Сюжет — краткое содержание:
- В простой крестьянской семье произошло горе, умер сын и муж, Прокл. Жена шьет ему саван, отец копает могилу, мать поехала за гробом.
- Автор рассказывает о необыкновенных русских женщинах, сильных, трудолюбивых, об их непростой жизни.
- Умер Прокл из-за того, что перетрудился, замёрз по дороге, заболел, поправиться уже не смог.
- Хоронили его всей деревне, все жалели Дарью, потому что понимали, сколько теперь у неё будет новых забот без мужа.
- Вернувшись домой, Дарья увидела, что дрова закончились. Она отправилась в лес одна, там она смогла дать волю своим чувствам, вспоминала о жизни с мужем.
- К ней явился Мороз, лютый, гордый, безжалостный, заморозил Дарью, заснула она вечным сном.
Другие персонажи
- Прокл – муж Дарьи, кормилец, умерший от сильного переохлаждения.
- Родители Прокла – пожилые люди, у которых умер единственный сын, их надежда и опора.
- Маша и Гриша – маленькие дети Дарьи и Прокла, ставшие круглыми сиротами.
А ещё у нас есть:
для самых крутых —
Читать «Мороз, Красный Нос» полностью
Пословицы к произведению:
Беда вымучит, беда и выучит.
Беда не по лесу ходит, а по людям.
Человек трудом велик.
Другие читательские дневники здесь
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Мороз, Красный нос
В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промёрзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьёт саван покойному мужу.
У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздаётся сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.
Продолжение после рекламы:
Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.
Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдаётся наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершён, наступает время для причитаний.
Суровым зимним утром савраска везёт хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретён, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.
Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у неё нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.
Брифли существует благодаря рекламе:
По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовёт его, с ним говорит…».
Она вспоминает свой сон перед Стасовым днём. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.
Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в своё царство, обещает приголубить и согреть…
Продолжение после рекламы:
Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у неё бьётся ребёнок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…
Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.
Белка роняет на неё ком снега, а Дарья стынет «в своём заколдованном сне…».
Идея поэмы
Изначально поэма задумывалась, как драма, где ключевой смысл заложен в смерти крестьянина. Но постепенно рассказ сложился в эпическое произведение, где на первый план вышла жена крестьянина.
Напряжения и остроты добавили произведению постоянные перемещения во временном пространстве. Поэт как бы «гуляет» во времени, то перемещаясь в недавнее прошлое, то заглядывая вперёд.
В образ Дарьи автор вложил нелёгкую судьбу всех русских крестьянок. Горькие вдовьи слёзы, описанные в конце произведения — это женские слёзы всех женщин, отягощенных тяжёлой работой, и большим горем, с которым справиться, оказывается, не всегда под силу. Трагическая судьба женщины, которая не боится физического труда и готова выполнять любую мужскую работу, обрывается.
Некрасов относится к своей героине с большим уважением и благоговейным трепетом. Этой сильной и смелой женщине он посылает смерть, как избавление от мук.
Известно, что в 1861 году в России произошла реформа, было отменено крепостное право. Оказалось, что реформа не принесла народу того долгожданного облегчения, которое ожидалось. Чтобы соблюдать, хоть какой-то порядок в обществе, была введена жесточайшая цензура. Писателям нелегко было обходить острые углы и «ловушки», расставленные правительством. Но многим это удавалось, благодаря своему таланту.
Николай Алексеевич нашёл свой путь. Кроме юмористических фельетонов и юмористических очерков, которые цензура пропускала, можно было писать о женщине. А в те годы ей была закрыта дорога и в экономику, и в политику. И если цензор видел, что произведение о женщине, он считал, что оно не представляет особой угрозы для существующей власти. Этим обстоятельством и пользовался литератор.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Честь
Честь — это состояние человеческого духа, верность своим принципам. Как правило, это понятие характеризует солдат, а особенно офицеров российской армии. Но, честь присуще и людям, которые не носят погоны. - Основные проблемы романа Тихий Дон сочинение
М.А. Шолохов в своем произведении в первую очередь раскрывает проблему казачества. Он описывает его традиции, быт, взгляды на жизнь. Они участвовали в гражданской войне, стояли то на стороне советской власти, то против нее. - Что толкает человека на месть? сочинение
Вот, с одной стороны, это простой вопрос, но, с другой – сложный… Так и бывает, что человек сам не может разобраться в причинах своих поступков.
Приготовление к похоронам Прокла
Пока невестка дожидается возвращения свекрови, отец Прокла копает сыну могилу за 4 версты от села, рядом с церковью. Он выбирает такой участок, с которого от дороги будет виден крест на могиле, со свободным пространством вокруг.
Старику досталась тяжелая задача: мерзлая глинистая земля с трудом поддается лому и лопате, да к тому же звенит, как железо. Он копает долго и прилежно, затем завершает непростую работу. Полный печали, пожилой крестьянин возвращается домой.
Он догоняет свою старуху. Спрашивает, хороший ли гроб попался. Та отвечает, что неплохой. Дальше они идут молча под едва слышное гудение дровней.
Внезапно перед ними оказывается Пахом, местный блаженный, обряженный в женскую рубаху и вериги, босой, без шапки и с колом в руках. Он пытается утешить стариков словами: «Не беда! На вас он работал довольно, и ваша пришла череда!».
Путники продолжают молчаливый путь. Еще рано плакать и горевать. Добравшись до дома, старики с невесткой приступают к последним приготовлениям перед похоронами:
- открывают часть крыши (по народному поверью, чтобы облегчить душе путь на тот свет);
- отводят детей к соседке;
- обряжают покойника в саван.
Смертную одежду на мужа надевает Дарья, она же уводит детей из хаты, чтобы не озябли. Когда завершаются приготовления, бедняки позволяют себе оплакать мужа и сына. Их стенания слышат соседи. По одному они прощаются с Проклом. После их ухода в избе остаются хозяева и приглашенный дьячок, читающий молитвы над телом всю ночь.
Проводы в последний путь
С утра гроб с покойным народ выносит к саням. В них запряжен конь Савраска, вместе с Проклом служивший в извозе много зим. Покойный купил его жеребенком. Теперь жеребец должен послужить хозяину в последний раз — отвезти к месту упокоения.
Савраска — невольный свидетель событий, приведших к гибели Прокла. В год смерти крестьянина они вместе полдня простояли в сугробе, а затем 3 суток шагали за подводой: мужчина торопился доставить товар к месту вовремя и не обратил внимание на то, что заболел. Когда же вернулся домой, слег с сильной простудой.
Дома его пытались лечить, но ничего не помогло: ни ледяная вода в проруби, ни шептанье знахарок, ни баня. Даже хотели, чтобы медведь размял ему кости, но Дарья воспротивилась. Она решила испытать другое средство — исцеляющую икону. За ней молодая женщина отправилась в отдаленный монастырь, но… не успела. Едва она вернулась, как муж увидел ее и умер.
Похоронная процессия вместе с убитыми горем крестьянами достигает кладбища. Соседи и соседки шепчутся между собой — решают, что не будут помогать Дарье. После похорон вдова быстро возвращается домой. Изба выстужена, ей нужно растопить печь, но в поленнице не оказывается дров, и она отправляется за ними в зимний лес.
О тяжкой доле славянки
Рассказ о трудной жизни крестьянки занимает важное место в 1 части поэмы «Мороз, Красный нос». Краткое содержание его таково.
Изначально русской женщине уготованы три горьких доли: быть женой и матерью раба, а также до гроба покоряться судьбе. И сколько бы веков не проходило, это положение не меняется. Но никакая суровая жизнь не способна сломить «красивую и мощную славянку» — именно такой видится Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос».
Красивая и ловкая во всем, терпеливая и величавая, с походкой и «взглядом цариц», русская женщина всегда вызывает восхищение. Хороша она и в момент, когда косит, и когда лицо ее «гневом горит». Не любит безделья даже по выходным, но если уж появится на лице «улыбка веселья», сменившая на нем «трудовую печать», то ни в песне, ни в пляске нет ей равных.
Она чувствует ответственность за всю семью, потому у нее в хате всегда тепло, детишки накормлены, да и к празднику лишний кусок припасен. А уж когда такая «баба» идет к обедне с ребенком на руках, «всем любящим русский народ» становится «по сердцу» возникшая картина — так завершает рассказ Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос», таким образом, — это прежде всего поэма о судьбе русской крестьянки.
Крепится гордая Дарья, но слезы невольно катятся, падая на «быстрые руки» и саван.
Печальные слова сестре
Поэт объясняет причины, по которым он редко и неохотно пишет: «Я устал бороться с препонами жизни, которые ее отравляли. Преграды прошли мимо благодаря молитвам любимой сестры». Затем поэт вспоминает их сад, в котором отец посадил дуб, а матушка – иву, на которой начали вянуть листы, когда ночью маман умирала. Сейчас, когда он пишет поэму, за окном у него летит крупный, как слезы, град. В Петербурге не плачут только камни, подсказывает поэту сердце, изнывающее тоской. Он пишет новое произведение, в котором мы зримо представим картину крестьянской жизни, читая краткое содержание «Мороза, Красного носа» Некрасова. Произведение поэт разделил на две части.
Часть 2. Дарья
Краткое содержание поэмы «Мороз, Красный нос» продолжается описанием трагичной судьбы героини.
Оказавшись одна на просторе, среди леса и блестящих алмазами равнин, Дарья уже не может сдерживать чувств. Свидетелями «великого горя вдовицы» стали лес, солнце, птицы… Нарыдавшись вволю, начинает она рубить дрова. А слезы все катятся из глаз, подобно жемчужинам, и все мысли о муже. А еще о том, что теперь ожидает молодую вдову и ее детей. Теперь нужно самой везде поспевать: и в поле, и по хозяйству. Станут подрастать Маша с Гришей, но некому будет их защитить.
Вспоминается Дарье и недавно приснившийся сон. Заснула она в поле, и показалось, что колосья, как воинская рать, обступают ее со всех сторон. Стала звать на помощь. Все прибежали, кроме милого дружка. Принялась она за работу, а зерна все сыпятся – не управиться одной. Пророческим оказался сон: «жать теперь буду одна». Ждут ее долгие и одинокие зимние ноченьки. Наткет она полотна на свадьбу сыну, но вот уже ждут Гришу рекруты – староста на руку нечист, а вступиться некому. Так за горькими мыслями нарубила дров, что не увезешь.
Но не торопится домой героиня произведения «Мороз, Красный нос».
Образы и символы
Главными героями поэмы являются крестьянка Дарья и повелитель зимы — Мороз-воевода. Сначала рассказчик рассуждает о тяжелой доле русской крестьянки, а затем обращается к образу Дарьи, вдовы крестьянина Прокла, оставшейся с маленькими детьми без кормильца семьи.
- Дарья – настоящая русская женщина, которая с достоинством переносит все жизненные тяготы, холод и голод. Она верит в то, что спасение человека состоит в честном труде и семейных ценностях, она посвящает всю себя своему мужу и детям. После смерти любимого героиня вынуждена взвалить на себя все мужские обязанности, в том числе и пополнение запасов дров. В лесу она и встречается с другим центральным персонажем поэмы.
- Мороз–воевода – это фантастическое существо, которое в фольклоре является властелином холода и зимнего времени года. Образ этого персонажа нам знаком еще по сказке «Морозко». В поэме Мороз представлен величественной и неукротимой силой, которая управляет судьбами попавших в ее власть людей и жестоко наказывает за неповиновение. Испытывая Дарью холодом, герой видит, насколько сильна ее воля, и, сжалившись, ледяным дыханием освобождает ее от мук этой жизни. Это делает его спасителем главной героини, но заставляет читателей волноваться о судьбе ее детей, оставленных без матери и отца. Как можно видеть, образ Мороза неоднозначен и тесно связан с фольклорной традицией, которой пронизана вся поэма. Если в сказках всемогущий маг дарует тем, кто прошел проверку, счастье, то в данном произведении он награждает женщину смертью. Нет, дело не в жестокости. Просто для Дарьи нет в мире счастья, раз нет на свете любимого мужа. Поэтому причина ее страданий – не злая мачеха, а сама жизнь в одиночестве. Мороз убивает ее, чтобы она воссоединилась с супругом.