Центральной идеей драмы Островского «Бесприданница», является осуждение нравственности общества, где деньги, богатство и знатное происхождение, превалируют над истинными человеческими чувствами. Образы героев, описанных в пьесе, ярко характеризуют представителей купечества того времени, главные герои «Бесприданницы» – люди, для которых искренние чувства человека, стоящего ниже по сословию, не имеют никакой цены. Психологическое произведение Островского стало бессмертной классикой мировой литературы.
Главные герои
Лариса Огудалова | Молодая девушка, не лишенная талантов, она хорошо поет и танцует. Беда девушки в том, что она – бесприданница. Ее романтическая душа мечтает о настоящей любви. Она понимает свое унизительное состояние бедной невесты. Кроткая и наивная, она надеется на взаимную любовь Паратова. Чтобы сохранить положение в обществе, ей предстоит выйти замуж за мелкого чиновника, которого она не любит, понимая ничтожность его натуры. |
Харита Игнатьевна | Мать Ларисы, обнищавшая дворянка. Цель ее жизни – удачно выдать замуж младшую дочь, у которой нет приданого. Не имеет достаточных средств, но старается держаться на уровне с богатыми людьми города. Устраивает званые обеды и ужины, стараясь показать себя в их глазах обеспеченной женщиной. Для нее человеческие чувства чужды, главным является богатство, и определенное положение среди знати, для достижения этой цели – все средства хороши. |
Сергей Сергеевич Паратов | Очень богатый дворянин, уважаемый человек в городе. Привык жить в роскоши, ни в чем себе не отказывая. Любимец женщин, любит пустить пыль в глаза, находиться в центре внимания. Пользуется наивностью Ларисы, соблазняет ее. Постепенно промотал свое состояние, теперь вынужден жениться по расчету, для чего нашел богатую невесту с золотыми приисками. Играет чувствами людей, открыто насмехается над Карандышевым. |
Юлий Карандышев | Мелкий чиновник, завистливый и глуповатый. Не имеет большого состояния, высокомерно относится к Ларисе Огудаловой, считает себя выше ее. Хочет на ней жениться из меркантильных соображений, таким путем мечтает уравняться с богатыми людьми города. Его мелкие и ничтожные поступки вызывают презрение, он жалок и смешон. Эгоистичный и самовлюбленный тип, из чувства оскорбленной гордости, убивает Ларису. |
Образы купцов в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
А.Н. Островский ввел читателя своими пьесами в мир купечества. Писатель удивительно ярко показал нам «темное царство» провинциальных российских городков. Особенно известны в этом плане две пьесы Островского – «Гроза» и «Бесприданница». В обеих драмах перед читателем предстает узкий консервативный мирок патриархального городка, в котором властвуют дикие нравы и обычаи. Там полновластные хозяева лишь те, у кого есть деньги, у остальных нет никаких прав по-своему думать, чувствовать, жить.
Обе пьесы показывают нам изнутри купеческую жизнь двух городов верховьев Волги – Калинова и Бряхимова. Калинов расположен в необыкновенно живописном месте, жителей города окружает прекрасный пейзаж. Но великолепие природы городка резко контрастирует с жизнью его обитателей. Калиновцы четко разграничивают свое поведение: для себя и напоказ. На виду горожане прогуливаются в лучших нарядах, имитируют смиренное, благочестивое поведение. Настоящая же их жизнь спрятана за высокими заборами. Об этом в пьесе хорошо говорит Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства».
Главные самодуры и деспоты в «Грозе» — это Дикой и Кабаниха. Савел Прокофьевич – богатый в городе купец. Но известен он всем не только благодаря своему состоянию, но еще и благодаря своему нраву. Дикой обладает вспыльчивым, взбалмошным характером, он тиран, деспот, самодур. Он груб, жесток и неудержим в своей ярости. Часто достается от купца его племяннику Борису. Борис приехал к дяде, надеясь получить наследство. В итоге, он лишь оказался в полной власти Дикого. Савел Прокофьич издевается над ним, грубит, называет лентяем, не платит жалованья. Но Борис вынужден все это терпеть, так как находится в материальной зависимости от дяди.
В пьесе подчеркивается, что богатые и властимущие люди города корыстолюбивы: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». В пример ставится именно Дикой, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись тысячи. Но самое страшное то, что во всей округе нет силы, способной унять Дикого, поставить его на место. Даже городничий не может с ним справиться. В ответ на просьбу чиновника вести себя чуть более порядочно (слишком много жалоб стало поступать на купца), Дикой ведет себя вызывающе нагло. Он лишь «потрепал городничего по плечу»: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»
Другой яркий представитель купечества – это Марфа Игнатьевна Кабанова. Она тоже тиран и самодур, но у нее другие методы. Кабаниха старается в доме насадить прежние, давно изжившие себя порядки. Все новое пугает ее. Больше всего достается от нее молодому поколению, потому что от них идет угроза, они могут нарушить священные для Кабанихи правила домостроя. Поэтому Марфа Игнатьевна «поедом ест» своих домашних. Каждую секунду она указывает, что, кому и как делать. Катерина, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Кабаниха требует от нее прилюдной демонстрации горя, когда Тихон собирается на некоторое время уехать в Москву по делам: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…» Раз Катерина так не делает, значит, по убеждению купчихи, недостаточно любит Тихона.
Кабаниха религиозна до фанатизма. Но вера ее выглядит, на мой взгляд, довольно странно. Она говорит только о грехе и воздаянии. В ее душе нет места прощению, она сурова и непреклонна. Зато в городе купчиха славится своей добродетельностью. В ее доме частенько останавливаются странницы, славящие отзывчивую хозяйку. «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — замечает Кулигин. Так выглядит «темное царство» в «Грозе».
Пьеса «Бесприданница» была написана Островским спустя почти двадцать лет. За это время в России многое изменилось. Преобразились и купцы. Это уже не невежественные дикие и кабанихи. «Теперь чистая публика гуляет, — говорит хозяин кофейной Гаврило, — вот Мокий Парменыч Кнуров проминает себя». Изменился купеческий облик, стиль и образ жизни. Например, Кнуров приобщился к культуре. У него правильная, изысканная речь. Примечательно то, что Кнуров появляется на сцене с французской газетой в руках, с которой невозможно было бы себе представить Дикого или Кабаниху. Василий Данилыч Вожеватов одет в европейский костюм, что может сказать о стремлении героя к европейской жизни. Но, несмотря на все это, «просвещенные» дельцы в нравственном отношении оказываются ничуть не выше невежественных купцов-самодуров. Это раскрывается через их отношение к Ларисе.
Героиня пьесы – бесприданница, поэтому у нее нет права на любовь. Она служит для богачей украшением их компании, прекрасной вещью. Полюбив всем сердцем Паратова, девушка как бы вверяет ему себя и свое сердце. Но она не нужна герою, так как за нее ничего не дают, и он уже нашел для себя вариант выгодной женитьбы: «Найду выгоду, так все продам, что угодно». Поэтому после ночи, проведенной на корабле, Сергей Сергеевич ловко отказывается от Ларисы. Видя ее страдания, Кнуров и Вожеватов цинично разыгрывают ее в орлянку. К бедной девушке в их мире может быть только одно отношение – вещь, которую можно купить, содержанка, наложница. Выигравший Кнуров не боится людского осуждения. Ведь те деньги, которые он собирается предложить Ларисе, «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать». И, пожалуй, только смерть была способна спасти Ларису из этого беспросветного, унизительного положения. Ведь бедному в этом мире не положено иметь гордость, чувство собственного достоинства. Мы видим в «Бесприданнице», что «темное царство», купеческий мир, изменился внешне, приобрел внешний лоск, стал более образованным… Но в этом мире по-прежнему нет места любви, состраданию, милосердию, человечности.
Второстепенные персонажи
Василий Вожеватов | Друг детства Ларисы. Купец, достигший своего высокого положения и огромного состояния собственным трудом. Безнравственный, лицемерный и циничный человек. Относится к Ларисе, как к игрушке, которую можно купить, продать, разыграть в жребий. Когда по жребию Лариса досталасаь другому, рад, что сумел сэкономить. |
Мокий Кнуров | Один из богатейших людей города. Прагматичный и честный человек, привык называть вещи своими именами. Прямо предлагает Ларисе стать его содержанкой. Женатый, уважаемый семьянин. Низшее сословие не представляет для него никакой ценности. Он уверен, что все в жизни продается и покупается, любит роскошь и удовольствия. |
Аркадий Счастливцев (Робинзон) | Бывший актер, прибившийся к Паратову, для которого так же является игрушкой. Спившийся алкоголик, желание выпить подавляет в нем чувство гордости и собственного достоинства. |
В пьесе «Бесприданница» герои, представляющие так называемые «сливки общества», на самом деле являются подлыми и ничтожными людьми, не имеющие моральных устоев. В списке дана характеристика героев, описывающая основные черты их характеров.
Предыдущая
СочиненияГлавные герои «Фотография, на которой меня нет» характеристика персонажей рассказа Астафьева
Следующая
СочиненияГлавные герои «Калевала» характеристика персонажей карело-финского эпоса
Сочинение 2
Лариса Огудалова
Молодая девушка тонкой душевно натуры, выросшая в порядочной семье и прекрасно воспитанная. Она имеет привлекательную внешность, хорошо образована, прекрасно поет и танцует. Лариса привлекает внимание многих мужчин, но будучи бесприданницей, она лишена возможности хорошо выйти замуж.
Красавица живет с матушкой, чья мечта – как можно скорее выдать дочь замуж за богатого человека. Девушка мечтает покинуть отчий, так как понимает, что мать постарается добиться своего любыми способами.
Лариса кротка, наивна и романтична, она искренне верит в любовь и мечтает выйти замуж за Паратова. Но в свое безвыходном положении она видит только одну возможность – выйти замуж не по любви за мелкого чиновника с гнилой душой, который согласен взять её в жёны без приданного. В итоге девушку губит ревность будущего супруга, но смерть для неё является благом. Тонкая чувственная душа неспособна жить в обществе, где все решают деньги.
Харита Игнатьевна
Мать Ларисы – женщина дворянского происхождения, материальное положение которой давно уже пришло в упадок. Своей целью видит выдать свою младшую дочь за богатого человека, что почти невозможно, ведь девушка бесприданница. Несмотря на свою нищету, Харита Игнатьевна старается пустить людям пыль в глаза, пытаясь показать обеспеченность. Все, что важно для неё – деньги. Для достижения своих целей женщина готова пойти на что угодно.
Паратов
Очень богатый дворянин средних лет, привыкший брать от жизни все. Никогда не был обделен вниманием женщин, любит привлечь к себе внимание. Влюбленная Лариса для него лишь красивая игрушка, воспользовавшись наивностью которой, он поигрался, а затем бросил. Паратов ведет роскошный образ жизни и даже не замечает, как проматывает все свое состояние. После чего ему остается лишь жениться по расчету.
Карандышев
Меркантильный и завистливый мелкий чиновник, решившийся жениться на Ларисе только ради того, чтобы получить место в обществе. Самовлюбленный, он считает девушку неравной себе, но при этом преподносит её всем как свой трофей. Ревнив и жалок. В порыве ревности убивает Ларису, считая себя униженным и оскорбленным.
Василий Вожеватов
Данный герой является другом детства Ларисы. Молодой человек много добился в жизни, теперь это богатый купец. Но это безнравственный и лицемерный человек. Молодая девушка не вызывает у него сострадания, он видит в ней лишь развлечение и объект спора.
Мокий Кнуров
Богатый и уважаемый в городе человек преклонного возраста. Ему нравится Лариса, но он не готов менять свой уже устоявшийся семейный уклад и предлагает девушке стать его содержанкой. Так же как и для большинства персонажей произведения, ему важны лишь материальные блага.
Робинзон
Приятель Паратова, бывший актер и любитель выпить
Характер
Несмотря на разгульную жизнь и постоянное внешнее веселье, Паратов не похож на беспечного гуляку — он холоден, насмешлив, дерзок. Он никогда ни о чем жалеет и не способен к сочувствию и сопереживанию: «Что такое «жаль», этого я не знаю…» О его безжалостности лучше всего говорят его необдуманные и рискованные поступки. Например, он стреляет в монетку, которую держит Лариса: «Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею». И действует равнодушно, с улыбкой, ничуть не задумываясь о том, что для Ларисы эта затея может окончиться трагически. Ради куража разгоняет до предельной скорости пароход. Он умеет увлекательно говорить, а его решительные поступки привлекательны для окружающих. Против такого «героя» печоринского типа устоять трудно. Вот и Лариса Огудалова говорит о нём: «Идеал мужчины». Но такое мнение простительно для неопытной девушки. Она не понимает, что его увлечение — всего лишь на час, а об отсутствии благородства в своих поступках он никогда не задумывается.
Все четверо мужчин, находящиеся в данный момент рядом с ней, не отличаются благородством: Карандышев мечтает с её помощью потешить своё тщеславие; Вожеватов считает, что Лариса — слишком дорогое удовольствие для него, т. к. «всякому товару цена есть», и уступает её Кнурову. Сам же Кнуров уступает её Паратову. Он знает, что Паратов воспользуется неопытностью девушки и бросит её, а тогда уж он увезёт её, сломленную морально, в Париж. Так и получилось: Паратов соблазнил Ларису, натешился её любовью и тут же объявил, что обручён и что Лариса свободна. Его новая избранница — дочь владельца золотых приисков.
Таким образом, в смерти Ларисы конкретно никто не виновен, но виновны все, а Паратов — больше других, потому что только его она любила по-настоящему, а он её дважды обманул.
Паратов мстителен и злопамятен, он сам признаётся в этом: «У меня правило: никому ничего не прощать…»
🗹