- Краткие содержания
- /
- Разные
- /
- Войнич — Овод
Вспыльчивый молодой человек, обившись на весь мир, инсценирует свою смерть. Ему даже не приходит в голову, как всё это переживут дорогие ему сердцу люди. Он так и не понял, какой жестокий удар он нанёс тем, кто искренне его любили. Жизнь преподнесла ему хороший урок и искалечила его. Вернувшись на Родину, главный герой постоянно ищет встречи с любимой женщиной и падре. Лишь в конце, так бессмысленно оборвавшейся, жизни он открывает им своё имя.
Главная мысль романа – это то, что неосторожное слово может очень больно ранить.
О произведении
Роман «Овод» Войнич был написан в 1897 году. В произведении описывается деятельность участников подпольной революционной организации в первой половине XIX века. Роман показывает, на какие жертвы может пойти человек ради своей цели, ради веры.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Овод» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Часть вторая. Тринадцать лет спустя
1846 год. Во Флоренции члены партии Мадзини обсуждают способы борьбы с властью. Доктор Риккардо предлагает просить помощи у Овода — Феличе Ривареса, политического сатирика. Острое слово Ривареса в памфлетах — то, что нужно.
На вечере у партийца Грассини Джемма Болла, вдова Джованни Боллы, впервые видит Овода. «Он был смугл, как мулат, и, несмотря на хромоту, проворен, как кошка. Всем своим обликом он напоминал чёрного ягуара. Лоб и левая щека у него были обезображены длинным кривым шрамом — по-видимому, от удара саблей… когда он начинал заикаться, левую сторону лица подёргивала нервная судорога». Овод дерзок и не считается с приличиями: он появился у Грассини со своей любовницей — танцовщицей Зитой Рени.
Во Флоренцию приезжает кардинал Монтанелли. Джемма видела его последний раз сразу после смерти Артура. Тогда, словно окаменев, сановник сказал девушке: «Успокойтесь, дитя моё, не вы убили Артура, а я. Я обманывал его и он узнал об этом». В тот день padre упал на улице в припадке. Синьора Болла вновь хочет увидеть Монтанелли и идёт с Мартини к мосту, где будет ехать кардинал.
На этой прогулке они встречают Овода. Джемма в ужасе отшатывается от Ривареса: она увидела в нём Артура.
Риварес сильно заболевает. Его мучат тяжкие боли, члены партии по очереди дежурят у его постели. Зиту во время болезни он не подпускает к себе. Выходя от него после дежурства, Мартини сталкивается с танцовщицей. Неожиданно она разражается упрёками: «Ненавижу вас всех!.. Он позволяет вам сидеть около него всю ночь и давать ему лекарства, а я не смею даже посмотреть на него в дверную щёлку!» Мартини ошарашен: «Эта женщина не на шутку любит его!»
Овод идёт на поправку. Во время дежурства Джеммы он рассказывает ей, как в Южной Америке был избит кочергой пьяным матросом, о работе в цирке уродом, как сбежал в юности из дому. Сеньора Болла открывает ему своё горе: по её вине погиб человек, «которого любила больше всех на свете».
Джемма мучается сомнениями: а что, если Овод — это Артур? Столько совпадений… «А эти синие глаза и эти нервные пальцы?» Она пытается выяснить правду, показывая портрет десятилетнего Артура Оводу, но тот ничем не выдаёт себя.
Риварес просит синьору Болла использовать её связи для переправки оружия в Папскую область. Она соглашается.
Зита осыпает Ривареса упрёками: он никогда не любил её. Человек, которого Феличе любит больше всего на свете — кардинал Монтанелли: «думаешь, я не заметила, каким взглядом ты провожал его коляску?» И Овод подтверждает это.
В Бризигелле он, переодевшись нищим, получает нужную записку от сообщников. Там Риваресу удаётся поговорить с Монтанелли. Видя, что рана padre не зажила, он готов открыться ему, но, вспомнив о своей боли, останавливается. «О, если бы он мог простить! Если бы только он мог изгладить из памяти прошлое — пьяного матроса, сахарную плантацию, бродячий цирк! Какое страдание сравнишь с этим».
Вернувшись, Овод узнаёт, что Зита ушла с табором и собирается выйти за цыгана.
Краткое содержание
Часть первая
Невысокий, хрупкий девятнадцатилетний Артур Бертон «скорее походил на итальянца с портрета XVI века, чем на юношу 30-х годов из английской буржуазной семьи». Он много времени проводил со своим духовником Лоренцо Монтанелли, которого боготворил и почтительно называл padre. После смерти матери юноша переехал в Пизу, где жил со сводными братьями.
Юноша был необычайно хорош собой. Когда он спокойно сидел, то его можно было легко принять «за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье». Однако в движении Артур больше напоминал сильную грациозную пантеру, «правда, без когтей».
Артур доверил духовнику свою тайну: студент стал участником тайной организации «Молодая Италия», чтобы бороться за свободу родной страны. Это было «политическое общество, которое издает газету в Марселе и распространяет ее в Италии с целью подготовить народ к восстанию и изгнать австрийскую армию из пределов страны». Наставник пытался отговорить Артура от опасной затеи, но безрезультатно. К тому же, в организации состояла и подруга детства Артура, Джемма Уоррен, в которую он был влюблен.
Тем временем Монтанелли предложили епископство, и он на несколько месяцев уехал в Рим. На исповеди Артур поведал новому священнику о своей любви к Джемме, которую он ревновал к однопартийцу Болле. Вскоре Артура арестовали, но на допросах он не выдал своих товарищей. Ему уже было известно о многочисленных арестах, и эти сведения вызвали в юноше «лихорадочную тревогу за участь Джеммы и остальных друзей». Вскоре Артура отпустили, и он узнал, что члены «Молодой Италии» обвинили его в аресте Боллы.
Артур догадался, что его сдал священник, нарушивший тайну исповеди. Он поссорился с Джеммой и так и не успел с ней объясниться. Брат Артура был взбешен тем, что юноша оказался связан с «нарушителями закона, с бунтовщиками, с людьми сомнительной репутации». Во время разыгравшегося скандала жена брата рассказала юноше, что его настоящим отцом является священник Монтанелли. Артур написал прощальную записку, инсценировал самоубийство и отправился в Буэнос-Айрес.
Часть вторая. Тринадцать лет спустя
1846 год. Во Флоренции члены партии Мадзини обсуждали способы борьбы с действующей властью. Доктор Риккардо предложил воспользоваться услугами Овода – остроумного политического сатирика Феличе Ривареса. Его памфлеты могли бы наносить точные и весьма болезненные удары. У Овода были особые приметы: «прихрамывает на правую ногу, левая рука скрючена, недостаёт двух пальцев. Шрам на лице. Заикается».
На вечере у партийца Джемма, вдова Джованни Боллы, впервые увидела Овода. Молодой мужчина вел себя весьма дерзко и вызывающе. К тому же он явился в салон со своей любовницей-цыганкой, танцовщицей Зитой Рени, чем глубоко оскорбил всех присутствующих здесь дам.
Во Флоренцию пожаловал Монтанелли, который к тому времени стал кардиналом. Джемма решила взглянуть на священника, которого в последний раз видела после самоубийства Артура. До сих пор она была уверена, что стала причиной смерти «своего лучшего друга», и эта мысль не давала ей покоя. Когда Джемма на мосту увидела Овода, она смертельно побледнела. Ей почудилось, будто Артур вернулся к ней из иного мира.
Риварес серьезно заболел, и партийцы принялись ухаживать за ним. Как сказал доктор, у него были «не в порядке нервы, но главная причина болезни – старая, запущенная рана». Во время одного из дежурств Джемме удалось разговорить Овода. Он поделился с ней злоключениями, выпавшими на его долю. В ответ Джемма рассказала о своем горе: много лет назад она стала причиной гибели человека, «которого любила больше всех на свете». Ее не покидала навязчивая мысль, будто Овод и есть Артур. Чтобы проверить свою догадку, она показала ему портрет десятилетнего Артура Бертона. Однако Овод ничем не выдал себя.
После выздоровления Овод вернулся к революционной деятельности. Однажды, встретив кардинала Монтанелли, он хотел ему раскрыться, но так и не решился на этот шаг. Зита, которую Овод жестоко игнорировал во время болезни, обиделась на него. Она ушла с табором и собиралась стать женой цыгана.
Часть третья
Овод отправился на помощь поставщику оружия, который был арестован. Во время перестрелки он потерял самообладание, и его арестовали. Поскольку Овод – «очень влиятельный член одного из самых зловредных тайных обществ», ему грозил военный суд. Благодаря влиянию Монтанелли этого удалось избежать. Кардинал навестил заключенного, который жестоко оскорбил его.
Друзья Овода попытались организовать его побег, однако он не удался. Вмешалось само провидение: обострилась старая болезнь, «припадок начался внезапно, когда Риварес был уже близок к цели». Арестанта заковали в кандалы и пристегнули ремнями – они «были затянуты так туго, что при каждом движении врезались в тело». Подобная предосторожность тюремного руководства еще более усиливала страдания Овода «от приступов мучительной болезни». Несмотря на уговоры врача, больному отказали в спасительном опиуме.
Овод попросил о свидании с Монтанелли, на котором признался, что является Артуром. Кардинал никак не мог поверить, что не признал в Оводе родного сына. Артур же обвинил отца в безразличии и в том, что ему «гораздо важнее снискать расположение» бога, чем спасти собственного сына. Он поставил кардинала перед непростым выбором: либо он, либо бог. В расстроенных чувствах Монтанелли покинул тюрьму. Он дал разрешение на военный суд.
В день казни первая попытка расстрелять Овода оказалась неудачной: «каждый карабинер целился в сторону, в тайной надежде, что смертельная пуля будет пущена рукой соседа, а не его собственной». Узник был лишь ранен, и казнь превратилась «в ненужную пытку». Овод подбодрил растерявшихся солдат – он «сам командовал своим расстрелом». Когда он упал, истекая кровью, появился кардинал. Свои последние слова Овод обратил к отцу: «Padre… ваш бог… удовлетворен?».
Во время праздничной службы Монтанелли стало плохо. Кардиналу везде мерещилась кровь. В своей проповеди он обвинил прихожан в гибели единственного сына, которого он был вынужден принести в жертву, как Господь в свое время пожертвовал Христом ради человечества.
Джемма получила письмо от Овода, в котором он подтвердил ее догадку. Женщина с горечью поняла, что дважды потеряла любимого человека. В этот момент послышался звук колокола: «его преосвященство кардинал монсеньер Лоренцо Монтанелли скоропостижно скончался в Равенне от разрыва сердца».
Часть первая
Девятнадцатилетний Артур Бёртон много времени проводит со своим духовником Лоренцо Монтанелли, ректором семинарии. Артур боготворит padre (так он называет католического священника). Год назад умерла мать юноши, Глэдис. Теперь Артур живёт в Пизе со сводными братьями.
Юноша очень хорош собой: «Слишком уж всё было в нём изящно, словно выточено: длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье; но гибкими движениями он напоминал приручённую пантеру — правда, без когтей».
Артур доверяет наставнику свою тайну: он стал частью «Молодой Италии» и будет бороться за свободу этой страны с товарищами. Монтанелли чувствует беду, однако не может отговорить юношу от этой идеи.
В организации состоит и подруга детства Артура — Джемма Уоррен, Джим, как Бёртон называет её.
Монтанелли предлагают епископство, и он уезжает в Рим на несколько месяцев. В его отсутствие юноша на исповеди у нового ректора рассказывает о своей любви к девушке и ревности к однопартийцу Болле.
Вскоре Артура арестовывают. Он коротает время в камере горячими молитвами. На допросах он не выдаёт товарищей. Артура отпускают, но от Джим он узнаёт, что в организации считают его виновным в аресте Боллы. Понимая, что священник нарушил тайну исповеди, Артур бессознательно подтверждает предательство. Джим награждает его пощёчиной, и юноша не успевает объясниться с нею.
Дома жена брата устраивает скандал и рассказывает Артуру, что его родной отец — Монтанелли. Юноша разбивает распятие и пишет предсмертную записку. Он бросает шляпу в реку и нелегально уплывает в Буэнос-Айрес.
Тест по роману
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- /10
Вопрос 1 из 10Кто является автором произведения «Овод»?
Начать тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
- Дмитрий Севостьянов
7/10
- Евгений Воврещук
9/10
- Максим Валерьевич
9/10
Главные герои «Овод» Войнич
- Овод (Артур Бертон, Феличе Риварес)
— революционер, главный герой романа - Лоренцо Монтанелли
— кардинал, настоящий отец Артура - Джемма или Дженнифер Уоррен (после замужества синьора Болла)
— возлюбленная Артура (Овода) - Джеймс Бертон
— сводный старший брат Артура - Джули Бертон
— жена Джеймса Бертона - Джованни Болла
— любовный соперник, товарищ Артура, будущий муж Джеммы - Чезаре Мартини
— любовный соперник, товарищ Овода - Риккардо
— профессор, врач - Грассини
— товарищ Овода - Галли
— товарищ Овода - Зита Рени
— цыганка-танцовщица, любовница Овода - Полковник Феррари
— командир гарнизона в Бризигелле - Другие герои