженно смотрит умная и волевая женщина — еще не Пиковая дама, но уже та Голицына, которой Пушкина представил С.Г.Голицын. Наиболее характерен портрет Натальи Петровны, написанный в начале 1800-х годов французским художником Б.Ш.Митуаром (год рождения неизвестен, умер после 1830 года). Он, как и А.Рослин, долго жил в России, был избран членом Петербургской Академии художеств. Существует несколько вариантов портрета и его копий. Прооригинал, вероятнее всего, хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге. Два портрета Н.П.Голицыной кисти Митуара находятся в Государственном музее А.С.Пушкина в Москве. Наконец, в Дмитровском краеведческом музее экспонируется миниатюра, исполненная Митуаром по своему же живописному оригиналу. Наталья Петровна у Митуара — суровая, властная старуха с холодными пронзительными глазами и орлиным носом. В лице уже нет и тени прежней приветливости, открытости, доброжелательности. Художник польстил Голицыной, «упустил» одну особенность ее облика, появившуюся в последние годы жизни: у Натальи Петровны стали расти… усы! Ее даже прозвали «княгиня-усики». Кстати, Пушкин, описывая старую графиню, тоже ничего не говорит об усах… Тем не менее именно портреты Натальи Петровны Голицыной кисти Митуара более всего восходят к пушкинской «Пиковой даме» и дают о ней зримое представление.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: