«Пиковая дама» — одно из самых оригинальных творений А. С. Пушкина, в котором знаменитый автор покорил новую для себя высоту. Сюжет книги находится на стыке между романтизмом и реализмом, реальностью и вымыслом, мистикой и обыденностью. А финал загадочной истории и вовсе оставляет читателю право на выбор: то ли Германн действительно стал жертвой колдовства, то ли помешался на почве нервного перенапряжения. Как бы там ни было, многомудрый Литрекон разберет эту повесть по едва уцелевшим косточкам.
История создания
Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» была написана в 1833 году в Нижегородской области. Она по праву считается одним из самых мистических произведений автора. В ее основу легла настоящая история князя Голицына, сумевшего отыграть карточный долг по трём картам, подсказанным его знаменитой бабушкой Н. П. Голицыной. Наш народ всегда любил суеверия, и даже элита не могла устоять, поэтому Солнце русской поэзии не могло проплыть мимо подобного сюжета.
Реальные события, которые позже повлекли за собой создание данного произведения, А. С. Пушкин узнал от своего приятеля С. Г. Голицына, бабушка которого действительно жила в Париже и была знакома с известным аферистом (или же магом, как угодно) Сен-Жерменом. От него она узнала карточный секрет. Остальные детали и подробности повести были выдуманы Пушкиным.
«Пиковая дама»: краткое содержание
Не так уж много произведений в прозе создал Пушкин. «Пиковая дама» по этой причине вызывает живой интерес у почитателей его таланта как одна из самых ярких повестей.
Каково ее краткое содержание? «Пиковая дама» состоит из шести глав и заключения. Действие разворачивается так:
- Глава 1.
Читатель знакомится со светским обществом, в котором ведут беседы и играют в карты. Воздерживаются от игры в этот вечер двое:
- Немец по имени Германн, которому нравится следить за игрой, но не хочется рисковать. Присутствующие оправдывают это его расчетливой натурой.
- Бабушка Томского — Анна Федотовна.
Что касается последней, то с картами в ее жизни связана таинственная история. Однажды в Париже она крупно проиграла и обратилась за советом к старому богачу Сен-Жермену. Тот не стал ей помогать деньгами, но раскрыл секрет трех карт, на которые надо поставить подряд, чтобы наверняка выиграть. Так графине удалось отыграться, но свою тайну она не раскрывает никому.
- Глава 2.
Во второй главе читатель знакомится с барышней Лизаветой — воспитанницей старухи-графини. Девушка всюду сопровождает покровительницу, но слышит упреки и капризы. Бедная девушка ждет не дождется того, кто освободит ее от этого гнета, возьмет замуж и сделает счастливой.
В этот момент ее жизни под окнами дома появляется таинственный ухажер:
- Он приходит каждый день, и Лизавета не сдерживает полет фантазии относительно его намерений.
- Но этим поклонником оказывается не кто иной, как Германн, который во что бы то ни стало хочет узнать тайну графини. Его так впечатлила история с тремя картами, что ему даже снится, как он выигрывает, используя секретную комбинацию.
- Глава 3.
За карточным столом: YouTube / MyBook
Лизавете приходят письма от ухажера с признаниями в любви. Он настаивает на свидании и не хочет ждать ни дня. В конце концов наивная барышня уступает и рассказывает в ответном письме, как тайно проникнуть в дом. Лизавета приглашает поклонника прийти, когда графиня уедет на бал.
Но у Германна другая цель. Он проникает в дом и прячется в кабинете у графини. Когда она возвращается, он пугает ее незаряженным пистолетом и требует раскрыть секрет выигрышной комбинации. Старуха умирает от испуга.
- Глава 4.
Тем временем Лизавета ждет поклонника. В это время ей вспоминаются слова Томского о том, что Германн — человек, способный на всякое злодейство.
Тут появляется он сам и честно рассказывает о произошедшем. Лизавету охватывает ужас и печаль одновременно, ведь фактически она стал пособницей убийства графини. Утром Германн уходит, никем не замеченный.
- Глава 5.
Спустя три дня Германн отправляется в монастырь на отпевание графини. Подойдя к покойнице, он будто бы видит усмешку на ее лице и падает в обморок.
В ту же ночь к нему приходит призрак графини в белом платье. Она говорит, что готова исполнить его желание и раскрыть секрет. Тремя заветными картами оказываются тройка, семерка и туз. Но, чтобы выиграть, Германн должен ставить в сутки только одну карту, после чего никогда больше не играть и сделать предложение руки и сердца Лизавете.
- Глава 6.
Германн постоянно думает об этих трех картах. В Петербург как раз приезжает известный игрок Чекалинский. Германн решается на игру. В первый вечер ставит 47 тысяч на тройку и выигрывает, после чего сразу уезжает домой.
Во второй вечер все деньги он ставит на семерку и вновь получает выигрыш 94 тысячи. На третий день Чекалинский раздает пиковую даму и туз. И вот тут-то в руках инженера оказывается, вместо туза, зловещая пиковая дама. Германн, вглядываясь в карту, в ужасе кричит, что это старуха.
Чем заканчивается «Пиковая дама»? Пушкин помещает главного героя в Обуховскую больницу в состоянии полнейшего помешательства. Лизавета выходит замуж за другого.
Смысл названия
Произведение переполнено неожиданными поворотами, развязками и мистикой, которые удерживают внимание читателя на протяжении всего текста. С самого начала мы пытаемся найти взаимосвязь названия «Пиковая дама» с самим текстом. И вот, казалось бы, уже конец произведения, а совпадений нет. Именно в этом и заключается виртуозность А. С. Пушкина — удерживать внимание аудитории до самого последнего слова. Лишь в заключении произведения мы видим тайную и мистическую взаимосвязь, когда та самая карта Пиковой дамы рушит все надежды и мечты главного героя, как бы подмигивая одним глазом в напоминание о его преступлении.
Пиковая дама – это тот самый призрак, который является к Германну после преступления. Он принял вид графини, чтобы заставить персонажа оторопеть при виде такого зрелища. Это злой дух, порождение тьмы, которое, как ему и подобает, заключает сделку с человеком. Произведения названо его именем, так как данный образ вобрал в себя всю силу азарта, который сводит игроков с ума. По сути, герой стал жертвой своей алчности, воплощенной в пиковой даме, а не мистических демонов.
Жанр и направление
«Пиковую даму» принято считать повестью. Но многие литературные критики, в том числе и Белинский, настаивали на том, что по компактности повествования, одной сюжетной линии, а также при ограниченном количестве героев – это рассказ.
Книгу можно отнести к мистическому реализму, но тогда такого понятия не было. Современники повести полагали, что в ней можно найти и романтические, и реалистические черты. Так, сам Германн является пародией на романтического героя. Он — немец, а ведь именно в этой стране появился романтизм, и почти все его теоретики родом оттуда. Персонаж сталкивается со сверхъестественным миром, получает доступ к тайнам бытия, но использует их прозаически и чертовски правдоподобно – чтобы разбогатеть. Автор намеренно высмеивает стереотипные образы юношей из романов в духе того времени. Он показывает, как реальный человек использовал бы мистические силы. Также само обращение к мистике, стилистика описания сновидений и неоднозначный финал говорят о том, что писатель использовал романтические каноны для создания произведения. Реализм проявляется в описании быта и нравов дворянского общества, а также в самом поведении героев. Они ведут себя естественно: графиня отыгрывается на зависимости своей воспитанницы, Томский распускает салонные слухи о полной ереси, Германн любой ценой хочет приобрести капитал, а Лиза зазывает к себе на интимное свидание чуть ли не незнакомца. Все, как в жизни.
Суть
Весь сюжет закручивается вокруг истории нравственного падения молодого немецкого инженера Германна. Он вел скромный и ничем не примечательный образ жизни, но, как говорится, в тихом омуте черти водятся. Так и получилось.
Встреча читателя с героем происходит в первом же эпизоде произведения. После очередной карточной игры у конногвардейца Наумова, продлившейся до раннего утра, все действующие лица беседуют о прошедшей партии. Некий Томский рассказывает об удивительной удаче своей бабушки, которая получила от Сан-Жермена заветную комбинацию карт. Никто из игроков не воспринимает этот анекдот серьезно, и только Германн ничего не может поделать со своими мыслями. История так сильно его зацепила, что он начал продумывать коварные планы по получению тайной комбинации от старухи. Несмотря на то, что скромное жалование никогда не позволяло ему рисковать своими деньгами, общество игроков и секрет тайной арифметики карточной игры не выпускали из своих сетей мужчину.
В дальнейшем главный герой приводит в действие все свои темные мысли: обманом попадает в дом старухи-графини (влюбляет в себя воспитанницу дворянки и приходит к ней в гости), дожидается её прихода и пытается выпытать из неё три карты. Однако всё идет не по плану. От страха старая графиня умирает.
После всего этого Германну начинают казаться странные вещи: на похоронах труп старухи словно подмигивает ему, в собственном доме он видит её призрака, который раскрывает заветную комбинацию карт. По иронии судьбы, Германн оказывается в психбольнице из-за этих же карт. Заветная комбинация оказывается ложной, и он проигрывает всё своё состояние.
Глава 3. Смерть графини
Не получив приближения к тайнам трех карт, Германн решил написать письмо Лизе с любовным признанием. Она ответила на него. Германн продолжал быть настойчивым и писал ей письма каждый день. Наконец, он смог добиться от нее тайного свидания. Лиза написала ему, как он может проникнуть тайком в дом, пока старая графиня будет на балу.
И он действительно прошел внутрь и спрятался в кабинете Анны Федотовны, чтобы дождаться ее возвращения. Но когда она пришла, Германн стал выпрашивать у нее секрет трех карт. Та категорически отказывалась что-либо говорить. Юноша стал угрожать пистолетом, и от испуга хранительница тайны вдруг скончалась.
Главные герои и их характеристика
- Германн – главный герой повести, выходец из Германии. Молодой инженер без особого достатка. Живёт скромно, но всегда пытается найти выход из бесконечной бедности. Одержим жаждой богатства и уважения. В грош не ставит других людей, думает только о себе. Имеет пылкое воображение, даже чересчур. Писатель наделил своего персонажа не свойственным для русского человека именем «Германн», которое имеет две буквы «н» в окончании. По мнению многих литераторов и критиков, Александр Сергеевич подразумевал не имя персонажа, а его фамилию. По своему происхождению Германн был немцем.
- Графиня — это типичный образ богатой сварливой дамы, которая угнетает всех приближенных. Капризный и вздорный характер свой она в большей степени вымещает на своей бедной и беззащитной воспитаннице Лизе. Когда-то была светской львицей, красавицей, очень азартной и кокетливой. Теперь напоминает живой манекен, который наряжают как рождественскую елку.
- Образ пиковой дамы имеет много общего с Мефистофелем Гёте. Она вводит героя в соблазн, издевается над ним и смеется даже тогда, когда оставляет его ни с чем. Это дьявольское проявление, в лице которого мы видим порок. Призрак старухи тоже навязывает персонажу принять условия пари, правда, у Пушкина основное грехопадение Германн совершил еще до знакомства со злым духом, и бессмертная душа мужчины уже находилась в лапах тьмы на момент заключения сделки.
- Елизавета – воспитанница графини, которая день и ночь должна исполнять все ее указы. Образ героини очень противоречивый. С одной стороны, она вызывает у читателей жалость, ведь ежедневно девушка должна бегать за сварливой старухой и угождать ей. С другой стороны – Лиза не так проста, ведь она во всем угождает графине не из чистых побуждений, а исходя из корыстных целей.
Глава 2. Знакомство
Тут на страницах повести впервые появляется Лиза — бедная и скромная воспитанница эгоистичной и старой Анны Федотовны. Вся вторая глава посвящена знакомству Германна и этой девушки.
Инженер, который начал бредить тайной карт, возник под окнами дома графини спустя несколько дней после вечера у Наумова. Так продолжалось несколько ночей. Германн решил всеми силами и любыми способами приблизиться к Анне Федотовне. Но Лизавета оставалась внешне непреклонной и только спустя неделю улыбнулась в ответ.
Темы
- Основная тема повести – судьба. Автор ставит вопрос: может ли человек управлять ею с помощью тайных знаний? Видимо, нет, ибо герой, который дерзнул сразиться с неумолимым роком, с треском проиграл ему и, более того, был наказан за свою дерзость. Люди, по мнению Пушкина, не должны пытаться покорить то, что не находится в их ведении.
- Тема справедливости. Что посеешь, то и пожмешь – там можно обозначить вывод из этой истории. Ведь если проследить за героями, то нам без особых размышлений становится понятно, Германн в наказание за свои темные помыслы проигрывается в карты и сходит с ума, а та же Елизавета, «бедная воспитанница» графини, терпит все издевательства только ради денег, а не из чистых помыслов. Как следствие, внутри неё зарождается зло. Уже после обретения своей собственной воспитанницы Лиза вступает на путь того же внутреннего очерствения, что и старуха-мучительница.
- Мистическая тема. Пушкин описывает колдовскую силу карт, погружая читателя в иллюзию. Он до конца не знает, заключается ли магия в загадочной комбинации, или все это лишь игра больного воображения Германна, немецкого романтика, который и не такое мог бы выдумать? Даже в финале нет прямого ответа, автор выдерживает интригу до конца, позволяя мечтателям думать, что персонаж и вправду был наказан самой судьбой.
Графиня Анна Федоровна
Анна Фёдоровна — это именно та графиня, которая знала секрет трех карт. Героиня весьма пожилая, ей 87 лет. Однако она активно принимает участие в жизни высшего света. Когда была молодой, проживала в столице Франции, пользовалась большим успехом в знатном обществе. Часто принимала участие в карточных играх. Как-то раз она проиграла большую сумму.
В неприятно сложившейся ситуации супруг отказался оплачивать долг Анны Фёдоровны. Однако в этом ей помог граф, которого звали Сен-Жермен. Именно он назвал женщине беспроигрышную комбинацию карт. Благодаря этому она смогла отыграться, после чего никогда больше не брала колоду в руки.
После смерти она является Германну в образе призрака. Вполне вероятно, что она желает отомстить молодому человеку за свою смерть. Однако так до конца и не ясно, был ли это настоящий призрак, либо же главному герою все привиделось.
Проблемы
Проблематика богата, но мы перечислим только основные проблемы:
- Алчность разрушает внутренний мир главного героя. Жажда богатства толкает его на самые ужасные поступки: обман, лицемерие, угрозы и убийство. Германн, сам того не понимая, переходит на сторону Дьявола. Мы видим, что он готов идти по головам ради своей ложной мечты. Внутренние монологи героя до и после преступления ещё ярче раскрывают этапы очерствения его души и помрачения рассудка.
- Двуличие и лицемерие. В обществе Германн пытается выставить себя скромным тружеником, который презирает риск, а на деле он поиграл бы, но у него просто нет денег. Также он хочет казаться богаче и значительнее, чем есть на самом деле. Это мучительное несоответствие желаемого и действительного губит молодого человека, он становится все более лицемерным и скрытным. Если бы у него не было утомительной обязанности отыгрывать роль, пускать пыль в глаза, персонаж не стал бы ставить свое будущее на кон.
- Равнодушие. Все герои безразличны к судьбе друг друга, поэтому у каждого из них нет никого, кроме себя. Все остальные люди (их родственники и друзья, даже кавалеры) преследуют только меркантильные цели, только это их вместе и удерживает. Но, по сути, Лизе наплевать на графиню, что взаимно, а Германну наплевать на них обеих. Да и все высшее общество пронизано равнодушием, так что судьба человека считается за их игральным столом самой ничтожной разменной монетой.
Образ Лизаветы Ивановны
Воспитанница графини Лизавета Ивановна является сиротой. Это милая девушка, которая вынуждена по причине своего бедственного положения выполнять все просьбы и капризы старухи Анны Фёдоровны. По вечерам она читает ей романы, находится рядом во время прогулок и баллов, готова терпеть все упреки. Воспитанница мечтает найти мужа, чтобы наконец освободиться от опеки графини. Однако это удаётся ей с трудом.
Молодые люди миловидную девушку обходят за несколько метров, так как у неё нет никакого приданого. Довольно часто Лиза проводит свободное время у окна, вышивая различные образы. Именно за этим делом обратил на неё внимание Германн.
Невольно юная особа становится свидетельницей и участницей коварного плана молодого инженера. При этом романтичная Лизавета влюбляется в главного героя, из-за чего и поддается на его обман. Однако далее её ожидает неприятное признание. Лизавета Ивановна раскаивается в собственном необдуманном поступке. Однако уже через некоторое время девушка удачно находит для себя мужа.
Основная мысль
Смысл книги в том, что никакое мистическое таинство не может возвысить пошлого и меркантильного человека. Германн искал магию, чтобы достичь банальных и алчных целей — обогащения и авторитета в продажном обществе. Поэтому сама судьба посмеялась над ничтожеством людей, приговорив одного из них к полному проигрышу. Вместе с деньгами герой потерял и рассудок, и честь. Так автор показал, что без материальных благ те, кто живет ради роскоши, ничего собой не представляют, вся сущность таких господ выражена в драгоценностях и деньгах. Как только их развеяло провидение, Германн потерял все то немногое, что у него было.
Пушкин испытал своего персонажа, и тот не выдержал проверки на прочность. Нежданная удача так исказила его принципы, что он даже не сдержал слово, данное Пиковой даме. Перед нами полный упадок личности, который произошел из-за роковой силы, но не магов, а денег. Описав это превращение человека в чудовище, автор выразил обеспокоенность состоянием современного ему общества, помешанного на чинах и золоте.
Глава 1. На балу
Однажды проходил светский вечер у Нарумова. Некоторые гости играли в карты на деньги, а за происходящим наблюдал Германн. Все удивились его безучастности, но сын обрусевшего немца объяснил это тем, что не хочет жертвовать деньгами в надежде выиграть, когда есть риск проиграть все свое небольшое состояние.
Поль, внук старой Анны Федотовны, удивился, почему же его бабушка не играет. Когда-то давно, 60 лет тому назад, она проиграла большое состояние. Но муж отказался ей помочь, и тогда она решила занять небольшую сумму у Сен-Жермена. Он не дал ей денег, но раскрыл секрет, что если тремя определенными картами сходить последовательно друг за дружкой, то будет ждать удача. И действительно, Анна тогда выиграла.
Мало кто из присутствующих поверил этой легенде о старой графине. Но не Германн. Он, со свойственным себе честолюбием, решил забыть о всякой осторожности и всеми силами разузнать этот секрет, который она никому не раскрывала, чтобы выиграть.
Чему учит произведение?
Автор хотел научить своих читателей тому, что вне зависимости от ситуации нужно сохранять чистые помыслы. Ведь важнее всегда то, что у тебя в душе, а не то количество материальных благ, которыми ты владеешь. Поиски постоянной наживы и выгоды очерняют человека изнутри, не предоставляя ему ничего взамен. Вывод прост: нужно обогащаться духовно и интеллектуально, тогда и деньги, и уважение придут сами собой.
Также автор заложил мораль, которая была бы полезна и ему самому: нужно держаться подальше от игрального стола или хотя бы не испытывать удачу бесконечно. Шальные деньги не принесут счастья и устойчивого положения, ведь куда важнее богатства в обществе авторитет, который приобретается годами кропотливой работы. Баловень судьбы так и останется в глазах людей выскочкой, и никто не будет действительно уважать его, ибо не за что.
🗹