- Краткие содержания
- Крылов
- Басня Обоз
В басни Крылова «Обоз» речь идет о двух лошадях. Одна везет обоз, нагруженный различной посудой и домашней утварью. Она очень осторожничает, продумывает каждый свой следующий шаг и вообще ведет себя неуверенно. Конечно, ведь на нее возложена большая ответственность и совершенно не хочется подвести своих хозяев.
За этим продвижением обоза со стороны наблюдает вторая героиня басни. Лошадь, которая смотрит за всем сбоку надсмехается и ерничает. Она бы сама сделала все намного быстрее и проворнее. Все что она может – это высмеивать свою подругу и раздавать ценные на ее взгляд советы. Ситуация меняется и теперь лошадке, которая так много советовала самой приходится впрячься в упряжку. Но что случилось практически сразу же? Обоз покатился на огромной скорости с горы, и резвая героиня басни ничего не могла с этим поделать – все горшки и посуда разбились и раскатились.
Как и во всех баснях, в этой тоже присутствует своя мораль. И она заключается в том, что со стороны давать советы всегда легче. Но когда ты сам оказываешься внутри ситуации, скорее всего ты наделаешь ошибок еще больше. Не стоит быть самонадеянным, пока на своей собственной шкуре не прочувствовал всю тяжесть происходящего.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Виноваты звезды Джон Грин
Шестнадцатилетняя Хейзел Грейс Ланкастер вот уже несколько лет борется с раком щитовидной железы. У девушки начинается депрессия, и она почти перестает выходить на улицу. - Краткое содержание Паустовский Желтый свет
Под желтым светом в очерке Паустовского подразумеваются осенние листья, от которых исходит солнечное сияние. Автор с особым чувством повествует о таинстве, происходящем осенью в природе - Краткое содержание Дикий помещик Салтыков-Щедрин
В рассказе говорится о зажиточном помещике. Больше всего на свете его печалили простые мужики. Получилось так, что его желание исполнилось, и остался он один в своём поместье - Краткое содержание Чехов Дуэль
Рассказ об отношениях молодого человека Ивана Лаевского и замужней даму Надежды Федоровны. Некоторое время тому назад, они бежали на Кавказ, оставив мужа Надежды Федоровны в Петербурге - Краткое содержание Цвейг Письмо незнакомки
Известный писатель Р. разбирает почту и находит конверт без имени отправителя. Внутри большое письмо, написанное женским почерком.
Содержание:
История создания
Басня Крылова с оригинальным сюжетом под названием «Обоз» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества» в октябре 1812 года. Появление ее не было случайным. Он посвятил ее одному интересному эпизоду, связанному с захватом Москвы армией Наполеона. Главнокомандующим тогда был назначен талантливый полководец Кутузов, который, вопреки общественному мнению, не пытался выгнать врага из столицы.
- Мораль басни «Обоз» Крылова, анализ, суть, смысл
Никто не одобрял его спокойствия и неспешной тактики, в том числе и император Александр I. Уклоняясь от прямых военных действий, Кутузов незаметно для всех ослаблял войска противника и бдительность французского военачальника.
Он был уверен, что возьмет французов измором, потому что понимал: суровой русской зимы им не выдержать. И он оказался прав:
- план сработал;
- русская армия одержала победу.
И.А. Крылов изначально был на стороне опытного полководца. Поэт знал, что у Кутузова есть свой хитроумный план, и он обязательно доведет свои действия до конца. Этот жизненный эпизод и стал поводом к сочинению басни «Обоз».
Если говорить о кратком содержании, в ней рассказывается о том, как несколько лошадей на телегах перевозят горшки. Первым идет старый опытный Конь.
Он начинает медленно спускаться с горы, чтобы не разбить посуду. Молодая Лошадь, которая идет следом, смеется над ним, называя трусом и неумехой. Но в результате старый конь сохранил все горшки, а у съехавшей быстро вниз Лошади обоз перевернулся. Басня была прочитана в доме Олениных, и все узнали в умудренном опытом Коне Кутузова, а в молодой Лошади — русского императора.
«Стрекоза и муравей» – пересказ басни
Басня «Стрекоза и муравей» И.А. Крылова, как и все произведения этого направления содержит в себе не только интересный сюжет, но и мораль, обычно написанная в конце. По сюжету стрекоза очень легко относилась ко всему, и в течении долгого лета не озаботилась тем, чтобы сделать себе запасы и устроить жилище на зиму. Ее сосед муравей напротив – трудился все лето не покладая рук, зная что впереди его ждут тяжелые, холодные времена.
Вот прошло лето и стрекоза осознала и ощутила на себе все последствия своей безалаберности. И что же пришлось сделать героине? Конечно же бежать к своему давнему другу и просить его о помощи. Но ведь еще в самом начале басни муравей предупреждал подругу о том, что нужно позаботиться о будущем а не веселиться и танцевать все свободное время.
Так и в жизни встречаются такие люди, которые не хотят задумываться о том, что их ждет впереди. Очень праздно проводя свою жизнь, они сильно удивляются, когда в конце наступают тяжелые времена. Все что они могут – это бежать к другим за помощью. Крылов пытается научить своей басней тому, что нужно всегда быть готовым ко всему, учиться трудолюбию и умению справляться с различными трудностями не за счет других, а исключительно своими силами.
Образы басни Крылова
Анализ басни Крылова «Обоз» на уроке литературы следует начать с выразительного чтения текста по ролям, также можно слушать аудио или поручить кому-то из ребят сделать презентацию. Попутно учащиеся записывают в тетрадь характеристику героев:
- конь — добрый;
- лошадь — молодая.
Молодая Лошадь бранит старого Коня, которого якобы перехвалили, а если бы не она, «таскал бы воду». Автор иронизирует над ее словами, потому что воду возить тоже надо умеючи. Лошадь хвастается: «И возик свой мы не свезем, а скатим!». Итог вышел печальный: воз свалился в канаву, и горшки разбились. Ее ругательства оказываются бессмысленными и никому не нужными.
Если перенести содержание басни на людей, то, изображая доброго Коня, автор имеет в виду Кутузова — умного и опытного полководца.
Лошадь молодая — это император Александр I, который подталкивал командующего на необдуманные действия. Основная идея произведения выражена в последних строках басни, где говорится:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
- Басня Крылова Обоз — история создания
Так напроказишь вдвое хуже.
Здесь явный намек на проигрыш императора в бою при Аустерлице.
Читать краткое описание басни Обоз
Басня Крылова «Обоз» показывает простую в общем-то ситуацию. Два воза с горшками спускают под крутую гору. Один ведет старый умудренный годами конь, второй молодой и горячий конек. Старый конь спускается осторожно, не спеша, а молодой его в это время ругает за медлительность и неаккуратность. Когда же приходит черед спускаться молодому коню, он удивленно понимает, что это дело хитрое, его несет и он вместе с горшками падает в канаву.
Считается, что в основу басни Крылов положил сравнение Кутузова, который очень неторопливо и аккуратно вел военную компанию против французской армии в 1812 году, и Александра 1, который торопился под Аустерлицем и проиграл сражение.
Читать другие басни Крылова. Список произведений
Изобразительные средства
Автор широко использует различные художественные средства.
Повествовательность и основательность изложения событий придают басне инверсии, которых тут немало: «с горшками шел обоз», «кажется в другом ошибкой нам» и другие.
Эпитетов не так много, так как действие описывается очень быстро:
- «Конь добрый»;
- «Конь бедный»;
- «Конь хваленый»;
- «крутая гора».
Применяется очень меткое сравнение: «лепится, как рак». Множество фразеологических оборотов придают повествованию и речи героев яркость и образность. Все хвастливые эмоции Лошади хорошо подчеркивают лексические повторы («левей, левей»), риторические восклицания: «смелей, смелей», «Какой осел!». Кульминацией басни является падение Лошади в канаву и также подчеркивается восклицаниями: «бух в канаву!», «Прощай, хозяйские горшки!».
Баснописец активно использует прием иносказания — аллегорию. В Лошади видны черты Александра I, а в старом Коне — Кутузова. В басне названия животных пишутся с заглавной буквы, намекая на людей. Большую роль в произведении играют синонимы («косо! криво!», однородные сказуемые («махнем, минуты не потратим, не свезем, скатим»), анафоры «Вот чуть не зацепил…», «Вот толчок…». При анализе басни «Обоз» Крылова в 8 классе стоит подчеркнуть, что с помощью этих выразительных средств автором высмеивается человеческая глупость, бахвальство, неуважение к старшим по возрасту.
Нравоучительный смысл произведения состоит в том, что умных и рассудительных людей, поступающих мудро, всегда ждет хороший результат, а самонадеянность и беспечность ведет к проигрышу.
Если говорить кратко, мораль басни можно выразить пословицей «Тише едешь — дальше будешь».
Басня «Лебедь, Рак и Щука» за 1 минуту
В этой басне Ивана Андреевича Крылова рассказывается о трех животных – вернее, о птице, рыбе и раке – Лебеди, Раке и Щуке. Однажды эта троица решила помочь тянуть повозку с вещами. Но, из-за того, что Лебедь хотел передвигаться по небу, Рак мог идти только назад, а Щука плыть по воде, они все тянули в разные стороны. И, так как повозка в таком случае не могла двигаться, у них ничего не получилось.
В этой басне Крылов хотел показать, как смешно и по-дурацки выглядят те, кто не может договориться между собой перед началом общего дела. Именно поэтому, из-за неумения находить компромиссы, многие люди ругаются и перестают общаться. И даже если каждый из товарищей по-своему прав – в итоге результата у них все равно нет. Не зря же цитата из басни «А воз и ныне там» стала крылатой.
Смысл басни в том, что всем людям нужно уметь договариваться и общаться между собой. Это подтверждает и первое предложение – «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука».
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Краткое изложениеЧитается примерно за 5 минутСочинения2 сочиненияКраткое содержание
- Как и чему учат басни Крылова
Однажды шел обоз и вез горшки. Пришлось спускаться с очень крутой горы. Оставив других на горе, хозяин стал аккуратно сводить первый воз. Добрый конь на крестце почти понес, не давая катиться возу вниз. Из тех, что остались на горе, молодая лошадь увидела работу коня и давай его ругать за каждый шаг. То не так, потому как зацепил за камень, то лепится, как рак, то едет косо и криво, то ей движения его кажутся несмелыми.
Лошади кажется, что съехать с горы – это очень просто, не то, чтовгору или ночью. Она рекомендует коню воду таскать, если не умеет груз ценный перевезти. И чтобы уж вовсе унизить коня, предлагает ему посмотреть, как она махнет и минуты не потратит на такое легкое дело. Лошадь выгнула хребет, поднатужила грудь и тронулась. Перевалившись под гору, воз надавил на лошадку, а телега раскатилась. Конь пустился со всех четырех по камням, рытвинам и ухабам. От толчков и скачков лошадка с возом сначала ушла влево, а затем и вовсе бухнулась в канаву. Хозяйские горшки разбились.
У людей проблемы те же: критикуют, поскольку кажется поведение других ошибочным, а когда сами берутся за дело, то делают еще хуже.
Мораль басни «Зеркало и обезьяна» Крылова
Героями данной басни Крылова являются Мартышка и Медведь. Мартышка кривлялась перед зеркалом, что само по себе выглядело очень некрасиво. Видя себя со стороны Мартышка не могла признать того, что это именно она такая кривляка и решила, наверно это какой-то родственник. Пораженная всем увиденным она тут же поделилась своим впечатлением с Медведем.
Мартышка предложила ему посмотреть на эту рожу, отражающуюся в зеркале. В данном отражении она просила Медведя рассмотреть и согласиться с мнением о том, что это её кумушки имеют такой тоскливый вид. На это Медведь ответил, что прежде чем сваливать вину на других, следует обратить внимание на себя. Однако такой невежде, какой была обезьяна, данный урок Медведя не принёс никакой пользы и осталась она такой же необразованной.
Автор произведения высмеивает глупость, и нежелание прислушаться к мнению других.
Басня учит тому, что перед тем как обвинять других, надо уметь признавать и свои ошибки.
Сочинения
Человек и история в басне Крылова «Обоз»Басня И.А. Крылова «Обоз»
Басня «Обоз» Крылова была написана осенью 1812 г. и впервые опубликована в том же году в журнале «Сын Отечества» (ч. II, № 7). В этой статье представлены материалы о морали басни «Обоз» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Обоз» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Обоз» заключается в том, что рассудительные и терпеливые люди в конце концов добиваются лучших результатов по сравнению с теми, кто действует бездумно, беспечно и самонадеянно. В образе «доброй лошади» изображен полководец Кутузов, проявивший осторожность и выдержку при обороне от нашествия армии Наполеона.Сам Крылов поясняет мораль басни «Обоз» в ее заключительных строках:
«Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.»
Суть басни «Обоз» также отражена в знаменитых русских народных пословицах:
«Тише едешь — дальше будешь.»
«Поспешишь — людей насмешишь.»
По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни заключается в следующем:
«Под первым конем нужно разуметь человека уже известных лет, который многому научен опытом, который, поэтому, всякое дело ведет терпеливо, рассудительно, не торопясь, не на авось, а потому все у него выходит хоть не скоро, да споро. Вторым конем указано на человека молодого, самонадеянного, который по тому самому, что не испытал еще никаких неудач в жизни, думает, что для него все возможно, что он умнее всех и для всех может служить примером. А как сам примется за дело, так, смотри, и бух с делом в канаву.
Поэтому недаром говорит пословица: тише едешь — дальше будешь, то есть если делаешь не торопясь, осмотрительно, с рассудком, так и не придется переделывать, а потому и кончишь прежде торопливого, да и сделаешь получше, повернее. Так бывает и в маленьком деле: чуть только поспешишь — как раз и насмешишь.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
И. Халтурин комментирует суть и смысл басни следующим образом:
«Чтобы обессилить и истощить врага, Кутузов отступал. Армия Наполеона слабела, русская армия крепла. Это не все тогда понимали. Многие ругали Кутузова за медлительность. Крылов гениальным чутьем понял план великого полководца. Его басни направлены в защиту Кутузова. Вот, например, басня «Обоз»… <?…> «Конь добрый» — это Кутузов. А «лошадь молодая» — его противники. Это было ясно современникам.» (И. Халтурин, предисловие к книге «Басни. И. А. Крылов» под ред. Благого Д. Д., серия «Школьная библиотека», Москва, из-во Детгиз, , 1944 г.)
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
«Человек склонен считать себя лучше, умнее и дельнее других и старается нередко возвысить себя во мнении других, за неимением лучшего, — самовосхищением. Самомнение и хвастовство сами себе готовят наказание в насмешках других, а иногда создают себе и гибель. Самомнение не позволяет видеть ни достоинства другого, ни своих собственных недостатков; самомнение и самохвальство ослепляют человека, делают его неосмотрительным, неосторожным и неминуемо влекут к погибели. И никто таких людей не жалеет в их беде, как они и сами никого не щадили («Обоз», «Чиж и Голубь»). Самомнение часто бывает следствием молодости и неопытности…» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип-я М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни «Обоз» следующим образом:
«Крылов поднял на врага свое острое оружие — басню. Он живо откликался на все важнейшие события Отечественной войны. <?…>
Басней «Обоз» он целиком оправдывал медлительность Кутузова. Баснописец понимал, что «повара» русской политики упустили немало драгоценного времени и не подготовились к войне, что приход Кутузова не может создать немедленного перелома в ходе военных событий. Широкое общество не понимало, почему полководец медлит. Не понимал этого и Александр I. Царь открыто обвинял главнокомандующего в том, что он уклоняется от встреч с неприятелем, что он отводит войска в глубь страны и не принимает боя.» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
Таковы материалы о морали басни «Обоз» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Шел обоз с горшками и надо было скатиться с горы. Хозяин оставил всех дожидаться на горе, а сам взял один воз и стал потихоньку спускаться. Конь был опытный и сдерживал напирающий на него воз. Глядя на это с горы молодая лошадь начала критиковать коня, что он все делает не так: медленно, криво, толчками. Вот смотрите как она сейчас это сделает- ловко и быстро! И понатужа грудь, конь рванулся с горы. Но воз стал наезжать на коня, его кидало из стороны в сторону, по рытвинам и ухабам. И в итоге воз свалился в канаву и все горшки разбились!
Мораль басни Обоз
Здесь вспоминается известная поговорка: «У других в глазу видишь соломинку, а в своем и бревна не заметишь». Как часто людям приходится стыдиться собственной критики, когда она оказывается ошибочной. Прежде, чем судить, нужно ставить себя на место другого человека, пытаться представить – а могу ли я сделать лучше, чем он?
Используемые источники:
- https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/krylov/basnya-oboz
- https://nauka.club/literatura/krylov-oboz.html
- https://www.allsoch.ru/krilov/oboz/
- https://www.literaturus.ru/2018/02/moral-basnja-oboz-krylov.html
- https://mishka-knizhka.ru/basni/basni-krylova/oboz-basnja-krylova/