История создания
Литературный критики считают, что «Метель» стала самым поэтичным прозаическим произведением Александра Сергеевича. Литератор создал повесть в период так называемой Болдинской осени, когда гостил у друзей в имении Большое Болдино. Произведение стало заключительной частью в цикле «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Работа над повестью была завершена в конце октября 1830-го.
По мнению исследователей, художественная идея зародилась еще в 1829 году. Интересно, что дебютная публикация повести состоялась в 1831-м, но по неизвестным причинам авторство Пушкина было скрыто. А спустя многие-многие годы (в 1964-м) великолепную «Метель» экранизировали.
Анализ произведения
Сюжетная линия
История начинается в далеком 1811 году. Дочь солидного помещика Марья Гавриловна страдает от пылких чувств к прапорщику Владимиру Николаевичу. Молодой мужчина не богат, поэтому родители юной девушки категорически против столь невыгодного союза.
Однако, движимые любовью, Мария и Владимир тайно видятся. После нескольких свиданий девушка соглашается на рисковую авантюру: обвенчаться и скрыться ото всех. В ночь, когда был запланирован побег, начинается сильная метель.
Мария первой покидает дом, направляясь в церквушку неподалеку. Следом за ней в назначенное место должен приехать и ее возлюбленный. Однако, из-за сильной пурги мужчина теряет ориентир, полностью сбиваясь с пути.
Марья ждет жениха в церквушке. В это время сюда заходит гусар Бурмин. Он решается подшутить над девушкой и выдает себя за ее избранника. Священник проводит обряд и только потом Мария с ужасом понимает, что обручилась совершенно с незнакомым человеком. Девушка немедленно возвращается домой, а Владимир, добравшись к церкви только поутру, узнает о том, что Марья стала женой другого.
Мария сильно переживает, находясь при смерти. Родителям удается отыскать Владимира. Они готовы дать согласие на брак, но Владимир отказывается. Он уезжает на войну, где и погибает.
После смерти отца Мария вместе с матерью переезжает в другое поместье. Там девушка знакомится с мужчиной. Он очень нравится ей. Это тот самый Бурмин.
Молодой человек признается девушке, что женат, рассказывая историю про венчание в метель. Девушка с удивлением рассказывает ему свою историю. Узнав всю правду, молодой гусар падает к ногам своей избранницы.
Герои повести
Марья – главный женский образ в повести «Метель». Семнадцатилетняя дворянка бледная и стройная, богатая и избалованная родителями. Девушка способна на сильные любовные переживания. Ей не чужд дух авантюризма и некая смелость. Мечтательная и сентиментальная дама готова пойти наперекор родителям и тайно обвенчаться с любимым человеком. Чувствительная и ранимая барышня, живущая счастливыми представлениями о взаимной любви, тяжело переживает расставание с Владимиром.
Бурмин – венный гусар, который по ошибке становится мужем Марьи. Он умный, но беспечный. Довольно насмешлив и импульсивный. Движимый пустым легкомыслием, он понимал, что сделает непростительный проступок, но все же выдает себя за жениха на тайном венчании.
Владимир – молодой прапорщик из бедного сословия. Он романтичный, преисполненный порывов, не всегда благоразумный и рассудительный. Ошибочное венчание Марьи он воспринимает, как самое тяжкое предательство. Считая, что девушка поступает так умышлено, покидает ее навсегда.
Композиция повести
Основа сюжета – курьезная женитьба. Для мужчины, это попытка повеселиться, для девушки – крах всех ее любовных надежд. Сюжет условно разделен на две линии:
- Марья и Владимир;
- Марья и Бурмин.
Пролог и эпилог отсутствуют, а сама повесть начинается малой экспозицией, где описываются будни поместья. Промежуточная кульминация – момент, когда Мария узнает о роковой ошибке в церквушке. В этот момент одна сюжетная линия плавно переходит в другую. Основная кульминация: по истечению многих лет Марья узнает в новом кавалере своего «старого» мужа.
Ключевой символ, который ми предопределяет ход событий – метель. Бушующая стихия изменила планы молодой пары обручиться ночью. С другой стороны непогода символизирует юность, полную страсти, безмятежности, лишенную рассудка и упорядоченности.
Повесть «Метель» — гениальное творение Пушкина. Работа отличается строгой завершенностью, соразмерностью, фактически математическими расчетами всех элементов композиции. Автор чисто на интуитивном уровне мог отыскать ту идеальную форму, посредством которой искусно выражал свой замысел.
Суть
Сюжетную основу составляет женитьба, вокруг которой вертятся остальные события. Главным символом произведения, безусловно, становится метель. Этот роковой разгул природной стихии полностью меняет судьбы ключевых персонажей.
Двое молодых людей искренне влюблены, однако родители мешают счастью пары и отказывают им в благословении. Тогда Владимир и Марья решаются обвенчаться тайком, но продуманный план любящих сердец рушит зимняя непогода.
Весь день Владимир улаживает важные дела, находит священника и свидетелей. Но вечером ему не удается добраться до назначенного места из-за бушующей метели. Он приезжает на станцию лишь к утру.
Марья ждала любимого в церкви, втайне уехав из дома, однако утром возвратилась обратно и серьезно заболела. Четырнадцать дней несчастная девушка пролежала с горячкой. Родители посчитали, что дочь хворает из-за запрета на женитьбу.
Время шло, а Марья Гавриловна отказывала всем претендентам на руку и сердце. Однажды в ее доме появляется Бурмин, возвратившийся с войны. Девушка начинает испытывать теплые чувства к новому знакомому, а потом и вовсе ожидает от него предложения.
Как оказалось, Бурмин был уже женат. Ведь в ту роковую ночь Марья случайно обручилась с незнакомцем. Долгие годы полковник ощущал вину из-за злополучного зимнего происшествия, ведь он даже не знал, кто же его супруга. Но в итоге судьбоносная метель подарила и Марье, и Бурмину истинную любовь (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения «Метель» для читательского дневника).
Отзывы о книге
Повесть «Метель» нужно обязательно прочитать каждой девушке. Автор рассказал интересную и увлекательную историю любви, где говорится о том, что нужно довериться судьбе. Всё встанет на свои места и люди обретут счастье. Мне книга понравилась, стала одной из любимых у А. С. Пушкина.
Кира
Совсем недавно в классе мы проходили эту повесть. Если кратко, то в ней рассказана мистическая история любви, где главная героиня странным образом нашла себе мужа. Задумка и идея автора мне понравилась, читать легко и интересно. Рекомендую к прочтению.
Вероника
Тема произведения «Метель» заключается в том, что от судьбы не уйдешь. Иногда нам кажется, что мы лучше знаем, как поступать, кого выбирать. Только на самом деле это не так. Порой жизнь расставляет все на свои места. Концовка в книге очень неожиданная. Автор затронул важные жизненные проблемы людей. Советую обязательно прочитать.
Олеся
«Метель» в музыке
Повесть легла в основу фильма, композитором на который был приглашен известный русский композитор Георгий Свиридов. К повести Пушкина «Метель» он написал такое музыкальное сопровождение, которое предельно точно раскрывает психологическое состояние героев: отчаяние, тревогу, надежду на счастье. Свиридов вводит формы, которые не употреблял Пушкин. Например, «Романс», который придает колорит произведению, показывает романтичные настроения Маши и Владимира.
Сравним, как показывают Свиридов и Пушкин метель. Отрывок, когда Владимир плутает в лесу. У писателя все построено лаконично, внимание сосредотачивается на поведении героя. То же самое показывает музыкой композитор: смятение, отчаянье, разрушающиеся планы и скорбь.
Особенности прозы Пушкина
Пушкин создал художественную прозу принципиально нового, реалистического характера. Это особенно видно, если сопоставить ее с предшествующими и современными поэту произведениями. Русская литература XVIII – начала XIX веков была преимущественно стихотворной. Проза воспринималась, как низкий жанр. В центре литературы стояла ода – торжественная стихотворная форма. Первым, кто вывел прозу как жанр, сопоставимый по значимости со стихотворной формой, был Карамзин. Но все-таки прозаический слог его был искусственный, слишком художественный, усложненный метафорами и другими оборотами.
Уже в 1822 году Пушкин отмечает большой вклад Карамзина в становление русской прозы, однако отмечает, что, в отличие от стихотворных форм, язык прозы беден и не развит должным образом. Пушкин хочет добиться простоты и естественности в повествовании. Восполнить этот пробел были призваны «Повести Белкина», где писатель блестяще справляется с поставленными задачами.
Бурмин: переосмысление поступков
Совершенно иной полковник Бурмин. С ним Маше «просто и свободно». В прошлом повеса, он искренне влюбляется в Марию Гавриловну и открывается ей в своем проступке. Бурмин не хочет обманывать возлюбленную: со скорбью рассказывает он ей о своем проступке в прошлом, который наложил печать на его жизнь. Бурмин тоже несет наказание: невозможность жениться на любимой. Его отличие от Владимира – раскаяние. Это видно по комментариям, которыми он сопровождает рассказ Маше о той ночи: «Непонятная, непростительная ветреность», «преступная проказа», «жестоко подшутил».
Конфликт в повести
Конфликт, который изображает в повести Пушкин: метель – человек. Все основные действия героев происходят на фоне бушующей стихии. Именно она помогает Пушкину донести до читателя главную мысль: неотвратимость наказания.
Важные нравственные проблемы поднимает в повести Александр Пушкин. «Метель» — произведение, которое обличает эгоизм, легкомыслие, непочитание старшего поколения, родителей. Каждый из героев повести повинен в каком-либо из этих проступков.
Чем провинились герои? Владимир – тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома. Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей. В то время это считалось большим грехом. Бурмин тоже провинился перед судьбой: он жестоко подшутил над неизвестной девушкой.
В итоге все герои наказаны судьбой. Причем, Владимир, как нераскаявшийся в «преступлении», несет самое жестокое наказание – умирает. Маша и Бурмин страдают в течение четырех лет. Повинившись в проступке, они обретают надежду на счастье – эти заканчивается повесть.
Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.
Главные герои
Гаврила Гаврилович Р. – богатый помещик, добрый, гостеприимный, радушный хозяин, любящий и заботливый отец.
Марья Гавриловна – единственная дочь Гаврилы Гавриловича, умная, красивая, романтичная девушка.
Владимир – возлюбленный Марьи Гавриловны, бедный прапорщик, погибший на войне.
Бурмин – гусарский полковник, умный, насмешливый молодой человек.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Метель»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Метель»
для самых компанейских —
Главные герои Пушкин «Метель»
для самых крутых —
Читать «Метель» полностью
Художественное своеобразие «Метели»
Пушкин поставил себе целью создать такую прозу, которая, по его словам, будет «не петь, а говорить». Отсюда и предельная экономия художественных средств в повествовании. Знакомство читателя с героями происходит с первых же строк, отсутствуют портретные характеристики. Например, про Марию Гавриловну сказано только, что она была «стройная, бледная и семнадцатилетняя девица».
Также писатель не проводит психологического анализа состояния своих героев. Пушкин предлагает судить о персонаже по его поступкам и речам.
Все же в повести можно встретить эпитеты, особенно при описании метели: «мутная мгла» и метафоры: «равнина, устланная белым волнистым ковром». Но эти тропы использованы писателем очень скупо. Чаще даже в описании стихии встречаются глаголы: так событиям придается динамика. Пушкину не важно описать стихию, главное – какую роль она сыграет в судьбе героев.
Смысл эпиграфа
Эпиграф взят из баллады Жуковского. В сокращении текст рассказа «Метель» Пушкина читать можно и в этой статье. Несколько лошадей быстро мчатся по глубокому снегу. И вот уже вдалеке от деревень показалась небольшая церковь, стоящая одиноко. Но непогода продолжает свирепствовать.
И лишь только чёрный ворон, словно предвещая беду, летает над санями и машет крыльями. Его стон печален. Кони, испуганные непогодой, уже подняли гривы и смотрят вдаль, надеясь увидеть какое-то жилище людей.
Это интересно: биография Максима Горького — кратко.
Художественные особенности пушкинской повести
Александр Пушкин весь свой цикл повестей писал в одном из направлений русской литературы, которые уже существовали в XIX веке:
- Сентиментализм — «Метель» и «Станционный смотритель».
- Реализм — «Выстрел».
- Водевиль —»Барышня-крестьянка».
- Готическая повесть — «Гробовщик».
🗹Это интересно: произведения Лермонтова — самые известные, список.