Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нем раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающие и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе по плану, и при подготовке к ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.
Год написания – 1860 – 1861 гг.
История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.
Тема – Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.
Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.
Жанр – Роман.
Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.
История создания
В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.
История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.
В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.
Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.
Прототип главного героя
Главный герой нового произведения был чужд самому Тургеневу. Писатель даже завел «дневник» от лица героя, учился видеть мир глазами Базарова.
Персонаж получился сложным, представляющим из себя собирательный образ из многих представителей людей новых взглядов. В «Формулярном списке действующих лиц новой повести», под рубрикой «Евгений Базаров» Тургенев о. — «Формулярный список действующих лиц новой повести»
Основным же прототипом главного героя стал провинциальный молодой врач, в котором писатель заметил зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время:
«…в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма…» — И. С. Тургенев, «По поводу „Отцов и Детей“»
Тема
Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.
Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.
Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.
Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.
Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять ее суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.
После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.
К юбилею Тургенева. Роман «Отцы и дети»
После романа остается чувство недосказанности: так как же нам поступать, кто же прав был в споре поколений? Попробуем вместе разобраться, где искать ответы и на что опираться при написании итогового сочинения по роману «Отцы и дети»
В чем суть?
Прежде всего, попробуем вместе ответить на самые частые вопросы старшеклассников о романе «Отцы и дети». Нам в этом помогает кандидат филологических наук, педагог с 20-летним стажем Людмила Кожурина.
Часто школьники выражают свою симпатию Базарову и пренебрежительно относятся к поколению «отцов». Насколько верна эта позиция?
Соблазн влюбиться в Базарова как персонажа действительно велик, особенно если читатель — подросток, который прямо сейчас занят тем, что решает, «сделать бы жизнь с кого». Базаров привлекателен для юных умов тем, что его позиция четка, понятна, логична и незыблема, он — пример силы и власти. Но давайте всмотримся в этот образ пристальнее: людей он не видит, реальности не слышит, ни с родными, ни с друзьями не может жить, радоваться, сопереживать. Он мыслит схемами и ярлыками, а вот испытать, прожить какие-либо чувства он не может. Об этом говорит, например, сцена объяснения с Одинцовой: Базаров возмущен чувствами, которые сам в себе находит, совершенно не понимает, что с ними делать и в конце концов бежит в лес (Тургенев описывает ночь как прекрасную, романтическую, но Базаров этого словно бы не замечает, ломает сучья и стесняется сам себя). Возможно, поэтому в финале романа Николай Петрович Кирсанов, Аркаша, Катя получают возможность прожить свое маленькое счастье, а Базаров — нет.
По мнению автора, Базаров — прав? Он положительный герой в романе?
Этот вопрос меньше всего подходит к такому автору, как Тургенев. В его произведениях никогда нет прямых ответов, нет «лобовых» решений. Доподлинно известно, что Базаров Тургеневу дорог: в одном из писем он пишет, что, если читателю этот герой несимпатичен, то в том только его, Тургенева, вина. Но считает ли он его правым и правильным? Неизвестно. Поскольку Тургенев описывает живых людей, а не идеальные образы, категории правоты к ним сложно применять: все правы и все неправы, но допустимы любые способы жить и мыслить.
Вообще, читая роман «Отцы и дети», невозможно понять, за кого сам автор — за Базарова, или за Аркашу, или за кого-то еще. Эта черта была свойственна Тургеневу во всем; он не готов был доказывать или отстаивать какую-либо точку зрения, хотя до последнего дня жизни оставался верен своим идеалам. «С кем вы?» — вопрошал его Лев Толстой, желая получить четко сформулированную позицию, но желаемого так и не достиг: на долгие годы писатели поссорились и только затем, примирившись, возобновили дружескую переписку. Видимо, за эту нечеткость и нежелание поучать Тургенева так недолюбливали соратники по перу.
О чем говорит смерть Базарова в финале?
С одной стороны, по законам литературы, если герой романа в конце умирает — значит, автор посчитал его несостоятельным. С другой, героем финальной сценой у могилы Базарова является уже не сам Базаров, а скорее равнодушная природа, которая все перетрет в пыль и все горячие головы усмирит рано или поздно. Не то чтобы природа была в романе на стороне «отцов» — ей просто все равно, кого первым обращать в прах. Это философский, глубокий, открытый финал; здесь можно размышлять, подмечать, ведь Тургенев внимательный писатель и приметливости требует от читателя.
Одна из программных иллюстраций при изучении романа «Отцы и дети» — картина В.Г. Перова «Старики-родители на могиле сына». Эта и многие другие иллюстрации к роману в хорошем качестве вы можете найти в электронных формах учебников УМК Б. Ланина для 10 класса. Не забывайте выносить на интерактивную доску дополнительные иллюстративные материалы; напомните ученикам, чтобы после знакомства с тем или иным произведением они в целях самопроверки решали онлайн-тесты, представленные в ЭФУ.
Русский язык и литература. Литература. Базовый уровень. 10 класс. Технологическая тетрадь
Универсальная подготовка к сочинению. Универсальная помощь в организации проектной деятельности. Авторы обращают внимание учащихся на вершинные произведения русской литературы XIX века. Тетрадь соответствует ФГОС среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников.
Купить
Что взять для проработки?
Полифония идей и позиций: экспромтный спектакль.
По сути, Тургенев — единственный подлинный полифонический писатель-романист, так как он позволяет героям своих романов высказывать точку зрения, отличную от его собственной. У Льва Толстого, например, все персонажи в унисон транслируют точку зрения автора. С Тургеневым ситуация иная: его персонажи спорят на равных, а он позволяет им это делать. Чтобы лучше услышать эту полифонию, попробуйте разыграть экспромтные мини-спектакли, импровизированные диалоги персонажей. Один ученик берет на себя роль Базарова, другой, к примеру, Павла Петровича, они оба выходят к доске и начинают вести беседу так, как вели бы герои романа. Не нужно повторять текст из романа — важнее постараться высказать такие мысли, которые пришли бы в голову именно этим героям. Беседовать можно о чем угодно, важно соблюсти целостность образов.
Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым
. Эти знаменитые споры в 6-й главе, где как бы сталкиваются два лагеря, высказывается две противоположные философские доктрины. Есть риск подать их очень однобоко: один за прошлое, другой за будущее, и так далее. Но если «посидеть» на них подольше и разобраться по существу, ученики сами смогут прийти к мысли: ни одна сторона не выдерживает реальных аргументов против, не отвечает на вопросы. Это разговор двух глухих, каждый из которых замкнулся в своей убежденности и совершенно не слышит другого. Это невероятно актуальная для наших дней ситуация. Неплохо было бы попробовать смоделировать такой разговор между этими двумя героями, чтобы диалог между ними все-таки состоялся.
Любовные линии
. Их в романе четыре, и одна из них — автобиографическая: о любви Тургенева к крепостной девушке и их дочери Полине, которая воспитывалась впоследствии в доме Полины Виардо. Писатель позволил Кирсанову сделать то, чего не сделал сам — забыть об этических предрассудках, вопреки угрозам матери жениться на любимой женщине и счастливо растить своего ребенка вместе с ней. Вторая любовная линия — классическая тургеневская история любви Павла Петровича с княгиней Р. Эта княгиня — роковая тургеневская женщина, с роковой судьбой, любимый тип женщин для самого Тургенева. У публициста Дмитрия Быкова есть версия, что княгина Р. — это Россия, сильная и необузданная, которая любящего мужчину отвергает и чурается. Можно проработать и эту версию в классе. Любовная линия Базарова и Одинцовой — печальная, так как Базаров не позволяет проявить себя в любви. Здесь тоже можно найти отголоски автопортрета писателя: Тургенев много раз собирался жениться, но в последний момент что-то его останавливало. Наконец, линия Кати и Аркаши Кирсанова — самая беспроблемная, заурядная, однако дарящая много любви и мало проблем.
О чем поговорить на классном часе?
«Отцы и дети» — роман о конфликте поколений. Однако, похоже, сегодня в моде бесконфликтность: молодежь дружит с мамами и папами, воспроизводит их схемы поведения, послушно делает то, что говорят. И отцы, и дети дружелюбны и снисходительны друг к другу, у них нет желания доказать, поставить на место, перевернуть мир своим гениальным открытием. Как вы считаете, почему это происходит? Почему среди старшеклассников сегодня так сложно встретить хоть одного подлинного Базарова? Нужны ли вообще такие Базаровы сегодня, нужно ли обществу больше Базаровых, или без них все-таки стабильнее и спокойнее?
Что разобрать с «продвинутыми» учениками?
Читая финальные страницы романа, мы можем усмотреть в последних днях Базарова сходство с еще одним персонажем — Дон Кихотом. Точно так же в конце герой явно разочаровывается в своих убеждениях, чувствует, что все было словно бы напрасно, что мир не изменить волей одного человека, каким бы он ни был.
10 января 1860 года Тургенев произнес речь на публичном чтении в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым. В сборники она вошла под названием «Гамлет и Дон-Кихот». Роман «Отцы и дети» еще не написан, однако речь содержит его предсказание и предвосхищение. Коротко, основная ее идея такова: есть два основных типа людей, по-разному относящихся к своему идеалу. «Гамлеты» — представляют эгоизм и безверие. По словам Тургенева, Гамлет «вечно носится сам с собой, к себе возвращается, потому что не находит, к чему прилепиться душою». Они не верят ни в себя, ни в жизнь, хотя и привязаны к ней — а для дела нужна воля, для дела нужна мысль. «Дон-Кихоты» — это, напротив, бесстрашные, горящие верой, умеющие верить идеалу и терпеливо служить ему. Это энтузиасты, которые время от времени появляются в нашем обществе и готовы перевернуть землю одной лишь собственной волей и верой в свои идеалы. Главное, что для Тургенева самое ценное не в результате, а в устремлении: «Главное дело в искренности и силе самого убежденья… а результат — в руке судеб». Иными словами, у Дон-Кихота что-то хотя бы может получиться, а у Гамлета ничего получиться в принципе не может, так как он ни в чем не уверен и может только бездействовать.
По УМК Б. Ланина, школьники впервые читают статью Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот» в 9 классе, а затем возвращаются к ней, читая в 10 классе роман «Отцы и дети». Благодаря подробному разбору основных идей писателя, ученики могут более глубоко изучить аналогии Базарова с рядом других персонажей, которых их же современники считали «потерянными, ненужными людьми».
Что можно сделать в классе
? Во-первых, выборочно почитать текст речи с заинтересованными учениками. Во-вторых, припомнить всех героев, которых хочется отнести к Гамлетам и к Дон-Кихотам. Затем — поместить в этот перечень Базарова и обосновать, почему он оказался именно с теми или с этими. Наконец — рассмотреть всех найденных «Дон-Кихотов» — возможно, это будет Чацкий, Кандид, Мышкин, Мюнхгаузен, многие другие — и найти между ними нечто общее. Попробуйте порассуждать, как часто удается такому Дон-Кихоту изменить мир — и трагично ли это? Нужно ли, чтобы всякий раз действующий Дон-Кихот побеждал рефлексирующего Гамлета?
Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе
В книгу включены повести, рассказы и стихотворения в прозе И. С. Тургенева, комментарии и литературно-критические статьи об этих произведениях.
Купить
Композиция
Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.
Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.
Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.
Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.
Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.
🗹