«Мелкий бес» — краткое содержание романа Федора Сологуба

  1. Краткие содержания
  2. Разные
  3. Мелкий бес Сологуба

Преподаватель словесных наук в одной из гимназий по фамилии Передонов, является ключевым персонажем произведения Сологуба «Мелкий бес». Мужчина живет в небольшом городке и трепетно относится к своей профессии. Он так стремится подняться по карьерной лестнице, что впоследствии теряет разум.

Желание быть признанным и достичь высот в своей работе вынуждает Ардальона Борисыча тщательно контролировать все, что он произносит в разговоре с людьми. Преподаватель часто ходит сердитым и хмурым, считая, что именно такое выражение лица защитит его от завистников, которые в любой момент могут разрушить его планы.

Главное желание Передонова, занять должность инспектора. Он всех вокруг убеждает, что за него хлопочет сама княгиня Волчанская. Главным условием его продвижения по карьерной лестнице является женитьба на своей троюродной сестре по имени Варвара Дмитриевна Малошина. Некоторое время назад девушка работа портнихой в доме княгини.

Варвара Дмитриевна – это неряшливая и вульгарная женщина, предпочитает ярко краситься. Именно она, заинтересованная, в том, чтобы Ардальон Борисыч стал ее супругом, рассказала своему сожителю про обещание княгини Волчанской. Эти два человека безумны в своих идеях – один в скорейшем венчании, другой – в получении желаемой должности.

Для того, чтобы скорее женить на себе Передонова, Варвара Дмитриевна тайно, вместе со своей подругой Грушиной составляют поддельное письмо, будто бы написанное рукой княгини. Женщины передают его в руки Ардальона Борисыча и тот, прочитав его, восторжествовал. Остается только скорее повенчаться.

Полученное письмо делает Передонова еще более осторожным в общении со своими знакомыми. При каждой встрече в своем собеседнике он видит только врага, который ему завидует и хочет любыми путями помешать стать инспектором. Ардальон Борисыч становиться еще более мнительным и подозрительным.

Постепенно, уже совсем войдя в роль «инспектора» Передонов начинает лично ходить в дома своих учеников-гимназистов и рассказывать их родителям о плохом поведении и успеваемости. Ему нравиться, когда родителя верят преподавателю, а их чада получают наказание. Ардальон Борисыч оправдывает свое поведение тем, что рассказывает об этом не со зла, а в качестве профилактических мероприятий.

Между тем, Малошина, не дождавшись от своего жениха никаких сдвигов в приближении женитьбы, решается на одну авантюру. Она пускает слух о том, что в гимназии, переодевшись в мальчика, учиться девочка. Узнав об этой курьезной ситуации, Передонов незамедлительно отправляется в дом к ребенку, чтобы убедиться в правдивости слухов. Одновременно он рассказывает об этой ситуации и директору учебного заведения.

Директор отправляет мальчика на медосмотр. Когда доктор объявил об ошибке и с ребенка были сняты все обвинения, слухи об этой ситуации быстро распространились по всему городу. Варвара Дмитриевна, воспользовавшись очередной ситуацией, вновь пишет поддельное письмо и отдает в руки преподавателя. Наконец, благодаря этому, ее мечта осуществилась.

Но женившись, Передонов стал совершать нелепые и необдуманные поступки. Окружающим начало казаться, что преподаватель стал потихоньку сходить с ума. Однажды, собравшись в кругу своих подруг, Варвара Дмитриевна проболталась о том, как ловко она обманула Ардальона Борисыча и дала ему в руки поддельное письмо. Такая новость быстро разошлась по всему городу. Но мужчина никак не отреагировал на эти сплетни, он даже не видит, что окружающие уже в открытую над ним смеются. Засомневавшись в здравомыслии своего подчиненного, директор отстраняет Передонова от службы. Ардальон Борисыч же, на удивление другим не расстроился, а наоборот, остался этой ситуацией доволен.

Последние же два случая, убедили окружающих в безумии Передонова. Первый инцидент по вине преподавателя произошел во время маскарада, организованного артистами местного театра. Ему почудилось, что перед ним не просто переодетые люди в маскарадные костюмы, а настоящие бесы. Передонов устраивает пожар. Никто так и не узнал, что мужчина стал виновником этой ситуации.

Последней каплей было убийство своего коллеги, которого Ардальон Борисыч пригласил к себе в гости. Вершинина рассказала Передонову правду о том, что письма, которые якобы приходили ему от княгини, на самом деле подделка. Ардальон Борисыч разгневался, так как подумал, что это проделки завистливого Володина и убил мужчину. Когда же в его дом пришли полицейские, то они увидели обезумевшего мужчину, что то бормочущего себе под нос. Передонов потерял рассудок.

Данное произведение учит тому, что добиваться поставленных целей нужно не обманом и ложью, которые впоследствии сыграют с человеком злую шутку. Только труд и искренность по отношению к себе и к окружающим помогут добиться желаемых высот и осуществить самые сокровенные желания. Нельзя в каждом человеке видеть злые помыслы, нужно уметь дружить, доверять и быть честным с самим собой и другими людьми.

Читательский дневник.

Другие произведения автора: <- Синяя птица Метерлинка? РазныеБлок 12 (Двенадцать) ->

Публикация

Как сказано в предисловии, роман писался десять лет (1892—1902), хотя в действительности работа над собственно «Мелким бесом» началась с 1897 года: до этого было множество набросков, планов, которые частично предполагались для «Тяжёлых снов», но так и не вошли в них. Провести роман в печать оказалось нелегко. Несколько лет Сологуб обращался в редакции различных журналов, — рукопись читали и возвращали, роман казался «слишком рискованным и странным». Лишь в начале 1905 года роман удалось устроить в журнал «Вопросы жизни», но его публикация оборвалась на 11-номере в связи с закрытием журнала. То был год Первой Русской революции, и политические ожидания возвысились над вопросами искусства и литературы, и «Мелкий бес» прошёл незамеченным широкой публикой и критикой. Только когда роман вышел отдельным изданием, в марте 1907 года, книга получила не только справедливое признание читателей и стала объектом разбора критиков, но и явилась одной из самых популярных книг России. Через год вышло второе издание, потом сразу третье, потом ещё и ещё — в общей сложности, при жизни Сологуба, вышло 10 изданий «Мелкого беса».

Мелкий бес и его двойник

Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003

Чего у русской бесовщины не отнять ? она зрелищна. Даже пластически талантлива ? с ее ареопагами и марш-парадами, реинкарнациями медных всадников и гипсовых пешеходов?

Но и в мелком переплясе уездного демонизма, в мышьей беготне столоначальников, в оттопыренных мизинцах (в трактире или в ток-шоу ? в России всегда есть кому оттопырить мизинец!), в шорохе заплеванных обоев, в густом рыбьем меху лузганых семечек, в крепком тепле ватных одеял, в кислом чернильном запахе классных работ на вольную тему ? этот «шорох экзистанса» и бормоток «метафизического мата» составляют мощный стиль.

Роман Ф. К. Сологуба «Мелкий бес» (1892?1902) с его героем, гимназическим учителем Передоновым, ? квинтэссенция этой стихии.

Но Валерий Семеновский (известный критик, редактор журнала «Театр», автор пьесы «Арго и его двойник», поставленной в ЦиМе Валерием Фокиным) в пьесе по мотивам «Мелкого беса» ушел от буквы и духа романа далеко. Мхатовский Передонов (Виктор Гвоздицкий) ? нелепо-целостная фигура в черном сюртуке, картузе и галстуке бабочкой (бабочка в горошек топырится, как вышеупомянутый мизинец) ? сделан преподавателем словесности. Сюрреалистический перепляс мелких пакостей, доносы на весь городок, издевательство над гимназистами и катом, кураж перед уездными невестами и преданность распаренным телесам полукухарки Варвары (Ольга Барнет) не мешают ему чувствовать себя последним местоблюстителем погибшей русской поэзии.

?Оно могло бы быть сильно и убедительно.

Будь все это написано убедительно и сильно.

Семеновский превращает сологубовский уездный маскарад с мордобоем и пожаром почти в литературную кадриль из «Бесов». Да и весь городок в пьесе ? та же кадриль из тех же «Бесов», стопка гимназических сочинений о «типичных представителях». Вот учитель Рутилов (Сергей Колесников) ? мягкосердечный и запойный русский либерал. Вот его жена-страдалица (Нина Килимник). Вот окостенелый Градоначальник в парадном мундире (Игорь Васильев) ? явно из щедринского реестра. Вот девицы Рутиловы зачем-то изъясняются цитатами из «Трех сестер» (и замирают гипсовой группой у рампы).

Но гимназическим сочинениям положено быть неадекватными Гончарову и Чехову. Их наивная размашистость и схематизм вполне удачно стилизованы.

«Пушкинская Россия, зачем ты нас обманула? Пушкинская Россия, зачем ты нас предала?» ? кричал Георгий Иванов в «Распаде атома» (1937), в муках, как душа с телом, прощаясь с прекраснодушием и «литературоцентричностью».

«Учитель словесности» точно плачет о чужом прошлом.

А вот сыграна пьеса отменно! Передонов- Гвоздицкий жадно и жалостно, сидя на полу, пожирает изюм из вазочки, точно милостыню просит. .. Передонов ? ловит собственную ступню ? серую, юркую Недотыкомку? Передонов-демон пляшет, вскидывая крылья рукавов, и отражается в огромном кривом зеркале над нелепым ковром из искусственного меха, покрывшим Малую сцену? Других декораций нет: линолеум и это покрывало, отраженные в кривом зеркале, очень похожи на карту Империи. Тень Передонова мечется по кривой тени России карамазовским «лихим человеком».

Страшны победительный кураж и тяжелая сила Варвары ? Ольги Барнет. Хороша вдова Преполовенская (Александра Ислентьева, театр»Эрмитаж), местная интеллектуалка с тягой к сексуальной свободе (и конкретно к Варваре).

Но лучше всего ? старшие и младшие. Кира Николаевна Головко, старейшая актриса МХАТа (ее воспоминания о Надежде Ламановой вошли в очерк Александра Кондрашова, опубликованный «Новой газетой»), играет М-те Коковкину, здешнюю Бабушку из «Обрыва», единственную на весь уезд, кто твердо и великолепно отказывается верить в амбивалентность добра и зла в городе N. По сюжету Коковкина ведет дуэт с гимназистом Сашей Пыльниковым или с барышней Людмилой Рутиловой. Нежная, пряная линия эротической игры Людмилы с 14-летним Сашей, линия уездной тоски, весеннего томления, восхищения красотой, ранней юности, слепо входящей в ту же кадриль бесовства, отлично сыграна студенткой Школы-студии МХАТ Аленой Семеновой и студентом Щукинского училища Романом Гречишкиным.

2003

С Новым годом! ? Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, 30.12.2003

Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003

«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003

Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003

Сентиментальный роман, Итоги, 23.12.2003

Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003

Монолог счастливого человека, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003

Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003

«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003

Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003

У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003

Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003

Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003

Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003

Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003

Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003

Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003

Изменившиеся, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.12.2003

Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003

«Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, 12.2003

51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, 28.11.2003

Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003

Олег Табаков: «На нас жизнь не кончается», АиФ, 27.11.2003

Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003

Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003

Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003

Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003

Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003

Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003

Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003

Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003

Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003

Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003

Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003

Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003

Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003

Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003

Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003

Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003

Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003

Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003

Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003

Олег Табаков: «В методах борьбы с мещанством я стал более сдержан», Артур Соломонов, Газета, 8.10.2003

Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003

Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003

Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003

Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, 16.07.2003

Театр ? on и жизнь ? off, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.06.2003

Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003

Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003

Неча на зеркало плевать?, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003

Зады русской словесности, Ирина Алпатова, Культура, 29.05.2003

ГОСПОДА СНИМАЮТ САПОГИ САМИ [«Обломов» Михаила Угарова во МХАТе им. Чехова], Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003

Господа снимают сапоги сами, Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003

В полосе неудач, Александр Соколянский, Время новостей, 23.05.2003

Фаршированный бес, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 22.05.2003

Плевок в вечность, Алексей Филиппов, Известия, 22.05.2003

Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003

Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003

Берегите отпрысков, Мария Львова, Вечерний клуб, 24.04.2003

Смерть Диван Диваныча, Олег Зинцов, Ведомости, 22.04.2003

ПРИЛИЧНЫЕ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ СИДЕТЬ В ШКАФУ! [«Смерть Ильи Ильича» Михаила Угарова во МХАТе им. Чехова], Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 16.04.2003

Чужаки на поминках, Александр Соколянский, Время новостей, 15.04.2003

Бесшумный «Обломов», Марина Давыдова, Известия, 14.04.2003

О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003

Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.04.2003

Обломова сгубила добродетель, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 10.04.2003

Физика без словаря, Александр Смольяков, Где, 8.04.2003

Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003

Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003

Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003

Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003

Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, 17.03.2003

Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003

Немного нежности для Александра Волошина, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.03.2003

Немного мифа, Алексей Филиппов, Известия, 11.03.2003

Ромео и Джульетта из дома престарелых, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.03.2003

Танцы минус, танцы плюс, Ирина Корнеева, Время МН, 7.03.2003

Очная ставка физиков и лириков, Ирина Алпатова, Культура, 6.03.2003

Чистейший Эльсинор, Мария Хализева, Вечерний клуб, 6.03.2003

Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003

Производственное совещание физиков во МХАТе, Ольга Галахова, Россiя, 4.03.2003

У Нильса Бора улыбка Табакова, Любовь Лебедина, Труд, 4.03.2003

Слова, слова, слова?, Итоги, 4.03.2003

Копенгаген, Еженедельный журнал, 4.03.2003

Девять дней одного 1941 года, Елена Дьякова, Новая газета, 3.03.2003

Не Копенгаген, Артур Соломонов, Газета, 28.02.2003

Во МХАТе изучают физику, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.02.2003

Лабораторная работа, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.2003

Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003

Что сказал покойник, Олег Зинцов, Ведомости, 28.02.2003

МХАТ расследует дела физиков Третьего рейха, Александр Соколянский, Время Новостей, 27.02.2003

Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003

Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003

Скучнее учебника по физике, Полина Игнатова, Газета.Ru, 25.02.2003

Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артист, Алексей Филиппов, Известия, 25.02.2003

Физики ? лирики, Павел Руднев, Ваш Досуг, 24.02.2003

Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003

Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003

Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003

Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003

Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: