Сочинение Характеристика и образ Панночки в повести Тарас Бульба Гоголя

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Характеристика и образ Панночки в повести Тарас Бульба

Весьма любопытным является отсутствие имени в повести у панночки, которая соблазняет Андрия. Точнее, имя, вероятно, у нее все-таки есть, но автор его сознательно не упоминает. При этом панночке посвящено не так мало в тексте.

Такая деталь, вероятно, используется гоголем для того чтобы указать на типичность этого человека и представить не как отдельную личность. Как, например, он представляет таких разных сыновей Бульбы или некоторых казаков из его отряда, но как просто «красавицу», по большому счету, искушение, которому поддается любвеобильный Андрий. Причем само искушение обладает достоинством для того чтобы отговаривать казака, когда тот настаивает на близости, панночка упоминает о том, что поляки являются для них врагами, а его ожидают товарищи и родина.

Тем не менее, Андрий поддается этому искушению и для него такая запретная любовь становится губительной. Панночка в этом смысле – роковая красавица. Она действительно имеет много женихов и пользуется популярностью, сама оставаясь довольно ветреной, гоголь даже указывает на инфантильные черты личности.

Этот собирательный образ включает в себя и положительные характеристики. Панночка, конечно, в чем-то проявляет ветреность свойственную, как пишет автор, она ведет себя как все ветреные полячки, но также она любит своих родителей, является довольно набожной и способна на самоотречение. Да и любовь к Андрию для нее предстает чем-то большим, чем простое развлечение, она действительно очарована этим человеком, осознавая при этом, то что он является врагом и, понимая, что у нее полно женихов и в этом смысле в выборе она не ограничена.

Вероятно, основным качеством этого персонажа является телесная красота. Собственно, никак кроме панночка или красавица Гоголь эту героиню не называет. Она действительно представляет собой нечто наподобие красивого приза (в рамках этой повествовательной канвы) или ценного достижения, к которому может стремиться мужчина, но также она далека от чего-то более высокого и ценного.

Для Гоголя панночка остается не более чем ошибкой Андрия, его искушением, которому он поддается и в итоге гибнет. Она также в каком-то смысле воюет на другом фронте – любовном и на всех уровнях одерживает там верх, с одной стороны очаровывая казака, а с другой приводя этого человека, который является для поляков врагом, к гибели.

Панночка образ и характеристика повести Вий

Панночка в повести Вий, образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика. Панночка — главный женский персонаж фантастической повести Н. В. Гоголя «Вий».

Это молодая красивая дочка сотника, которая связалась с нечистой силой и стала ведьмой. Философу Хоме Бруту при первой встрече удается одержать над ней победу.

Умирающая панночка просит отца, чтобы Брут в течение трех ночей читал молитвы возле ее гроба. На третью ночь свершается страшная месть: Хома умирает под натиском нечистой силы.

2. Внешность. В первый раз панночка предстает перед Хомой в виде безобразной старухи со «сверкающими глазами».

С рассветом чары рассеиваются и философ с удивлением видит перед собой прекрасную девушку с «роскошною косою» и «длинными, как стрелы, ресницами».

В первую день чтения молитв Хома смог по достоинству оценить красоту умершей: «Чело, прекрасное, нежное, как снег», «брови — ночь среди солнечного дня», «уста — рубины». Но за этой «гармонической красотой» скрывалось «что-то страшно пронзительное» и знакомое.

Хома догадался, что это — убитая им ведьма. По ночам панночка оживает и превращается в посиневший труп. С каждый разом он становится все страшнее: «синий, позеленевший»; «зубы его страшно ударялись… в судорогах задергались… губы».

3. Дурная слава. Для жителей хутора связь дочери сотника с нечистой силой уже давно не секрет. Они наперебой рассказывают Хоме разные истории, подтверждающие, что панночка — настоящая ведьма. Она сгубила псаря Микиту и Шепчиху, пила человеческую кровь, совершала другие бесовские проказы. В пьяной компании эти рассказы выглядят просто страшными сказками, но Хома по собственному опыту уже знает, что они имеют под собой реальные основания.

4. Значение образа. Повесть «Вий» стала одним из первых художественных произведений в русской литературе в жанре т. н. демонической фантастики. Критики отрицательно отнеслись к повести. Отмечалось, в частности, чрезмерная подробность в описании видений Хомы.

В настоящее время «Вий» и особенно образ панночки-ведьмы представляются не менее интересными, чем знаменитый «Дракула» Б. Стокера, опубликованный в 1897 г. Гоголь просто опередил свое время. Николай Васильевич утверждал, что взял за основу повести народное предание.

Однако нет ни одного фольклорного сюжета, схожего с гоголевским. Образ молодой красавицы, оборачивающейся по ночам ведьмой, присутствует в некоторых народных сказках, но история панночки в целом — творение великого русского писателя.

Отношение к сыновьям

Не видя со стороны мужа любви, жена Тараса Бульбы всю свою любовь, все чувства, всю нежность обратила в одно материнское чувство. Она очень любила своих сыновей и надеялась, что вернувшись из Киева с учёбы, они дома отдохнут, погуляют. Узнав о скорой разлуке с ними, мать не смогла удержаться от слёз. Всю ночь она не спала, плакала, смотрела на своих ненаглядных спящих сыновей, расчёсывала их кудри и желала, чтобы ночь эта тянулась как можно дольше.

Утром мать со слезами стала готовить всё, что нужно к завтраку. Когда муж и сыновья уже готовы были уехать, она обняла Остапа и Андрия и, рыдая, надела им на шеи две небольших иконы. Она благословила сыновей, попросила не забывать её и прислать «хоть весточку о себе». Расставаясь с ними, бедная женщина испытывала глубокое страдание, отчаяние, душевную боль и беспомощность. Душа её была полна ужасных предчувствий.

Основные персонажи

Хорошая повесть невозможна без интересных главных героев. В ней представлены три основные фигуры.

Тарас Бульба

Это сильная духом личность, истинный воин, неуступчивый и непреклонный. Умен и очень силен, всем своим сердцем любит родную землю и отечество. Он находится во главе войска казаков. Обладает честью, справедливостью и независимостью. Наносит сильный удар по безжалостному врагу — польским захватчикам. Стремится защищать слабых, не оставляет без помощи людей, которых нагло и незаслуженно угнетают.

Отважно пробираясь во вражеский стан, Тарас Бульба своими глазами видит, как поляки казнят его старшего сына Остапа. Младший же становится для него предателем и чужаком. Когда приходит время, Тарас наказывает Андрия смертью, поскольку убежден: предать родину — это самый ужасный проступок человека. Для зрелого и благородного казака Тараса главной является независимость его страны.

Характеристика Остапа

С самого детства Остап был непослушным и упрямым, по примеру отца любит свободу, вольную жизнь. К себе всегда предъявляет большие требования, упорен, а потому смог добиться хороших успехов в учебе. Товарищи считают его своим непоколебимым авторитетом, надежным другом, который никогда не предаст и не совершит подлость.

Характеристика Остапа

Остап вырос храбрым воином, способным бесстрашно броситься на врага. Попадает в плен, однако в окружении врагов ведет себя с честью и спокойно, поддерживает своих товарищей. Героически погибает.

Описание Андрия

На Украине имя Андрей пишется Андрий. Младший сын Тараса более мягкий, нежный, эмоциональный и впечатлительный человек. Ему очень хочется любить и быть любимым. Как любой казак, обладает чертами, свойственными настоящему воину:

  • отважный;
  • решительный;
  • сильный.

Парень влюбился в полячку, и эта любовь сильно изменила его судьбу. Без раздумий переходит на сторону польских захватчиков, вместе с ними убивает своих бывших товарищей казаков. Позорно и бесславно погибает от руки собственного отца.

Если провести краткий сравнительный анализ, он позволит понять, что братья во многом похожи (оба смелые, сильные, настоящие казаки и сыновья своего отца), но в то же время между ними есть различия. Младший брат более чувственный, в отличие от Остапа он стремится не только к подвигам.

Второстепенные герои

Ознакомившись со второстепенными персонажами «Тараса Бульбы», можно увидеть, как автор раскрывает проблемы отношений отцов и детей, нравственного выбора, говорит о чести и предательстве. Список второстепенных героев:

Товкач верный друг Бульбы

  1. Панночка. Польская девушка, дочь воеводы поляков и возлюбленная Андрия. Юная и прекрасная особа. С детства росла в роскоши, не привыкла ни в чем себе отказывать. Легкомысленная, но при этом хитрая натура. Она с легкостью покоряет сердце Андрия, ложью заманивает его в город и играет на его чувствах, получая от парня все желаемое.
  2. Жена Тараса. В образе этой женщины Гоголь воплотил всех женщин, чьи мужья и сыновья, выращенные в любви и заботе, отправлялись на войну. В этой женщине заключены страдания, бесконечное ожидание и мучения, слезы, приносимые войной. Роль женщины незначительна, она живет без права голоса, покорна и тиха.
  3. Янкель. Еврей, который живет среди казаков и жаждет только денег. Ради наживы готов на все, любую возникающую ситуацию стремится использовать для своего обогащения. Даже спеша рассказать Тарасу о предательстве его сына, хочет извлечь из этого выгоду. Когда Остап попал в беду, согласился доставить его отца в Варшаву, но только за плату.
  4. Татарка. Служит дочери польского воеводы. Всегда покорна и верна Панночке, готова к выполнению каждого ее приказа. Смелая девушка, опасностей не боится.
  5. Мосий Шило. Отважный казак, бесстрашно сражающийся за свою родину. Имеет множество заслуг, может проявить мудрость в решении разных проблем. Чтобы спасти от врагов отечество, готов на все. У Мосия есть один большой минус — любит выпить. Погибает в одном из боев.
  6. Кирдяга (кошевой). Старый товарищ Тараса, престарелый казак. Бывалый воин, умный человек. Как и другие казаки, очень отважен. Несмотря на преклонный возраст, остается полноправным главой своего войска. Дает людям разумные указания, является опытным руководителем, на которого можно положиться.
  7. Товкач. Решительный и бесстрашный воин, участник множества сражений. Верный товарищ Бульбы. Спас раненого Тараса от вражеской расправы, после чего помог ему добраться в Запорожскую Сечь. Делает все возможное, чтоб поднять друга на ноги.

Повесть автор заканчивает трагической гибелью пожилого Тараса Бульбы, потерявшего обоих сыновей. Остается лишь надежда, что однажды уплывшие воины-казаки вернутся на чужую землю и отомстят ненавистным врагам за смерть Тараса, его сына Остапа и других товарищей.

Взаимоотношения Тараса Бульбы с женой

Тарас Бульба относился к своей жене строго и пренебрежительно. Говорил он с ней резко, сурово, называл её старухой, а чаще — старой.

То, что Гоголь не сообщил имя жены главного героя, сделало её образ обобщённым. Участь этой женщины, во всём подчиняющейся мужу, — это доля всех женщин того нелёгкого времени. Типичность отношения Тараса Бульбы к жене и типичность её судьбы подчёркивается автором: «…она была жалка, как всякая женщина того удалого века».

Любовь мужа к ней быстро прошла, и он покидал её «для сабли, для товарищей, для бражничества». Он возвращался домой в год на 2–3 дня, а иногда не появлялся несколько лет. Когда Тарас был дома, жена «терпела оскорбления, даже побои» и не смела перечить мужу, так как законы того времени не позволяли это делать.

Эпоха, показанная в этой повести, требовала от мужчин твёрдости и даже жестокости, которые были несовместимы с нежностью к жене и детям.

Главный герой

Тарас Бульба

Тарас Бульба — казацкий полковник, который большую часть своей жизни провёл в Запорожской Сечи и в боевых походах. Он уважал обычаи Родины, защищал веру своих предков, воевал с поляками, которые издевались над православными людьми.

Главная черта характера Тараса Бульбы — богатырство. Этот мужественный человек был гордым, независимым, верным своим боевым товарищам. Главным в его жизни было дело борьбы за независимость Родины. На него он направлял всю свою энергию и воинский талант.

Тарас Бульба гордился, что его сыновья, Остап и Андрий, стали храбрыми воинами, но когда Андрий из-за любви к польской красавице перешёл на сторону врагов, отец убил его как предателя.

Старшего сына, Остапа, попавшего в плен к полякам, Тарас поддержал во время его казни, хотя его самого могли схватить враги. «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» — крикнул Остап, и отец отозвался: «Слышу!»

Героическая смерть самого Тараса Бульбы показала его мужество и его заботу о товарищах, которым он, когда его заживо жгли на костре, кричал, как им лучше спастись от врагов.

Подробная характеристика Тараса Бульбы здесь.

Кратко о сути повести

Главные события разворачиваются в среде казачества Запорожья. Центральными лицами выступают казаки, которые сражаются за независимость своей страны.

Произведение Гоголь начал с описания встречи Тараса с сыновьями Андрием и Остапом. Жизнь запорожских казаков протекает нелегко, начинается война. Во время нее случается неожиданное предательство одного из сыновей Тараса Бульбы, он переходит на сторону врага. Предав земляков, Андрий становится недругом для своих же бойцов и близких.

В борьбе с поляками участвуют оба сына. Они вынужденно сражаются друг с другом по разные стороны баррикад. Противостояние двух братьев ярко проявляет их характеры.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: