Большая Ямская
Когда-то давно, на окраине некоего южного города, жили исключительно ямщики. А потому местность эту назвали Ямской слободой. Но появились паровозы, и труд жителей района потерял смысл. Ямщики разбрелись кто куда, но название сохранилось. Правда, со временем район начали называть просто – Яма. В этом имелся некоторый социальный и даже философский смысл.
На Большой Ямской (так официально называлась одна из улиц района) располагались дорогие, дешёвые и средние публичные дома. Героини повести Куприна – проститутки, которые трудятся в заведении Анны Марковны Шойбес. Есть дома пошикарнее. Например, заведение Треппеля. Но имеются на Большой Ямской и совсем дешевые, рублевые, куда боится попасть каждая обитательница дома Анны Марковны.
Содержание
Сквозь очерковую описательность, через все не слишком, казалось бы, связанные друг с другом эпизоды, проходит философская концепция автора. Маленький человек не может победить социальное зло, поскольку сам является эпизодом в этом бескрайнем мире. Потому и назвал своё произведение Куприн «Яма». Краткое содержание повести — трагедии в судьбах жительниц двухрублёвого заведения, которых по большей привела в это место горькая судьба – у каждой женщины своя. В третьей части всего девять глав, на протяжении которых действие не сворачивается, но развивается быстро, чтобы в последней главе расставить точки в конце каждой трагедии.
Прежде чем начать разбирать в повести Куприна «Яма» краткое содержание по главам, нужно отметить сюжетные связки между главами и частями. Одна из главных – эксперимент студента Лихонина с Любой. Читателю предстоит решить, действовал он из настоящей любви и христианского сострадания или же просто любопытство толкнуло его к роли вершителя судеб. На протяжении всей второй части повести рассматривается история этих отношений, не отпуская из поля зрения и остальных персонажей.
Платонов
Это главный герой «Ямы» Куприна. Платонов – довольно странный человек. Он много вечеров провел в заведении Анны Марковны, всё знает об унылом, принужденном веселье, которое царит здесь каждую ночь. Ему известны секреты обитательниц заведения. Но ни у одной из девушек Платонов не бывал.
Великие художники избегают темы проституции. Вероятно, у них не хватает самоотверженности, времени, самообладания вникнуть в жизнь падшей женщины. Но если б кто-нибудь создал книгу о проституции, искреннюю и правдивую, она бы стала великим произведением. Приблизительно такие слова произносит Платонов. Прототипом этого героя является сам писатель А. И. Куприн.
Название повести символизирует социальное дно. Но можно ли назвать героинь падшими? Куприн не осуждает их. Он сторонний, объективный наблюдатель. Автор осуждает, скорее, тех, кто меняет жизнь девушек в худшую сторону. Так, одну из героинь в бордель привез не кто иной, как ее муж. Позже оказалось, что он профессиональный мошенник, который тем и промышляет: влюбляет в себя молодую особу, женится на ней, затем отправляет к Анне Марковне за неплохой гонорар.
Бунт
Женя признаётся Тамаре, что заражена сифилисом, но скрывает это ото всех, потому что хочет заразить побольше этих двуногих нелюдей. Они осыпают проклятьями своих клиентов-извращенцев. А потом оставляют всё как есть, то есть лечиться Женя не идёт. Она помнит человека, которому родная мать продала её в десятилетнем возрасте. Зоя вспоминает учителя, который пообещал выгнать её из школы, если она не послушается.
И тут возвращается Люба. Но экономка не хочет впускать её, ругается и дерётся. Женя бросается в драку за подругу. Из соседних комнат выбегают с криками другие девушки, в доме воцаряется истерика. Через некоторое время приходит Симеон с приятелями и влияет на ситуацию физически. Девушки утихомириваются.
В чем же трагедия?
Произведение вызвало неоднозначную реакцию критиков не только из-за скандальной темы. Краткое содержание «Яма» Куприна изложить непросто. Ведь проблематику понять можно из диалогов героев, рассуждений Платонова, страшных подробностей быта героинь.
В доме Анны Марковны творится ужас. Но воспринимается он как нечто обыденное. Девушки продают себя, но лишь немногие из них осознают, насколько жалким, грязным является их существование. К слову, Лев Толстой, не оценил глубокую тему повести «Яма». Прочитав лишь несколько первых глав, он о.
Композиция
Повесть состоит из трёх неравных частей. Первая, где читатель знакомится с персонажами, имеет двенадцать глав. Уже здесь становится понятно, что единого сюжетного стержня здесь не будет, настолько подано разнообразное содержание. Куприна «Яма» – абсолютно художественное произведение, несмотря на публицистическое позиционирование: отсутствие главного героя, хроникальность картин выбранного слоя социальной среды, наблюдательность к мелочам и кажущаяся описательность.
Вторая часть более массивна, и это не случайно. В семнадцати главах зреют конфликты, ищутся выходы, назревает кульминация беспросвета. Лихонин и Платонов продолжают полемизировать о причинах жизнеспособности такой социальной язвы, как проституция. Тонкие нюансы мастера русской прозы не может раскрыть в повести «Яма» краткое содержание. Судьба Любы, словно морской свинки на медицинских опытах, тому примером: как можно об этом в двух словах?
Девушки
Женя – одна из героинь повести А. И. Куприна. Это самоуверенная, красивая, дерзкая девушка. Тамара – личность довольно загадочная. Известно, что прежде она была монахиней. Паша – самая востребованная проститутка в заведении Анны Марковны. Она единственная пришла сюда добровольно. Эта девушка больна. Основной симптом ее недуга заключается в том, что ей нравится ее работа.
Люба – девушка простая, недалекая. С ней приключится история, которая станет одной из ведущих сюжетных линий повести «Яма». Есть здесь и проститутка Сонька Руль. Прозвище получила из-за крупного носа.
Сила искусства
У Анны Марковны не обошлось без скандала, но обстановка гораздо более тёплая, можно сказать – душевная. Дамы сначала поссорились, причём Тамара поняла французскую речь баронессы и ответила на чистом парижском диалекте, что, дескать, да, мы с вами действительно были знакомы – в Харькове, где вы тоже были хористкой, как и я, но не были баронессой. Это у неё, будущей баронессы, был в хоре один из лирических теноров…
А вот у Тамары – вор Сенечка. Она его любит. После гневных речей Тамары, Жени, пьяной Мани Маленькой обстановка накаляется. Дамы собираются уезжать, но на прощанье Ровинская решает спеть романс. Она хорошо знает, чем взять любую публику. И это ей удаётся. Все потрясённо и растерянно молчат, а Женя падает на колени и целует руки той, которую только что гневно обличала. Велика сила искусства. Женя рыдает, Ровинская поднимает её и пытается поцеловать. Женя шепчет ей что-то, и Ровинская отвечает, что это пустяки, нужно несколько месяцев лечиться, и всё пройдёт.
Жизнь обитательниц борделя
Заведение Анны Марковны представляет собой двухэтажный дом. На втором этаже девушки и работают, и отдыхают. Обитательницы этого логова так же разношерстны, как и их клиентура. У каждой своя история. В этом месте они потеряли свои имена, родных, близких, права, принципы и, наконец, свое «я». Жизнь их сера и уродлива, статична и не имеет развития, лишена всякого смысла. Скорее, это не жизнь, а жалкое существование.
О чем пишет Куприн? Об отвратительных обитательницах борделя? Или о мужчинах, которые в своем стремлении получить удовольствие губят судьбы молодых женщин? Можно сформулировать идею повести как угодно, но смысл остается один. Александр Куприн написал страшную историю о проститутках – женщинах, которые жить иначе не умеют.
Автор извлек наружу всю подноготную публичного дома, раскрыл все тайны и хитрости. Мужчина хочет историю о том, как девушка докатилась до такой жизни? Она расскажет ему милую ложь о подлом друге семьи, бросившем ее на растерзание судьбе. Клиенту нужны зрелища и веселая компания? Он получит это, если оплатит девушке шампанское.
В книге плотно переплетаются истории разных девушек. У каждой из них своя жизнь и судьба. Одна попала сюда по собственному желанию. Другая мечтает о сказочном принце. Третья вынашивает жесткой план мести «двуногим подлецам». Всех девушек объединяет лишь одно. Все они ненавидят мужчин, не всех, но именно тех, что готовы платить за любовь. Они презирают их скупость, глупость, склонность к извращениям.
Ответственность
Студент Лихонин не рассчитывал, что тяготы по освобождению Любы обойдутся ему так дорого. Друзья его, правда, согласились помогать ему в адаптации девушки: сам Лихонин взялся преподавать ей историю, географию и арифметику, водить в театр, на выставки и лекции, Нежерадзе учит её музыке и читает поэму Руставели, Симановский — физику, химию и историю культуры. Результаты весьма скромны, хотя средств и времени занимают непомерно много. К тому же, Анна Марковна буквально обобрала Лихонина, прежде чем вернуть ему Любин паспорт.
Студенты пытаются относиться к Любе как к сестре, а она не понимает, считает пренебрежением, перестаёт чувствовать себя желанной, красивой и женственной. Она отказывает в притязаниях всем, потому что привязывается к Лихонину, но любовь её напрягает того. Он уже даже мечтает, чтобы застать кого-то из друзей с Любой, чтобы иметь причину расстаться. Ноша оказывается ему непосильной. И вот, как и предрекали Платонов с Женей, Люба возвращается назад.
Лихонин
Этого студента однажды вдохновляют речи Платонова. В голову ему приходит безрассудная, глупая идея – спасти одну из девушек. Платонов пытается отговорить Лихонина. Хорошо зная нравы и психологию обитательниц заведения, он понимает, что задача эта непростая. Многолетний разврат сделал их глупыми, ленивыми существами. Но студент стоит на своём. Уехать с ним соглашается Люба. В чём же суть перевоспитания проститутки по методу Лихонина?
Студент и его друзья просвещают Любу. Он водит ее по театрам, выставкам. Его товарищи рассказывают девушке о литературных произведениях. Однако в эти моменты их посещают мысли отнюдь не об искусстве. Много сил потрачено, но результата никакого. Люба недоумевает, отчего студент отказывается от интимной связи с ней. Тем временем она превращается в непосильную ношу для Лихонина. Наконец он возвращает Любу в заведение Анны Марковны.
Краткое содержание
Часть первая
I
Окраина южного города К. уже очень давно была заселена преимущественно ямщиками, поэтому получила название Яма. Соответствующие названия носили и две улицы этого «уголка» – Большая и Малая Ямская.
К концу XIX века Яма превратилась в главный городской район проституции. На двух улицах находилось около тридцати домов терпимости. Бордели различались между собой только внешне: богатством обстановки, платой и внешностью женщин. Самым шикарным было заведения Треппеля. Уровнем пониже находились три «десятирублевых» заведения: Софьи Васильевны, Анны Марковны и «Старо-Киевский». Остальные дома терпимости были убогими, грязными и вонючими дырами, которые обслуживали представителей самых низших слоев.
II
Наступает Троица. В заведении Анны Марковны тихое и спокойное обеденное время. Оставшиеся ночевать клиенты уже разъехались. «Барышни» еще спят.
Хозяйка дома терпимости пьет кофе в узком кругу. За столом, кроме нее, сидят: муж Исай Саввич, экономки Эмма Эдуардовна и Зося, околоточный надзиратель Фома Фомич Кербеш.
Кербеш заводит разговор о девушке, недавно попавшей в заведение «обманным путем». Анна Марковна отводит его в сторону и дает сто рублей. Получив взятку, околоточный уходит, предупредив, что новую проститутку лучше куда-нибудь «сплавить».
III
В томительном ожидании вечерней «работы» проститутки вяло разговаривают, играют в карты, слоняются от безделья по комнатам. Красивая брюнетка Женя читает роман. Бывшая монашенка Тамара вышивает рубашку для своего любовника – вора Сеньки.
После обеда экономка Зося призывает «барышень» готовится к вечеру. Проститутки начинают одеваться к приходу первых посетителей.
IV
Несмотря на однообразие жизни в публичном доме, женщины каждый вечер ждут чего-то необыкновенного. Иногда действительно происходят запоминающиеся события. Посетители могут устроить массовую кровавую драку. В заведение может прийти человек, укравший большую сумму денег и в ожидании полиции закатывающий невероятный кутеж.
V
Наступает вечер. Из окон «барышни» видят, как к соседним борделям уже подъезжают первые посетители. Наконец, экипаж останавливается перед заведением Анны Марковны. Эмма Эдуардовна зовет всех женщин в залу.
VI
Первым приходит пожилой толстый чиновник. Он долго выбирает себе проститутку и в конце концов останавливает выбор на Маньке Маленькой. Чиновник очень скуп. Он крайне неохотно расплачивается за музыку, пиво и лимонад.
После «любви» чиновник жалуется Зосе на «холодность» Маньки. Экономка посылает к нему Пашку. Жалобы чиновника возмущают Женю, которая с негодованием ругает «поганца старого», требующего за «проклятый рубль» каких-то чувств.
VII
Постепенно дом терпимости наполняется народом. Приходит завсегдатай заведения – старик по прозвищу Ванька-Встанька. Приезжают любовники Соньки Руль и Тамары, приказчики, студенты, офицеры. Под утро в зал входят несколько студентов, приват-доцент и репортер.
VIII
Студенты весь день провели на природе в компании со знакомыми девушками из приличных семей. Проводив барышень по домам, они еще долго сидели в трактире до его закрытия.
Лихонин предложил поехать к «девочкам». Приват-доцент Ярченко пытался отговорить товарищей от посещения «помойной ямы», но его не послушали. По дороге студенты заехали в ресторан и взяли с собой за компанию репортера Платонова.
IX
Ярченко заказывает отдельный кабинет с вином и закуской для всей компании. К студентам приходит несколько «барышень».
Проститутки с уважением относятся к Платонову. Он сам признается, что каждый день бывает в этом заведении. Репортер ищет в доме терпимости не «любви». Он наблюдает за ужасам жизни публичных женщин.
Платонов рассказывает студентам о поразительном сочетании в русской душе противоположных качеств. Жестокий вышибала Симеон, безжалостно избивающий проституток – глубоко религиозный человек. Бандерша Анна Марковна до безумия любит свою маленькую дочь, которая не знает, чем занимается мать.
Репортер утверждает, что в русской литературе до сих пор никто не смог правдиво описать жизнь проституток. Лишь отчасти это сделал Достоевский в образе Сонечки Мармеладовой.
X
В кабинет к студентам приходит злая Женя. Она на жаргоне рассказывает подругам, что хозяйка посылала Пашку к мужчинам уже десять раз. Платонов приводит измученную проститутку и укладывает ее на диван.
Пьяный Собашников уже давно пытается вызвать на ссору репортера. После привода Пашки он открыто называет Платонова «котом», т. е. любовником проститутки, живущим на ее содержании. Репортер предупреждает, что в ответ на оскорбление может и ударить пьяного студента.
Собашников и Петровский демонстративно покидают кабинет. Ссору они используют в качестве повода незаметно от остальных «заказать» красивую Женю.
XI
В кабинет сначала присылает визитную карточку, а затем заявляется сам актер Эгмонт-Лаврецкий. С его приходом становится намного веселее. Постепенно компания увеличивается.
Один за другим смущенные студенты незаметно уходят с выбранными проститутками. В конце концов остаются лишь Лихонин и Платонов. Репортер продолжает горестный рассказ о чудовищности образа жизни проституток. От обличения публичных домов он переходит к критике всего лживого и продажного человеческого общества.
Под утро студенты разъезжаются по домам. Лихонин просит Платонова задержаться для важного разговора.
XII
При разговоре присутствует Женя и спящая Любка. Лихонин начинает горячо говорить об ужасах проституции. Он смущенно признается репортеру, что готов «вырвать» какую-нибудь несчастную девушку из дома терпимости.
С таким предложением Лихонин обращается к проснувшейся Любке. Платонов и Женя не верят в успех затеи студента, но относятся к ней с сочувствием.
По совету Жени Лихонин «заказывает» Любку к себе домой на весь день. Только так можно забрать ее из заведения, а потом обменять «желтый билет» на настоящий паспорт.
Часть вторая
I
Город переживает «сказочное лето». В нем начинается «строительная лихорадка». За счет нахлынувших со всей страны рабочих население увеличивается втрое. Для обслуги огромной массы мужчин открывается множество новых борделей. В городе резко возрастают заработки. «Бешеные деньги» приводят к увеличению количества грабежей и убийств.
II
В город К. на поезде с молодой красивой женой едет представляющийся коммивояжером Семен Яковлевич Горизонт. Это очень общительный, разговорчивый человек. Он быстро входит в доверие к попутчикам по вагону и даже берется за посредничество в деле одного из них.
На самом деле Горизонт везет в К. несколько женщин самой древней профессии. Время от времени он наведывается в два других вагона, где под присмотром помощников едет «живой товар».
III
«Торговлей женским телом» Семен Яковлевич занимается уже несколько лет и считается одним из лучших поставщиков проституток на Юге России. Он замешан во множестве грязных дел, постоянно скрывается от полиции и меняет фамилии. Горизонт несколько раз был женат с целью получения наследства и последующей продажи молодой супруги в публичный дом.
IV
Всего лишь за три дня Горизонт встречается в К. с огромным количеством людей и устраивает свои дела. Он с выгодой сбывает привезенный «товар». Ничего не подозревающую невесту Сару Семен Яковлевич за тысячу рублей отдает на попечение своей «тетке» – хозяйке одного из борделей.
V
Горизонт производит множество перемен в Яме. При его активном содействии несколько проституток переходят на «уровень» ниже. Каждая перепродажа приносит Семену Яковлевичу прибыль.
VI
В одном из городских кафешантанов на балконе сидят: знаменитая певица Ровинская, влюбленный в нее композитор Володя Чаплинский, баронесса Тефтинг и адвокат Рязанов. Певица жалуется спутникам на скуку и тяжесть артистической жизни.
По просьбе Ровинской вся компания отправляется для развлечения в какой-нибудь публичный дом.
VII
Сначала Ровинская желает посетить самое роскошное заведение – дом терпимости Треппеля. Там певица подробно расспрашивает прилично одетую красивую проститутку – немку Эльзу. Та очень довольна своим положением. Эльза копит деньги, чтобы вместе с женихом открыть пивную.
Ровинская приходит в негодование от такой неприкрытой пошлости. По ее требованию компания переходит в соседний бордель Анны Марковны. К гостям выходят почти все проститутки. Последней появляется пьяная Манька и начинает скандал. Жена обвиняет посетителей в лицемерии: все дамы из высшего общества ничем не отличаются от уличных девок, только тщательно скрывают свои грязные секреты. Тамара продолжает эти обвинения на французском языке. Она напоминает баронессе, что несколько лет назад они с ней вместе служили в Харькове простыми хористками.
Ровинская извиняется за визит и на прощание поет проституткам романс. Ее чудесный голос смягчает сердца женщин. Женя встает перед певицей на колени и шепотом признается в том, что заразилась дурной болезнью.
VIII
С этого дня Женя замыкается в себе и почти не общается с подругами. Однажды она отводит Тамару в сторону и говорит ей, что заразилась сифилисом. Лечиться Женя не хочет. Она намерена как можно дольше скрывать болезнь, ежедневно заражая ею ненавистных клиентов.
После признания Женя возвращается к подругам и со злобой начинает обсуждать мужчин. Внезапно в комнату входит Любка и говорит, что студент ее выгнал. Женщина просит Женю упросить хозяйку взять ее обратно.
IX
В утро Любкиного «бегства» из борделя Лихонин всю дорогу говорил ей высоким слогом малопонятные речи о свободе и равноправии между мужчиной и женщиной.
X
Лихонин привел Любку в свою убогую студенческую комнату, в которой к тому же спал его товарищ – Нижерадзе. Бесцеремонно разбудив приятеля, Лихонин вывел его в коридор и обо всем рассказал.
Нижерадзе скептически отнесся к идее «спасения» проститутки и сразу же предрек, что она рано или поздно вернется в публичный дом.
XI
Оставив Любку одну в комнате, Лихонин отправился прогуляться. Проходя мимо базара, он услышал музыку и радостные крики: гуляли знакомые Лихонину торговки.
Студента усадили за стол, предложили выпить и закусить. Подкрепившись, он почувствовал какое-то непреодолимое желание. Лихонин вернулся домой и подсел к спящей Любке. «Грехопадение» произошло само собой…
XII
Проснувшись в обед, Лихонин только сейчас осознал всю глупость своего пьяного поступка. Тем не менее он решил не сдаваться и любой ценой вернуть проститутку к добродетельной жизни. Лихонин заявил Любке, что «грех» был его непростительной слабостью: между ними возможны только дружеские отношения.
XIII
Лихонин усадил Любку попить чаю, продолжая извиняться за интимную близость. Он все острее ощущал фальшивость ситуации. Из неловкого положения Лихонина вывели зашедшие в гости товарищи: Нижерадзе и Соловьев.
XIV
Все четверо отправились в ближайший ресторан, где к компании присоединился еще один студент – Симановский. Любка была очень смущена и практически не разговаривала. Лихонин вывел ее на улицу и попросил подождать, а сам вернулся к друзьям на совет.
Студенты поддержала затею Лихонина и горячо пообещали свою помощь. Все вместе решили заняться образованием Любки, причем Симановский брал на себя уроки по физике и химии, а также изложение «Капитала».
По требованию управляющего домом Лихонин снял для Любки отдельную комнату, однако перед сном она пришла к нему и опять «соблазнила на грех».
XV
На следующий день Лихонин отправился в заведение Анны Марковны. Экономка Эмма Эдуардовна сразу же догадалась о цели его визита. Она предъявила числившийся за Любкой долг – более 500 рублей. После долгих препирательств экономка согласилась взять половину суммы наличными, а другую половину – векселями. После этого она отдала Лихонину «желтый билет» Любки.
С билетом студент приехал в участок. «Выправить» для Любки паспорт он смог лишь тогда, когда додумался дать околоточному Кербешу взятку.
Любка равнодушно отнеслась к обретению «свободы». Ее больше волновала холодность «миленького», к которому проститутка успела привязаться. Впрочем, с этого времени «грех» между студентом и его подопечной стал происходить постоянно.
XVI
Под давлением управляющего Лихонин был вынужден съехать с квартиры и снять для себя и Любки небольшой домик. Он пытался скрывать от друзей интимную связь с ней, но это ни для кого не было секретом. Постепенно в Лихонине росла неприязнь к своей «случайной жене».
Студенты сообща с относительным успехом занимались обучением Любки и пытались найти для нее подходящую работу. Женщина научилась изготовлять цветочные букеты, однако это занятие приносило очень скромный доход.
XVII
Если уроки Лихонина, Нижерадзе и Соловьева нравились Любке, то занятия с Симановским превратились для нее в настоящую муку. Этот глупый студент пытался вдолбить ей в голову познания по химии и политической экономии. При этом Симановский очень грубо и неумело склонял бывшую проститутку к близости.
Лихонин уже давно тяготился доверчивой любовью Любки и мечтал как-нибудь от нее избавиться. Однажды он пришел в момент очередного бесстыдного «ухаживания» Симановского. Лихонин подло воспользовался ситуацией и с театральными жестами и фразами оставил «любовников» наедине.
Часть третья
I
Всю эту горькую историю Любка рассказывает подругам. На выданные при прощании Лихониным пятьдесят рублей она какое-то время жила, снимая комнату. На приличную работу женщину не брали. Ей пришлось стать уличной проституткой, терпеть постоянные унижения и побои. В конце концов Любка решила вернуться к Анне Марковне.
Эмма Эдуардовна решает принять обратно «блудную» проститутку, но «для порядка» начинает ее избивать. За Любку вступается Женя. В драку втягивается еще несколько женщин.
II
В заведение Анны Марковны уже около полутора лет ходит кадет Коля Гладышев. Зимой его «сделала мужчиной» Женя. С тех пор проститутки в шутку называют юношу ее любовником.
В это лето Коля закончил училище. Он приходит в публичный дом после продолжительного пребывания в армейском лагере, чувствуя себя взрослым человеком.
III
Коля приводит с собой еще невинного товарища – Георгия Петрова. К юношам подсаживаются две проститутки. Петров робко отказывается от предложения одной из них уединиться в номере. Коля с нетерпением ждет Женю, которая пока что занята с клиентом.
Освободившаяся Женя приглашает юношей и еще пару подруг к себе в комнату. Вскоре Тамара уводит Петрова. Женя отклоняет ласки Коли, внимательно его рассматривает и заводит какой-то странный серьезный разговор о судьбе совращенных женщин.
Пожалев молодого человека, Женя признается в том, что больна сифилисом. Коля в слезах уходит, забрав из соседнего номера Петрова. В зале юноши видят толпу женщин, окруживших умершего Ваньку-Встаньку. После их ухода тело старика выбрасывают на улицу.
IV
Платонов бросает работу репортера и нанимается в артель по разгрузке арбузов. Однажды в обед к нему приходит Женя и просит дать совет. Женщина рассказывает, что заболела сифилисом и решила отомстить всем мужчинам. Она каждый день заражала посетителей, но вчера почему-то пожалела молодого мальчика. Женя не знает, как ей жить и что делать дальше. Она думает совершить самоубийство.
Платонов отговаривает Женю. Он советует ей вылечиться и уйти из публичного дома. Женя умна и очень красива. Она с легкостью может сделать рабами многих богатых мужчин и таким образом отомстить им за свой позор.
Женя печально говорит, что уже не способна на это. Прощаясь, она напоследок спрашивает у Платонова: есть ли Бог и загробная жизнь. Тот честно отвечает, что не знает.
V
В заведении Анны Марковны женщины готовятся к обязательному медицинскому осмотру. Женя с самого утра пьет коньяк и разговаривает с Тамарой.
Тамара рассказывает, что повидала в жизни многое: была институткой, певицей, воровала, «делала революцию» с любимым человеком. Публичный дом для нее – всего лишь очередной этап, который скоро тоже закончится.
Женя намекает подруге на свое намерение совершить самоубийство.
Начинается осмотр. Последней доктор вызывает Женю, но ее нет среди собравшихся проституток. Поиски приводят к запертому изнутри туалету. Симеон взламывает дверь. Женя висит на крюке от лампы.
VI
В день самоубийства Жени Анна Марковна продает свое заведение Эмме Эдуардовне. Со смертью Ваньки-Встаньки и Жени в Яме начинается непрерывная череда скандалов, несчастий и убийств.
В этот вечер новая хозяйка собирает всех проституток и объявляет им, что намерена сделать заведение самым шикарным в Яме. При этом она не скрывает, что значительно ужесточит дисциплину. По требованию Эммы Эдуардовны все женщины целуют ей руку. Отказывается одна Тамара.
Хозяйка приглашает Тамару в свой кабинет, хвалит ее за гордость и предлагает стать экономкой на выгодных условиях. Тамара с демонстративной покорностью принимает предложение при одном условии: всем проституткам будет позволено проводить Женю «в последний путь».
VII
На следующий день Тамара приходит в гостиницу, где остановилась Ровинская и просит ее помочь похоронить Женю по христианскому обряду. Певица по телефону приглашает Рязанова. Адвокат, выслушав Тамару, берется за дело.
Тамара встречается с вором Сенькой и говорит ему, что через неделю они вдвоем смогут навсегда уехать из этого города.
VIII
Рязанов достает справку о том, что Женя покончила с собой в припадке сумасшествия. Ее хоронят с соблюдением всех христианских обрядов.
На кладбище приезжают почти все проститутки из заведения Анны Марковны. После похорон Тамара говорит: «…ей в ее яме гораздо лучше, чем нам в нашей…». Она предрекает, что очень скоро их всех «разнесет ветром куда попало».
IX
Спустя полмесяца после похорон исчезает Тамара. Она уже давно поддерживала связь с одним богатым пожилым нотариусом. Дав «любовнику» снотворное, Тамара вместе с Сенькой «обчищают» его квартиру и скрываются. Через год их ловят и садят в тюрьму.
Одна проститутка сходит с ума, еще двух убивают. Венцом несчастий становится ночной разгром почти всех борделей толпой солдат, переросший в «кровавое побоище», на разгон которого были вызваны воинские части.
Через неделю выходит указ генерал-губернатора о немедленном закрытии всех публичных домов в городе. Такой бесславный конец постиг знаменитую Яму.
Болезнь Жени
Эта девушка неглупая и, быть может, именно поэтому всей душой ненавидит двуногих подлецов – именно так она называет клиентов. В доме Анны Марковны регулярно бывает доктор. Если девушка больна, ее отправляют в более дешевое заведение. Медицинского обследования обитательницы дома панически боятся.
Женя узнаёт о своем страшном недуге – сифилисе. Но она, конечно, ничего не говорит об этом Анне Марковне. Более того, она каждую ночь пытается заразить как можно больше мужчин. Такова ее месть. О прошлом девушки известно немного. Но однажды Платонову Женя поведала: в публичный дом ее продала родная мать.
Женя
Появляется девушка. которую и клиенты, и подруги по ремеслу любят и уважают – она красива, насмешлива, дерзка и независима, насколько это тут возможно. Это Женя. Она беспокоится, что девушка Паша на грани, потому что уже более десяти клиентов пропустили через неё.
Женя рассказывает, что как только у Паши проходит обморок и истерика, хозяйка снова направляет её к гостям, потому что Паша пользуется спросом (даже в лёгкой степени олигофрения отличает больных неукротимой сексуальностью, с девушкой именно тот случай).
Конец заведению Анны Марковны
Жене удаётся заразить многих. Только гимназиста, влюблённого в неё, она жалеет. В день обследования она кончает жизнь самоубийством. Печальная участь ждет и других девушек дома терпимости.
Паша впадает в беспамятство, после чего ее определяют в сумасшедший дом. В лечебнице девушка умирает. Тамара исчезает из города со своим любовником-вором. В драке погибает ещё одна проститутка – девушка по прозвищу Манька Маленькая.
Что же касается хозяйки дома, то и ей приходится спасаться бегством. Смерть Жени и недуг, которым она наградила десятки клиентов, а среди них есть и важный чиновник, – все это привело к большому скандалу. Экономка выкупает заведение, которое вскоре разграбят солдаты. В этом весь сюжет книги Куприна «Яма». Итак, каковы были рецензии на повесть, открывшую мрачные стороны общества?
Форма
Эту повесть Куприн снабдил многими чертами новеллы, особенно две последние части, вставив не относящиеся к сюжету эпизоды (торговец Горизонт, певица Ровинская и адвокат Рязанов). Натуралистичность подобных жанров, весьма модная всего за полвека до написания Куприным этой повести, здесь обладает всеми признаками высокой художественности, особенно хороша в этом отношении первая часть. Главным же для читателя остаётся подход автора к теме: честный, неравнодушный. Глубоко сочувствующий, обнаруживающий позиции настоящего художника-гуманиста, поднявший «низменное» до немыслимой высоты, вот такими себя показали и сам автор, и его повесть – Куприн, «Яма».
Краткое содержание отзывы имело, конечно же, самые разные. Не очень любят люди смотреть на себя со стороны объективности, а те, кто «не в теме», то есть – посторонние, обычно не вникают в подобную среду, брезгуют. Да, те социальные проблемы, что подняты в повести, конечно, нелицеприятны. Однако и сила искусства воспевается здесь Куприным, и бичуется порочность общественная, и загадывается о новой системе образовательной и воспитательной, искореняющей существующее невежество. Здесь и мечты о революции, и сила русского характера, и вечная тема обособленности интеллигенции от народа – всё это Куприн. «Яма». Краткое содержание вряд ли способно вместить эту необъятность.
Критика повести «Яма»
Произведение встречено было самыми противоречивыми отзывами. О повести Куприна до сих пор не сложилось у критиков определенного мнения. Эта книга является плодом большого труда писателя, но она вызвала, скорее, осуждение, нежели понимание. Автора обвинили в чрезмерном натурализме и безнравственности.
В советское время критиками о повести почти ничего не было написано. Немногие статьи, предлагающие анализ произведения «Яма» Куприна, были пронизаны идеологией. Проституция – это явление, которое могло существовать исключительно в царской России, автору удалось красочно передать ужасы дореволюционных времен – примерно такой была точка зрения советских критиков. Прошло более ста лет после первой публикации «Ямы». Давно нет ни царской, ни советской России. На произведение Куприна все так же актуально.
Положительные отзывы
Одним из немногих, кто оценил произведение Куприна, стал Корней Чуковский. Писатель согласился с мнением критиков о том, что героини книги действительно омерзительны. Но при этом подчеркнул, что чем больше в них грязи, тем больше позора для общества. Чуковский в статье, опубликованной в журнале «Нива», сказал: «Необходимо перестроить общественный быт так, чтобы не было в нём места для ямы».
Повесть стала последним крупным произведением Александра Куприна. После ее публикации талант писателя, конечно, не иссяк. Он всё так же продолжал создавать интересные рассказы и повести. Но больше уже не достигал столь высоких творческих вершин.
Страшнее, чем война
Над повестью «Яма» Александр Иванович Куприн работал на протяжении шести лет. Он первым осмелился задеть столь больную тему социального общества. В самом же обществе порыв автора совсем не оценили. Произведение назвали порнографическим, на издательство даже подали в суд. Негативных отзывов стоило ожидать. Общественный строй во все времена видит то, что желает видеть. Куприн все же ответил критикам: «Я убежден, что свое дело сделал. Проституция – это еще более страшное зло, чем война, мор, голод. Войны проходят, но проституция живет веками».
Фильм 1990 года
Первую экранизацию «Ямы» Куприна сегодня помнят немногие, несмотря на блестящий актерский состав. Главную роль в этом фильме исполнила Татьяна Догилева. Олег Меньшиков сыграл Лихонина. Правда, согласно сюжету киноленты, молодой человек, решивший перевоспитать проститутку, не студент, а состоявшийся адвокат. Режиссер фильма – Светлана Ильинская. В картине также сыграли Евгений Евстигнеев, Ирина Цывина, Валентина Талызина.
Телесериал «Куприн»
Этот фильм не является экранизацией «Ямы» в полном смысле этого слова. Сериал снят по мотивам не только повести об обитательницах борделе, но и произведений «Поединок», «Впотьмах». Кроме того, нет в фильме такого персонажа, как Платонов. Есть Александр Куприн. В образе писателя перед зрителями предстал Михаил Пореченков.
Женю в сериале сыграла Светлана Ходченкова. Тамару – Полина Агуреева. Роль Лихонина исполнил Антон Шагин. В первой части телевизионного фильма «Куприн», основная сюжетная линия которой основана на повести «Яма», сыграли Екатерина Шпица, Наталья Егорова, Нелли Попова и другие.
Многие знают такие произведения Куприна, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». Неудивительно, ведь повести включены в школьную программу. «Яма» не относится к самым известным книгам Александра Куприна. Интерес к ней возрос после премьеры сериала «Куприн». Стоит сказать, что отрицательных рецензий на литературный первоисточник очень мало. Читатели в основном с восхищением отзываются о повести «Яма».
Сегодня уже никто не назовет книгу Куприна порнографической, как это было в начале минувшего столетия. Она получила гневные отзывы от критиков прежде всего в силу натурализма, непривычной откровенности. Для современных читателей нет ничего странного в описании быта проституток. В книге нет откровенной пошлости и непотребства. Куприн оставил за кадром все лишнее, донеся без потерь глубину эмоций, переживаний героинь.
🗹