- Краткие содержания
- /
- Чехов
- /
- О любви
Год: 1898 Жанр произведения: рассказ
Главные герои: Алёхин и Анна
Алехин знакомится с семьей Лугановичей и становится в их доме частым гостем. Но со временем и он, и Анна Алексеевна понимают, что любят друг друга. Однако страхи разрушить свою налаженную жизнь, обидеть близких людей, причинить боль детям не дает им признаться в чувствах, и много лет они будут скрывать свою любовь друг от друга. Влюблённый мужчина откроется только в момент прощания, осознав, что он отказался от счастья и большой любви из-за глупых сомнений.
Рассказ «О любви» является завершающей частью «Маленькой трилогии» А.П. Чехова. Все три рассказа цикла объединяет тема «футлярности» персонажей, мешающей им жить по-настоящему счастливо, отдавшись своим чувствам.
Читать краткое содержание О любви Чехов
Товарищи завтракали, периодически к ним заглядывал повар Никанор. Алехин поведал, что красавица Пелагея была влюблена в Никанора, но отказывалась идти за него замуж, так как он был не дурак выпить. Алехин пустился в рассуждения, что любовь – одна сплошная тайна. Все влюблённые люди, по его мнению, постоянно о чём-то думают и рассуждают. И все эти возникающие один за другим вопросы отвлекают от самого чувства.
Было очевидно, что Алехин жаждал рассказать что-то сокровенное. Все одинокие люди любят порой излить душу. Мрачная осенняя погода за окном благоволила долгим беседам, и Алехин всё-таки начал свой рассказ.
Окончив университет, Алехин переехал в Софьино. Его отец был весь в долгах, и большая часть долгов набралась для уплаты обучения сына. Алехин чувствовать себя должным, начал пахать, сеять, косить вместе с мужиками. В начале он пытался совместить мужицкий труд и помещичий уклад: читал после поля газеты, попивал кофе. Но труд его настолько изнурял, что он начал засыпать в санях, не добравшись до постели. Потихоньку он распустил всех слуг, оставив только тех, кто работал ещё при его отце.
Спустя какое-то время Алехин был выбран мировой судьей. Периодические выезды из деревни в город на заседания стали чем-то вроде развлечения. Как-то после особого затянувшегося дела, новый знакомый Луганович пригласил его на обед. В гостях Алехин увидел его двадцатидвухлетнюю супругу Анну Алексеевну. Она была молода, мила, интеллигентна и обаятельна. Уехав после в Софьино на всё лето, у Алехина периодически всплывал в памяти образ женщины.
Осенью Алехин отправился в театр, где случайно встретил Анну Алексеевну. Она поинтересовалась его здоровьем, сказала, что вспоминала его летом. На следующее утро Лугановичи позвали героя к себе на завтрак, а после все вместе отправились к ним на дачу.
Так Алехин в каждый свой приезд гостил у Лугановичей. Если он долго их не навещал, они начинали беспокоиться о его здравии. Они сетовали на его крестьянский физический труд и безденежье, говоря, что он с его образованием должен заниматься наукой. Супруги дарили ему подарки и настаивали, чтобы он взял у них денег, если возникала проблема с кредиторами. Алехину было неловко, и он старался их отблагодарить, каждый раз привозя из поместья цветы, птицу и масло. Но занимать у них себе запретил.
Он всё больше думал об Анне Алексеевне, и всё более становился несчастным. Он не мог понять, почему она в столь юном возрасте вышла замуж за мужчину в возрасте, и почему он не встретил её раньше Лугановича. Алехин сомневался в правильности своих чувств и от этого боялся признаться в них. Ему верили в этом доме, семья была счастливой, мог ли он всё это разрушить неосторожными словами? Возможно ли, что они бы разлюбили друг друга в итоге, и что тогда? Женщина думала так же: она не хотела ни врать, ни причинять боль своей семье.
Прошло несколько лет. У Анны родился уже второй ребенок. Луганович и дети всегда приветливо встречали Алехина, радуясь его визитам. Сам же он продолжал мучиться от любви. Они часто ходили вдвоём с Анной Алексеевной в театр, чем породили слухи в городе. У женщины от переживаний всё чаще портилось настроение, появилась усталость от жизни, спасалась она, лишь уезжая от мужа и детей к матери. Затянувшееся молчание привело к нервному расстройству. Она начала раздражаться и на самого Алехина, демонстративно оспаривая все его слова при других.
И вдруг Лугановича отправили в другую губернию по работе. Пришло время прощаться: в конце лета Анна должна была уехать в Крым по настоянию докторов, а чуть позже супруг с детьми отправятся на новое место.
В день отъезда на вокзале собралось много людей, провожающих Анну Алексеевну. Простившись с супругом и детьми, она вошла в поезд. Алехин вбежал к ней в купе отдать забытую корзинку, и неожиданно крепко обнял её. Из глаз женщины потекли слезы. Мужчина признался ей в своих чувствах, осознавая, что все преграды на их пути теперь казались глупыми и несущественными. В любви нельзя исходить из соображений несчастья или греха, ведь есть гораздо более важные вещи.
Алехин поцеловал женщину, и они навсегда распрощались. Поезд уже тронулся, мужчина сел в соседнее пустое купе и проплакал там до ближайшей станции. До Софьино он дошёл пешком.
Буркин и Иван Иваныч вышли после рассказа на балкон: дождь уже кончился и ярко светило солнце. Они оба знали Анну Алексеевну и считали её красавицей. Каждый подумал о том, с какой тоской в сердце должно быть прощались влюбленные.
Произведение показывает, что от любви люди иногда страдают.
Оцените произведение:
- 3.41
Голосов: 82
Читать краткое содержание О любви. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткий пересказ
(704 слова) В Софьине, у помещика Алёхина Павла Константиновича, второй день гостили приехавшие на охоту ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. За завтраком мужчины разговорились о любви. Алёхин высказал мнение о том, что любовь — сугубо индивидуальное чувство, и что русские люди, испытывая её, задают себе сложные вопросы, на которые порой не могут найти ответы: правильно ли они поступают, поддаваясь эмоциям, и к чему это может привести? После чего Павел Константинович поведал историю из своей жизни.
Алёхин жил в Софьине уже очень давно, со времени окончания университета. Он вёл хозяйство в доме отца, чтобы уплатить долги. Работать было тяжело. Чтобы вести сельское хозяйство не в убыток, Алёхин трудился вместе с крестьянами, потому что здешняя земля не даёт должного урожая. Пришлось наладить распорядок дня для того, чтобы справляться со всеми делами.
В первые годы жизни в Софьине Алёхина избрали «в почётные мировые судьи». По долгу службы он бывал в городе. Павла Константиновича это развлекало, он знакомился с новыми людьми. В суде работал Луганович — добрый и честный человек. Вскоре новый приятель пригласил Алёхина к себе домой обедать, где Павел Константинович впервые увидел Анну Алексеевну — жену Лугановича, молодую женщину двадцати двух лет. У супругов была шестимесячная дочка. Анна понравилась Алёхину с первого взгляда. Его поразили её ум, интеллигентность, доброта, обаяние и красота. Облик Анны вызывал у Павла Константиновича светлое воспоминание из детства. Алёхин видел, что жили супруги благополучно и мирно.
Всё лето Алёхин провёл в Софьине, и невольно ощущал присутствие Анны в своей душе. Осенью Павел Константинович снова встретил Анну Алексеевну. Они были на спектакле, где сидели рядом, а потом разговорились в фойе. На следующий день Алёхин завтракал у Лугановичей и провёл с ними весь день. Так Павел Константинович и Лугановичи сблизились. Он стал приезжать к ним каждый раз, когда посещал город по работе, был для семьи своим человеком. Муж и жена волновались, если Павел Константинович долго не бывал у них. Часто Алёхин беседовал с одной Анной Алексеевной, и его посещало чувство чего-то необычного, нового в её образе. Лугановичи заботились о нём: дарили подарки, и в ответ Алёхин отправлял им из деревни провизию. От денег он отказывался.
Алёхин часто думал о том, почему Анна, такая умная и молодая, вышла замуж за сорокалетнего мужчину, неинтересного, но доброго простака. И, вновь приезжая к ним, Павел Константинович видел, что Анна Алексеевна ждала его, что её тоже тянет к нему. Алёхин любил эту женщину глубоко и нежно, но не представлял, куда может завести это чувство, что он может дать ей, что с ней будет, если вдруг всё закончится. Он знал, что не сможет создать ей безбедные условия для жизни. Павел Константинович понимал, что Анна наверняка рассуждает похожим образом. Она думала о своей семье, о том, что, отдавшись чувству, придётся обманывать или рассказать правду, а это в любом случае одинаково тяжело и страшно.
Шли годы, и Анна Алексеевна родила второго ребёнка. Когда Алёхин приходил к супругам домой, дети радовались его приходу, прислуга тоже приветливо улыбалась. Но сам Павел Константинович чувствовал себя нерадостно, в его душе было смятение. Анна и Алёхин ходили в театр, они чувствовали, что не могут друг без друга, но, выходя из театра, они прощались с холодностью. В городе уже ходили о них лживые слухи. Со временем у Анны Алексеевны настроение ухудшалось, она чувствовала неудовлетворённость своей жизнью, лечилась от нервов. При посторонних людях Анна испытывала раздражение к Павлу Константиновичу.
Шло время. Лугановича определили председателем в западную губернию. Семья готовилась к отъезду. В конце лета Анне Алексеевне необходимо было уехать в Крым подлечить нервы. Когда Анна простилась с семьёй, перед самым отправлением поезда Алёхин вбежал в её купе, чтобы отдать ей забытую корзинку. В порыве любви он обнял свою возлюбленную, она расплакалась, и он, наконец, сказал ей о своих чувствах. В этот момент Павел Константинович понял, как призрачно было всё, что сдерживало их любовь. Алёхин осознал, что когда любишь, важно быть выше всех рассуждений о любви и о том, что она может принести, а просто любить. Но они навсегда расстались.
Когда Алёхин закончил свой рассказ, Буркин и Иван Иваныч стали жалеть Павла Константиновича, что такой чистосердечный, умный и добрый человек работает без продыха, хотя мог бы вести более интересную жизнь. Мужчины размышляли и об Анне Алексеевне, о том, как она, вероятно, страдала. Они раньше видели её в городе, а Буркин даже был знаком с ней и считал её красивой.
Чехов. Краткие содержания произведений
- Анна на шее
- Аптекарша
- Беглец
- Беззащитное существо
- Белолобый
- В овраге
- Ванька Жуков
- Вверх по лестнице
- Вишневый сад
- Гриша
- Дама с собачкой
- Детвора
- Дом с мезонином
- Драма на охоте
- Душечка
- Дуэль
- Дядя Ваня
- Жалобная книга
- Злой мальчик
- Злоумышленник
- Иванов (пьеса)
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Леший
- Лошадиная фамилия
- Мальчики
- Маска
- Медведь
- Мужики
- На мельнице
- Налим
- Невеста
- О любви
- Орден
- Остров Сахалин
- Палата номер 6
- Пари
- Переполох
- Пересолил
- Письмо к учёному соседу
- Попрыгунья
- Предложение
- Радость
- Размазня
- Репетитор
- Скрипка Ротшильда
- Скучная история
- Случай из практики
- Смерть чиновника
- Спать хочется
- Степь
- Страшная ночь
- Студент
- Счастье
- Толстый и тонкий
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Унтер Пришибеев
- Учитель словесности
- Хамелеон
- Хирургия
- Цветы запоздалые
- Чайка
- Человек в футляре
- Черный монах
- Шведская спичка
- Шуточка
- Юбилей
История создания, жанр, направление произведения
Рассказ «О любви» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. История создания этого произведения берет начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевы, в которую влюблен Алехин, главный герой рассказа, угадывается личность русской писательницы и мемуаристки Л.А. Авиловой. Авилова была представлена Чехову издателем «Петербургской газеты» С. Н. Худяковым. Сама Л.А. Авилова в своих мемуарах писала, что в то время она знала произведения Чехова наизусть.
На момент встречи с писателем Авилова была замужем за М.Ф. Авиловым, который не понимал ее увлечения литературой и писательством. Мужа, по признанию самой мемуаристки, она выбрала «как вещь», но испытывала к нему глубочайшее уважение. Однако о любви в этом браке речи не шло. Авилов знал о переписке жены с Чеховым, даже некоторые письма читал. Чехов помогал Авиловой в публикации ее работ, выступал как персональный критик и рецензент. Постепенно теплая переписка переросла в редкие встречи. Всю глубину отношений между писателем и Авиловой раскрывают ее воспоминания в книге «А.П. Чехов в моей жизни», опубликованной в 1940 году.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Замечание 1
Любовные переживания Чехова нашли отражение в его творчестве. Так, рассказ «О любви» стал художественным выражением глубокого чувства писателя к Л.А. Авиловой.
А.П. Чехов является мастером краткой литературной формы. Любимым жанром писателя является емкий рассказ-миниатюра, содержащий глубокою философию авторской мысли. Жанровые особенности произведений А.П. Чехова помогают в раскрытии его реалистического метода. Чехов, как известно, работал в русле реализма. Важнейшим элементом чеховского рассказа является деталь, которая помогает ему достичь гармонии между формой рассказа и глубоким реалистическим содержанием.
Рассказ «О любви» завершает цикл «Маленькая трилогия», объединенный темой жизни «человека в футляре», сквозной для творчества Чехова.
Замечание 2
Название «Маленькая трилогия» не авторское, оно было дано исследователями творчества А.П. Чехова.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа А. П. Чехов «О любви» 470 руб Реферат А. П. Чехов «О любви» 250 руб Контрольная работа А. П. Чехов «О любви» 230 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Композиция и сюжет
А.П. Чехов часто обращается к композиционному приему «рассказ в рассказе». Этот прием помогает ему достичь одновременно и экономии языковых средств, и объективности изложения.
Такая структура композиции является характерной для многих произведений Чехова. Сначала он рассказывает о конкретной ситуации или каком-то случае из жизни. упоминание этого случая становится толчком к ассоциативном переходу к основному повествованию, как правило, монологу, главного героя.
Текст анализируемого рассказа начинается у поминания Павла об истории взаимоотношений повара Николая и красавицы Пелагеи, которая терпела от пьяного Павла побои и оскорбления. Постепенно небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения главного героя о вопросах любви. Этот прием позволяет автору плавно ввести читателя в ткань произведения и лишь затем начать основное повествование.
Концовка рассказа является обрамлением художественного центра произведения. Писатель в литературную кайму талантливо влетает маркеры настроения Алехина – перемена погоды за окном. Главный герой начинает свою историю, когда в окно было видно деревья и серое небо. В конце повествования дождь прекратился, выглянуло солнце, словно свидетельствуя о духовном очищении Алехина.
Сюжетная основа рассказа – история Павла Константиновича Алехина, одного из героев цикла «Маленькая трилогия». Алехин учился в университете, но после смерти отца стал заниматься имением в Софьине, чтоб рассчитаться с отцовскими долгами. Алехин привык к культурному обществу, и эта работа на земле его тяготила. Постепенно от отказывается от роскоши, и это нашло отражение и в бытовых привычках. В скором времени Алехин стал мировым судьей, и на одном из заседаний познакомился с простодушным и добрым Дмитрием Лугановичем. На обеде у Дмитрия Павел встретил супругу своего нового приятеля _ Анну Алексеевну. Женщина оставила яркое впечатление в сознании главного героя. По мере общения с ней Алехин стал понимать, что его чувства не безответны. В то же время о испытывал чувство вины перед семьей Лугановичей. Но ни Павел, ни Анна не признавались друг другу в чувствах. Однажды мужу Анны пришло повышение, и супругам предстоял переезд. В купе поезда произошло объяснение между Анной и Павлом, после чего они расстались навсегда.
Тематика и проблематика рассказа «О любви»
Одна из главных тем рассказа Чехова – тема человеческого счастья и его недостижимости. Все герои рассказа живут комфортной оседлой жизнью. Оковы такого образа жизни так порочны, что даже любовь не способна их заставить выйти из зоны комфорта. И Павел, и Анна страдают, но счастье для них оказывается упущенным. Алехин позже понимает, что счастье находится вне категорий добродетели и греха, а рассуждения являются только помехой высшему чувству. Однако истина для чеховских персонажей открылась слишком поздно.
Проблематика произведения отображает чеховскую тему «человека в футляре». «Футлярность» здесь раскрывается с необычной стороны и присутствует в образах всех героев рассказа:
- Неспособность принять судьбоносное решение, отказ от ответственности Алехина;
- Ограниченность ума, безучастное отношение к интеллигентному обществу, равнодушие к семейному быту Лугановича;
- Нежелание жертвовать комфортом, понятной и привычной жизнью, репутацией Анны. Ее пугает новая жизнь, а мучительная любовь выливается в невроз;
- Отсутствие порыва к переменам, нерешительность всех героев.