Краткое содержание Зюскинд Парфюмер. История одного убийцы


Автор: Патрик Зюскинд

Год издания книги: 1985

Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» стал дебютным и на данный момент единственным романом знаменитого немецкого писателя и сценариста. Он переведен на 49 языков мира, а его суммарный тираж перевалил отметку в 20 миллионов экземпляров. Сразу после публикации книга завоевала несколько литературных наград и премий, но автор не явился на их вручение. Права на экранизацию романа он передал лишь в 2001 году и то своему другу, который в 2006 году выпустил на экраны самый дорогой и один из самых успешных фильмов в истории немецкого кино. Премьера фильма и последующие вручения многочисленных премий прошли без автора, а сам писатель по сей день никак не прокомментировал экранизацию.

Сюжет книги «Парфюмер» кратко

В книге Патрика Зюскинда «Парфюмер» читать можно о событиях, развернувшихся во Франции примерно в середине XVIII века. 17 июля 1738 года на свет появился Жан-Батист Гренуй. Один из первых криков этого младенца приводит к казни матери мальчика, которая хотела избавится от нежелательного ребенка. Дальнейшая его жизнь проходит в детских приютах, где этот некрасивый, увеченный и «слабоумный ребенок» никогда не имел друзей. Но зато благодаря врожденной способности очень хорошо улавливал малейшие запахи, иногда даже не доступные носу обычного человека. Его влекли любые запахи, которые он с удовольствием раскладывал на составляющие. И поэтому, совсем не удивительно, что в конечном итоге он решил стать парфюмером.
Его первым учителем стал парижский парфюмер Джузеппе Бальдини, который бессовестно присваивал все изобретенные мальчишкой запахи, но научил его языку формул и различным способам «отбирания» запахов. Следующим этапом жизни главного героя становится город Грасс, где он устраивается подмастерьем к мадам Арнульфи. Но цветы и химические формулы уже не способны удовлетворить возрастающие желания Жана-Батиста. Ведь он уже ощутил запах, который может стать верхом совершенства. Его источала юная красавиц Лаура Риши. И теперь никакие преграды не остановят его дабы создать свою идеальную формулу запаха.

Что касается по книге Зюскинда «Парфюмер» отзывов, то они носят исключительно положительный характер. Очень динамичная, акцентированная и атмосферная книга захватывает с первых страниц. При этом общая мрачная атмосфера романа и будничность ужасных действий главного героя вызывают откровенное неприятие, которое как в книгах Чака Паланика тем не менее заставляет читать дальше. Это книга о монстре с божьим даром, воспитанном среди людей, которая вызывает бурю эмоций. И даже если эти эмоции далеко не всегда положительные, сюжет книги не оставит вас безучастными. Именно поэтому роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» скачать можно посоветовать всем поклонникам хорошей зарубежной литературы, которую еще при жизни писателя причислили к классике.

«Парфюмер: История одного убийцы» краткое содержание по главам

«Парфюмер: История одного убийцы»
— роман немецкого драматурга и прозаика Патрика Зюскинда.

«Парфюмер: История одного убийцы» читать сокращенно по частям

Часть первая
В Париже, у смердящей рыбной лавки, рядом с Кладбищем невинных появляется на свет Жан-Батист Гренуй.

Его мать хочет избавиться от нежеланного ребёнка, но её замысел раскрывают, её обвиняют в детоубийстве и казнят, а младенца передают на попечение монастыря и назначают ему кормилицу. Женщина отказывается ухаживать за ребёнком, потому что, по её словам, он «не пахнет как другие дети» и одержим дьяволом. Священник, отец Террье, отстаивает права младенца, но испугавшись, что тот «бесстыдно его обнюхивает», устраивает Гренуя подальше от своего прихода — в приют мадам Гайяр.

Здесь ребёнок живет до восьми лет, другие дети сторонятся его, мальчика считают слабоумным, к тому же он некрасив и увечен. Но за ним замечаются поразительные поступки — благодаря скрытым способностям он не боится ходить в темноте, умеет предсказывать дождь. Никто не догадывается, что Гренуй — уникум, человек, обладающий острейшим обонянием, которое может улавливать даже такие запахи, которым нет названия. Когда Гренуй, благодаря своему носу, находит спрятанные хозяйкой приюта деньги, она решает избавиться от него и передает в чернорабочие кожевнику.

Гренуй работает в тяжелых условиях, перенося побои и болезни, единственная отрада для него — изучение новых запахов. И духи, и помойная вонь одинаково ему интересны. Однажды на улице он чувствует необыкновенное благоухание, его источник — юная девушка, которая пахнет как «сама красота». Гренуй, желая овладеть им, душит девушку, наслаждается её запахом и скрывается незамеченным. Совесть не мучает его, наоборот, он счастлив, что обладал самым драгоценным ароматом в мире. После этого случая Гренуй понимает, что узнал о запахах всё, и его призвание — быть их творцом, великим парфюмером.

Чтобы научиться этому ремеслу, он нанимается в ученики к мэтру Бальдини, сделав для него замечательные духи, хотя и без всяких правил. У Бальдини он учится языку формул и тому, как «отнимать» у цветов их запах, используя сублимацию. Все формулы ароматов, изобретённые Гренуем, Бальдини присваивает себе. Героя ждёт разочарование — далеко не каждый запах можно заключить в стеклянный флакон, как цветочные духи. Гренуй так несчастен, что даже заболевает и приходит в себя лишь тогда, когда узнает от мэтра, что существуют другие способы получать запахи из различных тел. Передав тщеславному Бальдини все известные ему формулы духов и получив за это патент подмастерья, Гренуй покидает его. Вскоре после этого Бальдини трагически погибает при обрушении моста Менял, на котором располагался его дом, в Сену.
Часть вторая
Теперь цель героя — город Грасс, парфюмеры которого владеют этими секретами. Но по дороге туда Гренуй попадает в необитаемую пещеру, где наслаждается одиночеством несколько лет. Случайно его посещает ужасная догадка: сам он никак не пахнет. Ему необходимы такие духи, чтобы люди перестали сторониться его и приняли за обычного человека. Из своего убежища Гренуй попадает под покровительство маркиза Тайад-Эспинасса, приверженца «флюидальной теории», следуя которой, тот, по собственному мнению, из пещерного зверя вновь сделал Гренуя человеком. Но в действительности это произошло благодаря хорошему мылу и духам, которые Гренуй создал из кошачьих экскрементов и куска сыра.
Часть третья
Жан-Батист покидает маркиза и добирается до Грасса, где поступает в подмастерья к мадам Арнульфи, вдове парфюмера. Здесь он учится самым тонким способам овладения запахами. Неожиданно рядом с чьим-то садом он снова чувствует аромат, ещё более роскошный, чем аромат когда-то задушенной им девушки. Это запах юной Лауры Риши, которая играет в саду, и Гренуй решает, что нашел вершину его будущих духов — его главного творения в жизни: аромата абсолютной красоты, внушающего каждому вдохнувшему чувство истинной любви. В течение двух лет он постигает науку сбора запахов и убеждается, что запах кожи и волос красивой женщины лучше всего принимает ткань, обработанная лишенным аромата жиром. Но поскольку Гренуй в глазах окружающих представляет собой грязного, невоспитанного, полусумасшедшего бродягу, он не может получить запах иным образом, кроме как убив его носительницу. В городе начинается волна странных убийств — их жертвами становятся юные девушки. Они принадлежат разным слоям общества, и установлено, что они не подвергались сексуальному насилию — связи между убитыми нет никакой, на то, что это дело рук одного убийцы, указывает лишь то, что все жертвы были красивы подлинной красотой только что сформировавшейся женщины, и то, что все они были найдены обнаженными и обритыми налысо. Убийца — Гренуй, но он действует так осторожно, умело пользуясь своей незаметностью, что никто не может заподозрить в нем убийцу. И Гренуй продолжает свою страшную и гениальную работу по сбору нот для его будущих духов.

Лишь один человек в Грассе оказывается настолько проницательным, что начинает прозревать истинные мотивы убийцы. Это отец Лауры, консул Риши. Он видит, что все жертвы представляют собой своего рода коллекцию подлинной красоты, и в его сердце закрадывается страх: Риши осознает, что в городе нет никого, кто превосходил бы в этой тонкой, роскошной красоте его дочь, и рано или поздно неизвестный убийца захочет убить и её. Риши решает помешать этому. Он тайно увозит Лауру из города и прячется вместе с ней на отдаленном островке. Одного лишь он не учел: убийца находит своих жертв по аромату, и все предосторожности, которыми он обставил их с дочерью бегство из города, были бессильны против главного: стоит Лауре исчезнуть, как исчезнет и её аромат. И именно его исчезающий шлейф выдаст направление бегства и убежище, где спрятана Лаура. Гренуй получает последнюю ноту своих духов.

Но как только его работа закончена — его арестовывают.

Гренуй разоблачён и приговорён к смертной казни. Риши, обезумевший от потери дочери, предвкушает казнь колесованием. Он посещает в тюрьме Гренуя и описывает предстоящие ему мучения, не скрывая, что это будет бальзамом для его разбитого сердца.

Однако, прежде чем отправиться на казнь, Гренуй извлекает чудом утаённый от стражей флакончик с завершенным ароматом.

Одной капли этого божественного запаха оказалось достаточным для того, чтобы стражи отпустили Гренуя, а у палача опустились руки. Запах летит над толпой зрителей, собравшихся полюбоваться на казнь грасского чудовища, — и подчиняет их себе. Аромат возбуждает в людях желание любить и будит плотскую страсть. Люди ищут удовлетворения тут же, на площади, всё перерастает в настоящую страстную оргию. Гренуй стоит среди толпы и наслаждается эффектом, который произвел. На помост поднимается Антуан Риши и припадает к Греную, признавая в нём своего сына.

Пользуясь всеобщим безумием, Гренуй исчезает.

После того как дурман аромата любви проходит, люди обнаруживают себя раздетыми в объятьях друг друга. Смущённо одеваясь, все негласно решают «забыть» о произошедшем. Вместо Гренуя казнят невиновного, лишь бы поставить точку в этой истории.
Часть четвертая
Гренуй свободен, он уходит из города. Теперь он знает силу своей власти: благодаря духам он может стать богом, если захочет. Но он понимает, что среди слепо поклоняющихся ему не будет ни одного человека, который сможет оценить настоящую красоту его аромата. Он возвращается в Париж и направляется к Кладбищу невинных — месту, где появился на свет. Здесь у костра собрались воры и бродяги. Гренуй с головы до ног опрыскивает себя духами, и люди, ослеплённые влечением к нему, разрывают его на части и пожирают останки великого парфюмера.

Вам может быть интересно:

  • «Черепашки-ниндзя»: любимый мультфильм с…
  • Воробей приспособленность к среде обитания
  • История изучения групп крови
  • Что дает вокал ребенку?

Главные роли

Актеры фильма «Парфюмер. История одного убийцы» (2005) воплотили всех персонажей Патрика Зюскинда. Главные роли сыграли: Б. Уишоу, А. Рикман, Р. Херд-Вуд и Дастин Хоффман.

За работу в фильме «Парфюмер. История одного убийцы» (2006) актер Бен Уишоу получил награду Bambi Awards. Это почетная немецкая награда.

Алан Рикман, актер фильма «Парфюмер. История одного убийцы» (2006), сыгравший роль за десять лет до своей смерти, которая шокировала всех его фанатов, начал карьеру еще в 1978 году. В его фильмографии числятся фильмы «Крепкий орешек», «Робин Гуд: принц воров», «Разум и чувства», «В поисках Галактики», несколько частей «Гарри Поттера», «Автостопом по Галактике», «Алиса в Зазеркалье» (озвучивание), «Клуб CBGB» и другие.

Актриса Р. Херд-Вуд получила за роль номинацию «Лучшая роль второго плана» (хотя ее роль многие критики расценивают как главную).

В копилке ролей Дастина Хоффмана, который сыграл роль бывшего работодателя главного героя фильма, насчитывается множество ярких персонажей. Часто ему доставались и антигерои.

Смысл фильма Парфюмер

Объяснение фильма сформулировать однозначно сложно, поскольку здесь играют решающее значение психологические механизмы, происходящие в голове у маньяков и серийных убийц, заставляющих их совершать страшные преступления.

Маньяки и серийные убийцы страдают психическими расстройствами, искажениями восприятия и мышления, что ярко видно на примере главного героя фильма. При просмотре киноленты его поступки и хладнокровие пугают зрителей.

Почему люди становятся маньяками и убийцами?

  • Отсутствие любви и внимания от родителей коренным образом изменяет психику ребенка, может посеять в нем зерна ненависти и жестокости к людям: родная мать выбросила беспомощного младенца в рыбные отходы;
  • У будущих маньяков еще с детства может проявится сильная акцентуация внимания на чем-либо, некая навязчивость, которая руководит его дальнейшими действиями: в случае героя фильма «Парфюмер» это были запахи. Возможно, от того, что мальчик появился на свет в окружении невыносимого рыбного зловония;
  • Маньяками зачастую становятся талантливые и творческие личности, для них человек — не более, чем любопытный механизм, они не испытывают эмоций сочувствия, эмпатии. Для них важно достижение собственной, порой — гениальной задумки, а на пути к достижению цели такие люди не выбирают средства. Это как раз случай Жан-Батиста Гренуя: только гениальный человек мог создать аромат, действующий подобно сильнейшему наркотику. Целью его была всеобщая любовь, которой ему отчаянно не хватало в детстве. Юноша не стеснялся в выборе средств при достижении своей мечты: хладнокровно лишил жизни более десятка юных девушек.
  • В своей деятельности такие люди руководствуются интуицией, которая очень хорошо развита. Но и логика им не чужда, ведь они обладают острым умом. Однако цели такие люди перед собой ставят странные, мало понятные окружающим;
  • Маньяки и серийные убийцы эгоистичны, зациклены на себе, нередко страдают манией величия и другими известными маниями. У героя фильма была мания всеобщей любви и признания.

Смысл концовки фильма Парфюмер

Концовка фильма весьма поучительна. Как говориться: «За что боролся, на то и напоролся». Гренуй был растерзан не где-нибудь, а на месте своего рождения толпой безумно любящих его людей, на которых подействовала магия его изобретения.

Герой пожадничал, вылив на себя весь флакон, он хотел, чтоб его очень сильно любили. Но он не учел, что слишком сильная любовь тоже несет в себе роковую опасность. Чего не хватало юноше с рождения, в конце фильма он получил с избытком, это его и погубило.

Режиссер фильма

Фильм «Парфюмер. История одного убийцы» (2006) – одна из самых известных кинокартин современного режиссера Т. Тыквера. Он считается одним из самых успешных европейских режиссеров современности, так что фильм просто по определению не мог получиться провальным. Но, конечно, на эту его работу были и отрицательные отзывы от кинокритиков и зрителей.

Например, один из корреспондентов «Музыкальная правда» отметил, что, наверное, фильм снимал на самом деле некто, представляющий помесь мрачного и ожесточившегося Тима Бертона и сентиментального Лассе Халльстрема с его «сказочными» спецэффектами. Так непохожа эта работа на Тома Тыквера. Кстати, Тим Бертон и многие другие режиссеры с мировым именем (Мартин Скорсезе, Стэнли Кубрик, Ридли Скотт, Милош Форман) ранее отказались от идеи экранизации «Парфюмера».

парфюмер фильм история одного убийцы 2006

Положительные рецензии уверяют, что нужно выдержать всего первые 15 минут, чтобы разглядеть режиссерский талант Тома Тыквера за продюсерскими решениями. Режиссер не отступает от романа ни на слово, но заключает в слова Зюскинда свою собственную историю. И, надо сказать, историю совсем не лишенную смысла.

Отзывы зрителей

Рецензии сходятся только в одном по поводу фильма «Парфюмер. История одного убийцы». Отзывы призывают рассматривать фильм отдельно от книги. В книге, например, акцент был сделан на внутренний мир героя, тогда как фильм рассказал содержательную часть истории, оставив большую часть чувственных переживаний за бортом. Большинство отзывов зрителей положительные, но многие говорят, что лучше сначала насладиться фильмом, а уже потом читать книгу. Так картина получится целостной и последовательной.

Зрители отмечают хорошую игру актеров в фильме «Парфюмер. История одного убийцы» (2006), непредсказуемость событий, удачные декорации, психологизм картины. Недостатков, как правило, не выделяют. Лишь изредка можно увидеть недовольство жестокими и неприятными сценами, музыкальным сопровождением, общей мрачностью.

Тем, кто не читал книгу, сразу после просмотра захотелось это сделать. Зрители же знакомые с романом, говорят, что есть некоторые несоответствия, в отдельных отзывах даже встречается определение «жалкой экранизации бестселлера». Но в то же время многие отмечают, что экранизация не менее гениальна, чем первоисточник — роман Патрика Зюскинда.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: