Главные герои “Пиковой дамы” – люди из высшего общества, проматывающие жизнь и состояние в азартных играх, балах, бессмысленных занятиях. Произведение Пушкина больше похоже на рассказ, чем на повесть: в нём чётко раскрыты характеры, много подробных описаний, все образы очень жизненны. Писатель даёт прямую характеристику своим героям, раскрывает их сущность через внутренние монологи, отношения с другими персонажами.
Главные герои
Германн | Сын обрусевшего немца, инженер, не имеющий большого наследства. Вынужден экономить, страдает от недостатка средств, но тщательно это скрывает. Он жаждет богатства, причём быстрого. В душе Германн – чудовище. Хитрый, расчётливый, целеустремлённый молодой человек обманывает Лизавету Ивановну, чтобы проникнуть в дом графини и узнать у неё тайную комбинацию карт. Смерть старухи расстраивает его только с той позиции, что она унесла тайну с собой. После проигрыша попадает в сумасшедший дом. |
Графиня Анна Федотовна | В молодости была безумно красива, разбивала сердца, была азартным игроком. К старости стала невыносима и капризна. Проиграла большую часть своего имущества, муж не позволил ей отдать долг за счёт последних средств, которые были у семьи. Благодаря связи с графом Сен-Жерменом, она справилась с долгом. Именно его она любила всю свою жизнь. В момент повествования старухе 87 лет, она не выдаёт секрет даже перед лицом смерти. Является в виде призрака к Германну, чтобы отомстить молодому человеку. |
Лизавета Ивановна | Молодая девушка, воспитанница графини. Ей приходится терпеть плохое настроение старухи, ежеминутные капризы, перепады настроения. Лиза – скромная, наивная, неопытная, слишком романтичная, но хорошая девушка. Она мечтает о том, что появится человек, который возьмёт её в жёны, чем избавит от несчастного положения в доме старухи. У Лизаветы нет подруг, она живёт в бедной обстановке из-за скупости графини. В конце повести говорится о том, что Лиза удачно вышла замуж. |
Томский, внук старой графини | Молодой граф, сын одного из четырёх сыновей графини. Ему, как и остальным старуха не выдала своего секрета. Молодой человек не умеет держать язык за зубами, он фактически обрекает старуху на смерть. |
Лиза (Пиковая дама Пушкин)
Лиза
Характеристика литературного героя
Лизавета Ивановна – бедная воспитанница, невольно помогающая главному герою Германну проникнуть в спальню старой графини, раскаивающаяся в этом и (о чем читатель узнает из Заключения) в конце концов выходящая замуж “за очень любезного молодого человека”. Отныне она обеспечена, при ней воспитывается бедная родственница”. Образ Л. И. помещен в сюжетное кольцо; от начала к концу се жизнь совершает оборот вокруг оси; социальный сценарий остается прежним – меняются лишь исполнительницы ролей; люди перемещаются из одних “клеточек” в другие – как карты на ломберном столе. Есть ли в этом перемещении закономерность, предрешенность – до конца неясно; контрастный пример “несчастного” Германна и “счастливого” Томского подтверждает это, пример Л. И. отчасти опровергает. По своему положению в свете она не могла надеяться на счастливый брак; ее личная участь – нетипична и заранее непредсказуема.
Это тем заметнее, чем более типична и предсказуема сама жизненная “модель”, которую Л. И. воспроизводит
в своей дальнейшей судьбе: богатая хозяйка и бедная родственница. Ее положение в большом свете – жалко; в общество “равных” ее не вывозят; старуха эгоистична и устройством брака Л. И. не занимается. Во многом именно потому, что у одинокой воспитанницы нет надежды на “достойное” знакомство, ее самолюбивым сердцем столь легко овладевает военный инженер Гер-манн, замысливший выведать тайну “трех карт”, которой владеет старая графиня. На третий день после того, как он узнает о существовании тайны, Германн впервые появляется из-за угольного дома под окнами Л. И.; еще через семь дней она уже интересуется у внука графини Томского, кого тот собирается представить бабушке – военного, инженера? Ни читатель, ни тем более сама героиня не ведают, что она уже попала во власть числовой символики трех карт (3-й день – тройка, неделя – семерка); что мнимый влюбленный постепенно превращает ее в орудие заговора против судьбы, олицетворенной для него в графине. “Молодая мечтательница” вступает в осторожную (не слишком откровенную, не слишком холодную) переписку с Гер-манном.
Но не проходит трех недель (тройка, семерка; трижды семь – двадцать один, “очко” по карточной терминологии), как военному инженеру назначено ночное свидание и описан способ проникновения в дом старой графини. То есть невольно проложен путь к ее (невольному же!) убийству. В сцене бала, которая предшествует ночному свиданию, Пушкин еще раз подчеркивает унизительность роли Л. И. в свете: Томский приглашает ее на мазурку только в отместку своей невесте; при этом он мило вышучивает привязанность партнерши по танцу к инженерным офицерам – и ненароком выбалтывает подробности о Германне. Тема социального одиночества Л. И. и тема ее влюбленности вновь – и окончательно – сомкнуты. Если бы действиями Л. И. руководило стремление переиграть свою несчастную судьбу, если бы она сознательно рассчитывала “ходы” и надеялась с помощью Германна преодолеть свою социальную участь, – то ее ждало бы сокрушительное поражение.
Такова логика повести, ведущая Германна к краху его судьбы. Но в том и дело, что общественное положение лишь формирует “психологические предпосылки” уступчивости Л. И. в ее отношениях с Германном; главное, что она искренно подчиняется зову сердца – только это смирение перед жизнью защищает ее от власти той тайной силы, что завладевает инженером. Когда он, запугав старуху до смерти своим незаряженным пистолетом, так и не выведав желанную тайну трех карт, является в комнату Л. И., та сидит “сложа крестом голые руки”.
Она еще не знает, что стала слепой помощницей убийцы, но уже сожалеет о поспешном приглашении и принимает позу раскаяния, позу Марии Магдалины. А Германн, для которого страдание Л. И. несущественно, а смерть графини менее страшна, чем потеря надежды на разгадку ее секрета, скрещивает руки по-наполеоновски. (Ср. также крестообразно сложенные руки старой графини в сцене отпевания.) Точно так же несостоявшиеся любовники одинаково ведут себя во время отпевания старухи: сначала падает в обморок Германн, за ним – Л. И.; но если причина его падения – демоническая насмешка мертвой графини, то ли увиденная им, то ли причудившаяся, то обморок Л. И. свидетельствует о глубине переживания невольной вины. Само имя героини указывает на ее литературное происхождение от “Бедной Лизы” Карамзина.
Естественно, между ними пролегает пропасть; Л. И., бедная родственница аристократки, отстоит от Лизы, крестьянской девушки, еще дальше, чем военный инженер Г. от гусарского офицера Эраста; доказывать, что “и крестьянки любить умеют”, в 1830-е гг. нет необходимости. Но имя само по себе уже неотделимо от идеи социального страдания, мотива недоразделенной любви, темы косвенной вины, пафоса искренности и сердечности. Все это сконцентрировано в судьбе и образе Л. И., которая, однако, не гибнет в жизненном омуте, но обретает счастье. Карамзинский фон ее образа наложен на другой, не менее значимый фон. Пушкин подробно описывает печальную участь приживалки, домашней мученицы, которой постоянно недоплачивают – и требуют при этом одеваться “как все” (то есть как очень немногие); он подробно говорит о бесконечных капризах старой графини (одеваться! отложить! читать! одеваться! отложить!), о жалком положении Л. И. в свете, – но в самую сердцевину детальной социальной характеристики как бы случайно вживляет цитату из Данте (“Горек чужой хлеб, говорит Данте”).
Цитата (третья часть “Божественной комедии” – “Рай”) сразу выводит образ Л. И. за пределы узкосоциальной роли, возвращает определению “домашняя мученица” оттенок религиозного смысла. Все значимые герои повести так или иначе соприкасаются с демонической силой; Л. И., чья жизнь “подобие ада” – единственная в повести, соотнесена через свое смирение с благими силами Рая, соотнесена, несмотря на невольную вину. Если в “Пиковой даме” есть персонаж, сулящий некое подобие надежды, есть “дама”, которая не “бита”, – то это Л. И. От чего, впрочем, мир, описанный Пушкиным, не делается более счастливым, а фраза об удачном замужестве Л. И. – менее скептической и ироничной.
Вариант 3
В произведении «Пиковая дама» писатель описал несколько персонажей. События в произведении тесно связаны с Лизаветой.
Лизавета Ивановна является бедной девушкой, выросшей у строгой и эгоцентричной графини Томской. Лиза проживает в имении графини, которая держит девушку под строгим контролем. Девушка выдерживает все придирки и издевательства старой графини. Чтобы уехать из имения старухи, героине нужно было найти хорошего человека для замужества. Девушка редко выходила из дома, поэтому найти подходящего жениха почти невозможно. А старая хозяйка полагала, что Лиза станет плохой супругой и не выпускала ее никуда.
Пушкин в точности не описал облик девушки. Хотя читатели могут понять, что героиня имела длинные и темные локоны и белоснежную кожу. О семье Лизы ничего не известно. Лиза считается сиротой и единственной родственницей графини. Госпожа была старой, ей было 87 лет. У Анны Федотовны не было сил искать жениха бедной родственнице. При этом графиня испытывала неприязнь к юной Лизе. Автор наделил ее только положительными качествами, а именно скромностью и терпением, искренностью. Жизнь героини наполнена только трагедией и грустными моментами. Несмотря на все невзгоды, девушка надеялась на то, что скоро все изменится к лучшему.
Лиза почти не появлялась в высшем обществе. Люди из общества особо не интересовались Лизой. Героиня не может ни с кем подружиться. А девушки из высшего общества общаются с ней только тогда, когда им необходима помощь. Лиза является прямой преемницей графини. Героиня чересчур застенчива и не общительна. Девушка очень одинока среди других людей. Из — за высшего общества девушка могла остаться незамужней.
В имении графини Лиза была затворницей и мученицей. Она получала выговоры за каждый поступок. Девушка разливала чай и была виновна в расходовании сахара. Читала книгу и была виновна в грамматических ошибках.
Героиня не была глупой и молчала при каждом оскорблении. Поскольку девушка знала, что обязана графине. Если не госпожа, девушка жила бы на улице и не имела бы никакого представления о высшем обществе.
Она была знакома с основным героем офицером Германом. Девушка помогла ему проникнуть в имение графини. Героиня не знала, почему офицер приходил к ней. Офицер использовал ее, чтобы получить секретную кодовую комбинацию у графини. При помощи Лизы Герман прокрался в дом и стал караулить графиню у кабинета. Когда старуха зашла в кабинет, он напугал ее пистолетом. От страха у графини случился шок, и она скоропостижно умерла. Лиза была огорчена ее смертью и стала единственной наследницей. Чуть позже Лиза вышла замуж за богатого мужчину.
Другие сочинения: <- Образ и характеристика Маши Троекуровой в романе Дубровский? ПушкинОбраз и характеристика Григория Муромского в повести Барышня-крестьянка ->
Характеристика и образ Германна в «Пиковой даме»
С Германном читатель знакомится в первой главе повести Пушкина «Пиковая дама», в которой рассказывается о карточной игре молодых людей. Друзья обращают внимание на то, что Германн никогда не играет, хотя в компании игроков проводит много времени, часами наблюдая за игрой. Сам он признается: «Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым, в надежде приобрести излишнее».
Можно предположить, что наблюдая за манипуляциями игроков, Германн пытается разгадать алгоритм игры. Он смотрит на игру не как на удовольствие и развлечение, а как на возможность повысить свой доход. Он хочет действовать наверняка.
И тут, словно дьявол решил вмешаться в развитие событий. Томский, один из игроков, рассказывает о своей бабушке. Много лет назад некий французский чародей и предсказатель граф Сен-Жермен открыл молодой русской графине три карты, которые помогут ей вернуть проигранные деньги.
Германн был натурой страстной и увлекающейся. Но бережливость и экономность оказались сильнее его страстей, сжигавших изнутри. Он загорелся идеей узнать три заветные карты старой графини. Эта идея целиком захватила молодого человека. У него был небольшой капитал, оставленный отцом, но он не прикасался к этим деньгам, жил скромно на свое жалование. И друзья, предпочитавшие жить в свое удовольствие, нередко посмеивались над рациональностью обрусевшего немца.
Однажды, проходя по петербургской улице, наш герой обратил внимание на старинный дом. От будочника он узнал, что в доме живет та самая графиня, бабушка Томского. В этот вечер он долго бродил вокруг дома, представляя себе, как будет расспрашивать графиню и узнает у нее три заветные карты. В одном из окон он увидел юную девушку. И тогда в его голове созрел план, не очень красивый и не достойный порядочного человека.
Германн решил обольстить девушку, чтобы она впустила его в дом. Он еще смутно представлял себе, что и как произойдет, но он часами торчал возле окон воспитанницы графини, Лизы, стараясь привлечь ее внимание. И наконец, решился на записку. Он проявлял настойчивость и упорство. Он писал Лизе послания одно за другим, пока, наконец, Лиза не согласилась впустить его к себе в комнату.
Но Германна интересовала не Лиза. Вечером он дождался возвращения графини и зашел в ее комнату. Им владела одержимость. Сначала он пытался уговорить графиню, на что старая женщина пыталась объяснить, что не было никаких карт, ни какого Сен-Жермена. Это всего лишь красивая легенда. Но молодой человек уже не был готов отступать, он начал угрожать пистолетом. Слабое сердце старой женщины не выдержало, и она умерла. Образ Германна, созданный Пушкиным в «Пиковой даме» весьма необычен. И интересна характеристика, данная ему Томским на бале, куда Лиза вместе с графиней ездила в этот вечер: «Этот Германн — лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства». Этой фразой Томский сам того не подозревая оказался провидцем. В эту ночь Германн совершил три своих злодейства. Он вскружил голову молодой барышне, проник в чужой дом и явился причиной смерти графини.
Если рассматривать произведение, как реалистичное, можно предположить, что помутнение рассудка у Германна началось в тот вечер, когда умерла графиня. Страх, который он испытал при виде мертвой графини, стал пусковым крючком для развития болезни. Он не получил желаемого, и это настолько сильно подействовало на него, что привело к помутнению разума. Явление мертвой графини можно объяснить как галлюцинацию воспаленного мозга.
После того, как он во время игры понтировал даму пик вместо туза, он был настолько подавлен и растерян, что не мог владеть собой. Болезнь начала прогрессировать с неумолимой скоростью. Как реально имевшее место событие, это произведение может быть интересно психиатрам.
Но есть еще один аспект. Это произведение может рассматриваться как мистико-романическое. И в таком виде оно выглядит привлекательнее и загадочнее. Германн попытался вторгнуться в потусторонний мир, и был жестоко наказан за это потерей рассудка.
🗹