«Листы и корни» — читательский дневник по басне И. Крылова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Крылов
  • Анализ басни Листы и корни

Одним из самых древних жанров литературы, дошедших до наших дней, является басня. Еще в V веке до нашей эры в Древней Греции славился своими баснями Эзоп, который в прозе смело описывал пороки общества своего времени.

В России басня как жанр появилась в XVIII веке, но своего совершенства жанр достиг в творчестве Ивана Андреевича Крылова. Руками мастера было создано более 200 произведений в этом жанре. Басни Крылова отличаются своей поразительной честностью, яркостью языкового выражения мысли, легко запоминающимся сюжетом.

В середине творческого пути писателем была написана басня «Листы и корни». Как и все произведения этого жанра, несмотря на простоту сюжета, она наделена глубоким философским смыслом. Оживлять предметы и наделять их человеческими качествами ( умением говорить, петь) литературная особенность произведений баснописца. Не исключение и «Листы и корни».

Листья дерева ведут разговор о своей значимости с ветром, который ласкает их своей прохладой. Путники отдыхают под ними. Птицы , прячась в листве, заливают свои трели. Девушки водят хороводы.

Да и сам ветер частый их гость. Листы ведут себя очень горделиво, заносчиво, считая себя очень важной персоной. Но их беседу прерывают корни дерева, которые расставляют все по своим местам. Без них невозможно шелестеть листочкам. Корень-источник жизни всего дерева. Век листка мал, весной распустившись к зиме, он погибает и на его место приходит новый лист. Дерево дышит, пока живы корни.

Мораль

Автор не выделяет отдельным четверостишием мораль басни. Последние ее строки являются смыслом всего повествования — если корни погибнут, не будет и листьев. Проблематика творения Крылова велика и рассмотреть ее можно с нескольких позиций.

Дерево — российское государство XIX века. Корни — обычный народ, на котором держится власть и высшее сословие. Народ создает своим руками материальные блага, которыми пользуются люди высшего общества. На том и держится государство, не будет народа, не будет власти.

Можно рассмотреть смысл басни по-иному. Человек никогда не должен забывать свои корни, место своего рождения, людей которые подарили ему жизнь. Если перешагнуть и не помнить прошлое не будет и будущего.

Актуальность басни доказана веками. Сейчас часто можно увидеть людей, занимающих высокие посты в правительстве, звезд шоу-бизнеса, которые считают себя выше других. Но достигнуть таких высот им помогли именно люди, которые верят им. Гордыня один из тяжких грехов перед Богом и прежде чем возвысить себя необходимо вспомнить поучительную басню И.А.Крылова.

Вариант 2

Басня это произведение иногда в прозе, а чаще в стихах, которое содержит нравоучение (мораль). Общепризнанным баснописцем, мастером своего дела, является Иван Андреевич Крылов.

Более двухсот басен столько написано И. А. Крыловым за весь период его творчества! Его басни затрагивают проблемы человека и проблемы общества, в целом, отражая насущные проблемы того времени и не только. Его басни были переведены на множество языков, а строчки из них давно стали общеизвестными афоризмами.

В основе названия басни «Листы и корни» лежит антитеза, автор противопоставляет два понятия свет и тьму, верх и низ, пишет о тех, кто работает, и о тех, кто только пользуется чужим трудом. В речи Листьев слышно хвастовство и презрение, а в речи Корней спокойная уверенность и мудрость, это еще раз подчеркивает противопоставление двух понятий в этой басне. Под «деревом» автор понимает Россию. Под «корнями» Крылов показывает крестьянство, которое не покладая рук во «тьме» трудится на благо «листьев». А под «листьями» И. А. Крылов подразумевает высшие слои общества того времени.

«Листья» считают, что это они то, чем дерево вправе гордится, это мы понимаем из их хвастливой речи в первой половине текста. Так и наделенные властью высшие слои населения считали, что все существующее это исключительно их заслуга. Во второй же половине текста Корни отвечают, что это они залог существования Дерева. Голос народа подчеркивает, что для того чтобы существовали помещики, крестьяне каждый день трудятся, обеспечивая существование тщеславных «верхов». Но на самом деле залог гармоничного существования дерева это слаженная работа и «верхушки» Дерева и его «низов».

«С весною новою лист новый народится…» в этой строчке и кроется основная мораль этого произведения. И. А. Крылов подчеркивает, что власть не вечна, она в любой момент может поменяться, а народ останется верным своему государству.

Басни Ивана Андреевича Крылова будут актуальны до тех пор, пока в обществе сохраняются пороки, которые они так талантливо высмеивают.

Анализ басни «Листы и Корни»

В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева, ни вас».

Краткое содержание

Прекрасным летним днем роскошные листья некоторого дерева хвастались собственной густотой и красотой. Хвалились тем, что предоставляли тень для отдыхающих пастухов и привлекали под свой покров певцов и танцоров. Из земли послышалось, что спасибо необходимо бы было сказать и нам. Листья поинтересовались, кто посмел возражать им. В ответ они услышали, что это заявили корни дерева, на котором росли листья. Корни сказали, что питают их, что листья появляются каждую весну новые. А если корней не будет, то не станет ни дерева, ни самих листьев.

Иллюстрация художника К. Трутовского

Мораль

Самое важное может быть совсем не то, что на виду.

Анализ басни

История создания

Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.

Смысл названия

В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.

Основная тема

Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.

Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие. Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя. Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.

Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.

Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл. Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения. Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.

Проблематика

В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.

Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.

Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.

Композиция

Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.

Чему учит автор

Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения?

Ирина Зарицкая | k | Оценить:

Басня Осёл и соловей

Осел увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?» Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры; Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом, «Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился», Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул — и полетел за тридевять полей. Избави бог и нас от этаких судей.

Крылов “Листы и корни”, кто главные герои, какая главная мысль?

Листья красовались и упивались самовосхвалением. И тут они слышат, что из-под земли кто-то говорит:

Это говорили корни того дерева. Листья возмутились, что какие-то корни дерзают говорить о себе. И тут корни говорят:

Главная мысль басни в том, что порой мы не замечаем кола в собственном глазу, а из-за мелкого поступка кого-либо поднимаем грандиозный шум. На самом деле собаки, охраняющие стадо не должны быть такими спокойными, если беспричинно режут барана из стада, но как они могут поднять лай против своих всесильных хозяев, за счет которых они кормятся?

Главные герои сказки-старый волк и молодой волченок.

Главная мысль басни “Волк и Волчонок” состоит в том, что успех любого коллектива зависит от того, кто этим коллективом руководит, кто его возглавляет.

Если коллектив возглавляет человек глупый и недалекий, (пример из басни-пастух-дурак), то однозначно он станет окружать себя такими же дураками (пример из басни-глупые собаки глупого пастуха) и в таком коллективе все дела будут терпеть неудачу (пример из басни-потеря овец). Если же коллективом руководит умный человек, он набирает в умных и надежных людей себе в соратники, и такой коллектив всегда добьется успеха во всем.

Конечно, здесь главные герои Лисица и Осел, но опосредствованно также Лев. Главная мысль произведения в том, что тот, кто когда-то был великим авторитетом, в случае потери своей силы и мощи, может быть презрительным для всех. и все, кто вчера преклонялись перед ним, сегодня могут лягнуть его, как тугодумный Осел из басни рискнул лягнуть своего бывшего мощного властелина Льва.

Басня Ларчик

Случается нередко нам

Где стоит только догадаться За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец. Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался; Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался. Вот входит в комнату механики мудрец. Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом, Так; он и без замка; А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет и Ларчик вам открою: В механике и я чего-нибудь да стою». Вот за Ларец принялся он: Вертит его со всех сторон И голову свою ломает; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает. Тут, глядя на него, иной Качает головой; Те шепчутся, а те смеются меж собой. В ушах лишь только отдается: «Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется. Потел, потел; но, наконец, устал, От Ларчика отстал И, как открыть его, никак не догадался: А Ларчик просто открывался.

Читать текст басни:

В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: \»Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами\». \»Примолвить можно бы спасибо тут и нам\»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. \»Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?\» — Листы, по дереву шумя, залепетали. \»Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева, ни вас\».

Басня Ларчик — анализ

«Ларчик» — это знаковое для великого баснописца произведение. Анализ басни Крылова Ларчик обычно начинается с конца, с фразы «А ларчик просто открывался». Этими словами Крылов говорит, что не стоит слишком усложнять поставленные задачи, не попробовав решить их самым простым способом.

Но в данном контексте немалое значение имеют и длительные потуги опытного мастера, нелепые подсказки публики. Это — олицетворение попыток понимания самого Крылова. Писатель утверждает, что не нужно тщательно подбирать ключ к его басням — чаще всего, он лежит прямо на поверхности!

Есть и другой вариант прочтения этого произведения. Писатель так и не дал читателю конкретно понять — как именно был открыт ларец? Из этого вытекает еще одна мораль басни Крылова Ларчик — единственно верного решения не имеет ни одна проблема, каждое дело требует особенного подхода. Читатель сам должен понять — действительно ли ларчик не имел замка, или механик просто не смог его найти.

Басня Осёл и соловей — анализ

В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека — мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов — не просто баснописец, он — великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.

Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления — глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: