Краткое содержание главы Наталья Савишна из повести Детство Толстого

  • Краткие содержания
  • Толстой Лев
  • Глава Наталья Савишна из повести Детство

Кроткая и трудолюбивая девка Наташка за заслуги её отца Саввы была принята в число горничных бабушки главного героя. Затем она стала няней для матери Толстого. Влюбившись в официанта Фоку, Наташа просила позволения выйти за него замуж. Дед Толстого рассердился и сослал девушку на скотный двор. Через полгода после данного события Наталья вернулась к своим прежним обязанностям по уходу за барышней и была всецело предана ей. Она надела чепец, и с тех пор её стали величать Натальей Савишной.

Затем женщина получила ключи от кладовой, ей были вверены бельё и провизия. Выйдя замуж, мать Толстого пожелала отблагодарить свою няню за долгие годы верной службы и вручила ей вольную. Хотя в документе было сказано, что она будет ежегодно получать триста рублей, Наталья Савишна была обижена и порвала его. Поплакав вместе со своей госпожой, она осталась при хозяевах и продолжала служить им верой и правдой.

Случалось, не желая учить уроки, молодой Толстой мечтал при кроткой женщине вслух, а она была вся в домашних делах. Когда ребёнок собирался уходить, она зажигала очаковское курение, которое когда-то давно привёз его дед. Её комната была заполнена сундуками, в которых хранилось множество различных вещиц, о которых другие домочадцы могли даже и не знать. К доброй старушке обращались за помощью, что бы ни понадобилось.

Однажды будущий писатель за обедом по неосторожности облил скатерть квасом. Наталья Савишна лишь покачала на это головой, а после трапезы поймала ребёнка и начала тереть ему лицо мокрой скатертью. Мальчик разревелся от злости и затаил обиду на то, что его отчитала простая женщина. Однако спустя несколько минут старушка начала извиняться перед ребёнком и в знак примирения подарила ему винную ягоду и две конфетки. Слёзы по лицу Толстого продолжали течь, но уже от стыда и любви.

Образ этой доброй и бескорыстной женщины учит читателей тому, что в жизни всегда есть место любви и самопожертвованию.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания

Повесть «Детство» — часть автобиографической трилогии Льва Толстого, куда входят также повести «Отрочество» и «Юность». Работа над повестью была закончена в 1852 году, и тогда же состоялась первая публикация в литературном журнале «Современник».

Повесть «Детство» Толстой написал в 24 года, в то время, когда вместе с братом Николаем служил на Кавказе. На работу над текстом у автора ушло больше года, Толстой четыре раза редактировал повесть. Это первая повесть, которую молодой писатель отправил в журнал. Автор мало надеялся на публикацию, поэтому к произведению приложил деньги — на случай, если рукопись решат вернуть. Однако рукопись приняли к публикации, а Толстой получил восторженный отклик редактора, чему необыкновенно обрадовался.

Повесть «Детство»

Через полгода героиню вернули назад в богатый хозяйский дом. Наталья выучила урок и с тех пор неизменно была в доме, смирно прислуживала господам и «весь запас любви перенесла на барышню». Замуж героиня так и не вышла, и вся биография Натальи Савишны оказалась тесно связана с семейством Иртеньевых.

Когда родилась мать Николеньки, Наталья Савишна из горничных «переквалифицировалась» в няню. Героиня заботится о девочке с младенчества и продолжает испытывать сильную привязанность к той всю жизнь. Мать Николеньки отвечала няне взаимностью, как и остальные члены семьи, к которым Наталья Савишна тоже испытывала любовь. Героиня — простодушная и искренняя женщина, которая с готовностью выслушивает чужие жалобы, ей можно «поплакаться».

Наталья — маленькая сгорбленная старушка с впалыми глазами, в чепце, из-под которого виднеются седые волосы. У героини добрый и кроткий характер. Николенька с детства привык к тому, что Наталья Савишна бескорыстно и нежно о нем заботится и не говорит о себе. Всю жизнь героиня усердно трудится на семью Николеньки и даже в старости постоянно занята делами — то вяжет чулки, то «записывает белье».

Героиня — честная женщина и, живя в богатом доме, ни разу не украла ничего у хозяев. Со временем Наталья стала экономкой и отвечала в доме за белье и продукты. Героиня получила ключи от кладовой и доступ к сундукам с барским добром, однако женщина честно бережет хозяйское имущество и не дает другой прислуге поблажки, если что-то пропадает или портится. Наталья всеми силами старается уберечь хозяйское добро и противодействует растратам и попыткам что-то украсть.

Наталья также следит за тем, чтобы одежда была в идеальном порядке, свежа и не тронута молью. Героиня гордится, что за всю жизнь «барской ниткой не поживилась», а господа ей доверяют. В доме к Наталье Савишне относятся с уважением, однако старая женщина ни с кем не сошлась близко и на завела дружбы, что тоже было предметом гордости для героини.

Из близких у Натальи Савишны есть только собачка-моська. В минуты слабости героиня брала собачку в постель, гладила ту, разговаривала с ней и плакала. У героини также есть брат, который давно получил вольную и уехал в некую «далекую губернию». Однако Наталья с братом не общается из-за того, что тот «ведет распутную жизнь». Героиня завещает брату собственное имущество и тот приезжает, чтобы забрать наследство, после смерти героини.

В качестве благодарности за многолетние труды мать Николеньки после замужества попыталась освободить Наталью Савишну от крепостной зависимости, но та отказалась брать вольную, изорвала бумагу в клочки и осталась служить в доме. Через год после смерти матери Николеньки, своей любимицы, Наталья Савишна тоже заболевает и умирает. Старушку по ее собственному желанию хоронят недалеко от часовни, где похоронена мать Николеньки.

Глава XII Гриша

Нам всем было жутко в темноте; мы жались один к другому и ничего не говорили. Почти вслед за нами тихими шагами вошел Гриша. В одной руке он держал свой посох, в другой – сальную свечу в медном подсвечнике. Мы не переводили дыхания.

– Господи Иисусе Христе! Мати пресвятая богородица! Отцу и сыну и святому духу… – вдыхая в себя воздух, твердил он с различными интонациями и сокращениями, свойственными только тем, которые часто повторяют эти слова.

С молитвой поставив свой посох в угол и осмотрев постель, он стал раздеваться. Распоясав свой старенький черный кушак, он медленно снял изорванный нанковый зипун, тщательно сложил его и повесил на спинку стула. Лицо его теперь не выражало, как обыкновенно, торопливости и тупоумия; напротив, он был спокоен, задумчив и даже величав. Движения его были медленны и обдуманны.

Оставшись в одном белье, он тихо опустился на кровать, окрестил ее со всех сторон и, как видно было, с усилием – потому что он поморщился – поправил под рубашкой вериги. Посидев немного и заботливо осмотрев прорванное в некоторых местах белье, он встал, с молитвой поднял свечу в уровень с кивотом, в котором стояло несколько образов, перекрестился на них и перевернул свечу огнем вниз. Она с треском потухла.

В окна, обращенные на лес, ударяла почти полная луна. Длинная белая фигура юродивого с одной стороны была освещена бледными, серебристыми лучами месяца, с другой – черной тенью; вместе с тенями от рам падала на пол, стены и доставала до потолка. На дворе караульщик стучал в чугунную доску.

Сложив свои огромные руки на груди, опустив голову и беспрестанно тяжело вздыхая, Гриша молча стоял перед иконами, потом с трудом опустился на колени и стал молиться.

Сначала он тихо говорил известные молитвы, ударяя только на некоторые слова, потом повторил их, но громче и с большим одушевлением. Он начал говорить свои слова, с заметным усилием стараясь выражаться по-славянски. Слова его были нескладны, но трогательны. Он молился о всех благодетелях своих (так он называл тех, которые принимали его), в том числе о матушке, о нас, молился о себе, просил, чтобы бог простил ему его тяжкие грехи, твердил: «Боже, прости врагам моим!» – кряхтя поднимался и, повторяя еще и еще те же слова, припадал к земле и опять поднимался, несмотря на тяжесть вериг, которые издавали сухой резкий звук, ударяясь о землю.

Володя ущипнул меня очень больно за ногу; но я даже не оглянулся: потер только рукой то место и продолжал с чувством детского удивления, жалости и благоговения следить за всеми движениями и словами Гриши.

Вместо веселия и смеха, на которые я рассчитывал, входя в чулан, я чувствовал дрожь и замирание сердца.

Долго еще находился Гриша в этом положении религиозного восторга и импровизировал молитвы. То твердил он несколько раз сряду: «Господи помилуй», но каждый раз с новой силой и выражением; то говорил он: «Прости мя, господи, научи мя, что творить… научи мя, что творити, господи!» – с таким выражением, как будто ожидал сейчас же ответа на свои слова; то слышны были одни жалобные рыдания… Он приподнялся на колени, сложил руки на груди и замолк.

Я потихоньку высунул голову из двери и не переводил дыхания. Гриша не шевелился; из груди его вырывались тяжелые вздохи; в мутном зрачке его кривого глаза, освещенного луною, остановилась слеза.

– Да будет воля твоя! – вскричал он вдруг с неподражаемым выражением, упал лбом на землю и зарыдал, как ребенок.

Много воды утекло с тех пор, много воспоминаний о былом потеряли для меня значение и стали смутными мечтами, даже и странник Гриша давно окончил свое последнее странствование; но впечатление, которое он произвел на меня, и чувство, которое возбудил, никогда не умрут в моей памяти.

О великий христианин Гриша! Твоя вера была так сильна, что ты чувствовал близость бога, твоя любовь так велика, что слова сами собою лились из уст твоих – ты их не поверял рассудком… И какую высокую хвалу ты принес его величию, когда, не находя слов, в слезах повалился на землю!..

Чувство умиления, с которым я слушал Гришу, не могло долго продолжаться, во-первых, потому, что любопытство мое было насыщено, а во-вторых, потому, что я отсидел себе ноги, сидя на одном месте, и мне хотелось присоединиться к общему шептанью и возне, которые слышались сзади меня в темном чулане. Кто-то взял меня за руку и шепотом сказал: «Чья это рука?» В чулане было совершенно темно; но по одному прикосновению и голосу, который шептал мне над самым ухом, я тотчас узнал Катеньку.

Совершенно бессознательно я схватил ее руку в коротеньких рукавчиках за локоть и припал к ней губами. Катенька, верно, удивилась этому поступку и отдернула руку: этим движеньем она толкнула сломанный стул, стоявший в чулане. Гриша поднял голову, тихо оглянулся и, читая молитвы, стал крестить все углы. Мы с шумом и шепотом выбежали из чулана.

Цитаты

«В половине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка. По заслугам и просьбе отца ее, кларнетиста Саввы, дед мой взял ее в верх— находиться в числе женской прислуги бабушки».

«С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, — тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».

«Один раз я на нее рассердился. Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

— Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, — сказала maman.

Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла».

«Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни и переносила страдания с истинно христианским терпением: не ворчала, не жаловалась, а только, по своей привычке, беспрестанно поминала бога. За час перед смертью она с тихою радостью исповедалась, причастилась и соборовалась маслом».

Источник

Глава IX Что-то вроде первой любви

Представляя, что она рвет с дерева какие-то американские фрукты, Любочка сорвала на одном листке огромной величины червяка, с ужасом бросила его на землю, подняла руки кверху и отскочила, как будто боясь, чтобы из него не брызнуло чего-нибудь. Игра прекратилась: мы все, головами вместе, припали к земле – смотреть эту редкость.

Я смотрел через плечо Катеньки, которая старалась поднять червяка на листочке, подставляя ему его на дороге.

Я заметил, что многие девочки имеют привычку подергивать плечами, стараясь этим движением привести спустившееся платье с открытой шеей на настоящее место. Еще помню, что Мими всегда сердилась за это движение и говорила: «C’est un geste de femme de chambre».[21] Нагнувшись над червяком, Катенька сделала это самое движение, и в то же время ветер поднял косыночку с ее беленькой шейки. Плечико во время этого движения было на два пальца от моих губ. Я смотрел уже не на червяка, смотрел-смотрел и изо всех сил поцеловал плечо Катеньки. Она не обернулась, но я заметил, что шейка ее и уши покраснели. Володя, не поднимая головы, презрительно сказал:

– Что за нежности?

У меня же были слезы на глазах.

Я не спускал глаз с Катеньки. Я давно уже привык к ее свеженькому белокуренькому личику и всегда любил его; но теперь я внимательнее стал всматриваться в него и полюбил еще больше. Когда мы подошли к большим, папа, к великой нашей радости, объявил, что, по просьбе матушки, поездка отложена до завтрашнего утра.

Мы поехали назад вместе с линейкой. Володя и я, желая превзойти один другого искусством ездить верхом и молодечеством, гарцевали около нее. Тень моя была длиннее, чем прежде, и, судя по ней, я предполагал, что имею вид довольно красивого всадника; но чувство самодовольства, которое я испытывал, было скоро разрушено следующим обстоятельством. Желая окончательно прельстить всех сидевших в линейке, я отстал немного, потом с помощью хлыста и ног разогнал свою лошадку, принял непринужденно-грациозное положение и хотел вихрем пронестись мимо их, с той стороны, с которой сидела Катенька. Я не знал только, что лучше: молча ли проскакать или крикнуть? Но несносная лошадка, поравнявшись с упряжными, несмотря на все мои усилия, остановилась так неожиданно, что я перескочил с седла на шею и чуть-чуть не полетел.

Образ и характеристика Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинение

Наталья Савишна была маленькой сгорбленной седой старушкой. Ей было восемьдесят лет. Как только она стала няней она надела чепчик и уж без него трудно представить ее теперь.

Няня кроткая и трудолюбивая. Она любит барыню. Даже после того, как барыня дала няне вольную, она предпочла остаться и продолжить нянчить деток. Няня всегда была в работе, то вязала носки, то сортировала белье, то копалась в сундуках. Вся ее жизнь – жертвенная любовь к хозяевам. Она так любила и ласкала Николеньку, что он даже подумать не мог, что может быть иначе. Она понимала Николеньку. Он мог прибежать к ней в комнату и мечтать вслух. Наталья Савишна всегда поддерживала его во всех его начинаниях. Она была чуткой, искренней и честной. Наталья Савишна была настолько честным, порядочным и проверенным человеком, что ей доверяли и детей и имущевство. Со всеми своими обязанностями она превосходно справлялась. Смыслом ее жизни была барыня и ее семья. Наталья Савишна была счастлива помогать им. Была ли какая-нибудь корысть в заботе и любви? Определенно нет! Наталья Савишна бескорыстно любила и заботилась о барыне, ее детях и ее доме.

Вариант 2

Наталья Савишна в произведении Льва Николаевича Толстого «Детство» является одним из второстепенных, но не менее значимых персонажей. Это пожилая дама, которая уже много лет служит в доме Иртеньевых. Она держит под контролем все хозяйство в доме, следит за другими служащими и помогает воспитывать Коленьку.

Наталья Савишна является крепостной крестьянкой, которой не меньше 75 лет. Когда-то она была молодой и пышногрудой девушкой, сегодня она худая старушка в чепце и седыми волосами. Она добра, несмотря на свой возраст очень умна, бескорыстна. Наталья Савишна очень любит Николеньку и его семью, и готова ради них на все. Она любит трудиться, не боится даже самой сложной работы. Ее руки всегда чем-то заняты, вязанием, подсчетом белья в сундуках.

Наталья Савишна гордится своей работой и тем, что за годы службы ни разу не украла ничего у своих хозяев. Она настолько искренна с другими людьми, что большинство из них приходят к ней рассказать о своих бедах и несчастьях. Наталья всегда пожалеет и посочувствует. Несмотря на то, что внешне можно подумать, будто женщина груба, в душе она очень любящий и сердечный человек.

Еще молодой девушкой, Наталья Савишна попала на службу к Игнатьевым. Сначала она была горничной, затем стала присматривать за матерью Николеньки. С тех пор она очень сильно полюбила женщину, а затем и ее сына, которого начала воспитывать с самого рождения. Даже когда мать мальчика вышла замуж, верная служанка пошла вместе с ней.

Постепенно, ее поставили следить за хозяйством, она стала экономкой. Все свои обязанности она выполняла с любовью и особым усердием. Наталья Савишна следит за тем, чтобы у хозяев всегда была чистая и свежая, ухоженная одежда. В итоге, за свою честную службу Игнатьевы дают ей вольную. Но женщина настолько верна и любит эту семью, что не уходит от них и остается в доме до конца своих дней. Она искренне и с трепетом относится к Николеньке. Именно Наталья Савишна сделает из мальчика настоящего и достойного человека.

Из друзей у Натальи Савишной есть любимая собачка. Она любила брать ее в свою кровать. Собака постоянно лизала руки своей хозяйке и тихо поскуливала. После того, как умерла ее мать Николеньки, любимица Натальи Савишны, пожилая женщина начинает серьезно хворать.

Когда она понимает, что скоро умрет, она пишет письмо своему родному брату, с которым, по непонятным причинам не общалась и оставляет небольшое наследство.

Образ Натальи Савишны – это образ искреннего и честного человека. Она настолько верна и преданна людям, которые к ней всю ее жизнь относились с уважением, что остается с ними до конца своей жизни. Любовь к детям и искреннее сочувствие к бедам окружающих вызывают только уважение и гордость.

Глава VIII Игры

Охота кончилась. В тени молодых березок был разостлан ковер, и на ковре кружком сидело все общество. Буфетчик Гаврило, примяв около себя зеленую, сочную траву, перетирал тарелки и доставал из коробочки завернутые в листья сливы и персики. Сквозь зеленые ветви молодых берез просвечивало солнце и бросало на узоры ковра, на мои ноги и даже на плешивую вспотевшую голову Гаврилы круглые колеблющиеся просветы. Легкий ветерок, пробегая по листве деревьев, по моим волосам и вспотевшему лицу, чрезвычайно освежал меня.
Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.

– Ну, во что? – сказала Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве. – Давайте в Робинзона.

– Нет… скучно, – сказал Володя, лениво повалившись на траву и пережевывая листья, – вечно Робинзон! Ежели непременно хотите, так давайте лучше беседочку строить.

Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. Может быть, и то, что у него уже было слишком много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. Игра эта состояла в представлении сцен из «Robinson Suisse»,[20] которого мы читали незадолго пред этим.

– Ну, пожалуйста… отчего ты не хочешь сделать нам этого удовольствия? – приставали к нему девочки. – Ты будешь Charles, или Ernest, или отец – как хочешь? – говорила Катенька, стараясь за рукав курточки приподнять его с земли.

– Право, не хочется – скучно! – сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.

– Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть, – сквозь слезы выговорила Любочка.

Она была страшная плакса.

– Ну, пойдемте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!

Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал все очарование игры. Когда мы сели на землю и, воображая, что плывем на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел сложа руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. Я заметил ему это; но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и все же далеко не уедем. Я невольно согласился с ним. Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лег на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.

Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить никак нельзя. Это игра. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя; а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой лакеем, девочки в середину, три стула были тройка лошадей, – и мы отправлялись в дорогу. И какие разные приключения случались в этой дороге! и как весело и скоро проходили зимние вечера!.. Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?..

Сочинение История Натальи Савишны

Наталья Савишна – второстепенный персонаж автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Она сыграла большую роль во взрослении Николеньки Иртеньева и становлении его, как личности.

Наталье Савишне посвящена тринадцатая глава в произведении «Детство» Л. Н. Толстого. Перед читателем четко вырисовывается образ доброй, кроткой, трудолюбивой старушки с чистой душой и открытым сердцем.

Давно дед Николая Иртеньева взял Наталью, когда она была еще девчонкой, к себе в прислуги. Она хорошо подходила на эту работу, трудилась усердно. Позже Наталья стала няней. В этой должности Наталья Савишна трудилась много лет, полюбив молодую госпожу всем сердцем и привязавшись к ней.

Однажды Наталья влюбилась в официанта Фоку, она пришла к хозяину и попросила благословения выйти замуж за возлюбленного. Дед Николеньки, посчитав Наталью неблагодарной, сослал ее на скотный двор. Однако, поняв, что такую няню никто заменить не может, через несколько месяцев ее вернули обратно.

После Наталья стала ответственной за кладовую, одежду и провизию. Хозяева, посчитав Наталью Савишну честной, надежной и верной работницей, доверили ей следить за своим имуществом. Полученные обязанности она выполняла так же усердно и с большой любовью.

После того, как Наталья Николаевна вышла замуж, она, желая отблагодарить Наталью Савишну за ее большой труд и привязанность, вручила ей вольную и назначила ежегодную пенсию. Няня огорчилась, подумав, что ее хотят выгнать из дома.

После смерти Натальи Николаевны у героини развилась старческая болезнь, и она не могла встать с постели. После долгих страданий от этой болезни Наталья умерла.

Наталья Савишна представлена в произведении доброй, самоотверженной, бескорыстной, верной женщиной, которая никогда не думает о себе, а посвящает себя целиком и полностью семье Николеньки. Она усердно трудилась многие годы на благо своих хозяев, даже не вышла замуж и не нашла друзей, все ее думы были направлены на то, чтобы сделать комфортнее жизнь окружающих. Ее теплая, бескорыстная любовь к людям учила их быть человечнее и добрее. Именно Наталья Савишна сыграла решающую роль во взрослении Николеньки и становлении его как личности.

III. Изучение новой главы повести — «Наталья Савишна».

1. Чтение учителем главы.

2. Беседа по вопросам.

— За что была наказана и сослана в степную деревню на скотный двор девка Наташка? (За любовь к барскому официанту. Она крепостная, она не имеет права на любовь, на личное счастье. Ее обязанность служить господам и жить для них, только для них.)

— Почему была возвращена к своим господам? («…Никто не мог заменить Наталью…». И если она незаменима, за что же ее наказывать, если она и до наказания отдавала господам душу и сердце?! За то, что она пожелала чуточку личного счастья?! Вернулась Наташка (иначе слуг и не звали) оскорбленная, униженная, опустошенная. Ни о какой любви она уже и не думала. «Возвратившись в затрапезнике (простой крестьянской одежде) из изгнания; она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово».)

— Почему отказалась от вольной? (С. 289—290. Куда же ей теперь идти? «С тех пор… счастлива ли она? довольна?»)

Задание:

«Один раз я на нее рассердился». За что? (С. 291, 5, 6-й абз.)

— О чем думал главный герой, ходя по комнате? (С. 291. «Как! Наталья Савишна… Нет это ужасно!..» …В мальчике живет, пока он и сам этого не осознает, будущий барин. Сословное воспитание дало о себе знать.)

Вывод.

Барин и слуга, помещик и крестьянин, крепостник и крепостной… Грань между ними не стирается, как бы ни относились господа к своим слугам. «…Какое редкое, чудесное создание была эта старушка», и вдруг «…просто Наталья, говорит мне ты», «…как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление». А для Натальи, состарившейся в доме своих господ, мальчик — «мой батюшка».

— Что интерьер комнаты, в которой живет Наталья Савишна, говорит о ее хозяйке?

(Комната, где живет человек, может многое рассказать о характере, привычках, роде занятий жильца. Наталья Савишна ведет хозяйство в семье Иртеньевых, поэтому в ее сундуках «было решительно все». В голубом сундуке — на крышке наклеен рисунок Володи — брата Николеньки — доказательство того, как дорог Наталье Савишне каждый знак внимания любимых ею детей. Очаковское курение, привезенное еще дедом Николеньки из Турции и бережно хранимое Натальей Савишной, тоже память о прошедших годах верной службы и преданности.)

IV. Подведение итогов урока.

— Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным?

— Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы ее решение?

Домашнее задание: дочитать повесть.

Урок 48

Тема: ГЛАВА «ДЕТСТВО»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— Узнайте, о какой героине идет речь в приведенном отрывке. Какая она? Как относится к ней Николенька и как автор?

«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе; вся жизнь ее была любовь и самоотвержение. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?

Бывало, под предлогом необходимой надобности, прибежишь от урока в ее комнатку, усядешься и начинаешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствием. Всегда она была чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена ее комната, или записывала белье и, слушая всякий вздор, который я говорю (…) она приговаривала: «Да, мой батюшка, да». Обыкновенно, когда я вставал и собирался уходить, она отворяла голубой сундук, на крышке которого снутри — как теперь помню — были наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с помадной баночки и рисунок Володи, — вынимала из этого сундука куренье, зажигала его и, помахивая, говорила:

— Это, батюшка, еще очаковское куренье. Когда ваш покойник дедушка — царство небесное — под турку ходили, так оттуда привезли. Вот уж последний кусочек остался, — прибавляла она со вздохом.

В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все».

В этом отрывке речь идет о Наталье Савишне. Она всю жизнь бескорыстно служила семье Иртеньевых, была необыкновенно скромна и добра, с любовью относилась ко всем членам семьи, особенно к детям. Николенька любил Наталью Савишну, но не только никогда не стремился сделать ей приятное, позаботиться о ней, но даже, когда по поручению маман Наталья Савишна наказала его за испорченную скатерть, возмущался как истинный барчонок: как посмела крепостная его наказывать. Автор не только с необыкновенной любовью и нежностью описывает добрую старушку, но с запоздалым сожалением вспоминает о том, как мало истинного тепла и внимания, которых она заслуживала, проявлял к ней когда-то.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV . Изучение главы «Детство».

1. Комментированное чтение.

— Какие эпитеты подобраны автором для описания поры детства? («Счастливая», «невозвратимая».)

Задание:

нарисовать устную картину (используя учебник) засыпающего за столом мальчика.

— Что видится ему сквозь дремоту? (Взгляд и улыбка.)

— Что чувствует? (Прикосновение «нежной руки», «чудесной нежной ручки», слышит «милый» голос.)

— Каким чувством дышат воспоминания о расставании перед сном? (Любовь заполнила его сердце, она была потребностью, давала силы. И ничего не было нужно, кроме невинной веселости и беспредельной потребности любви.)

— О чем сожалеет автор? («Неужели остались одни воспоминания». Неужели навеки отошли от него «слезы и восторги», которые в детстве являются потребностью и заполняют душу?!)

Вывод.

Л. Н. Толстой бережно хранил духовный облик матери. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто … я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала много».

На мать был очень похож старший брат Николенька. Их роднило «равнодушие к суждениям других людей и скромность, доходящая до того, что они старались скрыть те умственные, образовательные и нравственные преимущества, которые они имели над другими людьми. Они как будто стеснялись этих преимуществ». И еще одна удивительная черта привлекала Толстого в этих дорогих существах — они никогда никого не осуждали. Однажды в «Житиях святых» Дм. Ростовского Толстой прочел рассказ о монахе, который имел много недостатков, но после смерти оказался среди святых. Он заслужил это тем, что за всю свою жизнь никогда никого не осудил. И Мария Николаевна, матушка Толстого, столкнувшись с несправедливостью, бывало, вся покраснеет, даже заплачет, но никогда не скажет грубого слова. И сам Толстой, рассказывая о своем отце, не произнес ни одного слова осуждения.

— В конце главы Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?»

— Что же беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?

V. Подведение итогов урока.

Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно думает о проявлении своих чувств и часто бывает «беспощадным к самому себе».

— Что больше интересует Толстого — поступок или его нравственный смысл?

— А всегда ли вы критически оцениваете свои поступки и чувства? Бываете ли при этом «беспощадными» к самим себе?

Домашнее задание: опишите дом вашего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые вас радовали или огорчали, введите в свой рассказ слова «привязанность», «самопожертвование», «сочувствие», «согласие», предварительно объяснив их лексическое значение. Прочитайте статью Н. К. Гудзия «Как работал Толстой».

Урок 49

Тема: СТИХОТВОРЕНШI О ПРИРОДЕ.

«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…»

Цели: познакомить со стихами поэтов, подчеркнуть их любовь к Родине, к народу, к русской природе; отметить поэтичность языка; повторить понятия: эпитеты, метафора, сравнение.

Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— Как работал Толстой над тем, что написал? (Пересказ статьи, с. 295—296.)

— А как работали над домашним заданием вы?

— Объясните значение слов.

Привязанность

— чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-, чему-нибудь.

Сочувствие

— отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Согласие

— 1) разрешение, утвердительный ответ на просьбу;

2) единомыслие, общность точек зрения;

3) дружественные отношения, единодушие;

4) соразмерность, стройность, гармония.

Самопожертвование

— пожертвование своими личными интересами ради других.

— Расскажите о доме вашего детства.

III. Сообщение новой темы.

1. Слово учителя.

Родина, родной дом, дом детства, родная природа — эти понятия неразрывно связаны между собой. Помните песню:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе…

А может, она начинается с первой песни мамы, ее улыбки, таких ее нежных рук… А может, с белоствольной березки, легкого ветерка, трели жаворонка, теплого дождя, сверканья вод…

2.Чтение статьи учебника.

3.Беседа по вопросам.

— Что означают в поэзии времена года? (Весна — пробуждение, надежда, вера в будущее; лето — радость, веселье; осень — приближение грусти, печали, сожаление; зима — замирает, холод в душе, оцепенение. С. 313.)

— Как понимать: «здесь краски неярки и звуки нерезки…»? (С. 295, 2-й абз.).

4. Сообщение о Жуковском (1783—1852).

(«Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую далью —

так сказал о В. А. Жуковском А. С. Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил мастерство поэта и любил его как человека.

Жуковский любил русскую природу, воспел ее красоту в своих стихах; он отметил неразрывную связь состояния природы с душевными переживаниями человека.)

5. Чтение

подготовленными учащимися стихотворения «Приход весны».

6. 3адание:

нарисовать устную картину.
(Начало весны, свежая зеленая трава на нивах (полях), лепет (заметьте: не шум, а лепет!) молодой листвы на деревьях; короткий теплый дождь, сверкает на солнце вода; и жаворонок в небе, он не машет крыльями, он застыл на месте, трепеща крыльями. В первых трех строках только существительные, нет ни одного глагола. Это и понятно. Человек замер, изумленный картиной весны. Затем — риторический вопрос. Ответ не нужен, он уже прозвучал («Вас назвавши…»). Для поэта приход весны — «жизнь души», пробуждение надежд, безотчетная радость. Приход весны у Жуковского — это, как у А. С. Пушкина, «жизнь, и слезы, и любовь».)
7. Анализ стихотворения

А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край…».

— Какова тема стихотворения? (Эта тема шире, тема родины, ее бескрайних просторов, над которыми с криком проносится журавлиная стая. Неотъемлемая часть этих просторов — «конский бег на воле и «волчий вой в поле». Для стихов Алексея Константиновича Толстого характерны простота и задушевность народного поэтического стиля. Поэтому в стихотворении обращения к неодушевленным предметам: «родина моя», «край ты мой», «бор дремучий», распространенное былинное обращение «Гой ты…», которое здесь употреблено два раза для усиления восхищения.)

— Поэт А. К. Толстой (1817—1875), проведший многие годы на Брянщине, видел и леса дремучие, и степи раздольные, слышал «свист полночный соловья» и звон колоколов пятиглавого храма.

8. Чтение стихотворения «Благовест». (Благо вещать — предсказывать.)

Задание: устное рисование.

(Среди дубрав затерялся храм, видны только его купола, блестящие крестами. Звон колоколов храма призывный, унылый, звучит дивно, напоминая о тех, кого давно уже нет, о родном благодатном, но забытом крае. Напоминая о прошлом, звон неодолимо зовет и манит, заставляет грустить, молиться, каяться, отказываться от злых дел. Слыша звон, наш лирический герой «мечтой чудесною» возвращается из далеких странствий. Радость заполняет сердце, которое «дрожит и тает», «пока звон благостный не замирает».)

— Поэт А. К. Толстой в этом стихотворении писал о своих чувствах, которые испытывал, находясь за границей на дипломатической и на военной службе.

Стихотворения Толстого близки к песне. Более 70 стихотворений его положено на музыку русскими композиторами: Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским. А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым. Близко к песне и стихотворение «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…». Сколько здесь метафор-олицетворений! Живыми представляются и гром, и гроза, и солнце, и цветы. И опять обращение к читателю! (С. 298.)

Задание:

определение метафоры-олицетворения. (11 ч. учебника, с. 295).

9. Чтение стихотворения

учащимися.

— Какие авторские чувства выражают строчки этого стихотворения?

— Какие эпитеты, метафоры выражают их? (Восторг. «Светлеют небеса» (не небо!), «засияла (не проглянула!) лазури полоса», дрожат (не качаются!) цветы, «пылью (пыльца) золотой». Красота эта хрупка, она не устоит перед силой человека.

Просьба звучит: береги ее!)

10. Тема родины

нашла свое отражение и в стихотворении И. А. Бунина «Родина» (Иван Алексеевич Бунин. 1870—1953).

Бунин продолжал традиции А. А. Фета, А. К. Толстого, Я. П. Полонского.

Поэзия его — это песнь о родине, о ее бедных поселениях и необъятных лесах, которые в Орловской губернии, где он родился, тянулись без конца и без края.

Чтение учителем стихотворения

«Родина».

Задание:

устная картина зимы.
(Небо серое и тяжелое (свинец — серый тяжелый металл). Неживое (оно и не может быть живым — эпитет) — неподвижное. На склоне дня (сумерки) зимний день. И куда бы ни глянул — «нет конца лесам сосновым». Деревни далеко друг от друга, и все кажется неживым. Нарушает неподвижность снежной пустыни молочно-синий туман, который напоминает чью-то грусть, печаль, и только он смягчает, делает приветливее, живее «сумрачную даль».)
— Какое настроение создают эпитеты? (Грусти, безысходности, нет выхода, все плохо.)

— О ком и о чем писал И. Бунин? (Жизнь крестьян была тяжела, бедна и безысходна. Деревни старые, печальные, одинокие.)

— Что олицетворяет зима? (Замирание, оцепенение жизни, холод в душе. Именно это мы и чувствуем после прочтения этого стихотворения.)

Вывод.

Как велика сила слова. Слово может окрылить, заставить радоваться, петь, любить и может опечалить, убить желание, вселить в душу сомнение, недоверие.

Поэты это понимали, поэтому тщательно работали над отбором словесного материала, чтобы донести до нас свои мысли и чувства.

Несколько интересных сочинений

Одним из интереснейших ранних рассказов Шукшина является произведение «Солнце, старик и девушка». Немного удивительно название произведения, но прочитав его понимаешь, что трудно более точно в трех словах описать

Недавно мне мама рассказала историю о том, как она ездила к своим родственникам.

Какой он, сегодняшний день? Как редко мы задумываемся над этим вопросом, просыпаясь утром или выходя из дома

Особое внимание следует уделить такому герою повести Чехова, как Андрей Ефимович Рагин. Это врач в больнице в городе. На доктора он выучился только по настоянию своего отца

Кем же является Дубровский и князь Верейский? Это два человека, которые играли значимую роль в жизни Маши Троекуровой

Источник

Вариант 2

В 1852 году Лев Николаевич Толстой издал автобиографическую повесть «Детство». Обратим внимание на одного из персонажей произведения, а именно на Наталью Савишину, прислугу в доме Николеньки.

Наталья Савшина является второстепенной героиней в повести, благодаря чьим действиям и мыслям главный герой Николенька начинает формироваться как личность, няня помогает ему раскрыть его отношение к другим людям, что отразится на герое даже во взрослом возрасте.

Наталья с самого детства отличалась кротостью и усердием в делах, за что ее было решено сделать няней новорожденной девочки, матушки главного героя повести. Судьба служанки была не из простых: желая, наконец, стать замужней женщиной, она обратилась к своим господам за благословлением, однако те не дали своего согласия. Более того, они сослали женщину работать на скотный двор. Но это событие не сумело надломить Наталью, более того, это сделало ее сильнее, гораздо сильнее. Но, несмотря на это, героиня смогла сохранить в себе некую душевную теплоту, что позволяло ей согревать своей безграничной любовью всех жителей дома.

Вступив в должность гувернантки, Наталье дают на руки ключи от кладовой, что расценивается ею как факт большого доверия со стороны господ. Именно после этого события ее начинают называть по имени и фамилии, а именно Натальей Савишиной.

В сцене, где господа решают отпустить Наталью и сделать ее свободным человеком, мы видим, что женщина не слишком-то рада такому решению. Ведь как же так, она любит окружающих ее людей, они ей доверяют, а тут ей говорят, что она может идти куда захочет. Наталья никогда не думала о себе, все для других. Ее доброта делала обитателей дома человечнее, вселяла в их сердце некий духовный свет.

Внимательный читатель вспомнит момент из повести, когда Николенька сильно обижается на няню за то, что она посмела наказать его за хулиганство. Словно дворового мальчишку! Николенька зол, он рвет и мечет. Но Наталья, увидев слезы мальчика, решила первая к нему подойти и помириться. Женщина извинилась за свое поведение и даже принесла Николеньке подарок. Такая доброта няни заставило испытать мальчика настоящий стыд. Данный эпизод, по словам Никольеньки, остался в его памяти навсегда. Он настолько привык к бескорыстной любви няни, что даже не задумывался о том, насколько он ей благодарен. Он понял, что никогда не пытался понять истинные чувства Натальи, а действительно ли она счастлива? Хорошо ли ей живется в доме?

Образ Натальи Савшиной помогает читателю понять отношение главного героя к людями и миру в целом. Наталья – пример настоящей женщины, женщины полной любви и доброты в сердце.

Глава XI Занятия в кабинете и гостиной

Уже смеркалось, когда мы приехали домой. Maman села за рояль, а мы, дети, принесли бумаги, карандаши, краски и расположились рисовать около круглого стола. У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. Очень живо изобразив синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак, я не знал наверное, можно ли нарисовать синего зайца, и побежал к папа в кабинет посоветоваться об этом. Папа читал что-то и на вопрос мой: «Бывают ли синие зайцы?», не поднимая головы, отвечал: «Бывают, мой друг, бывают». Возвратившись к круглому столу, я изобразил синего зайца, потом нашел нужным переделать из синего зайца куст. Куст тоже мне не понравился; я сделал из него дерево, из дерева – скирд, из скирда – облако и, наконец, так испачкал всю бумагу синей краской, что с досады разорвал ее и пошел дремать на вольтеровское кресло.

Maman играла второй концерт Фильда – своего учителя. Я дремал, и в моем воображении возникали какие-то легкие, светлые и прозрачные воспоминания. Она заиграла патетическую сонату Бетховена, и я вспоминал что-то грустное, тяжелое и мрачное. Maman часто играла эти две пьесы; поэтому я очень хорошо помню чувство, которое они во мне возбуждали. Чувство это было похоже на воспоминание; но воспоминание чего? казалось, что вспоминаешь то, чего никогда не было.

Против меня была дверь в кабинет, и я видел, как туда вошли Яков и еще какие-то люди в кафтанах и с бородами. Дверь тотчас затворилась за ними. «Ну, начались занятия!» – подумал я. Мне казалось, что важнее тех дел, которые делались в кабинете, ничего в мире быть не могло; в этой мысли подтверждало меня еще то, что к дверям кабинета все подходили обыкновенно перешептываясь и на цыпочках; оттуда же был слышен громкий голос папа и запах сигары, который всегда, не знаю почему, меня очень привлекал. Впросонках меня вдруг поразил очень знакомый скрип сапогов в официантской. Карл Иваныч, на цыпочках, но с лицом мрачным и решительным, с какими-то записками в руке, подошел к двери и слегка постучался. Его впустили, и дверь опять захлопнулась.

«Как бы не случилось какого-нибудь несчастия, – подумал я, – Карл Иваныч рассержен: он на все готов…»

Я опять задремал.

Однако несчастия никакого не случилось; через час времени меня разбудил тот же скрип сапогов. Карл Иваныч, утирая платком слезы, которые я заметил на его щеках, вышел из двери и, бормоча что-то себе под нос, пошел на верх. Вслед за ним вышел папа и вошел в гостиную.

– Знаешь, что я сейчас решил? – сказал он веселым голосом, положив руку на плечо maman.

– Что, мой друг?

– Я беру Карла Иваныча с детьми. Место в бричке есть. Они к нему привыкли, и он к ним, кажется, точно привязан; а семьсот рублей в год никакого счета не делают, et puis au fond c’est un tres bon diable.[23]

Я никак не мог постигнуть, зачем папа бранит Карла Иваныча.

– Я очень рада, – сказала maman, – за детей, за него: он славный старик.

– Если бы ты видела, как он был тронут, когда я ему сказал, чтобы он оставил эти пятьсот рублей в виде подарка… но что забавнее всего – это счет, который он принес мне. Это стоит посмотреть, – прибавил он с улыбкой, подавая ей записку, написанную рукою Карла Иваныча, – прелесть!

Вот содержание этой записки:

«Для детьей два удочка – 70 копек.

Цветной бумага, золотой коемочка, клестир и болван для коробочка, в подарках – 6 р. 55 к.

Книга и лук, подарка детьям – 8 р. 16 к.

Панталон Николаю – 4 рубли.

Обещаны Петром Алексантровичь из Москву в 18.. году золотые часы в 140 рублей.

Итого следует получить Карлу Мауеру, кроме жалованию – 159 рублей 79 копек».

Прочтя эту записку, в которой Карл Иваныч требует, чтобы ему заплатили все деньги, издержанные им на подарки, и даже заплатили бы за обещанный подарок, всякий подумает, что Карл Иваныч больше ничего, как бесчувственный и корыстолюбивый себялюбец, – и всякий ошибется.

Войдя в кабинет с записками в руке и с приготовленной речью в голове, он намеревался красноречиво изложить перед папа все несправедливости, претерпенные им в нашем доме; но когда он начал говорить тем же трогательным голосом и с теми же чувствительными интонациями, с которыми он обыкновенно диктовал нам, его красноречие подействовало сильнее всего на него самого; так что, дойдя до того места, в котором он говорил: «как ни грустно мне будет расстаться с детьми», он совсем сбился, голос его задрожал, и он принужден был достать из кармана клетчатый платок.

– Да, Петр Александрыч, – сказал он сквозь слезы (этого места совсем не было в приготовленной речи), – я так привык к детям, что не знаю, что буду делать без них. Лучше я без жалованья буду служить вам, – прибавил он, одной рукой утирая слезы, а другой подавая счет.

Что Карл Иваныч в эту минуту говорил искренно, это я утвердительно могу сказать, потому что знаю его доброе сердце; но каким образом согласовался счет с его словами, остается для меня тайной.

– Если вам грустно, то мне было бы еще грустнее расстаться с вами, – сказал папа, потрепав его по плечу, – я теперь раздумал.

Незадолго перед ужином в комнату вошел Гриша. Он с самого того времени, как вошел в наш дом, не переставал вздыхать и плакать, что, по мнению тех, которые верили в его способность предсказывать, предвещало какую-нибудь беду нашему дому. Он стал прощаться и сказал, что завтра утром пойдет дальше. Я подмигнул Володе и вышел в дверь.

– Что?

– Если хотите посмотреть Гришины вериги, то пойдемте сейчас на мужской верх – Гриша спит во второй комнате, – в чулане прекрасно можно сидеть, и мы всё увидим.

– Отлично! Подожди здесь: я позову девочек.

Девочки выбежали, и мы отправились на верх. Не без спору решив, кому первому войти в темный чулан, мы уселись и стали ждать.

Сочинение про Наталью Савишну

Повесть «Детство» Льва Николаевича является автобиографическим произведением. В нем писатель описывает свое детство, условия и уклад жизни во времена, когда происходило взросление автора. И это не случайно. Именно детство является самым важным по значению этапом в жизни любого человека. Так как в данном возрасте ребенок учится, познает мир, формирует свое представление о сущности бытия. Характер ребенка закладывается в возрасте до пяти лет. Поэтому очень важно, чтобы детство было счастливым временем для детей.

Важную значимость в произведении имеет описание жизни людей, которые окружали Толстого. Он понимал, что именно эти люди способствовали его формированию. В повести автор дает описание старушки служанки Натальи Савишны, которая была крепостной крестьянкой и была экономкой в доме. В ее обязанности входило следить за ключами от кладовой, отвечать за белье, одежду и продукты. Еще в подростковом возрасте она попала в хозяйский дом и прослужила в нем шестьдесят лет.

На внешний вид Наталья была сгорбленная с седыми волосами, которые всегда выглядывали из-под чепчика. В молодости она была веселой, толстой и краснощекой. С годами же ее глаза выдавали в ней спокойную печаль. Так как в характере девушки были замечены кротость и усердие, ее сделали няней матери главного героя. Со своей воспитанницей имеют теплые отношения. Они всегда испытывали сильную любовь друг к другу. Через год после смерти своей любимицы служанка тяжело заболевает. Она желала, чтобы ее похоронили рядом со своей воспитанницей.

Несмотря на тяжелую жизнь, она сумела сохранить в себе теплую, бескорыстную и нежную любовь, которой согревала весь дом. Наталья обладала властным характером. Она никогда не думала о себе. Когда господа дали ей вольную, она восприняла это как способ отделаться от нее. Служанка была искренним человеком с чистой душой. У хозяев пользовалась доверием. Ей доверяли следить за имуществом, так как была надежной и честной работницей.

Другие персонажи

Семья Николеньки

– мать, отец, брат Володя, сестра Любочка, бабушка.

Наталья Савишна

– экономка, бескорыстно и нежно привязана к матери Николеньки и ко всей ее семье.

Карл Иванович

– домашний учитель. Добрый и любящий семью Иртеньевых человек.

Мими

– гувернантка Иртеньевых.

Гриша, юродивый

. Жил в доме Иртеньевых.

Сонечка Валахина

– первая любовь Николеньки.

Иленька Грап

– объект насмешек ровесников.

Глава 1. Учитель Карл Иваныч

Через несколько дней после своего десятого дня рождения Николенька Иртеньев, от лица которого ведется повествование, был разбужен рано утром наставником Карлом Иванычем. Одевшись и умывшись, герой и его брат Володя в сопровождении Карла Иваныча идут «здороваться с матушкой» .

Глава 2. Maman

Вспоминая мать, Иртеньев представляет ее светлый образ, улыбку и чудесные события детства, связанные с ней.

Главы 3-4. Папа. Классы

Придя к отцу поздороваться, дети услышали о том, что он решил забрать их с собой в Москву – учиться.

Николенька переживал из-за расставания со всеми близкими, кто был ему дорог.

Главы 5-6. Юродивый. Приготовления к охоте

В дом к Иртеньевым к обеду пришел юродивый Гриша, и глава семейства был недоволен пребыванием его в доме. В преддверии отъезда дети попросили отца взять их на предстоящую охоту.

После обеда вся семья выезжает на охоту.

Глава 7. Охота

Отец направляет Николеньку на одну из полян стеречь зайца. Гончие выгоняют зайца на мальчика, но тот в азарте упускает зверя и переживает из-за этого.

Глава 8-9. Игры. Что-то вроде первой любви

Охота окончилась, вся компания отдыхала в тени. Дети – Николенька, Володя, Любочка и дочь Мими Катенька – ушли играть в Робинзона. Николенька с нежностью наблюдал за каждым движением Катеньки, с чувством, похожим на первую любовь.

Глава 10. Что за человек был мой отец?

Рассказывая об отце, повзрослевший Иртеньев говорит о нем как о человеке, имевшем «неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула» .

Главы 11-12. Занятия в кабинете и гостиной. Гриша

Вечером дома дети рисовали, мать играла на рояле. К ужину вышел Гриша. Дети захотели увидеть цепи, которые он носил на ногах, и пробрались в его комнату. Спрятавшись, они слушали молитвы вернувшегося странника, и их искренность поразила Николеньку.

Глава 13. Наталья Савишна

Тепло вспоминает рассказчик о преданной семье экономке, Наталье Савишне, вся жизнь которой «была любовь и самопожертвование» .

Глава 14-15. Разлука. Детство

Наутро после охоты семья Иртеньевых и вся прислуга собрались в гостиной, чтобы попрощаться. Николеньке было «грустно, больно и страшно» расставаться с матерью.

Вспоминая о том дне, герой размышляет о детстве. Именно в пору детства «невинная веселость и беспредельная потребность любви — единственные побуждения в жизни» .

Глава 16. Стихи

Через месяц после переезда в Москву братья Иртеньевы, живущие с отцом в доме у бабушки, поздравляли ее с днем именин. Николенька написал для именинницы свои первые стихи, которые она с удовольствием прочитала во всеуслышание

Глава 17-18. Княгиня Корнакова. Князь Иван Иваныч

В дом начали съезжаться гости. Прибыла княгиня Корнакова. Николенька, узнав, что она, наказывает детей розгами, был глубоко потрясен.

Поздравить бабушку приехал и ее старинный друг князь Иван Иванович. Услышав их разговор, Николенька был глубоко взволнован: бабушка говорила, что его отец не ценит и не понимает свою жену.

Глава 19. Ивины

Приехали на именины братья Ивины, родственники Иртеньевых, и Иленька Грапп, сын бедного иностранца, знакомого бабушки. Николеньке очень нравился Сережа Ивин, он во всем хотел быть на него похожим. Во время общих игр Сережа очень обидел и унизил слабого и тихого Илью, и это оставило в душе Николеньки глубокий след.

Главы 20-21. Собираются гости. До мазурки

К вечеру на бал собралось много гостей, среди которых Николенька увидел «чудесную девочку» Сонечку Валахину. Главный герой влюбился в нее и был счастлив, танцуя с ней и веселясь. «Я сам не мог узнать себя: откуда взялись у меня смелость, уверенность и даже дерзость» , – вспоминает он.

Главы 22-23. Мазурка. После мазурки

Николенька танцует мазурку с девочкой – княжной, сбивается и останавливается. Гости смотрят на него, и ему становится очень стыдно.

После ужина Николенька снова танцует с Соней. Она предлагает обращаться друг к другу на «ты» , как близкие друзья.

Главы 24. В постели

Вспоминая бал и думая о Соне, Николенька не может уснуть. Он признается Володе, что влюблен в Соню.

Глава 25-26. Письмо. Что ожидало нас в деревне

Однажды – почти через полгода после бабушкиных именин – отец зашел к детям во время уроков с известием, что они едут в деревню, домой. Причиной отъезда явилось письмо от матери – она была тяжело больна. Дети застали мать уже без сознания, и в тот же день она умерла.

Глава 27. Горе

В день похорон Николенька прощается с матерью. Глядя на лицо, еще недавно красивое и нежное, мальчик осознал «горькую истину» смерти любимого человека, и душа его наполнилась отчаянием.

Глава 28. Последние грустные воспоминания

«Счастливая пора детства» закончилась для Николеньки. Прошло три дня, и все переехали в Москву. В опустевшем доме осталась только Наталья Савишна, но вскоре и она, заболев, умирает. Повзрослевший Иртеньев, приезжая в деревню, всегда посещает могилы матери и Натальи Савишны.

Популярные сегодня темы

Произведение основано на реальной истории, связанной с одним из писательских родственников, который впоследствии становится прототипом одного из героев.

Многие читатели убеждены, что поэма «Василий Теркин» тесно связана только со временем Великой отечественной войны.

Русские территории очень обширны. Русское государство непрестанно расширялось с момента своего появления. Но государственные владения необходимо охранять. Для охраны служит армия

Существуют разные мнения относительно того как следует управлять человеческим обществом. Некоторые придерживаются идей анархизма и считают людей, если не равными

Источник

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: