Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович для читательского дневника

  • Краткие содержания
  • /
  • Одоевский
  • /
  • Мороз Иванович

Год: 1841 Жанр: авторская сказка

Основные герои: Две сестры и Мороз Иванович

Жили в одной семье две сестры и няня при них. Рукодельница была трудолюбивой и смышленой девочкой. Она поднималась спозаранку, чтобы успеть растопить печь, замесить хлеб, подмести в избе, покормить петушка и воды из колодца принести. Ленивица делать по дому ничего не хотела. Целыми днями она сидела у окна и считала мух.

В один день девочка направилась к колодцу, чтобы принести воды: опустила ведерко, а веревочка взяла и порвалась. Заплакала девочка и пошла домой. Няня рассердилась и велела, чтобы Рукодельница без ведра назад не возвращалась. Пошла девочка к колодцу и спустилась прямо на дно. Идет она и видит печку, а в ней — пирожок. Лежит и просит девочку, чтобы его с собой взяла. Выполнила она просьбу и дальше направилась. Впереди стоит сад, а яблоки в нем – золотые. Просит яблоня потрусить ее. Рукодельница сделала дело и в путь направилась. Видит дедушку, а это – Мороз Иванович. Старик предложил девочке потрудиться у него, а взамен он вернет ее пропажу.

Осталась она у Мороза Ивановича. И верно выполняла работу: в избе убирала, еду готовила, штопала белье, и платье выправила. Так прошло три дня. Девочка ни разу не пожаловалась. Старик вернул ведерко, а в нем серебряные пятаки и брильянтик сверкают. Вернулась Рукодельница домой с подарками.

Увидела Ленивица гостинцы и собралась в путь. Однако, девочка по дороге не помогла ни печке, ни яблоне. У старика она не хлопотала по хозяйству и все время жаловалась. Мороз Иванович на третий день отдал ей слиток из серебра и брильянт. Вернулась Ленивица домой и хвастается. Вдруг слиток растаял и превратился от мороза во ртуть и от брильянта ничего не осталось.

Сюжет — краткое содержание

  1. Рукодельница роняет ведро в колодец, и нянька велит ей спуститься вниз и достать ведро.
  2. Рукодельница спускается в колодец, рвет яблоки и берет из печи пирожки.
  3. Она угощает Мороза Ивановича, взбивает его перину, и возвращается с богатыми дарами.
  4. Ленивица бросает ведро в колодец и отправляется за ним.
  5. Она отказывается от яблок и пирогов, кормит Мороза Иванович помоями и ничего не делает.
  6. Ленивица получает в дар ведро со льдинками и сосульку на нос.

Образец русской литературной сказки

Владимир Иванович Одоевский — яркий представитель эпохи романтизма. Он был не просто писателем, а философом, педагогом, музыковедом, теоретиком музыки. С рождения Владимир имел княжеский титул, был предком знаменитых Рюриковичей. Важной задачей современности писатель считал народное просвещение. Он был первым, кто открыл сельскую начальную школу в России.

Владимир Одоевский

Одоевский сделал значительный вклад в детскую литературу. Владимир Иванович выпустил сборник под названием «Сказки дедушки Иренея». Книга стала очень популярной среди детей. Больше всего детворе понравилось произведение «Мороз Иванович», краткий пересказ которого они готовят по сей день для уроков литературы. Написанная 200 лет назад сказка нравится и современным читателям.

Книга вышла в свет в 1840 году. За основу повествования автор взял народное сказание «Морозко». В итоге получилась добрая волшебная история. Повествование заключает в себе некоторые крестьянские традиции. Дети из трудовых семей всегда выполняли различную работу по дому. Яркие образы сказки эффективно мотивируют ребят.

Пословицы к произведению

Лень до добра не доводит.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Характеристика Рукодельницы и Ленивицы

Главной положительной героиней сказки является Рукодельница. Это была стройная девочка небольшого роста, с голубыми глазами и светлыми волосами. Обладала тихим мелодичным голосом. Она всегда проявляла доброту.

Работа

Самостоятельная и трудолюбивая героиня внимательно относится к окружающим, уважает старших, заботится о ближних. Доброй девочке удача идёт навстречу. Рукодельница преодолевает сложности, и весь мир сочувствует и помогает ей. Друзьями девочки становятся сказочные предметы.

Ленивице же, наоборот, нравилось понежиться в кровати и бездельничать. Отрицательная героиня была наглой, неуважительной, лживой, капризной, злобной и высокомерной. Автор наделил её резким, неприятным, крикливым голосом, иногда она шепелявила. Из-за своей зависти к сестре Ленивица отправилась в колодец. Неряшливая и самолюбивая девочка не уважала взрослых, не знала вежливых слов, грубо общалась с Морозом Ивановичем. Она нахамила пирожку и наливным яблокам. В доме волшебника она была ленивой, неаккуратной, глупой и капризной.

Пример цитатного плана

Приведем возможный пример такого плана:

1. Характеристика положительного и отрицательного персонажей: ”…жили 2 девочки — Рукодельница и Ленивица.”

2. Волшебное приключение Рукодельницы: ”…тут с ней чудо случилось…”

3. Рукодельница и Мороз Иванович: “Умна будешь, тебе ж лучше; ленива будешь, тебе же хуже…”

4. Награда по справедливости: “Спасибо тебе, умная ты девочка…”

5. Недостойные поступки и наказание Ленивицы Морозом Ивановичем: ”…не ты для меня работала, а я тебе служил.”

6. Выводы по сказке: “А вы, детушки, думайте-гадайте…”

Цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс) составляют дети под руководством учителя. Желательно, чтоб они заранее несколько раз прочитали это произведение. Предварительно нужно удостовериться, смогут ли второклассники придумать обычный план эссе. Затем производится поиск цитат, эквивалентных определенным ими пунктам плана.

О работе детей на уроке

Это произведение, по замыслу автора, действительно адаптировано для восприятия детьми младшего школьного возраста. Задача учителя заключается в том, чтобы ребенок, прочитавший ее, сделал это не формально, а осмыслив ее содержание. Преподаватель планирует свое занятие так, чтобы в процессе обсуждения сказки в классе дети сформулировали ответы на следующие вопросы:

— Было ли им интересно?

— Что нового на этом уроке они узнали?

— Что именно в сказке понравилось?

— Поняли ли дети заложенный автором смысл?

— Какие родственные сказки других авторов дети могут вспомнить, читая о Рукодельнице?

Также учитель мобилизует школьников, чтоб те составили цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс — это уже то время, когда ребята вполне в состоянии справиться с поставленной задачей).

Главная мысль

Зло и лень обязательно будут наказаны, а хорошая работа всегда вознаграждается. Никогда нельзя опускать руки, даже если тебе плохо. При любых обстоятельствах надо оставаться добрым и трудолюбивым человеком.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.

Мороз Иванович — Одоевский В. Ф

В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?»

Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку — да спать не хочется; ей бы покушать — да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать — да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер — день прошёл.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на верёвке, а верёвка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?

Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

— Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай.

Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт!

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху. Идёт она дальше.

Перед ней сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

— Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

Рукодельница идёт дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой — от волос иней сыплется, духом дыхнёт — валит густой пар.

— А! — сказал он.- Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

— Знаю я, зачем ты пришла,- говорит Мороз Иванович, — ты ведёрко в мой студенец опустила; отдать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь,- прибавил Мороз Иванович,- мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

Рукодельница послушалась. Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего.

Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.

— Ничего, — сказал Мороз Иванович, — только снегом пальцы потри, так и отойдут, не ознобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки. Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зелёная травка. Рукодельнице стало жаль бедной травки.

— Вот ты говоришь, — сказала она, — что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?

— Не выпускаю потому, что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Осенью крестьяне её посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы её захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежной периной, да ещё сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло; а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечёшь.

— Ну, а скажи мне, Мороз Иванович,- сказала Рукодельница,- зачем ты в колодце-то сидишь?

— Я затем в колодце сижу, что весна подходит,- сказал Мороз Иванович,- мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студёная, хоть посреди самого жаркого лета.

— А зачем ты, Мороз Иванович,- спросила Рукодельница,- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошки стучусь,- отвечал Мороз Иванович,- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтоб никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали. Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке да и лёг почивать на свою снежную постель.

Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и бельё выштопала.

Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

Мороз Иванович отсыпал рукодельнице серебряных пятачков в ведерко. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня.

На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: — Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделие деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да сверх того, вот тебе на память брильянтик — косыночку закалывать.

Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухватилась за верёвку и вышла на свет божий.

Только что она стала подходить к дому, как петух, которого она всегда кормила, увидев её, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

Кукареку-кукареки!

У Рукодельницы в ведёрке пятаки!

Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом промолвила: — Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделие получают!

Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да бельё штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.

Ленивице очень не по вкусу было идти к старичку работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже.

Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за верёвку да и бух прямо ко дну. Смотрит перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.

А Ленивица ему в ответ:

— Да, как бы не так! Мне себя утомлять — лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь — сам выскочишь.

Идёт она далее, перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят да промеж себя говорят:

— Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

— Да, как бы не так! — отвечала Ленивица.- Мне себя утомлять — ручки поднимать, за сучья тянуть… Успею набрать, как сами нападают!

И прошла Ленивица мимо них. Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал.

— Что тебе надобно, девочка? — спросил он.

— Пришла я к тебе,- отвечала Ленивица,- послужить да за работу получить.

— Дельно ты сказала, девочка,- отвечал старик,- за работу деньга следует, только посмотрим, какова ещё твоя работа будет. Поди-ка взбей мою перину, а потом кушанье изготовь, да платье моё повычини, да бельё повыштопай.

Пошла Ленивица, а дорогой думает:

«Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснёт».

Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лёг в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню. Пришла на кухню да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень ей было посмотреть. Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас — всё по порядку. Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как всё было мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё кваску подлила, а сама думает:

«Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет».

Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатертцы не подостлала.

Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах. — Хорошо ты готовишь, — заметил он улыбаясь. — Посмотрим, какова твоя другая работа будет.

Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, а старик покряхтел, покряхтел да и принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню.

После обеда старик опять лёг отдохнуть, да припомнил Ленивице, что у него платье не починено да и бельё не выштопано.

Ленивица понадулась, а делать было нечего: принялась платье и бельё разбирать; да и тут беда: платье и бельё Ленивица нашивала, а как его шьют, о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривычки укололась; так её и бросила.

А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал да ещё спать её уложил.

А Ленивице то и любо; думает себе:

«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича её домой отпустить да за работу наградить.

— Да какая же была твоя работа? — спросил старичок.- Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил.

— Да, как же! — отвечала Ленивица.- Я ведь у тебя целых три дня жила. — Знаешь, голубушка,- отвечал старичок,- что я тебе скажу: жить и служить — разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.

С этими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку — пребольшой брильянт. Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой побежала.

Пришла домой и хвастается.

— Вот, — говорит,- что я заработала; не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький брильянтик, а целый слиток серебряный, вишь, какой тяжёлый, да и брильянт-то чуть не с кулак… Уж на это можно к празднику обнову купить…

Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на забор и громко закричал:

Кукареку-кукурекулька,

У Ленивицы в руках ледяная сосулька!

А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление.

Читайте также

Год: 1841 Жанр: авторская сказка

Основные герои: Две сестры и Мороз Иванович

Жили в одной семье две сестры и няня при них. Рукодельница была трудолюбивой и смышленой девочкой. Она поднималась спозаранку, чтобы успеть растопить печь, замесить хлеб, подмести в избе, покормить петушка и воды из колодца принести. Ленивица делать по дому ничего не хотела. Целыми днями она сидела у окна и считала мух.

В один день девочка направилась к колодцу, чтобы принести воды: опустила ведерко, а веревочка взяла и порвалась. Заплакала девочка и пошла домой. Няня рассердилась и велела, чтобы Рукодельница без ведра назад не возвращалась. Пошла девочка к колодцу и спустилась прямо на дно. Идет она и видит печку, а в ней — пирожок. Лежит и просит девочку, чтобы его с собой взяла. Выполнила она просьбу и дальше направилась. Впереди стоит сад, а яблоки в нем – золотые. Просит яблоня потрусить ее. Рукодельница сделала дело и в путь направилась. Видит дедушку, а это – Мороз Иванович. Старик предложил девочке потрудиться у него, а взамен он вернет ее пропажу.

Осталась она у Мороза Ивановича. И верно выполняла работу: в избе убирала, еду готовила, штопала белье, и платье выправила. Так прошло три дня. Девочка ни разу не пожаловалась. Старик вернул ведерко, а в нем серебряные пятаки и брильянтик сверкают. Вернулась Рукодельница домой с подарками.

Композиция: присказка и зачин

По своей композиции данная авторская сказка создана сообразно классическим традициям устного народного эпоса. Такой стиль повествования мистичен, парадоксален. Эпосу издревле дано затрагивать потаенные струны души… Почему-то, если в произведении выдержана структура эпоса, да еще и привнесена интрига, то оно обречено на внимание читателей. Почему так? Очевидно, срабатывает славянская генетическая память поколений…

Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки, имеющей вид тонко подобранной, сообразно главной идее произведения, доброй и поучительной пословицы.

Одоевский таким образом доносит до маленьких читателей мысль, гласящую: «Даром нам, без труда, не дается ничего.»

Внимание человека, прочитавшего присказку, далее к нити повествования привлекает традиционный, канонический для эпоса еще один элемент композиции — зачин: «В доме одном жили 2 девочки. Ленивица и Рукодельница…» Что достигается им? Во-первых, создается видимость событий, произошедших когда-то в прошлом. И, во-вторых, у читателя возникает ощущение того, что основой повествования станет антитеза (противопоставление).

Изначально, благодаря мастерству писателя, симпатия ребенка оказывается на стороне Рукодельницы, поскольку он по своей природе заряжен на формирование в себе феномена “позитивного Я”.

Русский дух произведения

Ее создатель, Владимир Одоевский, сочинил для самых маленьких деток добрую, волшебную, пронизанную любовью к родному краю историю. После ее прочтения так и хочется выразить свое впечатление двумя строками Александра Сергеевича Пушкина:

«Здесь русский дух,

Здесь Русью пахнет!»

Действительно, сказка «Мороз Иванович» (одна из историй, вошедших в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея”) оставляет после прочтения именно такое впечатление. Тридцативосьмилетний автор, сочиняя ее, вложил в свой труд всего себя. У него на то время уже был опыт создания любимого народом шедевра — сказки “Городок в табакерке”.

Он, увлекшийся мистицизмом, добился, чтоб читатель воспринял его “Мороза” как волшебное народное сочинение. И это писателю удалось.

Образ волшебника

В колодце было царство Мороза Ивановича. Он ассоциируется с Дедом Морозом. Герой ведёт себя как справедливый и строгий учитель. Это был седой дед с бородой.

«Мороз Иванович» - краткое содержание сказки В.И. Одоевского

Вся природа была под его присмотром. Он следил за урожаем на полях. Дедушка вежливо общался с гостями, проявлял щедрость и справедливость. Мудрому хозяину присуще чувство юмора.

Дом Мороза был построен изо льда, а постель сделана из снега. Под белой периной зеленела травка, ожидающая весны. Зимой дед стучался в окна домов и напоминал людям, чтобы те вовремя топили печки и закрывали трубы. Рукодельница относилась к старику, как к доброму и приветливому хозяину. Ленивице он казался злым. За труд и старание он наградил, а за лень и грубость наказал.

Языковые особенности

Действие сказки разворачивается в замкнутом пространстве — доме Дедушки Мороза. Автор смог сделать своё произведение поэтичным, наделённым особым ритмом, напевностью. Сразу видно, что писатель положительно относится к происходящим событиям. К Рукодельнице рассказчик проявляет симпатию, а к Ленивице — незлую насмешку и осуждение. Автор живописно описывает ледяной дом.

Народный стиль

Повествование сказки выдержано в народном стиле: используются запоминающиеся приговорки (думали-гадали, шутки ради), пословицы (работа работе рознь, сама сделала — сама исправляй).

Одоевский применяет уникальные просторечные слова: студенец, горемычная, отзнобишь. А также он использует уменьшительно-ласкательные имена существительные: нянюшка, травка, старичок, уголёк.

В своей сказке Владимир Иванович наглядно показал читателям, что труд украшает человека. На основе произведения поставлены мультипликационный и художественный фильмы.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: