«Слепой музыкант» — читательский дневник по повести В. Короленко

  • Сочинения
  • По литературе
  • Короленко
  • Герои повести Слепой музыкант

Замечательное произведение, поразившее всех читателей до самой глубины души, которое называется «Слепой музыкант», написано знаменитым русским писателем Валентином Галактионовичем Короленко. В нем заложен большой философский смысл, как и в подавляющей части его творений. В данной статье представлена характеристика каждого из персонажей данного произведения Валентина Галактионовича Короленко.

К основным персонажам относятся Петр Попельский (собственно, слепой музыкант), Эвелина и дядя Максим.

Ко второстепенным персонажам можно отнести Анну Михайловну, братьев Ставрученко, конюха Иохима, а также Егора и Романа.

Петр Попельский (слепой музыкант)

Петр Попельский является главным героем произведения. Пусть он родился незрячим, но это не помешало ему обнаружить и занять правильное место в жизни. Это очень важно на самом деле. С рождения ничего не видя, он чувствует себя в обществе нормальных обычных людей обделенным, ограниченным. В малом возрасте к нему приходит осознание своего отличия от остальных детей и потому он становится весьма робок и не уверен в самом себе. Нелегко Пете общаться с детьми своего возраста. Но однажды приходит в его жизни положительный момент – знакомство с девочкой Эвелиной. Она становится настоящим и верным другом Петру. Несмотря на свой врожденный недуг, Петр обладает большим талантом к музыке и тонким слухом. Пристрастие и интерес подпитывается со стороны дяди Максима. Впоследствии Петр вырастает великим музыкантом.

Эвелина

Эвелине также отводится в произведении очень важная роль. Она обладает незаурядным умом и развитием, не соответствующим цифре ее возраста. Девочка, узнав, что ее друг не видит, очень долго и горько плакала, словно бы это касается ее напрямую. Эвелина становится Петру настоящим и верным другом. Поддерживает его постоянно, а в итоге становится его женой.

Дядя Максим

Максим – так зовут дядю главного героя. Он является братом матери главного героя. Именно его действия оказали большое влияние на формирование и становление личности главного героя. Максим – это бывший военный. Он не привык останавливаться перед опасностями, трудностями. Именно этому он и обучает своего племянника. При этом нельзя обвинить Максима в том, что относится он к Петру с безмерной жалостью. Наоборот: он учит племянника уверенности в своих способностях и помогает ему отыскать свое место в этом мире.

Иохим

Иохим тоже сыграл значительную роль в жизни Петра. Он служил конюхом в доме семьи главного героя. У него была невзаимная любовь. Он создавал прекрасную музыку. Именно он пробудил в душе маленького Петра стремление к прекрасному и понимание искусства.

Анна Михайловна

Анна Михайловна – мама мальчика. Когда она узнала о том, что ее сын родился слепым, то ушла в депрессию. Потом она выслушала историю своего умного брата и ее отношение изменилось. Теперь Анна делала все возможное, чтобы ее сын рос нормальным и таким, как все.

История создания

Владимир Короленко работал над этой повестью очень долго — около 13 лет. Первые зарисовки были сделаны в 1885 г., а в 1886 году он опубликовал ее частями в газете “Русские ведомости”. Но на этом работа не закончилась. Автор переработал ее в том же году для публикации в другой газете. Позже, в 1888 году, она публиковалась отдельной книгой, опять в переделанном виде.

В 1898 году Короленко вводит дополнительные эпизоды (например, уход Петра с нищими).

Повесть “Слепой музыкант” стала очень популярной среди современников, и после смерти автора. При жизни Короленка ее переиздавали 15 раз.

Рис. 1. Слепой музыкант. Художник В. Бехтеев

Главные герои повести “Слепой музыкант”

  • Петр Попельский
    — главный герой, мальчик, рожденный слепым, стал музыкантом.
  • Максим Яценко
    — дядя мальчика, брат его мамы. Много времени посвятил воспитанию Петра.
  • Эвелина
    — соседская девочка, которая стала женой Петра.
  • Анна Михайловна
    — мать мальчика.
  • Иохим
    — конюх.
  • Кузьма и Федор Кандыба
    — слепцы, с которыми Петр отправился в паломничество.
  • Егорий
    — звонарь.

Краткое содержание

Глава первая

Глава вторая

Мальчик увлекся игрой на свирели конюха Иохима. Вскоре Петя стал приходить к Иохиму на конюшню и сам пытался играть на дудочке. Ревнуя сына к конюху, Анна купила пианино. Однако Петя не был впечатлен сложной пьесой, которую сыграла женщина. Со временем, прислушиваясь к игре Иохима, Анна начала выражать через музыку собственные чувства. Петя с интересом принялся осваивать и игру на пианино.

Глава третья

Как-то, когда Петя играл у реки, Эвелина заметила его и пыталась заговорить, но мальчик прогнал ее. В следующий раз девочка появилась только через несколько дней. Они разговорились. Эвелина не сразу поняла, что Петя слепой. Когда мальчик по привычке начал ощупывать лицо девочки, изучая ее, она в испуге отпрянула и расплакалась, но потом все поняла. На следующий день девочка сама пришла в гости к Пете. С этого дня они начали дружить.

Глава четвертая

Глава пятая

Дядя Максим пригласил к себе старого товарища Ставрученка, у которого как раз гостила приезжая молодежь: сыновья Ставрученка, студенты филологического факультета и консерватории, и юный кадет. Приехавшая молодежь бурно обсуждала различные вопросы, однако во время разговоров они не обращались к Пете.

Глава шестая

Осенью Попельские отправились к Ставрученкам. Молодые люди посетили могилу разбойника Игната Карого и слепого бандуриста, который сопровождал атамана в походах.

Во время посещения монастыря они познакомились со слепым послушником-звонарем Егорием. Все отметили поразительное внешнее сходство между Петром и послушником. Петр остался наедине со слепым звонарем. Егорий рассказал, что тоже родился слепым, но у них есть послушник Роман, который ослеп в семь лет. Егорий завидовал Роману, так как тот успел увидеть свет и свою мать. Звонарь производил впечатление человека озлобленного, сердитого.

Рассказывая Максиму о случившемся в монастыре, Эвелина делится своим подозрением: ей кажется, что теперь Петр считает, что все слепорожденные злые.

Во время одного из разговоров Максим начал разъяснять Петру связь символики звука и цвета. Слепой жадно ловил каждое слово и пытался тут же передать это через игру на пианино. Петр выразил свою досаду о том, что он не может видеть и рад был бы поменяться с последним нищим – так он был бы менее несчастен, потому что думал бы только о выживании.

Было решено, что летом Петр с Максимом поедут в Киев, чтобы с осени юноша начал учиться у известного пианиста. Июльской ночью по дороге шли два слепца. Их подозвали к бричке. Вскоре слепцов стало трое: старик с седыми волосами Кандыба, рослый детина Кузьма и совсем юноша в новой крестьянской одежде. Они направлялись к Почаеву. Максим же уехал в Киев сам и скрывал от родни, что Петр ушел со слепцами.

Глава седьмая

Эвелина заявила родителям о своем желании выйти замуж за Петра, они сыграли свадьбу. Временами музыкант ходил в гости к Федору Кандыбе, подолгу беседовал с ним. Известие о том, что Петр скоро станет отцом, вызвало у него испуг. Вопреки опасениям Петра, ребенок родился зрячим.

Эпилог

Герои произведения Слепой музыкант Короленко

Главный герой Петрусь родился слепым. Подвижный и любознательный мальчик может развиваться только с помощью звуков. Мать и его дядя всячески этому способствуют. Однажды, услышав мелодию свирели, Петрусь долго не может забыть её звучание. Так он знакомится с местным народным музыкантом Иохимом. Конюх обучает мальчика игре на дудке. С этого времени музыка станет смыслом жизни слепого мальчика. В дальнейшем он освоит и фортепиано. Петрусь, в силу своего недуга, часто проводит время в уединении на берегу реки. Там он знакомится с соседской девочкой Эвелиной, которая пришла на звуки его дудки. С тех пор дети не расстаются. Мальчик нашел то общение, которого не могли ему дать взрослые. Пётр проходит непростой путь своего становления, как музыканта, пока не поймет, что, посредством музыки он может служить людям и быть счастливым.
Мать Петруся – женщина с чуткой душой. Уже при рождении ребенка она предчувствовала, что с ним что-то не так. Её страхи подтверждает доктор. Матери нестерпимо больно видеть страдания своего ребёнка, тем более, что она считает себя причиной его несчастья. Позже Анна смогла преодолеть в себе неразумную жалость и всеми способами стала развивать ребёнка, чтобы в дальнейшем облегчить его жизнь. Заметив у Петруся интерес к музыке, всячески его поддерживала. Анна не так талантлива, как Иохим, но она смогла завоевать сердце ребёнка игрой на пианино, постигнув тайну гармонии музыки с природой. Смысл всей её жизни –в счастье сына.

Дядя Максим – один из главных воспитателей слепого ребёнка. Раньше он был известен как самый опасный забияка в округе. Затем Максим уехал в Италию, чтобы сражаться с австрийцами. Вернулся оттуда покалеченным, стал серьезнее, большую часть времени стал проводить за чтением книг. Странная наружность инвалида пугала посторонних, но и близкие люди знали, что в изувеченном теле бьется доброе сердце. Максим считал, что жизнь — борьба и в ней нет места инвалидам. С появлением в их семье слепого мальчика, дядя увлекся его воспитанием. Он подсказал сестре, что глупая заботливость убивает в ребёнке все шансы на более полную жизнь. Максим займётся с ребёнком гимнастикой, научит его скакать на лошади.

Он надеется, что в дальнейшем племянник сможет защитить других, обездоленных жизнью.

Конюх Иохим – сыграет важную роль в увлечении мальчиком музыкой. Этот простой грубый мужик обладает необыкновенным музыкальным слухом, которому его научила природа. Он смог заинтересовать мальчика игрой на свирели и передать ему свой талант.

Короленко один из немногих авторов, который поднимает проблемы людей с ограниченными возможностями, актуальные и в наши дни.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: