Иван Гончаров, «Обыкновенная история»: краткое содержание, главные герои, история создания

Классические произведения всегда считаются лучшими публикациями для чтения. Они не только проверены годами, но и поднимают сложные, жизненно важные вопросы, которые актуальны в любые времена. В классической литературе мы находим самих себя, она заставляет нас задуматься о своем характере, образе мыслей, поведении и мышлении.

Именно таким образчиком классической литературы и является “Обыкновенная история” Гончарова, краткому содержанию которой и будет посвящена наша статья. Что это за произведение? В чем его суть и смысл? Какова психологическая проблема “Обыкновенной истории” Гончарова? Давайте узнаем.

Но перед тем, как лучше узнать произведение, давайте познакомимся с его автором.

И. А. Гончаров

Создатель “Обыкновенной истории” — Иван Александрович Гончаров – родился в 1812 году, в семье именитых и богатых купцов. С раннего детства мальчик вел беззаботную пресыщенную жизнь – погреба и амбары были переполнены всевозможной провизией и сластями, в сундуках складывались золотые, хозяевам прислуживала дворня.

гончаров обыкновенная история краткое содержание

В семь лет Ваня потерял отца. Его опекуном и воспитателем стал крестный Трегубов, добрый и просвещенный человек, моряк по профессии. Вначале он обучал ребенка сам, затем отдал его в училище в Москве.

Восемь лет обучения помогли Ивану стать более зрелым и осведомленным, он пристрастился к чтению, сам захотел писать. Его идеалами становятся Пушкин и Карамзин, именно на них будущий писатель хочет равняться, именно им стремится подражать.

В девятнадцать лет молодой Иван Гончаров поступает в столичный университет на факультет словесности. Здесь он знакомится с Белинским, Аксаковым, Лермонтовым, Тургеневым. Такие талантливые, глубокомыслящие друзья и товарищи оставляют неизгладимый след в открытой душе юноши.

Он много размышляет о смысле жизни и вечных ценностях, литературе и искусстве, жизни народа и нравах дворянства.

Окончив университет, молодой Иван Гончаров получает хорошую государственную должность, однако продолжает вращаться в литературных кругах Петербурга. Здесь он близко сходится с живописцем Николаем Майковым и его писательницей-супругой. У них знакомится с представителями культурной жизни столицы – поэтами, художниками, музыкантами…

Продолжая трудиться на государственном поприще, занимая ответственные должности и важные посты, Иван Александрович начинает писать. Его первым произведением становится “Обыкновенная история”, последующими – знаменитые до сих пор “Обломов” и “Обрыв”.

Чем примечательна первая книга Гончарова “Обыкновенная история”?

Список литературы

  1. Биография И.А. Гончарова.

https://www.litra.ru/biography/get/wrid/00063101184773068171/ Дата обращения 25.09.2015

  1. Белинский В.Г.Взгляд на русскую литературу 1847 года // Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников / Ред., предисл. и коммент. С. И. Машинского. — М.: Гос. издат. худож. лит., 1952. — С. 385—388.
  2. Белинский В.Г. Письмо к В.П. Боткину от 17.03.1847 https://feb-web.ru/feb/gonchar/alg-abc/alg-026-.htm Дата обращения 15.10.2015
  3. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель. 224 с.
  4. Гончаров И. А. Лучше поздно, чем никогда: (Критические заметки) // Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952—1955. Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. —1955. — С. 64—113.
  5. Гончаров И.А. Обыкновенная история. М.: Современник, 1983. 288 с.
  6. Гончаров И.А. Письмо А.А. Краевскому от 12.05.1848 https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gs0/gs8/gs8-240-.htm Дата обращения 02.11.2015
  7. Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров и русский романтизм 20-30-х годов // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1975. — Т. 34. № 4. — С. 304—316.
  8. Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. — СПб.: Пушкинский фонд, 1997. — 492 с.
  9. Лотман Ю. М. И. А. Гончаров // История русской литературы: В 4 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. — Т. 3: Расцвет реализма. — С. 160—202.
  10. Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров — романист и художник. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — 175 с.
  11. Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте / С.-Петербург. ун-т. — СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994. — 169 с.
  12. Постнов О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. — Новосибирск: «Наука». Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. — 240 с.
  13. Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Изд-во АН СССР, 1950. — 492 с.

Как писалось произведение

История создания “Обыкновенной истории” Гончарова охватывает довольно продолжительный период времени. Вообще он творил очень медленно и не спеша, детально обдумывая каждый росчерк и каждую мысль, стараясь постигнуть не только глубину характеров своих героев, но и историческое время, в которое жил и которое описывал.

“Обыкновенная история” Гончарова (краткое содержание ее будет подано чуть ниже) была задумана автором еще в 1944 году. Последующие два года он трудился над своим творением, как всегда сосредоточенно отрабатывая каждое предложение, анализируя каждую ситуацию и каждую реплику героя.

Несколько раз писатель дорабатывал свое произведение. В 1945 году, после прочтения набросков в семье Майковых, он внес некоторые изменения в рукопись, прислушавшись к дельным советам хозяина дома. Затем он корректировал сочинение непосредственно перед его изданием.

Новое время… Новые персонажи

Жизнь ускорилось. Страна менялась… Подтолкнула писателя к переосмыслению современности смерть Пушкина, который был кумиром его молодости. Гибель его он оплакивал «как смерть родной матери». Новую книгу задумал молодой Гончаров. «Обыкновенная история» — так называется первый роман начинающего автора. Замысел был грандиозным, и его было трудно недооценить. Объективно был востребован новый роман великой русской литературы XIX века, следующий после пушкинского и лермонтовского! Иван Александрович, работая над книгой, проявил должную проницательность, снабдив свое творение прогрессивной проблематикой, идейностью, противоборством взглядов. Писатель чувствовал: не может далее Евгений Онегин, «лишний человек» в своем Отечестве, отражать реалии развития. Не по силам это было и Печорину.
О людях новой формации решил писать в романе «Обыкновенная история» Гончаров. История создания произведения эволюционна. Следует заметить, что это был первый роман Гончарова. Перед изданием он его читал в семействе Майковых. Затем внес правки, предложенные Валерианом Майковым. И лишь когда произведение восторженно одобрил Белинский, Иван Александрович свой роман издал. Современники, воодушевленные российским литературным критиком №1 (Белинским), охотно покупали новую книгу с надписью на обложке «Гончаров «Обыкновенная история».

Краткое содержание по главам, изложенное нами в данной статье, определено структурой романа, содержащей две части и эпилог.

История издания

Как был напечатан роман Гончарова “Обыкновенная история”? Вначале рукопись была доверена автором литературному меценату Языкову, однако тот счел произведение малозначительным и тривиальным и не захотел его показывать знаменитому критику Виссариону Белинскому.

Если бы не Николай Некрасов, который забрал рукопись у Языкова и показал Виссариону Григорьевичу, мир, возможно, не увидел бы произведение напечатанным.

Роман пришелся критику по вкусу. Он увидел в нем современное и актуальное веяние, а также тонкий психологизм и художественный реализм. В 1947 году произведение было куплено у Гончарова (за двести рублей за каждый лист) и напечатано в журнале “Современник”.

Каков же сюжет “Обыкновенной истории” Гончарова, так заинтересовавшей знаменитых литераторов того времени?

Начало повествования

Краткое содержание “Обыкновенной истории” Гончарова следует начать с описания отъезда молодого небогатого помещика Александра Федоровича, единственного сына добросердечной барыни Анны Павловны. Саша – симпатичный двадцатилетний романтик, только что окончивший университет. Он горит желанием послужить Отечеству, найти свою дорогу в жизни и пройти по ней рука об руку с нежной и доброй девушкой. Александр Федорович имеет много талантов, пишет стихи, он ожидает, что в Петербурге его ждет счастье и любовь.

обыкновенная история гончаров анализ

В родной деревне молодой человек оставляет влюбленную в него соседскую барышню Соню, девушку искреннюю и чистую. Та дарит ему на память локон и обещает ждать.

Чтобы проститься с Сашей, приезжает его друг Александр Поспелов, специально проскакавший ради этого более ста пятидесяти километров. Молодые люди с теплотой вспоминают свои задушевные беседы о любви, верности и служении отечеству.

Встреча с дядей

В столице Адуев приезжает к своему родному дяде по отцу, Петру Ивановичу, влиятельному чиновнику и зажиточному фабриканту. Однако тот поначалу даже не хочет принять племянника. Однако вспомнив, как добра была к нему Анна Павловна, Адуев-старший встречается с молодым человеком, но ведет себя сдержанно и холодно.

Саше непонятна бесчувственность дяди, ему не по себе от городской церемонности и безразличия. Гуляя по Петербургу, юноша разочаровывается в столице. Ему не хватает девственной природы, бескрайних просторов, добродушия и приветливости знакомых.

Между тем Петр Иванович собирается учить племянника уму-разуму. Он запрещает ему проявлять свои искренние чувства и эмоции, велит забыть Сонюшку и даже выкидывает ее подарки. Дядя находит Александру хорошо оплачиваемую, но нудную работу, и побуждает молодого человека забросить поэзию и литературу, как занятие малоприбыльное и глупое.

сюжет обыкновенной истории гончарова

Спустя два года

Что происходит с главными героями “Обыкновенной истории” Гончарова через этот небольшой промежуток времени?

Александр стал более городским и важным. Он продолжает работать в одном из государственных департаментов, дополнительно переводит статьи и время от времени пишет стихи или рассказы.

Оказывается, молодой человек влюблен в юную девушку Надю, которая отвечает ему нежностью и взаимностью. Однако дядя осуждает их романтические отношения, утверждая, что для брака любовь не нужна.

Первые трудности

Представляем вам описание первых трудностей, с которыми столкнулся юноша, их краткое содержание. «Обыкновенная история» Гончарова по главам продолжает свое повествование. Первые неприятности у героя были следующие. Дядя не дает ему обнять себя, указывает комнату, которую можно снять, вместо того чтобы пригласить жить к себе. Это нагоняет тоску на эмоционального и экзальтированного Александра, который привык к искренним излияниям и дружескому расположению. Романтическое отношение юноши к жизни в глазах Петра Ивановича совершенно неприемлемо. Он высмеивает манеру племянника выражаться романтическими штампами, выбрасывает волосы и колечко Софьи, а стихами, которыми так гордился молодой человек, обклеивает стену. Петр Иванович постепенно спускает Александра с небес на землю, определяет его на службу. Племянник мечтает о головокружительной карьере, крайне расплывчато представляя себе ее. Он говорит об этом дяде, о своих проектах, которые, по мнению последнего, или уже исполнены, или их вовсе не нужно делать. Зная о том, что молодой человек мечтает стать писателем, дядя подыскивает ему переводы для одного сельскохозяйственного журнала.

Любовь и предательство

Целые вечера проводит влюбленный на даче у своей возлюбленной. Наденька воспитывается одной матерью, растет изнеженной и ветреной барышней. Она просит у Александра год, чтобы проверить свои чувства и воссоединиться вместе в счастливом браке.

И вот тогда, когда назначенное время приближается, на горизонте юной барышни появляется другой человек – утонченный, богатый, именитый граф Новинский. Надя увлекается им и мало уделяет внимания Адуеву.

гончаров обыкновенная история проблемы

Тот, терзаемый ревностью, ведет себя вызывающе и по отношению к возлюбленной, и по отношению к счастливому сопернику. Со временем девушка отказывает Александру.

Для него это стало тяжелым ударом. Он бесшумно рыдает и тоскует по своему утраченному счастью. Дядя не понимает чувств юноши и, видя, что тот хочет вызвать графа на поединок, советует ему отомстить другим, более изощренным образом. Лишь тетя – молодая жена Адуева-старшего жалеет Сашу в его неразделенной любви.

Прошло двенадцать месяцев

Александр по-прежнему страдает от Надиного отказа. Он теряет смысл в жизни, теряет веру в людей, ему кажется, что его окружают беспринципные злые невежды. Находя радость в сочинительстве, молодой человек целыми днями пишет повесть, но Петр Иванович критикует ее и доказывает племяннику, что ее никто не будет публиковать. Так и есть. Журнал отказывает печатать произведение, и молодой Адуев разочаровывается в своем таланте и своих способностях.

Лизавета Александровна, жена Адуева-старшего, страдает от его холодности и отчужденности. Ей тягостно, что муж заботится о ее комфорте, забывая при этом о ее сердце и чувствах.

Краткий анализ

В этом произведении каждый человек на всех этапах жизни и развития найдет для себя нужный урок. В деловой атмосфере смешны сентиментальность и наивность Александра Адуева. Пафос его фальшив, а представления о жизни и возвышенность речей далеки от реальности. Однако и дядюшку нельзя назвать идеалом: уважаемый человек, заводчик, он боится живого чувства и слишком далеко заходит в своем практицизме. Он оказывается неспособен проявить теплые чувства к жене, что приводит к ее нервному расстройству. В поучениях этого героя много иронии, а племянник, будучи простым, бесхитростным человеком, слишком прямо их принимает.

Александр Адуев, лишившись былых фальшивых идеалов, не приобретает других, подлинных. Он просто-напросто превращается в расчетливого пошляка. Гончаров иронизирует по поводу того, что подобный путь далеко не исключение. Исчезают юношеские идеалы — это обыкновенная история. Мало людей могут противостоять давлению на их душу и разум крупного города и буржуазного общества. В конце произведения циничный дядюшка намного человечнее своего ученика-племянника. Александр стал деловым человеком, для которого имеют значение лишь деньги и карьера. А город поджидает новых жертв — неискушенных и наивных.

Красавица-вдовушка

Юлия Тафаева – молодая женщина, рано овдовевшая, становится причиной беспокойства Петра Ивановича о своем компаньоне. Тот влюбился в девушку и тратит на нее все деньги. Поэтому дядя просит Александра поиграть с вдовой в любовь, чтобы отвлечь ее от своего партнера.

Адуев-младший сомневается в своем успехе, но приударяет за красивой вдовой. Сам того не замечая, он влюбляется в опытную женщину и, как оказывается, взаимно.

Молодые люди очень схожи. Они оба хотят нежности, бурных проявлений любви, всепоглощающей страсти. В своих чувствах они ищут уединения и желают принадлежать друг другу безраздельно.

Но такое зависимое состояние, омраченное постоянной ревностью и неудержимостью возлюбленной, надоедают Александру. Он теряет к Юлии интерес, а та настаивает на женитьбе.

гончаров обыкновенная история характеристика героев

Дядя помогает молодым людям объясниться и освобождает племянника от докучающих ему отношений.

Рецензии на книгу «Обыкновенная история» Иван Гончаров

В войне идеалистов и прагматиков побеждает… жизнь

В этот раз у нас с Гончаровым
удивительно сложилось. Вспоминаю, как «не шел» он у меня в школе, как не хотел мне поддаваться «Обломов», аж тоска берет. А вот
«Обыкновенную историю»
я прослушала с большим удовольствием.

Она и правда «обыкновенная», в том смысле, что все в ней идет предсказуемо, так, как оно и должно было бы быть. Вся она полностью вытекает из характера и воспитания главного героя. Но при этом совершенно не скучно, в книгу погружаешься полностью, герой обретает реальные черты. Невозможно удержаться от того, чтобы не вести с ним мысленные диалоги, спорить, слушать, соглашаться или не соглашаться

. И от того книга становится особенно ценной, несмотря на всю свою «обыкновенность».

Это книга из тех, что вызывают во мне, что называется, «брожение мысли», желание посмотреть на ситуацию так и этак, привести примеры, подумать, порассуждать, изучить героев и проникнуться их мировоззрением, чтобы лучше понять, спроецировать на себя… а потому заранее прошу у всех прощения, если рецензия снова размером будет скорее напоминать простыню.

Молодой человек приезжает покорять столицу – что же тут необыкновенного? Немало их приезжает, без знаний и опыта, зато почему-то непременно с уверенностью, что им открыты все пути, что они с легкостью добьются успеха и переделают весь мир? (Правда, мне настолько яркие представители этого типа людей не встречались, но легко могу себе представить, что они существуют). Ключевое тут — «с легкостью». Потому что наш молодой человек, с одной стороны, уверен, что мир состоит исключительно из добрых и прекрасных людей и великих дел, а с другой стороны – что он сам предназначен исключительно для этих самых великих и прекрасных дел, которые он начнет совершать ну вот прям с порога. Стоит только уехать от маменьки и ее гиперопеки, вырваться из рутинной, хотя и приятной жизни в родной деревне.

Таков вот Александр Адуев

, главный герой романа
Ивана Гончарова
. Ему двадцать лет, он чувствует в себе призвание к чему-нибудь великому, хочет уехать покорять вершины. Не знает, правда, какие именно, но бродят в нем какие-то
неясные стремления
, которые непременно нужно реализовать. Ко всему прочему, он еще крайне доверчив и наивен, видит во всем и во всех исключительно хорошее и ни от кого не ждет подвоха. Это-то само по себе могло быть и неплохо, ведь проистекает от того, что он вырос в такой среде, где этого самого подвоха ждать было решительно неоткуда. Все его любили, окружали заботой. Выполняли малейшее желание.
А вот это уже хуже
. Потому что юный Александр избалован и инфантилен. Он, конечно, не требует с воплями от всех исполнения его требований и прихотей, нет. Но он неосознанно ждет от окружающих, что они будут делать то, что ему приятно. Просто потому, что они же
«хорошие и порядочные люди»
и потому, что он привык к такому к себе отношению.

Столкнувшись же с отношением другим, не восторженным обожанием, когда ради него люди бросают все дела и кидаются с объятиями и поцелуями, попутно поднимая суматоху насчет того, куда бы его посадить и чем накормить, а обычным дружелюбием и сдержанным доброжелательством, он принимает его за холодность, чувствует себя обманутым и одиноким.

В полной неподготовленности Александра

к жизни большую роль сыграло материнское воспитание. Конечно же, любая мать старается оградить ребенка от невзгод, но когда это принимает настолько гипертрофированные формы, как это описано в романе, результат бывает печальным. Разве не лучше набить мелких шишек к детстве, чтобы обрасти какой-никакой защитной оболочкой, чем когда вот такой двадцатилетний «ребенок» вдруг выходит из своей «теплицы» и резко сталкивается с жизнью?

Гораздо более беды для него было в том, что мать его, при всей своей нежности, не могла дать ему настоящего взгляда на жизнь и не приготовила его на борьбу с тем, что ожидало его и ожидает всякого впереди. Но для этого нужно было искусную руку, тонкий ум и запас большой опытности, не ограниченной тесным деревенским горизонтом. Нужно было даже поменьше любить его, не думать за него ежеминутно, не отводить от него каждую заботу и неприятность, не плакать и не страдать вместо его и в детстве, чтоб дать ему самому почувствовать приближение грозы, справиться с своими силами и подумать о своей судьбе – словом, узнать, что он мужчина.

Ведь, если разобраться строго, ничего с ним особенного не произошло

, что можно было бы назвать громкими словами
«я все видел, все испытал»
. Он не оказался на улице без денег и документов, не попал в незнакомый город без единого человека, к которому можно было бы обратиться за помощью, его не оскорбляли, не избивали, ему не изменяли (настаиваю на этом, ибо то, что произошло, изменой можно назвать только с большой натяжкой), его не предавал близкий человек, он не потерял родных и друзей. Ничего, повторяю, особенного с ним не случилось.

Совсем напротив: дядя, которому он свалился, как снег на голову (как по мне, так если 17 лет не общаться с родственником, скажите спасибо и за такой прием, тем более, что для того приезд племянника был полнейшей неожиданностью. Не знаю, кто как, а я тоже с трудом могу представить, что на месте дяди кинулась бы целовать и обнимать нежданного гостя. Ну не все склонны к бурным проявлением чувств, особенно, если им и взяться-то еще неоткуда было, и, думается мне, имеют на это полное право)

, помог ему найти квартиру, устроил на работу, предлагал всяческую помощь. Жена дяди помогала утешением и советами. У него были деньги
(да-да, я, презренная материалистка, настаиваю, что это важно, хотя страдать нисколько не мешает)
и возможность, помимо службы, заниматься тем, к чему лежала душа. Да, конечно, мир оказался не столь радужным, как представлял его
Адуев
, но, в его случае, не таким уж и мрачным.
Обыкновенным
.

Александр же видит все совсем иначе.

Дядя

слишком холоден с ним, слишком прагматичен и не разделяет идеалов племянника. Согласна, это может быть очень обидно, когда тебя сходу осаживают в лучших устремлениях и самых искренних душевных порывах. Наверное, каждому человеку знакомо это чувство. Но тут ведь, как и везде, палка о двух концах. С одной стороны, можно быть и помягче (дяде). А с другой, ну нельзя ведь (племяннику) быть таким чувствительным, нужно учиться относиться к таким вещам с юмором или вовсе пропускать их мимо ушей, раз уж прислушаться никак невозможно (да и не нужно в такой момент). И можно сколько угодно рассуждать о том, какой жестокий этот мир, но так или иначе придется принять его таким, каков уж он есть. И начать относиться ко всему проще.

Александр в чем-то максималист

– все или ничего. Или любовь до гроба и дружба до самопожертвования, или ну все это нафиг. В чем-то он прав, конечно, но никак не может принять тот факт, что
все люди разные
. Что не все склонны к «искренним излияниям», и это вовсе не делает их черствыми. Что нет среди них ни абсолютно хороших, ни абсолютно плохих. Да и сам он – далеко не образец совершенства…

Служба

, опять же, для него скучна и бессмысленна, и никак не соответствует его способностям и высоким устремлениям. Допустим. Но что, спрашивается, сделал Александр, чтобы это изменить? Он отчего-то уверен, что человека со способностями и так должны заметить и дать ему что-то интересное, а когда не дают, мир становится в его глазах жестоким и несправедливым. Он не признает мысли, что талант тоже должен много работать, чтобы чего-то достичь. Или вдохновение, или ничего мне не надо, так получается.

Ну, и конечно, любовь

. Это то самое главное разочарование. Тут все, с одной стороны, просто и банально, а с другой – сложно. Первая любовь, непременно «на всю жизнь» и «как никто и никогда».

Я счастлив теперь и благодарю бога; а о том, что будет впереди, и знать не хочу.

А ведь так и должно быть, разве нет? Когда испытываешь сильные положительные эмоции, не хочется ничем их омрачать и никого слушать. Да и зачем? Пусть даже они не могут длиться вечно, почему бы не воспользоваться моментом? Это ведь такие редкие минуты (дни… недели… не суть)

полного и ничем не замутненного счастья, что их нужно ценить, что бы там ни было потом.

– Да! а что сделали? представили мне жизнь в самой безобразной наготе, и в какие лета? когда я должен был понимать её только с светлой стороны. – То есть я старался представить тебе жизнь, как она есть, чтоб ты не забирал себе в голову, чего нет. Я помню, каким ты молодцом приехал из деревни: надо ж было предостеречь тебя, что здесь таким быть нельзя. Я предостерёг тебя, может быть, от многих ошибок и глупостей: если б не я, ты бы их ещё не столько наделал! – Может быть. Но вы только выпустили одно из виду, дядюшка: счастье. Вы забыли, что человек счастлив заблуждениями, мечтами и надеждами; действительность не счастливит…

А потом — первое разочарование, первые страдания. Другой человек, наверное, перенес бы легче. Но Александр

, как человек, склонный к контрастам и сильным впечатлениям, впадает из крайности в крайность. То счастлив до безумия, то видит все исключительно в мрачном свете. То только свет впереди, то «я уже свое отжил».

Тут я, может быть, не совсем в тему, часто вспоминала одну из своих любимых героинь. Та тоже была исключительно эмоциональна, восприимчива, доверчива, переходила от счастливого экстаза к «бездне отчаяния» и так же, как Александр, любила высокопарные слова, потому что лишь они, по ее мнению, могли выразить всю глубину ее чувств. Вот только ее коренное отличие от Саши состояло в том, что она повзрослела. И это не значит – разочаровалась во всем и всех, раз и навсегда заявив, что мир – г***, и ничего хорошего после 25 ждать не приходится. Это значит, что она просто переросла свои юношеские иллюзии. Она не разучилась мечтать и верить в людей! Но она развила чувство юмора, помогающее легче переживать глупые и неприятные ситуации, закалила характер в столкновениях с разными людьми. И еще: она не приобрела привычку поучать других, высокомерно изрекая разные «истины».

Александр

же этим последним сильно грешит. Оо, как же меня раздражают люди, которые
«с высоты прожитых лет»
(в неполные тридцать, епт) разглагольствуют о том, что они уже свое пожили, все повидали и с грустью взирают на «молодых», которые еще настолько наивны, что видят в жизни что-то хорошее. Это и смешно, и грустно, и мерзко как-то.

Тут еще надо заметить, что, хоть Александр и искренен в своих чувствах, но ему не чуждо желание порисоваться, даже перед самим собой (хоть он, конечно же, отверг бы это подозрение с не менее искренним негодованием). Это особенно заметно в его желании искусственно продлить свое страдание, тогда как оно уже притупилось. Как же, ведь он еще недавно с таким пылом и пафосом уверял, что никогда больше не будет счастлив! И вот, прошло время и он уже, если и не счастлив, то уж точно не в «пучине отчаяния». Непорядок, и некоторое время он еще продолжает «играть» и убеждать себя в собственной черной меланхолии…

Беда Александра еще и в том, что он вечно витает в высоких сферах, но редко когда соблаговолит взглянуть вокруг себя

. Самый простейший пример: он рассуждает о высоких чувствах, вечной любви, непреходящих ценностях. Замечательно. Сетует на то, что вот только он один и способен испытывать столь сильные чувства, а весь остальной мир черств и прагматичен. Отлично. Но если спросить у Саши, когда же он, скажем, последний раз интересовался здоровьем собственной матери и не нужно ли ей чем помочь, он, вероятнее всего, не сможет вам ответить. Потому как он мыслит абсолютными категориями: да, конечно, он любит мать, этот вопрос не подлежит обсуждению. Но то, что любовь подразумевает не только высокопарные слова, но и вполне реальные, земные действия, внимание и заботу, ему в голову не приходит.

Что-то мне подсказывает, что если бы его первая любовь к Наденьке

закончилась свадьбой, то ситуация сложилась бы примерно та же самая. Он бы расточал ей комплименты и слова любви, но ровно ничего не замечал бы, если бы с ней что-то происходило. Хотя, может, я и неправа.

Тут показательна его «вторая любовь». Ей ничего не мешало – и что же? Она умерла сама собой, от обыденности и скуки. И где же все рассуждения о вечном и непреходящем? И ведь у него даже не хватает «порядочности» открыто и прямо объясниться, ему проще «потеряться» и потом раздражаться, когда его спрашивают, куда он девался и что случилось. Это что же, закон бумеранга? Вроде как с ним когда-то поступили похожим образом, так теперь и он? Или двойными стандартами живете, батенька? Других судите, а в своем глазу…

Диалоги двух противоположностей – Александра и Петра Адуева – это шедевры, один другого лучше

. Я, честно признаться, во многом на стороне дяди
(ну несентиментальный я человек, прошу понять и простить. Отсюда не следует, что я не способна испытывать какие бы то ни было чувства и «страдать на пустом месте», как мы, люди, это иногда любим, вот только мне отчего-то кажется, что это мои проблемы, а не потому, что это мир такой жестокий. Миру на меня вообще плевать, как и на любого другого человека)
. Александр хотел же искренности, так вот она, получите, распишитесь! Такой правдивой правды вы ни от кого больше не услышите. Да, она горькая и беспощадная, но а чего вы хотели? Сладкой ваты в уши вам всегда найдутся охотники подсунуть, успевай подставлять. Только не принимай потом близко к сердцу, когда правда таки всплывет…

А слова Петра Иваныча

о том, что надо проще говорить – ну золото же. Очень я не люблю все эти пафосные выражения, которыми так грешит Александр. Так хорошо в театре говорить, а в жизни это звучит фальшиво и неестественно. И потому смешно, хоть тот и обижается. И советы дяди насчет сдержанности (
«Закрой клапан, Александр!», меня просто плющило от этой фразы!
)))), ну разве не правильны? Эмоции – это замечательно, но зачем же их изливать на каждого встречного? Зачем расточать их там, где их никто не оценит? Умение сдерживаться – отличное качество, и вовсе не означает черствости и холодности.

— Чувство, дядюшка, просится наружу, требует порыва, излияния… — У меня не просится и не требует, да если б и просилось, так я бы воздержался — и тебе тоже советую. — Зачем же? — А затем, чтоб после, когда рассмотришь поближе человека, которого обнял, не краснеть за свои объятия

Книга полна чудного юмора

. Слушая многие диалоги или просто наблюдая за ситуацией, я нередко посмеивалась себе под нос. Хотя иногда смех был не очень веселый…
Ирония автора
, особенно в речах Адуева-старшего, просто великолепна. Книгу местами просто хочется разобрать на цитаты (что и подтверждает их количество на этом сайте).

В поединке двух противоположностей закономерно не может быть победителя

. Каждый из них получит жизненный урок, и не один, который пошатнет его систему ценностей.

И вот ведь что странно: дядюшка-то, образец разумности и сдержанности, всегда казался куда более человечным (хотя и скрывал это, как мог, хотя и мерял все деньгами), чем тот Александр, которого мы видим в конце. Вот того уже точно, пора на свалку в 35 лет. Печально, однако. Склонность к крайностям даже в этом проявилась…

Нельзя не согласиться с Лизаветой Александровной

в том, что лучше всего было бы
Александру
остаться таким, как в тридцать. Такое замечательное письмо он написал тогда. И казалось, что если он останется вот таким, как в этот момент

не сумасброд, не мечтатель, не разочарованный, не провинциал, а просто человек

то еще сможет прожить хорошую жизнь, сам стать если не счастливым, то близким к этому человеком и, возможно, сделать счастливым кого-то еще. Но нет… По-видимому, это был краткий миг «просветления», очередная теория или идеал, на практике реализовавшийся в то, что мы видим в конце романа.

Депрессия главного героя

Разрыв с Тафаевой не делает молодого мужчину счастливым. Он испытывает огромные сомнения – что-то не так пошло в его жизни. Он раскаивается, что приехал в Петербург, что бросил живописную деревенскую природу и милую Сонюшку.

Однако такое переосмысливание жизни не побуждает главного героя к действиям. Он опускается все ниже и ниже, вяло работает, общается с неприглядной компанией, не посещает дядю.

Петр Иванович старается расшевелить племянника, он взывает к его честолюбию и напоминает о карьере. Затем пытается пробудить в нем прежние романтические порывы, но тот оледенел душой и разочаровался во всем.

В скором времени молодой человек увольняется со службы и уезжает из Петербурга к себе домой, полностью опустошенным и уставшим душой и телом.

Конец произведения

Прошло четыре года после вторичного возвращения Адуева в Петербург. Многое изменилось в семействе его дяди. Достигнув небывалых высот и богатства, Петр Иванович, наконец, понимает, что все это – была мишура, сейчас для него главное – здоровье любимой жены, которая медленно угасает от его холодности и замкнутости. Однако Лизавета Александровна уже потеряла радость в жизни и ей безразличны запоздалые чувства мужа.

гончаров обыкновенная история книга

Совсем по-иному сложилась жизнь Александра. Мать его умерла, а он наконец нашел себя – стал уверенным и довольным, получил хорошую должность и завидный чин. Он собирается жениться на малознакомой девушке с хорошим приданном, которую не любит и даже не уважает. Адуев старший рад за племянника и впервые в жизни обнимает его.

На этом заканчивается краткое содержание “Обыкновенной истории” Гончарова.

Кратковременное обретение себя

Примечательно, что возвратившийся «петербуржец» Адуев-младший уже по-другому, не по-юношески идиллически видит уклад помещичьего хозяйства. Он замечает тяжелый и регулярный крестьянский труд, неустанную заботу маменьки. Александр начинает творчески переосмысливать, что многое из переведенного им по агротехнике в издательстве далеко от практики, и берется за чтение специальной литературы.

Анна Павловна же печалится, что душа сына потеряла прежний пыл, а сам он полысел, пополнел, что его поглотил омут петербуржской жизни. Мама надеется, что пребывание в доме вернет сыну потерянное, однако не дожидается — умирает. К главному герою романа, чья душа очистилась страданиями, приходит понимание истинных ценностей, настоящей веры. Однако на этой духовной высоте ему суждено оставаться вовсе не долго. Александр возвращается в Петербург.

Проблематика романа

Как видим, писатель поднял в своем произведении серьезные психологические вопросы, относящиеся к потаенным душевным порывам и изменчивости человеческого сердца. Анализ “Обыкновенной истории” Гончарова показывает нам, как влияние общества и собственное мировоззрение может кардинально изменить человека, заставить его переступить через себя и свои убеждения, забыть собственные порывы и чаяния.

Приспособившись к окружающей его системе, Адуев превратился из доброго мечтательного человека в жадного карьериста и беспринципного эгоиста. Под конец произведения он даже меняется с дядюшкой местами, так как тот становится более семейным и добродетельным, беспокоясь о здоровье любимой супруги.

Об этом свидетельствует и характеристика героев “Обыкновенной истории” Гончарова.

О мотивации Адуева

обыкновенная история гончаров история создания

То, что Александр Адуев действительно впитал в себя наивные и добрые взгляды на жизнь, взятые из романов, показывает Иван Гончаров. «Обыкновенная история» в эпизодах словоизъяснений Александра содержит цитаты из романов «Зеленая рукопись» (Г. Друино), «Атар-Гюль» (Э. Сю)… С легкой грустью писатель перечисляет все те книги, которыми «переболел» сам в молодости. Потом автор напишет об этом своем произведении, что показывал он в нем «себя и таких же, как он», приехавших в холодный, жесткий, конкурентный Петербург (место, где «делаются карьеры») от «добрых мамочек».

Образы произведения

Если раньше юный Саша предстает перед читателями привлекательным внешне и внутренне, которому невольно симпатизируешь и сочувствуешь, то со временем, переживая разочарования и находясь под влиянием богатого дяди, он превращается в обычного себялюбца, карьериста и притворщика.

Серьезный анализ “Обыкновенной истории” Гончарова приводит читателя к мысли, что в бедах молодого человека, его трагедии и унынии, виноваты не другие, а он сам. Он, который бросил невинную, влюбленную в него Соню и свободную жизнь в деревне, и отправился покорять столицу. Он, который шел на поводу своей слабости, зациклившись на неразделенной любви и собственных чувствах.

Разве плохо быть богатым? Разве плохо иметь высокооплачиваемую должность? Конечно, нет! Это все очень хорошо, если человек остается самим собой, если его сердце чисто, а совесть спокойна. Если он творит добро и думает о чувствах других.

К сожалению, Александр Адуев не смог сохранить непорочность своей души. Однако это, конечно же, совсем обыкновенная история…

В чем заключается «обычность» истории?

Из эпилога мы узнаем, что за четыре года Адуев-младший становится коллежским советником, у него немаленький доход, и он собирается выгодно жениться (его ожидает приданное невесты в триста тысяч рублей да имение в пятьсот душ крепостных).

В семье же дяди произошли противоположные изменения. Адуев-старший приходит в очевидный тупик, куда неминуемо толкает его деловой мир. Ведь вся его жизнь всецело подчинена карьере, предпринимательству, службе. Из-за денежных интересов он полностью отказался от своей индивидуальности, превратил себя в часть единой машины.

гончаров обыкновенная история краткое содержание по главам

Елизавета Александровна потеряла свою романтичность, став спокойной дамой. Она в конце романа превратилась в «домашнее устройство для обеспечения комфорта», не утруждающее супруга эмоциями, заботами и вопросами. Гончаров наглядно показывает, что новое буржуазное общество, точно так же, как и патриархально-феодальное, способно уничтожить личность женщины. Эта метаморфоза неожиданно обеспокоила Петра Ивановича, который желает бросить карьеру надворного советника и уехать с женой из столицы. Он в эпилоге книги бунтует против того общества, проводником интересов которого являлся на протяжении всего романа.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: