О том, кто такая Настасья Филипповна Барашкова, знает каждый, кто читал «Идиота». Это героиня, вокруг которой и завязаны главные сюжетные узлы. Монолог Настасьи Филипповны можно считать кульминацией романа Достоевского. В словах, которые она адресует то ли себе, то ли князю Мышкину, сквозит невероятное отчаяние, неверие в счастливый исход собственной жизни. В чём же трагедия Настасьи Филипповны? Есть ли прототипы у этого персонажа?
Князь Мышкин
Однажды в вагоне поезда, направляющегося из Швейцарии в Россию, Парфён Рогожин знакомится с молодым человеком, довольно странным, но вызывающим безграничную симпатию и доверие, — с князем Мышкиным. Дальний родственник генеральши Епанчиной очень болен, много лет провел за границей, но лечение не избавило его полностью от недуга. Именно от Рогожина Мышкин и слышит впервые о женщине по имени Настасья Филипповна.
Знаменитейший герой Достоевского свободен от страстей, которые губят человеческую душу. Он подобен ребенку. Его взгляд на окружающих незамутненный. А потому его и называют идиотом. Он единственный, кто видит в Настасье Филипповне не падшую роковую красавицу, а всего лишь несчастную женщину — женщину, лишенную любви и понимания. Он жалеет ее, возможно, любит по-настоящему. Однако интриги, которые порождает миллионное наследство, свалившееся как снег на голову, вынести он не в состоянии.
Автор наделил князя Мышкина автобиографическими чертами. Герой страдает эпилепсией, так же как и его создатель. И именно Мышкин поведал читателям о психологическом состоянии человека перед смертной казнью — о том, что было известно Достоевскому на собственном опыте. Вернемся же к образу Настасьи Филипповны. Какую роль история «падшей женщины» сыграла в судьбе несчастного князя Мышкина?
Красота спасёт мир
При изображении женских характеров Ф.М. Достоевский придерживался традиций, которые сложились в русской литературе, наверное, со времён Н.М. Карамзина.
Особо следует отметить женские характеры, созданные М.Ю. Лермонтовым, и связь этих женских образов с персонажами Ф.М. Достоевского. Например, характеры Бэлы и подруги контрабандистов поражают своей порывистостью, дерзостью, дикостью, гордостью. Их загадочность интригует Печорина, ищущего применения своим душевным силам.
Княжна Мери – нежная, мечтательная натура. И, наконец, Вера, которая Печорина особо волнует. Все эти женщины любят Печорина, они, как бабочки, летят на свет его любви, его личности и сгорают в ней. Женский портрет у Лермонтова динамичен, позволяет проследить образ в развитии. То же самое мы наблюдаем и у Ф.М. Достоевского в романе «Идиот». В этом произведении автор воплощает задачу, которую он считает «бесконечно трудной, почти непосильной для художника», потому что это вопрос об идеале, вопрос о красоте.
«Красота великая сила. Красота спасёт мир», — писал Достоевский, создавая образ Настасьи Филипповны. Конечно, философским первоисточником отношения Достоевского к красоте и её земному воплощению был Шеллинг. Но Достоевский всегда пользовался многими источниками для своих синтетических и качественно новых сплавов, в его художественную память врезались и слова Гоголя: «Красота женщины есть тайна. Бог недаром повелел иным из женщин быть красавицами; недаром определено, чтобы всех равно поражала красота, — даже и таких, которые ко всему бесчувственны и ни к чему не способны», — даже Рогожина, например.
Красота хрупка и уязвима, она волнует потому, что, будучи лучшей частью реального мира, как ничто другое, заслуживает лучшей участи, заслуживает любви. Красота для Достоевского – тайна человеческого бытия, понятие почти безбрежное, и в романе она явлена в разных ипостасях: в большей мере как совершенство души (князь Мышкин) и в меньшей мере как природная гармония. Совершенно особое место в нём занимает красота женская. Красота – свойство многих героинь этого романа: «странная», «необыкновенная», «невыносимая», «ослепляющая» красота Настасьи Филипповны; «совсем красавица» и даже «чрезвычайная красавица» — Аглая. «Замечательно хороши собой» и её сёстры Александра и Аделаида, причём о красоте первой сказано, что её лицо, «прекрасное и очень милое», имеет оттенок Гольбейновой Мадонны, а у Аделаиды, как тонко ощутил князь, лицо самое «симпатичное», «счастливое лицо», как у доброй сестры. Даже второстепенные женские персонажи чаще всего аттестуются автором именно с точки зрения их внешней привлекательности.
Что же касается роли «положительной и бесспорной красоты в лице русской женщины», то смысл её преображающего воздействия на людей писатель связывает с правдой, правдой «бесспорной и осязательной». Как видим, в красоте писатель усматривал сверхматериальные начала, которые потому и способны улучшать жизнь, что воплощается в мире человеческого духа.
Впрочем, не всем понятна красота. Часто на неё смотрят с вожделением, стремясь завладеть ею. Натурами эгоистическими, страстными овладевает слепая решимость «соблазна», при этом, действуя сообразно инстинкту, они не способны отличить подлинного совершенства, проявляя в погоне за красотой лишь собственную нравственную ущербность. Так, о Настасье Филипповне до появления её в жизни князя Мышкина сказано: «о красоте её знали все, но и только…».
Характеристика
Настасья Филипповна — героиня довольно противоречивая. Действующие лица романа характеризуют ее по-разному. Какой эту женщину видит Мышкин? Впервые взглянув на ее портрет, он поражен. Однако поражен не красотой, а скорее страшным сочетанием гордости и презрения, которое можно прочитать в ее взгляде. Бледное лицо, чуть впалые щеки, странный огонь в глазах — всё это видит князь на портрете 25-летней женщины. В этот момент он словно угадывает прежнюю и дальнейшую судьбу Настасьи Филипповны. Затем, став миллионером, пытается спасти ее. Но тщетно. Это женщина испытывает презрение не только к окружающим, но и к самой себе.
«Шальная любовь» Софи Марсо
Софи Марсо в фильме «Шальная любовь» (1985)
В 1968 году во Франции вышла еще одна телеверсия романа в постановке Андре Барсака, которая прошла относительно незамеченной. А вот в 1985 году легендарный польский режиссер Анджей Жулавский создал «осовремененную» версию «Шальная любовь».
Имена персонажей были изменены, а действие перенесено в реальность. Одну из первых своих ролей тут сыграла 19-летняя Софи Марсо, её персонажа зовут Мари.
Детство Настасьи Филипповны
Достоевский создал этот женский образ под тяжестью собственных любовных переживаний. Но о том, кто послужил прототипом Настасьи Филипповны, расскажем позже. Прежде стоит изложить биографию этой неординарной женщины.
Настасья Филипповна родилась в семье дворянина, отставного офицера. Когда девочке было семь лет, погибла ее мать. Отец после смерти жены сошёл с ума, и вскоре умер в горячке. Настасья осталась одна на белом свете. В ее судьбе активное участие принимал соседский помещик Афанасий Тоцкий. Сирота росла в доме его управляющего.
Девочка подросла. Тоцкий увидел в ней будущую красавицу. Нанял гувернеров, которые обучали Настасью французскому языку, музыке и правилам поведения в светском обществе. Когда же ей исполнилось 16 лет, сделал ее своей содержанкой.
Ганя Иволгин
Страдающую, ранимую душу в Настасье Филипповне смог увидеть лишь князь Мышкин. Для других же она была предметом торга. Узнав о том, что Тоцкий собирается жениться на одной из дочерей генерала Епанчина, Настасья приезжает в Петербург. И теперь уже помещик видит: перед ним не трогательное, беззащитное существо, которое он погубил, а женщина, готовая мстить. Она обладает страшным, инфернальным обаянием, что привлекает новых поклонников. Среди них и Ганя Иволгин.
Этот молодой дворянин богат, имеет приличную наружность, недурно образован. Он неглуп, но в то же время не имеет ни таланта, ни способностей, у него нет ни одной собственные идеи. Ганя Иволгин «решительно как и все». Он служит секретарем у генерала Епанчина, и именно у него в одной из первых глав князь Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, который его так поражает.
Парфён Рогожин
После первой же встречи с Настасьей Барашковой сын богатого купца охвачен роковой страстью. Он дарит ей бриллиантовые подвески стоимостью в десять тысяч. Встреча с этой женщиной выбивает Рогожина из привычной колеи. Он совершает ряд безумных поступков — всё ради того, чтобы завоевать Настасью Филипповну. Когда Парфен становится наследником миллионного состояния, так же как и Тоцкий, он пытается купить ее. Однако он неглуп и понимает, что ответного чувства никогда не дождется. Настасья Филипповна давно не дорожит собой. Связь с Рогожиным для неё — форма самоубийства.
Любовный треугольник
В одной из сцен князь Мышкин делает Настасье Филипповне предложение. Она отвечает ему отказом и произносит длинную речь, полную горечи и страдания. Когда-то, будучи содержанкой Тоцкого, она мечтала о таком, как Мышкин — добром, честном, «глупеньком». Но потом общество навязало ей шаблон, которому пришлось следовать.
Настасья Филипповна понимает, как страшно на судьбе Мышкина может отразиться женитьба на «падшей женщине». А потому выходит замуж за Парфена Рогожина, который уважает князя, но неизменно видит в нём соперника. Настасья Филипповна губит и себя, и тех, кто любит ее. Рогожин в припадке ревности убивает ее, затем сходит с ума. Не менее печальна и участь князя Мышкина.
Развитие отношений
С самого начала князь Мышкин предсказывает, что Рогожину и Настасье нельзя быть вместе — это плохо закончится. Лев Николаевич хорошо понимает, что творится у каждого человека в душе. Видимо, за это его и полюбила несчастная надломленная женщина. Он никого не осуждает, даже за самые тяжелые грехи. А она всегда мучается угрызениями совести, потому что жила с Тоцким, хоть и не по своей воле.
Хотя Лев Николаевич делает несчастной предложение руки и сердца, она отвергает его, чтобы пойти с купцом. И так она поступает неоднократно, то приближая к себе князя, то отталкивая его. А Парфен терпеливо ждет, хотя в душе у него бушует вулкан ревности.
Рогожин, хотя и не умеет красиво говорить, способен на весьма сильные чувства.
Например, в порыве великодушия он «отдает» свою возлюбленную князю, хотя до этого хотел его убить из ревности. Но твердо держит слово, правда, лишь до тех пор, пока гордячка сама не обращается к нему с просьбой увезти ее. Рогожина, в отличие от Ганечки и Тоцкого, не волнует общественное мнение. Он готов предложить свою руку невзирая на сомнительную репутацию бывшей содержанки.
Образ героини в других произведениях
Характерные черты Настасьи Филипповны можно видеть и в других персонажах Достоевского. Например, в Аграфене Светловой из «Братьев Карамазовых», Полине из «Игрока». Героиня романа «Идиот» стала одним из ярчайших литературных образов. История молодой женщины с поломанной судьбой встречается и в произведениях более поздних прозаиков. В романе Пастернака «Доктор Живаго» показана судьба девушки из бедной семьи, любовнице богатого и циничного адвоката. Речь идет о Ларисе, ставшей жертвой негодяя-Комаровского. Нам неизвестно, находился или Пастернак, создавая этот женский образ, под влиянием романа Фёдора Достоевского. Но героини этих двух русских писателей, бесспорно, имеют общие черты.
В 2021 году в свет вышла книга Натальи Мироновой «Синдром Настасьи Филипповны». В психиатрии такого термина нет. Писательница сама создала его. Героиня Мироновой стала жертвой насилия, после чего на протяжении нескольких лет испытывала серьезные психологические проблемы. Выражались они в нелогичной ненависти по отношению к представителям сильного пола, стремлении быть желанной, но недоступной и недосягаемой.
Тайна доктора Б-на
Восемнадцатилетний юноша Ипполит Терентьев болен чахоткой. При первом знакомстве с Мышкиным и другими героями романа в Павловске он рассказывает всем, что умирает:
«…Чрез две недели я, как мне известно, умру… Мне на прошлой неделе сам Б-н объявил…»
Позже он сознается, что солгал:
«…Б-н мне ничего не говорил и никогда не видал меня».
Так зачем же он сказал неправду, кто такой Б-н и почему так важно было именно его мнение? Б-н — это Сергей Петрович Боткин, один из самых известных петербургских терапевтов того времени. В 1860-м Боткин защитил диссертацию, стал профессором и в возрасте 29 лет возглавил терапевтическую клинику, открыв при ней научную лабораторию. В разные годы у него лечились Герцен, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Несколько раз к Боткину обращался и Достоевский. В 1867 году, в котором происходит действие романа, попасть на прием к знаменитому врачу было непросто. Он много работал в клинике, сократил личную практику и принимал пациентов вместе со студентами, наглядно объясняя методы и принципы работы.
Сергей Боткин. Около 1874 годаFine Art Images / Diomedia
Достаточно быстро у Боткина появилась репутация врача, который никогда не ошибается, хотя коллеги по цеху и журналисты пытались этот образ развенчать. В 1862 году якобы допущенная им ошибка едва не стала сенсацией. В клинику поступил молодой мужчина, у которого Боткин заподозрил тромбоз воротной вены. По тем временам это было смелое предположение — такая болезнь подтверждалась только после вскрытия, а диагностировать и лечить тромбоз тогда не умели. Терапевт предсказал мужчине скорую смерть. Время шло, пациент оставался жив, продолжая мучиться. Он протянул более 120 дней под постоянным наблюдением Боткина, пережил операцию, но потом все-таки умер. При вскрытии патологоанатом извлек воротную вену, в которой был тромб. Упоминая в разговоре Боткина, Ипполит пытается убедить своих собеседников, что действительно скоро умрет, и привлечь их внимание.
Аполлинария Суслова
Так звали женщину, которую на протяжении многих лет любил Достоевский. Аполлинария родилась в семье богатого купца, получила неплохое образование. Ее старшая сестра — Надежда — стала первой русской женщиной-врачом. А это говорит о том, что дочери Суслова воспитывались в довольно благоприятной среде.
Аполлинария была моложе Достоевского на 20 лет. Между ними завязался роман. Полина (именно так ее называли знакомые и родственники) требовала от писателя развестись с женой. Кроме того, писала повести и рассказы, которые не имели литературной ценности, и требовала содействия в публикации. Одно из ее произведений однажды все-таки появилось на страницах журнала Достоевского. После смерти жены писатель сделал Полине предложение. Однако девушка ответила ему отказом. Их отношения всегда были мучительными, нервными, неясными.
Многие литературоведы, изучающие жизненный и творческий путь Фёдора Достоевского, полагают, что именно Аполлинария Суслова является прототипом Настасьи Филипповны.
Актрисы, сыгравшие знаменитую героиню
Роман Достоевского экранизирован множество раз. В 1910 году на экраны вышла картина Петра Чардынина. Настасью Филипповну сыграла Любовь Варягина. В 1958 году Иван Пырьев снял фильм, который признан одной из лучших экранизаций романа Достоевского. Главную женскую роль исполнила Юлия Борисова. В 2003 году на экраны вышел телевизионный многосерийный фильм Владимира Бортко. На этот раз Настасью Филипповну сыграла Лидия Вележева.
В образе знаменитой героини в разное время на экране появлялись такие актрисы, как Аста Нильсен, Эдвиж Фёйер, Людмила Максакова, Жанна Балибар. Правда, не раз зарубежные кинематографисты наделяли знаменитый персонаж другим именем.
Аста Нильсен — датчанка в немецкой экранизации «Неверные души» (1921)
Её называли «скандинавской Сарой Бернар», Аста Нильсен была настоящей звездой немного кино, которую в те годы хорошо знали и в России. Она появилась в немецкой экранизации «Идиота», поставленной режиссером Карлом Фрёлихом, а чуть позже вышла замуж за МХАТовца Григория Хмару. В 1930 они развелись, но Хмару назад в СССР уже не пустили.
Постер к фильму «Неверные души» (1921) / Аста Нильсен
Сама же Нильсен вскоре завершила свою карьеру. Она из тех признанных мировых звезд, которые не смогли перешагнуть через болезненную для актеров смену немого кино звуковым.
🗹