- Краткие содержания
- Жуковский
- Людмила
Людмила – главная героиня баллады. Она ждет любимого, который находится на войне в далеких, чужих краях. Очень долго не возвращается молодой человек. Девушка уже начинает думать, что он ее забыл или изменил, а самое страшное — погиб в бою.
Войско возвращается с войны, но среди солдат нет любимого Людмилы. Девушка испытывает тревогу и страх.
В горе и печали думает Людмила о том, что второй раз она не сможет никого полюбить. Девушка хочет умереть. Она обращается к Богу и говорит ему, что он забыл ее и не хочет, чтобы она была счастливой и любимой женой. Упрекает Бога в жестокости и не милосердии.
Мать девушки говорит, что Бог знает что делает. И если он посылает испытания и страдания, то значит так надо. Но Людмила уверена, что в ее жизни больше не будет счастья. Мудрая женщина говорит, что не нужно гневить создателя, кто смиряется и проходит достойно все страдания и испытания данные всевышним попадает в рай. А кто не хочет смириться судьбе, попадают в ад. Девушке все равно, она хочет умереть и быть с любимым, где бы он не находился и клянет Бога.
Ночью все уснули. В полночь на дороге появился всадник. К дому Людмилы подошел молодой человек и стал спрашивать: «Где его любимая? Не забыла ли она его?» Девушка сразу узнала долгожданный голос любимого человека. Встретившись с женихом, Людмила была счастлива и подумала, что Господь услышал ее молитвы.
Молодой человек сказал, чтобы Людмила быстрей собиралась в дальнюю дорогу. Что нельзя ждать до утра. Оседлав коня, они тронулись в путь. Солдат рассказал, что его дом находится в Литве. Дом маленький из досок и крест над ним стоит. Людмиле все равно, она просто светится от счастья и радости.
К рассвету пара въезжает на кладбище с церковью, крестами и могилами. Конь привез Людмилу к гробу любимого, который лежал там мертвый, бледный и холодный. Не этого хотела девушка. Мечтала об уютном маленьком доме, где жила бы с любимым, а видит окоченевшее синее тело и руки сложенные на груди и затуманенный взгляд мертвеца. Позвал он Людмилу к себе и сказал, что теперь их дом сырая земля. Упала девушка в деревянный гроб. Смерть ее была трагичной и страшной. Мертвецы встали из своих могил и сказали, что Бог слышит все и наградил девушку тем, чего она хотела и просила у него.
Стихотворение учит принимать события, происходящие в жизни, которые человек не может изменить со смирением без жалоб и упреков.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
О произведении
Поэма «Людмила» Жуковского, написанная в 1808 году, стала копией баллады «Ленора» немецкого поэта Готфрида Бюргера. Жуковский переместил героев в Россию, обогатив произведение национальным колоритом. Это полная мистицизма история о девушке, которая ждала жениха из военного похода, но так и не смогла увидеть его живым.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Людмила». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Чему учит
Данное произведение учит быть кротким, смиренным и терпеливым. Смиренные люди попадают в Рай, а бунтовщики — в Ад. Не следует верить обману, который исходит от Сатаны.
Читайте по теме:
Полный список сказок Жуковского для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.
Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса
Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса
Краткое содержание
Людмила томится в ожидании своего возлюбленного. Девушка переживает, что он позабыл о ней или же «в далёкой стороне» нашёл свой последний приют.
Стоя на распутье, Людмила наблюдает за тем, как к своим возлюбленным возвращаются воины, но среди них нет её суженого — «всё погибло: друга нет». Людмила решает, что он умер, и сама готова умереть, так как не способна полюбить другого человека.
Дома мать, встревоженная отрешённым видом Людмилы, пытается узнать, о чём она горюет. Девушка плачет и признается, что не хочет больше жить, ведь Бог совсем позабыл о ней.
Мать успокаивает Людмилу и учит её со смирением принимать все испытания, которые посылают ей небеса. Она напоминает дочери, что «Рай — смиренным воздаянье, Ад — бунтующим сердцам», и просит быть покорной воле Господа. Однако Людмила считает иначе. Она уверена, что «С милым вместе — всюду рай; С милым розно — райский край Безотрадная обитель».
Наступает ночь, и Людмила слышит, как кто-то поднялся на крыльцо и постучал в дверь. Она узнает знакомый голос — это её возлюбленный пришёл за ней. Людмила хочет отложить поездку до утра — «Ветер встал от полуночи; Хладно в поле, бор шумит; Месяц тучами закрыт», но жених поторапливает её, и они отправляются в путь.
Воин рассказывает Людмиле, что его дом находится очень далеко, в Литве — «Хладен, тих, уединённый, Свежим дёрном покровённый; Саван, крест, и шесть досток». Влюблённые скачут всю ночь и к утру прибывают на место. За воротами оказываются не хоромы, а могилы и кресты. Неожиданно конь с седоком падает в могилу, и Людмила вместо жениха «Видит труп оцепенелый; Прям, недвижим, посинелый, Длинным саваном обвит».
При виде мёртвого жениха Людмила «Каменеет, Меркнут очи, кровь хладеет». Бездыханная, она падает в могилу к жениху, а мертвецы с жутким воем окружают свежую могилу.
Встреча с женихом
Потеряв надежду и выплакав все слёзы, Людмила вдруг услышала храп коня и знакомые шаги. Её не смутило, что была уже полночь. Она слышит стук в дверь и голос любимого. На крыльце действительно стоял её жених — цел и невредим. Он настойчиво зовёт девушку поехать с ним в небольшой домик с крестом, который находится в далёком краю Литве.
Людмила сразу позабыла, как проклинала Господа и ещё недавно просила у него смерти, лишь бы быть рядом с любимым. Однако она помнила, что молилась о возвращении жениха и подумала, что Творец услышал и внял её мольбам. Не задумываясь, девушка отправилась в путь с милым сердцу мужчиной.
Молодой человек подгоняет коня со всей мочи. Он будто боится куда-то опоздать. Напряжение нарастает, когда ночь близится к рассвету:
«Конь, мой конь, быстрее мчися;
Звезды утренни зажглися,
Месяц в облаке потух.
Конь, мой конь, кричит петух».
На протяжении всего пути гнетущая атмосфера только усиливается. Между строк чувствуются страх, напряжение и печальная развязка сюжета. Все уже поняли, что ничем хорошим стихотворение не закончится, но только одна влюблённая Людмила не замечает ничего вокруг и спрашивает мужчину об их новом доме.
Её глаза открываются только тогда, когда путешествие заканчивается, и конь проваливается в могилу. Но даже находясь посреди кладбища, девушка никак не может принять реальность. Осознание приходит лишь с созерцанием мёртвого тела жениха в гробу.
«Страшен милый прежде вид;
Впалы мёртвые ланиты;
Мутен взор полуоткрытый;
Руки сложены крестом».
Людмила понимает, что перед ней покойник. Её сердце не выдерживает, когда мертвец начинает манить девушку к себе, немного привстав в гробу. Она падает замертво прямо на прах своего жениха.
Роль образа природы в произведении
Читателю сразу становится понятно, что не узнает счастья без любимого Людмила. Баллада постоянно держит в напряжении. Такого эффекта автор добился и благодаря образам природы. Когда девушка поделилась горем с матерью, то день уже заканчивался. Василий Андреевич придал этому событию особое значение. Он отметил, что солнце село за горы, а долины и рощи погрустнели. Месяц то прятался, то выглядывал из-за туч, а тени были длинными и страшными. Леса в его стихах дремучие, зеркала воды трагически шаткие и холодные, а небо одето в печаль.
Поддерживает грустное настроение природа и тогда, когда едет в чужой край с любимым Людмила. Баллада окутана мистикой, которую читатель чувствует даже через строки. Листья шумят, в глуши слышен свист и чувствуется движение теней. Также писатель использует сравнения. Например, шепот травы очень похож на голос мертвых.
Василий Андреевич на протяжении всего произведения отлично поддерживает одну ноту чувств. Его стихотворение полно грусти и тоски. Читатель невольно проникается мистической энергией.
Трагический финал
Вместо уютного дома девушка получила могилу, а ее жених – труп. Когда-то красивый и живой человек превратился в холодное синее тело. Его руки были сложены крестом, взгляд затуманен. Вдруг мертвец поднялся и поманил девушку к себе пальцем. Также он сказал, что отныне их дом – холодная и сырая земля. Камнем девушка упала в гроб. Другие мертвые поднялись из могил и завили, что Бог слышит абсолютно все, что говорят и думают люди. Он правосуден и за упреки наказал барышню.
Так заканчивается баллада «Людмила». Краткое содержание частично передает эмоции, которые вызывает произведение.
Главная героиня не послушалась матери и продолжала проклинать судьбу, следовательно, небеса, выполнили страшную просьбу. Смерть девушки была ужасной и трагической. Красавица отнюдь не ожидала такого конца. В финале произведения автор не оставляет места для альтернативы. Финиш четкий и понятный. Девица поплатилась за свои беззаконные мысли и упреки.
Дуализм мысли
Автор позаботился и о том, чтобы каждый герой имел свой четкий характер. Его персонажи на протяжении всего произведения имеют позицию, которой придерживаются. Анализ баллады Жуковского «Людмила» лучше всего начинать с описания главных действующих лиц.
Образ девушки – это своеобразный символ неповиновения судьбе. Героиня не может воспринять то, что любимый погиб, и предпочитает пойти вместе с ним в могилу. Из-за своей слепоты через горе барышня сама навлекает на себя беду. В одном из диалогов красавица отмечает, что без милого рая нет, а с юношей ей где угодно будет хорошо. Сначала читателю кажется, что девушка очень сильная, поскольку не желает мириться с потерей. Однако очень скоро становится понятно, что на самом деле ею руководит слабость. Девица не способна переживать неприятности и бороться с трудностями.
Тема баллады «Людмила» крутится вокруг религии и отношений человека и Господом. Если девушка ставит собственные желания выше небесной воли, то фактическим оппонентом в этой ситуации выступает ее мама. Старая женщина на стороне Бога и считает, что это страдание – своеобразный этап, который нужно пережить.
Невидимые персонажи
Еще один герой баллады – любимый Людмилы. Он солдат, погибший на чужой земле. Но в отличие от матери и дочери, у этого персонажа нет собственного характера. Он является лишь оружием в руках Бога. Об истории любви молодых людей не упоминается, однако их чувства очень сильные, поскольку девушка очень долго убивается из-за смерти жениха. Солдат выступает в образе призрака, что влечет Людмилу за собой в иной мир. Он выполняет волю небес. На самом деле, того человека, которого любила девушка, уже нет.
Жанр баллады Жуковского «Людмила» – романтизм. Этому стилю характерна тема человека и судьбы. Автор ввел в произведение еще одного персонажа, которого скрыл за деталями. Четвертый герой – Бог. Именно он был творцом этих событий. Также Всевышний, следя за разговорами и проклятиями девушки, решил исполнить желание и навеки связать ее с любимым.
Понравилось барышне такое окончание жизни или нет, рассуждать трудно. Однако автор четко указывает, что виной всему, что произошло в финале, – бессмысленные слова людей.
Начало поэмы
Действие начинается с описания переживаний девушки Людмилы, которая ждёт своего жениха из военного похода. Она тоскует и страдает. Постепенно тоска переходит в волнение, когда девушка видит из своего окна дружины, которые одна за другой возвращаются из похода.
Когда она понимает, что все воины вернулись, а её любимого нет, то тревога превращается в боль. Девушка знает, что винить в смерти жениха ей некого, поэтому обращает свой гнев на Всевышнего. Её общение с Господом условно можно разделить на три части:
- мольбы и просьбы вернуть любимого домой живым;
- гнев и отречение от Бога за то, что он не может выполнить её просьбу;
- отчаянное желание быть вместе с любимым, даже если ей придётся для этого умереть.
В таком состоянии её застаёт старушка-мать. Услышав, что дочь проклинает Господа, та пытается повлиять на Людмилу. Не одобряет девушку за то, что она противится Божьей воле, просит смириться и принять утрату как испытание. Но слова матери не находят в сердце и душе дочери отклика.
Долгая дорога
Наступила ночь, и все уснули. Когда пробило полночь, в долине показался всадник. Вдруг кто-то подошел к дому и начал говорить. Людмила сразу узнала голос любимого. Парень спрашивал, спит ли его любимая, плачет ли из-за него, а возможно уже и забыла о горе. Когда печальная девушка увидела жениха, то подумала, что Бог сжалился над ней. Так встретились главные герои баллады «Людмила».
Солдат сказал, что нужно ехать. Они оседлали коня и начали путешествие. Мужчина отметил, что дорога очень дальняя и медлить нельзя. В пути всадник рассказал о своем доме. Его новое жилье в Литве. Дом тесный, сбит из шести досок, а над ним стоит крест. Однако девушка не боится мертвого друга. Она счастлива, что любимый рядом.
Месяц уже прятался, и на землю пришел рассвет, когда пара добралась до места. Барышня рассмотрела все вокруг. Это было кладбище с гробами и крестами, а посередине стояла церковь. Конь довез девушку до могилы. Там гроб открылся, и ее ждал возлюбленный – мертвый и холодный. Не такого конца ждала Людмила. Баллада подошла к кульминации.
Завязка истории
Опираясь на немецкий первоисточник, очень легко проводить анализ баллады Жуковского. Людмила в оригинальном произведении носила имя Ленора. Место действия автор переносит на славянские земли. Время не имеет значения. Читая балладу, аудитория может легко представлять события, поскольку они не привязаны к определенным годам.
Главная героиня – девушка. Сюжет начинается с того, что молодая женщина ждет своего любимого, который воюет в далеком краю. Стоя на распутье и высматривая солдата, Людмила думает: возможно, любимый ее забыл, изменил, или еще хуже – погиб. Затем на горизонте появляется войско. Оно идет домой с победой. Однако среди солдат нет ее любимого.
С этих событий начинается баллада «Людмила». Краткое содержание первой части и знакомство читателей с главной героиней нагоняет тревожные чувства.
Мистический характер
С первых строк мастер слова не дает надежды на счастье. Пессимистический настрой усиливают словесные обороты. Например, чрезвычайно эмоциональной является та часть, где девушка говорит о собственной смерти. Без любимого ей не хочется жить, и она просит землю расступиться и образовать могилу.
Постоянно держит читателя в напряжении баллада «Людмила». Жуковский неоднократно обращался к подобным темным темам в своих работах. Также часто автор использовал мистические детали. Не лишено присутствия потусторонних сил и это произведение. Главная героиня ведет беседы с Богом, рассуждает о собственной смерти. Еще один значительный момент – Людмила встречается со своим покойным женихом. Когда влюбленные попадают на мрачное кладбище, девушка видит могилу любимого. Жуковский четко описывает покойника. Его образ страшный и ужасный. Красавица падает мертвой в гроб любимого. В целом история трагическая, но и в некоторой степени поучительная.
🗹