Сочинение Особенности композиции романа Герой нашего времени
Первый роман, который можно назвать поистине лирико-психологическим произведением, появился в истории русской классической литературы в девятнадцатом веке. Его создателем был Михаил Юрьевич Лермонтов, а сам роман «Герой нашего времени», созданный в девятнадцатом веке, можно структурно разделить на пять частей. Все эпизоды романа являются полноценными художественными произведениями, которые объединяет между собой образ Григория Печорина, фигурирующего в каждом из них. Однако просто невозможно не почувствовать то, что «Герой нашего времени» — это не только лишь сборник из нескольких произведений, это завершённое целостное произведение, несмотря на его особенную композицию.
Очевидно, что Лермонтов в своём романе стремился осознанно нарушить хронологию повествования. Эта деталь является ещё одним очень важным моментом, на который невозможно не обратить внимания при анализе композиции произведения. Я полагаю, что подобный приём нарушения хронологии был использован для того, чтобы постепенно и наиболее полно открыть читателям образ Печорина. В самом начале романа, особенно в самых первых главах, мы можем видеть Григория Александровича Печорина как человека довольно легкомысленного и несерьёзного, у нас формируется не самое хорошее впечатление о нём, но, разумеется, это мнение создаётся лишь на основе рассказов Максима Максимыча о герое.
Однако с течением повествования нам открывается новая сторона Печорина – глубоко психологическая. На помощь приходят его дневники, в которых герой предстаёт перед читателями таким, какой он есть на самом деле – несколько неуверенным в себе, сомневающимся, вдохновляющимся и разочаровывающимся. Невозможно не заметить факт того, что Григорий Александрович очень умён и наблюдателен, он действительно чрезвычайно интересный человек, однако негативные черты его характера способны перечеркнуть всё положительное впечатление.
Я полагаю, что композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени» несколько напоминает центральную фигуру произведения, Григория Печорина. Отсутствие строгого хронологического порядка повествования, пять повестей, объединённых в один роман – всё это неслучайно, ведь таким же неоднозначным и загадочным является и сам Печорин. Для того чтобы лучше понять образ и глубину главного героя, необходимо, прежде всего, очень глубоко понять само произведение «Герой нашего времени», а без детального анализа композиции романа это не является возможным.
Композиция романа Герой нашего времени
«Героя нашего времени» можно охарактеризовать, как социально-психологический роман. М.Ю.Лермонтов в своем произведении показывает читателю эпоху смены идеалов в русской истории. Григория Печорина (как и самого автора) можно отнести к так называемому «потерянному поколению», так как после декабристского восстания, потерпевшего крах, общество еще не обрело новых идеалов и целей.
На протяжении всего произведения читателю раскрывается характер Печорина, и композиция романа служит решению этой художественной задачи.
В «Герое нашего времени» нет традиционного композиционного членения текста. Отсутствует экспозиция, так как читателю мало известно о жизни главного героя до его приезда на Кавказ. Так же нет и завязки, а действие представлено рядом эпизодов, рассказывающих о жизни Печорина. Соединение нескольких сюжетных линий образует полифоническую структуру романа, который состоит из пяти отдельных повестей. Именно поэтому читатель видит в произведении одновременно пять кульминаций. Развязкой романа можно считать момент смерти Печорина, когда главный герой умирает, возвращаясь из Персии. Таким образом, можно отметить, что общая сюжетная линия состоит только из кульминаций и развязки. Но интересен тот факт, что в каждой повести в отдельности можно отметить наличие традиционного композиционного членения текста. Возьмем, к примеру, первую часть романа «Бэла», в которой завязкой повести является разговор брата Бэлы и Казбича, о котором случайно узнает Печорин. Прямой экспозицией выступает момент знакомства офицера-рассказчика с отставным штабс-капитаном Максимом Максимовичем. Кульминацией становится сцена похищения Печориным Бэлы. А развязкой выступает смерть Бэлы от рук влюбленного в нее Казбича, разум которого был затуманен ревностью и желанием мести.
Первое, что бросается в глаза читателю — это нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Именно поэтому развязка находится в середине текста. Таким образом, автор постепенно раскрывал характер главного героя. Сначала читатели увидели его глазами офицера-рассказчика и Максима Максимовича, а затем познакомились с дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.
Композиция «Героя нашего времени» уникальна еще и тем, что Лермонтов дает характеристику своего героя в моменты пиковых жизненных переживаний, таких как случай с контрабандистами, дуэль с бывшим товарищем Грушницким, схватка с пьяным казаком-убийцей Вулича.
В романе «Герой нашего времени» прослеживается прием кольцевой композиции, так как мы встречаем Печорина в крепости, где он служил с Максимом Максимовичем, и там же мы видим героя в последний раз перед отъездом в Персию. Характерно и то, что в начале и в конце романа присутствуют два героя — Печорин и Максим Максимович. Так же в произведении мы встречаем другие композиционные приемы, такие как роман в романе — это дневник главного героя. Еще одним приемом является умолчание, а именно, рассказ о некоторой истории, после которой Печорин был сослан на Кавказ. Наблюдается и ретроспекция, когда главный герой встречает свою давнюю возлюбленную Веру.
Стоит отметить, что композиция романа «Герой нашего времени» интересна, необычна и несет в себе много новаторства.
Вариант 2
Роман «Герой нашего времени» уникален тем, что это единственный законченный роман М. Ю. Лермонтова о жизни светского общества. Поэт несколько раз обращался к теме трагедии незаурядного человека в условиях России 19-го века, но эти опыты остались незавершенными.
В романе Лермонтов поставил перед современниками «зеркало», в котором показал портрет поколения последекабристского времени, создал образ типичного представителя эпохи, и при этом попытался психологически достоверно объяснить особенности натуры главного героя. Именно поэтому композиция романа так отличается от произведений других романистов.
Роман состоит из четырех самостоятельных повестей и одного рассказа. «Бэла», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» даже были напечатаны до выхода всего романа, и вызвали упреки читателей. Рассказ «Максим Максимыч» сюжетно понятным становится только при прочтении всего романа. Все произведения объединяются одним главным героем — «героем нашего времени» — Григорием Александровичем Печориным. Все части романа представлены в разных жанрах – путевые заметки, романтическая новелла, психологическая повесть, рассказ.
Интересно и то, что узнаем мы о центральном герое из разных источников: от лица автора – путешествующего офицера, от лица Максима Максимыча и от лица главного героя из его дневника. Необычным является и то, что нарушено хронологическое течение сюжета, не сразу становится ясен порядок событий в жизни героя. Но Лермонтов и не стремился описывать биографию, а хотел как можно ярче раскрыть противоречивый характер своего героя. Узнаем мы о нем впервые из рассказа скромного пожилого офицера Максима Максимыча, которому нравится Печорин, но он не способен понять сложную натуру своего подчиненного. Затем автор повествует нам о встрече с этим человеком, рисует его портрет и описывает свое впечатление от Печорина.
Натура главного героя становится понятнее, ведь автор близок Печорину по возрасту и воспитанию. Далее уже сам Печорин рассказывает читателям о себе, откровенно поверяет свои мысли, душевные метания. Мы узнаем о его страстной любви к Вере, о невозможности проявить свои способности. Он анализирует себя, выставляет напоказ свои пороки. Разочарование в жизни, равнодушие к своей судьбе приводят его к пренебрежению к чувствам других людей.
От главы к главе натура главного героя становится ярче, он как будто выступает из темноты, раскрывается навстречу читателю. Именно к этому и стремился Лермонтов – показать читателям представителя поколения – человека умного, яркого, наделенного и достоинствами и недостатками, но, к несчастью для себя и других, сумевшего реализовать только свои пороки.
Герой нашего времени — особенности композиции
Такое произведение считается первым современным романом в нашей литературе XIX века. Автор отметил, что он занимается анализом души. Отмечают конкретную структуру романа. В творчестве отражены повести с общим действующим лицом.
Лермонтов отдельно выпускал свои творения. Все повести считаются целыми произведениями, обладая сюжетной линией. Сначала появилась повесть «Тамань», потом – «Фаталист», не забывайте о создании ряда повестей, соединяя их в роман. Первостепенной целью автор отмечает душевные качества героя, конкретного человека начала XIX века. Автор произведения относился к поколению молодёжи, которая не проявила свои таланты для улучшения жизни в стране. Юность поэта проходила в обстановке ликвидации народных волнений. В результате разрушены стремления улучшить жизнь в стране. Следствие таких событий считают появление героя Печорина.
При создании произведения автор три раза совершенствовал работу, переставляя главы. После всех изменений главы находятся в такой последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются мысли героя, а в повести «Фаталист» он завершается. Поэтому автор организовал свой замысел.
В романе отмечают два предисловия, содержащие мнения разных людей. Одно отмечено для романа, а другое адресовано дневнику Печорина. Дневник относится к определённым жанрам. Путевые заметки составляют структуру романа. Герои живут и демонстрируют свои душевные качества.
Отдельные творения обладают сюжетной линией. В романе автор употребляет своеобразная композиция. Начинает он с середины событий, но потом получаем смерть героя. После события отмечают от их начала к середине. Ещё следует отметить, что события произведения начинаются в крепости и в ней заканчиваются. Хотя Печорин покидает крепость, а потом отправляется в Персию, но он приходит в крепость. Лермонтов выстраивает части романа, которые находятся в противоречии. В первой части герой виден со стороны, а во второй части отмечают внутренне содержание героя. Внешность героя отличается конкретными чертами. Автор предоставляет героя, рассматривая его душевные качества. В «Бэле» о нём говорит Максим Максимыч – замечательный человек. Для него Печорин – тайна с несколькими замками. Дальнейшие повести раскрывают душевные качества героя. Записи Печорина – истина о герое.
🗹