4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1463.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1463.
Настоящей жемчужиной мировой литературы ХХ столетия по праву считается произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Невероятно трогательная история учит не только детей, но и взрослых любви, дружбе, ответственности, сопереживанию. В повести автор напоминает о вечных жизненных ценностях, показывает две картины восприятия мира – чувственную и разумную. Предлагаем познакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен при подготовке к ЕГЭ и урокам литературы в 6 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
История создания
Известнейшая сказка, покорившая как детей, так и взрослых была написана в период Второй мировой войны – 1942 году. Произведение было опубликовано в 1943 году, а посвящено было близкому другу Антуана Сент-Экзюпери – Леону Верту, в знак поддержки. Он был еврейским журналистом, который терпел бесконечные унижения от фашистского строя.
Тогда была популярная военная литература, которая стала близка всему миру, охваченному насилием и агрессией. Поэтому произведение не произвело фурора и многими было не замечено. Лишь после войны «Маленький принц» занял достойное место на полках любителей чтения. Люди устали от кровопролития и только тогда смогли оценить всю красоту и глубину истории Экзюпери. Волнение и переживание за дальнейшую судьбу мира, попавшего в железные оковы нацистского недруга, отразились в повести-сказке и спровоцировали крик души автора, пытавшегося донести важность мира и гармонии — не только в странах, пострадавших во время войны, но и в сердце человека, растерявшего детскую мудрость о дружбе, взаимовыручке, любви и ответственности.
Огромное влияние оказала на автора авиакатастрофа, произошедшая в 1935 году. Перелетая из Парижа в Сайгон, Антуан Сент-Экзюпери был вынужден совершить аварийную посадку в Ливанской пустыне. Данный инцидент значительно обогатил мировоззрение автора. Он научился терпению, познал одиночество и все-таки победил обстоятельства. Маленький принц родился именно тогда, когда изолированный от внешнего мира человек нуждался в друге и собеседнике. Он смог остаться наедине с собой и подумать о том, что его волнует. Начало творческому замыслу было положено в песках.
В своем дневнике Антуан де Сент-Экзюпери часто рассуждал о душевной скупости нового поколения. Автор понимал, что если людям не напомнить о таких простых вещах, как ответственность и доброта, то мир погрязнет еще в большем хаосе.
Все рисунки, которые и по сей день мы наблюдаем в иллюстрированных изданиях, были сделаны автором лично, что создает сильную связь между героями произведения и самим Антуаном.
Размышления о жизни Экзюпери
Не менее значимы и размышления де Сент-Экзюпери в сказке о смысле жизни. Он показывает многих второстепенных персонажей, которые замкнуты в своём узком мирке и их жизнь оказывается бессмысленной.
Сказка Экзюпери «Маленький принц» — главная мысль: размышления о дружбе, о любви, об общем доме для людей и мире. А кроме того, автор выявляет пороки, которые нужно искоренять.
Так, Географ бессмысленно записывает сведения путешественников об увиденном, требует принести доказательства, например, камни с горы, на которой побывал путешественник. Сам же Географ никогда не покидает пределы своего кабинета и ни разу не видел ни гор, ни морей. Пьяница каждый день пьёт, объясняя это чувством вины за своё пьянство. Деловой человек бессмысленно пересчитывает звёзды, ничего не зная о них.
Каждый из них лишает себя возможности видеть в мире интересное. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, глупость – вот те пороки, которые обедняют жизнь и лишают её истинного смысла. Главная мысль «Маленького принца» Экзюпери заключается в утверждении истинных ценностей человеческого бытия, в теме духовного развития человека и умении понимать настоящую любовь и дружбу.
Интересно, как сказка смогла вобрать в себя такие глубокие рассуждения и донести их сквозь года до следующих поколений читателей.
Жанр, направление
По жанру, произведение является философской сказкой-притчей. В тесном сплетении фантастики и реальности автор доносит до читателя все глубочайшие проблемы всех поколений. Антуан Сент-Экзюпери использует не поучительные высказывания, а, наоборот, в ненавязчивой форме подталкивает слушателей к размышлениям и анализу. Текст метафоричен и не буквален, его можно трактовать по-разному.
Данный жанр смог позволить автору в завуалированной форме сказки выразить все волнующие проблемы современности. Однако вопросы, поставленные автором в произведении, применимы не только к двадцатому столетию. Тема утраты и обесценивания светлых моральных качеств была и будет актуальна во всем мире во все времена.
Реализм, проскальзывающий в сказке, разбавляется отголосками романтизма и трагичности, что повышает интерес читателей и избавляет от литературной «сухости». Произведение «Маленький принц» сочетает в себе черты нескольких направлений и относится к эпохе модернизма, которой свойственна эклектика. Реалистичны события, произошедшие с пилотом: он попал в аварию, чинил самолет, нуждался в воде и пище. Ему вполне могло померещиться общение с Маленьким Принцем. Романтизм истории прослеживается в истории Маленького Принца: он одинок, противостоит всему огромному миру на своей крохотной планете. Любовь приносит ему страдания, а в смерти он находит путь домой. Фантастичные элементы проявляются в обстоятельствах жизни Маленького Принца и его рассказах.
Пословицы к произведению
Хорошо там, где нас нет.
Разлука — та же наука.
Больше той любви не бывает, когда друг за друга умирает.
Вместе и беда легче переносится.
С любимыми не расставайтесь.
Другие читательские дневники
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Смысл названия
Название произведения Антуана Сент-Экзюпери — это имя главного героя сказки. Маленький мальчик, совмещающий в себе детскую наивность и мудрость опыта, является принцем на своей планете, где нет больше никого, кроме Розы. Почему же тогда он не король? Потому что перед нами личность, которая все еще не определилась со своим статусом, местом жизни и планами на будущее. Принц все еще ищет себя и не принимает судьбу, раз отваживается на путешествие. Значит, от рождения он прикован к своей планете и роли на ней, но примет ли он ответственность? Вернется ли? Это вопрос. Статус «принца» дает ему выбор, а «короля» — нет.
Слово «маленький» демонстрирует не только возраст ребенка, но и его беззащитность против огромного мира, куда он пришел. Герой едва не потерялся в своем путешествии, ведь он мал, а мир вокруг слишком огромен и сложен для понимания. Но все же даже «маленькому» человеку удалось обрести мудрость и расставить приоритеты правильно. Это дает надежду всем нам, большим детям, отказавшимся от мечты, но еще имеющим возможность вернуться обратно.
Сюжет книги
Всё начинается с авиакатастрофы. Лётчик, вынужденно посадивший свой самолёт в пустыне Сахара, знакомится с Маленьким принцем — ребёнком, прилетевшим с другой планеты, который рассказывает ему о своих странствиях, о людях, которые живут там, где он побывал, о том, как он жил на собственной планете, бывшей для него домом, о Розе, которую любил больше всего на свете. Любил так, что готов был отдать за неё жизнь.
Мальчик очень дорожил своим домом, своей планетой, закатами, которыми он мог любоваться несколько раз в день, вулканами, которые он чистил с необыкновенным терпением и усердием. Но однажды, ощутив себя одиноким и несчастным, он решил покинуть свою маленькую планету. Роза, которую он так любил, была слишком горда для того, чтобы его удерживать.
Во время своих странствий парнишка познакомился с Королём, уверенным, что обладает абсолютной властью над звёздами; с Честолюбцем, мечтающим лишь о том, чтобы быть предметом всеобщего восхищения;, с Пьяницей, пившим для того, чтобы заглушить в себе чувство вины за собственное пьянство; с Дельцом, единственным занятием которого было считать и пересчитывать звёзды; с Географом, который никогда не был нигде, кроме собственной планеты; с Фонарщиком, занятым тем, что каждую минуту зажигал и тушил фонарь на своей планете.
Последней планетой, которую посетил наш герой, была Земля, где он встретил Лиса. Хотя Лис — дикий зверь, именно он становится другом нашего героя и объясняет ему, что значит быть ответственным за того, кого приручил.
Лис — это образ мудрого наставника, который помогает понять устройство мира и умеющий ценить духовное родство.
Композиция
В произведении «Маленький принц» Антуана Сент-Экзюпери можно выделить основные две сюжетные линии – история Маленького принца и история летчика. Сказка включает в себя двадцать семь глав, на протяжении которых герои путешествуют по планетам, решают межличностные конфликты, выживают в пустыне и познают смысл бытия.
Автор применяет прием «рассказ в рассказе»: пилот вспоминает то, как маленький принц вспоминал о своей жизни.
Два главных героя создают между собой некий мост между миром «взрослых» и миром «детей». Их встреча значило много для них обоих и повлекла за собой множество выводов.
Главные герои и их характеристика
Каждый герой сказки Антуана Сент-Экзюпери имеет свои отличительные особенности и черты характера. Главные герои «Маленького принца» перечислены в таблице от Многомудрого Литрекона.
Главный герой произведения – Маленький принц | Золотовласый мальчик, не по голам мудрый, но при этом, до знакомства с Лисом, не знал таких вещей, как дружба и любовь. Он добр, отзывчив и имеет богатое воображение. Он один понял причудливую живопись своего собеседника. Живет на своей крошечной планете, где есть всего лишь три вулкана и одна неповторимая Роза. Мальчик очень ответственно относится к своей планете, убирает её по утрам, избавляет от опасных баобабов, терпит несносный характер Розы. В путешествии познакомился со многими взрослыми, но ни одного он так и не смог понять, все они казались слишком «странными». На Земле он познакомился с летчиком и Лисом, которые стали для него друзьями, и Змеёй. Именно тогда, он и находит ответ на свой вопрос о смысле жизни и своего места в нем, когда решает вернуться к своей единственной Розе. |
Летчик, он же рассказчик | Взрослый, который ещё хранит в себе детские надежды и мечты. В ранние годы он хотел стать художником и, нарисовав удава, съевшего слона, был очень огорчен, что все взрослые видели в его рисунке шляпу. Потеряв веру в свой талант, автор стал пилотом, много путешествовал. Совершив вынужденную аварийную посадку в пустыне, встречает Маленького принца. Летчик, по просьбе мальчика, рисует ему маленького барашка. Так начинается их дружба. Герой одарен фантазией, силой воли и добротой. Он делит с Маленьким Принцем все печали и радости, помогает ему. |
Роза | росток, случайно залетевший на планету Маленького принца. Горделивый и жутко капризный цветок влюбил в себя мальчика с первого взгляда. Принц терпел её бесконечные требования и обиды, заваливал её комплиментами, ухаживал за ней и охранял. Прячет и скрывает все свои чувства за манерностью и кокетством. В момент, когда Принц решает покинуть планету, она признается, что любит его, прощается с ним и ни о чем не винит. «Роза» имела прототип в жизни писателя. Это жена Антуана Сент-Экзюпери – Кансуэла. Автор сам признается, что его возлюбленная обладает таким же взрывным, неподвластным характером. Однако автор знал, что её сердце наполнено нежностью и любовью, хоть она и часто прячет его за острыми шипами. |
Лис | Добрый и мудрый зверек с планеты Земля. Встретив Маленького принца, он просит приучить его. Учит мальчика ответственности и дружбе. Из уст Лиса мы узнаем истины и секреты. Он открывает богатство мира искренних чувств. |
«Маленький принц»: как детская сказка стала главным трудом экзистенциализма
Ясным днем в июне 1942 года французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери
обедал в нью-йоркском кафе «Арнольд» с редактором Куртом Хичкоком. Дела у него шли плохо: после роспуска французских войск и падения Парижа он сидел без работы, тяжело переживал гибель близкого друга, а экранизация его книги «
Планета людей
» откладывалась на неопределенный срок.
По привычке, как это часто случалось с ним во время посиделок в кафе, Сент-Экзюпери выводил на скатерти фигуру мальчика. Хичкок поинтересовался у приятеля: кого он изображает? «О, ничего особенного, — прозвучал ответ. — Маленького друга, которого ношу в своем сердце». И тут неожиданно для Антуана редактор предложил ему написать сказку о маленьком товарище для детей. Идея застала Экзюпери врасплох. К тому моменту он уже успел издать романы «Южный почтовый», «Ночной полет», «Цитадель
» и «Планету людей» и стать обладателем Большой премии Французской академии и Национальной книжной премии США. Но вот сочинителем сказок он представлял себя с трудом.
-10% Цитадель Антуан де Сент-Экзюпери Мягкая обложка213 руб237 руб В корзину В корзину
Однако, очень скоро страдающий от депрессии Сент-Экс, как называли его друзья, обнаружит, что работа над волшебной историей для детей — именно то, что нужно ему в это непростое время. Писательство станет спасением, и через 9 месяцев, 6 апреля 1943 года, «Маленький принц
» увидит свет.
Стоит отметить, что успех к печальной истории о наивном мальчике, прибывшем на Землю с крошечного астероида Б-612, пришел не сразу. Критики встретили ее довольно прохладно, а читатель попросту не понял. Лишь через год после выхода книги в журнале «Коммонвел» появилась рецензия критика Гарри Луи Бинса, который назвал произведение Экзюпери «грустной классикой, заставляющей плакать».
Пройдет еще несколько лет, и немецкий философ Мартин Хайдеггер назовет «Маленького принца» одним из величайших трудов экзистенциализма ХХ века.
О чем же хотел рассказать французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери своему читателю, создавая историю о золотоволосом мальчике, высокомерной Розе и преданном Лисе? И почему исследователи его творчества называют эту сказку автобиографичной? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаем вспомнить цитаты из произведения.
Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
В детстве его называли Тонио. Сын аристократов, он проводил свои счастливые годы между уютной квартирой в Лионе и фамильным замком Сен-Морис-де-Реманс, где летом помогал садовнику ухаживать за цветами, забирался вместе с сестрами на чердак в дождливые дни, устраивал бега улиток во время пикников в каштановом лесу и наблюдал, как по вечерам под кваканье лягушек фонарщик Сен-Мориса зажигает на улице одну лампу за другой.
Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво.
Пройдут годы — и об этом беззаботном времени он будет вспоминать во время длительных перелетов и поездок в дальние страны, во время оккупации немецкими войсками Франции и вынужденной эмиграции в США. «Я не уверен, что жил после детства», — напишет он в письме матери.
Мальчик, прибывший на нашу Землю с другой планеты, — это маленький Тони, которого Сент-Экс однажды потеряет и по которому будет сильно скучать.
Но я, к сожалению, не умею видеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверное, я старею.
В 12 лет он впервые поднялся на самолете в воздух. Машиной управлял знаменитый летчик Габриэль Вроблевски, и Антуан сразу полюбил это ощущение невесомости и волнения, которое испытываешь на высоте. Пройдет еще 10 лет, и он с успехом сдаст экзамен на гражданского летчика, а чуть позже — и на военного. На своем первом самолете с серийным номером А-612 он будет перевозить почту на участке Тулуза — Перпиньян, а затем — в Испанию и Дакар.
У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется «астероид Б-612». Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким астрономом.
Можно сказать, что летная карьера Экзюпери шла вверх. В октябре 1927-го его назначили начальником аэродрома в Кап-Джуби — ныне это городок Тарфая на окраине Марокко. В общей сложности в Западной Сахаре он тогда прожил три года.
-10% Маленький принц. Планета людей. Цитадель Антуан де Сент-Экзюпери Твердый переплет514 руб571 руб В корзину В корзину
Этот дикий мир бескрайних песков, населенный змеями и миниатюрными лисичками фенек, которых Экзюпери с восторгом описывал в письмах к сестре Диди, совсем не был похож на пустыню, созданную людьми. Именно в те годы, наполненные одиночеством, будущий литератор проникся безграничной любовью к Сахаре.
Мне всегда нравилось в пустыне. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видно. Ничего не слышно. И все же в тишине что-то светится.
В марте 1929 года срок службы Экзюпери в пустыне закончился. Вскоре он получил должность технического директора отделения авиа (позже вошла в состав «Эир Франс») в Аргентине. Это назначение стало для него судьбоносным: на жаркой латиноамериканской земле уже выросла Роза, которая однажды станет для него единственной на всей земле.
Ее звали Консуэло Суэнцин. Ей было 30, когда Экзюпери встретил ее в в Буэнос-Айресе. Предпочитавший обычно высоких блондинок, в тот вечер он не сводил глаз с миниатюрной брюнетки.
На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы — у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки.
С вечеринки они ушли вместе: на закате солнца он посадил ее в кресло второго пилота в свой самолет, а после полета над залитым электрическими огнями Буэнос-Айресом всю ночь напролет читал ей главы из еще недописанного «Южного почтового». Спустя годы в книге «Воспоминания розы» Консуэло напишет об этой встрече:
«Ночью я проснулась, и он напоил меня горячим бульоном. Потом показал фильм, который снял сам.
— Это то, что я вижу после полетов, — пояснил он.
Образы сменяли друг друга под аккомпанемент странных индейских песен. Я больше не могла — слишком сильное впечатление производил этот человек, слишком богат был его внутренний мир». Через несколько дней она дала согласие стать его женой.
Это был очень гордый цветок.
Их союз был нелегким. Она была подругой Метерлинка и Дали
, и Экзюпери страстно любил эту талантливую, своенравную и темпераментную женщину. Но вместе с тем — раздражался, обижался, злился, уходил и снова возвращался.
Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
Сомнения, которые не раз испытывал писатель во время отношений с этой женщиной, в «Маленьком принце» он воплотил в образе поля, засеянного множеством роз. Время от времени у него появлялись любовницы — «красивые, но пустые», но именно «она напоила благоуханием и зажгла». И поэтому в уста Лиса он вложил важные слова: «Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу».
Именно Консуэлло убедила мужа прислушаться к совету редактора Хичкока и написать детскую сказку, именно о ней он думал во время ночных перелетов, глядя на звезды.
Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.
Угасшие кратеры на планете, где выросла эта прекрасная Роза — отсылка к трем вулканам Сальвадора, откуда жена Экзюпери была родом. Извержение одного из них — Исалько — Антуан застал во время поездки на родину Консуэло: покрытые застывшей магмой огнедышащие горы виднелись прямо из окон родительского дома.
У него было два действующих вулкана. На них очень удобно по утрам разогревать завтрак. Кроме того, у него был еще один потухший.
В конце 1935 года, измотанный постоянным стычками с Консуэло, Антуан решает совершить наиболее длительный перелет на самолете и побить мировой рекорд в 98 часов 52 минуты, добравшись из Парижа в Сайгон, что на юге Вьетнама. Несмотря на уговоры жены остаться, ранним утром 29 декабря он вместе с механиком сел в самолет и взлетел. Они пересекли Францию, затем Средиземное море, долетели до египетской Александрии, где, совершив дозаправку, отправились дальше — в зону бескрайних песков Сахары. Глубокой ночью, полагая, что Каир рядом, Экзюпери пошел на снижение… и на скорости 270 км/ч влетел в огромный песчаный массив. Самолет разбился, летчику с механиком повезло уцелеть. Но они оказались в центре бескрайней пустыни, их бак был пуст. Запас провианта также не внушал оптимизма: небольшой термос кофе, немного вина, несколько виноградин и апельсин. Уже под вечер они видели миражи и только через три дня, умирая от жажды и палящего солнца, были спасены бедуинами.
В первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, и тот был бы не так одинок.
Во Францию они вернулись героями. Вскоре Экзюпери начнет работать над репортажами для газет, освещая Гражданскую войну в Испании, и займется подготовкой эссе для «Планеты людей».
4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, он явился по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран. Его назначили в разведывательную эскадрилью 2/33, где он прослужил вплоть до капитуляции Третьей республики в мае 1940 года.
Ненависть к нацизму растет, желание бороться с ненавистным режимом усиливается с каждым днем. Не способный противостоять ужасам цивилизации, он опишет свой страх за человечество в наивном рассказе Маленького принца о могущественных баобабах, разрушающих планету.
Это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.
Война отняла у Экзюпери родную Францию, в которой он провел счастливые годы детства, она лишила его близкого друга и напарника Анри Гийома, чей самолет был атакован итальянским истребителем. Ярый противник коллаборационистского режима Виши, в конце 1940 года он вынужден был покинуть оккупированную немцами родину и переехать в Америку.
Не люблю я выносить смертные приговоры. И вообще мне пора.
Здесь он ощутил себя, как в настоящей пустыне — среди небоскребов и толп равнодушных людей, бездумно блуждающих по улицам и не способных радоваться простым вещам. Летом 1942 года, страдая от жары, нависшей над Манхэттеном (ее хорошо описал Сэлинджер
в повести «
Выше стропила, плотники
»), он пишет в «Письме заложнику»: «Пустыня совсем не там, где кажется. В Сахаре несравнимо больше жизни, чем в столице, и людный город, полный суеты, — та же пустыня, если утратили силу магнитные полюса жизни».
Это обращение от лица эмигранта к сорока миллионам французов появилось одновременно с «Маленьким принцем» и во многом перекликалось с наивной детской сказкой, герой которой не разделяет ценности короля и делового человека. В «Письме заложнику» Экзюпери повторяет простую истину: превыше всего стоит ценить простые вещи — радость улыбки, тепло дружбы, о которых люди забывают в век господства тирании и коммерции.
Будь у меня пятьдесят три свободных минуты, я бы просто-напросто пошел к роднику.
Через две недели после выхода «Маленького принца» в американском издательстве, он покидает США. «Я не могу находиться вдали от тех, кто испытывает голод», — пишет он и присоединяется к войскам свободной Франции де Голля в Алжире, чтобы продолжить свою борьбу за детские мечты во взрослом мире.
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.
«Маленький принц» — это сказка об одиночестве. Заблудившийся герой этой истории напоминает современного человека, который живет на планете, где все меньше шансов найти «садовника для людей». Маленький Тони потерялся во взрослом мире. Счастливый ребенок, любивший запах цветов и шум дождя, стал разочаровавшимся взрослым. Человечество перестало ценить поэзию, краски и любовь.
-9% Маленький принц (рис. автора) Антуан де Сент-Экзюпери Твердый переплет537 руб590 руб В корзину В корзину
31 июля 1944 года, прямо накануне своей смерти, он написал: «Если меня собьют, я ни о чем не буду жалеть. Меня ужасает грядущий муравейник. Ненавижу добродетель роботов. Я был создан, чтобы стать садовником». В свой последний полет он отправился, размышляя о том, что «жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами больше нельзя» — и не вернулся обратно.
Было это самоубийство, дезертирство или авария — никто не знал. Экзюпери пропал бесследно. Только в 1998 году, спустя 45 лет после исчезновения летчика, рыбак у побережья Марселя нашел браслет с выгравированными надписями «Антуан» и «Косуэло» и нью-йоркским адресом издательства, которое опубликовало «Маленького принца». Еще через 5 лет обломки самолета, на котором Сент-Экс совершал свой последний полет, были найдены на дне Средиземного моря.
…И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда — очень прошу вас! — не забудьте утешить меня в моей печали. Скорей напишите мне, что он вернулся…
Темы
Тематика сказки «Маленький принц» может быть расширена, если читатель нуждается в этом расширении. Если так, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:
- Основная тема произведения — моральная ответственность за свое окружение, за свою малую родину, за свою семью. Автор рассмотрел это понятие в отношениях Маленького принца, Лиса и Розы. Антуан Сент-Экзюпери раскрывает значение ответственности, показывает её значимость и важность в общении людей, в обращении с окружающим миром. Действительно, зачастую мы недооцениваем собственной роли в жизни других людей, и дружба, возникшая между мальчиком и Лисом, подтверждает это. Данного героя можно оценить так идеального наставника, которого хотя бы раз в жизни должен встретить каждый человек. Множество мудрых цитат было сказано Лисом: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», «Мы в ответе за тех, кого приучили».
- Помимо этого, Антуан Сент-Экзюпери в своем произведении затрагивает тему отношений мужчины и женщины. Роза – прообраз жены автора, вспыльчивая, эгоистичная дама. Однако даже при несхожести характеров, семейных ссорах и разногласиях, сила любви снова и снова объединяет супругов. Несмотря на то, что на Земле принц нашел тысячи идентичных цветков, Роза осталась для него единственной и уникальной. Хотя истинную цену и любовь своего сокровища он осознал лишь в разлуке, что и побудило его в финале вернуться на свою планету. «Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении».
- Тема таланта не менее значима. Часто мы воспринимаем мнение окружающих слишком серьезно, тем самым теряя веру в себя, занижая свою самооценку. Так и рассказчик разочаровался в своем таланте художника после комментариев взрослых и стал летчиком. Однако гость с другой планеты вселил надежду в сердце мужчины. Пилот понял, что это не он бездарен, а остальные просто не понимали его. Нужно верить в свое призвание и не отказываться от него под градом критики — такова мораль произведения.
Жанр сочинения
«Маленький принц» — это повесть-сказка, поскольку в ней переплелось как реальное, так и фантастическое, сказочное. Сам герой, его планета, способность понимать и говорить с природой, летать — всё это сказочная составляющая. Реальное — чувства и поведение людей. Ведь вокруг столько честолюбцев, эгоистов, тех, кто больше всего любит славу и власть, а также те, кто с серьёзностью относится к выполнению абсолютно бессмысленной работы. Но ещё правда заключается в том, что люди, разобщены, страдают от одиночества и не знают, как обрести друга.
«Маленький принц», жанр которого можно назвать философской сказкой, а также сказкой-притчей, помогает маленьким читателям формировать нравственные качества, а взрослым посмотреть на себя со стороны и задуматься над своими взглядами и поступками.
Именно поэтому рассматриваемое произведение — не просто сказка, а размышление — о человеке и смысле его жизни на земле, о любви и счастье. Одновременно с этим Экзюпери щедро применяет аллегорию. Все описанные им персонажи и образы в высшей степени символичны. Главные из них:
- Маленький принц;
- Роза;
- Лис;
- Пустыня;
- Вода.
Главный герой — это олицетворение детскости и кристальной чистоты души, который пытается понять не только скрытую суть вещей и явлений, но и смысл собственной жизни.
Роза в этой истории символизирует женственность, женское начало. Она является объектом и источником любви и красоты. Однако, герой не с самого начала сумел понять и разглядеть истинную сущность этой красоты. И, лишь поговорив с Лисом, он понял — красота сама по себе, без внутреннего содержания, ничего не стоит. Обычные земные розы — красивые, но пустые. Ради них не захочется умереть. И пускай его Роза внешне ничем не отличается от них — для него она дороже всех земных цветов.
Роза и Маленький принц олицетворяют аллегорию любви. Так же как мальчик и Лис — олицетворение настоящей человеческой дружбы.
Можно также упомянуть жителей планет, которые посещал маленький путешественник:
- Короля;
- Честолюбца;
- Дельца;
- Географа.
Все они являют собой соответствующие пороки: жажду власти, поклонения, желание заниматься бессмысленным делом.
Проблемы
Проблематика сказки «Маленький принц» изложена в списке:
- Смысл жизни.
Бесспорно, одним из важнейших вопросов, который поставил перед собой Антуан Сент-Экзюпери – смысл жизни. Этот вопрос и волнует Маленького принца, путешествующего от одной планеты к другой. Общаясь с королем, честолюбцем, пьяницей, деловым человеком, фонарщиком и географом, мальчик все же не смог понять, почему ни у кого из них не возникло желание покинуть свой крошечный мир и расширить узкий кругозор. Обитатели планет привыкли жить в зауженных рамках и, вполне возможно, что из-за страха перед новым и неизвестным решили, что никогда не покинут свои планеты. Однако Маленький принц решился бросить вызов и отважился взглянуть себе в душу, попытавшись найти ответ на вопрос смысла бытия. Через долгий путь, юный путешественник обнаруживает истину на Земле в общении с её обитателями, он признал свои ошибки и решил вернуться к своей Розе — к любви и гармонии. - Экология.
«Проснулся утром – убери свою планету» — золотое правило для каждого человека. Маленький принц, начинал свой день с чистки своей крохотной планеты. Ежедневно он спасал её от злобных баобабов, которые своими размерами могли погубить дом принца. Мораль очень проста и не скрываема – любите и охраняйте свою маленькую Родину, ведь никто, кроме Вас самих, не позаботится о ней. Проблема экологии всегда являлась глобальной по всему миру, поэтому не стоит пренебрегать советами автора. - Проблема отцов и детей
. Также одной из проблем, на которой заострил свое внимание автор, является вопрос понимания взрослых и детей или же проблема поколений. «Все взрослые когда-то были детьми. Только мало кто об этом помнит», — одна из важнейших строчек «Маленького принца», описывающая всю суть разногласия детей и родителей. В ситуации рассказчика, который нарисовал удава, съевшего слона, можно сделать вывод, что некоторые вещи неподвластны уму взрослого человека. Яркая фантазия, воображение с возрастом вытесняются бытовыми проблемами и базовыми «необходимыми» познаниями. И нельзя кого-то винить, ведь это законы жизни, которым обязаны подчиняться все без исключения. Смысл произведения
Символика образов воды и пустыни
Но не только люди несут в повествовании глубокий символический смысл.
Аллегориями сказки также являются:
- Вода — символ жизни, которая утоляет жажду затерянных в пустыни людей и является источником всего живого на Земле. В своей книге Экзюпери придаёт воде особый философский смысл: она является основой жизни и одновременно одной из главных, вечных истин. Одновременно с этим пустыня — символ духовной жажды. Она удивительно прекрасна, потому что именно в пустыне скрываются родники, помочь которые человеку помогает одно лишь сердце.
- Пустыня — символ мира, опустошённого, разрушенного и обезображенного хаосом, войнами, жестокостью, эгоизмом, равнодушием. В этом мире человек погибает от духовной жажды.
- Особое глубинное значение несёт в себе образ планеты, с которой и начал своё путешествие Маленький принц. Она символ дома, символ души человеческой, всего того, что так бережно и трепетно хранит человеческое сердце. Этим автор хотел подчеркнуть, что у каждого человека есть то, чем он больше всего дорожит на свете — своя планета, своя Роза, свой Барашек и своя путеводная звезда — Мечта, о которой ни в коем случае нельзя забывать.
Основная идея
Главная мысль, которую хотел донести автор, — это необходимость заботы о ближних, сохранения мира и гармонии в семье и в стране. Экзюпери продемонстрировал свое понимание ценности дружбы и любви и призвал людей задуматься над тем, что действительно важно. В конце наших поисков и скитаний мы приходим к одному и тому же — любви, какой бы сложной они ни была, к себе, кем бы мы ни были, к истине, какой бы она ни оказалась. Тем не менее, человек должен выбраться из своей ограниченной рамками комфорта планеты и постичь мир, который вокруг него. Поиски — источник мудрости и гармонии. Таков смысл произведения «Маленький принц».
Таким образом, за фантастической оболочкой скрываются философские рассуждения о мире, дружбе, любви, ответственности. Сказка-притча включает в себя советы, выраженные в цитатах главных героев, финале и судьбах персонажей. «Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
Планета Маленького принца
Образ планеты Маленького принца тоже связан с основной мыслью произведения. Планета – это символ общего дома и человеческой души. Нужно постоянно ухаживать за своей душой, оберегая её от зла и пороков.
Иносказательно формулирует эту главную мысль Маленький принц: встал поутру – «приведи в порядок свою планету». Кроме того, планета – это символ общего дома людей. Её постоянно надо очищать от зла, символом которого в произведении являются баобабы. Маленький принц рассказывает, что на одной маленькой планете лентяй не стал выдёргивать всего лишь три ростка баобаба, они быстро выросли и погубили планету.
Экзюпери писал произведение в начале Второй Мировой войны, поэтому он размышляет о том, как люди не смогли сразу распознать и искоренить зло – идеи фашизма, в результате они разрослись и раздирают планету ненавистью и войной. Поэтому можно сформулировать ещё одну главную мысль «Маленького принца»: каждый человек несёт ответственность за искоренение зла на земле, за сохранение общего дома.
Чему учит?
Сказка «Маленький принц» заставляет задуматься о том, что человек должен на протяжении всей своей жизни учиться любить, дружить, сострадать и познавать окружающий мир. Выйдя из скорлупы своего одиночества, он может найти смысл бытия в других людях и стать счастливее. Его жизнь обогатится новыми впечатлениями и открытиями, меняющими сознание и обстоятельства.
Чему учит автор? Конечно же, ответственному отношению к своей планете, семье, призванию. Только тот, кто понимает значение долга, может созидать и построить, создать, открыть что-то стоящее. Только трудом и преданностью тому, что тебе дорого, можно свернуть горы на пути к мечте.
Художественные особенности
Каждое издание «Маленького принца» сопровождается авторскими иллюстрациями, которые поясняют содержание книги и обогащают его. Автор выражает свое видение мира через незамысловатые рисунки, знакомые каждому человеку. Они стали популярнее самого произведения.
Книга состоит из развернутых метафор и аллегорий. Так, жители одиноких планет представляют собой популярные человеческие типажи и заблуждения. Король астероида — карликовый деспот, который утешает себя иллюзией власти и могущества, хотя на деле ни на что не влияет. Именно такими являются многие представители правительства. Честолюбца наши современники могут увидеть на просторах социальных сетей, а Экзюпери наверняка находил их повсюду в богемной среде, где принято восхищаться собой и не замечать остальных. Вечно занятый подсчетами деловой человек — это портрет типичного коммерсанта, который все измеряет в цифрах и забывает жить в своем стремлении к подсчетам. Географ — безнадежный теоретик, который не делает ничего из того, что якобы знает.
Весьма интересна композиция «Маленького принца»: «рассказ в рассказе» позволяет читателю находиться сразу в двух реальностях — в пустыне с пилотом и в космосе с маленьким принцем.
Автор: Полина Чернышова
Искренний гуманизм Экзюпери
— Согласны ли Вы с мнением, что из «Маленького принца» выросли Пауло Коэльо и Ричард Бах? Имеется в виду художественная литература, в простой и занимательной форме доводящая до масс какие-то глубокие метафизические идеи.
— О да! Мне это не приходило в голову, но это, по-моему, очень верное замечание. Впрочем, могу говорить только про Баха, точнее, только про «Чайку по имени Джонатан Ливингстон», ни одной книги Коэльо и других книг Баха я не читал. «Чайка» — явление по-своему уникальное в смысле переоцененности, довольно пустое сочинение, поднявшееся благодаря моде на восточную мистику, визионерство и поиски путей «расширения сознания», или же уловившее то, что носилось в воздухе. Воистину «метафизика для обывателей».
Конечно, «Маленький принц» — явление другого ряда, в нем нет намеренного желания мистифицировать глубокомыслием. Экзюпери вполне искренен в своем гуманизаторстве. Но вольно или невольно «Маленький принц» протаптывает дорожку к «Чайке» и «Алхимику», изобилующим отсылками к книге Экзюпери, без него их, вероятно, не было бы, или их успех не был бы таким впечатляющим.
— Есть ли какие-то интересные моменты, связанные с русскими переводами «Маленького принца»?
— Тут история та же, что со всеми настоящими книжками, захватывающими и заставляющими терять голову. Первый и поныне канонический перевод Норы Галь был сделан для себя и без всякого издательского заказа, просто от восторга, и опубликован только несколько лет спустя, в 1959 году. С тех пор появилось еще несколько переводов, в том числе неплохой Андрея Шарова, но простота и изящество перевода Норы Галь остаются, кажется, до сих пор непревзойденными.
🗹